Кого относят к интеллигенции. Интеллигенция: что скрывается за понятием
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .
Смотреть что такое “ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ” в других словарях:
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — (лат. intelligentia, intellegentia понимание, познавательная сила, знание; от intelligens, intellegens умный, знающий, мыслящий, понимающий) в современном общепринятом (обыденном) представлении общественный слой образованных людей … Энциклопедия культурологии
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — Слово интеллигенция в значении, близком к современному, появляется в русском литературном языке 60 х годов XIX столетия. В. И. Даль помещает это слово во втором издании «Толкового словаря», объясняя его таким образом: «разумная, образованная,… … История слов
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — (лат. intelligentia, intellegentia понимание, познавательная сила, знание, от intelli geiis, intellegens умный, понимающий, знающий, мыслящий), обществ. слой людей, профессионально занимающихся умств. (преим. сложным) трудом и обычно… … Философская энциклопедия
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — (лат. intelligentia, от inter между, и legere выбирать). Образованная, умственно развитая часть общества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ [лат. intelligens (intelligentis) знающий,… … Словарь иностранных слов русского языка
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — (от латинского intelligens понимающий, мыслящий, разумный), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим, трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко … Современная энциклопедия
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — (от лат. intelligens понимающий мыслящий, разумный), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и… … Большой Энциклопедический словарь
Интеллигенция — (от лат. intelligens понимающий, мыслящий, разумный) 1) общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и… … Политология. Словарь.
Интеллигенция — (от латинского intelligens понимающий, мыслящий, разумный), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим, трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, интеллигенции, мн. нет, жен. (от лат. intelligentia понимание). 1. Общественный слой работников умственного труда, образованных людей (книжн.). Советская интеллигенция. « Ни один господствующий класс не обходился без своей… … Толковый словарь Ушакова
интеллигенция — см. интеллигент Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. интеллигенция сущ., кол во синонимов: 2 • … Словарь синонимов
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, и, жен., собир. Люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры; общественный слой людей, занимающихся таким трудом. Российская и. Сельская и. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
Признаки интеллигенции.
Наткнулась я однажды на сайте Юго-Восток на прекрасную статью Юрия Кононенко «10 признаков настоящего интеллигента». Наткнулась – и не смогла не утащить ее к себе. Не смогла, ибо, как сказано в статье,
самый страшный враг интеллигентов – жесткий государственник.
«Интеллигенция»… Сколько копий сломано вокруг этого слова за 19 и 20 века. Наверное, и в 21-м еще придется честно и конкретно выяснять значение этого загадочного слова. Почему? Да потому, что стараниями самих интеллигентов настоящий смысл его – тот, который вложила в понятие «интеллигенция» жизнь, подменяется слащаво-горделивыми суррогатами.
Вот эти суррогаты – их выделил в типологические признаки интеллигента современный «интеллегентовед» Виталий Тепикин:
– передовые для своего времени нравственные идеалы;
– чуткость к ближнему, такт и мягкость в проявлениях;
– активная умственная работа и непрерывное самообразование;
– патриотизм, основанный на вере в свой народ и беззаветной, неисчерпаемой любви к малой и большой Родине;
– творческая неутомимость всех отрядов интеллигенции (а не только художественной ее части, как многими принято считать), подвижничество;
– независимость, стремление к свободе самовыражения и обретение в ней себя;
– критическое отношение к действующей власти, осуждение любых проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократизма;
– верность своим убеждениям, подсказанным совестью, в самых трудных условиях и даже склонность к самоотречению;
– неоднозначное восприятие действительности, что ведет к политическим колебаниям, а порой — и проявлению консерватизма.
Правда, вряд ли лучше возможно придумать?! Прямо-таки – «интеллигенция – ум, честь и совесть всех времен и народов». А вот хотелось бы посмотреть беспристрастно – так ли это?
Для этого придется иногда несколько отступать от тепикинского перечня, так как этого требует само раскрытие нашей непростой темы.
Начнем с того, что большинство из тепикинских признаков еще не делают человека интеллигентом. Ну, право слово: «чуткость к ближнему, такт и мягкость в проявлениях» – носитель этих качеств может быть совершенно неинтеллигентным, да и просто необразованным человеком. Так же и «патриотизм, основанный на вере в свой народ и беззаветной, неисчерпаемой любви к малой и большой Родине» – были ли интеллигентами Александр Матросов или Александр Суворов? «Активная умственная работа и непрерывное самообразование» – Иосиф Виссарионович Сталин неустанно занимался и тем, и другим. Но, думаю, ни один «порядочный интеллигент» не захочет признать интеллигентом Сталина! «Независимость, стремление к свободе самовыражения и обретение в ней себя» – был такой парень, Че Гевара, самовыразился на все сто в своей любви к свободе. Но – какой он интеллигент, этот врач-недоучка? «Верность своим убеждениям, подсказанным совестью, в самых трудных условиях и даже склонность к самоотречению» – принадлежала ли к интеллигенции Зоя Космодемьянская? «Передовые для своего времени нравственные идеалы» – были ли древние израильтяне, отказавшиеся от человеческих жертвоприношений по практике своих соседей – интеллигентами.
Правда, немного у нас осталось? А что осталось, какой осадок, какой дисстилят? И вот тут мы понемногу приближаемся к правде.
– критическое отношение к действующей власти, осуждение любых проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократизма;
– неоднозначное восприятие действительности, что ведет к политическим колебаниям, а порой — и проявлению консерватизма;
– творческая неутомимость всех отрядов интеллигенции (а не только художественной ее части, как многими принято считать), подвижничество.
Кое в чем Тепикин все же прав: он не мог ну совсем уж ничего не сказать о настоящих признаках интеллигенции – его бы не одобрили заказчики «исследования».
Вот на эту тему мы и поговорим, попутно называя уже свои «10 признаков настоящего интеллигента».
Главное, что следует понять: интеллигенция – это не просто образованные люди, не просто творческие люди, не просто «класс интеллектуалов», как бы сами интеллигенты это не утверждали. Это – социально-психологический тип, которые присутствует в самых разных слоях общества, просто в одних больше, а в других – меньше.
Что же, в первую очередь, делает любого человека интеллигентом, какие качества?
1. Неистребимый и принципиальный пессимизм. Вот это самое «критическое отношение к действующей власти, осуждение любых проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократизма» – с поправкой на то, что, за исключением анархических анклавов Африки, все жители Земли живут в государствах, управляемых той или иной властью, и везде, как ни крути, найдется какая-нибудь несправедливость, то это самое критическое отношение переносится вообще на всю окружающую действительность в своей стране.
2. Этот пессимизм имеет почти всегда злорадную окраску. Этот пессимизм ищет, выискивает для своего чувства все новую и новую пищу. Если не может найти – выдумывает. Виновники несчастья – всегда власти, и опосредованно – общество, допускающее и «молчаливо поддерживающее эту власть». Как следствие, интеллигент всегда поделит общество на быдло и интеллигентов, но власть всегда в руках быдла. Быдло – это категория, в которую совершенно не обязаны попасть люди необразованные или плохо воспитанные. Быдло – это те, кто отрицает за интеллигенцией роль «ума, чести и совести страны» и не имеет качеств интеллигента.
3. Глубокая закомплексованность, порожденная гиперкритическим отношением к действительности, и связанная со стыдом за свою страну, свою историю и даже самого себя. Последовательный интеллигент либо полностью критически отрицает всё положительное в своей стране и ее истории, либо же выискивает «оазис» в этой истории и последовательно оплевывает всё, что «оазису» последовало и его сменило (как вариант – разрушило). Разумеется, что в отношении «оазиса» упоминание о любых недостатках наталкивается на яростное сопротивление. Это то, что Тепикин стыдливо называет «проявлениями консерватизма».
Что же касается стыда за самого себя, то вот что написал Достоевский словами своего героя – типичного интеллигента: «Я не только злым, но даже и ничем не сумел сделаться: ни злым, ни добрым, ни подлецом, ни честным, ни героем, ни насекомым. Теперь же доживаю в своем углу, дразня себя злобным и ни к чему не служащим утешением, что умный человек и не может серьезно чем-нибудь сделаться, а делается чем-нибудь только дурак. Да-с, умный человек девятнадцатого столетия должен и нравственно обязан быть существом по преимуществу бесхарактерным; человек же с характером, деятель, – существом по преимуществу ограниченным» («Записки из подполья»). Отметим, что это пример редкой, и почти не встречающейся откровенности интеллигента.
4. «Неоднозначное восприятие действительности» прямо ведет к «творческой неутомимости» и полностью в ней отражается. Что может создать человек, основной мотив личности которого – ненависть, отвращение и стыд ко всему бытию, включая себя как часть бытия. Известно что: «проза» Стругацких, «поэзия» Бродского, живопись в духе сюрреализма, история в стиле Солженицына и всевозможных украинско-еврейско-прибалтийских «историков», стенающих о «репрессиях и иге», список неисчерпаем…
Коротко и емко – искусство отражает всю дисгармонию личности интеллигента, и не имеет права быть чем-то гармоничным и оптимистическим. «Как вы можете улыбаться, когда так страшно жить. »
5. Как правило, еще одна черта типическая интеллигента – слабый профессионализм. Очень часто, интеллигент – это дилетант и недоучка. Это ведет к хронической зависти – см. выше цитату Достоевского. Интеллигент – это тот, кто научился критиковать, но не научился строить нечто взамен критикуемого.
6. Интеллигент исключительно яростно протестует против попыток общества и государства сделать его, интеллигента, хоть как-то социально-полезным. Интеллигент ненавидит тех, кто вводит ответственность за тунеядство, кто считает плохим качество его «гениальных трудов» и просто всех – за непризнание его «солью земли». Яркий пример – украинский «поэт» Василий Стус, который не только по пьяни, но и по трезвому обвинял вплоть до драки всех, кто не считал его живым классиком украинской литературы (классик тогда только поступил в университет).
Самый страшный враг интеллигентов – жесткий государственник. Если все аргументы интеллигента в отношении «страшного тирана» опровергнуты фактами, на сцену выходит исполинская Слезинка Ребенка, ради которой надо отказаться от счастья человечества – в роли Ребенка интеллигент обычно видит себя.
7. Следствие плохого профессионализма и желчной склочности у интеллигентов – хроническое безденежье. Соответственно, интеллигенты весьма склонны к продажности (жить-то надо…). Редкий интеллигент не мечтает о месте «придворного поэта» у столь ненавидимой им власти. При этом интеллигент не будет забывать подпольно пописывать эпиграммы и пасквили на своего кормильца, дабы его не обвинили в чистосердечной измене и простили продажность.
8. Как уже было сказано, интеллигенция очень хочет стать аристократией. При этом, внутри самой интеллигенции начинается жуткая грызня за право быть «настоящими интеллигентами» – сиречь «настоящими аристократами». Предела эта мысль достигла у Великого Интеллигента Д.С.Лихачева: «Не нужны толпы интеллигенции, достаточно 10-30 человек, чтобы представлять культуру страны». Естественно, в этих 10-30 людях он видел и себя. Из более нового, душа радуется за самого аристократичного, столбового интеллигента Никиту Михалкова.
9. Интеллигенту очень ненавистен нетолерантный вопрос о его национальности. (Полагаю, sapienti sat).
10. Если интеллигенция дорвется до власти, она непременно загонит это в самую полную, но для них самих неожиданную, Пропасть. Пример – Временное правительство, состоявшее сплошь из дипломированных и профессиональных интеллигентов.
Из миллионов людей с высшим образованием, миллионов профессионалов, миллионов писателей, поэтов и художников интеллигентов сравнительно не так уж много.
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (intelligentsia). Есть два различных подхода к определению интеллигенции. Социологи под интеллигенцией понимают социальную группу людей, профессионально занимающихся умственным трудом, развитием и распространением культуры, обычно имеющих высшее образование. Но есть и иной подход, наиболее популярный в русской социальной философии, согласно которому к интеллигенции причисляют тех, кого можно считать нравственным эталоном общества. Вторая трактовка является более узкой, чем первая.
Понятие произошло от слова латинского происхождения intelligens, что означало «понимающий, мыслящий, разумный». Как принято считать, слово «интеллигенция» ввел древнеримский мыслитель Цицерон.
Интеллигенция и интеллектуалы в зарубежных странах.
В современных развитых странах понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин «интеллектуалы» (intellectuals), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов». Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда.
Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, артисты, врачи и т.д.), существовали уже в античности и в средневековье. Но крупной социальной группой они стали только в эпоху нового времени, когда резко возросло количество людей, занятых умственном трудом. Только с этого времени можно говорить о социокультурной общности, представители которой своей профессиональной интеллектуальной деятельностью (наука, образование, искусство, право и т.д.) генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества.
Поскольку творческая деятельность обязательно предполагает критическое отношение к господствующим мнениям, лица умственного труда всегда выступают носителями «критического потенциала». Именно интеллектуалы создавали новые идеологические доктрины (республиканизма, национализма, социализма) и пропагандировали их, обеспечивая тем самым постоянное обновление системы общественных ценностей.
Поскольку в эпоху НТР резко повышается ценность знаний и креативного мышления, то в современном мире растет и число лиц умственного труда, и их значение в жизни общества. В постиндустриальном обществе интеллектуалы станут, по мнению некоторых социологов, «новым господствующим классом».
В странах, отставших в своем развитии, социальная группа лиц интеллектуального труда приобретает особые черты. Лучше других понимая отсталость своей страны, интеллектуалы становятся главными проповедниками ценностей модернизации. В результате у них развивается чувство собственной исключительности, претензии на «высшее знание», которого лишены все остальные. Подобные мессианские черты характерны для интеллектуалов всех стран догоняющего развития, но наиболее сильное развитие они получили в России. Именно этот особый вид интеллектуалов и называют интеллигенцией.
Российская интеллигенция.
«Отцом» российской интеллигенции можно считать Петра I, который создал условия для проникновения в Россию идей западного просвещения. Первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами» Д.С.Лихачев называет дворян-вольнодумцев конца 18 века, таких как Радищев и Новиков. В 19 веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев общества («разночинцы»).
Массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П.Д.Боборыкин стал употреблять его в массовой прессе. Сам Боборыкин объявил, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где он использовался для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью. Объявляя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как «работников умственного труда». По его мнению, интеллигенция в России – это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово «интеллигенция» вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (intelligentsia).
В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошел на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). Благодаря группе русских философов «серебряного века», авторов нашумевшего сборника Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (1909), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти. При этом понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены – не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство. Критическое отношение к царскому правительству предопределило симпатии российской интеллигенции к либеральным и социалистическим идеям.
Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания.
Особой темой дискуссий начала 20 века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе: интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы (Н.А.Бердяев, М.И.Туган-Барановский, Р.В.Иванов-Разумник). Другие (Н.И.Бухарин, А.С.Изгоев и др.) рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода, но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам ее относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, буржуазной, пролетарской, крестьянской). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.
Советская интеллигенция.
Начиная с 1920-х состав российской интеллигенции начинает резко изменяться. Ядром этой социальной группы стали молодые рабочие и крестьяне, получившие доступ к образованию. Новая власть сознательно проводила политику, облегчавшую получение образования выходцами «из трудящихся» и затруднявшую его для лиц «нетрудового» происхождения. В результате при резком росте числа людей с высоким образованием (если в Российской империи лица умственного труда составляли примерно 2–3%, то к 1980-м они составляли в СССР более четверти всех трудящихся) происходило понижение качества и их образования, и их общей культуры. Этическая составляющая в определении интеллигенции отошла на задний план, под «интеллигенцией» стали понимать всех «работников умственного труда» – социальную «прослойку».
В советский период произошли существенные изменения также и в отношениях между интеллигенцией и властью. Деятельность интеллигенции была взята под строгий контроль. Советских интеллигентов обязывали пропагандировать «единственно верную» коммунистическую идеологию (либо, как минимум, демонстрировать лояльность к ней).
В условиях идеологического принуждения характерной чертой жизни многих советских интеллигентов стало отчуждение от политической жизни, стремление заниматься лишь узкопрофессиональной деятельностью. Наравне с официально признанной интеллигенцией в СССР сохранялась очень немногочисленная группа интеллигентов, которые стремились отстаивать право на свою независимость и творческую свободу от правящего режима. Эту оппозиционную часть интеллигенции стремились уничтожить «как класс»: многие подвергались репрессиям под надуманным предлогам (можно вспомнить жизнь А.Ахматовой или И.Бродского), все инакомыслящие испытывали давление цензуры и ограничения на профессиональную деятельность. В 1960-е среди советских интеллигентов возникло диссидентское движение, остававшееся до конца 1980-х единственной в СССР организованной формой оппозиции.
Современная российская интеллигенция.
Оппозиционные настроения, широко распространенные среди советских интеллигентов, нашли выход в конце 1980-х – начале 1990-х, когда именно интеллигенция возглавила тотальную критику советского строя, предопределив его моральное осуждение и гибель. В России 1990-х интеллигенция получила свободу самовыражения, однако многие лица умственного труда столкнулись с резким понижением своего уровня жизни, что вызвало их разочарование в либеральных реформах и усиление критических настроений. С другой стороны, многие выдающиеся интеллектуалы смогли сделать карьеру и продолжали поддерживать либеральную идеологию и либеральных политиков. Таким образом, постсоветская интеллигенция оказалась расколота на группы с различными, во многом полярными позициями.
В связи с этим есть точка зрения, согласно которой интеллигенции в собственном смысле в современной России уже нет. Сторонники этой позиции выделяют три периода эволюции отечественной интеллигенции. На первом (от петровских реформ до реформы 1861) интеллигенция только формировалась, претендуя на роль ученого советчика официальных властей. Второй период (1860-е – 1920-е) – это время реального существования интеллигенции. Именно в этот период возникает противостояние «власть – интеллигенция – народ» и формируются основные характеристики интеллигенции (служение народу, критика существующей власти). После этого периода следует и продолжается до сих пор «фантомное» существование интеллигенции: какого-либо морального единства среди образованных людей больше нет, но часть российских интеллектуалов все еще стремится выполнять миссию просвещения власти.
В современной России популярны оба подхода к определению понятия «интеллигенция» – как нравственно-этическое (в философских и культурологических исследованиях), так и социально-профессиональное (в социологии). Сложность использования понятия «интеллигенция» в его этической трактовке связана с неопределенностью тех критериев, по которым можно судить о принадлежности людей к этой социальной группе. Многие прежние критерии – например, оппозиционность к правительству – отчасти потеряли смысл, а этические признаки слишком абстрактны, чтобы их можно было использовать для эмпирических исследований. Все более частое употребление понятия «интеллигенция» в значении «лица умственного труда» показывает, что происходит сближение российской интеллигенции с западными интеллектуалами.
В конце 1990-х в российской науке возникло «интеллигентоведение» как особое направление межнаучных гуманитарных исследований. На базе Ивановского государственного университета действует Центр интеллигентоведения, изучающий интеллигенцию как феномен российской культуры.
Вехи. Из глубины. М.: Изд-во «Правда», 1991
Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М.: Наука, 1993
Интеллигенция в советском обществе. Кемерово, 1993
Интеллигенция в истории: образованный человек в представлениях и социальной действительности. М., 2001
Элбакян Е.С. Между молотом и наковальней (российская интеллигенция в ушедшем столетии) // Вестник Московского университета. Социология и политология. 2003. № 2
Источники:
https://lingvostranovedcheskiy.academic.ru/211/%D0%98%D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%9B%D0%98%D0%93%D0%95%D0%9D%D0%A6%D0%98%D0%AF
https://sandra-nika.livejournal.com/44263.html
https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/INTELLIGENTSIYA.html