6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кратко как появилось выражение меценатство. История меценатства в России

Кто такой меценат? Знаменитые меценаты России

Меценат — это человек, который добровольно жертвует средства на развитие искусства, науки и культуры. Слово образовано от имени римлянина Гая Цильния Мецената — покровителя поэтов, жившего в I веке до нашей эры. Со временем меценатами стали называть всех богатых филантропов.

Самый первый Меценат

Гай Цильний Меценат (около 70 до н.э — 8 до н.э.) был доверенным лицом и другом первого римского императора Октавиана Августа. Будучи соратником Октавиана во время борьбы за власть, после его возвышения Меценат стал вторым человеком в Риме.

Он отличался жизнелюбием и добротой: согласно рассказам, неоднократно удерживал императора от жестокостей по отношению к противникам.

Меценат был поклонником прекрасного. У себя во дворце на Эсквилинском холме он собрал обширную коллекцию предметов искусства. Меценат покровительствовал римским поэтам «золотого века» — Горацию и Вергилию. Гораций посвятил Меценату свои «Эподы», «Сатиры», «Оды» и «Послания», Вергилий — «Георгики».

Умирая, Меценат взял с Августа обещание заботиться о своем друге-поэте: «О Горации Флакке помни, как обо мне!»

В приемной у Мецената. Картина Степана Бакаловича Имя Мецената стало нарицательным еще в Древнем Риме. Через сто лет после его смерти поэт Марциал говорил об упадке латинской литературы: «Будь Меценаты у нас — и Вергилии сразу нашлись бы!»

Меценат Альфред Нобель. Откуда взялась Нобелевская премия

Один из самых известных в истории меценатов — Альфред Нобель (1833-1896) . Шведский химик, изобретатель динамита и пластида, он стал крупнейшим европейским промышленником XIX века.

Но «динамитный король» не хотел остаться в памяти потомков исключительно как создатель мощной взрывчатки. Поэтому он завещал на проценты от своего состояния ежегодно вручать Нобелевские премии — по физике, химии, физиологии и медицине, литературе, а также премию за развитие мирных инициатив.

Первая Нобелевская премия была вручена 10 декабря 1901 года — в пятую годовщину со дня кончины Альфреда Нобеля.

Медаль с профилем Альфреда Нобеля, вручаемая лауреату Нобелевской премии

Знаменитые русские меценаты

Развитие меценатства в России началось с XVIII века, а во второй половине XIX века наступила его золотая эпоха. Знаменитые меценаты императорской России — это в первую очередь предприниматели. Купцы и промышленники жертвовали миллионы на развитие культуры и искусства.

Например, московский генерал-губернатор Сергей Строганов (1794-1882) создал в столице бесплатную художественную школу для талантливых детей (ныне — Строгановское училище) и собрал богатую коллекцию живописи. Долгие годы он финансировал археологические исследования.

Сергей Строганов. Гравюра

Самое крупное в истории России пожертвование сделал к упец Гаврила Солодовников (1826-1901). «Вот умру — Москва узнает, кто такой был Гаврила Гаврилович Солодовников! Вся империя обо мне заговорит», — обещал он театральному актеру Михаилу Лентовскому. И сдержал слово.

Из своего 22-миллионного состояния Солодовников завещал 20 миллионов на общественные нужды: строительство женских училищ в губерниях, создание профессиональных школ, приютов для бездомных детей и многоквартиных домов для бедняков. «Большинство этой бедноты составляет рабочий класс, живущий честным трудом и имеющий неотъемлемое право на ограждение от несправедливости судьбы», — объяснил в завещании миллионер.

Братья Третьяковы — Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892) — всю жизнь собирали картины: Павел предпочитал русскую живопись, а Сергей — иностранную. Еще в молодости Павел решил завещать состояние на картинную галерею. Его собрание после смерти было передано в дар городу Москве и легло в основу собрания Третьяковской галереи.

Галерея затмила другие благие дела братьев Третьяковых — например, они помогали вдовам и сиротам живописцев, финансировали художественнеы школы, содержали училище для глухонемых, спонсировали консерваторию.

Павел Третьяков на потрете работы И. Репина

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) — русский «железнодорожный король» — учредил первую в стране частную оперу, где сам был и режиссером, и дирижером, и декоратором. Савва Мамонтов покровительствовал оперному певцу Федору Шаляпину, художнику Михаилу Врубелю и другим деятелям искусства, собрав вокруг себя кружок выдающихся творцов.

Художник Валентин Серов, друживший с Мамонтовым, на знаменитой картине «Девочка с персиками» изобразил дочь Саввы — Веру.

«Девочка с персиками» Валентина Серова — портрет Веры Мамонтовой

Жизнь Мамонтова сложилась печально. Он попал под суд за махинации, влез в долги и вынужден был распродать свою богатую коллекцию. Часть его собрания погибла или исчезла.

Савва Мамонтов. Портрет работы Ильи Репина

Промышленник Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905) оплатил создание Московского Художественного театра. Морозов, будучи богатейшим капиталистом, сочувствовал революционерам и передавал им деньги. В 1905 году мать добилась его отстранения от дел и отправила лечиться во Францию — там, на Лазурном берегу, Савва Морозов свел счеты с жизнью, оставив записку: «В смерти моей прошу никого не винить».

Савва Морозов

Русское меценатство как культура владения богатством

Наряду с гениями искусства в историю вошли и их покровители – крупные предприниматели минувших столетий. На протяжении XVIII–XIX вв. меценатство в России переживало пик своего развития. Об этом культурно-социальном феномене наш сегодняшний разговор.

«Для того чтобы процветало искусство,

нужны не только художники, но и меценатство».

История термина «меценатство»

Вельможа Рима Гай Меценат, живший в I в. до н.э., был известен как покровитель одаренных поэтов. С тех пор его имя стало нарицательным.

Меценатством называют финансовую поддержку культурных и религиозных мероприятий, строительство общественных сооружений, имеющих культурно-историческую ценность. Меценаты – это состоятельные люди, которые добровольно жертвуют солидные суммы во благо культуры, искусства и в пользу нуждающихся (история знает случаи, когда люди завещали на благие цели и всё свое состояние).

Читать еще:  Стром певец. Ты считаешь электронную музыку холодной? Он ненавидит быть знаменитым

Меценатство на Руси

В России о меценатстве как таковом заговорили в XVIII веке.

Российское меценатство по своему отношению к деньгам, богатству и состоятельности отличалось от западного. Для менталитета русского человека свойственно восприятие личного успеха и материального достатка как дара, данного в пользование от Бога, а не для личной наживы. Так на Руси сложилась традиция меценатства. В те времена неучастие состоятельных людей в делах благотворительности считалось дурным тоном.

Русская культура обязана меценатам строительством и открытием театров, музеев, памятников, центров культурной жизни.

Согласно христианской традиции, многие меценаты сознательно оставались в тени, не открывая своих имен. Так, Савва Морозов поставил условие – не разглашать его имя как мецената, профинансировавшего строительство Московского художественного театра.

Расцвет меценатства наступает во второй половине XIX века. Состоятельные знатоки и ценители культуры собирают коллекции редких книг, икон, полотен и других произведений искусства, которые впоследствии завещают в дар государству.

Интересно, что у каждого города был свой покровитель-меценат. Один из примеров, – художник Айвазовский, который очень много сделал для родной Феодосии.

Но самые известные меценаты, вошедшие в историю, были родом из Москвы и Санкт-Петербурга – центров крупного предпринимательства.

Знаменитые русские меценаты XVIII –XIX веков

Отличительной чертой меценатов было не только финансирование культурно-исторических проектов. Среди них встречались настоящие знатоки искусства.

Савва Мамонтов. Известный московский благотворитель родился в семье сибирского купца, который к середине XVIII века переехал с семьей в Москву. За широкую меценатскую деятельность Иван Мамонтов был внесен в список «почетных граждан города». Он профинансировал строительство одной из первых российских железных дорог – Троицкую, соединившую Москву и Сергиев Посад.

После смерти отца меценатством занялся его четвертый сын Савва, возглавивший железнодорожную компанию. Из книги К. Станиславского «Моя жизнь в искусстве»: «Это он, Мамонтов, провел железную дорогу на Север, в Архангельск и Мурман, для выхода к океану, и на юг, к Донецким угольным копям, для соединения их с угольным центром, хотя в то время, когда он начинал это важное дело, над ним смеялись и называли его аферистом и авантюристом».

Савва Мамонтов был одаренным человеком: в молодые годы играл в пьесе «Гроза», в свободное время сочинял оперы, которые звучали со сцены его домашнего театра в имении Абрамцево. Поместье Мамонтовых стало своеобразным культурным центром, где часто бывали известные художники и музыканты (Чайковский, Мусоргский, Васнецов, Поленов, Врубель, Серов и другие). С художниками Мамонтов ходил на этюды, заказывал у них дорогие работы.

Савва Иванович учредил и спонсировал Частную русскую оперу, которая открыла Федора Шаляпина. Тогда же Мамонтов ввел новую штатную единицу в театре – театральный художник. Одним из первых на этой должности потрудился Виктор Васнецов, создавший эскизы декораций и костюмов. Затем в этом качеств е себя ярко проявил Василий Коровин, создавший декорации для оперы Мамонтова.

Савва Морозов-младший. Отец известного русского мецената не принадлежал к потомкам высшего сословия. Савва Морозов-старший числился среди крепостных. Однако благодаря невероятному трудолюбию он выкупил за огромные деньги свою «вольную» и со временем стал купцом первой гильдии.

Никольская мануфактура – это семейный бизнес Морозовых, которым впоследствии займется их сын. В юности он показал отменные способности в химии, закончив соответствующий факультет Московского университета и продолжив изучение любимой науки в Кембридже.

Бизнес его отца, которым с не меньшим успехом занимался и Морозов-младший, процветал. Морозовы считались одними из самых богатых людей Москвы.

На деньги этого крупного предпринимателя были построены больницы, приюты, культурные заведения. Также Морозов поддерживал талантливых студентов Московского университета. Он вложил огромные средства в строительство Художественного театра. Позже легендарный Константин Станиславский напишет ему: «…внесенный Вами труд мне представляется подвигом, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова…».

Варвара Морозова-Хлудова. Овдовев в молодые годы, большую часть прибыли от доставшейся по наследству от мужа крупнейшей в России хлопковой мануфактуры потратила на меценатство и благотворительность.

По распоряжению Морозовой при мануфактуре были построены казармы с земельными наделами для тех, кто трудился на фабрике. А также родильный приют, торговая школа для подростков, богадельня для престарелых рабочих и приют для детей-сирот. Как минимум четверть дохода Морозовой шла на дела милосердия. Варвара Алексеевна всегда четко продумывала, на что и на кого ей тратить прибыль. В своем дневнике она писала: «Деньги на благотворительность должны быть потрачены с рассуждением. Или учить малообразованных, или лечить».

Немало сил и средств она вкладывала в образование крестьян и бедняков: содержала многие школы и женские курсы в русской глубинке, открыла в Москве первую читальню для малообразованных сословий с богатой библиотекой.

Но с особой благодарностью об этой женщине до сих пор вспоминают москвичи. В столице на деньги Варвары Алексеевны в память о ее муже был построен Клинический городок на Девичьем поле. Также она курировала и финансировала строительство Института раковых заболеваний. Крупные суммы на содержание ежегодно получал от Морозовой и Московский университет.

К слову, сыновья Морозовой пошли по стопам своей сострадательной матери, став меценатами.

Перед смертью в 1917 году эта женщина еще раз удивила великосветскую Москву, отписав большую часть своего состояния… рабочим своей фабрики в благодарность за их труд. Но большевистская экспроприация не позволила осуществиться завещанию этой замечательной женщины.

Павел Михайлович Третьяков – известный меценат и коллекционер шедевров русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.

Читать еще:  Композиционная роль грушницкого. Cочинение «Образ и характер Грушницкого

Павел Третьяков вместе с братом Сергеем унаследовали от отца его дело – льняное производство. Вскоре они открыли в Москве магазин полотняных, бумажных и шерстяных товаров и построили костромскую прядильную фабрику – одну из самых крупных в Европе.

С пятидесятых годов позапрошлого столетия П. Третьяков начинает собирать лучшие картины русских художников. В его коллекцию попадают «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова, «Искушение» Н.Г. Шильдера. Он также приобрел полотна А.К. Саврасова, Л.Ф. Лагорио, Ф.А. Бруни, И.П. Трутнева, К. Флавицкого, Ф. Бронникова и других авторов. Но, пожалуй, самым любимым художником Третьякова был живописец Василий Перов. Павел Михайлович часто заказывал ему портреты.

В конце восьмидесятых Павел Третьяков написал завещание, где одним из пунктов было указание – завещать собранную им коллекцию государству. При жизни Третьяков построил в 1874 году знаменитую картинную галерею, которую передал вместе с собранной коллекцией в собственность Мосгордумы.

История культуры также помнит имена купцов Щукиных, В. Тредиаковского, И. Остроухова, А. Бахрушина, М. Беляева и многих других меценатов.

Феномен меценатства

По мнению ученых, исследовавших этот социально-культурный феномен, меценатами двигали различные мотивы: от эгоистических до альтруистических. Исследователи выделяют три ключевых причины, которые побуждали состоятельных людей становиться спонсорами и филантропами. Исходя из этих причин филантропов можно отнести к соответствующим группам.

«Любовь к Родине, истории, своим корням вдохновляли меценатов поддерживать русское искусство и культуру, которые в те годы достигли своего расцвета»

Первый мотив меценатства – религиозные побуждения. Для состоятельного православного человека считалось само собой разумеющимся помогать обездоленным, вдовам, сиротам, а также содействовать развитию облагораживающей культуры и искусства. Жадность и корысть богатых людей в те годы имела неприятную огласку и подлежала массовому порицанию.

Вторая причина – патриотизм и русофильство (любовь ко всему русскому, к самим русским – прим. О.Б.). Любовь к Родине, истории, своим корням вдохновляли меценатов поддерживать русское искусство и культуру, которые в те годы достигли своего расцвета.

И третья группа меценатов была движима целью получить через меценатство звания и чины, которые в те времена были доступны именно покровителям культуры. Так, один из меценатов, вносивший солидные суммы на содержание Румянцевского музея и Музея изящных искусств, получив за меценатскую деятельность два ордена, стал обладателем дворянского титула.

Исчезновение и возрождение меценатства

В начале ХХ века с приходом новой большевистской власти и разрушением частной собственности меценатство в стране Советов перестало существовать. Состоятельные люди (называемые новой властью «буржуазным классом»), лишившись своего дела и имущества, обнищали. Многие из них эмигрировали за рубеж. Отныне уже «власть Советов» занималась всеми вопросами культуры и искусства.

В конце восьмидесятых с распадом Советского Союза и признанием религиозных норм нравственности в стране вновь начали создаваться политические и социальные предпосылки для возрождения забытых традиций благотворительности и меценатства. Стали появляться крупные предприниматели, финансирующие реставрацию и возведение храмов, жертвующие значительные суммы в поддержку здравоохранения, книгоиздательства, культуры, искусства и религии. Так, в Москве работает музей частных коллекций, где каждая картина имеет указание не только на своего автора, но и дарителя, подарившего ее заведению.

Сегодняшний интерес к истокам меценатства – это не просто дань забытым традициям. Мы знаем множество примеров богатых людей, обладающих состоянием и не нашедших ему должного применения, кроме как удовлетворения собственных прихотей. Поэтому многие миллионеры и миллиардеры считали себя глубоко несчастными людьми. Некоторые из них, к сожалению, сводили счеты с жизнью.

Таким образом, о меценатстве и благотворительности можно говорить как о культуре владения богатством. Люди, сумевшие не только приумножить капиталы, но и воспринявшие свой достаток как служение обществу, Богу и ближним, обретали подлинный смысл и глубину жизни. Сегодня подобное отношение к деньгам может стать нравственным идеалом для тех, кто честным трудом добивается успеха и процветания в жизни.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Почему у нас так негативно относятся к богатым людям? Потому что они редко когда являются меценатами и благотворителями. Мало того, что многие из них спорно приобрели начальный капитал в смутные годы перестройки и приватизации, так они еще при это кичатся своим богатством и не считают себя должными стране, народу.

Да даже если ты честно и своим трудом все заработал, но понятно же, что это излишне для нескольких жизней. Ну потрать ты что нибудь для других. Детский садик построй, школу. Музей возьми на содержание. Детский спортивный клуб подними в глубинке, где детям заняться то нечем. Оплати учебу талантливым или медицину нуждающимся — от богатого то не убудет, а отношение уже у других будет позитивное. Нет разве?

Так как вообще появились меценаты .

Видите ли, первого из известных истории меценатов звали… Меценат. Таково было его имя — Гай Цильний Меценат (Gaius Cilnius Maecenas). Может, у искусства были и другие покровители, но именно он прославился на этом поприще настолько, что это имя впоследствии стало нарицательным.

Родился Меценат между 74-64 гг. до н.э. в богатой аристократической семье из привилегированного сословия всадников. Гордился своими этрусскими корнями (его род происходил из знати Арретия — нынешнего Ареццо, города в Центральной Италии, кстати, являющегося родиной Петрарки). Собственно, и имя Цильний он получил по матери, поскольку у этрусков так было принято.

Убежденный монархист, Гай Цильний рано вошел в ближайшее окружение Октавиана — будущего императора Августа. Полагая его наиболее близким к идеальному образу правителя, помогал вошествию на престол, всячески поддерживал, проявляя талант и энергию, помогал решать проблемы: мирил с Антонием, например, успокаивал народные волнения, препятствовал заговорам. Когда Август покидал Рим, то оставлял вместо себя Мецената (или одного, или в паре с Агриппой).

Впервые на исторической сцене Меценат появляется в 42 году до н.э., учавствуя в битве при Филиппах. А через 2 года помогает Октавиану устроить его брак со Скрибонией. Проведя успешные переговоры с Антонием, который на короткий период времени покинул свою Клеопатру и вознамерился выступить с войском против Октавиана, Меценат убедил его и Октавиана помириться, поход был отменен. Союзники в борьбе за римский трон непрерывно ссорились, и в самые напряженные моменты Меценат вновь и вновь оказывал неоценимые услуги Октавиану.Меценату дважды приходилось успокаивать народное восстание в Риме, после битвы при Акциуме он разрушил замыслы молодого Лепиды. Со временем, когда Августу Октавиану случалось отъехать по делам в провинцию, Меценат замещал его в Риме, фактически, в качестве вице-правителя.

Читать еще:  Встреча с неприкасаемым. Pozzo di Borgo – ароматный след в Истории

Фактически занимая позицию второго человека в государстве, будучи советником и поверенным императора, он никогда на имел никакой государственной должности. При этом не заискивал перед монархом и не скрывал свои взгляды, хоть бы они и отличались или вовсе противоречили намерениям последнего. В это трудно поверить, но дело было… в дружбе, которая оказалась настолько сильной и крепкой, что даже давала возможность Гаю Цильнию, не церемонясь, гасить вспышки августейшего гнева, к которым правитель был склонен.

Сохранилось, например, любопытное историческое свидетельство о том, как Меценат не дал Августу подписать смертные приговоры. Он остановил его словами: «Surge tandem, carnifex!» (Да полно же тебе, мясник!). И даже после того, как по-родственному предупредил брата своей жены — участника заговора против власти, что тайный умысел раскрыт, Гай Цильний Меценат не лишился дружбы императора, хоть и был отстранен от участия в государственных делах.

У него был роскошный дворец на Эсквилинском холме, окруженный не менее роскошными садами. При раскопках там найдено немало художественных ценностей, на улице Мерулана и по сию пору стоит «зал Мецената». Там он предавался удовольствиям, не скрывая своих эпикурейских пристрастий к наслаждениям: этот человек везде и во всем был искренен.

Когда Октавиан одолел Антония, стал единовластным правителем государства и принял имя Августа, Меценат уходит от политики. Он живет в Риме, в роскошном доме с огромным парком, держит толпу челяди, бравирует изнеженностью и причудами, а в ответ на насмешки пишет книжку «Так я живу». Как и все другие его сочинения, она не сохранилась; а писал он и о резных камнях, и о водяных растениях и животных, и стихи, и диалоги обо всем на свете. Стиль его был вычурен и возбуждал насмешки. Но это не помешало ему перезнакомиться со всеми молодыми поэтами и писателями и стать их другом и покровителем.

Главными фигурами в этом «кружке Мецената» были трое. Один — Варий Руф, эпик свои сборники стихов — и «Оды», и «Эподы», и «Сатиры», и «Послания». Меценату очень хотелось, чтобы кто-нибудь из его поэтов написал о победах Августа, он предлагал это и Вергилию, и молодому Проперцию, — но Вергилий вместо этого написал «Энеиду», а Проперций — только любовные элегии. И умный Меценат не настаивал. Мы знаем имена и десятка других литераторов, которых можно посчитать членами его кружка, но они нам мало что говорят. Отношения, связывавшие Мецената с ними, в Риме назывались «дружбой», и часто — как с Горацием — это была дружба без всяких кавычек. Но потомки уверенно видели в этой «дружбе» прежде всего покровительство и вещественную помощь. Уже сто лет спустя поэт Марциал, иронически объясняя начинающийся литературный упадок, обмолвился броской строчкой:

Будь Меценаты у нас — и Вергилии сразу нашлись бы!

(Кажется, здесь в первый раз имя Мецената «становится нарицательным»).

Расцвет «кружка» продолжался лет пятнадцать, потом звезда Мецената закатилась. Оказалось, что жена его — любовница Августа, а брат ее — заговорщик против Августа; отношения с императором стали остывать. Вергилий умер, Горация Август переманивал на собственную службу; тот уклонялся, но Меценат нервничал, и Горацию приходилось писать ему в стихах: «Если твои подарки сковывают мою свободу — возьми их назад!». Здоровье становилось все хуже: лихорадки, нервное расстройство, бессонницы, длившиеся годами, — он задремывал лишь под плеск фонтанов в саду. Эпикурейское «не бойся смерти» не давалось ему: полвека спустя суровый Сенека пенял ему за немужественный стих:

Только бы жить! Хоть на остром колу, все жизнь драгоценна!

А как Гай Цильний Меценат заботился о своих подопечных! Он их всячески поддерживал и защищал. Вергилию оказал помощь в тяжбе с одним центурионом, хлопотал о возвращении отнятого имения. Горацию подарил свое поместье… Кстати, о Вергилии. Он 10 лет писал свою «Энеиду», не показывая ни строчки даже по настоятельной просьбе Августа, и всё это время находился на государственном обеспечении. Без участия Мецената подобное было бы невозможно.

Надо сказать, литераторы, которых он собрал вокруг себя, оказались благодарными (что еще раз подтверждает характеристику атмосферы этого кружка), видимо, дух благородства, который отличал их благодетеля, был присущ и им самим. И Вергилий, и Гораций (и не только они) воспели Мецената в своих произведениях. А тот и сам сочинял (правда, был раскритикован в более поздние времена), но, увлеченный заботой о талантах Рима, не обеспечил сохранность собственных трудов, из коих сохранились лишь фрагменты.

Умер Гай Цильний Меценат ровно две тысячи лет назад, в восьмом году до н.э. Кончине предшествовала тяжелая болезнь. Его завещание предусматривало передачу всего имущества (а это было очень богатое состояние) Августу и содержало последнюю волю умершего: чтобы император взял на себя заботу о Горации (впрочем, Горацию на ту пору тоже оставалось жить всего два месяца).

А имя его живет и поныне, обозначая то, чем более всего прославился Меценат в жизни: покровительством талантам.

Узнайте еще историю нескольких слов: Откуда появилось слово «силуэт» ? и Как появилось слово «ватман» и «кульман» ?

Источники:

http://www.anews.com/p/101822980-kto-takoj-mecenat-znamenitye-mecenaty-rossii/
http://pravoslavie.fm/russian/russkoe-meczenatstvo-kak-kultura-vladeniya-bogatstvom/
http://masterok.livejournal.com/3462282.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×