Кто такие аварцы. Национальность аварец: история, происхождение, обычаи
Происхождение и история аварского народа
Язык
Ава́рцы (самоназвание — аварал, ма’арулал)— крупнейший народ современного Дагестана.
Населяют бо́льшую часть горной части Дагестана, а отчасти и равнины (Буйнакский, Хасавъюртовский и др. районы). Помимо Дагестана, проживают в Чечне, Калмыкии и других субъектах РФ, а также в Азербайджане (главным образом, Белоканский и Закатальский районы-свыше 100 тыс.человек), Грузии (кварельские аварцы) и Турции. За пределами России наиболее многочисленой аварской диаспорой является диаспора в Турции (примерно 20 поселений). Исконная область расселения аварцев в Дагестане — бассейны рек Аварское и Андийское Койсу, Каракойсу.
Численность (2002) — 814 473 чел. Аварцами ассимилированы многие родственные им по языку народы (арчинцы, андо-цезские народы). В городах проживает лишь 32 % аварцев (2001).
Язык — аварский относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи, имеет диалекты, подразделяющиеся на северную и южную группы (наречия), что отчасти отражает былое деление Аварии на Хунзахское ханство и «Вольные общества». В первую включают салатавский, хунзахский и восточный, во вторую — гидский, анцухский, закатальский, карахский, андалальский, кахибский и кусурский; промежуточное положение занимает батлухский диалект. Между отдельными диалектами и диалектными группами в целом отмечаются фонетические, морфологические и лексические различия.
В пределах России среди аварцев широко распространён русский язык (к началу XXI века русским языком владели более 60 % дагестанских аварцев). Аварцы Хасавюртовского и Буйнакского районов Дагестана, как правило, свободно изъясняются на кумыкском языке. Умение говорить и понимать по-тюркски среди аварцев прослеживается, отчасти, и за пределами этих районов, так как тюркский язык в равнинном Дагестане на протяжении многих веков выступал в роли языка-макропосредника. Этнические аварцы, проживающие в Турции и Азербайджане владеют, соответственно, — турецким и азербайджанским на уровне родного.
Письменность до 1927 на основе арабской графики, в 1927 по 1938 — латиницы, с 1938 — кириллицы. На территории Дагестана школьное обучение среди аварцев до третьего класса ведётся на родном языке, затем — на русском. Но это касается только сельских школ с мононациональным населением, в городах же преподавание родных языков de facto запрещено. Аварский язык в 2007 г. обрёл статуса «официального» в РД, между тем русский объявлен в Дагестане единственно «государственным» даже на исконно аварской территории с исключительно аварским населением. Отсутствие государственного статуса для аварского языка, — хотя бы на своей собственной этнической территории — способствует в условиях дагестанской полиэтничности и засилья русскоязычных СМИ ускоренной ассимиляции (русификации) вплоть до полной потери национальной самобытности.
Религия
Подавляющее большинство верующих аварцев — мусульмане-сунниты шафиитского толка. Однако, как известно из многочисленных источников, аварское государство Сарир (VI—XIII вв.) было преимущественно христианским (православным). В горах Аварии до сих пор сохранились развалины христианских храмов и часовен. Начав в середине VII в. первые шаги на территории Дагестана, в районе Дербента, исламская религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в XV в. в самые отдалённые районы Дагестана. Согласно историческим преданиям, какая-то незначительная часть аварцев до обращения в ислам исповедовала иудаизм. Упоминается также некий Žuhut-khan (то есть “еврейский хан”), правивший якобы в Анди.
Происхождение и история аварского народа
В VI веке через Северный Кавказ в Европу вторглись авары («вархуны») — кочевой народ из Центральной Азии, вероятно — протомонголо-восточно-иранского происхождения, объединившим вокруг себя на раннем этапе и какое-то количество так называемых «сино-кавказоязычных» этнических групп, хотя полного единства по вопросу их этногенеза не существует. По-видимому, часть их, осев в Дагестане, дала начало государству Сарир или же внесла свой существенный вклад в его усиление. Затрачивая определённые и немалые средства, правители способствовали его формированию и развитию — как минимум в пределах Сулакского бассейна. Небезынтересно в данной связи, что, раннесредневековая христианская пропаганда на указанной территории, успешно проводившаяся аппаратом каталикоса Грузии, шла также на едином для всех аварцев языке. Позднее, в XII веке, арабо-мусульманский разведчик ал-Гардизи отметил, что в южном Дагестане и в традиционно даргинской зоне современная ему культура развивается на нескольких близкородственных языках, а в аваро-андо-цезских горах, где местные наречия были и есть — на одном только аварском. В этом обстоятельстве нам видится прямой результат целенаправленной языковой политики аварских владык».
Аварцы не изучены генетиками в достаточной степени (нет данных по отцовской линии, Y-DNA), чтобы судить о том, насколько они могут быть связаны с евразийскими аварами в генетическом плане. Какие-либо специальные археологические исследования, ставившие перед собой целью поиски аварского (вархунского) наследия в Дагестане пока никем проведены не были, хотя археологами всё-же найдены богатые воинские захоронения представителей ираноязычного кочевого мира в высокогорном аварском с. Бежта, датированные VIII-X вв. и условно отнесённые к «сарматам». Однако, положение осложняется тем, что все артефакты раскопок могильников, оставленных ираноязычными кочевниками на территории Аварии получают лишь расплывчатое определение «скифо-сарматские». Подобные скользящие характеристики лишены конкретики и никак не способствуют выделению собственно аварского (вархунского) вклада в этногенез и культуру аварцев, если таковой, конечно, имелся.
Национальность аварец: история, происхождение, обычаи
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация – аварцы?
Это коренное население Кавказа, проживающее в восточной Грузии. На сегодняшний день данная народность разрослась настолько, что является основной по численности в Дагестане.
Происхождение
Происхождение аварцев до сих пор остаётся весьма туманным. Согласно грузинской летописи, их род проистекает от Хозониха, потомка прародителя дагестанского народа. По его имени в прошлом было названо аварское ханство – Хунзах.
Бытует мнение, что на деле аварцы произошли от каспиев, легов и гелов, однако оно не подкреплено никакими доказательствами, в том числе и сама народность не причисляет себя ни к кому из вышеперечисленных племён. Сейчас ведутся исследования с целью найти связь между аварцами и аварами, основавшими канагат, впрочем, пока эти попытки не приносят должного результата. Но благодаря генетическим анализам (только материнская линия) можно сказать, что данная национальность (аварец) ближе всего к славянам, нежели к другим народам Грузии.
Другие версии происхождения аварцев также не вносят ясности, а лишь запутывают из-за существования двух разных племён с почти одинаковым названием. Единственное, о чём упоминают историки, так это о вероятности того, что имя данной народности дали кумыки, которым те причиняли массу беспокойств. Слово “авар” с тюркского переводится как “тревожный” или “воинственный”, в некоторых преданиях такое имя носили мифические существа, одарённые сверхчеловеческой силой.
Те же, чья национальность – аварец, часто зовут себя так, как сами посчитают уместным: маарулалы, горцы и даже “верховные”.
История народа
Земля, занимаемая аварцами в период с V по VI вв. до н. э., получила название Сарир. Это царство простиралось на севере и граничило с поселениями аланов и хазар. Несмотря на все обстоятельства, играющие в пользу Сарира, крупным политическим государством он стал лишь в X веке.
Хоть это и был период раннего средневековья, общество и культура страны были на весьма высоком уровне, здесь процветали различные ремёсла и скотоводство. Столицей Сарира стал город Хумрадж. Особенно отличившегося успешным правлением царя звали Аваром. История аварцев упоминает его как крайне отважного владыку, а некоторые учёные даже полагают, что название народа произошло от его имени.
Спустя два века на месте Сарира возникло Аварское ханство – одно из самых сильных поселений, а среди прочих земель выделились самостоятельные “вольные сообщества”. Представители последних отличались свирепостью и крепким боевым духом.
Период существования ханства был неспокойным временем: постоянно гремели войны, последствиями которых были разруха и стагнация. Однако в беде народ Дагестана объединялся, и его сплочённость лишь крепла. Примером тому было Андалалское сражение, не прекращавшееся ни днём, ни ночью. Впрочем, горцы добивались успеха благодаря знанию местности и различным хитростям. Этот народ был столь сплочённым, что в военных действиях участвовали даже женщины, гонимые желанием сохранить свой дом. Таким образом, можно сказать, что данная национальность (аварец) действительно получила верное название, вполне заслуженное воинственностью жителей ханства.
В XVIII веке многие ханства Кавказа и Дагестана вошли в состав России. Те же, что не желали жить под гнетом царской власти, организовали восстание, переросшее в Кавказскую войну, длившуюся целых 30 лет. Несмотря на все разногласия, во второй половине следующего века Дагестан стал частью России.
Собственный язык и письменность аварцы развили ещё во времена Кавказской Албании. Поскольку данное племя считалось сильнейшим в горах, его наречие быстро распространилось по прилежащим землям, став доминирующим. На сегодняшний день язык является родным для более чем 700 тыс. чел.
Диалекты аварского сильно отличаются и делятся на северную и южную группы, поэтому носители языка, изъясняющиеся на разных наречиях, едва ли поймут друг друга. Впрочем, говор северян более близок к литературной норме, и ухватить суть разговора проще.
Письменность
Несмотря на раннее проникновение арабской письменности, жители Аварии начали использовать её лишь пару веков назад. До этого в обиходе был алфавит на основе кириллицы, но в начале XIX в. было принято решение о замене его на латиницу.
Сегодня официальной выступает письменность, графически схожая с русским алфавитом, но содержащая 46 символов вместо 33-х.
Обычаи аварцев
Культура этого народа довольно специфична. Например, при общении между людьми должна соблюдаться дистанция: мужчинам запрещено подходить к женщинам ближе, чем на два метра, в то время как последние должны соблюдать расстояние вдвое меньше. То же правило касается беседы молодёжи со стариками.
Аварцам, как и другим народам Дагестана, с детства прививают уважение к старшим не только по возрасту, но и по социальному статусу. Тот, кто “главнее”, всегда идёт справа, а муж – впереди своей жены.
Обычаи аварского гостеприимства бьют все рекорды доброжелательности. По традициям, визитёр возвышается над хозяином вне зависимости от его ранга и возраста и может прийти в любое время суток, не оповещая его об этом заранее. Владелец дома берет на себя всю ответственность за здоровье и безопасность прибывших. Но и гость обязан соблюсти некоторые правила этикета, запрещающие совершать ряд действий, не принятых в местном обществе.
В семейных отношениях власть главы дома не бывала деспотичной, женщине принадлежала ведущая роль в решении множества вопросов, но при этом существовала некоторая вынужденная отчуждённость между мужем и женой. Например, по правилам, те не должны спать в кровати вместе или жить в одной комнате, если в доме несколько помещений.
Также существовал запрет на общение между девушками и юношами, поэтому аварец (что за нация, было рассказано ранее) посещал дом избранницы, чтобы оставить в нём некую вещь, расценивающуюся как предложение руки и сердца.
Национальность аварец
Таким образом, можно сказать, что аварцы – крайне интересная народность с богатой вековой историей и захватывающими обычаями, далеко не полностью описанными в данной статье. Это очень открытые люди, не ведающие иронии, но любящие фарс. Они крайне эмоциональны, поэтому в личном общении не стоит выводить аварца из себя, задевая его чувство патриотизма или намекая на физическую слабость.
Аварцы — кто такие?
Нередко в их песнях звучит тоска по прежним временам и скорбь по всем павшим за свободу родной земли. Они устояли против войн и порабощения, а также сберегли собственные традиции. Кто же этот народ-загадка – аварцы?
Аварцы как народ в последнее время всё чаще на слуху. Дело в том, что эта древняя нация сейчас активно развивается, увеличиваясь в численности, а потому уже претендует на звание основного населения Дагестана. Это один из древнейших народов данного региона, а его история крайне интересна и насыщенна событиями. Как живут эти люди и как жили раньше? Об этом можно узнать, познакомившись с данной народностью поближе.
Аварцы появились на дагестанских землях в глубокой древности, а потому неудивительно, что историки не могут определить, как появился этот народ на своей исторической родине. Известно, что аварское царство Хунзах было названо в честь прародителя нации, считавшегося выдающимся героем и основоположником аварских традиций. Сам народ не считает себя одной из ветвей других древних национальностей, а потому аварцев вполне можно назвать самостоятельно развившейся ветвью. Исследователи даже заметили отдалённое родство аварцев со славянами, причём удивительным фактом является то, что эта связь сильнее, чем с грузинскими народами.
Происхождение слова «аварец» также овеяно тайнами. Одна из версий утверждает, что оно имеет тюркские корни, а в переводе означает «всесильный, великий». Возможно, в этом есть истина, так как аварцы действительно зарекомендовали себя как сильный народ.
Одним из самых известных исторических периодов аварского народа было становление их государства. Его народ был воинственным и грозным, нередко на территории граждане Сарира вели долгие войны с хазарами, которые были их главными противниками. Несмотря на своё лидирующее положение в регионе, в VIII веке страна попадает под власть арабов, которые временно устанавливают свой порядок. Но характер аварцев проявляется в непокорности, уже через три столетия этот народ вновь становится хозяином здешних мест. Благодаря тонкой политике правителей через время страна восстанавливает былой статус могучего государства, тесно сотрудничая с соседними княжествами.
Затишье длится недолго, а новым камнем преткновения становится религия. Дело в том, что Сарир в плане вероисповедания людей был крайне неоднородной территорией. У христиан, имеющих численное преимущество, возникают конфликты с исламистами и язычниками, у которых численность меньше, но амбиций больше. Внутренние противоречия приводят к ослаблению и расколу государства.
Вскоре аварская земля попадает под власть монголов, а затем приходят персы-завоеватели. Местное население отчаянно сопротивляется насаждаемым религии и культуре, но всё-таки некоторые их отголоски остаются и в фольклоре аварцев. С приходом России ситуация с положением этого народа не меняется. Более того, персидская стратегия покорения территории идёт во вред русским, после чего разгорается война. Немало аварцев гибнет в кровопролитных сражениях, но это противостояние показывает двум сторонам, что необходим компромисс. Россия полностью меняет тактику покорения земель и старается привлечь на свою сторону непреклонных жителей этих мест. Не в силах покориться тем, кто лишь недавно воевал с ними, многие представители этой национальности уезжают из родных мест. Чаще всего новым пристанищем оказывается Турция, где и сейчас живет несколько десятков тысяч аварцев.
Несмотря на попытки сломить этих людей, аварцы проявили себя как непокорный и смелый народ. Они позаимствовали некоторые обычаи у других, но при этом сохранили самобытность собственных традиций и верований. Несмотря на схожесть культуры с другими кавказскими народами, у аварцев есть немало отличительных черт, характерных лишь для них.
Самые уважаемые люди для аварцев – это старшие. Именно с ними молодежь всегда советуется и никогда не противоречит. В наше время нередко происходят народные собрания, где решаются важные для поселения вопросы. На них решающее слово – за старейшинами общины. Согласно представлениям аварцев, старший человек имеет опыт и мудрость, а потому и ошибиться не может, в отличие от молодых и горячих.
Во время общения со старшими аварцы придерживаются дистанции. Это касается не только разговора, но и расстояния между собеседниками. В беседе со старейшиной молодые люди отступают на несколько шагов. Кстати, при разговоре с женщиной расстояние должно быть ещё больше, около двух метров.
Свадьба у аварцев – это особенно колоритное зрелище. Здесь сочетаются древние традиции и национальные обычаи народа. Длится праздник несколько дней, а все гости появляются в традиционных костюмах с вышивкой и украшениями. Стоит отметить, что одежда аварцев яркая и красивая, а потому свадебное гуляние кажется взрывом цветов.
В обычаях аварцев – свадебное похищение, вот только крадут жениха подруги невесты. После этого за красавца требуют выкуп, поэтому друзья будущего мужа должны проявлять особое внимание и не терять его из виду.
На столах гостеприимных аварцев всегда можно встретить главное национальное блюдо – кашу. К ней добавляют мясо и специи, а также готовят в самых разных вариантах, из-за чего можно предположить, что основа для приготовления совершенно разная.
Язык аварцев имеет особенную мелодичность и красивое звучание, а потому неудивительно, что этот народ известен своими песнями и исполняемыми под них танцами. В этом творчестве есть всё – от нежной лирики до дерзкой резкости. Так раскрывается характер этого народа.
Аварцы – люди с щедрой душой, свято хранящие свои традиции и воспевающие историю своего края. Их историческая судьба во все времена была непростой, но они выстояли, оставшись такими же непокорными и непокорёнными.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 – палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.
Источники:
https://megaobuchalka.ru/9/18008.html
https://monateka.com/article/163908/
https://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5b557d02d86e5c00a8b4129e