Кто играл бегемота. Кот Бегемот из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита
Кто играл бегемота. Кот Бегемот из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита
Михаил Афанасьевич Булгаков – весьма неоднозначная фигура в русской литературе. Некоторые уверены, что писатель умел заглядывать в прошлое и предугадывать будущее. «Мастер и Маргарита», его основополагающее произведение, которое создавалось долгие годы, до сих пор вызывает споры среди литературных критиков. Но, пожалуй, многие согласятся с тем, что Булгакову удалось выявить колоритных персонажей, среди которых Воланд и его свита: Фагот, Азазелло и кот Бегемот – они запомнились как характером, так и афоризмами.
История создания
Литературоведы до сих пор не могут дать точного ответа на вопрос, когда же Михаил Афанасьевич приступил к работе над своим мистическим произведением. Но принято считать, что черновые наброски писатель начал делать в 1928 году, причем первоначально роман рассказывал о Воланде и его сподвижниках, а вот любовная линия между мастером и Маргаритой была добавлена с последующими правками.
Михаил Булгаков
Булгаков лично «проиллюстрировал» цитату одного из героев: «Рукописи не горят». Из-за того, что религиозную пьесу литератора запретили в театре, он кинул в печь исписанные листы, однако большая часть материала уцелела.
Стоит сказать, что работа над произведением длилась с 1928 по 1940 годы, поэтому Михаила Афанасьевича можно смело поставить в один ряд с Александром Пушкиным, который трудился над «Евгением Онегиным» семь лет, и Иоганном Гете, чей роман «Фауст», подтолкнувший Булгакова на создание «Мастера и Маргариты», создавался с 1774 по 1831 годы.
Роман «Мастер и Маргарита»
Зимой 1940 года состояние здоровья Михаила Афанасьевича резко ухудшилось. Писатель стал терять зрение, а врачи диагностировали у него опасную болезнь – гипертонический нефросклероз. Поэтому возле постели Булгакова днями и ночами дежурила жена Елена Сергеевна, которая и продолжила работу над романом, записывая предложения под диктовку умирающего мужа.
Что касается животного-оборотня, то образ кота Бегемота был придуман неспроста. Наверняка поклонники колдовского романа догадались, что в произведении о Мастере и Маргарите запечатаны сатира и скрытый подтекст, а в образах главных героев без труда находятся скрытые символы и прототипы. «Булгаковеды» не способны дать единого ответа, что же стало источником вдохновения для создания любимого шута мессира, который не шалил, никого не трогал и починял примус.
Чудище Бегемот в книге И.Я. Порфирьева
Говорят, Михаил Афанасьевич прочел книгу И.Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях». В этом произведении упоминалось о морском чудовище, но не о КтулхуГоварда Лавкрафта, а о Бегемоте, который обитает в неведомой пустыне. Чудище представлено в книге как существо с головой слона, которую «украшают» клыки и хобот. Также у демона огромный живот, толстые задние конечности и еле заметный хвост. Поэтому неудивительно, что подводного обитателя сравнили с парнокопытным млекопитающим из-за сходства во внешности.
Также на полке писателя лежал томик, который называется «История сношений человека с дьяволом», откуда Михаил Афанасьевич делал выписки. Поэтому стоит обратить внимание на демонологию, где Бегемот представляет собой демона, олицетворяющего смертный грех – чревоугодие, иными словами, обжорство. Вообще, Бегемот – это стандартное имя приспешника Сатаны.
Демон Бегемот
А вот вторая супруга мастера пера Любовь Белозерская говорила, что прототипом пушистого исчадья ада стал их домашний питомец по прозвищу Флюшка. Литературовед Мариэтта Чудакова считает, что один из «дальних предков» Бегемота – это придуманный Гофманом кот Мурр, такой же забавный и самодовольный.
Роль кота Бегемота в романе
Несмотря на цензуру, главенствующую в СССР, и тот факт, что Михаил Булгаков был «любимчиком Сталина», писатель даже не стремился прикрывать сарказм и иронию какими-либо метафорами и другими художественными оборотами. Литератор обличает пороки общества, которые не прикрыты вуалью и как бы существуют в порядке вещей. Стоит только вспомнить цитату Воланда:
«Люди как люди. Любят деньги, но это всегда так было… ну, легкомысленны. ну, что ж. и милосердие иногда стучится в их сердца. обыкновенные люди. в общем, напоминают прежних. квартирный вопрос только испортил их. ».
Стоит сказать, что писатель иронизировал не только над москвичами, которые на представлении в «Варьете» побежали в салон за бесплатными импортными платьями, но еще и над самим собой.
Воланд и кот Бегемот
Михаил Афанасьевич рассказывал, как на деньги, полученные от зарубежных постановщиков его пьес, они с возлюбленной ездили в Торгсин, дабы совершить покупки. В этом злачном местечке, где затаривались граждане, имеющие «валютные ценности», писатель и его возлюбленная наблюдали, как советские люди стремились накупить деликатесов.
В романе один из подручных Воланда комично сочетает в себе противоречивые качества. Любитель угощать даму «чистым спиртом» имеет и «интеллигентные» повадки, и склонность к жуликоватости и агрессивности. Чего только не делал Бегемот на страницах романа: то он расплачивается с контролером трамвая, тем самым доводя до безумия Ивана Бездомного, то пьет водку в гостях у Степы Лиходеева, то избивает Варенуху, то отрывает голову Бенгальскому и т.д.
Кот Бегемот с рюмкой водки
Бегемот – это шут «гипнотизера», который любит подшучивать над людьми. Так, например, когда Прохоров вскликнул: «Чтоб меня черти взяли!» (вообще слово «черт» повторяется в романе довольно часто), – кот заставил председателя в буквальном смысле исчезнуть из кабинета, а вместо него в кресле начальника остается сидеть и раздавать распоряжения пиджак.
Хвостатый дьявол запомнился любителям литературы благодаря цитатам, например, он ошарашил чекистов, сказав:
«Единственное, что может спасти смертельно раненного кота, – это глоток бензина…»
В конце романа Бегемот предстает в облике печального пажа, который обречен на скитания рядом со своим господином. Перед восходом солнца он, как и другие представители темной силы, исчезает в то место, где уготован вечный приют «преданным и избранным».
Экранизации
В 2005 году режиссер Владимир Бортко представил на суд общественности мини-сериал «Мастер и Маргарита». Хоть бюджет у проекта был маленький, создатели изрядно постарались над тем, чтобы придумать захватывающую картину и не переврать оригинальный текст.
Вано Миранян в роли кота Бегемота
Кот Бегемот был создан не с помощью компьютерной графики, его сыграл актер Вано Миранян, рост которого всего 100 сантиметров. Вано в течение съемок приходилось работать в жарком костюме, причем он самостоятельно мог шевелить лапами, а вот за мимику киношного животного отвечали специальные моторчики. По слухам, актер отшучивался во время дублей на балу у Сатаны:
«Там столько голых девочек, а я ничего не вижу!»
Кто такой Бегемот? Демонология, Булгаков и его любимец кот Флюшка
Многочисленные сцены с дьяволом в “Мастере и Маргарите” не были плодом воображения автора романа, а были результатом его тщательного изучения трудов по демонологии и даже астрологии.
Известно, что имена своих персонажей – Бегемот, Гелла, Азазелло – а также детали шабаша ведьм и бала у Сатаны, как и ряд других мистических сцен, Булгаков взял из статей Брокгауза и Эфрона в Энциклопедическом словаре, а также из книг М.А. Орлова “История сношений человека с дьяволом” и А.В. Амфитеатрова “Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков”.
Так, Бегемотом в ветхозаветной книге Еноха называлось морское чудовище, обитавшее вместе с Левиафаном в невидимой пустыне. В других источниках описывалось, что бес Бегемот имел голову слона, к имени демона отсылали разве что огромные задние лапы, имевшие сходство с лапами бегемота.
В ранних черновиках Булгаков действительно описывал Бегемота как существо, похожее на слона. У него были “одутловатые лапы”. Однако живым прототипом этого персонажа стал питомец Михаила Афанасьевича. По воспоминаниям его второй жены Л.Е. Белозерской, в Бегемота на страницах романа был превращен их кот Флюшка. По описаниям это был крупный серый кот. Причем с Булгаковым у него были трогательные отношения, что можно понять из следующей записки Михаила Афанасьевича:
“Дорогая кошечка,
На шкаф, на хозяйство, на портниху, на зубного врача, на сладости, на вино, на ковры и автомобиль — 30 рублей.
Кота я вывел на свежий воздух, причем он держался за мою жилетку и рыдал.
Твой любящий”
Примечательно, но в демонологии Бегемот – демон пристрастий желудка, а потому его образ отлично сочетается с образом прожорливого кота (у кого есть домашний усатый-полосатый, тот поймет). В романе это свойство Бегемота проявляется в сцене погрома Торгсина.
Бегемот, проглотив третий мандарин, сунул лапу в хитрое сооружение из шоколадных плиток, выдернул одну нижнюю, отчего, конечно, все рухнуло, и проглотил ее вместе с золотой оберткой.
При этом Воланд и его свита, несмотря на все их проделки и манипуляции, не выглядят абсолютным злом, они прекрасно понимают цену добродетели и порока в людях и карают людей за их же слабости. Наверное поэтому эти персонажи, отчасти сошедшие со страниц демонологических книжек, так симпатичны читателям. А Бегемот – особенно, потому что все любят котиков.
МЕССИР ВОЛАНД И ЕГО СВИТА. КОТ БЕГЕМОТ
Автор – A-delina. Это цитата этого сообщения
Мессир Воланд и его свита. Часть 1. Кот Бегемот.
«…Третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся на задних лапах».
Кот Бегемот из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» – один из самых ярких и обаятельных персонажей, большой забавник, любимый шут Воланда. Как не улыбнуться, прочитав такие строки: «…на ювелиршином пуфе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой». Таким его особенно любят изображать художники-иллюстраторы.
Еще вспоминается сцена неудачной попытки ареста кота агентами ГПУ: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот…»
Если говорить о собственно кошачьей сущности Бегемота, то прототипом послужил домашний питомец Булгаковых – Флюшка, огромный серый котище. Вероятно, ленивая вальяжность Бегемота, его хитрость и чревоугодие навеяны характером булгаковского кота. Только масть ему писатель поменял: ведь Бегемот служит в свите князя темных сил, а черных котов издавна связывали с нечистой силой и недобрыми предзнаменованиями.
Но кот Бегемот имеет еще и человекоподобный облик, а иногда и вовсе оборачивается человеком – этакий кот-оборотень. Очеловечил кота уже Шарль Перро в знаменитой сказке «Кот в сапогах». Позднее Э.Т.А. Гофман (один из любимейших писателей Булгакова) сочинил «Житейские воззрения кота Мурра».
Но ближе всех к «бегемотовской» теме подступил русский писатель XIX века Антоний Погорельский, автор великолепной сказки «Черная курица». В 1825 году была опубликована его фантастическая повесть «Лафертовская маковница». У старухи-ведьмы жили черный кот и девушка-сирота. Этот черный кот был непременным участником магических ритуалов ведьмы. Девушка Маша не сразу поняла, в какой вертеп она угодила:
«Бросив нечаянно взгляд на черного кота, она увидела на нем зеленый мундирный сюртук; а на месте прежней круглой котовой головки показалось ей человеческое лицо…» Дальше – больше: кот превращается в «мужчину небольшого росту» с хитрым взглядом и вкрадчивым поведением, он представляется девушке чиновником Мурлыкиным и, по наущению ведьмы, даже сватается к ней. Но в самый ответственный момент слышится лай собаки, и Мурлыкин совсем по-кошачьи пускается наутек…
Впрочем, булгаковский кот Бегемот воспринимается читателями преимущественно как «комик в жизни», и немногие вспомнят, что он еще и «злодей на сцене». Именно он похитил голову Берлиоза, он же исполнил зловещий финал в фантастическом шоу на сцене театра-варьете. «Клетчатый» Коровьев-Фагот, тоже большой весельчак, указывая на надоевшего всем конферансье Бенгальского, спросил у зрителей: «Что бы нам с ним сделать?» «Голову оторвать!» – неосторожно посоветовали с галерки. «И произошла невиданная вещь. Шерсть на черном коте встала дыбом, и он раздирающе мяукнул. Затем сжался в комок и, как пантера, махнул прямо на грудь Бенгальскому, а оттуда перескочил ему на голову. Урча, пухлыми лапами кот вцепился в жидкую шевелюру конферансье и, дико взвыв, в два поворота сорвал эту голову с полной шеи».
Ай да кот! И, кстати, почему – Бегемот? Только ли оттого, что большой, «как боров»? И черный, как ночь? Высказывались предположения, будто это имя навеяно названием популярного в 1920-е годы юмористического журнала «Бегемот».
Нет, скорее всего, ответ кроется в самой природе «демонической» группы персонажей, возглавляемой Воландом. Свиту дьявола составляют, естественно, демоны, или бесы, по-русски выражаясь. А Михаил Булгаков был хорошо знаком с классической демонологией. Среди имен самых влиятельных и злобных демонов – Асмодей, Велиал, Люцифер, Вельзевул, Маммон и т.д. – есть и демон Бегемот.
Как большинство интеллигентов-естественников того времени, Булгаков не верил в бога, но знал историю христианства и с особенным интересом относился к персонажам инфернальным. Его любимыми произведениями были «Фауст» Гете и одноименная опера Шарля Гуно. В гимназические и студенческие годы Булгаков слушал оперу «Фауст» 41 (!) раз. Неудивительно, что в образе Воланда так много мефистофельского. Повлияли на молодого писателя и научные исследования его отца, либерального профессора Духовной академии, по истории европейской церкви и современному франкмасонству.
В набросках Булгакова к «Мастеру и Маргарите» содержится много выписок из книги М.А.Орлова «История сношений человека с дьяволом», опубликованной в 1904 году. В ней, в частности, есть глава о французском священнике Урбане Грандье и «луденских одержимых». Там, в частности, описывалось дело французской игуменьи, жившей в XVII в. и одержимой семью дьяволами, причем пятый бес был Бегемот. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками.
Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени. Бегемот в демонологической традиции – это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство, особенно в Торгсине, когда он без разбора заглатывает всё съестное.Эта история имеет прямое отношение к теме, потому что в ней демон Бегемот показал себя во всей красе и силе.
Бегемот наверное самый очаровательный и смешной из персонажей романа. Ну и действительно образ говорящей киски весьма очарователен. Собственно ему и положено быть таким, ведь он не только паж рыцаря Коровьева, но еще и шут Воланда.
Лично мне Бегемот невероятно симпатичен, несмотря на всю его дьявольскую сущность..
Вот такая кукла была в фильме “Мастер и Маргарита” Владимира Бортко –
(считаю- не очень удачная..)
Александр Баширов в роли Бегемота-
Марка с изображением Бегемота-
Памятники коту Бегемоту-
Памятник Бдительному гражданину и коту Бегемоту в Армавире.
Памятник Коту Бегемоту и Коровьеву, Москва
Кот Бегемот на Андреевском спуске в Киеве
А вот такой кот живёт в музее Булгакова сейчас, кстати зовут его- Стёпка.
Источники:
https://24smi.org/person/2274-kot-begemot.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5b60a8e2d908d200a9e1f6b9/5d1c4188d6b87700ae7c91c2
https://lera-komor.livejournal.com/1085552.html