Краткое сообщение о вагнере. Рихард Вильгельм Вагнер – мечты о всенародном театре
Биография Вагнера
Содержание
- Детские и юные годы
- Творческий путь
- Влияние Вагнера
- Последние годы жизни и смерть
Бонус
- Другие варианты биографии
- Интересные факты
Детские и юные годы
Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 г., в Лейпциге, в небольшой чиновничьей семье. Поступив в школу святого Фомы в 1828 г., он начал свое музыкальное образование. Его первым учителем стал церковный кантор Т. Вайнлиг.
В 1831 г. Вагнер стал студентом лейпцигского университета.
Творческий путь
Период 1833-1842 был самым беспокойным и одновременно плодотворным. Постоянно испытывая острую нужду в деньгах, Вагнер поступил на должность театрального хормейстера в Вюрцбурге.
Он работал хормейстером и дирижером в норвежском, парижском и лондонском театрах. Во время путешествия по Европе, создал увертюру “Фауст”.
Заслуженную славу он получил в 1842 г., когда состоялась дрезденская премьера его оперы “Риенци, последний из трибунов”. В 1843 г. он поступил на должность капельмейстера при дворе саксонского монарха.
В 1849 г. принял непосредственное участие в майском восстании. Во время революционных действий познакомился с одним из основоположников анархии, М. А. Бакуниным. Когда восстание потерпело поражение, Вагнер бежал в Швейцарию. Там было создано либретто тетралогии “Кольцо Нибелунга”. Там же, в Цюрихе, была написана опера “Тристан и Изольда”.
Влияние Вагнера
Реформа оперы оказала гигантское влияние на музыку как в Европе, так и в России. Вагнер основывался на музыкальном романтизме, одновременно закладывая основание для модернистских течений.
Главным пропагандистом Вагнера в России был его близкий друг, А. Н.Серов. Кроме того, творчество выдающегося немецкого композитора во многом повлияло на Н. А. Римского-Корсакова. “Вагнеровские нотки” четко прослеживаются в творчестве А. Г. Рубинштейна и А. Н. Скрябина.
Последние годы жизни и смерть
В 1864 г. Вагнер сблизился с баварским монархом, Людвигом II. Монарх оплатил многие долги композитора и оказывал ему всестороннюю поддержку.
Перебравшись в Мюнхен, Вагнер дописал “Кольца Нибелунгов” и создал комическую оперу “Нюрнбергские мейстерзингеры”.
Премьера оперы “Кольцо Нибелунгов” состоялась в 1876 г. Спустя 6 лет состоялась громкая премьера мистерии “Парсифаль”.
В 1882 г. состояние здоровья немецкого композитора резко ухудшилось и он отправился в Венецию. Музыкант ушел из жизни в 1883 г., от сердечного приступа. Рихард Вагнер был похоронен в Байройте.
Другие варианты биографии
- Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе
Интересные факты
- Изучая краткую биографию Рихарда Вагнера, следует знать, что он сочувствовал идеям антисемитизма. Немногим позже в нацистской Германии был создан практически культ личности композитора.
- Работая над своими операми, Вагнер одевался в костюмы, которые соответствовали интересующей его эпохе. По его словам, так он лучше “чувствовал время”.
- По его собственному признанию, он рассматривал музыку как доступный метод выражения своих философских идей. Вагнер сочувствовал многим идеям Шопегнауэра, что нашло отражение в его своеобразном творчестве.
- Рихард Вагнер дважды вступал в официальный брак. Имел много внебрачных связей. Громкий, скандальный роман с К.фон Бюлов, которая была внебрачной дочерью композитора Ф. Листа, потряс европейское общество. Она и стала второй супругой Вагнера.
- Композитор был известен своим “полным погружением” в творчество. Это привело к тому, что во время исполнения второго акта оперы “Тристан и Изольда” в мюнхенской опере, дирижирующего Вагнера поразил сердечный приступ.
Оценка по биографии
Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку
Жизненный и творческий путь Рихарда Вагнера
Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Вагнер
Многосторонняя деятельность Рихарда Вагнера занимает выдающееся место в истории мировой культуры. Обладая огромным художественным дарованием, Вагнер проявил себя не только как гениальный музыкант – композитор и дирижер, но и как поэт, драматург, критик-публицист (16 томов его литературных сочинений включают работы по самым разным вопросам – от политики до искусства).
Трудно найти художника, вокруг которого велись бы столь же ожесточенные споры, как вокруг этого композитора. Бурная полемика между его сторонниками и противниками вышла далеко за пределы современной Вагнеру эпохи, не утихнув и после его смерти. На рубеже XIX – XX веков он стал поистине «властителем дум» европейской интеллигенции.
Вагнер прожил долгую и бурную жизнь, отмеченную резкими переломами, взлетами и падениями, гонениями и возвеличиваниями. В ней были и полицейские преследования и покровительство «сильных мира сего».
Он родился 22 мая 1813 г. в Лейпциге в семье полицейского чиновника, умершего в год рождения сына. Воспитанием будущего композитора занимался отчим, талантливый актер Людвиг Гейер. Гейер перевёз семью в Дрезден, оперный театр которого был известен всей стране – во главе его стоял Вебер. Из самых сильных музыкальных впечатлений детствах лет Вагнера – впечатление от веберовского «Волшебного стрелка», услышанного под управлением самого автора.
В отличие от многих других великих композиторов, Вагнер не был одержимым музыкой ребенком-вундеркиндом: вплоть до 17 (!) лет он не получал настоящей профессиональной музыкальной подготовки. В 17 же лет всего 6 месяцев он занимался с кантором церкви св. Фомы в Лейпциге (Вейнлигом). Вместе с тем, как художник, в широком смысле слова, Вагнер сформировался очень рано благодаря страстному увлечению искусством – театром и литературой (творчеством Гомера, Шекспира, Гёте, Шиллера).
На путь музыканта-профессионала Вагнер впервые встал в 1833 году, когда в 20-летнем возрасте начал свою дирижерскую деятельность. Он работал в оперных театрах Вюрцбурга, Магдебурга, Кенигсберга, Риги. Тогда же, в 30-х годах, появились его первые сочинения: фортепианные сонаты, симфония C-dur, ранние оперы – «Феи» и «Запрет любви» (первая – по сказке итальянского драматурга Гоцци, вторая – по комедии Шекспира).
Парижский кризис
В конце 30-х годов (1839) в поисках успеха и признания Вагнер вместе со своей женой, актрисой Минной Планер поехал в Париж, однако 3 года, проведенные во французской столице, стали для него временем «утраченных иллюзий», крушения надежд. Ни одну из своих опер ему поставить не удалось, материальное положение дошло до грани нищеты. Не помогла ни поддержка французского композитора Мейербера, ни энергия самого Вагнера, который много и упорно работал: в Париже написана его третья опера – «Риенци»[1] и увертюра «Фауст».
Разочарование парижских лет выросли у Вагнера до ненависти ко всей буржуазной культуре, символом которой отныне стала для него столица Франции. В то же время, пережитый Вагнером идейный кризис имел огромное значение для его дальнейшего творческого пути:
- он осознает острые противоречия между устремлениями композитора-гения и банальными вкусами публики, жаждущей развлечений;
- Вагнер по-новому оценивает величие немецкой культуры (о чем свидетельствует, в частности, написанная Вагнером новелла «Паломничество к Бетховену»). Вдали от родины Вагнер с особой силой ощутил себя немцем. Его начинает интересовать немецкая история, германо-скандинавская мифология. Отныне национальные сюжеты будут сопутствовать ему до конца творческого пути.
Оперы 40-х годов
С 1842 года Вагнер в Дрездене, где состоялись премьеры «Риенци» и «Летучего голландца». Постановка «Риенци» имела шумный успех, следствием которого стало приглашение Вагнера на должность дирижера Дрезденского оперного театра. «Летучий голландец», где композитор впервые «стал самим собой», наоборот был встречен холодно (именно по причине своей новизны). Но Вагнер не пошел на поводу у публики, и следующие дрезденские оперы – «Тангейзер» и «Лоэнгрин» продолжили линию, начатую «Летучим Голландцем».
Оперы 40-х годов составляют своего рода триаду, значительно отличаясь от трех ранних опер. Все они написаны на основе национальных немецких сюжетов, все примыкают к немецкой романтической опере в различных ее разновидностях. Во всех трех операх дрезденского периода композитор переносит смысл древних сказаний на современный ему мир капиталистических отношений, стремясь воплотить проблему художника в современном обществе:
- в «Летучем Голландце» – художник, который ищет пути к сердцам людей;
- в «Тангейзере» – две возможности, которые открываются перед художником – путь внешней славы и тернистый путь истинного творца;
- в «Лоэнгрине» – враждебность современного общества по отношению к творческой, незаурядной личности.
Главное же, что объединяет эти три оперы в творческом развитии Вагнера – то, что они постепенно готовили его оперную реформу. 40-е годы, таким образом, явились исключительно важным этапом творческого пути композитора – периодом обретения творческой зрелости (после подражательности ранних опер). Кроме того, это было время наиболее активной политической деятельности Вагнера.
Вагнер всегда горячо откликался на события общественной жизни. Известно его сочувствие польским повстанцам, симпатия к участникам июльской революции 1830 года во Франции. Революционная настроенность закономерно привела его на баррикады в период майского восстания в Дрездене в 1849 году. Этому во многом способствовало постоянное общение с коллегой-дирижером Августом Рекелем, будущим руководителем Дрезденского восстания. Другим руководителем восстания был русский революционер Михаил Бакунин, анархические идеи которого произвели на Вагнера неизгладимое впечатление. Жестокое подавление восстания в Дрездене вынудило композитора бежать за границу.
Годы швейцарского изгнания (1849–1859)
Долгие 10 лет композитор провел в Швейцарии в качестве политического эмигранта. Первые годы эмиграции (1849-51) занимают совершенно исключительное место в творческом развитии Вагнера. В это время не только общественная деятельность, но даже музыка как таковая отходят для него на задний план. Уединенно живя в Цюрихе, композитор пытается осмыслить всё, что произошло только что в охваченной революциями Европе. Он задумывается о роли революции в развитии искусства и намечает для себя лично новые творческие задачи. Одна за другой появляются его важнейшие литературные работы: «Искусство и революция», «Художественное произведение будущего», «Опера и драма», «Обращение к моим друзьям». Критикуя современное состояние оперного жанра, Вагнер излагает здесь основные принципы его реформы. В Швейцарии же был закончен в первой редакции полный текст «Кольца нибелунга», начало над которым относится к революционному 1848 году. Тетралогия создавалась с большими перерывами и была закончена за 10 лет до смерти композитора. В эмиграции же были созданы только первые две драмы – «Золото Рейна» и «Валькирия».
Завершила период «швейцарского изгнания» драма «Тристан и Изольда» – самое личное произведение Вагнера. Время работы над ней – середина 50-х годов – едва ли не самое трудное во всей биографии композитора. Вынужденная эмиграция, материально-бытовые трудности, отсутствие подлинного интереса к его творчеству – всё это доставляло Вагнеру подлинное мучение. Два основных события этого периода – любовь к Матильде Везендонк (самое сильное любовное чувство, которое пришлось испытать Вагнеру, но и самое обреченное – Матильда была женой друга и покровителя композитора, богатого банкира Отто Везендонка) и знакомство с книгой немецкого философа Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». В «Тристане и Изольде» нашли отражение и идеи философа, претворенные в русле собственных убеждений Вагнера, и чувство трагически-безысходной любви.
Продолжение скитаний
Получив политическую амнистию, Вагнер безуспешно пытается найти работу на родине, его скитания продолжаются. Чтобы иметь средства к существованию, он много выступает как дирижер. Так, например, огромный успех имели его концерты в России (в Москве и Петербурге), в которых прозвучали симфонии Бетховена и симфонические эпизоды вагнеровских опер. Вместе с тем, дела с постановками вагнеровских произведений на сценах оперных театров не реализуются («Тангейзер» скандально провалился, когда Вагнер пытался его поставить в Париже; драма «Тристан и Изольда» после 77 репетиций в Венском театре была признана неисполнимой).
Удивительно, что именно в эту тяжелейшую для композитора пору создается самое оптимистичное его творение – «Нюрнбергские мейстерзингеры». Сюжет, заимствованный из жизни средневековых ремесленников, обусловил тесную связь с народной немецкой песенной культурой.
Последний период творчества. Байрёйт.
В 1864 году судьба Вагнера резко изменилась: молодой баварский король Людвиг II пригласил его в Мюнхен, столицу Баварии. Страстный поклонник вагнеровского творчества, Людвиг делает всё возможное для осуществления творческих замыслов композитора. Сбывается мечта Вагнера о собственном оперном театре: он был построен в Байрёйте. К композитору приходит не только материальное благополучие. Он обретает также настоящий семейный очаг в союзе с беззаветно преданной спутницей – дочерью Листа Козимой.
В последний период своего творчества Вагнер вернулся к работе над «Кольцом нибелунга». Он завершил драму «Зигфрид» (3-я драма тетралогии) и написал «Гибель богов» (4-я). Вся тетралогия была целиком исполнена на торжественном открытии байрёйтского театра в 1874 г.
Закономерным завершением творческого пути композитора стал «Парсифаль», отразивший сложную картину мировоззрения позднего Вагнера. «Парсифаль» подвел итог долгим раздумьям художника о судьбах человечества.[2]
Спустя полгода после премьеры, 13 февраля 1883 года во время отдыха в Венеции Вагнер внезапно скончался на пороге своего 70-летия.
[1] 4-я опера – «Летучий голландец», по времени близкая «Риенци», по своему стилю примыкает к следующему, дрезденскому периоду.
[2] В своем завещании композитор запретил постановку «Парсифаля» в течение 30-ти лет после его смерти, где бы то ни было, кроме Байрёйта.
Почему Рихард Вагнер так нравился Адольфу Гитлеру?
Привет, друзья! Вильгельм Рихард Вагнер был немецким композитором, театральным режиссером, полемистом и дирижером, который в основном известен своими операми. В отличие от большинства оперных композиторов, он написал и либретто, и музыку для каждой из своих сценических работ. Ниже расскажу вам несколько интересных фактов о Рихарде Вагнере.
Кто такой Вагнер?
Где же родился Вильгельм Рихард Вагнер? Это произошло 22 мая 1813 года в Германии. Он стал одним из самых влиятельных и противоречивых композиторов в мире, известный как своими эпическими операми, так и своими антисемитскими произведениями, которые посмертно сделали его фаворитом Адольфа Гитлера.
Есть свидетельства того, что музыка Вагнера игралась в концентрационном лагере Дахау, чтобы «перевоспитать» заключенных. У Вагнера была бурная любовная жизнь, в которой было несколько скандальных дел. Он начал свою карьеру в 1833 году в качестве хорового директора в Вюрцбурге и сочинил свои ранние работы в подражание немецким романтическим композициям. Бетховен был его главным кумиром в это время.
Кто был отцом Вагнера?
Официально его отцом был Карл Фридрих Вагнер, сотрудник полиции в Лейпциге, Германия. Людвиг Гейер, актер и друг семьи, взял на себя проблемы семьи, когда умер ее глава; Ричарду было шесть месяцев. Год спустя Гейер женился на вдове; Прошло шесть месяцев, и у счастливой пары родилась дочь.
Между Ричардом и Людвигом существовала сильная привязанность и сходство, и были и другие косвенные доказательства того, что Гейер был настоящим папой. Однако, прямых доказательств этого нет и отцом музыкального гения считается Карл.
Талант
Большинство биографий композиторов зачастую начинаются с того, насколько они были талантливыми еще с раннего детства, но Вагнер не проявлял особого интереса к музыке, пока он не открыл театр в подростковом возрасте и не осознал, что большинство успешных пьес его времени были посвящены музыке.
Свои первые произведения он написал под руководством учителя музыки, когда ему было 16 лет, что по обычным меркам впечатляет, но не меркам гениев музыки, таких, например, как Моцарт, который с трех лег начал играть на клавесине, а в пять лет уже сочинял музыку сам.
Антисемитизм Вагнера
Как не скорбно это говорить, но такой знаменитый композитор действительно был антисемитом, возможно именно поэтому он станет любимым музыкантом для Гитлера. Повествование об антисемитизме Вагнера пишет само за себя: он жил в антисемитские времена, и для человека, который имел ограниченный контакт с немецкими евреями, было вполне возможно развить враждебные абстрактные предрассудки, основанные на зарождающейся форме этнического национализма страны 20-го века. Но Вагнер действительно вырос в еврейской части Лейпцига, и его самый ранний и самый печально известный антисемитский текст был явно мотивирован мелкой ревностью.
Из-за своей первоначальной непопулярности он еще больше разозлился на Мендельсона и Мейербера, потому что они были самыми популярными композитора на тот момент, но также были и евреями. В своем эссе, изданном анонимно он написал о том, как пагубно они влияют на немецкую музыку и культуру в целом.
Позже, после того, как он достиг некоторого успеха, он необъяснимо расширил и переиздал свой труд, но уже под собственным именем в 1869 году. Спустя десять лет он встретится с протонацистским теоретиком Артуром де Гобино и сделает еще несколько прискорбных комментариев о еврейском населении Германии.
Лейтмотивы композитора
Трудно представить, как будут звучать саундтреки к фильмам без лейтмотивов — мелодий, связанных с конкретными персонажами, событиями или темами. Вагнеру часто приписывают изобретение лейтмотивов, хотя это не так.
К тому времени, когда он появился на большой сцене, они уже использовались — но он был первым композитором, который дал им широкое применение, а также сделал лейтмотивы центральными в своей работе. До него таким никто не занимался.
Театр Рихарда Вагнера
Он был модернистом для своего времени, это выражалось в том, что при строительстве своего театра, он уделял больше внимания игре актеров, а не самой музыке. Поэтому Фестивальный театр в Байройте построен так, как сейчас выглядят многие современные театры. А именно оркестровая яма находится внизу и ее практически не видно из зала.
Свадебный хор
Наверняка вы слышали это произведение и восхищались им, оно действительно очень утонченное и прекрасное. А вот популярным оно стало только после того, как дочь королевы Виктории пожелала, чтобы композиция звучала на ее свадебной церемонии.
Неоднозначный характер
По тем фактам, которые я описала вверху может сложиться такое впечатление, что Вагнер был уж совсем тяжелым и злым человеком, но вот его современники отзывались о нем, как приятном собеседнике и человеке умеющим рассмешить.
У него было некое пристрастие к изменам своим женам, он переодевался в принца, с плащом, кружевным бельем и убойными духами, соблазняя этим женщин. Кто такой Рихард Вагнер и каким был его характер мы вряд ли узнаем, но предположения строить никто не запрещает. По своим произведениям он не был балагуром, но поступки говорят об обратном, как Рихард был на самом деле остается только гадать.
Долги
Вагнер прожил большую часть своей профессиональной карьеры в долг. Это было до тех пор, пока король Людвиг II не вступил на престол Баварии в 18 лет в 1864 году. Молодой монарх был большим поклонником творчества Вагнера, поэтому он ликвидировал все долги Вагнера.
Последние дни
В последние годы жизни Вагнер сильно страдал от стенокардии и в конечном итоге умер от сердечного приступа в феврале 1883 года во время пребывания в Венеции. После этого ходило много слухов, что это случилось во время их ссоры с женой из-за другой леди, но кто знает наверняка.
Источники:
https://obrazovaka.ru/alpha/w/vagner-vilgelm-rixard-wagner-wilhelm-richard
https://musike.ru/index.php?id=79
https://vtopetop.ru/interesnyie-faktyi-o-izvestnyih-lichnostyah/pochemu-rihard-vagner-tak-nravilsya-adolfu-gitleru.html