Коренные жители чукотки. Кто такие чукчи на самом деле? Чукчи и Российская империя
Непокорные чукчи: Как Российская империя на протяжении 150 лет пыталась одолеть аборигенов Чукотки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Цивилизация против дикарей
Освоение Дальнего Востока Российской империей шло тяжело. Сказывалось множество негативных факторов: и удаленность от цивилизованного мира, и отсутствие дорог, и упрямые аборигены. Но особенно много хлопот доставили чукчи.
В 1727 году капитан драгунского полка Дмитрий Иванович Павлуцкий прибыл на далекую Чукотку. Он получил четыре сотни солдат и приказ, который гласил, что ему необходимо обложить данью всех местных жителей. Может показаться, что четыреста воинов слишком мало, но это не так. На самом деле в те времена и в тех землях подобная численность являлась грозной силой, ведь на Чукотке тогда в общей сложности насчитывалось порядка десяти тысяч враждующих между собой аборигенов.
Павлуцкий не был самым главным командиром, над ним находился полковник Афанасий Шестаков. Он являлся казаком, был человеком смелым, но чересчур прямолинейным. Вместо дипломатии Шестаков предпочитал грубую физическую силу. Такой подход в освоении Дальнего Востока работал лишь на первых порах. Аборигены (каряки, эвены и прочие) признавали авторитет казака, но крайне неохотно соглашались его поддерживать. Афанасий Федотович их заставлял при помощи кулаков. Такой подход не разделял Павлуцкий. Он был давно знаком с Шестаковым и друг к другу они относились крайне негативно.
Дмитрий Иванович и Афанасий Федотович вместе с солдатами выдвинулись из Тобольска. Им требовалось добраться до Якутска, то есть преодолеть порядка шести тысяч километров. Они справились, но отношения были окончательно испорчены. Конфликт закончился тем, что Шестаков вместе со своими людьми просто молча ушел. Он отправился покорять побережье Тихого океана, свято вер в том, что несколько десятков казаков и сотня «добровольцев» из юкагиров, якутов и эвенов позволят ему выполнить эту затею.
Сначала Шестаков встретился с коряками. Аборигены неожиданно отказались платить Российской империи установленный ясак, посчитав его слишком обременительным. К тому же, коряки думали, что российская армия не придет к ним. Но они ошиблись. Шестаков со свойственной ему злостью, разгромил аборигенов и в очередной раз обложил их данью.
Затем он сделал короткую остановку в Охотске, после чего двинулся на север. И в марте 1730 года казак встретил многочисленное (несколько сотен) войско чукчей. Они не являлись подданными Российской империи и, соответственно, дань не платили. Афанасий Федотович решил это исправить. Его не смутил тот факт, что вражеская армия в несколько раз больше, нежели его. Он привык к тому, что аборигены никогда не оказывали ожесточенного сопротивления. Их было достаточно просто припугнуть огнестрельным оружием. Чукчи не дрогнули. Они быстро расправились с армией Шестакова, перебив почти всех солдат. Погиб и сам Афанасий Федотович. А довольные аборигены, разграбив обоз (они захватили ружья, гранаты, доспехи и знамя), отправились в набег на коряков.
Вскоре о гибели Шестакова узнали в Петербурге. И оттуда пришел приказ: отныне главным в чукотской кампании стал Павлуцкий.
В начале осени 1730 года Дмитрий Иванович добрался до Анадырского острога. На тот момент это была единственная российская военная база на всем полуострове. Острог и стал местом, откуда Павлуцкий периодически совершал карательные походы против чукчей. Дмитрий Иванович являлся Якутским губернатором, которому подчинялись все народы Чукотки, кроме, конечно же чукчей.
В течении двух лет (с 1744 по 1746 годы) майор несколько раз с армией отправлялся бить аборигенов. Павлуцкий был хорошо осведомлен с каким сильным и уверенным в себе противником он имел дело. После гибели Шестакова, Дмитрий Иванович занялся сбором сведений о таинственном народе, одно лишь упоминание о которых вводили коряков, эвенов и прочих аборигенов в панический ужас.
«Настоящие люди» и дикари
Шестаков выяснил, что Российская империя уже вступала в контакт с чукчами, правда было это очень давно – в 1641 году. Тогда аборигены внезапно атаковали обоз, везущий дань. Налет оказался успешным, в отличие от карательной экспедиции Семена Дежнева. Он просто не знал куда идти и с кем воевать. Затем, правда, ситуация прояснилась, Дежнев узнал, кто ему противостоял. Он решил действовать по отлаженной схеме, которая работал безотказно со всеми народами, населявшими Дальний Восток. Казаки просто похищали родственников вождя, а потом требовали от него покорности. Но вот с чукчами это не сработал.
Тойоны (вожди) считали, что жизнь ничего не стоит, в приоритете у них была воинская честь. Не было толку и от местных женщин. Они просто шли на всевозможные ухищрения, чтобы покончить с собой. Чаще всего, просто отказывались от еды и умирали с голода.
Еще Павлуцкий узнал, что чукчи не сдаются в плен. В случае поражения воин просил убить его. С такой же просьбой обращались к своим ближайшим родственникам и старики, когда понимали, что становятся им в тягость. Чукчи считали себя «настоящими людьми», а всех остальных – обычными дикими зверями. Они верили, что после смерти попадают в мир, где живут «небесные люди». Также среди чукчей была распространена практика суицида из-за неудачной охоты или еще какого-нибудь «позора». Суровые условия жизни закалили аборигенов, превратив их в жестких людей, которые ничего не боялись. Зато их боялись. Панически боялись все остальные народы полуострова, считая чукчей настоящим стихийным бедствием.
Вожди юкагиров, эвенов, ительменов, коряков и якутов много раз предостерегали Павлуцкого от войны с чукчами. Они рассказывали ему жуткие истории о том, как «настоящие люди» мастерски обращаются с копьями и ножами, изготовленными из китового уса, как крепки их доспехи, как хитры их воины. Особенно впечатлили Павлуцкого истории о засадах, которые устраивали чукчи. Они могли по нескольку дней поджидать врага, слившись с окружающим рельефом. И ни один разведчик никогда так не сумел обнаружить их. Рассказали вожди и о том, что чукчам всегда помогают духи. Дело в том, что при отступлении чукчи умели буквально растворялись в воздухе за считанные секунды. Ясное дело, что без вмешательства потусторонних сил здесь не могло обойтись.
Но из всех этих рассказов Павлуцкий сумел выудить важную информацию. Тойоны в один голос уверяли, что чукчи коварны и жестоки только на войне. Переговорщиков они никогда не трогали, считая это недостойным воина. Эту благородность Дмитрий Иванович и решил использовать.
Но сразу претворить план в жизнь у него не получилось, поскольку чукотские тойоны отказывались от переговоров. Пришлось с ними воевать. Обе стороны понесли большое количество потерь, но Павлуцкий сумел добиться поставленной цели – вожди согласились с ним встретиться. Они были впечатлены его силой и храбростью.
Вот только Дмитрий Иванович хотел попытаться решить конфликт мирно, но не успел. Буквально за несколько дней до назначенной встречи его отозвали в Якутск. Майора в Анадырском остроге заменил сотник Василий Шипицин. Он с гостями церемониться не стал, а просто приказал казакам перебить всех до одного.
Когда Дмитрий Иванович вернулся в острог, он был вне себя от злости. Он понимал, что теперь войну мирным путем уже никак не завершить. Чукчи станут мстить и свой удар они непременно должны были нанести в самый неожиданный момент.
И он решил действовать первым. К своему удивлению Павлуцкий практически не встретил сопротивления. Оказалось, что гибель вождей сломила народ. Дмитрий Иванович продвигался все глубже и глубже в полуостров. Параллельно на воде помощь ему оказал Витус Беринг, командовавший ботом «Святой Гавриил». Он уничтожал поселения дикарей, расположенные на берегу океана.
Казалось, что еще чуть-чуть и все, чукчи покоряться и станут подданными Российской империи. Но неожиданно они дали отпор. И, конечно, произошло это в тот момент, когда ответного удара никто не ждал, даже Павлуцкий. Он искренне поверил, что сумел сломить гордый народ. И жестоко ошибся.
Оружие, против которого чукчи оказались бессильны
Чукчи под предводительством новых вождей внезапно атаковали несколько зимовий русских промышленников, а также совершили налет на юкагиров, считавшихся главными союзниками Павлуцкого. Дмитрий Иванович ответил карательным походом. Но толку от него, по сути, не было. Чукчи подстроились под врага и перестали вступать в открытые сражения. Они выбрали партизанскую войну.
Двенадцатого марта 1747 года аборигены атаковали коряков. Они убили много мужчин и угнали почти всех их оленей. Павлуцкому ничего не оставалось, как отправиться за чукчами в погоню.
Казаки и коряки вскоре догнали противника. После короткой стычки, Павлуцкий занял оборону крепости, построенной из саней. Он ожидал, что чукчи будут ее штурмовать, но не угадал. Аборигены сумели выманить казаков из укрытия, заставили их произвести оружейный выстрел, после чего атаковали. Павлуцкий и его люди не успели отойти к крепости. Завязалась рукопашная схватка. Поскольку чукчей было гораздо больше, чем предполагал майор, шансы на победу у него отсутствовали. Аборигены обманули его и заманили в ловушку, но Дмитрий Иванович это понял слишком поздно. Он поздно понял, что чукчи позволили себя догнать, что они заранее подготовились к битве и укрыли основные силы в снегу. За свою ошибку Павлуцкий расплатился жизнью.
Чукчи, воодушевленные победой, начали безбоязненно нападать на русские поселения. Сильно досталось и их союзникам. Чукчи одерживали одну победу за другой и не было человека, способного их остановить. В итоге, война, которая длилась полторы сотни лет завершилась победой аборигенов. И в 1771 году Анадырский острог был разрушен.
Российская империя решила отказаться от идеи колонизации Чукотки. Это было слишком дорого и бесполезно.
Но история покорения Чукотки на этом не завершилась. Как только русские оттуда ушли, появились англичане и французы. Они захотели забрать себе «ничейные» земли. Россия не могла этого допустить. Воевать с европейскими державами Александр I не собирался. Чукотку можно было присоединить другим путем – заручиться поддержкой чукчей. Это и было сделано. Вместо огня и меча русские пришли к вождям с дарами. Аборигены их приняли. И вскоре побережье полуострова стали украшать российские флаги. Французы и англичане, поняв, что опоздали, предпочли ретироваться.
Но дружба с Россией закончилась для чукчей гораздо печальнее, нежели противостояние с Павлуцким. Они получили незнакомый ранее алкоголь. И против этого орудия аборигены оказались бессильны. Следом пришла другая беда – сифилис.
За короткий срок чукчи деградировали. Из грозных и суровых воинов они превратились в слабых, глупых людей, зависимых от алкоголя.
Ситуация усугубилась в советские годы. Детей забирали в колхозы и совхозы, где они обучались в школах. А затем возвращались обратно. Аборигены умели читать и писать, знали историю партии, но были абсолютно не приспособлены к жизни в суровых условиях.
Призывали чукчей и в армию. Именно тогда, когда с ними познакомились простые советские парни, начали рождаться многочисленные анекдоты. В них чукчи всегда представали в образе глупых и наивных людей, в которых никто бы и не узнал некогда грозных воинов, победивших Российскую империю.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Коренные жители чукотки. Кто такие чукчи на самом деле? Чукчи и Российская империя
Все слышали выражение «наивная чукотская девочка», и анекдоты про чукчей. В нашем понимании это человек, далекий от достижений цивилизации. Символ наивности, которая граничит со скудоумием, начинающие любое предложение с «однако» и предпочитающих водку женам Мы воспринимаем чукчей как далекий северный народ, который интересуется исключительно оленями и моржовым мясом. Кто чукчи на самом деле?
Умеют за себя постоять
Валдис Кристовскис, латышский политик и лидер партии «Единство», в интервью латышской газете Delfi неосторожно оборонил фразу «латыши – не чукчи». В ответ на это оскорбление в газете Diena был напечатан ответ Оой Милгера, представителя народа лоураветланов (по-другому «чукчей»). Он писал: «По-вашему, получается, что чукчи – не люди. Это меня очень обидело. Лоураветланы – народ воинов. Об этом написано много книг. У меня карабин моего отца. Латыши – тоже маленький народ, которому пришлось бороться за выживание. Откуда такое высокомерие?». Вот тебе «наивные» и глупые чукчи.
Чукчи и все «остальные»
Немногочисленный народ чукчей расселен на огромной территории – начиная от Берингова моря до реки Индигирки, от Северного Ледовитого океана до реки Анадырь. Это территорию можно сравнить с Казахстаном, а на ней живет чуть больше 15 тысяч человек! (данные переписи населения России в 2010 году)
Название чукчи – это адаптированное для русского человека название народа «лоуратвеланы». Чукчи значит «богатый оленями» (чаучу) – так представились русским первопроходцам северные оленеводы в XVII веке. «Лоутвераны» переводится как «настоящие люди», так как в мифологии крайнего Севера чукчи – «высшая раса», избранная богами. В мифологии чукчей объясняется, что боги создали эвенков, якутов, коряков и эскимосов исключительно как рабов русских, чтобы они помогали чукчам торговать с русскими.
Этническая история чукчей. Кратко
Предки чукчей обосновались на Чукотке на рубеже 4-3 тысячелетия до нашей эры. В такой естественно-географической среде сформировались обычаи, традиции, мифология, язык и расовые особенности. У чукчей повышенная теплорегуляция, высокий уровень гемоглобина в крови, быстрый обмен веществ, потому формирование этой арктической расы происходило в условиях Крайнего Севера, а иначе они бы не выжили.
Мифология чукчей. Сотворение мира
В мифологии чукчей фигурирует ворон – творец, основной благодетель. Создатель земли, солнца, рек, морей, гор, оленей. Именно ворон научил людей жить в сложных природных условиях. Так как в сотворении космоса и звезд, по мнению чукчей, участвовали арктические животные, то названия созвездий и отдельных звезд связаны с оленями и воронами. Звезда капелла – это олений бык с санями человека. Две звезды около созвездия Орла – «Самка оленя с олененком». Млечный путь – река с песчаными водами, с островами – пастбищами для оленей.
Название месяцев чукотского календаря отражают жизнь дикого оленя, его биологические ритмы и особенность миграции.
Воспитание детей у чукчей
В воспитании чукотских детей можно проследить параллель с индейскими обычаями. В 6 лет у чукчей начинается суровое воспитание мальчиков-воинов. С этого возраста мальчики спят стоя, исключение – сон с опорой на ярангу. При этом взрослые чукчи воспитывали даже во сне – подкрадывались с раскаленным кончиком металла или тлеющей палкой, чтобы у мальчика вырабатывалась молниеносная реакция на любые звуки.
Юные чукчи бегали за оленьими упряжками с камнями на ногах. В руках с 6 лет постоянно держали лук и стрелы. Благодаря такой тренировке глаз, зрение у чукчей на долгие годы оставалось острым. Кстати, именно поэтому чукчи были превосходными снайперами во время Великой Отечественной войны. Любимые игры – «футбол» с мячом из оленьей шерсти и борьба. Боролись в особенных местах – то на моржовой шкуре (очень скользкой), то на льду.
Обряд посвящения во взрослую жизнь – испытание для жизнеспособных. На «экзамене» делали ставку на ловкость и внимательность. Например, отец посылал сына на задание. Но не задание было главным. Отец выслеживал сына, пока тот шагал его выполнять, и ждал, пока сын потеряет бдительность – тут он выпускал стрелу. Задача юноши – моментально сконцентрироваться, среагировать и увернуться. Поэтому пройти экзамен – значит выжить. Но стрелы не смазывали ядом, поэтому шанс на выживание после ранения был.
Война как стиль жизни
Отношение к смерти у чукчей простое – они ее не бояться. Если один чукча просит другого его убить, то просьба выполняется легко, без сомнений. Чукчи верят, что у каждого из них по 5-6 душ, и существует целая «вселенная предков». Но для того, чтобы попасть туда, нужно либо достойно погибнуть в бою, либо умереть от руки родственника или друга. Своя смерть или смерть от старости – роскошь. Поэтому чукчи отличные воины. Они не бояться смерти, свирепые, у них чуткое обоняние, молниеносная реакция, острый глаз. Если в нашей культуре за военные заслуги награждают медалью, то чукчи на тыльной стороне правой ладони ставили татуировку-точку. Чем больше точек, тем более опытный и бесстрашный воин.
Чукотские женщины соответствуют суровым чукотским мужчинам. Они носят с собой нож, чтобы в случае серьезной опасности зарезать детей, родителей, а потом себя.
«Домашнее шаманство»
У чукчей существует так называемое «домашнее шаманство». Это отголоски древней религии лоураветланов, ведь сейчас почти все чукчи ходят в церковь и принадлежат русской православной церкви. Но «шаманят» до сих пор.
Во время осеннего убоя скота вся чукотская семья, включая детей, бьет в бубен. Этот обряд оберегает оленей от болезней, ранней гибели. Но это больше похоже на игру, как, например, сабантуй – праздник окончания пахоты у тюркских народов.
Писатель Владимир Богораз, этнограф и исследователь народов крайнего Севера пишет, что на настоящих шаманских обрядах люди вылечиваются от страшных болезней, заживают смертельные раны. Настоящие шаманы могут в руке растереть камень в крошку, голыми руками «зашить» рваную рану. Основная задача шаманов – исцелять больных. Для этого они впадают в транс, чтобы «путешествовать между мирами». На Чукотке шаманами становятся, если чукчу в момент опасности спасает морж, олень или волк – тем самым «передает» колдуну древнюю магию.
Примечательная черта чукотского шамана – он по желанию может «меня пол» Мужчины по велению духов становятся женщинами, даже выходят замуж. Богораз предположил, что это отголоски матриархата.
Чукчи и юмор
Чукчи придумали поговорку «смех делает человека сильным». Эта фраза считается жизненным кредо каждого чукчи. Смерти они не боятся, убивают легко, не испытывая тяжести. Для других людей непонятно, как можно сначала плакать над смертью близкого человека, а потом смеяться? Но уныние и тоска для чукчи – признак того, что человека «захватил» злой дух Келе, и это порицалось. Поэтому чукчи постоянно шутят, подтрунивают друг над другом, смеются. С детства чукчей приучают быть веселыми. Считается, что если ребенок долго плачет, то его плохо воспитали родители. Девушек для замужества тоже выбирают по нраву. Если девушка весела и с чувством юмора, у нее больше шансов выйти замуж, чем у вечно грустной, так как считается, что унылая девушка – больная, от того и недовольная, потому что она думает о болезнях.
Чукчи и анекдоты
Смеются не только чукчи, но и над чукчами тоже любят потешаться. Тема чукчей в русских анекдотах – одна из самых обширных. Шутят над чукчами еще со времен СССР. Доцент Центра типологии и семиотики РГГУ Александра Архипова связывает начало появление анекдотов с фильмом 60-х годов «Начальник Чукотки». Там впервые прозвучало всем знакомое чукотское «однако». Образ чукчи в анекдотах – это плохо знающий русский язык, дикий, доверчивый человек, он постоянно рефлексирует. Также есть мнение, что от чукчей мы считываем меру своего национального превосходства. Мол, чукча глупый и наивный, а мы – не такие. На сегодняшний день основная тема анекдотов сместилась в сторону бывшего чукотского губернатора Романа Абрамовича.
15 фактов о чукчах, которые кажутся абсурдными, но являются правдой
Что делать, если друг начнет тонуть в море? Спасать его самостоятельно, звать на помощь, бросить ему доску или плавательный круг либо надеяться, что он сам выплывет? Чукчи точно знали: ничего делать не нужно. В море, по их поверьям, обитают духи, которые отвечают за переход в иной мир. И предпринимать какие-либо действия означает препятствовать могущественным существам.
Это лишь один из примеров того, как мышление чукчей отличается от нашего. AdMe.ru решил рассказать, чем еще поразительны их обычаи и поведение и что происходит в их жизни сейчас.
Предки чукчей заселили территорию Чукотки (Российская Федерация) на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. Сейчас численность этого народа немногим более 16 тыс. человек. Некоторые покинули прибрежные регионы Северного Ледовитого океана и расселились на территории России, Северной Америки и европейских стран.
Само слово «чукча» переводится как «богатый оленями», что не совсем отражает действительность: среди представителей этого народа было много и тех, кто занимался разведением этих животных, и тех, кто охотился на крупных млекопитающих. И те и другие называли себя «луораветлан», что означает «истинные люди».
Вот 15 любопытных фактов о луораветланах, которые откроют вам их жизнь с новой стороны.
1. Могли поменять пол по велению духов
По поверьям чукчей, духи обитают во всех предметах и явлениях. После достижения зрелости человек мог почувствовать в себе шаманские силы и под влиянием духов поменять пол. При этом чаще мужчины становились женщинами, а не наоборот.
«Превращенный» мужчина начинал носить женскую одежду и украшения. Менялось и поведение такого чукчи. Исследователь В.Г. Богораз отмечал, что если задать ему нескромный вопрос, он мог заливаться густым румянцем и застенчиво закрывать лицо рукавом. При этом власть такого «превращенного» была весьма велика, и даже шаманы относились к нему со страхом и почтением.
К началу XX века этот обычай полностью изжил себя.
2. Жили в ярангах, которые переносили с места на место
Чукчи селились в ярангах — невысоких палатках из кожи с отверстиями для вентиляции, которые затыкались мехом. В этих домах жили скученно, несколькими семьями, причем помещение для отдыха, отделенное пологом, было настолько теплым, что люди ходили обнаженными или в одном белье. Для освещения жилища могла использоваться лампа, заправленная китовым или моржовым жиром.
Яранги оленеводов переносились с места на место вслед за перемещениями стада. Приморские чукчи, в отличие от них, вели оседлый образ жизни.
3. Могли назвать ребенка неприличным словом, но не знали мата
Юрий Рытхэу в книге «Дорожный лексикон» отмечает, что детям давали имена, которые обозначали что угодно: явления природы, вещи, названия зверей, а также отражали надежды, которые возлагали на новорожденного, или обстоятельства его появления на свет. Имя было всего одно, поэтому когда чукчи начали получать паспорта, они записывали его в качестве фамилии, а имя и отчество выбирали по своему вкусу.
Иногда мальчика могли назвать словом, означающим мужской половой орган. Это не было оскорбительно: у чукчей не существовало табу на обнаженное тело или его отдельные части. Рытхэу вспоминает курьезный случай. Один из его земляков, уважаемый всеми оленевод, фамилия которого на чукотском означала соответствующий орган со звучным эпитетом «гремящий», был выдвинут на высокую должность. Когда писатель об этом узнал, он порадовался за него, но неосторожно проговорился о значении фамилии. С юмором в советские времена было туго, поэтому почти сразу пришло требование: вычеркнуть имя этого кандидата из всех бюллетеней.
Впрочем, случая, чтобы девочке давали имя, обозначающее женские гениталии, писатель не помнит.
Что касается ругательств, то их (в нашем понимании) чукчи не использовали вовсе. Самое обидное, что они могли сказать: «Ты совершенно ни на что не похож!» («Чекальван вальэгыт!»).
4. Женщины чукчей были весьма свободолюбивы
Развод всегда был делом простым, и примерно треть женщин чукчей разрывала семейные узы хотя бы раз в жизни. И хотя родственные связи ценились, случалось, что близкие так допекали человека, что он (или она) уходил от них. Особенно сложно приходилось женщинам чукчей-оленеводов. На них возлагалось множество обязанностей (от самостоятельной установки яранги до стирки, готовки и присматривания за стадом), и нередко они терпели придирки со стороны тестя или других родных, пока не решались жить самостоятельно или примкнуть к другой семье.
До начала XX века существовала традиция группового брака (в котором инициатива все-таки принадлежала женщине), но потом постепенно исчезла.
5. Женщины во время родов не стонали и не просили о помощи
Обычай запрещал роженицам каким-либо образом выражать страдание. Им не помогали даже другие женщины. Молодая мать сама обрезала пуповину, выбрасывала послед и делала все для новорожденного.
Если роженица просила о помощи — всю жизнь потом терпела насмешки. И даже ее мужа дразнили «повитушный».
6. Одними из первых придумали детские подгузники
Для защиты от холода матери так закутывали детей, что малыши были похожи на шары. А на грудничков надевали своеобразные подгузники — подкладки из мха и оленьего меха, которые хорошо впитывали продукты жизнедеятельности.
Подросшего мальчика быстро отучали от привычки мочиться в постель: если утром оленья шкура, на которой он спал, была мокрой, то утром его отправляли бегать вокруг яранги, держа ее на себе.
7. Строго соблюдали семейную иерархию
Глава семьи обладал неограниченной властью и распоряжался жизнью любого из своих родственников. Остальные могли лишь роптать, но даже не пытались ему противодействовать. Мужчина мог иметь 2–3 жен, причем во время обеда все лучшие куски мяса доставались супругу, а жены и дети довольствовались остатками.
В. Кузнецова, которая длительное время прожила в яранге, в своих дневниках отмечала, что количество еды, выделяемое членам семьи, зависело от объемов проделанной работы. Так как у нее не хватало сил выполнять физически тяжелый труд чукотских женщин, при дележе ей доставались самые маленькие, лишенные жира куски мяса или вообще только чай.
8. Не переносили соли, зато ели похлебку с мохом, извлеченным из желудка оленя
Пища коренных жителей Чукотки могла показаться отталкивающей неподготовленным людям. Они ели мороженое мясо, нерпичий жир, кашу из щавеля, коренья, внутренности животных, пили их кровь. А в числе самых популярных блюд у этого народа были ферментированное мясо (копальхен) и горячая похлебка с монялом — полупереварившимся мхом, извлеченным из желудка оленя.
Зато соль чукчам казалась горькой, а мягкий хлеб они считали кислым на вкус.
Сейчас многие представители этого северного народа едят и консервы, и хлебобулочные изделия. Однако именно мясо оленей для них является наиболее здоровой и подходящей пищей.
9. Проявляли нечеловеческую выносливость и нечувствительность к холоду и голоду
Маленькие дети целые дни проводили на открытом воздухе и, несмотря на сильный ветер и мороз, не выказывали никаких признаков неудовольствия. А женщины в 30-градусные морозы устраивались на улице с шитьем. Их руки оставались открытыми в течение нескольких часов работы. Причем труд настолько согревал их, что они скидывали верх одежды, оставляя открытыми плечи, и бросали за пазуху комья снега, чтобы охладиться.
Также чукчи проявляли удивительную выносливость: пастухи могли проводить по 2–3 суток без сна, а на охоту мужчины всегда отправлялись с небольшим запасом пищи. В случае неудачи охотники могли почти ничего не есть несколько суток, но не теряли проворства в преследовании добычи.
Однако временами даже железные организмы чукчей давали сбой. Так, молодая женщина, проведя весь день за шитьем, ночью стерегла стадо. А утром ей надо было приготовить поесть, вскипятить чай, и спать она ложилась только по окончании второго дня. Но усталость брала свое, и она лила воду из чайника мимо посуды или просто падала как подкошенная, засыпая прямо на ходу.
10. Пот чукчей не имел запаха
Этнограф В. Кузнецова еще в 50-х годах XX века отмечала, что чукчи могли жить в грязи, а вшей было так много, что их наличие считалось практически нормой. Сейчас чукчи уже соблюдают правила гигиены, хотя пользоваться дезодорантом им, в отличие от европейских народов, нет необходимости: их пот не имеет выраженного запаха.
Любопытно, что даже ушная сера чукчей отличается от нашей: она сухая, словно порошок.
Источники:
https://kulturologia.ru/blogs/290120/45322/
https://russian7.ru/post/kakie-chukchi-na-samom-dele/
https://www.adme.ru/svoboda-kultura/15-faktov-o-chukchah-kotorye-kazhutsya-absurdnymi-no-yavlyayutsya-pravdoj-2184165/