Цыгане-люли из бухары. Среднеазиатские цыгане и их кочевье по россии
Как живут бухарские цыгане люли
Фотограф Анзор Бухарский добился у цыган люли разрешения на съемку их поселения, три года документировал их необыкновенную жизнь, а затем показал Arzamas, что он увидел
На окраине Бухары живут люли — цыгане одной из восточных ветвей, расселившиеся на территориях Узбекистана, Таджикистана, Казахстана
и Киргизии. Они оставили кочевой образ жизни: построили глинобитные
дома, приняли ислам, забыли язык, образ жизни их во многом похож
на традиционный для данной местности, — но продолжают считать себя цыганами. Табу, законы и иерархия у люли такие же, как у прочих цыган,
однако те их своими не считают и называют презрительно «люляйки».
Цыганка спит на горе из одеял и курпачей — узбекских домашних матрасов. Курпачи стелятся на пол: как и узбеки, цыгане сидят на них во время еды. Курпачи шьют вручную, часто составляя из разных кусков материи
В одном дворе обычно живет несколько поколений одной семьи: дед с бабкой, многочисленные сыновья с женами и детьми
Во дворе каждого дома есть тандыр — глиняная печь, в которой пекут хлеб
Бухарские цыгане строят традиционные дома из самана — глины, смешанной с песком и соломой
Интерьер обычного цыганского дома: белые стены и земляной пол, застеленный кошмой — войлочным ковром из овечьей шерсти — и курпачами. Цыгане едят, расстелив скатерть — дастархан прямо на полу. Обычно в доме есть и телевизор, и телефон, и другая бытовая техника
Дети спят на кошме, постеленной на земляном полу
Цыганка демонстрирует свой свадебный наряд: люли трепетно хранят их и передают из поколения в поколение
Цыганский быт очень пестрый и нарядный. Для украшения дома могут использоваться даже выброшенные кем-то предметы — например, искусственная новогодняя ель
Уважение к старшим — один из самых важных принципов внутри общины
Бухарские цыгане зарабатывают, собирая и продавая макулатуру, металлолом, пластик и стеклотару
Летом, когда в Бухаре очень жарко, цыгане выносят кровати во двор
В каждом дворе появляется тканевая палатка из тюля и занавесок, в которой можно спрятаться от солнца
Цыганская девочка смотрит по телевизору новогодний эфир. На улице — январь
Как правило, детей здесь воспитывает самое старшее поколение: в школу бухарские цыгане не ходят
Табор на окраине Бухары
Цыгане-люли — самая многочисленная группа среднеазиатских цыган. На персидском слово «люли» означает «люди, занимающиеся плясками и песнями». Люли оставили кочевой образ жизни: построили дома и приняли ислам, но живут по цыганским законам, как и много веков назад.
Известный фотограф Анзор Бухарский в течение нескольких лет снимал будни и праздники в поселении бухарских цыган, покоренный самобытностью и очарованием этого необычного мира.
Автор текста и фотографий Анзор Бухарский
До моей цыганской темы я фотографировал в студии, делал фото на документы и коллажи. Однажды ко мне в гости пришел знакомый фотограф и сказал, что настоящая фотография не должна быть постановочной — нужно ловить момент. Так я вышел с камерой на улицу. В этот момент в старом городе как раз прогуливалась цыганская семья. Муж с женой собирали пластиковую тару из урн, дети играли возле арыка, ослик с тележкой был привязан к дереву.
Я стал их фотографировать. Сначала трусливо, издалека, вовсю крутил зум. Спустя минут пятнадцать немного осмелел, подошел поближе. Увидев это, подошел мой знакомый ремесленник и посоветовал отправиться в их ближайшее селение: «там ты найдешь и осликов, и детей, и цыган, причем в большом количестве». Этот совет оказался для меня историческим — увидев в первый раз деревню азиатских цыган, я был очарован ею на всю жизнь.
В Узбекистане к цыганам относятся намного терпимее. Во всяком случае, живут они в Средней Азии очень давно, приняли местный образ жизни, традиции, обряды и даже местную религию — ислам. В некоторых случаях цыгане соблюдают мусульманские традиции получше коренных узбеков и таджиков. Это касается одежды — женщины одеваются только в длинные платья с длинными рукавами, никаких мини, голова всегда покрыта платком.
Живут азиатские люли обособленно, отдельными поселениями, как правило, недалеко от города. Связано это прежде всего с тем, что зарабатывают цыгане именно в городах: собирают вторсырье, чтобы сдать на повторную переработку, женщины занимаются попрошайничеством и гаданием по руке. В этом нет ничего постыдного, для цыган это исторически сложившийся вид заработка.
В отличие от русских цыган, азиатские люли более миролюбивы. Я не скажу, что любого чужака они примут с распростертыми объятиями, но и явной агрессии с их стороны вы не увидите, если, скажем, заблудившись, вдруг окажетесь в их поселении. В последние годы прямо возле цыганских деревень стали строить дома узбеки и таджики. Все прекрасно уживаются по соседству, никаких межнациональных конфликтов.
Азиатские цыгане персоязычны и говорят на таджикском языке, но прекрасно знают узбекский и даже немного русский. Большая часть их кишлаков расположена в Бухарской, Самаркандской, Кашкадарьинской областях, чуть меньше — в сторону Ташкента и Ферганской долины.
Многие думают, что все цыгане — скрытые миллионеры и у них припрятаны горы золота и денег. Конечно же, это не так. Есть и очень богатые семьи, где достаточно хорошие бытовые условия, большое жилище, автомобили, сбережения. Но в основном азиатские люли живут бедно, по несколько семей (как правило, родственников) в одном большом дворе. Там же, во дворе, все удобства — кран с холодной водой, кухня, туалет. Цыгане очень редко заводят домашнюю скотину. Иногда это бараны, куры, гуси, индюки. Я никогда не видел, чтобы цыгане доили корову, хотя бываю в их селениях больше десяти лет.
Если сравнить мой первый опыт съемки в цыганском селе и кадры из последних визитов туда — это земля и небо. В первый раз я фотографировал на околице, внутрь кишлака заходить было жутко неудобно и боязно. Вообще, взять и прийти на чужую территорию с фотокамерой, тем более в чужое жилище, мне казалось чем-то аморальным. Люди живут своей жизнью, воспитывают детей, стирают, готовят еду. А тут вторгается незнакомый человек и начинает фотографировать. Конечно, прежде чем я преодолел эти внутренние преграды, должно было пройти какое-то время, в моем случае это растянулось почти на год. Сначала я робко просил разрешения снять во дворе тандыр (глиняную печь для лепешек). Потом так же осторожно снимал что-то вокруг себя — окна, детей, дворик. На первых снимках моей «цыганской серии» почти сплошь позирующие дети.
Но однажды я подружился с одним цыганом и стал вхож в его семью. Бобокул оказался на редкость гостеприимным, всегда был рад моим визитам. От него я уже знал о будущих мероприятиях в цыганском кишлаке — свадьбах, юбилеях почтенных аксакалов, торжествах по случаю обрезания мальчика (суннат-туй) или сватовства (никох) и заранее приходил с фотокамерой и запасными флешками. Поначалу ко мне относились с некоторым недоверием, спрашивали, что я буду делать с фотографиями. Я честно отвечал, что снимаю только для себя — «в стол».
Люли — непризнанные цыгане Средней Азии
Люли — таинственный народ, прошлое которого остается тайной для него самого. Одна часть представителей народности считает себя коренными жителями Средней Азии, другая — цыганами, в незапамятные времена пришедшими из Индии. Люли исповедуют ислам, но не соблюдают намаз, а большинство никогда не держало Коран в руках. Они владеют тайным языком рома, однако восточнославянские цыгане не считают их родственниками, презрительно называя «люляйками». Для большинства жителей постсоветского пространства люли — те самые цыгане, в любое время года окруженные плохо одетыми детьми и живущие попрошайничеством.
Где живут, численность
Точных данных о численности и расселении люли нет. Причин подобной ситуации несколько:
- Кочевой образ жизни между территориями государств постсоветского пространства.
- Отсутствие документов: 60% взрослых, 30% детей без паспортов.
- Отсутствие национальной самоидентификации: часть люли считает себя цыганами, часть относит к люли или джуги, другие идентифицируют себя таджиками, узбеками.
Основными регионами расселения выступают пригороды крупных населенных пунктов Таджикистана и Узбекистана. Крупные поселки люли в Узбекистане расположены вблизи Самарканда, Ташкента, Бухары. Таджикские представители народности живут в населенных пунктах Варзобе, Хисоре, Пенджикенте, Шахринаве, Турсунзаде.
Также отдельные представители или небольшие кочующие группы распространены в следующих государствах:
Общую численность среднеазиатских цыган, в чей состав входят ветви парья, кавол, чистони, согутарош, по официальным данным, составляет порядка 10 000 человек. Известны данные о количестве среднеазиатских цыган в Узбекистане:
- 1926 г. — 3 710 чел.;
- 1979 г. — 12 581 чел.;
- 1989 г. — 16 397 чел.;
- 2000 г. — 5 000 чел.
По неофициальным данным, в Таджикистане насчитывается порядка 30 000 представителей люли, без учета других цыганских народностей.
Название и происхождение
Вариантов значения этнонима «люли» столько, сколько версий происхождения народа. В местной среде существует легенда, что в стародавние времена у одной бедной семьи родились два ребенка: дочь Ли и сын Лю. Спасаясь от преследований вражеских захватчиков, семья пустилась искать новый дом в чужих краях. По дороге дети потерялись и приняли решение разделиться, отправившись искать родителей. Спустя много лет Лю и Ли встретились, но не узнали друг друга, влюбились и вступили в брак. Когда правда вскрылась, мулла проклял брата с сестрой и весь род: так появился народ люли.
Существует более экзотичная версия, объясняющая низкое социальное положение «проклятого народа» среди христиан. Иноверцы поймали апостола и решили сжечь на костре. Спасти святого прилетел ангел, однако увидел, как брат с сестрой из среды иноверцев предались любви. Ангел не смог выдержать богоненавистного зрелища и улетел, не сумев спасти святого. С тех пор народ люли считают проклятым: родственным не признают ни на христианской, ни на мусульманской земле.
Индийская теория
Наиболее правдоподобно с исторической точки зрения выглядит версия переселения люли и других цыганских народов из Индии. В книге «Шахнаме» («Книге о царях») персидского средневекового автора Фирдоуси содержится занимательная история. В V столетии подарком персидскому правителю Бахраму Гуру из Индии выслали порядка 12 000 артистов, музыкантов и певцов «лури».
Существует предание относительно причин столь щедрого подарка. На всенародном празднестве Бахрам Гур прогуливался по улицам города. Среди празднующих он увидел людей, танцевавших и певших без музыки. На вопрос о причине необычного веселья, ему ответили, что музыкантов среди народа нет. Бахрам Гур написал индийскому царю Шангулу, известному шумным двором, письмо с просьбой прислать артистов.
Несмотря на отсутствие документальных подтверждений ситуации, в персидском языке выражение «люли» переводится как «занимающиеся песнями и плясками люди». Подтверждает версию индийского происхождения народа и другое объяснение названия. Ряд исследователей связывает этноним с названием города на северо-западе индии Arur, или Al-rur, бывшего столицей древнейших раджей Синда.
Современное положение
Восточноевропейские ромы, одна из наиболее крупных цыганских ветвей, не считают народ родственным, презрительно называя «люляйками или люлишками». Удивительно, но и сами представители народности этноним «люли» считают оскорбительным. Так среднеазиатских цыган называет местное население Узбекистана.
В Таджикистане принято иное обозначение — джуги: слово в ряде индийский диалектов означает «отшельник, нищий». В некоторых регионах Средней Азии группы бродячих цыган называют мултони по имени пакистанского города Мултан. Оседлых называют косибы — «занимающиеся ремеслом». Сами себя люли предпочитают называть мугат, что в переводе с арабского языка означает «язычник, огнепоклонник»: нелишним будет вспомнить зороастрийские храмы огня. Некоторые группы люли используют самоназвание гурбат: арабский перевод слова звучит, как «одиночество, чужестранность, безродность».
Язык бытового общения люли различается в зависимости от региона проживания. Основной состав народа двуязычен: владеет таджикским (иранские корни), узбекским (тюркская основа) языками. В языке люли присутствует незначительный пласт лексики цыган рома. Многие люли в значительной степени овладели русским, поскольку приезжают в Россию на сезонные, длительные заработки.
Особенно интересен собственный, известный исключительно люли, тайный язык, называемый «арабча», «лавзи мугат». Суть языка состоит в замене общеупотребительных местных слов на видоизмененную лексику других языков. Создан «арабча», чтобы окружающие не понимали сути разговора, что позволяет тайно для остальных обсуждать друг с другом собственные дела. Факт использования тайного языка — один из важнейших культурных аспектов, доказывающий родственные связи люли и ветвей восточноевропейских цыган.
Внешность
Генетические, антропологические исследования выявили значительную схожесть цыган и жителей северо-западной части Индии. Несмотря на то, что в среде люли не приняты межнациональные браки, многовековое проживание в соседстве со среднеазиатскими народами отразилось на характерных чертах внешности, размыв очевидное внешнее сходство с индусами. К основным особенностям внешности люли относят:
- высокий рост;
- худощавое телосложение;
- черные, каштановые вьющиеся волосы;
- карие глаза, «живой» взгляд;
- пигментация кожи в разы темнее народов Средней Азии;
- узкая, длинная голова;
- нос — орлиный, прямой.
Одежда
Одежду люли переняли у таджикского, узбекского населения. В отличие от ромы, носящих длинные складчатые юбки и шали, женщины люли одевались в просторные шаровары и длинные рубахи более пестрых, чем у местного населения оттенков. Голову покрывают платком, паранджу и чачван не носят. Сегодня чаще покрывают голову на мусульманский манер, поскольку это приносит больший доход при попрошайничестве. Из индийской культуры сохранилась традиция делать татуировки на переносице, скулах, щеках, запястьях женщин.
Семейный уклад
Возраст совершеннолетия наступает в 16 лет: с этого времени юноша может официально выбрать жену, попросить благословения родителей на брак. На практике брачный возраст наступает раньше, с 13-15 лет. Известны случаи женитьбы детей в возрасте 10-12 лет.
Существует разные формы брака:
- По сговору — традиционный вариант. При наступлении брачного возраста юноша указывал родителям понравившуюся девушку. Если родственников кандидатура невесты устраивала, в дом потенциальной супруги направляли сватов. Родня невесты смотрела в первую очередь на благосостояние семьи жениха. Если материальное положение устраивало — оговаривали размер выкупа, назначали день свадьбы.
- Сбеганием. К этому варианту прибегают в случае, когда обе семьи не согласны на брак. После сбегания влюбленные прячутся в доме родственников жениха, у друзей. Даже после одной ночи, проведенной в таком положении, девушка считается опороченной, поэтому у родителей не остается иного выхода, как согласиться на брак. Воздействием на родных жениха выступает старейшина рода. Согласно традиции, мужчина, пообещавший женщине верность в любви, должен отвечать за слова, иначе род ждет позор.
- Люлечный, обменный брак. Иногда родители сватают детей в детском, младенческом возрасте, а впервые молодожены видят друг друга лишь на свадьбе. Практиковался обмен детьми из семьи в семью, что позволяло избежать уплаты выкупа.
Главой семьи люли считается мужчина, однако основным «добытчиком» выступает женщина. Ежедневно вместе с детьми жена уходит за добычей милостыни, мужчина занимается домом. Детей с раннего детства приучают к попрошайничеству: чем раньше ребенок научится себя кормить, тем лучше. Девочки занимаются промыслом на протяжении всей жизни, мальчики с 12 лет остаются дома с отцом. Даже во время свадебной церемонии невеста клянется «кормить и обеспечивать мужа до последнего вздоха».
Жизнь
Основным занятием люли во все времена выступало попрошайничество. У народа существует легенда. Когда Аллах раздавал народам богатство, мугат золота не досталось, поэтому люли просят причитающуюся часть у других. Зазорным занятие народ не считает, воспринимая его как работу. Исследователи придерживаются двух основных версий, относительного подобной черты менталитета:
- Люли — выходцы из низших индийских каст, в том числе неприкасаемых, исторически живших подаяниями.
- В древнеиндийских верованиях одаривание просящих благотворно влияло на карму. Поскольку люди обязаны давать, значит должна существовать каста, принимающая милостыню.
Несмотря на версию происхождения люли от индийских артистов и музыкантов, в отличие от цыган рома, народ не зарабатывает на жизнь выступлениями. Помимо попрошайничества, люли занимаются сбором металлолома, разведением боевых петухов, торговлей лошадьми, ослами, борзыми щенками, мелкой бакалеей, разведением боевых петухов.
Среди оседлых встречались ювелиры и кузнецы, однако на сегодняшний день профессии практически утрачены. Еще одно традиционное занятие — изготовление чачвана, сетки из конского волоса, которой закрывали лицо мусульманки Средней Азии. Распространенный промысел — деревообработка, заключавшаяся в изготовлении кухонной утвари.
Религия
Люли считают себя мусульманами-суннитами, на практике слабо представляя особенности веры. Одна из неукоснительно соблюдаемых мусульманских традиций в среде люли — обрезание. Большинство не соблюдает намаз, мусульманские посты, не отмечает религиозные праздники. Из-за повальной неграмотности (школьное образование получило порядка 10%-30% представителей народности) люли не читали Коран. Женщины не закрывают лицо, обладают гораздо большей свободой по сравнению с мусульманками Средней Азии. Они свободно вступают в беседу с мужчинами, вмешиваются в общие разговоры, сидят за общим столом, участвуют в решении общественных вопросов.
Видео
Источники:
https://arzamas.academy/materials/21
https://zen.yandex.ru/media/id/5af04dcb9d5cb343d6ffa5f1/5d8c869535ca3100b175e896
https://travelask.ru/articles/lyuli-nepriznannye-tsygane-sredney-azii