Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема «Богатыри земли русской
Конспект НОД в подготовительной группе “Богатыри земли русской”
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по социально-правственному воспитанию для детей подготовительной группы детского сада
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;
- Познакомить детей с репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри».
- Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);
- Развивать мышление, умение делать выводы, обосновывать суждения.
- Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
- Воспитывать интерес к истории России и своего родного края
- Побуждать к коммуникативному деловому общению на основе общих интересов.
Предварительная работа: чтение произведений: «Былины», стихи о Родине, родном крае; рассматривание репродукций картин В.М. Васнецова, иллюстраций.
Ребята, мы с вами живем в стране, имеющей очень красивое имя – Россия. Много разных стран на нашей планете, но Россия – самая лучшая, самая великая и самая необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Но не всегда наша Родина Россия была такой. Давным-давно много лет назад наше государство было много меньше и называлось оно Русь. А когда на Русь нападали враги, кто защищал русскую землю в те далекие времена? Конечно же богатыри.
О богатырях мы с вами сегодня и поговорим. Они славились необыкновенной силой, верностью отечеству, об их подвигах слагались былины и сказки.
А какие были богатыри? (Сильные, смелые, крепкие воины, герои, они были отважные, бесстрашные, храбрые)
А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Не затмить им солнце красное!
Век стоит Русь – не шатается.
И века простоит не шелохнется!
А преданья старины
Забывать мы не должны
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
Посмотрите на картину, которую написал известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь все мы представляем богатырей такими, как на картине В. М. Васнецова. Над этим исконно русским живописным шедевром художник трудился около двадцати лет.
Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые известные русские богатыри. Стоят они у богатырской заставы, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. В центре на черном вороном коне сидит крестьянский сын Илья Муромец. Славный богатырь, сильный и могучий. Богатырь серьезно вооружен: с правой руки свисает палица, сзади виден колчан со стрелами, а в левой руке щит и копье. Он одет в железную кольчугу, на голове металлический шлем. Зорко всматривается он в степную даль. Илья готов к бою. Любит богатырь свою отчизну и честно служит ей. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет Добрыня богато и нарядно. Его щит украшен камнями, меч у него булатный, а взгляд у него пристальный. Сидит богатырь на белом длинногривом коне, конь ноздри раздувает, видимо, врага чует. Третий богатырь поповский сын Алеша Попович. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой мудрый, сильный и выносливый, как Илья или Добрыня, но ловкий, молодой, находчивый. Он те только воин, но и гусляр. И песни петь умеет, и воевать умеет. В левой руке Алеша держит лук, а в правой – гусли. Рыжий конь его опустил голову, щиплет траву, но уши навострил, всегда готов к бою. У богатырей одна цель – не пропустить врага, всегда крепко стоять на страже Руси.
Дружно встали раз, два, три –
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек
И на право, и еще через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо – получается на славу!
Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай! »
Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей
– Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. ( Кольчуга )
– Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? ( Плащ )
– Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем )
– Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
– Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… ( Меч )
Просмотр презентации «Доспехи и оружие русского воина»
Беседа о русских богатырях подошла к концу, и русские богатыри оставили нам с вами свой главный завет (правило) – защищать слабых, стариков, детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными и любить свою отчизну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал формирует представление детей о прошлом русского народа Древней руси, знание о былине и ьылинном богатыре – Илье Муромце. Развивать познавательный интерес к истории России. Воспитывать чувств.
Патриотическое воспитание дошкольников. Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской у детей старшего дошкольного.
Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание: – учить рисовать ру.
Формировать представления детей о том, что планета Земля – наш общий дом.
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус.
Конспект НОД “Илья-Муромец – богатырь земли русской” в старшей группе.
Интеграция образовательных областей:социально – коммуникативное развитие;познавательное развитие;речевое развитие;художественно – эстетическое развитие;физическое развитие.Цель. Приоб.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема «Богатыри земли русской»
Шваб Ольга Леовна,
воспитатель первой квалификационной категории;
Яковлева Светлана Геннадьевна,
инструктор по физической культуре
высшей квалификационной категории
МАДОУ детский сад № 169 города Тюмени
Программное содержание:
Область «Познавательное развитие»: формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской;
закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица), названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава);
воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
продолжать формировать у детей устойчивый интерес к конструированию, закреплять умение детей создавать высотные конструкции;
закреплять представления о строительных деталях, их свойствах; упражнять детей в совместном строительстве;
развивать способность детей к самостоятельному анализу.
Область «Развитие речи»: учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;
приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Область «Физическое развитие»:
воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества, уверенность в своих силах и настойчивость в преодолении препятствий:
совершенствовать качества в разнообразных формах двигательной деятельности;
развивать физические качества детей ловкость, быстроту, силу;
продолжать знакомить детей с разнообразными играми – эстафетами; развивать чувство ответственности за свою команду;
продолжать формировать начальные представления у детей о здоровом образе жизни;
оказывать тренировочный эффект на сердечно – сосудистую и дыхательную системы;
приобщение детей к правилам безопасного поведения для окружающих во время двигательной активности.
Область «Художественно – эстетическое развитие»: развивать у детей эмоциональное восприятие музыки;
согласовывать ритм движений с музыкальным сопровождением.
Область «Социально-коммуникативное развитие»: побуждать детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
«Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист – Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Михайло Данилович», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане и его славном сыне царе Гвидоне».
Изобразительная деятельность: рисование: «Русский богатырь», «Щит богатыря»; лепка «Богатырский конь».
Словарная работа:
Русь, русичи, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава); застава.
Оборудование:
Проектор со слайдами; запись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой; камень; желудь, шлем; мягкий конструктор; кегли, мячи, обручи, шнуры, лошади; доска.
Ход занятия:
Дети входят в зал и осматриваются. Воспитатель обращает внимание детей на гостей.
Воспитатель: «Здравствуйте. Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы! А теперь повернитесь к экрану».
На экране появляется 1 слайд – карта России.
Воспитатель:
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары – часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: Богатыри – это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.
Воспитатель: Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов – стояли на заставе (крепости).
На экране появляется 2 слайд – картина В. М. Васнецова «Три богатыря».
Воспитатель задает ребятам следующие вопросы:
– Кто изображен на картине?
– Какой богатырь самый могучий?
– Какой самый мечтательный?
– Куда смотрит каждый из богатырей?
– Чем вооружены богатыри? (Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображением оружия: щит, меч, булава, палица.)
На экране появляется 3 слайд – изображение оружия богатырей. А затем появляется снова 2 слайд.
– Что надето на богатырях?
– Для чего нужна кольчуга?
– Для чего нужен шлем на голове?
– Что охраняют богатыри?
– Для чего нужен был верный конь?
– Как можно назвать эту картину?
Воспитатель: Да, дети, эта картина называется «Три богатыри», и написал ее художник В.М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь – вот он каков: (Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко – зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои – богатыри?
Дети: С Соловьем – разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
На экране появляется 4 слайд – д/и «Соедини картинки».
Воспитатель: Дети, а каких еще богатырей вы знаете?
Дети: Святогор, Садко, Никита Кожемяка, Василиса Микулишна.
На экране появляется несколько слайдов – портреты богатырей; а затем – дуб.
Воспитатель: Дети, раньше сильных и крепких людей сравнивали с этим деревом. А вы знаете, что это за дерево?
Дети: Дуб.
Воспитатель: Верно, это дерево называется – дуб.
Воспитатель: Дуб – это крепкое, сильное дерево, которому поклонялись древние славяне – русичи. Из его ветвей изготовлялось оружие – палица, с помощью которой богатыри защищали русскую землю.
Воспитатель: Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий и опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. И я предлагаю вам сейчас провести разминку перед дорогой.
Разминка под музыку А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».
Но, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети: Дорогу.
Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
На заставу к богатырям попадешь!
Честь и славу найдешь!
Коня найдешь!
Воспитатель: Я предлагаю вам пойти прямо на заставу к богатырям.
Игровое упражнение «Построй крепость».
Дети делятся на две команды, строятся перед шнуром и по команде все бегут к мягкому конструктору. Построив, заставу (крепость) дети все вместе возвращаются назад.
Воспитатель: Молодцы, дети. Вы построили крепкие заставы (крепости). Но на нашу землю прилетел Змей Горыныч и нам, предстоит, с ним в бою сразится.
Игровое упражнение «Сруби змею голову».
Перед заставой выставляются кегли по количеству детей в каждой команде. Между кеглями и детьми выкладывается второй шнур, возле него обруч, в котором лежат мячи. Первый ребенок по сигналу бежит к обручу, берет мяч и бросает его, целясь в кеглю. Затем возвращается назад, передает следующему ребенку пас.
Воспитатель: А сейчас наш путь лежит направо. Вот и задание для будущих богатырей; ведь они не только сильные и отважные, но и умные.
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить – Родине служить.
Счастье – Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Д/и «Реши кроссворд».
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей, а отгадки мы впишем в этот кроссворд.
– Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
– Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
– Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)
– Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
– Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Воспитатель: Молодцы, дети. А теперь мы с вами пойдем налево и найдем коня.
П/и «Смелые наездники».
Команды строятся в колонны за линиями старта. Затем каждой из команд дается игрушка – лошадка на палке разной масти. Расстояние между командами 4 – 5 метров. Посередине между первой и второй линиями старта обозначается линией «место встречи игроков». По сигналу ведущего первые игроки обеих команд начинают движение навстречу друг другу, передвигаясь прямым галопом, зажав «лошадку» между коленей. Около «места встречи игроков» дети меняются игрушками – лошадками и продолжают движение в первоначальном направлении. Добравшись до противоположной линии старта, игроки передают игрушки – лошадки вторым игрокам обеих команд. Следующие игроки выполняют аналогичные действия. Побеждает команда, игроки которой быстрее поменяются местами за противоположными линиями старта.
Воспитатель: Какие у нас быстрые и ловкие всадники. А наши наездники умеют быть внимательными? Сейчас узнаем.
М – п игра «Найди заводилу».
Фото 4
Дети строятся в круг, считалкой выбирается водящий. На его голову надевается шлем богатыря. Затем дети идут по кругу, «заводила» показывает движения, все за ним повторяют, водящий должен угадать кто «заводила». Угадав, меняется местами с «заводилой», выбирается новый «заводила» и игра продолжается дальше.
Воспитатель: Ну вот, ребята и подошло к концу наше путешествие в прошлое. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри, и вспомнили об их подвигах. Вы все молодцы, хорошо выполняли задания, были внимательными, смелыми, ловкими, умными. А вы хотите быть защитниками страны? Чтобы стать защитниками своей Родины, нужно быть храбрым, смелыми, сильными. Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.
Сегодня мы убедились, что у нас подрастает достойное поколение защитников Отечества. А это значит, что у нас будет, кому защищать нашу Родину. Мы поздравляем еще раз всех с Днем защитника Отечества, желаем здоровья и счастья. И пусть небо над Россией и всем миром всегда будет голубым!
Воспитатель: Дети, посмотрите, вы знаете что это? Правильно, это желудь. А он волшебный. Давайте мы его откроем и посмотрим, что же у него внутри – это подарок от нашего дуба; рисунок богатыря – его доспехи вы можете раскрасить.
Дети прощаются и уходят в группу.
Литература: В. И. Натарова «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств». Воронеж: Учитель, 2005;
Т. А. Шорыгина «Наша Родина – Россия» – М.: Сфера, 2011;
Ю. А. Кириллова «Навстречу Олимпиаде. Физкультурные досуги». СПб: Детство – Пресс,2012;
О.Д. Ушакова «Былины о богатырях русских». СПб: Издательский Дом «Литера», 2010;
Т. Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду». Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2000;
Л. Ю. Лупоядова «В гостях у истории». Смоленск: Русич, 2000.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf
Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема «Богатыри земли русской
№ 4455 Конспект НОД “Богатыри – защитники земли русской”
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14»
Конспект занятия
в подготовительной к школе группе
по теме
«Богатыри-защитники земли русской»
(с использованием ИКТ)
Воспитатель: Самойлова Л.И
Тема: «Богатыри-защитники земли русской»
Цель: познакомить с образами защитников Отечества, богатырями.
Программное содержание:
1. Формировать представление о героическом прошлом русского парода Древней Руси, великих русских богатырях защитниках земли русской.
2. Оживить представление о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
3. Вызвать интерес к истории Нижегородского края через знакомство с нижегородскими былинными героями.
4. Активизировать в речи слова, относящиеся к теме: Русь, ратник, богатырь, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, ножны, колчан со стрелами, палица, копьё.
5. Упражнять в словообразовании существительных и прилагательных с помощью суффиксов
6. . Воспитывать чувство гордости за историческое прошлое России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций с русскими богатырями.
2. Чтение отрывков о былинных богатырях
3. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник.
Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Ход занятия
Педагог. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется паша страна? (Россия). Много чудесных стран па Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина значит родная. Как мать и отец. Посмотрите на карту, кто покажет её па карте? (слайд) Какая она наша Родина?
Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия самая большая страна в мире.
Педагог. Правильно, Россия самая большая страна.
Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?
Дети. Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
Педагог. Правильно! Наши предки называли себя славянами. Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, добрые, гостеприимные, смелые. Но когда надо было, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом, за Родину.
А война в те далёкие времена была делом обычным. Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли. Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской?
Дети. Богатыри.
Педагог. Кто такие богатыри?
Дети. Силачи, воины, борцы.
Педагог. А какие они были?
Дети. Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные, их не страшат ни несметные силы врага, ни даже смерть.
Педагог. Силён, как вольный ветер.
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
(Никита Морозов, г. Иркутск)
Подвиги русских богатырей отражены в былинах, в стихах, в творчестве композиторов и художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим.
Вопросы:
-Кто изображён на картине художника Васнецова? (Три богатыря).
-Как зовут этих богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич. Алёша Попович).
-Кто находится в центре картины? (Илья Муромец)
-Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь).
-Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич).
-Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович)
Правильно, Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей. Врагов побеждает не силой, а Хитростью, смекалкой, дерзостью. А вот Илья Муромец считается самым главных из русских богатырей. Он самый сильный , рассудительный, за ним всегда последнее слово, он идёт на самые трудные битвы.
-Куда смотрит каждый из богатырей? Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов).
-Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы, Жителей этой земли.)
-Как одним словом можно назвать этих богатырей? (Защитники Родины!)
– Как одеты богатыри? (На тело надета кольчуга – железная рубашка).
-Зачем она нужна богатырям?
Кольчуга защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча и весила 7 килограммов.
-Что надето на головы богатырей? (Шлем).
Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина-богатыря от ударов.
-Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч, булава.
Меч был главным оружием.
А теперь, ребята, давайте соберем богатыря в дорогу, на подвиг героический.
Игра«Собери богатыря в дорогу» – дети выбирают соответствующие картинки с изображением оружия, одежды, объясняя значение каждой детали
Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.
Физминутка.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце руки в боки.
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
-Крепкие духом, прославившиеся делами. Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят.
- Не родом богатырь славен, а подвигом.
- Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
- Моё богатство – сила богатырская, моё дело — Руси служить, от врагов оборонять.
- В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.
Ребята, как мы с вами уже говорили, народ любил богатырей. Они казались людям ещё сильнее, могучее, чем были на самом деле. Говорили о них так:
У них не сила, а силища, силушка. Давайте и мы попробуем так сказать:
- Большой – большущий
- Сильный-сильнущий
- Крепкий-крепкуший
- Рука- ручища
А теперь попробуем сказать ласково:
- Голова-головушка
- Дорога дороженька
- Сторона-сторонушка
Как вы думаете, а на нашей Нижегородской земле были богатыри? О ком вы знаете легенду? (Алёна, Коромыслова башня)
Легенда.
«Жила-была когда-то давным-давно в Нижнем Новгороде девица- красавица. И звали её Алёной. Как-то раз понадобилось ей сходить на Почаину-реку за водой. Вот взяла она вёдра на коромысло, а коромысел-то был железный, два пуда весил, и пошла за город. А в это время стояли под Нижним Новгородом разбойники-враги. Заметили они Алёну возле башни и напали на неё, и в плен хотели взять. Вот она, завидя беду, поставила вёдра на землю, взяла коромысел в руки и всех татар девица уложила возле башни спать непробудным сном. Уж этих врагов она била-била, а их всё ещё много было. Одолели, наконец, они девушку, убили её, похоронили у башни вместе с коромыслом. Разбойники подумали-погадали и решили убраться их Нижнего Новгорода подобру-поздорову. Если девицы такие сильные – говорили они – что же будет, если ратные люди на нас выступят. Вот отчего одна из башен нашего Кремля называется Коромысловой. Возле неё было это побоище»
Можно ли назвать Алёну народной героиней? Почему?
А вот ещё одна легенда о силаче-богатыре бурлаке Никитушке Ломове.
Кто такие бурлаки? (пояснить детям)
«Давным-давно ходил на Волге бурлак Никитушка Ломов. Плыл он раз по морю. Выпало ему быть дежурным на палубе. Кругом пошаливали разбойники, грабили русских. Товарищи уснули, а
Никита ходит по палубе и посматривает. Вдруг видит лодку с разбойниками, человек 20. Он подпустил их поближе, и, как только полезли разбойники из лодки на борт, Ломов взял шест (большую палку толщиной в руку), размахнулся вдоль борта и смёл их в воду. Те, что в лодке остались, пошли наутёк. Но и их Ломов в покое не оставил: взял якорь, который был пудов 15 (5 мешков песка) и кинул в лодку, лодка с разбойниками утонула».
Похож ли Никита Ломов на былинных богатырей, которых мы видели на картине? Почему?
Вот такие богатыри, защитники, силачи жили давным-давно на нашей земле. А как вы думаете, есть ли в наше время богатыри- защитники? Как мы их теперь называем? (защитники Отечества).
Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой наказ оставили богатыри нам, своим потомкам:
– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Источники:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/11/18/konspekt-nod-v-podgotovitelnoy-gruppe-bogatyri-zemli
https://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/news6961.html
https://2018.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/oktyabr/no-4455-konspekt-nod-bogatyri-zashchitniki-zemli-russkoy/