3 156 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основная мысль гаргантюа и пантагрюэль. О чем произведение «Гаргантюа и Пантагрюэль

Анализ романа Гаргантюа и Пантагрюэль (Франсуа Рабле)

Франсуа Рабле написал всего лишь один роман. Но его произведение прославило его на века и стало декларацией следующий эпохи.

Жанровые особенности

Этот роман —сатирический. Он создан с использованием гротеска и гиперболы. Смысл большинства саркастических наскоков сейчас потерян. Из-за этого произведение тяжело читать, а ведь оно должно веселить читателя, как балаган. А ведь по стилистике произведение похоже на рассказы шута, который язвительно высмеивает всех и не страшится никого.

Основные темы

Писатель разоблачает пороки, а также осмеивает недостатки того периода. Больше всего он насмехается над церковью и католическими монахами. Он отлично был осведомлен о лени, необразованности, жадности, фарисействе, а также лицемерии духовенства, ведь в юности некоторое время провёл в монастыре.

Высмеял он также схоластику того времени за оторванность от реальности. Слепая вера, а также религиозное фарисейство вызывали у писателя настолько сильную неприязнь, что он высмеивал Библию, и пародировал некоторые эпизоды из неё в своём произведении. Поэтому все части романа были признаны богословами Сорбонны еретическими.

Композиция

Гротескно-комическая строение произведения несёт несколько важных функций. Оно привлекает потенциального читателя, забавляет его в течение всего романа и делает легче восприятие глубоких мыслей. А ещё, оно их камуфлирует. Это защищает от цензуры. Шутовство, а также дуракаваляние создают огромный комический эффект в литературе Средневековья. Композиция произведения – это постоянная смена эпизодов и образов.

Главная идея

Автор видел, как все мучаются от массового распространения религиозного суеверия. Люди в то время воспринимали высказывания необразованных и лукавых священников, как слово Божие. Поэтому они непременно следовали указаниям духовенства.

Простым людям были присущи невежество и фанатизм. Из-за этого отцы и матери не желали лечить или учить своих отпрысков. Они полагали, что вмешательство в разум и тело является дьявольским промыслом.

Главная идея произведения — демонстрация приобщения к национальной культуре французов, а не безоговорочное подчинение пугающей демагогии католицизма. Он искренне желал, чтобы человек рассчитывал на собственный здравый смысл, а не на абстрактные и неправильно истолкованные учения схоластиков. Теоретики были оторваны от настоящей жизни. Они не работали, поэтому не могли ничему толковому научить народ, ведь не понимали его потребностей.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Гаргантюа и Пантагрюэль

Популярные сегодня темы

В жизненном пути человек проходит светлый отрезок – это отрезок детства. Этому времени надлежит быть радостным, в эту пору в человеке формируется характер, отношение к себе и всему миру.

Киплинг начинает свою историю как басню. В таких историях животные приобретают черты человека, и их действия отражают определенные истины о поведении человека. Здесь Киплинг использует мангуста для воплощения

Сказка В. Гаршина «то, чего не было» признана одной из лучших сказок русских писателей. Она вошла в антологию. Это собрание литературных текстов преимущественно небольшого объёма. В антологию могут входить не только сказки

Повесть «Тимур и его команда» была написана Аркадием Гайдаром. Главная мысль повести – помощь другим людям. Такая мысль приходит в голову мальчику по имени Тимур. В подмосковном посёлке он из мальчишек и девчонок собирает команду.

Я родился в городе Пенза, и поэтому он самый любимый и лучший для меня. Тут я люблю все: от листика в парке до домика на окраине. Как в любом культурном и многонаселенном городе тут есть много достопримечательностей о которых я кратко расскажу.

Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»: композиция, система образов, фантастический гротеск. М. Бахтин о романе.

Франсуа Рабле́ (фр.François Rabelais; 1494, Шинон — 9 апреля1553, Париж) — французский писатель, один из величайших европейских сатириков-гуманистов эпохи Ренессанса, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

«Гаргантюа́ и Пантагрюэ́ль» (фр.La vie très horrifique du grand Gargantua, père de Pantagruel) — сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах-обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. Основным объектом для сатиры Рабле является церковь, белое духовенство и монашество. Автор «Гаргантюа и Пантагрюэля» в молодости сам был монахом, однако иноческая жизнь пришлась ему не по душе, и с помощью своего покровителя Жоффруад’Этиссака Рабле смог без неприятных последствий покинуть монастырь.

В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов (зная последний предмет не понаслышке). Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации — непомерное стремление к наживе, претензии пап на политическое господство в Европе, ханжеское благочестие, прикрывающее развращённость служителей церкви. Сильно достаётся средневековой схоластике — оторванным от реальной жизни размышлениям о месте Бога в земном бытии — и известным философам-схоластам в частности.

Отдельных насмешек удостоены некоторые места из Библии. Например, эпизод с воскрешением ЭпистемонаПанургом пародирует библейское сказание о воскрешении ЛазаряИисусом Христом, а рассказ о великане Хуртали высмеивает легенду о Ноевом ковчеге. Рождение Гаргантюа через левое ухо матери Рабле объясняет всемогуществом Господа Бога, а тех, кто отказывается этому верить, объявляет еретиками (здесь пародируется религиозный фанатизм и слепая вера в евангельские чудеса, восходящие к Тертуллиану — «верую, ибо абсурдно»). Неудивительно, что все книги «Гаргантюа и Пантагрюэля» были осуждены богословским факультетом Сорбонны как еретические.

Читать еще:  Где родился джон леннон. Джон Леннон в молодости и в зрелые годы

В своём романе Рабле не только борется со «старым миром» при помощи сатиры и юмора, но и провозглашает новый мир так, как он его видит. Средневековой косности и бесправию Рабле противопоставляет идеалы свободы и самодостаточности человека. Наиболее полно своё видение этих идей на практике автор «Пантагрюэля» изложил в эпизоде с Телемским аббатством, которое брат Жан организует с разрешения Гаргантюа. В аббатстве отсутствуют принуждение и предрассудки и созданы все условия для гармоничного развития человеческой личности. Устав аббатства состоит из одного правила: «Делай что хочешь»

Главы о Телемском аббатстве, а также о воспитании Гаргантюа под руководством Понократа, являются законченным воплощенем принципов гуманизма. В этом отношении «Гаргантюа и Пантагрюэль» — ярчайший литературный памятник эпохи Возрождения, когда происходил слом одной культурной парадигмы — средневековой, и возникновение другой — ренессансной.

Излюбленный приём Рабле — гротеск, гипербола («супергипербола», по выражению А. Дживелегова). Это связано с личностями главных героев — великанов Гаргантюа и Пантагрюэля. Подчас они спокойно уживаются с обычными людьми (едят с ними за одним столом, плывут на одном корабле), но далеко не всегда. Гаргантюа садится отдохнуть на собор Парижской Богоматери и принимает пушечные ядра за мух, Пантагрюэля приковывают к колыбели цепями, служащими для перекрытия гаваней. Кульминации этот приём достигает, когда Пантагрюэль, высунув язык, укрывает от дождя свою армию, а один из его приближённых случайно попадает в рот своему господину и обнаруживает там города и деревни.

Много места в романе уделяется грубоватому юмору, связанному с человеческим телом [1] , много говорится об одежде, вине, еде и венерических заболеваниях (пролог первой книги начинается со слов «Достославные пьяницы и вы, досточтимые венерики (ибо вам, а не кому другому, посвящены мои писания)!»). Это совершенно нетипично для средневековой романистики, считавшей перечисленные темы низкими и не достойными упоминания.

Характерная особенность «Пантагрюэля» — обилие крайне подробных и в то же время комичных перечислений блюд трапез, книг, наук, законов, денежных сумм, животных, смешных имён воинов и тому подобного. Объёмные и скрупулeзные перечни порой образуют целые главы (книга IV, глава LX «О том, какие жертвы приносили своему богу гастролатры в дни постные» и т. д.).

«Гаргантюа и Пантагрюэль» неразрывно связан с народной культурой Франции позднего Средневековья и Возрождения. Из неё Рабле позаимствовал и своих главных героев, и некоторые литературные формы (например, блазоны или так называемые coq-à-l’âne — словесные бессмыслицы), и, главное, сам язык повествования — со множеством непристойных словесных оборотов и комических аллюзий разнообразных священных текстов, язык, проникнутый атмосферой весёлого народного праздника, откуда гонят всякую серьёзность. Этот язык разительно отличался от того, которым были написаны средневековые схоластические трактаты или латинизированные богемные сочинения некоторых современников Рабле (подражание латыни высмеяно в главе о лимузинце второй книги романа).

После Рабле его основные приёмы использовали другие французские писатели XVI века: БонавентураДеперье, НоэльдюФайль и другие.

Бахтин: «Из всех великих писателей мировой литературы Рабле у нас наименее популярен, наименее изучен, наименее понят и оценен.А между тем Рабле принадлежит одно из самых первых мест в ряду великих создателей европейских литератур. Белинский называл Рабле гениальным, «Вольтером XVI века», а его роман – одним из лучших романов прежнего времени. Западные литературоведы и писатели обычно ставят Рабле – по его художественно-идеологической силе и по его историческому значению – непосредственно после Шекспира или даже рядом с ним. Французские романтики, особенно Шатобриан и Гюго, относили его к небольшому числу величайших «гениев человечества» всех времен и народов. Его считали и считают не только великим писателем в обычном смысле, но и мудрецом и пророком. Вот очень показательное суждение о Рабле историка Мишле:«Рабле собирал мудрость в народной стихии старинных провинциальных наречий, поговорок, пословиц, школьных фарсов, из уст дураков и шутов. Но, преломляясь через это шутовство, раскрывается во всем своем величии гений века и его пророческая сила. Всюду, где он еще не находит, он предвидит, он обещает, он направляет. В этом лесу сновидений под каждым листком таятся плоды, которые соберет будущее. Вся эта книга есть «золотая ветвь». (Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса)

“Гаргантюа и Пантагрюэль или работа толстого кишечника”

Когда-то в техникуме по предмету “Зарубежная литература” я изучала литературу Франции 16 века. Очень мне запомнился рассказ преподавателя о книге, основным объектом сатиры которой являлось высмеивание белого духовенства и монашества в Позднее Средневековье. Сам автор, Франсуа Рабле, в молодости был монахом, но покинул монастырь, так как жизнь в его стенах была ему не по душе. Из источников было выявлено то, что Рабле собирал фольклор, предания, истории, пословицы, шутки своего народа. Он хотел высмеять людскую глупость и тупость. Эпоха была карнавальная, где мат, восхваление низших страстей и потребностей тела было главным для людей. Своим произведением он призывает нас к тому, чтобы мы возвысились над своими страстями и пороками. Именно так можно достичь высокого духовного развития и самосовершенствовать себя. Стремления к идеалам, к тому, чтобы стать лучше, гармоничнее и благороднее – основа цели любого человека.

Читать еще:  Чукчи не могут жить в городах. Почему чукча - герой анекдотов? Умеют за себя постоять

В романе он высмеивает многочисленные притязания церкви, пороки, невежество и лень монахов. Массовый протест в период Реформации вызывали: непомерное стремление к наживе, претензии попов на политическое господство в Европе, ханжеское благочестие, прикрывающее развращённость служителей церкви. Отдельным насмешкам удостоены некоторые места из Библии. В своём романе Рабле не только борется со «старым миром» при помощи сатиры и юмора, но и провозглашает новый мир так, как он его видит. Средневековой косности и бесправию Рабле противопоставляет идеалы свободы и самодостаточности человека. Обращаясь к достославным пьяницам и досточтимым венерикам, автор приглашает их развлекаться и веселиться, читая его книгу, и просит не забыть за него выпить.

Каждая книга Рабле это эпизод из жизни главного героя, основным смыслом жизни которого является вкусно и до отвала поесть, попить, помолиться и испражниться. Особенно интересно путешествие совершаемое помощниками-очистителями по толстому кишечнику героя. Проникнув через его ухо внутрь они совершили большую внутреннюю работу по очищению и исцелению владельца тела.

К концу пятого года Грангузье, возвратившись после поражения канарийцев, навестил своего сына Гаргантюа. Обрадовался он ему, как только мог обрадоваться такой отец при виде такого сына: он целовал его, обнимал и расспрашивал о всяких его ребячьих делах. Тут же он не упустил случая выпить с ним и с его няньками, поговорил с ними о том о сем, а затем стал подробно расспрашивать, соблюдают ли они в уходе за ребенком чистоту и опрятность. На это ему ответил Гаргантюа, что он сам завел такой порядок, благодаря которому он теперь самый чистый мальчик во всей стране. – Как так? – спросил Грангузье. – После долговременных и любопытных опытов я изобрел особый способ подтираться, – отвечал Гаргантюа, – самый, можно сказать, королевский, самый благородный, самый лучший и самый удобный из всех, какие я знаю. – Что же это за способ? – осведомился Грангузье. – Сейчас я вам расскажу, – отвечал Гаргантюа.

Приведу Вам более 14 оригинальных способов гигиены после испражнения тела, эксперимент-анализ героя:

  1. Бархатной полумаской одной из придворных, дам и нашел, что это недурно, – прикосновение мягкой материи к заднепроходному отверстию доставило мне наслаждение неизъяснимое.
  2. В другой раз – шапочкой одной из помянутых дам, – ощущение было то же самое.
  3. Затем шейным платком.
  4. Затем атласными наушниками, но к ним, оказывается, была прицеплена уйма этих поганых золотых шариков, и они мне все седалище ободрали. Антонов огонь ему в зад, этому ювелиру, который их сделал, а заодно и придворной даме, которая их носила!
  5. Боль прошла только после того, как я подтерся шляпой пажа, украшенной перьями на швейцарский манер.
  6. Затем как-то раз я присел под кустик и подтерся мартовской кошкой, попавшейся мне под руку, но она мне расцарапала своими когтями всю промежность.
  7. Оправился я от этого только на другой день, после того как подтерся перчатками моей матери, надушенными этим несносным, то бишь росным, ладаном.
  8. Подтирался я еще шалфеем, укропом, анисом, майораном, розами, тыквенной ботвой, свекольной ботвой, капустными и виноградными листьями, проскурняком, диванкой, от которой краснеет зад, латуком, листьями шпината, – пользы мне от всего этого было, как от козла молока, – затем пролеской, бурьяном, крапивой, живокостью, но от этого у меня началось кровотечение, тогда я подтерся гульфиком, и это мне помогло.
  9. Затем я подтирался простынями, одеялами, занавесками, подушками, скатертями, дорожками, тряпочками для пыли, салфетками, носовыми платками, пеньюарами. Все это доставляло мне больше удовольствия, нежели получает чесоточный, когда его скребут.

– Так, так, – сказал Грангузье, – какая, однако ж, подтирка, по-твоему, самая лучшая? – Вот к этому-то я и веду, – отвечал Гаргантюа, – сейчас вы узнаете все досконально. 10. Я подтирался сеном, соломой, паклей, волосом, шерстью. 11. Бумагой, но —Кто подтирает зад бумагой, Тот весь обрызган желтой влагой*. 12. Потом я еще подтирался, – продолжал Гаргантюа, – головной повязкой, думкой, туфлей, охотничьей сумкой, корзинкой, но все это была, доложу я вам, прескверная подтирка! Наконец шляпами. Надобно вам знать, что есть шляпы гладкие, есть шерстистые, есть ворсистые, есть шелковистые, есть атласистые. Лучше других шерстистые – кишечные извержения отлично ими отчищаются. 13. Подтирался я еще курицей, петухом, цыпленком, телячьей шкурой, зайцем, голубем, бакланом, адвокатским мешком, капюшоном, чепцом, чучелом птицы. 14. В заключение, однако ж, я должен сказать следующее: лучшая в мире подтирка – это пушистый гусенок, уверяю вас, – только когда вы просовываете его себе между ног, то держите его за голову. Вашему отверстию в это время бывает необыкновенно приятно, во-первых, потому, что пух у гусенка нежный, а во-вторых, потому, что сам гусенок тепленький, и это тепло через задний проход и кишечник без труда проникает в область сердца и мозга. И напрасно вы думаете, будто всем своим блаженством в Елисейских полях герои и полубоги обязаны асфоделям, амброзии и нектару, как тут у нас болтают старухи. По-моему, все дело в том, что они подтираются гусятами, и таково мнение ученейшего Иоанна Скотта.
Книга эта изменила в своё время жизнь Европы. Внесла новую, живую, озорную струю в мир мрачного, пропитанного религиозным фанатизмом средневекового мировоззрения. Автор показал, что в жизни есть место не только подвигу во имя Господа, и радость бытия заключается не только в религиозном экстазе а в простых, доступных и повседневных вещах — хорошо поесть (и выпить) , хорошо поспать (и переспать) , хорошо похохотать над аскетическими монахами (и не только над ними) . Автор радовался жизни и хотел, чтобы окружающие тоже не зацикливались на мыслях о загробном мире, а поглядев вокруг увидели всю полноту вселенной скрытую церковными шорами. Он хотел возродить античное представление о предназначении человека на земле. Книга эта освободила дух, дала свободу разуму.
А может мы сейчас и мыслим-то так свободно благодаря Рабле.
Можно, конечно, придираться и к стилю и к фривольности и даже к откровенному литературному хулиганству. Ну и пусть. «Человечество расстаётся с прошлым смеясь. А над похождениями этих жизнелюбивых толстяков народ смеётся уже не один век.
Высмеивание: Момент воскрешением Эпистемона Панургом, пародирует известную библейскую легенду о воскрешении Лазаря Иисусом Христом, а повествование о великане Хуртали высмеивает сказание о Ноевом ковчеге. Слепая вера в божественное чудо и духовный фанатизм отражены в эпизоде рождения Гаргантюа из уха матери, всех кто не верит в возможность появления дитя из уха, по воле всемогущего Господа Бога, Рабле называет еретиками. Благодаря этим и другим богохульским эпизодам, все 5 томов «Гаргантюа и Пантагрюэля», были признаны богословским факультетом Сорбонны еретическими. «Гаргантюа и Пантагрюэль» неразрывно связан с народной культурой Франции позднего Средневековья и Возрождения. Из неё Франсуа Рабле позаимствовал своих главных героев и некоторые литературные формы.
Автор призывает нас знать меру во всём, в еде и в удовольствиях тела. Не забывать о душе своей, заботиться о своей духовности, так как главная цель человека стать гармоничной личностью.

Читать еще:  Истории успеха. Группа кватро (kvatro) Изменения в группе кватро

Чревоугодие (обжорство) – это пристрастие к вкусной, обильной и вредной пище, нарушение постов. Неумеренность и жадность в еде унижает достоинство человека. В античности считалось, что обжорство вызывает как телесное страдание, так и страдание души, так как предмет радости сластолюбца не является истинным благом. Борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к еде, сколько размышление о её истинном месте в жизни.

Преподобный Авва Дорофей в «Душеполезных поучениях», разделял грех чревоугодия на две составляющие:

  • Гастримаргия (греч. чревобесие) — стремление человека просто наполнить своё чрево, не особенно уделяя внимание вкусу пищи.
  • Лемаргия (греч. гортанобесие) — стремление человека к наслаждению от потребления вкусной пищи, получение удовольствия от вкуса.

Чревоугодники возвышали всегда чувственное удовольствие, а не духовность. Это победа тела над духом, которая доводит человека до скотского состояния. Обжорство погружает человека в мрачную дремоту, делает его ленивым и тупым. Чтобы лечить болезнь нужно выяснить откуда она появилась и убрать факторы риска.

Рекомендации по излечению:

1. Начинаем контролировать размер порций еды. Ежедневно снижаем его понемногу.

2. Выпивать за 15 минут до еды стакан тёплой воды.

3. Начинаем соблюдать режим дня, совершаем прогулки и делаем зарядку.

4. Меняем рацион, состав пищи.

5. Приём пищи 5-6 раз в день, каждые 2-3 часа мини-порциями (две ладошки).

Смысл дробного питания заключается в разделении приемов пищи на 5-6 раз и уменьшении объемов порций. Разделив питание на 2,5 — 3 часа, можно сформировать привычку здорового питания, сбросив в неделю до 1,5 кг. Слизистой желудка вырабатывается гормон грелин при длительных перерывах между трапезами. Он отвечает за чувство голода. Чем больше он вырабатывается, тем быстрее ощущается голод. Уменьшая промежутки времени в питании, добиваются того, что грелину не будет хватать времени для набора необходимой концентрации. Это позволит повысить уровень метаболизма, снизить вес и закрепить результат.
https://islimming.ru/9997/pitanie-malenkimi-portsiyami/ Нарушение нормального процесса работы кишечника приводит к запору, диареи. Микрофлору кишечника образуют лактобактерии, бифидобактерии, пропионобактерии, энтерококки, кишечная палочка. Причины, способствующие нарушению работы кишечника:

  • стрессы, депрессия, психологические расстройства;
  • неправильное, несбалансированное питание;
  • малоподвижный образ жизни (работа в офисе, к примеру);
  • частые переезды (смена климатических условий);
  • заболевания — сахарный диабет, сбои в нервной системе, геморрой и т. д.;
  • некачественная, либо высококалорийная пища;
  • запоры. Трудности с опорожнением кишечника могут возникнуть на фоне употребления высокого количества белков, растительной пищи и воды;
  • лекарственные препараты — наркотические анальгетики, слабительные, антидепрессанты, препараты для сердца и лекарства, понижающие давление.

Чтобы стабилизировать работу кишечника нужно отказаться от вредных привычек, нормализовать своё питание и режим дня. Для этого потребуется большая сила воли и человеку самому порой не справиться. Сейчас создано много медицинских центров по оказанию помощи людям, которые нуждаются в психологической помощи по этому вопросу. Не затягивайте с этим! Берегите себя и своё здоровье!

Источники:

https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-romana-gargantyua-i-pantagryuehl-fransua-rable
https://studopedia.ru/20_46165_roman-f-rable-gargantyua-i-pantagryuel-kompozitsiya-sistema-obrazov-fantasticheskiy-grotesk-m-bahtin-o-romane.html
https://b17.ru/article/gargantjua_i_pantagrjuel_ili_rabota/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]