Культура и культурные ценности – это что такое? Что такое культурные ценности.
Понятие «культурные ценности». Классификация культурных ценностей.
Наиболее общий признак культурных ценностей — это их историческое, научное, художественное или иное культурное значение для общества. Культурные ценности следует понимать как незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, созданные человеком в результате творческого процесса, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость и оказывающие эстетическое, научное, историческое воздействие на человека.
Так Большая юридическая энциклопедия (2005 г. издания) дает более детальное определение культурной ценности, это «. нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты».
Объект, представляющий собой культурную ценность должен не просто давать человеку информацию исторического, художественного или научного характера, но в первую очередь воздействовать на органы чувств. Такой предмет может вызывать, например, визуальное, слуховое наслаждение. Эти впечатления воздействуют на разум человека, передавая таким образом, порой из далекого прошлого, мысли создателя культурной ценности.
Можно выделить несколько основополагающих признаков, по которым объект или предмет может быть отнесен к категории «культурные ценности»:
1) универсальность, т. е. предмет представляет общемировой интерес (имеет ценность для всех народов);
2) незаменимость: невозможно создать абсолютно идентичный образец;
3) уникальность, рассматриваемую как эстетический посыл, который несет в себе предмет;
4) временной критерий: к культурным ценностям относятся те предметы материального мира, которые созданы в большинстве своем более чем 100 (50) лет тому назад;
5) стоимость в эквивалентном выражении: культурные ценности подлежат имущественной оценке и могут быть отнесены к предметам материального мира (вещам).
Классификация К.Ц. Достаточно сложная задача, так как они слишком разнообразны , количество их неисчислимо, они уникальны. Классификация, построенная с использованием совершенно разнородных критериев, не выдерживает критики, почти каждый из перечисленных в ней видов включает объекты, которые могут быть одновременно отнесены и к другим видам памятников. Однако, для охраны памятников истории и культуры их научная классификация, позволяющая избрать наиболее оптимальные средства их защиты имеет важное значение.
Статья 1 Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта дает классификацию культурных ценностей, разделяя их на 3 категории:
1) Непосредственно культурные ценности, а именно: памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше.
2) Здания, основным назначением которых является хранение и экспонирование движимых культурных ценностей, причисленных в первой категории. К ним относятся музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов.
3) Центры сосредоточения культурных ценностей. К этой категории Конвенция относит центры, в которых собрано значительное количество культурных ценностей. Примером такого центра служит Казанский Кремль, сам представляющий архитектурный и исторический памятник, на территории которого сосредоточены другие значительные культурные ценности.
Основанием для классификации К.Ц. Может служит и фактор времени, т.е. время создания предмета: артефакты, современные, а также ценность К.Ц. Взяв за основу подобное разграничение и потребительский (меркантильный) интерес к истории развития человечества, функция культурных ценностей нам видится, заключена как средство приобщения к культуре.
Культурные ценности являются основными элементами цивилизации и культуры народов и ознакомление с ними способствует взаимному пониманию и взаимному уважению между народами, каждое государство должно охранять достояние, состоящее из культурных ценностей, находящееся на его территории, от опасностей, связанных с их незаконным вывозом, ввозом и передачей права собственности на них.
Культура и культурные ценности – это что такое?
Сегодня стало модно говорить о культуре. Некоторые утверждают, что общество год от года ее теряет, некоторые, наоборот, доказывают, что культура перерождается и становится все более многогранной. Так ли это? Давайте разберемся, что это – культурные ценности, и попробуем ответить на вопрос о том что же с ними происходит.
Что такое культура
Именно культура помогла человеку перейти из первобытного общинного племени сначала к аграрной, а впоследствии и к культурной революции. Сегодня понятие включает в себя различные области деятельности человека, являясь совокупностью навыков, умений и продуктов самовыражения. Культурные ценности – это неотъемлемая часть жизни общества. Давайте поближе с ними познакомимся.
Культурные ценности – что это?
Как ни странно, но трактовать это понятие можно по-разному. Первый вариант: культурные ценности – это нравственные и моральные устои человека. Именно по устоявшимся образцам поведения человек живет и думает. А вот когда эти границы моральных норм нарушаются, человек автоматически признается некультурным. Причем ему-то это никак жить не мешает, а вот окружающих порой может шокировать.
Второй вариант трактовки самый популярный. Культурные ценности – это здания, картины, объекты, технологии и предметы. Все то, что можно увидеть или понять. Все эти знания и материальный продукт деятельности человека помогли нашему обществу совершить быстрый скачок в своем развитии.
Третий вариант значения культурный ценностей – это продукт деятельности человека, который скрыт от нашего взгляда в головах людей. Сюда относятся знания, наука, навыки и научные ценности.
Ну и последняя трактовка культурных ценностей общества – это языки, традиции, ремесла, фольклор. Все то, благодаря чему мы и считаем себя цивилизованным обществом с богатой историей.
У различных стран одинаковые или разные культурные ценности?
А ведь именно верования человека и составляют огромный пласт культуры. Наша страна долгое время была языческой, и это не могло не отразиться на современном обществе. Русских много веков считали варварами, и сейчас такое же мнение у иностранцев, которые никогда не были в нашей стране, а только по выпускам новостей о ней знают.
Но это не означает, что у наших предков не было культуры. Языческая вера требовала не только строгого подчинения богам, но и создания капищ, тотемов и памятников. И когда на смену политеизму пришел монотеизм, люди не отказались от своего наследия. Они просто переделали византийскую веру, адаптировав ее под нашу страну. Таким образом и получилось, что в процессе различных эволюций и революций менялись люди и их сознание.
Культурные нормы – это что?
Обычно этим понятием обозначаются стандарты поведения. Причем, как и культурные ценности народов, нормы во всех странах разные. Выражаются они в виде наград и наказаний, регулируются государством. В нашей стране культурные нормы действуют не просто на словах. Они записаны в Конституции, которая в разумных пределах ограничивает права человека. Но в то же время она дает ему максимальную свободу действий в рамках разумного. В случае несоблюдения культурных норм человека ждет регламентированное наказание.
Культурные ценности человека
- Стремление познать свою историю и понять суть происходящего с нами и нашей родиной. Эта ценность под названием “любовь к Отчизне” закладывается в каждого человека. Ведь только личность, которая знает свою историю, может создавать будущие страны.
- Знание особенностей национального творчества. Фольклор, ремесла, традиции и обычаи редко изучают в школе. Эти знания человеку даются в семье. И только благодаря им человек может лучше познать, кто он есть и что делает в этом мире.
- Религия является одной из основных культурных ценностей человека. Именно она устанавливает неписаные правила, не регламентированные конституцией, по которым стоит жить всем людям.
Культурные ценности государства
Граждане одной страны представляют единую группу, которую объединяет общая история и общее будущие. Ценности всего общества в целом включают в себя культурные нормы каждого отдельно взятого человека. А в чем же тогда разница? В глобальности мышления. Правители стран могут менять культурные ценности, если захотят. Но к таким переменам народ относится очень плохо, поэтому они происходят нечасто.
Главная задача любого государства – сохранить и приумножить культурные ценности. То есть оно должно помогать талантливым людям самореализоваться, ученым – делать открытия, а архитекторам – строить здания. Сегодня нематериальные культурные ценности отходят на второй план, а на первый как раз и выходит продукт деятельности людей, который приносит какую-то пользу обществу и государству.
Как защищают культурные ценности
Но ведь культура – это не только материальные ценности. Под этим термином понимается и наш менталитет и язык. И мало кто следит за чистотой своей речи. Сегодня в русском языке так много сленга, что говорить о культуре языка сложно. Это относится и к религии. Если церкви, мечети и другие религиозные сооружения охраняются и, как следствие, сохраняются, то вот сама вера изменяется год от года.
Перспектива развития культурных ценностей
Хотя иногда можно сильно удивиться, смотря, как быстро стрит-арт стали считать искусством. Это неплохо, когда художники расписывают серые скучные дома, но вот когда творить начинают на церквях или памятниках, бросает в дрожь. Чтобы этого не происходило, каждый человек должен понимать грань дозволенного и через нее не переступать.
Культурные ценности поколения XXI века в основном расположены в сети. Поэтому сложно представить, как в будущем будет происходить сбор, систематизация и сохранение такого вида творчества. Возможно, создадутся отдельные сервера, где будут храниться картины художников, песни и кинофильмы, именно они и станут перерождением современных музеев.
Понятие ценности и его место в культуре
В философской литературе сложилось несколько специфических подходов к определению ценности:
1. ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира;
2. ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение;
3. ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами;
4. ценность ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем.
Ценность –это общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.
–это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту.
Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение ит.п. Мир человека – это всегда мир ценностей. Культурная жизнь без ценностей невозможна. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности. «Лишенные своих значимых аспектов, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями и в таком качестве образуют предмет биофизических наук», – отмечает П. Сорокин.
Классификаций ценностей множество, и зависят они от того, что именно положено в основание.
1. Г. Риккерт, один из основоположников аксиологии, разделял все ценности на 6 классов: А). логические (в научных достижениях);
Б). эстетические (в произведениях искусства);
В). мистические (в культах);
2.Философ и психолог Гуго Мюнстерберг в нач. XX в. предложил различать 2 типа ценностей: жизненные (напр., любовь, счастье) и культурные (напр., поэзию, музыку), а в каждом из этих типов – логические, эстетические, этические и метафизические ценности.
3.Известный немецкий философ XX в. Макс Шелер выстраивал ценности в иерархию:
· чувственные ц-ти («приятное») – низшая ступень;
· жизненные, или витальные («благородное»);
· духовные, в т.ч. эстетические («прекрасное»);
· религиозные («святое») – верхняя ступень.
4.Французский аксиолог Иван Гобри выделил в качестве основных четыре ценности: польза, красота, истина и добро.
5.В современной отечественной культурологии свой вариант классификации предлагает Борис Сергеевич Ерасов (Социальная культурология. Ч.2. – М., 1994):
1). Витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние ит.п.
2). Социальные – семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм ит.п.
3). Политические – гражданские свободы, законность, конституция, мир ит.п.
4). Моральные – добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям ит.п.
5). Религиозные – Бог, Священное Писание, вера и пр.;
6). Эстетические – красота, стиль, гармония и др.
5. Геннадий Павлович Выжлецов (кн. Аксиология культуры. – СПб., 1996. С. 75) выделяет 4 класса ценностей:
– духовные (в религии, нравственности, искусстве);
– социальные (политические, правовые, моральные);
Механизм формирования культурных ценностей.
В основе формирования ценностных ориентаций находится признание и учет наличия сознания как возможности и условия воспринимать мир, как основание активности человека в мире. В результате осознания собственного существования, перед каждым представителем людского рода неизбежно встают вопросы, связанные с самоидентификацией, осмыслением окружающей реальности и собственной жизни.
Механизмом формирования ценностей выступают бинарные оппозиции по поводу основных параметров человеческого бытия, так называемые «предельные метафизические допущения». В силу своей предельности таких допущений возможно только два: вера в наличие надличностного начала, первоосновы Бытия, то есть Бога, или отрицание его существования. Выбирая одно из этих допущений, человек получает ответы на важнейшие вопросы и совершает свой экзистенциальный выбор, определяя «форму теоретического и практического (функционального) отношения к реальности».
В результате сделанного экзистенциального выбора, связанного с выбором одного из предельных допущений, у человека складывается то, что в гуманитарном знании именуется «картиной мира» (А.Я. Гуревич; К.Б. Соколов; информационная концепция этноса Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова), «образом истинности» (П.Б. Уваров), «историческим сознанием», «менталитетом» (М.А. Барг) и даже «правосознанием» (И.А. Ильин). Итак, «Образ истинности» – это мировоззренчески отрефлексированный и закрепленный образ действительности, поведенческое основание для сознательной личной и исторической активности. «Картина мира» (К.Б. Соколов) – это «комплексное образное представление человека об окружающей действительности и своем месте в ней; точнее – это система представлений о мире в целом, о месте человека в нем, о взаимоотношениях человека с окружающей действительностью». Важно учитывать, что экзистенциальный выбор личности и обретение ею «образа истинности»/картины мира, как правило, происходит постепенно, помимовольно, неосознанно. Человек может вообще не рефлексировать на эту тему, но тем не менее обладать сложившимся «образом истинности». Аналогично происходит для индивида овладение родным языком: человек просто взял и заговорил.
В реальность «образ истинности»/картина мира воплощается через «проецирование» человеком в мир метафизической предельности. Т.е., в соответствии со сложившейся в сознании человека картины мира/образа истинности, индивид выстраивает окружающую действительность в соответствии с ней/ним. Исходя из этого, постулатом «проекционизма» становится положение о том, что выбор сознания определяет реальность, формирует ее основные элементы, тем самым, достраивая ее (Уколова В.И. Город как парадигма средневековой культуры (к проблеме культурного пространства урбанизации)): «Мы долго отрицали то, что не только реальность определяет сознание, но и наоборот – сознание формирует реальность»).
Следствием проекционистской активности личности/коллектива по поводу реализации метафизического выбора является формирование коммуникативного пространства. Складывающийся тип коммуникации зависит от господствующего, то есть разделяемого всеми или почти всеми, «образа истинности». В свою очередь цель коммуникации – воплощение «образа истинности» в окружающей действительности (настолько, насколько это возможно). Далее уже в соответствии с установившимся типом коммуникации организуются все ее отдельные, частные формы, в частности, экономическая, социальная, культурная и политическая сферы.
ЦЕННОСТИ
— важнейшие компоненты человеч. культуры наряду с нормами и идеалами. Их существование укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область сущего, но и на значимое, нормативно-должное. Традиция классич. идеализма от Платона до Гегеля проводила опр. отождествление онтологич. и аксиологич. проблематики: бытие наделялось мыслителями этой плеяды изначально ценностным измерением. Разрушение строгого единства онтологии и аксиологии существ. образом обострило проблему Ц. Если допустить, что бытие и производные от него образования — сущее — сами по себе ценностно нейтральны, то тогда требует решения вопрос, каким образом возникает видение вещей с т.зр. их аксиологич. значимости, к-рое пронизывает культуру и к-рое невозможно отрицать. Отсюда берет свое начало линия поиска истоков ценностного сознания в самом человеке и его культуросозидающей деятельности. В учениях натуралистически-психологистской направленности от прагматизма до социобиологии естественно-природные импульсы рассматриваются как побудит, мотивы ценностных предпочтений человека. Следуя по стопам Канта, представители неокантианства баден. школы заговорили о ценностно-нормативном компоненте чистого сознания, выявляемом трансцендентальной рефлексией. Если в экзистенциализме Хайдеггера онтологич. анализ оборачивается отвержением аксиологич. проблематики, то Сартр приходит к выводу, что Ц. как особого рода нормативная реальность производив от акта самосозидания человека, его свободного волеизъявления. Синтезируя марксизм и экзистенциализм, Сартр писал об обществ, характере Ц. Эта тема отчетливо звучит и в неомарксизме Хабермаса. Витгенштейн исследовал лингвистич. аспект ценностного сознания. Попыткой радикального избавления философии от ценностной проблематики стало постструктуралистское учение Деррида, где аксиологич. вопросы предстают как порождение фонологоцентристского строя европ. мысли. И все же само существование в языке фундаментального акта различения, зафиксированного Деррида, свидетельствует в пользу невозможности избавления от ценностного сознания: обнаруживая тождество и нетождественность, мы неминуемо движемся к утверждению ценностно-значимого. За многообразием языкового тождества и нетождественности скрывается способность субъекта культуры к симеолич. воображению, благодаря к-рому конституируется ценностная предметность. Источник ценностной предметности — соотношение иногда совершенно разнородных явлений с опр. эталоном. Так, напр., несхожие между собой природные и культурные реалии могут стать предметом эстетич. созерцания и оценки. При этом эталонные представления отнюдь не всегда рефлективно осмыслены, и поэтому их своеобр. заместителем служит символ, созидающий при помощи метафорич. переноса, сближения разнородных явлений ценностно-смысловую предметность. Рождаясь в сфере экзистенциальной активности субъекта, Ц. обретают статус общезначимых в процессе коммуникации. Говоря о нек-рой совокупности объектов как Ц., необходимо отнести их к единому семантич. полю. Метафора позволяет осуществить перенос значений, объединяя, казалось бы, ничем не схожие явления под знаком символич. единства. Объединяя разнородное, символ одновременно дифференцирует ареал ценностей в кач. и колич. отношении, порождает эту реальность как отмеченную многообразием вариаций. Вырастая из данности жизненного мира, каждая сфера культурной деятельности человека обладает имманентным ей ценностным измерением: ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии достаточно автономны. Однако каждый тип культуры связан с иерархизацией, соподчинением ценностных сфер. Общеизвестна универсализация эстетич. подхода к миру в эпоху античности или религиозно-нравственного — в ср. века. Новое время, период либерального капитализма наделяет статусом общезначимых стоимостные характеристики, запечатлеваемые в денежной символике. Коммуникация, обмен разл. видами деятельности между людьми, как показал Маркс, заставляет увидеть некое универсально-стоимостное начало в каждой предметной Ц. Деньги — символ все общего стоимостного начала, имеющий колич. выражение. Тоталитарные общества фашистского и коммунистич. типа универсализируют полит, власть, находящую концентрированное выражение в символе вождя. В пространство власти помещаются Ц. иного порядка. Процесс развития культуры сопряжен с переоценкой Ц., начинающейся с выдвижением нового эталона, с позиций к-рого рассматриваются предметы, обладающие ранее установленными ценностными характеристиками. Здесь проявляются метафорич. возможности символич. воображения, его культуросозидающая мощь. Множество предметов, иерархизированное сообразно с опр. порядком, теряет жесткие очертания и трансплантируется на новую ценностно-смысловую основу. В зависимости от избираемого основания классификации ценности делятся на предметные и субъектные, жизни и культуры, ценности-средства и ценности-цели, относит, и абсолютные и т.д. Особую значимость в совр. мире приобретает вопрос о диалектике относительного и абсолютного в ценностном сознании. Универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человечеству, могут формироваться как рез-т рефлективного осмысления диалога разл. культур. Ценностное сознание определяет нормы — стереотипы мысли и действия, принимаемые в границах той или иной социокультурной общности. Нормы регламентируют деятельность людей во всех сферах культуры — от элементарных актов материально-практич. характера до морали, искусства, науки и религии. Они варьируются по степени общности от субкультурных до разделяемых в границах нац. культур и общегуманистич., универсальных. На базе норм складываются разл. социальные технологии, способы рационализации жизненного мира. Нормативность и творчество — две взаимодополнительные стороны культуры. В своем истор. бытии нормы неотрывны от существующих в данной культуре Ц., ибо переводят представления о них в инструментальный план. Если Ц. как правило простерты в измерениях прошлого, настоящего и будущего, нормы как бы возвышаются над временем, но не могут уйти от суда истории. Вместе с изменением ценностной шкалы, выдвижением новых идеалов социокультурного плана изменяются и нормы. Идеал — проектируемый субъектами коммуникации совершенный образ предмета, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности. Обладая эталонным статусом, идеал являет проекцию будущего, с позиций к-рой выносится вердикт настоящему и прошлому. Выдвижение разнообр. идеалов, глобальных образов будущего — значимый фактор развития культуры.
Лит.: Соколов К. Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения худож. ценностей. М., 1990; Ценности культуры и современная эпоха. М., 1990; Культура и ценности. Тверь, 1992; Кризисный социум. Наше об-во в трех измерениях. М., 1994; Культурология. XX век: Антология. Аксиология, или Филос. исслед. природы ценностей. М., 1996.
Источники:
https://studopedia.ru/19_306748_ponyatie-kulturnie-tsennosti-klassifikatsiya-kulturnih-tsennostey.html
https://www.syl.ru/article/359710/kultura-i-kulturnyie-tsennosti—eto-chto-takoe
https://lektsii.org/3-43579.html