27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Краткая история русской культуры. Шпаргалка: История развития культуры и искусства

Краткая история русской культуры

Историю культуры России в кратком обзоре мы предлагаем отследить по структурной типологии Н.А.Бердяева, разработанной им в цикле трудов об ее особенностях, пути, судьбе и месте в мировой культуре. В этих работах ученый обозначил прерывистость русского культурного пути и определил его несколько основных этапов. Данную историческую типологию Бердяева можно рассматривать как основу, но с дополнениями, связанными с событиями последнего столетия.

Этап славяно-европейской цивилизации (X – начало XIII в.)

К этому периоду, называемому Киевской Русью, уже сформировались основы организации общества. Существовала письменность, был заложен базис государственности, появились правовые институты. Все это дало импульс для дальнейшей эволюции восточно-славянской культуры. Укрепление страны и приумножение территорий осуществлялось одновременно с принятием христианства у восточных славян и соседних племен. «Двоеверие» — причудливый симбиоз язычества и христианства порождает самобытную картину бытия, сочетающую разные религиозные представления.

Как показывает история, культура древней России той эпохи была аналогична европейской, именно поэтому многие исследователи называют этот этап, как славяно-европейская цивилизация. Среди основных ее черт можно выделить:

  • военно-демократические особенности зарождения государственной власти,
  • городская природа культуры,
  • продвижение христианства.

Даже в то время земли Древней Руси простирались на большие территории. Археологические изыскания дают ценный материал, позволяющий лучше узнать культуру крупных городов Древней Руси Киева и Новгорода и выявить существенные различия между ними. Своеобразие настолько очевидно, что здесь можно обособить даже две субкультуры — южную и северную:

  • Южная (ее центр Киев) была нацелена на союз с Константинополем, но зависела от взаимосвязей со степными племенами.
  • Северная (центр в Новгороде) тянулась к Северной Европе и имела сношения со скандинавскими странами и Ганзой.

С XII до XIV века проводилось наступательное освоение земель центральной и северо-восточных районов Русской равнины с экстенсивным земледелием. Такой характер развития был присущ экономике и развитию страны. Это стало самобытной чертой России и основой для специфичных составляющих русской ментальности:

  • не решение проблем, а уход от них в новые края,
  • земля ничья, божья,
  • чувство временности,
  • отсутствие необходимости глубокого укоренения на одном месте.

Такой способ ведения крестьянского хозяйства по территории и по количеству участников составлял большую часть древнерусской культуры, которая с трудом поддается исследованию, так как она не имеет письменных источников.

Художественная культура и история на базе письменных источников

История России того времени изучается по основным артефактам, относящимся к городской культуре: летописям, письменам, архитектурным памятникам, декоративно-прикладным поделкам, живописи из кладов и погребений. Основываясь на анализе художественных письменных источников, выделяют два стилистических направления:

  • монументальный историзм
  • эпический лиризм.

Такой стиль получил распространение в конце X в. и господствовал до начала XII в. Это был период приобщения и равноценного вхождения Руси в христианство, осмысления своей роли в новой культуре. Подтверждение тому — сохранившиеся архитектурные, живописные и литературные свидетельства этого периода. Им характерны возвышенно-величавым настрой, они преисполнены важностью. Стиль монументального историзма точно отражал дух времени княжения династии Рюриковичей. Для героической эпохи страны это был первичный стиль, тождественный романскому стилю для Запада. Он был равноценен государственному и соответствовал запросам княжеского окружения, желанию молодой страны создать собственный имидж, свои принципы, сопоставить себя с культурой и историей мира.

Этот стиль носит еще название вторичного, он сформировался к середине XII века. Этому времени характерно усиление феодальной раздробленности. Искусство становилось более приближенным к человеку, в нем стали выделяться черты отдельных людей, а не только широта государства, как это было в предыдущий период.

  • В архитектуре появились камерные формы, она стала более одушевленной, более праздничной, нежели мужественной.
  • Литературным памятником того периода стало «Слово о полку Игореве». Это былинное и проникнутое эмоциями произведение, в котором отразилась история Руси, наряду с мыслями, эмоциями, печалями и отрадами реального человека.
  • Везде возводятся храмы, строятся монастыри, закладываются школы иконописи и ремесла, происходящие события заносятся в летописи.

О многогранности развития художественной культуры того времени можно судить по тому, как выкристаллизовывается особая манера письма в иконографии, развивается художественное обучение.

  • Новгород становится центром почитания Софии,
  • Владимир — Богоматери,
  • в Чернигове и Рязани — княжеских образов Бориса, Глеба.

Удельная Русь — культура XIII – XIV вв

XIII век вошел в историю как начало периода Золотой Орды. «Татарская Русь» вступила в фазу «нравственного монументализма». Постепенно раздробленность страны на удельные княжества была преодолена, что и помогло освободиться от ига.

Глубокие изменения, произошедшие к середине XIII века, дают основания для обособления этого периода, поскольку они также имели большое влияние на тип русской культуры. По той эпохе проведено много исследований, и есть разные мнения в оценке последствий нашествия степняков. Гумилев считал, что оно спасло страну от подчинения Европой, что, по его мнению, принесло бы гораздо больше вреда для России.

Эти события оставили весомый след, но монголо-татарское иго не могло радикально поменять русскую земледельческую культуру на кочевую. Но нашествие Орды приостановило развитие и нанесло невосполнимый ущерб. Были разрушены храмы, сожжены библиотеки и города, в угнетенном состоянии находились ремесла. Вторжение племен кочевников было воспринято как наказанье божье, вселенское бедствие, которому немыслимо было и противиться.

Когда иго было сброшено, культура и история России становятся иными. Основное последствие нашествия – регресс во всех областях жизни. Во второй половине XIII века развитие словно и замерло. Даже в новгородских землях, куда не «дотянулись» ордынцы, был угрюмый застой, сопровождавшийся только обновлением укреплений.

Атмосферу эпохи, переживания людей можно понять по литературным источникам в жанре «воинских повестей», жизнеописаний мучеников за веру, проповедей.

Московская Русь — этап XIV – XVII вв

Отрезок с конца XIV — по XVII в. вошел в историю как время образования евразийской цивилизации. Становление централизованного независимого государства с властью в Москве сформировало иную картину в разных сферах жизни. Это благоприятствовало порождению обновленной концепции ценностей и мироздания.

Русские княжества, освобождаясь от оков ига, сплачивались вокруг Москвы, создавая государство нового типа. Оно явилось средством в отстаивании суверенности. По сей день государство имеет чрезвычайную значимость в сознании людей, которая была приобретена еще в те времена.

Превыше личной выгоды и даже важнее законов оказались интересы государства и власть. Становление Московского царства приняло эстафету православия от падшего в те времена Константинополя. Византийское государство кануло в лету. Старец Филофей в своих письмах Василию III озвучил новые мессианские чаяния в концепции «Москва — Третий Рим»

Читать еще:  Олег Рыбкин впервые в России поставит «Три дня в деревне» Марбера по Тургеневу.

Поэтапная история культуры великой России московского периода

Эволюцию русской культуры Московского периода можно разбить на три этапа:

  1. Русское Предвозрождение (конец XIV в. — середина XV в.)

Это время ознаменовала победа в Куликовской битве, вместе с ней произошел эмоциональный скачок национального самосознания. В этот период начался расцвет литературы, искусства, повышение индивидуального начала. Яркими примерами могут быть имена Андрея Рублева, Даниила Черного. Феофана Грека. По этим величинам развитие России можно сравнивать с Проторенессансом и итальянским ранним Ренессансом. Ренессанс обошел историю России стороной. Все ресурсы были пущены на создание и обустройство страны с центром в Москве. Там возводятся самые величественные храмы, создаются иконы, фрески, пишутся книги.

  1. «Державный монументализм» (вторая половина XV в. — XVIв.)

Он характерен окончательным становлением Московского царства. Страна стала расширяться в сторону восточных приделов, была взята Казань. Постепенно государство превращалось в обширную евразийскую империю.

Во всех сферах жизни страны идет урегулирование и упорядочение, например,

  • обустройство государства описано в «Степенной книге»,
  • систематизация исторических сведений — в Лицевом летописном своде,
  • религиозные каноны — в «Стоглаве», в «Великих Четьи-Минеях»,
  • семейные проблемы — в «Домострое».

Появляется новый архитектурный стиль – московский. Отстраиваются Кремль, Успенский собор, они являются символом России и по сей день.

В этот период, его называют еще и «бунташным веком», произошло множество событий. Смена династий, польская интервенция, бунты крестьян. Культура этого периода, невзирая на множество драматических страниц в истории, просветленная и живая.

  • Архитектура насыщена красками, затейлива по форме и декоративна.
  • Живописные произведения декоративны, в то же время в них появляются реалистичные черты, объекты становятся более объемными за счет передачи светотени. Появились первые русские парсуны— синтез портрета и иконы.
  • В литературе также появляются герои с человечными чертами, которые живут в реальной жизни, таков первый русский роман «Повесть о Савве Грудницыне».

В искусстве, литературе передается индивидуальное начало и авторская точка зрения.

История культуры и искусства России (XVIII в. — начало XX в.)

Период Императорской России — время представления ее нового обличья. С эпохи петровских преобразований Русская культура тяготеет к европейской, находится под ее влиянием, но остается самобытной. Исполинская евразийская цивилизация публична для Запада и Востока, но сохраняет независимость. Эту эпоху можно разделить на три временных отрезка.

Это время радикальных реформ. Со времен принятия христианства Россия поворачивается к Западу по воле правителя второй раз. Культурные метаморфозы при правлении Петра I так же противоречивы и сложны, как и нововведения князя Владимира.

Петровское перемещение к Европе продолжили его наследники. Все это столетие стало периодом глубоких преобразований, коснувшихся разных сторон. Главной особенностью было овладение результатами и завоеваниями европейской культуры, большей частью посредством образования. Перемены происходили под натиском верхов и изнутри, так как предпосылки к ним уже созрели в предыдущем столетии. Такие черты, как реалистичность индивидуальность, рациональность, теперь облачились в европейский наряд.

Стремительность реформ привела к неравномерной их ассимиляции в разных слоях общества. Между европеизированными верхами и погрязшими в «трясину азиатчины» низами возник раскол. Кроме разобщенности по социальным мерилам, в это время образовалась трещина между культурой этнической и национальной. В будущем старания многих людей будут направлены на преодоление этого разрыва.

Это период культурного синтеза своих начал и почерпнутых в Европе знаний. Их слияние дало толчок к дальнейшему развитию. Это столетие называют русским Золотым веком. Огромный перечень имен, открытий, замыслов, достижений, гениальных творений позволяет сказать, что в этот период Россия сыграла значительную роль в истории мировой культуры. Тогда наиболее ярко проявилась ее индивидуальность, были заданы первостепенные вопросы и даны решения проблем. Это период поиска культурной общности и духовности.

Рубеж XIX -XX веков в истории России называют ее Ренессансом. Несмотря на кратковременность, его можно выделить в отдельный тип. Переломный ход времени подарил этой эпохе свободу, активную смену курса и тенденций. На страну нахлынула лавина свежих представлений, идей, суждений, парадигм, которые имели противоречивую направленность. Творческая жизнь стала интенсивной. Возникали и множились союзы, объединения, кружки, вовлекая в себя большое число новых членов.

В диалоге разных культур меняется и направленность: это не просто ретроспективное изучение, а стремление приобщиться и постигнуть, погрузившись в самые недра. Слияние разных видов искусств, мировоззрений, тяготение к единству – было одной из важных черт этого времени. Но период не был монолитным, в нем существовало множество несовместимых идей, разнонаправленных перемещений, демонстрирующих градус свободомыслия.

История культуры России – этап XX в.

1917 – 1991 годы двадцатого столетия относятся к Советской России. Это непростое и парадоксальное время, которое еще предстоит объективно оценить. В нем отразились самые противоречивые черты национального характера. Тоталитаризм стремился привести культуру к единообразной форме, но внешняя монолитность сочеталась с индивидуальным творческим началом, которое просматривается в иносказательной форме и на бытовом уровне, и в андеграунде. К оценке значения русской культуры советского периода стоит добавить и Русское Зарубежье. Его можно рассматривать как наследие дореволюционной культуры. Около 10 млн. эмигрантов верили в свою миссию ее сохранения и приумножения. Это подтверждает их просветительская, научная, издательская работа. Характерные особенности духовной жизни Серебряного века и развитие этих идей отразили в своих работах

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, Г.В, Флоровский, С.Л. Франк.

Еще предстоит объективное изучение и оценка трудов Русского Зарубежья как неотъемлемой части общероссийской культуры.

Современный этап истории

Как и предполагал Бердяев, после «пятой» идет формирование «шестой» постсоветской России. Самое важное завоевание здесь, несмотря на все препоны и проблемы, это :

  • освобождение от запретов идеологии,
  • присоединение запрещенных ранее работ и имен,
  • знакомство с зарубежной русской культурой.

Современный прогресс русской культуры объясняется динамичным развитием самопознания, поиском общности, раскрытием своей роли в мировой культуре.

Шпаргалка: История развития культуры и искусства

Экономика, политика и культура – это три основные сферы, без одновременного продвижения в которых общество не может успешно развиваться.

На любом этапе своего существования культура не просто находится рядом с другими сферами жизни человек, но входит во все сферы, проявляя себя в политической деятельности, в отношении к труду, в искусстве, научных исследованиях. Делая ключевые ценности, жизненные цели человека, культура передает от поколения к поколению эту своеобразную аксиологическую эстафету. Именно в этом состоит эта роль.

Читать еще:  10 лучших детективов агаты кристи. Испытание невиновностью: незваный гость

3. Значение культуры доклассового общества

Первобытная культура играла значительную роль в последующем развитии человечества.

Именно с этого культурно-исторического периода начинается история человеческой цивилизации, формируется человек, возникает общество, зарождаются такие формы человеческой духовности, как религия, мораль, искусство.

4. Основные характерные черты культуры Египта

Основные особенности культуры: иероглифическое письмо, художественный стиль, религиозные представления и культ мертвых. Характеризуется особым вниманием к внутреннему миру человека, точным изображением драматизма жизненных переживаний.

Литературные памятки: «Тексты пирамид», «Книга мертвых», «Тексты саркофагов», «Песня арфиста».

5. Античная мифология в мировой культуре

Писатели, художники различных европейских стран стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии. Изображению мифических сюжетов и божеств посвящены некоторые произведения выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения –

Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сандро Боттичелли (картины “Рождение Венеры”, “Весна”), Тициана (картина “Венера перед зеркалом”) и др. Из образов древнегреческой мифологии взял сюжет для своей замечательной статуи Персея выдающийся итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.

На сюжеты, заимствованные из греческой мифологии, написана пьеса В.

Шекспира “Троил и Крессида”, поэма “Венера и Адонис”. Имена мифологических героев встречаются и во многих других произведениях

Шекспира. Скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии,

украшены многие замечательные здания, построенные в Москве и Петербурге в XVII-XIX вв.

6. Основные характерные черты культуры Греции

Греческая культура вышла на арену истории раньше римской и развивалась на территории, занимавшей южную часть Балканского полуострова, а также побережья Малой Азии, Эгейского и Ионического морей и прилегающие к ним острова. Причем исследователи отмечают, что цивилизация на греческой почве зарождалась как бы дважды с достаточно большим временным разрывом.

Греки активно перенимали научные и технические достижения других народов. Поэтому всю историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом:

I. Эпоха крито-микенской или дворцовой цивилизации (III-II тысячелетия до н.э.);

II. Гомеровские (“темные”) века (ХI-IX);

III. Эпоха собственно античной цивилизации:

1. архаический период (VIII-VI – время становления Эллады, формирования полисов (городов-государств);

2. классический период (V-IV вв. до н.э.) – пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры, развития демократии;

3. эллинистический период (IV-I вв. до н.э.)- завершение развития культуры Древней Греции, утрата ею политической самостоятельности.

7. Художественная культура классической Греции

В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхилла, Софокла и Еврипида. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость.

Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений ваятели черпали из мифологии. ифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического искусства ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его работ (как, например, «Мальчик, вынимающий занозу». Рим, Палаццо консерваторов) недостаточны для полной оценки творчества этого смелого новатора.

Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый «Дискобол», известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.

Для греческого живописца реалистическая передача природы стала первоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между 470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющееся нам, возможно наивным, но которое произвело тогда революцию в живописи.

8. Особенности культуры Древнего Рима

Наследником эллинской цивилизации становится Рим. В Отличии от Афин, Рим не создал высокой культуры в период своего становления и процветания как город – страна. Римская мифология была примитивней чем грецкая. Только под влиянием греков стали изготовляться изображения богов и строится храмы. Как пример были взяты грецкие боги.

9. Взаимодействие Византийской и Древнерусской культуры

В последние годы историками, философами, филологами, искусствоведами активно разрабатывается широкий спектр тем по проблеме диалога культур. В их числе вопрос о стилевой соотнесенности древнерусского искусства. Тезис о том, что сложившаяся в Византии восточно-христианская цивилизация имела большое значение и длительный период влияния на становление, развитие культур славянских народов, сегодня считается общепринятым. Изучение восприятия и переработки этого наследия – особенно в сфере искусства – необходимо для уяснения многих процессов и явлений, происходивших как в самой Византии, так и в сопредельных с ней странах.

Исследования о византийско-русских контактах в художественно-эстетической области проводились отечественной и зарубежной наукой более двух столетий, в течение которых был накоплен значительный объем сведений о византийских реминисценциях в русском средневековом искусстве. Спектр мнений достаточно широк. До последнего времени идут споры вокруг терминологии для обозначения культурных взаимоотношений Византии и Руси (влияние, трансплантация, мимесис, диалог и т.д.), обусловленные типичным для гуманитарного знания полисемантизмом понятий. Учеными выясняется интенсивность этого процесса в конкретные хронологические периоды, степень византийского воздействия на древнерусскую архитектуру, живопись, иконографию, декоративно-прикладное.

10. Основы мировоззрения Византии и ее роль в развитии культуры

Византийская культура впитала в себя античное наследие и культуру населявших ее народов. Однако влияние античности выхолащивалось церковью и деспотией. В Византии существовала народная культура: эпос, басни, фольклорные песни, языческие празднества. Отличие византийской культуры от западной — слабое культурное влияние варваров.

Центры византийской культуры — Константинополь, провинциальные центры, монастыри, феодальные поместья. Через Византию, бывшую до XII в. самым культурным государством Европы, до нас дошли римское право, античные литературные источники, утерянные на Западе. Греческие ученые и художники внесли весомый вклад в мировой культурный процесс, его развитие. Византийская ремесленная техника, архитектура, живопись, литература, естествознание, гражданское каноническое право способствовали формированию средневековой культуры других народов.

11. Основные формы Византийского искусства

43. Русская культура в XIX в.

43. Русская культура в XIX в.

Читать еще:  Крупнейшие народы мира по численности населения. Самые малочисленные народы мира

XIX век в русской культуре называют «золотым». А 1880–1920 гг. принято называть «серебряным веком».

1. Происходила постепенная демократизация культуры. В 1802 г. было создано Министерство просвещения. Возрастал уровень грамотности населения. В годы реформ появились воскресные школы для взрослых. К концу XIX в. в стране было около 50 вузов, готовивших кадры специалистов по всем направлениям.

2. На мировой уровень вышла российская наука (П. П. Аносов, Н. И. Лобачевский, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, И. П. Павлов, А. С. Попов и др.). Экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева открыла Антарктиду, исследовалась Арктика (Ф. П. Врангель и др.). Инженеры и рабочие строили железные дороги, развивали машиностроение, металлургию, овладевали электрической энергией.

3. В стране возрастала роль интеллигенции, деятелей литературы (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой и др.) и искусства («Могучая кучка», П. И. Чайковский, «передвижники», И. Е. Репин и др.). Журналы и газеты формировали общественное мнение. Создавались научные, культурно-просветительные, литературно-художественные и другие организации. Петербург и Москва украсились творениями великих архитекторов (А. Н. Воронихин, К. И. Росси, О. Монферран, Ж. Тома де Томон, А. Д. Захаров и др.).

4. Изменялся быт людей. Росли города, промышленные поселки, развивались пути сообщения. Но Россия оставалась патриархальной, консервативной, религиозной страной.

Похожие главы из других книг

Глава 16. Русская культура конца XV–XVI в.

Глава 16. Русская культура конца XV–XVI в. Языческие обычаи и христианские верования в жизни населения. И в этот хронологический период культура сельского населения России оставалась во многом такой же, как и в предшествующие столетия. Многочисленные обычаи с их пестрой

Глава 23. Русская культура в XVII в.

Глава 23. Русская культура в XVII в. XVII век — это время назревающих и происходящих в культуре русского общества перемен, когда, по словам современников, «старина и новизна перемешались». Содержание и динамика историко-культурного процесса связаны (хотя и не всегда напрямую)

Русская культура началась в дружине…

Русская культура началась в дружине… Впервые опубликовано: «Русская культура началась в дружине…». На боевом посту, 1994, № 7. Кожинов: Вы знаете, если давать какое-то определение, я все же бы причислил себя к евразийцам: к ним принадлежат князь Н.С. Трубецкой, который

Русская культура 60-90-х годов XIX в.

Русская культура 60-90-х годов XIX в. Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней буржуазные реформы, рост экономики и становление капиталистических отношений в стране создали качественно новые условия для быстрого поступательного развития русской

15. Русская культура XVIII в

15. Русская культура XVIII в В XVIII в. развитие русской культуры было обусловлено коренными социально-экономическими реформами Петра I.В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней университет и гимназия. В 1755 г. И. И. Шувалов и М. В. Ломоносов основали Московский

§ 8. Русская культура XIII–XVI вв.

§ 8. Русская культура XIII–XVI вв. Лишь постепенно русская культура оправлялась от последствий монгольского нашествия, нанесшего ей страшный урон. Но захватчики не могли уничтожить созидательные силы славянской души, которая, как птица Феникс, возродилась из пепла и стала

§ 3. Русская культура в XVII в.

§ 3. Русская культура в XVII в. XVII в. — своеобразный период в истории русской культуры. Он завершает собой развитие культуры на протяжении предшествующих столетий. Мы часто говорим: «древнерусская культура IX–XVII веков», но никогда не продлим это определение на следующий

§ 16. Русская культура в первой половине XIX в.

§ 16. Русская культура в первой половине XIX в. Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала,

§ 13. Русская культура 1860-1890-х гг

§ 13. Русская культура 1860-1890-х гг Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней реформы, рост экономики и становление капиталистических отношений в стране создали качественно новые условия для быстрого поступательного развития русской национальной

Раздел XV. Русская культура

Раздел XV. Русская культура Культура Киевской Руси Для Киевской Руси был характерен высокий, по средневековым меркам, уровень развития культуры.Славянская письменность, алфавит, созданные Кириллом и Мефодием во второй половине IХ в., уже в Х в. распространяются на Руси.

Русская культура в первой половине XIX в.

Русская культура в первой половине XIX в. Развитие культуры неразрывно связано с жизнью страны. В первой половине ХIХ в., как, впрочем, и на всем его протяжении, развитие отечественной культуры во многом было обусловлено, с одной стороны, борьбой между старыми порядками и тем

39. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в.

39. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в. XVIII в. занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление.Создается система общего и специального образования, открывается Академия наук (1725), Московский университет (1755), возникают

43. Русская культура в XIX в.

43. Русская культура в XIX в. XIX век в русской культуре называют «золотым». А 1880–1920 гг. принято называть «серебряным веком».1. Происходила постепенная демократизация культуры. В 1802 г. было создано Министерство просвещения. Возрастал уровень грамотности населения. В годы

2. Русская культура и наука за рубежом

2. Русская культура и наука за рубежом Сложной и противоречивой была культурная и научная жизнь эмиграции. Эта тема требует специального изучения, анализа и объективной оценки. Обращая внимание только на культурные достижения русских за рубежом, некоторые эмигрантские

Тема 20 Русская культура в XVII в.

Тема 20 Русская культура в XVII в. ПЛАН1. Особенности культурного развития России на пороге Нового времени.2. Образование и книгопечатание.2.1. Развитие образования: Начальное образование. – Специальные школы. Высшая школа. – Религиозный характер образования.2.2. Развитие

ЛЕКЦИЯ № 11. Русская культура 20-30-х гг. XX в

ЛЕКЦИЯ № 11. Русская культура 20-30-х гг. XX в 1. Общая характеристика эпохи Культурная жизнь Советского Союза в 1920—30-е гг. противоречива: ликвидация неграмотности взрослого населения, приобщение к достижениям культуры, идеологический пресс, борьба с любыми проявлениями

Источники:

https://velikayakultura.ru/istoria-kultury/kratkaya-istoriya-russkoy-kulturyi
https://cwetochki.ru/ref-shpargalka-istoriia-razvitiia-kultury-i-iskusstva.html
https://history.wikireading.ru/283056

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]