Кен кизи над кукушкиным гнездом анализ. История создания фильма
Смысл фильма Пролетая над гнездом кукушки
Есть такая старинная английская считалочка про трех гусей, один из которых полетел на запад, второй на восток, а третий – над гнездом кукушки. Все мы знаем, что кукушки не вьют гнезда, значит… Значит, гусь полетел в никуда. Это считалочка про абсурд. И еще американцы о чокнутых, ненормальных людях говорят, как и мы – «ку-ку». Вот почему в Америке сумасшедшие дома иногда называют «гнездами кукушки». Помните это все, потому что мы начинаем разбирать один из самых прославленных фильмов в истории кино, созданных по знаменитой книге с таким же названием.
Роман и фильм
Роман Кена Кизи, у которого не было других настолько же сильных книг, признали библией поколения хиппи. Хиппи, как мы знаем, считали, что современная цивилизация — зло, она калечит и лоботомирует человека, превращая его в жалкого, материально озабоченного и бездуховного мещанина. То есть, это была книжка о свободе личности, и совершенно неслучайно Милош Форман взялся за этот роман. Он был беглецом из социалистического лагеря на Запад и вопрос свободы для него всегда был больным, животрепещущим.
Что ж, Форман бежит в Америку и снимает в этой «цитадели свобод» кино о том, что нет тут никакой свободы и быть не может – пока жива цивилизация.
О чем фильм Пролетая над гнездом кукушки
В центре сюжета – жизнь мужского отделения психиатрической клиники, в которой люди оказались по самым разным поводам. Тут есть откровенные овощи и совершенно невинный мальчик, которого в клинику затолкала родная мать с помощью главного чудовища в этом мире – медсестры Милдред. Вообще, мы видим много мужчин, пострадавших от тиранического женского начала, уязвленных своими женами, матерями и просто миром, в котором, оказывается, властвует женский порядок вещей, призванный ограничивать мужскую свободу. Но есть здесь и жертва покрупнее, как символ зла, причиненного цивилизованным Западом естественному человеку — индеец по кличке Вождь.
И вот в отделение попадает уголовный тип МакМёрфи, ирландец, обвиненный в изнасиловании. Он настроен очень бодро, ему даже интересно «закосить» под невменяемого, чтобы отмазаться от срока. Но он еще не понимает куда попал, и кто такая на самом деле местная медсестра. Всю силу этой ведьмы он почувствует на себе позже. МакМёрфи, что называется, настоящий мужчина – его яйца всегда при нем. И никакая медсестричка не сможет его «кастрировать». Это абсолютно свободный человек, не укрощенный, настоящий самец группы Альфа. Казалось бы, его торжество над миром унылых и злобных тёток неизбежно. Он отказывается следовать местным порядкам – у него свои правила.
Другие пациенты, давно затравленные и сломленные, смотрят на него с восхищением, он дарит им надежду, какое-то подобие веры в себя.
И вот в фильме случается кульминация – Мёрфи устраивает грандиозную вечеринку с проституткой, пользуясь отлучкой главной сестры. Каждый из парней получит свой маленький вечер счастья, вот только финал этого «праздника непослушания» более, чем трагичный. Паренёк, впервые в жизни решившийся на близость с женщиной, покончил с собой из страха перед матерью – медсестра застукала его с проституткой и грозится все рассказать. Все остальные просто подавлены и напуганы: им напомнили, что миром правит жестокий, неумолимый ПОРЯДОК — мертвящий, жуткий, ненавидящий свободу.
А того, кто считал себя несокрушимым, просто отводят на специальную процедуру. Все случившееся оказалось прекрасным поводом для медсестры свести счеты с Мёрфи, отправив его на лоботомию – жуткую операцию, превращающую человека в овощ. Трудно поверить, но в середине 20 века она была очень популярной, изобретатель лоботомии даже получил Нобелевскую премию. Итак, поздно ночью искалеченный Мёрфи возвращается в палату. Его никто не видит кроме Вождя. Он сразу понимает что случилось, душит Мёрфи подушкой, а затем ломает окна лечебницы и навсегда выбирается на свободу.
Скрытое послание фильма Пролетая над гнездом кукушки
Таким образом мы видим, что во всей этой истории есть один единственный человек, способный измениться и обрести полноту жизни – тот, кто в начале фильма даже не умел говорить. Все, что случилось, всколыхнуло его память, разум – все его существо – и подтолкнуло к свободе. Он не мог не убить Мёрфи, потому что герой должен остаться героем. Мёрфи сам бы попросил его об этом как о милости, если бы еще сохранил способность думать и говорить.
Удивительно, но с каждым годом фильм Формана наполняется все новым смыслом. Мы видим, как общество, выстроенное, казалось бы, на разумных и прогрессивных основаниях, каждый день лишает человека свободы и права на выбор. Многие открыто говорят, что в этой цивилизации естественное мужское начало подавлено – оно не нужно, ему нет места. Люди каждый день кастрируют и лоботомируют себя сами в ужасе перед свободой, в страхе не вписаться, вызвать недовольство «курятника».
Ни одного вскрика, всплеска воли , свободного желания вы не услышите в царстве потребления и политкорректности. А ведь социалистический лагерь, которым нас так пугали как местом подавления свободы личности, давно уже распался. Почему же человек не стал вольным и прекрасным в новом мире – мире победивших «прав и свобод»?
15 фактов об экранизации «Пролетая над гнездом кукушки», которые вы могли не знать
Фильм Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки», премьера которого состоялась ровно 40 лет назад, получил признание критиков и имел оглушительный кассовый успех. А еще он помог его авторам заставить «Оскарами» целую полку. Даже если вы и без того приходили в восхищение от сложной истории о жизни в психиатрической больнице 1960-х годов, есть несколько интересных фактов о съемках этого фильма, о которых вы, скорее всего, не знали.
1. Проект чуть не угробили… таможенники. Несмотря на весьма посредственный успех театральной постановки романа Кена Кизи 1963 года, главную роль в которой исполнял Кирк Дуглас, легенда Голливуда Дуглас проявил недюжинную решимость в реализации желания сделать еще и киноадаптацию книги. Дуглас связался с чешским режиссером Милошем Форманом и попытался увлечь его проектом, пообещав переслать ему экземпляр книги для чтения. Дуглас отправил роман по почте, но посылку конфисковали чехословацкие таможенники, и она так и не добралась до режиссера. Не зная о судьбе посылки, режиссер был возмущен тем, что Дуглас нарушил обещание. Сам же Дуглас в это время размышлял над тем, что со стороны Формана было не очень-то вежливо молчать по поводу полученной книги. Потребовалось целых 10 лет, чтобы разобраться в этой запутанной истории. Ситуация прояснилась только тогда, когда сын Кирка Майкл Дуглас решил сам заняться производством фильма и связался с Форманом еще раз.
2. Одна из студий хотела изменить концовку. Когда продюсеры искали студию, которая заинтересовалась бы производством фильма, «20th Century Fox» выразила свое согласие участвовать, но с большой оговоркой. «Fox» были готовы выступить дистрибьютором, если создатели фильма изменят концовку. Студии хотелось, чтобы МакМерфи остался в живых. Продюсеры Сол Заенц и Майкл Дуглас пораскинули мозгами и ответили отказом. Фильм в конечном итоге достался кинокомпании «United Artists».
3. Джек Николсон и Луиза Флетчер не были первыми претендентами на свои роли. Когда Кирк Дуглас в первый раз хотел перенести Над кукушкиным гнездом на большой экран, он думал, что сыграет роль Рэндла Патрика МакМерфи сам – так, как играл его на сцене. Когда спустя 10 лет съемки всё-таки начались, Дуглас был уже слишком стар для этой роли, но попытался повлиять на выбор режиссера Формана, предлагая вместо себя Джина Хэкмена, Марлона Брандо, и своего персонального любимца Берта Рейнольдса. Только потом создатели фильма сделали выбор в пользу Джека Николсона. На роль главной злодейки фильма, медсестры Милдред Рэтчед, рассматривались многие актрисы, например, Энн Бэнкрофт, Коллин Дьюхёрст, Джеральдин Пейдж и Анджела Лэнсбери. В итоге роль получила Луиза Флетчер.
4. Луиза Флетчер изменила режиссерское видение её персонажа. Изначально Форман считал, что медсестра Рэтчед сразу должна выглядеть как «олицетворение зла», однако эта характеристика плохо подходила игре Луизы Флетчер. Посмотрев пробы Флетчер, режиссер изменил свой взгляд на эту героиню: «Постепенно я начал осознавать, что куда интереснее будет показать зло, невидимое глазу. Она – лишь инструмент зла. Она даже не подозревает, что является злом, поскольку уверена, что на самом деле помогает людям». Новый взгляд на персонажа послужил причиной того, что именно Флетчер выбрали на эту роль.
5. Некоторые звезды фильма не были профессиональными актерами. После того, как было решено использовать в качестве места съемки государственную больницу штата Орегон, продюсерам пришло в голову попросить её директора доктора Дина Брукса сыграть доктора Джона Спиви, который должен был оценивать психическое состояние МакМерфи. Брукс согласился, и его роль в результате оказалась довольно большой, хотя она и стала его первой и последней актерской работой. Он также помог сделать так, чтобы многие из его пациентов сыграли роль массовки в фильме. Еще одним человеком без актерского прошлого был Мэл Ламберт, сыгравший начальника порта, протестовавшего против устроенной МакМерфи рыбалки. Более того, Ламберт, будучи уважаемым бизнесменом, имевшим хорошие отношения с местной индейской общиной, помог съемочной группе найти Уилла Сэмпсона. Этот гигант ростом в 6 футов 5 дюймов (195,6 см – прим. перев.), художник по роду занятий, впервые выступил в качестве актера и сыграл одну из главных ролей в фильме – Вождя Бромдена.
6. Во время съемок актеры жили в больничных палатах. Все актеры, которые играли пациентов, на самом деле жили в помещениях психиатрического отделения государственной больницы штата Орегон на протяжении всего периода съемок. Мужчины не только ночевали там, но и всё свободное время проводили на территории больницы, «пытаясь понять, что значит быть госпитализированным» (как выразился актер Винсент Скьявелли). Им также приходилось общаться с реальными психиатрическими пациентами.
7. Многие сцены были сняты без ведома актеров. Чтобы добиться большей реалистичности происходящего на экране, Форман лично проводил с актерами сеансы групповой терапии, на которых он помогал им достигнуть органичного развития психических недугов своих персонажей. Он часто начинал снимать актеров, не говоря им о том, что камеры включены. Итоговая монтажная версия фильма включает в себя кадры, на которых заметно раздраженная Флетчер реагирует на слова, брошенные ей Форманом.
8. Форман и Николсон разругались из-за сюжета фильма. Хотя это могут быть всего лишь слухи, многие источники сходятся в одном: большую часть съемок актер отказывался разговаривать с режиссером. Николсон не согласился с предложением Формана о том, чтобы пациенты больницы на момент прибытия МакМерфи были неуправляемой толпой людей. Вместо этого актер настоял, что такое отрицание власти медицинского персонала должно начаться только после того, как МакМерфи начнет вмешиваться в их жизнь и распорядок дня. Несмотря на то, что версия, которую мы видим в фильме, кажется ближе к идее Николсона, что может означать, что Форман в конечном итоге последовал его совету, Николсон тем не менее отказался общаться с режиссером после этого спора. Когда звезде и Форману нужно было что-то сказать друг другу, они использовали в качестве посредника оператора Билла Батлера.
9. Дэнни ДеВито в процессе съемок придумал себе воображаемого друга. Чтобы пережить эмоциональное напряжение и сложный съемочный процесс, который разлучал его с находящейся на расстоянии 3000 миль от него будущей супругой Реа Перлман, ДеВито пустил в ход необычный защитный механизм – придумал себе воображаемого друга и вел с ним долгие ночные беседы. Со временем его начало беспокоить, что такое поведение может свидетельствовать об ускользающем здравом уме, и ДеВито обратился за советом к доктору Бруксу. Тот заверил его, что оснований для беспокойства нет, пока актер может осознать, что его друг является вымышленным.
10. Съемочная группа беспокоилась о психическом здоровье одного из актеров. Развеивая опасения по поводу ДеВито, доктор Брукс в то же время разделял опасения съемочной группы по поводу Сидни Лэссика, который играл Чарли Чесвика. По ходу съемок Лэссик становился всё более непредсказуемым и эмоционально неустойчивым и почти не выходил из созданного им образа. В итоге всё закончилось его истерикой со слезами во время работы над финальной сценой между Николсоном и Сэмпсоном. Лэссика сочли слишком эмоциональным и при монтаже вырезали из сцены.
11. Флетчер снимала с себя одежду, чтобы подружиться со своими коллегами. Флетчер завидовала духу товарищества, возникшему между её коллегами-мужчинами, и старалась развеять любые ассоциации, которые порождала тирания её персонажа в кадре. Однажды вечером она зашла в переполненную больничную палату и сорвала с себя платье. Годы спустя актриса смеялась, так прокомментировав свои мысли в той ситуации: «Я покажу им, что я настоящая женщина, под всем этим, ну вы знаете».
12. Сцена рыбалки могла не войти в фильм. Изначально Форман был решительно против включения в фильм сцены, действие которой происходило за пределами больницы. Он боялся, что временное освобождение подорвет драматический накал концовки фильма. В конце концов Заенц убедил режиссера снять сцену рыбалки попозже. Это была последняя сцена из числа отснятых и единственная выбившаяся при съемке из хронологического порядка событий в картине. На что стоит обратить внимание в сцене рыбалки, так это на превосходное камео Анджелики Хьюстон. Актрису, которая на момент съемок встречалась с Николсоном, можно разглядеть в числе зрителей на причале в то время, как МакМерфи и его друзья-пациенты направляют украденную лодку к берегу. У неё роль без слов.
13. «Пролетая над гнездом кукушки» стал первым за 41 год фильмом, который выиграл «большую пятерку» наград Киноакадемии. Со времен фильма 1934 года «Это случилось однажды ночью» не было такого, чтобы один фильм взял «Оскар» одновременно за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую главную мужскую роль, лучшую главную женскую роль и лучший сценарий. «Пролетая над гнездом кукушки» получил все эти призы, включая победы Николсон и Флетчер в актерских категориях. Рекорд никто не сможет повторить еще целых 16 лет после этого, пока на экраны не ворвется «Молчание ягнят».
14. Прокат фильма был одним из самых длинных в истории кино. «Пролетая над гнездом кукушки» с успехом показывали по всему миру, но только шведские зрители восхищались им особенно долго. «Гнездо кукушки» оставался завсегдатаем экранов местных кинотеатров до 1987 года – на протяжении 11 лет с момента его выхода.
15. Кизи отказался смотреть фильм (но случайно всё же увидел кусочек). Эта история порадует любого сторонника движения под условным названием «А книга всё равно лучше». Автор романа «Пролетая над гнездом кукушки» Кен Кизи невзлюбил фильм, как только узнал, что его создатели не стали использовать Вождя Бромдена в качестве рассказчика. Кизи наотрез отказался смотреть фильм, но один источник утверждает, что как-то вечером он всё-таки случайно наткнулся на него во время переключения телевизионных каналов. После того, как Кизи понял, что он смотрит, он быстро сменил канал. По словам писателя Чака Паланика (который сам благословил режиссера Дэвида Финчера на полное изменение сюжета киноадаптации его романа Бойцовский клуб ), Кизи однажды сказал ему в частной беседе, что материал его не так уж и волновал.
Автор: Майкл Арбайтер (Michael Arbeiter)
“Над кукушкиным гнездом”: кто такой Вождь? В чём смысл фильма?
…кто из дома, кто в дом,
кто над кукушкиным гнездом.
Старая считалочка про гусей задаёт такой тон книге Кена Кизи, от которого дух свободы витает прямо между строчек. И хоть одноимённый фильм Милоша Формана (1975 г.) не отражает всей сути первоисточника, всё же он заслуживает своего внимания. Особенно интересно посмотреть фильм со стороны Вождя Швабры, узнать его видение и понимание устройства не только психлечебницы, но и всего мира в целом. Ведь именно от его лица ведётся повествование в книге.
По его мнению, мир представляет собой некий Комбинат, который перерабатывает людей и делает из них послушных машин. В фильме про Комбинат ничего не упоминается, но сама больница олицетворяет его как нельзя лучше. Во главе с деспотичной Большой Сестрой, лечебница становится центром по исправлению людей. Милдред Рэтчед является главной машиной, механизированным пауком, который сплёл свои электросети повсюду и имеет возможность шарахнуть по мозгам каждого пациента, если тот попытается вырваться из паутины. Такой её видит Вождь. И согласится с ним нельзя.
Также стоит заметить тот космический страх, который по-лавкрафтовски описывается в книге. Индеец боится этой системы, боится до смерти, потому что система выжила его отца, «переработала» его.
Помимо этого Бромдену постоянно кажется, что над ним «работают», как над его отцом, то есть обрабатывают его, пытаются сломать окончательно. Он рассказывает о неведомом тумане, который сочится из «машин», затмевает его сознание. Туман словно переносит его в мир иллюзий, предоставляя нам возможность взглянуть на нечто сюрреалистичное, которое больше походит на плохой психоделический опыт.
Картина не даёт нам никаких представлений о том, кто такой Вождь, кем он был раньше, почему он попал в лечебницу. Да и книга не в полной мере раскрывает все тайны. Но одно остаётся неизменным – Вождь олицетворяет простого трусливого человека, который противопоставляет себя обществу с его правилами и устоями, но не решается на перемены. И его нерешительность нам понятна, ибо все знают, что один в поле не воин.
Что может сделать простой хроник, который везде таскается со шваброй?
Его тактика позволяет подслушивать за разговорами санитаров и медсестёр, за этими мелкими чиновниками одного огромного Комбината. Стать свободным – его цель. Пролететь над «кукушкиным гнездом». Но он ещё слишком «маленький», не как его отец, который был по-настоящему «большой» и делал то, что хотел.
С приходом МакМёрфи в отделение, Вождь постепенно находит в себе силы и справляется с системой. Бунтарь-новичок пробуждает в Бромдене ту тягу к свободе, без которой был немыслим его отец.
«Кукушкино гнездо» – весь сумасшедший мир, дети которого предоставлены самим себе. Они одиноки, им нужна защита. Кто-то отправляется под опеку Комбината, а кто-то продолжает лететь. Кто на восток, кто на запад, кто над кукушкиным гнездом. Каждый ищет своё понимание свободы.
В конечном итоге индеец сбегает из лечебницы. Он становится большим, как гора. И зритель видит его рост в прямом и в переносном смыслах. Вождь не только поддерживает МакМёрфи в драке с санитарами, тем самым выдавая свой секрет, но и идёт на убийство самого Рэндела, увидев, что тот стал «овощем» после лоботомии. Бромден понимал, что смерть – это лучший выход для человека, который олицетворял собой свободомыслие, и который попал в вечно рабочую мясорубку Комбината.
Несомненно, Вождь перестал бояться системы, хоть это стоило некоторых жизней. Но своим примером он даёт понять, что надежда есть, что всегда можно вырасти до своего понимания «большой».
Источники:
https://kakoy-smysl.ru/meaning-film/smysl-filma-proletaya-nad-gnezdom-kukushki/
https://pikabu.ru/story/15_faktov_ob_yekranizatsii_proletaya_nad_gnezdom_kukushki_kotoryie_vyi_mogli_ne_znat_5863639
https://zen.yandex.ru/media/id/5b094de3dd2484e1defc115d/5b09bef71410c39c24faabd5