Кто автор повести собачье сердце. «История создания и судьба повести М
История создания повести Собачье сердце Булгакова
Михаил Афанасьевич Булгаков написал повесть «Собачье сердце». Произведение было написано в первые годы появления советской власти. В ней отображены настроения и недовольства, которые царили в обществе. Власти запретили издавать произведение М.А. Булгакова, опубликовано оно было в период перестройки.
Автор написал «Собачье сердце» за несколько месяцев. Он сам не верил в то, что его произведение будет выпущено на печать. Поэтому его могли читать близкие друзья М.А. Булгакова. В 1926 году правоохранительными органами был проведен обыск в квартире М.А. Булгакова. Рукопись изъяли, а за писателем начали усиленно следить и травить его.
В то время стали популярными медицинские опыты, направленные на омоложение человека. Михаилу Афанасьевичу это было очень интересно, потому что он был врачом.
У писателя был дядя Н.М. Покровский. Он занимался медициной, был профессором и талантливым гинекологом. Поэтому Булгаков взял его образ для описания главного персонажа в «Собачьем сердце» профессора Преображенского. Все события в повести происходят в Москве. Точный жанр, в котором написана повесть, определить сложно. «Собачье сердце» можно отнести к фантастике. В произведение присутствует юмор. Булгаков любил посмеяться, поэтому комические моменты присутствуют во всех его произведениях.
В произведении автор высмеивает советский коммунистический строй. Он показывает нам, насколько могут вести себя по-хамски и бессердечно люди находящиеся в верхах власти.
В произведении Булгаков показал нам, как можно легко стать представителем большевистской власти. Для этого не обязательно быть образованным, умным и воспитанным человеком. Достаточно быть хамом, невеждой и лицемером. Даже Шариков (в прошлом это была собака, но благодаря ученым его превратили в человека) проникнувшись «большевицкими» лозунгами, смог без труда, пойти на службу. Это время автор назвал эпохой «Шариковых». Эти люди не хотели развиваться и призирали интеллигентных и умных людей. Образованный человек не был нужен большевицкому строю.
В СССР никто не мог прочитать «Собачье сердце» в подлинном виде. Все довольствовались самиздатом или пересказом друзей. Прочесть произведение хотел каждый житель СССР. Произведение даже пытались перевести на иностранный язык, но перевод был слабым. «Собачье сердце» это легендарное произведение М.А. Булгакова.
2 вариант
Прообразом повести было произведение Герберта Уэллса «Остров доктора Моро», в котором были описаны попытки превращения животных в людей путем хирургических операций. Пробы были неудачны.
Название произведения Булгаков взял из куплета трактирной песенки.
Работа над повестью «Собачье сердце» окончена в 1925 г.
В произведении идет речь о фантастическом, на те времена, эксперименте. Сюжет лихо перемешан с фантастикой. Последствия, а это превращение пса в человека, стали поистине плачевными не только для создателя – профессора Преображенского. Из пса получился человек, не полезный для общества: невежа, пьяница и откровенный негодяй. Шариков в отличие от собаки никак не поддавался ни воспитанию, ни перевоспитанию.
В результате создатель этого творения вынужден был вернуть не удачный эксперимент в исходную позицию. Пес Шарик, вернувшийся в свое, обычное состояние был спокоен и рад своей сытости и наличию крыши над головой.
Реакция на произведение была двоякая. Коммунисты негодовали, произведение им определенно было не по нраву. Вторая часть ознакомившихся с повестью, слушателей поддержала писателя своим одобрением. Но печатать запретили, посчитав повесть политической сатирой. Глядя с этой стороны, в произведении уж очень реалистично и с безжалостной точностью, были выставлены на показ и высмеяны недостатки того периода. Сразу бросались в глаза невежество и глупость, наглость и непоколебимая уверенность в своей правоте. Безграмотность и бескультурье все это мгновенно выпячивалось на первый план. Кто бы согласился с такой характеристикой?
В повести Булгакова явственно видно, что эксперименты в политике часто устраивают те Шариковы, которые не имеют достаточных знаний. Дорвавшись до власти они стают очень опасными для всего общества.
Осознавая все это, правоохранительные органы не остановились. И 07.05.1926 г. у Булгакова был проведен обыск, в ходе которого были изъяты дневники и варианты машинописного текста повести «Собачье сердце».
Прошло время, в 1987г. повесть была напечатана в России. Экранизация состоялась уже в следующем году.
Произведение до сих пор актуально, оно говорит о неприемлемости насильственного вмешательства в развитие природы и общества. Во все времена можно увидеть подобных Шариковых. Повесть бессмертна.
Также читают:
Картинка к сочинению История создания повести Собачье сердце Булгакова
Популярные сегодня темы
Лев Толстой – самый талантливый писатель русской литературы. Очень сложно описать литературный талант писателя, так как он создал очень много разнообразных произведений: романы, повести, рассказы, письма
На картине изображен один из дней уходящей золотой осени. Тихо и почти безветренно. Светит яркое солнце, но оно уже не такое теплое, как летом. В центре картины – большая, просторная и ухоженная веранда с белым столом
Рассказ «Великие путешественники» повествует о том, как автор в шестилетнем возрасте со своей старшей сестрой и хозяйским сыном Степкой решили отправиться в кругосветное путешествие, не спросив разрешение у родителей.
Белые просторы, вокруг, припорошенные дома белым кружевом и обжигающий холод свежего воздуха – это зима, друг, настоящий зимний день. Солнце ослепительно яркое
Повесть Гоголя «Тарас Бульба» – это произведение о любви к своей земле, о воинском братстве и мужестве. Тарас Бульба, опытный, закалённый в ратных боях полковник, всей душой болеющий за родину и посвятивший жизнь Запорожской Сечи
Собачье сердце история создания и судьба повести Булгакова
Собачье сердце – одно из самых известных произведений М.А. Булгакова. Эта повесть представляет собой остросоциальный сатирический взгляд на Советское государство.
Согласно отметке на рукописи произведения, повесть была написана в рекордно короткие сроки. Всего за три месяца, с января по март 1925 года. Изначально писатель планировал опубликовать ее в журнале «Недра», где до этого размещал некоторые свои произведения.
Перед этим писатель читал повесть на «Никитинском субботнике», где вызвал не только восторг современников, но и опасения присутствовавших там сотрудников ОГПУ. По их мнению, хлесткие и едкие высказывания Булгакова, красноречиво говорящие о его отношении к состоянию вещей в советском государстве, представляют угрозу для молодого коммунистического общества.
В связи с этим в квартире писателя произвели обыски, изъяли дневники с рукописью и имевшиеся у него машинописные копии произведения. Это был неожиданный и тяжелый удар для Михаила Афанасьевича. Получить их обратно Булгакову удалось только спустя несколько лет при содействии Максима Горького. После писатель попытался договориться о театральной постановке повести. Однако этот проект был закрыт, поскольку не прошел проверку на цензуру.
Конечно, опубликовать Собачье сердце стало абсолютно невозможным. Однако рукописная копия повести распространялась в кругах неравнодушных. Текст произведения передавали из рук в руки на короткое время. Например только на один день, а дальше читатель должен был пустить повесть следующему получателю.
Первая публикация повести произошла в 1968 году в немецком, а затем и британском журнале. Однако из-за неоднократного переписывания текста для передачи из рук в руки, в повесть закрались искажения и ошибки.
Выпустить в свет повесть на родине удалось только во время перестройки. В 1987 году журнал «Звезда» впервые напечатал Собачье сердце на территории СССР. Однако вышедший в журнале текст тоже был искаженным. Подробный анализ рукописи показал, что напечатанный вариант повести содержит около тысячи ошибок и искажений по сравнению с оригинальным текстом.
В оригинальном варианте повесть появилась после публикации полного собрания сочинений Булгакова литературоведом Л. Янковской. Уже в этом варианте дошел текст повести до нас.
Повесть представляет собой изложенное в ироничном ключе видение автора жизни в Советском союзе. И запрет на ее публикацию со стороны власти, недовольной такой негативной оценкой, вполне очевиден.
2 вариант
Собачье сердце произведение написанное великим русским писателем Михаилом Булгаковым в начале 1920-х годов.
Двадцатые годы «большевистская оттепель», пару лет как закончилась страшная Гражданская война (1918-1922), унесшая жизни миллионов граждан России, искалечила множество судеб. Из-за провала политики «военного коммунизма», большевики «вернулись к старому», к капиталистическим отношениям к свободному рынку. Экономическое послабление в сфере экономики, относится отчасти и к «либерализации» в цензуре.
Это наиболее плодотворное время в творчестве писателя. Была написаны и поставлены пьесы: «Дни Турбинных», «Бег» и др. Была начата работа над «Белой гвардией» и «Мастером и Маргаритой». В начале 1925 Булгаковым написано «Собачье сердце».
Но, безоблачная жизнь писателя длилась недолго. В правительственных кругах его называли не иначе как «контра». Это и стало поводом к выписке ордера на обыск его квартиры и изъятию рукописей в 1926 году. Разумеется на печать повесть не пропустили. Началась систематическая травля писателя.
В те годы были очень популярны медицинские эксперименты по омоложению человека. Булгаков который был врачам, интересовался этими экспериментами.
Прототип главного героя профессора Преображенского был родной дядя Михаила Афанасьевича, – Н.М. Покровский, профессор медицины и гинеколог. Он так же проживал в Москве (где и происходят события повести). В «Собачьем сердце» сложно определить жанр, но безусловно это фантастика с элементами юмора. Нужно сказать что юмор присутствует во всех произведениях писателя.
Само произведение помимо всего прочего высмеивает коммунистический режим и его «служителей», – уплотнение, жилищный вопрос, хамство и т. д.
Булгаков показал хамство как основной признак большевистской власти, показал что такое явление присуще генетически человеку. Шариков которого сделали из собаки – человеком, проникся «большевицкими» идеями и отлично подошёл для режима, пошёл к нему на службу. Вероятно Булгаков исходил из идеи философа Мережковского, который высказал в своей работе «О грядущем хаме», она была написана ещё в начале двадцатого века. И вот этот «хам» уже пришёл и правит Россией. Наступила эпоха, время, вот таких вот «Шариковых», – которые не признают культуру, уничтожают её. Они не понимают и не хотят понимать людей интеллигентных как Борменталь и Преображенский, такие люди им (режиму) не нужны.
Собачье сердце история создания и судьба повести
Несколько интересных сочинений
По большей части люди проводят свое детство и молодость в семье, если не рассматривать ситуацию с сиротами и другие подобные варианты с не самыми лучшими вариантами судьбы, то для существенной части людей ситуация обстоит именно таким образом.
Раскаяние – это невероятно важная способность человеческой души. Если человек не способен раскаяться в своих дурных поступках, совершенных намеренно, это означает, что, скорее всего, он душевно обделен
Главным персонажем произведения является юный парень по имени Дориан. Внешне он был схож с ангелом, имел миловидное лицо, он просто прекрасен. У Дорина голубые глаза и бледное лицо.
Костылев является персонажем произведения Горького «На дне». Он работает в ночлежке, где, по сути, и происходит непосредственно действие пьесы. Он является мужем хитрой и лицемерной девушки Василисы
Произведение Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» – это отголоски прошлого великого писателя, в котором имели место подобные события. Наделив главных героев противоположными качествами
Русская литература в школе
Повесть Булгакова “Собачье сердце”, имеющая подзаголовок “Чудовищная история”, не публиковалась при жизни писателя. Впервые она была напечатана в 1968г. (“Студент”. Лондон. №№ 9, 10; “Грани”. Франкфурт. № 69). В СССР она была издана в журнале “Знамя” (№ 6) лишь в 1987 г. На рукописи стоит авторская дата: январь-март 1925 года. Предназначалась повесть для журнала “Недра”, где ранее были опубликованы “Дьяволиада” и “Роковые яйца”.
Фабула “Собачьего сердца”, как и повести “Роковые яйца”, восходит к произведению великого английского писателя-фантаста Герберта Уэллса (1866-1946) – к роману “Остров доктора Моро”. В книге рассказывается о том, как профессор-маньяк в своей лаборатории на необитаемом острове занимается созданием необычных “гибридов”, превращая людей в животных хирургическим путем.
Название “Собачье сердце” взято из трактирного куплета, помещенного в книге А. В. Лайферта “Балаганы” (1922):
На второе пирог –
Начинка из лягушачьих ног,
С луком, с перцем
Да с собачьим сердцем.
Название может быть соотнесено с прошлой жизнью Клима Чугункина, зарабатывавшего на жизнь игрой на балалайке в трактирах.
7 марта 1925 года автор впервые читал первую часть повести на литературном собрании “Никитинских субботников”, а 21 марта – вторую часть. На собрании присутствовал М. Я. Шнейдер, который позже так писал о своих впечатлениях: “Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время реализации отношения к происшедшему” (к Октябрьскому перевороту 1917 года). Присутствующий там же агент ОГПУ докладывал своему начальству несколько иначе: “Такие вещи, прочитанные в самом блестящем литературном кружке, намного опаснее бесполезно-безвредных выступлений литераторов 101-го сорта на заседаниях Всероссийского Союза Поэтов. Вся вещь написана во враждебных, дышащих бесконечным презрением к Совстрою тонах и отрицает все его достижения. Вторая и последняя часть повести Булгакова “Собачье сердце” вызвала сильное негодование двух бывших там писателей-коммунистов и всеобщий восторг всех остальных. Если и подобно грубо замаскированные (ибо все это “очеловечевание” – только подчеркнуто-заметный, небрежный грим) выпады появляются на книжном рынке СССР, то белогвардейской загранице, изнемогающей не меньше нас от книжного голода, а еще больше от бесплодных поисков оригинального, хлесткого сюжета, остается только завидовать исключительнейшим условиям для контрреволюционных авторов у нас”.
Безусловно, подобные высказывания “компетентных” сотрудников не могли пройти бесследно, и повесть была запрещена.
Однако люди, искушенные в литературе, приняли повесть и хвалили ее. Викентий Вересаев в апреле 1925 года писал поэту Максимилиану Волошину: “Очень было мне приятно прочесть Ваш отзыв о М. Булгакове юмористические его вещи – перлы, обещающие из него художника первого ранга. Но цензура режет его беспощадно. Недавно зарезали чудесную вещь “Собачье сердце”, и он совсем падает духом”. 7 мая 1926 года в рамках санкционированной ЦК кампании по борьбе со “сменовеховством” на квартире у Булгакова был произведен обыск и конфискована рукопись дневника писателя и два экземпляра машинописи “Собачьего сердца”. Лишь спустя три с лишним года конфискованное при обыске было возвращено автору благодаря содействию Максима Горького.
“Собачье сердце” предполагалось инсценировать во МХАТе. 2 марта 1926 года Булгаков заключил с театром договор, который в связи с цензурным запретом на произведение был расторгнут 19 апреля 1927 года.
В “Собачьем сердце” есть характерные приметы времени с декабря 1924 года по март 1925-го. В эпилоге повести упоминается мартовский туман, от которого страдал головными болями вновь обретший свою собачью ипостась Шарик. Программа московских цирков, которую столь тщательно изучает Преображенский, проверяя нет ли там номеров с участием котов (“У Соломоновского. четыре каких-то . Юссемс и человек мертвой точки. У Никитина. слоны и предел человеческой ловкости”), точно соответствует программам начала 1925 года. Именно тогда состоялись гастроли воздушных гимнастов “Четыре Юссемс” и эквилибриста Этона, номер которого назывался “Человек на мертвой точке”.
Повесть начинается с изображения Москвы, увиденной глазами Шарика, бродячего пса, никому не нужного, “знающего” жизнь далеко не с лучшей ее стороны. Картина города реалистична, даже натуралистична: шикарные рестораны, где “дежурное блюдо – грибы, соус пикан”, и столовая “нормального питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства”, в которой варят щи из “вонючей солонины”. Здесь живут “товарищи”, “господа”, “пролетарии”.
Все показывает неприглядную изнанку: кругом разруха, исказились в страшной гримасе улицы, дома, люди. Дома, словно люди, живут своей самостоятельной жизнью (калабуховский дом). Немалое значение в завязке повести имеет зловещий пейзаж: “Вьюга в подворотне ревет мне отходную”, “ведьма сухая метель загремела воротами”, “вьюга захлопала из ружья над головой”.
Один из главных героев повести – профессор Преображенский – всемирно известный ученый, врач, умница, абсолютно уверенный в том, что “разруха не в клозетах, а в головах”, размышляет о происходящем так: ведь стоял же калабуховский дом до революции, и никто не воровал калош, и лежали ковры в парадном, и лестница была чистой, в цветах, но пришли другие люди и “в апреле семнадцатого года в один прекрасный день, пропали все калоши 3 палки, пальто и самовар у швейцара”, и вот тут-то началась разруха.
Идея преобразования мира стара и благородна, ее поддерживали и развивали лучшие умы в истории, но это идея преобразования, а не разрушения. С первых же страниц повести читатель погружается в атмосферу разрушения, опустошения, в мир, где все строится по закону: “Кто был ничем, тот станет всем”. Эти “никто” живут в калабуховском доме, именно благодаря им наступает “разруха”. Они не занимаются делом, они – поют. В этом мире перестают действовать общечеловеческие нормы и законы поведения.
Фамилия Преображенский не случайна. Филипп Филиппович не просто врач, он “маг”, “волшебник”, “чародей”, преобразователь, который пытается найти способ “улучшения человеческой породы”. Но его эксперимент приводит к неожиданным результатам. Несчастный пес Шарик становится гражданином Шариковым. Начинается процесс воздействия словом, которое несет Швондер. По его мнению, Шариков “пролетарий”, “труженик”, чего никак не может понять профессор. “Да почему же вы труженик?” – изумляется он. А логика “пролетариев” такова: “Да уж известно – не нэпман”. Шарикову невдомек, что все, что имеет профессор Преображенский, нажито собственным трудом, его не смущает, что он живет и кормится за счет профессора: ведь зачем работать, если можно отнять. Как известно, ленинский дозунг “Грабь награбленное!”, в том числе и нажитое интеллектуальным трудом, был одним из самых популярных в дни революции. Благородная идея “равенства и братства” переродилась в примитивную уравниловку и откровенный грабеж. И Шариков и Швондер – люди искусственно выведенные, только разными путями. Операция по пересадке гипофиза в течение недели “очеловечила” собаку, “операция” по “очеловечиванию” Швондера длилась дольше, но результат в сущности один. Эти “люди” имеют лишь внешние человеческие признаки, недостаточные для того, чтобы определение “человек” было к ним приложимо. Миллионам швондеров внушили: чтобы стать “новым человеком”, хозяином жизни, не нужно много трудиться и прилагать какие-либо особенные усилия, достаточно того, что ты “пролетарий” – а значит, имеешь право быть “хозяином жизни”. Убеждение Шарикова в своем классовом превосходстве вызывает взрыв негодования у Преображенского и Борменталя: “Вы стоите на самой низшей ступени развития вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить. “
С появлением Шарикова в квартире профессора начинается разруха, она принимает катастрофические размеры, и вместо того, чтобы заниматься делом, оперировать, Преображенский вынужден принимать Швондера, выслушивать угрозы, обороняться, писать бесчисленные бумаги, чтобы узаконить существование Полиграфа Полиграфовича. Нарушена жизнь всего дома, “народ целый день ломится”, чтобы посмотреть “говорящую собачку”. У людей нет другого дела, но ведь без своего дела нет и жизни. Эта мысль автора очень важна. Революционеры-болыпевики только тем и занимаются, что делают не свое дело: руководят, не умея руководить, разрушают то, что не ими создано, все переделывают, перестраивают. Эксперимент большевиков по созданию “нового” – центральная проблема повести. Профессор Преображенский не любит большевиков, но и он своими, хирургическими методами, хочет “улучшить человеческую породу”. И вот вывод, сделанный профессором: Шариков – насилие над природой! “Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может спокойно его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого! Мое открытие, черти б его съели, стоит ровно один ломаный грош. Теоретически это интересно. Ну а практически что? Кто теперь перед вами? – Преображенский указал в сторону смотровой, где почивал Шариков”. Что же могло выйти из Клима Чугункина, пьяницы с тремя судимостями, умершего в пивной от удара ножом в сердце? Ответ прост – Клим Чугункин. Страшно другое: “продвинутым” пролетарием, для которого уготован государственный пост, становится “помесь” преступника и собаки. А ведь Шариков далеко бы пошел, потому что такие, как он, удобны. Шариковы готовы подчиняться и подчинять. А власть пролетариата – основа пролетарской идеологии. Нельзя в одночасье изменить то, что складывалось веками. Крах подобных экспериментов неизбежен, потому что невозможно “очеловечить” то, что перестало быть человеком, потеряв духовную и моральную основу, на которой строятся отношения между обществом и личностью. Вот почему эксперимент с очеловечением собаки провалился так же, как и трагический коммунистический “эксперимент”. Время показало, насколько прав был в своих прозрениях М. Булгаков.
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bulgakov/istoriya-sozdaniya-povesti-sobache-serdce-bulgakova
https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/bulgakov/sobache-serdce-istoriya-sozdaniya-i-sudba-povesti
https://litrusia.ru/11656-istoriya-sozdaniya-i-sudba-povesti-m-a-bulgakova-sobache-serdce.html