21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Композиция и ее роль в рассказе после бала. Роль композиции в рассказе «После бала

Роль композиции в рассказе После бала Толстого

Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого был опубликован уже после смерти автора, в 1911 году. Основанием для написания рассказа послужил случай, свидетелем которого стал брат писателя Сергей. События, описанные в рассказе, имели место в жизни Сергея Львовича Толстого. Композиция рассказа поделена на две части: до и «после бала». Вторая часть композиции наиболее важна. Именно на неё автор делает основной упор.

Повествование идёт от имени рассказчика. Иван Васильевич, так зовут рассказчика, делится воспоминаниями о событиях далёкой молодости. Его повествование началось после возникшего спора. Спорщиков интересовало, какие факторы могут повлиять на судьбу человека. Как случай может в одночасье изменить жизнь? Этому и посвятил свой рассказ герой, плавно погружающий слушателей в историю своей жизни.

Впервые герой рассказа показан на балу у местного дворянина. Иван Васильевич в прекрасном расположении духа. Он влюблён в дочь хозяина дома Вареньку. Приподнятое настроение героя соответствует праздничности бального вечера. Радость и восторг вызывает всё вокруг: музыка и танцы, смех и веселье присутствующих гостей. Но среди этого множества красиво наряженных людей автор выделяет Вареньку. Она необычайно весела и кажется герою самой прелестной и пригожей. Отец Вареньки, старый полковник, по-военному подтянут. Но лицо его излучает радость и приветливость. Ночь после бала Иван Васильевич провёл без сна. Любовь и радость наполняли его душу до краёв. Своей любовью герой был готов поделиться со всем миром.

Изнывая от бессонницы, Иван Васильевич вышел прогуляться. Прогуливаясь, он забрёл на поле, где стоял строй солдат. Музыка, звучащая здесь, безжалостно резало ухо, настолько неприятной и резкой она была. Увиденное героем, повергло его в шок. Ему открылась картина наказания провинившегося солдата, которого, наказывали битьём палками. Но самым ужасным оказалось то, что в наказании принимал участие отец Вареньки. Благодушное выражение лица этого старика сменилось выражением неприкрытой жестокости.

На смену радостному и счастливому настроению героя пришли вселенская тоска и грусть. Боль разочарования принесла свои плоды. Любовь и восторженность Ивана Васильевича пошли на убыль.

Литературный приём (антитеза), применённый Толстым в рассказе, даёт возможность читателю самому сделать вывод и дать характеристику героям и описываемым событиям.

Анализ «После бала» Толстой

Отличительной особенностью творчества Льва Николаевича Толстого является постоянный поиск ответов на нравственные вопросы, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека. Предлагаем к рассмотрению анализ произведения Л. Н. Толстого «После бала», который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку по литературе. В рассказе «После бала» анализ включает в себя полное раскрытие темы, а также особенности композиции, жанра и направления.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением После бала.

Год написания – 1903 год.

История создания – В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся с братом писателя. Тот, будучи влюбленным в дочь военного начальника, собирался сделать девушке предложение. Однако передумал, когда стал свидетелем чрезвычайной жестокости ее отца по отношению к солдату.

Тема – Главная тема произведения – нравственность, которая в полной мере раскрывает проблематику устройства общества в царской России.

Композиция – Композиция построена на антитезе – противопоставлении бала и сцены наказания беглого солдата.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Бонус

  • Тест по произведению

История создания

Рассказ «После бала» Лев Николаевич написал в 1903 году, однако опубликован он был уже после смерти писателя, в 1911 году. За основу сюжета Толстой взял историю родного брата, Сергея Николаевича, которой тот поделился с ним в молодости.

Сергей Толстой был страстно влюблен в Вареньку – очаровательную девушку, чей отец занимал пост военного градоначальника. Намерения молодого человека были достаточно серьезны, и он собирался связать себя узами брака со своей возлюбленной. Однако этим планам не суждено было сбыться. Сергей Толстой случайно стал свидетелем зверского обращения своего будущего тестя с беглым солдатом. Зрелище жестокой расправы над несчастным настолько сильно потрясла юношу, что тот в одночасье передумал жениться.

Лев Николаевич был потрясен услышанной историей, однако изложить ее на бумаге он смог лишь годы спустя. Не сразу он смог определиться и с названием своего произведения, подвергая критике каждый из вариантов. Среди них были «Отец и дочь», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…».

Смысл названия «После бала» заключается в неоднозначности и противоречивости жизни. После ярких огней бала люди оказываются лицом к лицу с реалиями действительности. За внешним великолепием и лоском скрывается неоправданная жестокость и заскорузлость человеческих сердец, и смириться с этим фактом дано не всем.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Произведение, несмотря на небольшой объем, в полной мере раскрывает проблематику нравственного и философского характера, которая всегда была близка Льву Николаевичу.

Читать еще:  Переводная литература XVII века. Переводная литература киевского периода

Центральная тема «После бала» – нравственность. Автор ставит перед читателем вопросы: что представляют собой честь, достоинство, порядочность, справедливость? На протяжении многих поколений они волновали и продолжают волновать русское общество.

В основе конфликта произведения лежит двойственная природа полковника. Это статный, красивый, зрелый мужчина, привлекающий к себе внимание моложавостью и военной выправкой. Аристократичная сущность его подчеркивается безукоризненными манерами, красивой речью и приятным голосом. Полковник с легкостью мог расположить к себе кого угодно – настолько милым и любезным он показал себя во время бала.

Но уже ранним утром все это благодушие было сорвано, словно маска, во время процедуры наказания беглого солдата. Варенькин отец предстает грозным, жестоким начальником, способным на самый ужасный поступок.

Влюбленный в Вареньку главный герой, став свидетелем этого перевоплощения, уже не в состоянии по-прежнему испытывать светлые чувства к девушке. Зрелище бесчеловечной казни солдата навсегда меняет его мировоззрение. Он приходит к выводу, что не в состоянии быть сопричастным этому злу, и отказывается от своего личного счастья.

Основная мысль произведения – разоблачение фальши и напускного благодушия общества, за которым скрывается жестокость по отношению к людям, находящихся в зависимом положении. Если нет возможности изменить этот мир к лучшему и победить зло, то каждый человек способен сделать осознанный выбор – принимать участие или нет в этом зле. Быть честным по отношению к себе – вот чему учит произведение Толстого..

Композиция

Сюжет рассказа укладывается в рамки одной ночи, круто перевернувшей всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата) и развязки (заключительная реплика рассказчика).

Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала – настоящего праздника любви, красоты и молодости. Легкий и искристый, словно брызги шампанского, он кружит голову и увлекает.

Но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная картина. На фоне сгущающихся темных красок и под аккомпанемент надрывной, бьющей по нервам музыки происходит жестокое наказание солдата. Столь резкий контраст в качестве художественного средства как нельзя лучше помогает раскрыть основную идею произведения.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «После бала».

Прозаическое произведение «После бала» написано в жанре рассказа. Об этом свидетельствует небольшой объем и раскрытие одной сюжетной линии (один случай из жизни одного героя). Поскольку произведение имеет форму «рассказ в рассказе», в нем описаны две эпохи – 40-е годы 19 века, и закат 19 столетия. Данный прием, используемый автором, призван показать читателю, что за это время проблемы в обществе никоим образом не изменились.

Рассказ реалистический, поскольку в его основу положен реально происшедший жизненный случай, который сквозь призму переживаний главного героя отражает слабые стороны социума.

Роль композиции в раскрытии идеи рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Обучение навыкам композиционного анализа текста, закрепление основных понятий теории литературы: тема, проблема, идея художественного произведения, композиция, элементы композиции.
  • Развитие нравственного самосознания, воспитание активной жизненной позиции.

I. Введение в тему урока.

Тема нашего урока – “Роль композиции в раскрытии идеи рассказа Л.Н. Толстого “После бала”.

– Что же такое композиция художественного произведения?

Композиция – от латинского “compozitio” ?составление, соединение? – последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.

– Дайте определение идеи художественного произведения.

Идея – главная мысль художественного произведения (вариант решения главной проблемы).

– Что же, в таком случае, становится целью нашего урока?

Запись цели урока.

Цель урока: через анализ композиции определить идею произведения Л.Н. Толстого “После бала”.

II. Работа по теме урока.

– Прежде чем говорить о композиции произведения, попробуем определить его тему. О чем этот рассказ?

О событии, которое резко изменило жизнь человека.

– Попробуем определить, что же представляет собой композиция рассказа. Какие его части сразу бросаются в глаза?

Произведение Толстого построено как рассказ в рассказе, то есть, рассказ с обрамлением.

– Чем вы можете подтвердить, что рассказ имеет именно такую структуру?

В произведении присутствуют два рассказчика.

– Что мы узнает об этих рассказчиках из текста? Кто они такие? Подтвердите свои рассуждения текстом.

Первый рассказчик – молодой человек (говорит от лица своего поколения “мы”; “разговор шел между нами”, второй рассказчик – Иван Васильевич – человек пожилой, по отношению к слушателям он употребляет обращение “вы, нынешняя молодежь”).

– Какова же функция первого рассказчика в тексте? Для чего он нужен?

Его роль – ввести читателя в атмосферу, в которой прозвучал рассказ, создать ощущение достоверности повествования, познакомить нас со вторым повествователем, объяснить, что послужило поводом для рассказа Ивана Васильевича.

– Что же мы узнаем от первого повествователя об Иване Васильевиче?

Читать еще:  Стадии кубизма. Развитие кубизма как одно из направлений в искусстве

Иван Васильевич – человек уже немолодой, “всеми уважаемый”. Недаром один из слушателей говорит о нем: “Ну это мы знаем, как вы никуда не годились… Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”. Очевидно, Иван Васильевич – человек, сделавший на протяжении своей жизни немало хорошего другим людям. Одновременно он является и героем собственного рассказа.

– Что же явилось поводом для рассказа Ивана Васильевича?

Разговор между молодыми людьми о том, что “для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди”, рассуждения о том, что “человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно”. Таким образом, Иван Васильевич вступает в своеобразный спор с молодыми людьми.

Отсюда мы можем вывести и проблемы произведения.

Запись в тетради.

1) может ли человек самостоятельно понять, что хорошо, что дурно;

2) в какой мере среда влияет на формирование взглядов человека.

– Можем ли мы сказать, что законы “рамки” (рассказа с обрамлением) строго соблюдены в произведении и между повествованием первого и второго рассказчиков есть четкая граница?

Нет. Во второй рассказ то и дело вторгаются реплики слушателей, выражающих отношение к тому, о чем говорится в нем, то есть, первое и второе повествования проникают друг в друга.

– О чем говорится в той части рассказа, которая прерывается слушателями?

В ней Иван Васильевич говорит о себе, своей молодости и о предмете своей любви – Вареньке Б. В этой же части мы встречаем портрет Вареньки и узнаем о временной дистанции между описываемыми событиями и рассказом о них (около 35 лет).

– В какой момент и почему рассказ Ивана Васильевича перестает прерываться чужими замечаниями?

Когда герой начинает рассказ о своих чувствах к любимой девушке. Очевидно, эта часть повествования более важна для понимания смысла рассказа.

– Какова же роль этой части рассказа Ивана Васильевича?

Она становится экспозицией последующего повествования.

– Но если не любовь героя-рассказчика к Вареньке является главной в произведении, что же тогда занимает центральное место в рассказе?

События, которые произошли на балу и после него.

– Какое событие становится завязкой рассказа Ивана Васильевича?

Собственно действие начинается с диалога героя с Варенькой и с просьбы хозяйки бала к Вареньке уговорить отца танцевать.

– На предыдущем уроке вы получили задание проанализировать две сцены в рассказе – сцену бала и сцену на плацу после бала. Результаты наблюдений вы должны были отразить в сопоставительной таблице по определенному плану: 1) время действия; 2) место действия; 3) цветовая гамма; 4) музыка, сопровождающая эпизод; 5) описание центральных персонажей – Вареньки, солдата; 6) описание полковника; 7) чувства героя. Давайте обратимся к результатам ваших наблюдений и сделанным вами выводам.

1. Эпизод бала отнесен автором к последнему дню масленицы – праздничной недели, сопровождавшейся различными увеселениями.

2. Место действия – великолепно убранная зала в доме предводителя дворянства.

3. В цветовой гамме преобладают светлые, радостные краски.

4. Музыка веселая, создает атмосферу счастья.

5. Описывая Вареньку, герой возвышает ее в своих местах, относится к ней как к неземному существу.

6. Отец Вареньки изображается добрым и ласковым. Любовь к девушке и восхищение ею в сознании героя переносятся на ее отца – он соединяет отца и дочь в одном нежном умиленном чувстве.

7. Герой в этом эпизоде испытывает счастье и любовь ко всему миру.

1. Время действия – первый день Великого Поста, когда человек готовит себя к церковному покаянию, душевному очищению.

2. Описание улицы нарочито сниженное, в нем подчеркивается обычность, будничность происходящего.

3. Цветовая гамма темная, мрачная.

4. Музыка неприятная, тревожная.

5. Солдат описан так, что наше внимание сосредоточивается на его страданиях. В центре описания – измученное, истерзанное человеческое тело – окровавленная плоть. Это описание внушает ужас и отвращение.

6. В описании полковника подчеркиваются жестокость, сила, властность, отсутствие сомнений в правильности происходящего.

7. Герой испытывает жгучий стыд и доходящее до тошноты физическое отвращение к увиденному.

Выводы записываем в тетради.

1. Описание бала передает атмосферу довольства, радости, царящей в зале, и объясняет нам психологическое состояние героя – состояние счастья и любви ко всему миру, то состояние, в котором он пребывал до случая, перевернувшего всю его жизнь.

2. Сцена на плацу позволяет читателю понять чувства героя, проникнуться ужасом происходящего, заставляет задуматься о причине описанного явления.

– Как мы видим, эпизод бала очень важен для понимания рассказа. Почему же Толстой называет свое произведение “После бала”?

События, произошедшие после праздника, оказались для героя самыми важными, определившими всю его дальнейшую жизнь.

– Сравните выводы, сделанные в ходе анализа двух эпизодов, и скажите, какой композиционный и одновременно художественный прием использовал автор в описании сцен на балу и после бала.

Читать еще:  Война и мир все герои романа описание. Главные герои война и мир

Прием противопоставления – антитезы.

– Для чего же понадобилось автору противопоставление эпизодов? Почему он не ограничился только сценой истязания солдата, а подробно описал то, что было до нее?

Сцена бала ярче оттеняет ужас произошедшего после нее. Если бы не было этой сцены, герой, возможно, возмутился бы увиденным, его бы потрясла жестокость происходящего, но вряд ли он задумался бы над главным вопросом, который мучит его: как в одном человеке могут уживаться одновременно доброта и жестокость? Почему отец Вареньки, который любит, чтобы “все было по закону”, не сомневается в правильности происходящего?

Вывод записываем в тетради.

Прием противопоставления важен для постижения идеи рассказа, так как позволяет показать перелом, произошедший в душе героя.

– Что же становится для героя поворотной точкой в его сознании? Какой момент мы можем считать кульминацией рассказа?

Момент, когда герой видит страшную, неестественную спину татарина – нечто, совсем непохожее на тело человека.

– Испытывал ли кто-нибудь из наблюдателей этой сцены чувства, схожие с тем, что переживал герой рассказа?

Для окружающих и участников этой сцены происходящее – явление совершенно обычное, никто не сомневается в его правильности.

– Почему же Иван Васильевич не вмешался в происходящее, не защитил татарина?

Он не может представить, чтобы дурное, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезных оснований.

– К какому же выводу приходит герой в ходе своих сомнений?

“Очевидно он [полковник] что-то знает такое, чего я не знаю… Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”.

“Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал”.

– О чем же случай с солдатом заставляет задуматься Ивана Васильевича? О чем он “старался узнать” всю свою жизнь?

Герою важно узнать, каковы моральные принципы общества, в котором он живет, каковы в нем критерии оценки добра и зла. Он хочет знать, на чем держится армия, офицером которой он собирался стать, на каких моральных нормах стоит государство, которому он собирается служить. Иначе говоря, он пытается узнать, что хорошо и что плохо в том обществе, в котором он живет.

– Смог ли герой найти оправдание увиденному и примириться с ним? Почему?

По своей натуре это человек честный и благородный, в душе он не может согласиться с тем, что какие-либо законы и интересы государства могут оправдать то, что он увидел.

– Что же явилось следствием несогласия героя с устройством общества, в котором он жил?

Он отказывается от карьеры военного, о которой когда-то мечтал, и вообще нигде не служил. Он выбирает пассивный протест, отказываясь служить обществу и государству, которые оправдывают жестокость, насилие, избирает неучастие во всеобщем зле.

– Можем ли мы тогда утверждать, что герой смог самостоятельно решить для себя, что хорошо и что дурно, смог преодолеть мораль, внушаемую ему обществом?

Он смог это сделать, иначе его жизнь не изменилась бы.

– Представьте, если бы не было описанного в рассказе случая, смог ли бы Иван Васильевич стать военным и выполнять свой долг так, как предписывало государство? Смог бы он, подобно полковнику, наказывать солдат за провинности?

Мы можем усомниться в этом, так как это очень мягкий, добрый и совестливый по натуре человек с обостренным чувством справедливости.

– Давайте вновь обратимся к сформулированным нами проблемам рассказа. (Может ли человек сам решить, что хорошо и что дурно, в какой мере среда влияет на формирование взглядов человека?) Разрешились ли эти вопросы для Ивана Васильевича?

– Ответив на основные проблемные вопросы, мы можем определить и идею самого произведения. Так что же решает судьбу человека: общество, случай или он сам?

Запись вывода в тетради.

Идея произведения. Человек должен сам делать свой нравственный выбор и нести моральную ответственность за происходящее вокруг него, не оправдывая свое примирение со злом, с обстоятельствами.

– Что же помогло нам прийти к раскрытию главной мысли произведения Л.Н. Толстого?

Анализ композиции произведения.

Таким образом, сегодня мы убедились, что одним из путей успешного раскрытия идейного содержания произведения может стать анализ композиции художественного произведения.

III. Домашнее задание.

Давайте вспомним еще раз о герое рассказа Иване Васильевиче и о том, что он выбирает в жизни неучастие во всеобщем зле, однако активного протеста против существующих порядков не высказывает. Попробуйте в домашнем сочинении порассуждать над вопросом: “Неучастие в жестокости, во лжи – это форма протеста или способ выживания?”. Свои размышления вы должны подкрепить примерами из художественной литературы или из жизни.

IV. Подведение итогов, выставление оценок.

Источники:

https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/rol-kompozicii-v-rasskaze-posle-bala
https://obrazovaka.ru/sochinenie/posle-bala/analiz-proizvedeniya-tolstogo.html
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/653073/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]