Кто такие итальянцы. Происхождение итальянцев – похищение сабинянок
Похищение сабинянок: легенда и факты
Сентябрь 25, 2018
История Рима, насчитывающая почти три тысячи лет, полна интересных и легендарных событий. Похищение сабинянок – один из многих исторических эпизодов, позже превратившийся в легенду. Этот случай произошел в античном Риме, в период его основания, и в значительной степени повлиял на ход всей дальнейшей истории города.
В начале славных дел…
Рим был основан Ромулом – одним из братов-близнецов, вскормленных дикой волчицей. Город стремительно развивался, а Ромул создал все необходимые условия, чтобы в Рим прибывали все новые воины, способные защищать его границы. Вскоре военное могущество Рима выросло настолько, что стало пугающей угрозой для всех поселений, располагавшихся по соседству. При этом огромное количество мужского населения испытывало явный недостаток в женщинах. Однако в округе мало кто желал выдавать своих дочерей замуж за грозных римлян. Понимая, что со временем это могло послужить причиной исчезновения города, выходом из создавшегося положения стала варварская, но в тоже время гениальная идея.
Легенда о похищении сабинянок
Мужчины, прослывшие бездушными вояками и разбойниками, просто небыли способны завоевать сердца противоположного пола. Ни один благоразумный отец не мог согласиться отдать собственную дочь в кровавые руки преступников. Римлянам лишь оставалось брать желаемое силой. Но могла ли идея пойти войной на расположенные рядом селения ради добычи девушек быть достаточно хороша? Конечно же, нет! В такой схватке могло погибнуть множество молодых мужчин, не успевших оставить после себя потомства. К тому же, новому городу такие потери были совсем ни к чему.
Ромул поступил иначе: он организовал масштабные игры в честь бога Конса – хранителя урожая, и пригласил на устраиваемые празднества соседей, проживавших в округе. Мало кто мог предположить, что главной идеей молодого правителя стало вовсе не почитание языческого божества и укрепление дружеских отношений, а довольно таки варварский умысел.
В самый разгар торжеств Ромул подал сигнал своим мужчинам, позволявший начать похищение сабинянок. Римляне, блистая мечами и ножами, отнимали у безоружных гостей их женщин. Мужчины же, убегая из Рима, обещали вернуться и отомстить.
Пьетро да Картона. Похищение сабинянок.
Сабинская война: исторические факты
По мнению историков, эта знакомая многим легенда основывается на реальных событиях. В Риме, в античные времена, мужское население действительно составляло большую его часть, что нередко приводило к конфликтам между ними из-за женщин. На один из праздников – консуалий, ежегодно устраиваемый 21 августа в честь языческого бога Конса, основатель города и его первый царь Ромул пригласил жителей соседних территорий – Ceninensi, Antemnati, Crustumini и Sabini. В желании увидеть новый город, многие из них приехали в Рим целыми семьями – с женами и детьми. В самый разгар проводимых торжеств, в заранее согласованный момент, женская часть пригашенных была захвачена вооруженными римлянами.
Рубенс. Похищение сабинянок.
Популярные гиды в Риме:
Древнегреческий летописец и философ Плутарх отмечал в своих трудах, что во время праздника было похищено не менее 800 женщин. В частично сохранившейся летописи «Ab urbe condita» (Истории от основания города) древнеримский историк Тит Ливий утверждал, что при этом, однако, не совершалось какого-либо сексуального насилия, а все замужние женщины были отпущены вместе со своим супругом. Более того, царь Ромул предложил похищенным девушкам свободно выбрать себе мужчину и принять узы родства с римлянами, пообещав им все гражданские и имущественные права.
Себастьяно Риччи. Похищение сабинянок. 1701
Было ли похищение сабинянок
Некоторые исследователи подвергают критике мифологизированную историю о похищении сабинянок римлянами. Рим действительно был основан мужчинами и на протяжении нескольких столетий являлся наиболее могущественным в регионе. Согласно типичному взгляду на патриархальные общества, женщины в них использовались лишь для продолжения рода и как инструмент для установления связей и союзов с соседними народами. По мнению историков, проникновение сабинянок в Рим было мирным. Возможно, что это был массовый исход женщин из мест постоянной оседлости, а произошел он из-за того, что многие видели перспективу своего проживания в более оживленной местности, находившейся под надежной защитой.
Похищение сабинянок
Как древние римляне обольщали женщин
Также читайте:
Со времен славного Ромула начинается история Рима. Город, собравший в своих стенах воинственных мужчин, нуждался также в прекрасных жительницах. История с похищением сабинянок рассказывает, как лихо римляне решали подобные вопросы.
Ваятель прекрасно запечатлел знакомый исторический сюжет, выхватив наиболее драматический фрагмент событий, относящихся к первым годам существования нового поселения, названного его основателем ROMA. Чтобы наиболее полно представить себе ситуацию в Риме того времени, обратимся к знаменитой книге Тита Ливия “История Рима от основания до наших дней”, в которой читаем: “Город между тем рос, занимая укреплениями все новые места, так как укрепляли город в расчете скорей на будущее многолюдство, чем сообразно тогдашнему числу жителей.
А потом, чтобы огромный город не пустовал, Ромул воспользовался старой хитростью основателей городов (созывая темный и низкого происхождения люд, они измышляли, будто это потомство самой земли) и открыл убежище в том месте, что теперь огорожено,- по левую руку от спуска меж двумя рощами. Туда от соседних народов сбежались все жаждущие перемен – свободные и рабы без разбора,- и тем была заложена первая основа великой мощи”*. То есть, недосуг было великому Ромулу дожидаться лучших времен, когда город разрастется и естественным образом наполнится людьми работящими и добрыми во всех отношениях.
Хотелось ему видеть столицу сердца своего, живущую полнокровной жизнью немедленно, или, по возможности, очень быстро. Вот и распахнул Ромул ворота Рима так широко, что вскоре уже городские стены не вмещали всех желающих найти себе приют и защиту от правосудия или бывших хозяев. Беглые рабы, преступники и прочий сброд просто хлынули в новый город, в котором царь не отличался щепетильностью в выборе сограждан. О моральных качествах жителей города, немного вскользь, но довольно остроумно отзывается Тит Ливии, он пишет, что когда пришло время учреждать сенат, то “всего-то набралось сто человек, которых можно было избрать в отцы”. И далее “отцами их прозвали, разумеется. а потомство их получило имя “патрициев””.
Да, тяжелый удар получили Ромул и его строптивый народ, но проблема продолжения рода оставалась, и ее следовало решить, если не мирным путем – так путем насилия. “Чтобы выбрать время и место поудобнее, Ромул, затаив обиду, принимается усердно готовить торжественные игры в честь Нептуна Конного, которые называет Консуалиями”. Далее римляне провели широкую рекламную кампанию предстоящего праздника и разослали гонцов с приглашениями принять в нем участие в близлежащие города и селения. О предстоящих играх много говорили и с нетерпением их ожидали. Наконец, в назначенный день собралось огромное количество народу, и некоторые гости прибыли “даже просто из желания посмотреть новый город”, пользуясь благовидным предлогом. Ближайшие соседи проявили максимальную активность, в особенности: ценинцы, крустуминцы и антемняне, а племя сабинов явилось почти в полном составе, захватив на праздник жен и детей.
Следует опять обратиться к античному источнику, чтобы словами Тита Ливия точнее рассказать о последующих событиях: “Их (соседей – И.Н.) гостеприимно приглашали в дома, и они, рассмотрев расположение города, стены, многочисленные здания, удивлялись, как быстро выросло римское государство. А когда подошло время игр, которые заняли собою все помыслы и взоры, тут-то, как было условленно, и случилось насилие: по данному знаку римские юноши бросились похищать девиц. Большею частью хватали без разбора, какая кому попадется, но иных, особо красивых, предназначенных виднейшим из отцов, приносили в дома простолюдины, которым это было поручено. Одну из девиц, самую красивую и привлекательную, похитили, как рассказывают, люди некоего Талассия, и многие спрашивали, кому ее несут, а те, опасаясь насилия, то и дело выкрикивали, что несут ее Талассию”. С тех пор в некоторых регионах Италии на свадьбах можно услышать подобный возглас.
Но на этом историческое повествование Ливия не заканчивается, далее автор отдает дань справедливости римским мужчинам и лично Ромулу, ибо: “сам Ромул обращался к каждой (женщине – И.Н.) в отдельности и объяснял, что всему виною высокомерие их отцов, которые отказали соседям в брачных связях; что они будут в законном браке, общим с мужьями будет у них имущество, гражданство и – что всего дороже роду людскому – дети; пусть лишь смягчат свой гнев и тем, кому жребий отдал их тела, отдадут души”. Может быть, на похищенных невест действовало сознание собственного бессилия и безвыходность ситуации, а может быть, их обиду притупили сладкие речи похитителей и их обещания лучше исполнять свои обязанности, т.к. на них легли вина и долг успокоить тоску женщин “по родителям и отечеству”. Опять же, какое женское сердце не внемлет вкрадчивым уговорам мужчины, извинявшего “свой поступок любовью и страстью”?
В то время, как пленницы “уже совсем было смягчились”, их родственники, “облачившись в скорбные одежды, сеяли смятение слезами и сетованиями”. Со всех сторон слышался ропот оскорбленных, а их сетования были направлены к царю сабин Титу Тацию. Прочим оскорбленным народам казалось, что правитель сабинян неоправданно медлит, и племена ценинцев, крусту-минцев и антемнян начали нападать на коварный Рим по одиночке. Можно позволить себе вольность и предположить, что именно с этих событий и началась захватническая политика Рима. Войска Ромула встречали врагов в полной боевой готовности, в сражении доказывая свое превосходство, обращая в бегство отряды нападавших, убивая царя и захватывая их города.
Тогда же, вероятно, зародился один из обычаев античного Рима: выставлять доспехи побежденных на всеобщее обозрение. В первый раз взошел Ромул на Капитолий и сложил воен-.ные трофеи у основания священного для пастухов дуба; “делая это приношение, он тут же определил место для храма Юпитера”. А слова, сказанные вождем, уже тогда, раз и навсегда, стали девизом римской державы на многие века: “Юпитер Феретрийский, я, Ромул, победоносный царь, приношу тебе царское это оружье и посвящаю тебе храм в пределах, которые только что мысленно обозначил; да станет он вместилищем для тучных доспехов, какие будут приносить вслед за мной, первым, потомки, убивая не приятельских царей и вождей”. Такова история происхождения самого древнего в Риме храма.
Дольше всех остальных к нападению готовилось сабинское племя, их планы, основанные на силе, дополнялись коварством. Царь Таций подкупил дочь коменданта римской крепости Спурия Тарпея, чтобы она впустила воинов в крепость. Девушка выполнила соглашение, но была убита или задавлена щитами нападавших. По легенде: “сабины, дескать, носили на левой руке золотые, хорошего веса запястья и хорошего вида перстни с камнями, и девица выговорила для себя то, что у них на левой руке, а они и завалили ее вместо золота щитами”. А может быть, “она действительно хотела оставить их без щитов, но была заподозрена в коварстве и умерщвлена тем, что причиталось ей как награда”?
Пока почти сломленные войны Ромула пытались придти в себя и оказать сопротивление, сабины выкрикивали оскорбления в их адрес: “Мы победили вероломных хозяев, малодушных противников: знают (они – И.Н.) теперь, что одно дело похищать девиц и совсем другое – биться с мужами”. Но слова словами, а Юпитер все-таки помог вольным жителям города Рима, и перевес оказался на их стороне, хотя и неизвестно, чем бы закончилась битва с коварными похитителями, если бы на поле брани не вышли “похищенные сабинянки”. “Женщины, из-за которых и началась война, распустив волосы и разорвав одежды, позабывши в беде женский страх, отважно бросились прямо под копья и стрелы наперерез бойцам, чтобы разнять два строя, унять гнев враждующих, обращаясь с мольбою то к отцам, то к мужьям”. Не знаю, какой из доводов несчастных женщин стал решающим, мне лично более других понятен аргумент пленниц, приведенный Титом Ливием: “Если вы стыдитесь свойства между собой, если брачный союз вам претит, на нас обратите свой гнев: мы – причина войны, причина ран и гибели наших мужей и отцов; лучше умрем, чем останемся жить без одних иль других, вдовами или сиротами”.
Из-за прекрасной половины человечества начинались войны, но в данном случае женщины смогли не только остановить кровавую бойню, но помирить и породнить враждующие народы. “Война, столь горестная, кончилась вдруг радостным миром, и оттого сабинянки стали еще дороже мужьям и родителям, а прежде всех – самому Ромулу, и когда он стал делить народ на тридцать курий, то куриям дал имена сабинских женщин”.
Иногда легенды заканчиваются хорошо (как сказки), а иногда трагически, данная быль имеет на редкость счастливый конец, а точнее – это только первые страницы многовековой истории “Вечного города”.
* Здесь и далее в кавычках приведены цитаты из произведения Тита Ливия “История Рима от основания до наших дней”
Ирина Нехорошкина. Italica №3 2000 года.
Являются ли итальянцы потомками древних римлян?
Рим считается одним из древнейших городов мира, его называли «вечным» в те времена, когда никакой Москвы еще и в помине не было. Нынешняя Италия примерно совпадает с границами римского государства в III веке до н. Потом Рим разросся, потом снова ужался, но сейчас мы видим примерно то же: государство, занимающее весь Апеннинский полуостров с городами, которым по две-две с половиной тысячи лет: Рим, Верона, Падуя, Генуя… От римских времен сохранились многие строения (некоторые из них, амфитеатры и стадионы, до настоящего времени могут использоваться по назначению). Алфавит не поменялся. Язык тоже очень и очень близок к латыни: если вы хорошо знаете итальянский, то и латынь худо-бедно поймете, большинство корней сохранило свои значения.
А вот изменилось ли народонаселение?
Если сравнивать современных итальянцев: невысоких, стройных, темноволосых и темноглазых с портретами или описаниями римлян, мы увидим изрядную разницу. Глаза у римлян скорее светлые (например, у Суллы были голубые, а у Нерона – серые), волосы тоже могут быть светлыми (Август описывается как «рыжеватый»). Телосложение, судя по многочисленным статуям более массивное, чем у нынешних итальянцев: римляне были невысоки, но мускулисты и широки в кости; лица у них более квадратные, лбы более низкие, а носы более прямые и длинные. Да и психология совсем не та: истинные римляне были дисциплинированы, помешаны на порядке и чувстве долга, и кажется, если кого и напоминают среди европейских народов, так это немцев. С современными итальянцами, живыми и непосредственными, не сравнить.
Как же так вышло?
Все дело в том, что конечно же, несмотря на то, что среди современных итальянцев есть и прямые потомки римлян – их не так уж много. Рим и центральные области Италии были местами, куда в поисках лучшей доли стекались представители всех народов – как стекаются они в нынешние мегаполисы. В римское население вливались многочисленные рабы – греки, галлы, эфиопы, фракийцы, германцы, кельты… Сами римляне уезжали в колонии, и уже в колониях образовывалось смешанное население, говорящее на испорченной народной латыни. С начала III века н. э. права римских граждан были распространены на всех свободных людей империи, независимо от происхождения. Каракалла издал эдикт – и понятие «римский гражданин» окончательно перестало совпадать с принадлежностью к определенному народу.
А потом Рим окончательно пал и на эти территории пришли «варвары». В основном это были все те же германские племена, которые веками жили бок о бок с Империей, и развились уже достаточно, чтобы снести ее и начать строить на ее обломках что-то свое. Сначала вестготы, потом остготы, потом вандалы, потом Аттила со своими гуннами (против которого римляне воевали в союзе с вестготами и франками), потом снова вандалы… Римляне некоторое время продолжают осознавать себя отдельным народом, угнетенным и завоеванным. Но время стирает все: старые роды вымирают или смешиваются с пришлыми, язык изменяется, историческая память меркнет. «Последним римлянином», последним носителем высокой римской культуры считается Боэций – философ, государственный и церковный деятель из старинного римского рода, живший в 6 веке н.э.
Так что те люди, которыми созданы основные культурные ценности нынешней Италии: монастыри с фресками и скульптурами, Пизанская башня, набережные Венеции, пицца и макароны, наконец – это совсем не древние римляне, а другой народ.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
Источники:
https://39rim.ru/pohishhenie-sabinyanok-legenda-i-faktyi.html
https://www.ice-nut.ru/italy/italy048.htm
https://zen.yandex.ru/media/id/5c02db55e79aa203d9ec70a8/5cabc75dcdb8db00af533a5f