Казанские татары и их предки. Почему чуваши считают себя потомками шумеров
Генетическая близость: мокша, эрзя, чуваши, татары казанские, мишари, башкиры
Рассмотрим часть книги генетика и участника многочисленных экспедиций Олега Балановского “Генофонд Европы” (монография. первое издание: конец 2015-го)
Карта генетических расстояний дается по гаплогруппам Y-хромосомы, то есть по мужской линии. Это сравнение популяций, проживающих в Башкортостане, Татарстане, Чувашии и Мордовии. Сравнение идет с генофондом Европы.
Как и всегда, в выборке неродственные индивиды мужского пола в 3-м поколении причисляющие себя к определнному этносу.
Темно-зеленые тона – минимальные генетические расстояния
Желто-зеленые тона – небольшие генетические расстояния
Оранжевый, красный – популяции далеки по происхождению
Темно-красный – максимальные значения генетических расстояний
(Карты, увы, в подобном качестве)
Вот для сравнения республика Башкортостан. По данным переписи, 1,1 миллионов башкир проживают в Башкортостане
Сразу стоит сравнить генетические расстояния от Башкир этого ареала с Казанскими татарами.
Мы видим, что ареал популяций, генетически сходных с казанскими татарами, более обширен и весь обращен к Северо-Восточной Европе. “Зеленая область” впрочем не так велика.
Как пишет Балановский, “Y-хромосомный генетический ландшафт не подтверждает ни булгарскую, ни золотоордынскую версии этногенеза казанских татар.” При этом в понятие “золотоордынский” значит скорее влияние миграций из Монголии и прилегающих территорий во время завоевания. И это актуально для казанских татар!
Однако нужны дополнительные исследования: наука полна сомнений в этом вопросе.
Прилагаю карту Татарстана.
Особое внимание к Волге, по берегам которой на карте “желтые” по отношению к татарам популяции
Сложнее дело обстоит с оценкой количества татар-мишарей. Их количество оценивается приблизительно в 200 тысяч в Татарстане. Из их обширного ареала к настоящему времени по Y-хромосоме изучены только популяции мишарей именно Татарстана.
И их генетическая карта очень интересна: “темно-зеленая зона” опоясывает Самару.
Зона генетического сходства в западном направлении доходит лишь до Прибалтики, но не покрывает ареал западных славян, но тянется широкой полосой светло-зеленых интервалов от Прибалтики до Поволжья и Южного Урала.
Очень “индивидуальны” в этом плане чуваши.
Популяция была изучена в Татарстане. Несмотря на соседство с мишарями и казанскими татарами, и принаджезности чувашского к тюркским языкам, зеленое кольцо – пятно вокруг Нижнего Новгорода
Вот где расположена сама Чувашия.
Сразу вспоминается, что чувашский язык – единственный уцелевший из булгарской ветви тюркских языков.
+Кавказ и особенно Багдад светлее, чем на предыдущих картах. Окрашены территории эти в оранжевые тона умеренно больших генетических различий
+ Своеобразие генофонда чувашей задается в первую очередь резко повышенными (по сравнению со всеми соседями) частотами гаплогрупп E и J, типичных для Передней Азии.
Вот например карта J (возраст более 30 000 лет) из Википедии. Сама же она делится на J1 и J2.
Переходим к не менее интересным этносам Мордовии. И это мокша и эрзя
Споры не утихают очень долго: считать их одним народом или разными.
Но ясно одно: их языки лингвисты выделяет как самостоятельные, то есть различий больше, если бы они были диалектами одного.
По данным переписи 1989 г. только в республике Мордовия насчитывалось более 180 тыс. мокшан.
Но опять же – генетические различия по Y-хромосоме это одна сторона медали: так северно-русская популяция отличатся от остальной, в то время какцентрально-южная половинка русского генофонда и белорусы – практически “генетические близнецы”.
Как мы видим, мокшане “изолированы”.
Близок небольшой ареал среднего течения Волги, строго ограничиваясь ее правобережьем (правобережье по течению реки -как принято в географии)
Ниже прикладываю карту с Мордовией.
Генетический ландшафт эрзян напротив, обширен. И доходит “зеленым” почти до Германии.
Если посмотреть на все карты еще раз, то эрзяне “ярче” соприкасаются со славянами, и происходит это очень равномерно.
Отличия: близость к крымским татарам. У мокшан “просветление” в области Багдада и в Прикавказье.
Мы видим, что по мужской линии (важнейший показатель миграций) мокшане и эрзяне действительно очень различаются.
Но решать кто они: мордва, эрзя или мокша ИМ!
«У татар все-таки меньше коллективного самоощущения, чем у башкир»
Историк опровергает аргументы, которые используются, чтобы переписать татар башкирами.
В различных публикациях в интернете и в соцсетях на волне ожиданий от предстоящей переписи заговорили о таком явлении как «этномиссионерство». Его проявление отмечают со стороны Башкортостана. В качестве аргументов для татар записываться башкирами используются несколько тезисов. Во-первых, на восточной части Татарстана раньше жили башкиры, но татары в начале 20 века их там отатарили. Соответственно, у башкир есть право обашкирить татар Северо-Запада Башкортостана. Во-вторых, в качестве доводов представляются всевозможные генетические исследования, в которых якобы выявлены особенности ДНК для конкретных групп башкиров. В-третьих, в Башкирии особое внимание уделяют родословным-шежере, работе с архивами. В исторических документах выискивают, у кого конкретно или в каких татарских деревень на самом деле башкирские корни или предки.
Доводы этномиссионеров из Башкортостана в интервью KazanFirst комментирует историк Дамир Исхаков.
– Что нам делать с этими аргументами?
– У татар есть исторические свидетельства, что, например, в городе Уфа сидел представитель казанского хана и эта территория принадлежала казанскому ханству. Более того, известный историк Вадим Трепавлов выдвинул тезис, что сибирские Тайбугиды были в определенный исторический период вассалами казанского хана. То есть, фактически рука Казани доходила до Сибири. А восточная часть Башкортостана принадлежала Сибирскому ханству. Это известные вещи.
А Юго-Запад Башкортостана принадлежал Ногайской Орде. Но так как фактически все они – татарские государства, то там естественно татары тоже были. Татары эти положения могут выдвинуть в ответ. Позиция у башкирских комментаторов тогда пошатнётся.
Все вот эти конструирования, что на востоке Татарстана жили башкиры – построены на материалах ревизских учетов. Но писцовые и переписные книги востока Татарстана 16-17 веков вообще не сохранились. Мы начинаем учет населения там только с 18 века.
Если просмотреть специфику этих ревизских материалов, о чем башкирские авторы никогда не пишут, то там учет вёлся по сословному признаку.
Скажем, были категории «ясачные татары», «служилые татары», «чемоданные татары», то есть ямщики, а также купцы, мещане. И в этом ряду была категория «башкиры». Это сугубо сословная категория. Этнические основания у этой категории были когда-то, но к 18 веке этого основания уже сильно размылись.
– Какие сословные права были у башкир?
– В основном по отношению к земельному владению. Они были вотчинниками. Когда-то в очень давние времена считалось, что вотчинниками в Уфимском уезде (затем губернии) должны были быть именно башкиры. Но у некоторых шежере написано, например, у юрматинцев, что у них элитная часть была из ногайцев. Написано, что ногайцы остались по просьбе иштяков-ясачников, когда основная масса ногайцев ушла на Кубань. И после этого эти ногайцы стали «башкирами». Это вторая половина 16 века.
Такая ситуация была и в других регионах. Считать, что все изначально были башкирами – невозможно. Мы знаем множество материалов, в том числе статистических, когда переселенцы отсюда входили в Башкирию как наниматели вотчинных земель, их учитывали отдельно, от них потом тептяри сложились. Через некоторое время тептяри различными способами входили в сословие башкир. Самый просто способ – тептяри женились на дочерях башкир, получали от них приданное в виде земельного угодья. Некоторые – через покупку земель тоже вошли в состав сословия башкир.
Об этом писали и в самой Башкирии. Например, есть замечательная работа такого исследователя как У.Х. Рахматуллин «Население Башкирии в 17-18 веках». Он прямо писал, что на Северо-Западе Башкортостана невозможно разобрать, кто татары, а кто башкиры.
– Какие преимущества получали другие народы, в том числе татары, которые переходили в сословие башкир?
– Поначалу башкиры облагались меньшим налогом. Это было выгодное дело. Но потом там ситуация очень сильно изменилась. Тептярей, башкир и мишарей слили в одно войско, в так называемое «Башкирско-мещеряцкое» войско. Когда башкиры говорят гордо, что в 1812 году завоевали Париж, то в их рядах было много и тептяр, и мишарей, и казаков.
А когда в 1860-х годах Башкиро-мещеряцкое войско ликвидировали, то люди, которые туда входили, получили равные и большие земельные владения и записывались в «новые башкиры». Это в сословном самосознании было важно, потому что было связано с владением землей. Угодий было больше, чем у простых татар, государственных крестьян и так далее.
Это самосознание держалось вплоть до периода ликвидации сословий в Советский период. После революции сословии ликвидировали, отношение к земле поменялось, а с коллективизацией вообще всё это исчезло. Мы во время переписи 1926 года отчетливо видим, что эта группа бывших сословников распалась на составные части. Тогда численность башкир резко упала, а численность татар так же резко поднялась.
– Со стороны башкир звучит, что перед первыми переписями в Российской Империи, Советского союза татарами называли практически всех тюрков подряд и без разбора, туда включали и кавказцев, и азербайджанцев, так далее. Тем самым делается вывод об искусственности понятия «татары».
– Я сейчас завершаю большую исследовательскую работу, которая посвящена всем российским переписям. Расширительное применения термина «татары» в России было, но оно имело некоторые ограничения. Вы никогда не увидите под названием «татары», например, башкир. Казахов, узбеков татарами тоже не называли.
Какие группы называли? Например, татарами называли азербайджанцев, балкарцев и карачаевцев (последние – горские татары), и на Алтае северных алтайцев называли татарами. Изучая этот вопрос, я пришёл к выводу, что именно в состав этих народов вошли кипчаки, внутри которых был мощный татарский сегмент. Это связано со старыми делами, с Кимакским каганатом и так далее.
Азербайджанцы, конечно, относятся не к кипчакской группе, а к огузской. Но у азербайджанцев есть ряд групп, которые говорят на народном уровне на кипчакских говорах.
Российские статистики и администраторы вот это фиксировали, что есть некие языковые сходства у этих групп. Башкиры в эту группу не входили.
– Второй момент – башкирские идеологи очень углубляются в генетику. Почему так получается? Есть же понимание, что этничность, культура — это духовные этажи жизни человека и по крови они не передаются.
– В Башкирии генетическими исследованиями занимаются уже давно, ещё во времена Советского Союза начали работу. Весьма интересно наблюдать за этими исследователями, потому что итоговые данные оказались не очень удобными для башкирских идеологов. Они никогда не публиковали отдельно результаты по генетическим исследованиям жителей Северо-Запада Башкирии. Они как правило рекламируют результаты своих генетических исследований по восточным и юго-восточным группам башкир. А на Северо-Западе генетика общая для татар и башкир. Вообще-то генетические материалы по своим результатам могут стать толчком для фашисткой идеологии. И в истории такое уже было. В фашисткой Германии черепа мерили, цвет волос и глаз осматривали.
Известно, что ни один народ не формируется только на одной генетической базе.
Я, например, специально проводил генетическое исследование себя. Оказывается мой далекий предок жил 35 тысяч лет тому назад. Ну какие татары могут быть в это время? Причем, там отслеживается родство с финикийцами, чеченцами, бактрийцами. Это же древнее население перемещалось из разных районов, перемешивалось. Если такой фундамент вылезает, это же не значит, что имеется в виду современный этнос.
В Башкирии есть несколько групп исследователей-генетиков. Каждая из них хочет побыстрее заработать свою славу. Сразу в этнические дела залезают.
Но серьёзные генетики очень далеки от этих вещей. Я слушал доклады известных ученых, в том числе за рубежом. Во-первых, генетические исследования ещё находятся на самом начальном этапе. Вот если бы был собран весь генетический материал по всему миру, по всем народам, тогда какие-то выводы можно было бы вычленить. Можно было бы узнать о событиях, скажем в Европе, 500-летней давности, кем был предок. А глубже пока все покрыто мраком, очень много неясностей.
– У нас же в Татарстане тоже ведут генетические исследования. В каком направлении они идут? Понятно, что в Башкирии генетикой хотят очертить контуры своей этничности. А как у татар?
– Подобными вещами в Татарстане в основном занимаются любители. Казанский университет было занялся, потом бросили кажется. По факту, есть зарубежные исследователи, которым нужны наши исследования в Татарстане, чтобы добыть местный материал. Здесь в Татарстана наши исследователи являются часть глобального проекта генетических исследований. Заодно мы что-то узнаём и о себе, это да.
В Татарстане несколько тысяч татар изучены. Это уже неплохой результат.
Спешить и делать глобальные выводы об этничности на основе генетических исследований пока не стоит.
Есть ряд московских исследователей, которые уже делают выводы на основе генетики по татарам. Их вывод звучит так: «Татары – все разные».
Это на самом деле очень смешной вывод. Ведь возможно, что такими выводами фиксируется ситуация, бывшая 10 тысяч лет назад.
Мы специально нашли деньги и добыли генетические материалы из внутренней Монголии по маленькому племени татар. Они сохранились в количестве 400 человек и называют себя татарами по племенной принадлежности, но говорят на монгольском языке.
Оказалось, что наиболее близкие родственники этих «монгольских» татар – сибирские татары и наши татары-мишари. Вот как это можно трактовать? Возможно, что из мишарей мы изучили те группы, которые напрямую исходили из времён Золотой Орды. И среди сибирских татар такие есть. Никаких далеко идущих выводов из этого мы не можем делать.
– И третье идеологическое оружие башкирских идеологов – родословные-шежере. Насколько я понимаю, в Татарстане очень многие из татарской интеллигенции завидуют, с какой тщательностью башкиры обращаются к своим шежере. В Башкирии очень хорошо отлажена работа по тому, как с помощью шежере можно любому татарину доказать, что он на самом деле башкир, а не татарин.
– Татары своими родословными тоже занимаются. Например, известный текстолог и специалист по татарским рукописям Марсель Ахметзянов несколько книг издал по этому поводу.
В Башкирии на это обращают особое внимание потому, что них были племенные сообщества, сохранилось много родо-племенных родословных, которые позволяют проследить свои далёкие корни. Когда начинаешь углубляться в эти шежере, то оказывается, что многие шежере связаны с известными татарскими кланами, например, племя Мин (Мең), на территории этого племени основан город Уфа. Сегодня минцы есть в составе ногайцев, в их среде они очень хорошо известное племя. Если ты оттуда и начинаешь искать предка, то вылезет не башкир, а ногаец.
Эти родословные достоверны только более или менее до 17 века. Чтобы этот источник имел научный вид, его надо же перепроверять с помощью других данных. Например, есть эти люди в ревизских сказках? В Переписных книгах? А когда нить уже уходит далеко в глубь, перепроверить это уже невозможно. Можно только в это верить.
Например, есть генеалогии башкирских родов, которые начинаются от Адама. Или от пророка Ноя-Нуха. Есть родословные, которые берут свои начала от Сократа-Локман Хакима.
Башкирские идеологи всё это используют, чтобы конструировать башкир. Даже если человек говорит по-татарски и ощущает себя татарином, но у него в роду есть башкиры, значит он и есть башкир.
Скажем, недавно наш бывший татарский певец Альберт Исмаил в это поверил и заявил, что отныне он башкир.
У татар все-таки меньше коллективного самоощущения, чем у башкир, которые до сих пор помнят о своих родах и кланах. Да, татары индивидуально разрабатывают свои шежере. Я таких людей знаю много.
– А что стало с клановой структурой общества у татар?
– Кланы у татар были. Мы фиксируем целые сообщества – были аргыны, барыны, кипчаки, ширины, мангыты. На карте Татарстана их указать нельзя. Мы можем выявить только некоторые их следы.
Вообще, клановые сообщества лучше всего сохраняются в кочевых обществах. По большей части башкиры были кочевниками, некоторые группы на Северо-Запада Башкирии осели относительно поздно, и они сохранили свои родовые маркеры. У татар такого нет, у нас население перемешанное. Только специальные исследования позволяют выявить эти «кусты» кланов.
Например, по нашему эпосу «Чура-Батыр» известен госдеятель Казанского ханства Чура Нарыков. Он жил в направлении селения Дубьязы Высокогорского района. Там есть и шежере Чура-Батыра. Видно, что там проживало племя аргын и у населения есть специфические особенности в языке.
Иногда, в родословных татар обнаруживаются предки-ногайцы, сибирские кланы, например, буркуты.
– Есть у родословных-шежере потенциал стать точкой сборки современных наций, татар, например?
– Маловероятно, что такой механизм сборки нации пригодится татарам. С точки зрения исследования локальной истории – то да. Таким образом можно историю народа при помощи шежере представить. Но у татар роль шежере не будет такой, как у башкир. Так что свою историю мы восстанавливаем иначе.
Отатаренные чуваши
КАЗАНСКИЕ ТАТАРЫ – ПОТОМКИ БУЛГАР ВОЛГИ
( Из доклада Петрова М.П. Происхождение чуваш. От 26 февраля 1925 г.)
Дело в том, что казанские татары считают себя потомками булгар, а не татар пришельцев из Азии. Выдающимися выразителем этой теории является татарский учёный Гайнундин Ахмаров. Основными доводами его, между прочим, являются следующие утверждения:
1. Казанские татары не любят, когда их называют татарами, названием, которое будто бы навязано им татаро-монгольскими завоевателями булгар
2. Татары, завоеватели булгарского царства, были азиатскими кочевниками, между тем как у казанских татар нет никаких воспоминаний о кочевом быте.
Сущность этих доводов сводится к тому, что современные казанские татары – не настоящие татары, хотя и говорят они на одном из татарских диалектов. Мы принимаем это утверждение, но с ограничением в том смысле, что действительно весьма значительная часть современной татарской массы произошла не от татар. В самом деле, ведь, определённо известно, что в период Золотой Орды, до образования Казанского царства, на Средней Волге, на территории Древней Булгарии, татар почти не было. Бартольдом В.В. доказано, что монгольские завоевания вообще отнюдь не являлись переселением завоевателей, так как большая часть азиатских кочевников обычно обратно возвращалась на родину[1], в новозавоеванной же стране оставлялись только немногочисленные военные силы и небольшое количество чиновников для управления[2].
Таким же образом дело обстояло и в разгромленной Булгарии. Здесь тоже татар почти не было, а было сплошь туземное чувашское население, занимавшееся земледельческим трудом. И только, начиная с 1438 года начался приток в Среднее Поволжье татарского населения, который отмечен в русских летописях. “Началися собиратися (в Казань) мнози варвары от различных стран, от Золотой Орды, и от Асторохани, и от Азуева (Азова), и от Крыма”, в руки которых перешло сначала политическое, а затем и экономическое господство.
Таким образом, началось закрепощение края и населения, а вместе с тем и татаризация, продолжавшаяся и после падения Казанского царства, вплоть до второй половины 19 века. Она шла тем успешнее, что с потерей политического господства, татары не лишались силы экономической. Академик Платонов С.Ф. пишет, что “татары, потеряв политическое господство в своем царстве, не потеряли экономической силы. Под кровом русской власти, они продолжали, в качестве уже государевых помощников, захват и закрепление за собой инородческих земель и их ясачного населения. Успех их был тем вернее, что они ещё сохраняли за собой престиж старых городов края; а затем они лучше русских знали сам край и строй инородческих отношений” [3].
Как быстро шло отатаривание чуваш, видно из следующего. На основании многих документов 16-19 вв. мы находим следы существования чуваш в таких местах, где их в настоящее время вовсе нет, но есть татары. Так чуваши жили в самой Казани, как её постоянные жители, в количестве 150 дворов, за Булаком[4]; г. Арск и Арская земля сплошь была населена чувашами[5]; Лаишевский уезд по обоим берегам Камы занят был ими[6]; к западу от реки Свияги не было татар вовсе, а были чуваши[7]. По свидетельству Стрежневского В.И. в “Выписи из отделённых книг сотника алатырских казаков 155 (1647) упоминаются обширные поместья чувашских мурз в нынешнем Сергачском уезде[8]; видно из ведомости составленной Васильским исправником Станиславским ещё в 1802 г. в которой прямо сказано “они же сами из чуваш”. Далее чуваши в 16 веке жили в Слободском уезде, по реке Чепце, в Елабужском уезде, в Сарапульском уезде и т.д. Во всех указанных местах в настоящее время чуваш нет: они отатарились. Для дополнения картины, позволим себе привести статистические данные по бывшей Казанской губернии:
А) в 1826 г. в Казанской губернии было:
Чуваш всего…………..371758 ч.
Чуваш более на 235288
Б) В 1897 г. по переписи было в Казанской губернии:
Татар более на 231223 ч.
Быстрый и чрезмерный численный рост татарского населения бывшего в 1876 г. почти в два раза меньше чуваш, а в 1897 г. превышавшего их чуть не в 2 раза, объясняется именно поглощением чувашского населения. Страрое Никитино и Новое Никитино, Солдакоеево, Обрыскино, Новое Узеево, Среднее Челны, Тугаево, Сунчелеево и Большие Савруши Чистопольского уезда, Белая Воложка и Утеево в Тетюшском уезде, чувашский Брод в Спасском уезде и прочее и прочее.
Думаем, что сказанного достаточно, чтобы убедиться в том, что значительную часть татарского населения Среднего Поволжья в настоящее время составляют отатарившиеся чуваши. Уже западноевропейские путешественники 17 века (Гакстгаузен и Олеарий) высказываются в том смысле, что казанские татары не ордынские татары, потому что в их быте не сохранилось следов родства с последними. Новейшими же исследованиями точно установлено, что в бытовой жизни казанских татар до настоящих дней удержались обычаи. Верования, вполне совпадающие с чувашскими. Наконец, не надо упускать из виду и того обстоятельства, что сами древние булгары резко отличали себя от татар завоевателей. Это ясно из речей их послов к русскому князю Юрию в 1223 году. “Пришёл народ неведомый, и язык коего прежде неслыхивали, вельми сильный”. – говорили они о пришельцах из глубин Азии. [9]
Отсюда понятно, почему татары казанские не любят отождествлять себя с азиатскими пришельцами 13 века. Таким образом, единственный народ, кроме чуваш, претендующий на происхождение от булгар, оказывается в значительной степени отатарившимися чувашами[10].
1. Бартольд В.В. История Туркестана. Труды Туркестанского государственного университета. Ташкент, 1922, вып. 2;
2. Бартольд В.В.. культура мусульманства. Петроград. 1918, с. 18;
3. Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты. СПб, 1910, С. 101-102;
4. Список списцовых книг по городу Казани с уездом. Казань, 1877;
5. Карамзин. История государства Российского, т. 8, С. 123-125;
6. Списки населённых мест Казанского и Лаишевского уездов с кратким описанием. Казань, 1893;
7. Известия О.А., И, и Э, 1911, т. 27, в. 5;
8. Действия Нижегородского Архива. Комиссии. Выпуск 10, с. 452;
9. Татищев III, 459;
10. Татары, населяющие местность, простирающуюся к северу от Казани и называющуюся по дорогам, по ней проходящим, Нагай-Жулы, Жарей-Жулы, Арча-улы и Алат-жулы, отличаются тем, что в одежде их преобладает белый цвет, являющийся по словам Бессонова А. “национальным цветом финских инородцев восточной полосы России”, к числу которых обычно причисляют и чуваш. (Журнал Мин. Нар. Просвещения, ч. CCXVI, С. 224). Таким образом, здесь мы тоже не можем не видеть явлений татаризации.
Источники:
https://pikabu.ru/story/geneticheskaya_blizost_moksha_yerzya_chuvashi_tataryi_kazanskie_mishari_bashkiryi_5012408
https://kazanfirst.ru/interviews/510744
https://bulgar-national.livejournal.com/65310.html