Кто ж его посадит? Он же памятник! Кто ж его посадит – он же каменный….
Кто ж его посадит? Он же памятник! Кто ж его посадит – он же каменный….
Кто ж его посадит? Он же памятник!
Несчастливая все-таки судьба у памятников в России. Зачастую с уходом очередной эпохи, памятники слетают со своих пьедесталов и отправляются на переплавку.
Интересна судьба знаменитого памятника, посвященного Николаю Никитичу Демидову в городе Нижнем Тагиле. Это был огромный помпезный монумент работы французского скульптора Ф-Ж Бозио.
Монумент был действительно великолепен. Пять скульптурных композиций, десять фигур, отлитых из бронзы, пьедестал из пород тагильского мрамора. Сначала монумент был установлен перед Никольской церковью, но потом перенесен на Предзаводскую площадь, организуя пространство, от него отходили три луча улиц. Четыре композиции по углам посвящены жизни Демидова от детства-отрочества до зрелых лет. Центральная часть это Демидов, который принимает благодарность то ли от музы Нижнего Тагила, то ли от благодарной России, что тут подразумевал скульптор? А тагильчане незамысловато считали, что это собственно жена Демидова а вокруг его дети.
Памятник “эксплуататору трудового народа” достоял так до революции, а потом в 1919 году фигура Демидова исчезла, как будто он просто ушел, освободив место новым хозяевам. Эпоха Демидовых казалось бы безвозвратно закончилась. Позднее “пропавшего горнозаводчика” обнаружили в Москве и отправили на переплавку. Та же судьба постигла остальные фигуры. Бронза была ценным материалом.
Но вот закончилась советская эпоха. И уже на свалку истории отправляются советские символы. Новое время требует новых героев. Появилось модное заграничное словечко “бренд”. Тут-то и вспомнили про отцов-основателей. И уже как-то стараются не вспоминать про жестокую эксплуатацию работного люда.
ЧЕЛЯБИНСК. памятник “УШИ”
Памятник физику Курчатову уроженцу Челябинской области (г.Сим, до революции Симский завод Уфимской губернии) в Челябинске, в народе прозванный “Уши”. Справа легко-атлетический комплекс имени Елесиной. Когда какой-нибудь приезжий спрашивает что это за две скалы, местные острословы отвечают “Неужели не узнали? Две башни-близнецы в Нью-Йорке и Бен Ладен!”
ЕКАТЕРИНБУРГ памятник “ПОД ВАРЕЖКОЙ”
Памятник добровольцам танкового корпуса “Тыл фронту” на привокзальной площади в Екатеринбурге, в народе прозванный “Под варежкой”. Это первое, что видят приезжающие в город по железной дороге. Это место, где обычно назначают встречу отъезжающие куда-нибудь на электричке студенты, школьники. “Где встречаемся?” “Под варежкой!” Я училась в УрГУ в 80-е. И мы были в стройотряде и там встречались не раз. Памятник на самом деле красив и суров, один из лучших в Екб, пожалуй один из самых узнаваемых символов города. К сожалению многие местные не знают, что там захоронена земля из Орла, Львова, Праги и Берлина, опаленная кровью наших солдат-танкистов.
Так в народе прозвали памятник отцам-основателям Екатеринбурга.
Надпись внизу гласит, что памятник Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину. Говорят, что на самом деле в шляпе стоит де Геннин. Хотя какая разница, если они как близнецы. Портретного сходства с оригиналами нет никакого.
ОРЕНБУРГ – памятник “ПЕДАЛЬ”
Фото Педаль – Пушкин и Даль
Памятник двум великим русским людям – Пушкину и Далю – установлен в Оренбурге, в парке. Горожане сокращенно памятник называют “Педаль”. Здесь излюбленное место встреч молодежи. Ну, то есть примерно так: “Где встретимся?” – “В 8 у Педали”.
Памятник “Сказ об Урале” на привокзальной площади в Челябинске несколько зим подряд наряжали в костюм Деда Мороза. На шубу ушло сто метров ткани. Обряжали памятник в новогодний наряд альпинисты. Это был самый большой кафтан Деда Мороза, он даже занесен в книгу рекордов Гиннеса. Но эта идея встретила противоположные мнения у горожан. Одни посчитали ее забавной, другие наоборот были возмущены.
Урал изображен в виде былинного богатыря вырубленного в граните. Он олицетворяет силу и мощь уральских мастеров. Этот памятник был навеян скульптору Виталию Зайцеву сказами Бажова. На постаменте всем известная строка поэта Твардовского: “Урал – опорный край Державы, ее добытчик и кузнец. “
Грустная история у этого челябинского памятника первостроителю города. Он был установлен на берегу Миасса в 1986 году на юбилей Челябинска 250 лет. Но простоял недолго. Отвалилась рука. Центр тяжести неправильно рассчитали.
Уфа. Памятник “Без пяти семь”
Памятник бегущим героям Октябрьской революции и гражданской войны. В простонародье называется «Без пяти семь». Название появилось во времена Советского Союза. Раньше поблизости был магазин, который закрывался в 19:00 вечера.
Памятники Ленину на Урале – это еще одна интересная история
КиноМосква: памятник “мужику в пиджаке” из фильма “Джентельмены удачи”
Советская комедия “Джентельмены удачи” не теряет своей популярности и всеобщего признания даже на постсоветском пространстве. Поклонники киноленты знают, что многие шутки из уст любимых персонажей придумывались прямо в процессе съемок. Но это не помешало им стать крылатыми выражениями, которые сегодня знает каждый: и ребенок, и взрослый.
Сегодня мне хотелось бы уделить внимание затянувшейся на весь хронометраж фильма шутке про памятник “мужику в пиджаке” . Вспомним момент ее зарождения, а именно сцену разговора Косого с таксистом:
– Памятник был. – Чей памятник? – Ну а я знаю? Мужик какой-то. – С бородой? – Не. – С бакенбардами? – Да не помню я. О, в пиджаке!
Что же это за загадочный “мужик в пиджаке” ? Как становится понятно в конце картины, речь шла о памятнике М. Ю. Лермонтову , который возвышается в центре одноименного сквера прямо напротив метро Красные ворота .
Расположен запечатленный в скульптуре великий русский поэт недалеко от места, где находится дом, в котором тот родился. Его задумчивый вид и томный взгляд свысока завораживает так, что почти у каждого прохожего возникает желание остановиться и присмотреться к каждой детали повнимательнее.
Режиссеры фильма признаются, что сама идея данной темы для шуток зародилась у них, однако многие фразочки героев, ушедшие в народ, появлялись на съемочной площадке экспромтом .
– Во! Вон, мужик в пиджаке! – кричит Косой, наконец-то встретив столичный памятник, который уже успел стать для него своеобразной путеводной звездой.
Еще одна крытлатая фраза в адрес “мужика в пиджаке” , которая быстро ушла в народ и полюбилась горожанам.
На мой взгляд, Лермонтовский сквер – невероятно живописное и уютное местечко, а сам памятник стал для него своеобразным украшением и символом. Пожалуй, каждый москвич знает, что именно здесь и снимали знаменитую советскую комедию с любимыми героями.
Если ты дочитал статью до конца, то поставь лайк и напиши свое мнение о фильме и памятнике в комментариях. Какие киноленты и значимые места тебе хотелось бы видеть в продолжении данной рубрики?
А также подписывайся на канал Тайные закоулки Москвы , чтобы не пропустить выход новых, не менее интересных статей.
Кто ж его посадит – он же памятник! (с)
Существует московская легенда, что будто бы Сталину, ездившиму к себе на дачу по Арбату, правительственной тогда трассе, не нравился дореволюционный памятник Гоголю, который был видел из окна авто. И якобы поэтому после войны “скрюченно-унылого” Гоголя заменили на “жизнерадостно-шагающего”.
Так что в Первопрестольной два разных Николая Василича, причём и позы у них разные, в связи с чем иногда вспоминаются “Джентельмены удачи” и знаменитый диалог Олега Видова и Савелия Крамарова (кстати, двух наших главных киноэмигрантов-“американцев”). И хотя речь там шла о статуе Лермонтова у Красных ворот, забавно, что начало поездки сбежавших “уголовничков” в московском такси начинается.. у статуи “нового” Гоголя 🙂
– ..Может, памятник там?
– Памятник был
– Чей?
– А я знаю? Мужик какой-то..
– С бородой? C бакенбардами?
– Да не помню я.. О! В пиджаке!
– Сидячий?
– Чего?
– Сидит? Ну “мужик” этот?
– Во деревня! Кто ж его посадит! Он же памятник! Карту купи, лапоть!
“..выпись из Метрической книги Спасо-Преображенской церкви местечка Сорочинец, Миргородского уезда, 1809, N 25”: “Месяца марта 20 числа у помещика Василия Яновского родился сын Николай и окрещён. Молитвовал и крестил священно-наместник Иоанн Беловольский. Восприемником был господин полковник Михаил Трахимовский”. Русская Старина, 1888, ноябрь, с.392″
Николай Васильевич Гоголь, урождённый Яновский (1809-1852).
Выкадрированный портрет с группового дагерротипа, сделанного С.Л. Левицким в Риме, 1845:
в тихом московском дворике своего дома на Никитском бульваре, на каменной скамье сидит “дореволюционный” Гоголь, первоначально установленный к 100-летию писателя на Пречистенском (Гоголевском) бульваре:
..а совсем рядом, на прежнем месте, стоит во весь рост “советский” Гоголь, сооружённый к 100-летию его смерти. Сейчас грядёт 200-летие великого писателя – в связи с этим даже некоторые предолагали поменять обратно памятники местами. Но по мне так оба Гоголя сейчас на своих местах: один, грустный, в тихом дворе; другой – бодрый, на шумной площади. И если уж восстанавливать историческую справедливость, то уж логичнее Гоголевскому бульвару вернуть название Пречистенского
—
использованы материалы из Википедии
Источники:
https://perevalnext.ru/kto-zh-ego-posadit-on-zhe-pamyatnik/
https://zen.yandex.ru/media/id/5c6cfeedf8bca700afc9c6ca/5cc6f97aac1ad900b3c669d1
https://retromoscow.livejournal.com/72627.html