9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Культура определение обществознание. Сфера духовной культуры и ее особенности

Сфера духовной культуры и ее особенности

Лекция 4.

Тема 2. Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и ее особенности

Духовная культура – совокупность духовность ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, образование, религия, мораль, философия, право, искусство.

Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово культура обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.В современном языке понятие культура употребляется в основном в двух значениях — «широком» и «узком».В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности, которые связаны с искусством.В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека.К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Выделяют следующие подвиды духовной культуры:

  1. Произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно–природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);
  2. Театральное искусство (театральные образы);
  3. Произведение изобразительного искусства (живопись, графика);
  4. Музыкальное искусство (музыкальные образы);
  5. Различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т. д.);
  6. Общественно–психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи, и т. д.).

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

Духовная культура имеет некоторые важные черты, которые отличают ее от других областей культуры:

  • духовная культура бескорыстная. Ее сущность — не польза, не выгода, а «радость духа» — красота, знание, мудрость. Духовная культура нужна людям сама по себе, а не ради решения каких-нибудь внешних по отношению к ней утилитарных задач.
  • в духовной культуре человек в сравнении с другими областями культуры получает наибольшую свободу творчества. Безграничное пространство для творчества представляет искусство;
  • творческая деятельность в духовной культуре — это особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли. Этот мир несравненно богаче реального мира.
  • духовная культура чувствительно реагирует на внешнее влияние в области культуры: она способна ощущать изменения в жизни людей и откликаться на них изменениями в себе, она находится в постоянном напряжении и движении, является самой уязвимой областью культуры: люди в трудных жизненных обстоятельствах тяготятся ею. Вот почему духовная культура более всего страдает при социальных катаклизмах: революции и реформы в обществе приводят к упадку духовной культуры народа. Духовная культура нуждается в заботе общества, сохранение и развитие ее требует от общества усилий. Если люди перестают ею интересоваться, она теряет внутреннее напряжение и движение.

ОГЭ. ТЕОРИЯ.Сфера духовной культуры. 2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.

2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.

План.

  • Сущность понятий «духовная культура» и «духовная сфера общества».
  • Культурное наследие, духовные ценности.
  • Особенности духовных ценностей.
  • Культурный человек.
  • Функции культуры.
  • Формы и разновидности культуры.
  • Диалог культур.
  • Искусство и его направления.
  • Особенности духовной жизни современной России.

Духовная культура.

Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.

Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

Духовная культура (от лат. возделывание, обработка) – это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству , освоению и применению.

Культура в узком смысле — степень воспитанности человека.

Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина).

Культурные ценности – это не только отдельные объекты — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т. п., но и явления, такие, как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т. д.

Читать еще:  Басни о животных древней индии. Интересные факты Древней Индии (15 фото)

Особенности духовных ценностей.

  • Долговечны (даже ели не сохранились до наших дней многие шедевры мировой культуры, но память о них передаётся из поколения в поколение через легенды, предания, воспоминания и т. п.).
  • Безграничны потребности людей в духовных ценностях.
  • Запечатлевают особенности личности автора.
  • Могут иметь автора, а могут быть анонимными.
  • Созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий (учителя, библиотекари, музейные работники, учёные в самых разных областях знания, писатели, художники, артисты, музыканты.)Для этого создаются многочисленные специализированные учреждения: библиотеки, архивы, школы и высшие учебные заведения, научные институты, консерватории, театры, клубы, филармонии, музеи и выставочные залы.
  • Для их создания существуют учреждения, готовящие кадры профессиональных работников культуры (музыкальные и художественные школы и училища, консерватории, колледжи и институты культуры и др.)
  • Участие в создании духовных ценностей не профессиональными работниками: занятия художественной самодеятельностью, создание в свободное от основной работы время произведения искусства и т.д.

Культурные универсалии — нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).

Какого человека можно назвать культурным?

Культурный человек – это…

  • Образованный, стремящийся получить знания и применять и в жизни.
  • Не замыкающийся только в узких рамках специальных знаний, интересующийся не только тем, что практически полезно, то есть широкообразованный человек.
  • Ценящий и понимающий красоту и богатство произведений культуры.
  • Человечный, порядочный, не позволяющий унижать и оскорблять себя и других.
  • Знающий правила поведения и следующий им.

Основные функции культуры.

  • Познавательная — формирование представлений о народе, стране, эпохе
  • Оценочная – определение системы ценностей
  • Регулятивная – формирование системы норм и требований
  • Информативная – передача опыта, ценностей
  • Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей, их распространение
  • Социализирующая – усвоение норм и культурных ценностей, приучение его к социальным ролям, нормативному поведению

Формы и разновидности культуры.

Типология культур:

  • по связи с религией: религиозная и светская;
  • по региональному признаку: культура Востока и Запада;
  • по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
  • по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
  • по связи с территорией: сельская и городская культура;
  • по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
  • по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.
  • по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.

Элитарная, массовая и народная культуры

Элитарная

  • создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами.
  • её девиз: «Искусство для искусства».
  • трудна для восприятия неподготовленного человека
  • не имеет коммерческой выгоды
  • стремится к новаторству, постоянному поиску нового, эстетической свободе

Массовая

  • Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе
  • Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков.
  • Самая широкая аудитория.
  • Утверждает простые и понятные представления.
  • Редко или почти не поднимает вечных проблем
  • Демократична, легко воспринимается, не требует специальной подготовки
  • Цель — получить коммерческую выгоду.
  • Сленговое название- кич, китч (в переводе с нем.)- дешёвка
  • Занимательна.
  • Серийная. Тиражируемая.
  • Пассивное потребление.

Народная

  • Культура конкретного народа, основанная на национальных традициях, обычаях, ценностях
  • Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
  • Может быть индивидуальной (изложение легенды), групповой (исполнение песни), массовой ( карнавал).
  • Связана с религиозной субкультурой.
  • Является частью мировой культуры.
  • Существует преимущественно в устной форме. Может существовать в двух видах: популярная – отражает современный быт, обычаи, нравы, фольклорная – обращается к прошлому

Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры.

Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей. Например, национальная, молодежная, религиозная.

Контркультура — вид субкультуры, которая противостоит доминирующей. Например, хиппи, эмо, уголовный мир.

Искусство.

Искусство – образное и наглядное отражение жизни людей в художественных образах, имеющее специальные средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.

Основные направления искусства.

  • Танцы,
  • Музыка,
  • Живопись, скульптура,
  • Архитектура,
  • Литература и фольклор,
  • Театр и кино,
  • Спорт и игры.
  • СМИ – это средства массовой информации: периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроника и т. д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ.

Формы духовной культуры

  • Мораль— совокупность правил поведения, представлений человека о добре и зле.
  • Миф – сказания, предания, передающие первичное представление человека о мире, о происхождении всего сущего, о месте человека в мире.
  • Религия — мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, существование Бога или богов.
  • Искусство— отражение окружающего мира при помощи системы образов.
  • Философия – «любовь к мудрости», наука о наиболее общих вопросах и проблемах бытия
  • Наука — теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на результатах научных исследований.
  • Идеология – система взглядов, убеждений, установок, ценностей, цели и программа деятельности.
Читать еще:  Специфика мифологического мировоззрения. Первоначальные формы мировоззрения

Духовный мир человека — это его взгляды, мировоззрение, ценности, идеалы, социальная деятельность, направленная на созидание, сохранение, распространение культурных и духовных ценностей.

Духовность – это одухотворённость, опора на высокие нравственные, религиозные принципы и идеалы.

Бездуховность — отсутствие высоких нравственных, гражданских, культурных качеств, эстетических потребностей, преобладание биологических инстинктов.

Особенности духовной жизни современной России

  • Широкое использование достижений мировой культуры
  • Формирование новых духовных ценностей на базе старых
  • Диалог религий
  • Возрождение национальных культур
  • Интеграция культурного наследия
  • Приоритет западных культурных ценностей

Национальная культура— ценности, нормы, образцы поведения, которые характерны для представителей определённой нации.

Национальное самосознание— совокупность взглядов и оценок, выражающих содержание, уровень и особенности представлений представителей нации о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.

Национальный менталитет – склад ума, стереотипы, жизненные установки членов нации.

Тенденции развития национальных культур

  • Интеграция — взаимообогащение культур разных национальностей
  • Дифференциация — стремление обособиться, неприятие другой культуры

Диалог культур – это взаимное обогащение различных культур, их влияние, проникновение, уважение ценностей других культур, толерантное к ним отношение, стремление понять и принять лучшее.

Культурная среда.

Культурная среда — среда, необходимая для здорового личного и общественного развития:

  • Культура труда – организация труда, позволяющая человеку максимально и эффективно проявить свои творческие способности, реализовать себя в профессиональной и трудовой деятельности.
  • Культура быта— совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере быта.
  • Культура общения – гуманное отношение человека к человеку, соблюдение норм вежливости, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т.д.
  • Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят своё внешнее проявление моральные и эстетические нормы.
  • Культура языка и речи – уровень речевого развития человека, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение использовать большой словарный запас, убедительность, выразительность речи
  • Культура питания – осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, необходимости здорового питания, умение организовать правильно своё питание
  • Культура чувств — степень эмоциональной одухотворённости человека, его умение чувствовать, улавливать оттенки чувств других, тактичное отношение к людям

Культура мышления — способность к саморазвитию, умение выходить за рамки стереотипов мышления.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

ГИА по обществознанию

Духовная сфера – это область создания и освоения духовных благ. Элементами духовной сферы являются духовные потребности как источник духовной деятельности общества, средства осуществления духовного производства, а также субъекты духовной деятельности. Духовные ценности – главный элемент духовной сферы – существуют в виде идей и материально воплощаются в виде языка, произведений искусства и т. д.

Духовная сфера включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища и т. д. У этой сферы три главные задачи. Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарной областях, т. е. создавать авангардные технологии, проекты космических кораблей, расшифровывать старинные тексты, описывать законы вселенной и т. д. Образование призвано передавать открытые учеными знания последующим поколениям самым эффективным способом, для чего создаются школы и университеты, новейшие программы и методики преподавания, готовятся квалифицированные преподаватели. Культура призвана создавать вненаучные, а именно – художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях. В культуру следует включить и религию, которая выступает основой духовной культуры любого общества. 1

Понятие культуры

  • в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
  • в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. 2

Основные функции культуры

  • познавательная – это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;
  • оценочная – осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;
  • регулятивная (нормативная) – формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
  • информативная – осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
  • коммуникативная – сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение;
  • социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию. 3

Формы и разновидности культуры. Типология культур:

Формы и разновидности культуры.

  • по связи с религией: религиозная и светская;
  • по региональному признаку: культура Востока и Запада;
  • по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
  • по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
  • по связи с территорией: сельская и городская культура;
  • по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
  • по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.
  • по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.

Различают также материальную (всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство) и духовную (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение) культуру. Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями. 4

Читать еще:  Как назвал иешуа га ноцри всех людей. Иешуа Га-Ноцри и Мастер Образ Иешуа Га-Ноцри

Элитарная, массовая и народная культуры

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры – “искусство для искусства”.

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень.

Народная культура признается особой формой культуры. В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор – ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка – яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – ее разновидность. 5

Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.). 6

Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры.

Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей. Например, национальная, молодежная, религиозная.

Контркультура – вид субкультуры, которая противостоит доминирующей. Например, хиппи, эмо, уголовный мир.

Одной из форм культуры, связанной с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира является искусство.

Основные направления искусства:

  • Танцы,
  • Музыка,
  • Живопись, скульптура,
  • Архитектура,
  • Литература и фольклор,
  • Театр и кино,
  • Спорт и игры.

Спецификой искусства как творческой деятельности является то, что искусство является образным и наглядным и отражает жизнь людей в художественных образах. Для художественного сознания характерны также специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке – звук, в скульптуре – объемно-пространственные формы.

Одним из видов культуры являются также средства массовой информации (СМИ).

СМИ – это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника и т. д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ. 7

Источники:

https://studopedia.ru/19_298314_sfera-duhovnoy-kulturi-i-ee-osobennosti.html
https://obschestvoznanie-ege.ru/%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B-2-1-%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2/
https://oege.nnewer.ru/oge/sfera_duhovnoy_kultury/21_sfera_dukhovnoy_kultury_i_ee_osobennosti.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]