Кто собирает открытки елизаветы бем. Жизнь Елизаветы Меркурьевны Бём – nuker82
Сплошное очарование: старинные открытки Елизаветы Бём
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Елизавета Меркурьевна Бём (в девичестве Эндaурова) появилась на свет уважаемой богатой семье в 1843 году. Художница вспоминала: «В письмах к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала свои рисуночки куколок и животных; и вот это-то и обратило внимание людей несколько понимающих, что мне следовало серьёзно заняться рисованием».
Тогда считалось, что девочкам достаточно только обучения рукоделию и основам ведения хозяйства, но родители Лизы прислушались к мнению «понимающих» людей и отправили 14-летнюю дочь в столичную Рисовальную школу Общества поощрения художников. Лиза посещала занятия таких признанных мастеров, как Иван Крамской, Павел Чистяков, Луиджи Премацци. Она окончила Рисовальную школу с отличием.
В 1867 году Елизавета Эндаурова приняла предложение руки и сердца Людвига Бёма, преподававшего в Петербургской консерватории. Муж не препятствовал увлечению супруги.
В 1875 году художница создала несколько силуэтов и сшила их в альбом. Ее дядя, владевший картографическим заведением, растиражировал ее работы. Публика с восхищением восприняла подобное творчество. Вдохновленная столь положительным результатом, Елизавета Бём создала еще один альбом «Силуэты из жизни детей». Илья Репин высоко оценивал ее творчество: «Её черненькие я люблю больше многих беленьких».
Позже художница иллюстрировала журналы, обложки к книгам, но настоящая слава на родине и заграницей пришла к ней после того, как она стала рисовать открытки. Главными героями на них становились маленькие дети в русских народных костюмах. Они изображались в бытовых ситуациях. Открытки сопровождались незамысловатыми надписями или же пословицами и поговорками.
Открытки от Елизаветы Бём имели колоссальный успех. Их приобретали для себя и члены императорской семьи, и обычные мастеровые и крестьяне. На международных выставках работы Бём неизменно получали медали и призы. Одно французское издательство предложило за огромные деньги Елизавете Меркурьевне заключить договор на эксклюзивное право печати ее работ. Это значило, что в таком случае художница не могла бы публиковаться в России, поэтому она отказалась.
Елизавета Меркурьевна Бём продолжала плодотворно работать до самой смерти. Ей постоянно приходили заказы на оформление детских книг, ведь иллюстратор с большим усердием выводила непослушные завитушки на детских головках, а получившиеся образы выходили такими душевными.
Елизаветы Бём не стало в 1914 году, но ее открытки продолжали переиздаваться десятилетиями.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Открытки Е. М. Бем
Русская художница Елизавета Меркурьевна Бем (1843-1914) приобрела известность еще в 1870-е гг. благодаря изданиям с выполненными ею силуэтными иллюстрациями. Уже в раннее время выявилась главная линия творчества Бем, оставшаяся неизменной на протяжении десятилетий. Как писал в начале XX в. знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов (1824-1906), «г-жа Бем взяла на свою долю русский детский мир и назначила себе темой маленьких индивидуумов из всех разнообразнейших классов и сословий общества, от низших крестьянских, простых, но милых и интересных, и до высших по социальному и семейному положению, барских, аристократических, – во множестве, то поэтических, то обыденных и оригинальных сцен жизни, где выражается их душа, чувства, мысли, характеры, капризы, причуды, грация, шалости, милые затеи» 1 .
С конца 1880-х гг. художница перешла от силуэтов к акварельной технике. Над открытками она впервые стала работать в 1898 г. по просьбе Попечительного комитета Общины святой Евгении. Изыскивая средства для своей деятельности, Община, при которой находились больница, амбулатория и курсы сестер милосердия, в 1896 г. к празднику Пасхи выпустила конверты для визитных карточек. Впоследствии было решено, с той же целью, издать открытые письма. Работы Николая Николаевича Каразина (1842-1908), появившиеся к Пасхе 1898 г., оправдали ожидания.
«Успех этого издания заставил нас обратиться к некоторым, в то время пользовавшимся известностью, художникам с просьбой о рисунках для дальнейших выпусков открыток. Наши обращения были встречены художниками с полным сочувствием; для второго выпуска мы получили десять акварелей» 2 , – вспоминал делопроизводитель Общины святой Евгении Иван Михайлович Степанов (1857-1941). Среди откликнувшихся была и Бем, предложившая две акварели, а также рисунок для конверта. Печать в Картографическом заведении А. А. Ильина, под личным наблюдением самого Алексея Алексеевича Ильина, «была выполнена настолько хорошо, что репродукции трудно было отличить от оригиналов. Когда открытки в декабре 1898 года появились в продаже, они имели такой большой успех, что издание их сразу же пришлось повторить» 3 . Это повторение рождественского выпуска, о котором упоминает Степанов, состоялось к Пасхе 4 , что не должно вызывать удивления: сюжеты всех 10 открыток вполне «универсальны» и с конкретным праздником не связаны.
Тем не менее, выход первых открыток Бем был приурочен именно к рождественским и новогодним праздникам. «Ее две акварели “Сердце сердцу весть подает” и “Мальчик” послужили для издательства счастливым началом и, найдя среди публики радушный прием, потребовали нескольких изданий» 5 . Действительно, первая из упоминаемых открыток, изображающая девочку в русском костюме, которая прижимает к груди конвертик с сургучной печатью, выдержала не менее пяти изданий. Вторая открытка, герой которой хоть и пытался что-то написать гусиным пером, но только залил чернилами грамоту, представлена в собрании РНБ вторым изданием, выпущенным уже после 1904 г., в варианте с измененной датой на свитке (изначально первые цифры года обозначались не «19», а «189» 6 ).
В 1903 г. для издательства Общины художница выполнила еще и новогоднюю открытку – изображение старательно пишущей девочки сопровождено словами: «К Новому году. Хоть не складно, да ладно, хоть нехитро, да кстати». Открытка явно пользовалась спросом: на выставке можно видеть ее четвертое издание. Новогодние открытки Бем выходили и в 1910 г. – «Ура! С Новым годом!», и в 1911 г. – «На новый год! Счастья: сто пудов! Здоровья: сколь войдет! Любви: без меры!» (работа тоже оказалась популярной, повторно ее выпустили уже в годы Первой мировой войны).
На отпечатанной в 1912 г. открытке – красавица в русском костюме, в нарядном кокошнике, которая подносит гостю сосуды с питьем; называется эта акварель «С Новым годом! Первая чарка – на здоровье, вторая – на веселье, третья на задор!». На нее можно обратить внимание как на один из примеров «самоцитирования» 7 художницы, относящегося, правда, не к изображению, а к тексту. Почти двадцатью годами ранее, в 1894 г., В. В. Стасов так описывал подарок, сделанный ему на именины: «m-me Бем прислала мне чудо какую маленькую картинку: внутри большой буквы С три приветствия; три маленьких мальчика, в богатых боярских кафтанах и шубах, с чарками в поднятой руке. У верхнего надпись: Первая чарка на здоровье! У среднего: Вторая чарка на веселье! У третьего внизу: Третья чарка на задор!» 8 .
Кроме праздничных поздравительных открыток Община издавала и другие зимние сюжеты Бем. Помещая их на выставку, напомним слова современной исследовательницы Н. А. Мозохиной: «Среди созданных художницей композиций для открыток собственно поздравительных мало, однако практически каждая открытка Е. М. Бем могла использоваться как поздравительная» 9 . Некоторые из этих открыток тоже выдерживали переиздания. Часть из них основана на литературных произведениях: это и вышедшая в 1899 г., в юбилейный пушкинский год, иллюстрация к эпизоду из «Евгения Онегина» «Шалун уж заморозил пальчик. », и открытка 1908 г. «Раз в крещенский вечерок девушки гадали. », названная строками из баллады В.А. Жуковского «Светлана». В других работах Бем опирается на любимые ею пословицы: «Мороз не велик, да стоять не велит!» (открытка «Снегурочка» 1901 г.), «Кричит Варюха: “Береги нос да ухо!”» (в этой открытке 1909 г. Бем немного перефразирует примету, связанную с Варвариным днем – 17 декабря по новому стилю – к которому уже устанавливался санный путь 10 ).
Издательство Общины святой Евгении очень высоко ценило Бем, которую называло своей ближайшей сотрудницей, «одною из основательниц ныне громадного дела художественных изданий Общины», и отмечало, что ей «удалось выработать свою собственную манеру в передаче различных эпизодов из детской жизни, благодаря чему она занимает совершенно обособленное место в русском искусстве» 11 .
Обращались к творчеству Бем и другие крупные издатели, например, петербуржец Рихард Рихардович Лютерман, фирма которого с 1899 г. работала под маркой «Ришар» 12 . Сюжетный репертуар рисунков, заказывавшихся у художницы, всё тот же: рождественские, новогодние, зимние. Названиями их могут служить и литературная цитата («Раз в крещенский вечерок девушки гадали. »), и пословицы («Мороз не велик, да стоять не велит!») – заметим, что в обоих случаях известны открытки Общины святой Евгении под теми же названиями, однако акварели спутать невозможно. Выбираемые Бем пословицы сами по себе могут быть нисколько не связаны с зимним временем («Эта кума своему куму мила!») – о нем свидетельствует лишь изображение.
Один из хранящихся в РНБ экземпляров открытки-загадки из серии «Времена года» – «Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет… Когда это бывает?» – примечателен своей историей. В декабре 1912 г. открытое письмо с рождественским поздравлением было послано из Санкт-Петербурга в Афины. Получательницей его названа «королевна Ольга Николаевна» – то есть 9‑летняя принцесса Ольга, дочь греческого принца Николая и великой княжны Елены Владимировны, внучка великого князя Владимира Александровича, правнучка императора Александра II.
Новогодние приветствия, которые Бем включала в композиции для издательства «Ришар», нередко представляли собой литературные стилизации и компиляции 13 , мастером которых была художница: «На новый годок, несу здоровья кузовок, тому, сему кусочек, а Вам, весь кузовочек!», «Пожелание на новый год: жить в добре, ходить в серебре, одна рука в патоке, другая в меду!», «Шлем пожелания счастья! Добрые вести на новый год», «С Новым годом! За ваше здоровье! В счастье жить, ни о чем не тужить!». Любителям недетских напитков была посвящена не только последняя из перечисленных открыток, но и другие: «1-ое января. Пить не пью, да и мимо не лью! Чарка велика да и винцо хорошо!», «Пью за того, кто живет далеко! Новый год!». Наряду с персонажами в исторических нарядах появляется на открытке издательства «Ришар» и не столь типичный для Бем современный герой. «Не Пири и не Кук» – мальчик в костюме полярника – образ, навеянный арктическими экспедициями 1900-х гг. и, возможно, спором американцев Роберта Пири и Фредерика Кука о первенстве в открытии Северного полюса.
Для московской фирмы И. А. Дациаро Бем работала значительно меньше. Но и в этом издательстве вышли ее рисунки, изображающие детей среди снежных просторов: «В зимний холод всякий молод», «И в Сибири люди живут да хлеб жуют!», «Ехал к Фоме, а приехал к куме», «Своя ноша не тяжела».
Еще одним издателем, с которым часто сотрудничала Бем, был И. С. Лапин. В серию «L’art russe», выпущенную его парижской фирмой, вошли «Рождественский бука», «С Новым годом!», «Была в гостях у друга, пила там воду, слаще меду!». Некоторые из открыток вводят зрителя в мир сказки, небылицы: то ребятишек везет запряженный в лапоть ежик («Зима. В гостях хорошо, а дома лучше!»), то они съезжают со снежного склона, как на санях, в плетеных лаптях («Милости прошу, к нашему шалашу!»). Иногда дети разыгрывают сценки «навырост», тексты к которым – пожелания, связанные с устройством и налаживанием семейной жизни («В новом году, женихов будет сто один, а полюбится один!», «Купим себе деревеньку, да заживем помаленьку!»).
Художественный критик Стасов, которому очень нравились «чудесные “детские поэмы”» 14 Бем, предсказывал, что «впоследствии все эти многочисленные милые сцены будут, конечно, стоять с почетом в художественной истории нашего настоящего времени» 15 . С сегодняшней точки зрения такая оценка творческого наследия Бем воспринимается как несколько завышенная. Однако следует признать, что Бем заняла свое место в истории отечественного искусства последней четверти XIX – начала XX в. Имя художницы не утрачивает известности уже более столетия, и это заслуга не столько музейных экспонатов – ее акварелей, сколько напечатанных по оригиналам Бем открыток, массовой продукции, которая до сих пор пользуется любовью публики.
Художник Елизавета Бем – силуэты, открытки, картины, иллюстрации, азбука. Биография Елизаветы Бем.
Жившая на рубежа XIX–XX веков Елизавета Меркурьевна Бём получила широкое признание еще при жизни даже при том, что никогда не писала больших картин, а работала преимущественно с открытками, иллюстрациями, силуэтными зарисовками. Ее миниатюры — большая часть которых посвящена детям — быстро завоевали известность как в высшем обществе, так и в крестьянской среде.
Художница родилась в Санкт-Петербурге в 1843 году в состоятельной дворянской семье с древними золотоордынскими корнями. Считается, что изначально ее предки носили фамилию Индигир, что означало «индийский петух», а позже были дарованы грамотой Ивана III и переименованы в Эндауровых.
Азбука Елизаветы Бем. Б – Буки.
В своих воспоминаниях Бём пишет, что с детства любила рисовать и делала это буквально на всех клочках бумаги, которые попадали к ней в руки. В том числе свои письма подругам и знакомым она всегда дополняла небольшими рисунками, что в дальнейшем способствовало тому, что знающие люди заметили ее одаренность и рекомендовали заняться рисованием серьезно. Семья Елизаветы одобрила ее стремления, так что уже в 14 лет она поступила в Рисовальную школу Общества художников, которую закончила блистательно с золотой медалью.
Азбука Елизветы Бем. З – Земля.
Вскоре после завершения учебы она вышла замуж за известного скрипача Людвига Бёма, с которым счастливо прожила всю свою жизнь и родила нескольких детей, но семейная жизнь не охладила ее любовь к творчеству. Елизавета писала: «Установилось мнение, что с замужеством женщина всегда или большей частью кончает свои занятия искусством, всё равно, музыка это или живопись или что другое, не находя для этого достаточно времени. Вспоминаю при этом слова нашего великого писателя Л. Н. Толстого , который говорил, что у кого есть призвание действительное, то для этого найдётся время, как находишь его для того, чтобы пить и есть. И это совершенная истина; чувствую это по опыту. Любя всей душой своё занятие, я и по выходе замуж и после того, как родила ребёнка, всё так же, если ещё не более, занимаюсь любимым делом».
Открытки Елизаветы Бем
И действительно, невозможно отрицать, что у Елизаветы Меркурьевны было призвание — ее открытки расходились по всей стране многотысячными тиражами и пользовались неизменной всеобщей любовью как в высшем обществе, так и в крестьянской среде. Всего она создала их более 300 — к праздникам, с загадками, с пословицами, с иллюстрацией национальных костюмов…
Открытки Елизаветы Бем. Народы России.
Кроме того, она создала целый ряд иллюстраций для произведений И. Тургенева, Л. Толстого, А. Крылова, В. Гаршина, Н. Лескова, а также проиллюстрировала русские народные сказки, пословицы и поговорки.
Иллюстрации Елизиветы Бем к И.С.Тургеневу “Записки охотника”
С точки зрения техники Елизавета Меркурьевна предпочитала работать с акварелью и силуэтами (литографиями) — именно на эти два основных направления можно условно разделить все ее творчество. По факту она возродила искусство литографии в России. Если описать процесс литографии в нескольких словах — то это создание контрастного изображения с применением каменной скрижали, на которую художник изначально наносит отзеркаленное изображение масляными мелками. Далее оно покрывается чернилами, а пробеленные участки — напротив — отражают типографскую тушь. В результате получается «штамп» удобный для многократного использования, например, в домашней типографии.
Иллюстрация Елизаветы Бем к сказке “Репка”
Эта техника позволяла Елизавете Меркурьевне добиваться необычайной точности проработки деталей, которая была бы невозможна при вырезании силуэтов ножницами. Удивительно — казалось бы, силуэт — это лишь контур изображения, с его помощью невозможно отразить выражение глаз, мимику лица, улыбку — но каким-то невероятным образом силуэты Елизаветы Меркурьевны отлично справляются с передачей целой гаммы чувств и эмоций. Будто за этим самым контуром зритель угадывает нечто недоговоренное, сокровенное, может поймать и рассмотреть мгновение во всех детялях — от мельчайших кудрявых завитков на голове ребенка до перышек птички или кружешного платья — и «дофантазировать» его самостоятельно.
Силуэты детей кисти Елизаветы Бем.
Многие известные художники того времени не стесняясь выражали свой искренний восторг от работ Бём. Так, ее учитель Крамской писал: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей». А Илья Репин, в свою очередь говорил о работах художницы: «Ее „черненьких“ я люблю больше многих-многих беленьких».
Открытки Елизаветы Бем
Именно Елизавета Бём стала создательницей первого русского комикса. В 1880-м она издала книгу «Пирог», рассказывающую в картинках историю о том, как дети испекли пирог, а затем уронили его на пол на радость собаке. Значительная часть сюжетов ее творчества посвящена именно детям, но любовь к ним не ограничивалась страницами альбомов — приезжая в родное имение в Ярославской области Елизавета Меркурьевна неизменно привозила с собой гостинцы для крестьянских детей — пряники, ленты, платки и игрушки. Там же, наблюдая за ними, она черпала идеи и вдохновения для своих рисунков.
Стеклянный ковш в русском стиле авторства Елизаветы Бем
В определенный период жизни художница заинтересовалась изготовлением стеклянной посуды и нанесением росписей на эмали. Познакомившись с процессами рождения хрустальной посуды на Мальцевских заводах, она принялась за создание форм по образу старинных русских предметов — братин, ковшей, чарок. Ее работы в этом направлении — в частности по росписи фарфора, эмалей, а также рисунки выполненные для нанесения на стекло и хрусталь — неоднократно занимали призовые места на международных выставках.
Эскиз для росписи стеклянного набора. Елизавета Бем.
Интересно, что позднее ее традиционные «бумажные» рисунки также начали переносится на эмали, фарфоровую и деревянную посуду уже ее подражателями. Таким образом, к началу XX века, еще при ее жизни, сложился так называемый «бёмовский стиль», который получил широчайшее распространение в прикладном искусстве.
Азбука Елизаветы Бем. К – Како.
В последние годы жизни Елизавета работала над набором иллюстраций для детской азбуки, которая, пожалуй, стала самой известной работой художницы — концентрированным выражением всего ее творческого и жизненного опыта, художественных устремлений и идей. Выполненная в традиционном русском стиле, с учётом тысячелетних традиций, поверий, обычаев нашего народа, она и по сей день не потеряла своей актуальности и может быть использована для обучения и воспитания детей в духе русской культуры и наследия.
Азбука Елизаветы Бем. М – Мыслите.
Елизавету Меркурьевну Бём, ушедшую из жизни в 1914 году, можно по праву назвать известнейшей русской художницей рубежа XIX–XX веков. Она издала 14 альбомов с иллюстрациями, которые затем неоднократно переиздавались, в том числе и за границей, получила широкое признание на художественных выставках в Париже (1870, 1900), Мюнхене (1902), Милане (1906) и других городах. Чуть ли не на с каждой выставки, на которой были представлены ее работы, она привозила «золото» в соответствующей номинации. Ее акварели и силуэты еще при жизни художницы пополнили коллекции Павла Михайловича Третьякова, а также многих других коллекционеров и членов царской семьи.
Источники:
https://kulturologia.ru/blogs/080717/35209/
https://expositions.nlr.ru/ex_print/bem/
https://snegir.org/post/pervaya-russkaya-zhenshchina-illyustrator/