11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какое значение имеет образ Фирса в пьесе “Вишнёвый сад”? Вишнёвый сад.

Образ сада в пьесе «Вишнёвый сад»

Вишнёвый сад как центральный образ пьесы

Действие последнего произведения А.П. Чехова происходит в имении Раневской Любови Андреевны, которое через несколько месяцев будет продано на аукционе за долги, и именно образ сада в пьесе «Вишнёвый сад» занимает центральное место. Однако уже самого начала присутствие такого огромного сада вызывает недоумение. Довольно жесткой критике это обстоятельство подверг И.А. Бунин, потомственный дворянин и помещик. Он недоумевал, как можно превозносить вишневые деревья, которые не отличаются особой красотой, имеют корявые стволы и мелкие цветочки. Также Бунин обращал внимание на тот факт, что в барских усадьбах никогда не встречаются сады только одной направленности, как правило, они были смешанными. Если посчитать, то сад занимает площадь примерно в пятьсот гектар!

Это все показывает, что конкретного бытового значения образа вишневого сада в пьесе не замышлялось. Лопахин выделил только главное его преимущество: « Замечательного в этом саду только то, что он большой». Но именно образ вишневого сада в пьесе Чеховым вынесен как отображение идеального значения объекта художественного пространства, строящееся со слов действующих лиц, которые в течение всей сценической истории идеализируют и приукрашивают старый сад. Для драматурга цветущий сад стал символом идеальной, но уходящей в прошлое красоты. И эта скоротечная и разрушаемая прелесть былого, заключенная в мыслях, чувствах и поступках, притягательна и для драматурга, и для зрителей. Связав судьбу усадьбы с героями, Чехов соединил природу с социальной значимостью путем их противопоставления, тем самым раскрывая мысли и поступки своих действующих лиц. Он старается напомнить, каково истинное предназначение людей, для чего необходимо духовное обновление, в чем заключена красота и счастье бытия.

Вишневый сад – средство раскрытия характеров персонажей

Образ вишневого сада в сюжетном развитии пьесы имеет большое значение. Именно через отношение к нему происходит знакомство с мироощущением героев: становится понятно их место в исторических переменах, постигших Россию. Знакомство зрителя с садом происходит в мае, в замечательную пору цветения, а его аромат заполняет окружающее пространство. Из-за границы возвращается хозяйка сада, которая долго отсутствовала. Однако за годы, пока она путешествовала, в доме ничего не изменилось. Даже детская, в которой давно не было ни одного ребенка, носит прежнее название. Что для Раневской значит сад? Это ее детство, ей даже мерещится мать, ее молодость и не очень удачное замужество за человеком, как и она, легкомысленным транжирой; возникшая после смерти мужа сжигающая ее любовная страсть; гибель младшего сына. От всего этого она сбежала во Францию, бросив все, надеясь, что побег поможет ей забыться. Но и за границей она не нашла покоя и счастья. И теперь ей предстоит решать судьбу усадьбы. Лопахин предлагает ей единственный выход – вырубить сад, не приносящий ни какой пользы и весьма запущенный, и отдать освободившуюся землю под дачи. Но для Раневской, воспитанной в лучших аристократических традициях, все, что заменяемо деньгами и ими меряется – пошло. Отклонив предложение Лопахина, она вновь и вновь просит его совета, надеясь, что возможно спасти сад, не уничтожая его: « Что же нам делать?

Гаев перебирает способы спасения усадьбы, но все они безрезультатны и слишком фантастичны: получить наследство, выдать Аню за богача замуж, попросить денег у богатой тетушки, или перезанять у кого-нибудь. Впрочем, он об этом догадывается: «…у меня много средств…значит… ни одного». Ему тоже горько от потери родового гнезда, но его переживания не столь глубоки, как ему хотелось бы это показать. После аукциона его печаль развеивается, как только он слышит звуки так любимого им бильярда.

Для Раневской и Гаева вишневый сад – это ниточка в прошлое, где не было места мыслям о финансовой стороне жизни. Это счастливое беззаботное время, когда не нужно было что-то решать, не случалось никаких потрясений, и они были хозяевами.

Аня любит сад как то единственно светлое, что было в ее жизни « Я дома! Завтра утром встану, побегу в сад…». Она искренне переживает, но ничего сделать для спасения имения не может, полагаясь на решения своих старших родственников. Хотя на самом деле, она куда более рассудительна, чем мать и дядя. Во многом под влиянием Пети Трофимова сад перестает значить для Ани то же, что и для старшего поколения семьи. Она перерастает эту в чем-то даже болезненную привязанность к родным пенатам, и позже сама недоумевает, что разлюбила сад: «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде… мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад». И в финальных сценах она единственная из жителей проданного поместья, которая с оптимизмом глядит в будущее: «…Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь…»

Для Пети Трофимова сад – это живой памятник крепостничеству. Именно Трофимов говорит, что семья Раневской до сей поры живет прошлым, в котором они были владельцами «живых душ», и этот отпечаток рабовладения на них: « …вы …уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет…», и открыто заявляет, что Раневская и Гаев просто боятся настоящей жизни.

Единственный человек, полностью осознающий ценность вишневого сада – «новый русский» Лопахин. Он искренне восхищается им, называя местом «прекрасней которого ничего нет на свете». Он мечтает скорее очистить территорию от деревьев, но не с целью уничтожения, а чтобы перевести эту землю в новую ипостась, которую увидят «внуки и правнуки». Он искренне старался помочь Раневской сберечь имение и жалеет ее, но теперь сад принадлежит ему, и безудержное ликование странно перемешано с состраданием к Любови Андреевне.

Символический образ вишневого сада

Написанная на рубеже эпох пьеса «Вишневый сад» стала отражением происходящих в стране перемен. Старое уже ушло, а на смену ему идет неизведанное будущее. Для каждого из участников пьесы сад – свой, но символический образ вишневого сада – как уходящего былого для всех, кроме Лопахина и Трофимова, един. «Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест» – говорит Петя, тем самым показывая, что людям новой эпохи, к которым он относится, не свойственна привязанность к своим корням, и это настораживает. Люди, любившие сад, легко отказались от него, и это пугает, ведь если «Вся Россия наш сад», как говорит Петя Трофимов, что же будет, если на будущее России так же все махнут рукой? И вспоминая историю, мы видим: спустя всего чуть более 10 лет в России начали происходить такие потрясения, что страна действительно стала безжалостно уничтоженным вишневым садом. Поэтому можно сделать однозначный вывод: главный образ пьесы стал истинным символом России.

Характеристика и образ Фирса в пьесе Вишнёвый сад Чехова

Одна из основных смысловых оппозиций, представленных в пьесе Чехова «Вишневый сад», основана на противопоставлении патриархального, уходящего времени и нового времени, где нет места ни социальным, ни моральным, ни культурологическим рефлексиям.

Читать еще:  Где заниматься танцами. Как начать занятия танцами «с нуля»: осуществляем мечту

Старый восьмидесятисемилетний слуга в доме Гаева и Раневской, Фирс Николаевич, или, как все его называют, Фирс, – герой из прошлого. Из того прошлого, где сад плодоносил, а вишню возили возами, где не было социальных катаклизмов в виде отмены крепостного права и где любовь и преданность слуги своему господину была нормой и принималась как таковая.

В новой жизни, где хозяин – купец Лопахин, Фирсу с его представлениями о жизни, нет места, а потому его просто оставляют, забывают в запертом старом доме, таком же старом, как и он сам. Там, за дверями этого дома, Фирс в жизни бурной, наступательной, там, где выгода и расчет определяют все, никому не нужен с его сложившимися и укоренившимися представлениями о правде жизни.

Фирс был крепостным, но воля не была ему нужна не потому, что он раб по крови, а потому, что дом, в котором он служит, есть его настоящее и единственное пристанище, уходить из которого он не видит смысла.

Его белые перчатки, белый жилет – это не только детали его форменного туалета или дань традиции: так были всегда одеты слуги в доме помещиков Гаевых. Белый цвет в данном случае как символ чистоты мыслей Фирса, верности делу.

В пьесе Фирс ходит по сцене, опираясь на палочку – но дело не только в немощности старого слуги. Он не может понять, почему так стремительно меняется жизнь, почему то, что считалось незыблемо существующим (дом, сад), теперь никому не нужно. Поэтому и нуждается он в опоре, в палке, без которой уже не может удерживать равновесие самостоятельно. Всем кажется, что Фирс глухой, его слова воспринимают как бормотание. Таким образом, в Фирсе подчеркивается несоотнесенность с теми, кто забудет о нем совсем скоро и оставит умирать бессильного («Силушки нет», – говорит Фирс) в пустом доме.

«Недотёпой» называет Фирс сам себя в финале пьесы. Но в этом его определении не самоуничижение, не приговор самому себе. Время Фирса в прошлом, здесь и сейчас он только в ожидании как носитель воспоминаний о прекрасном прошлом вишневого сада, который он не может защитить, не может сам распорядиться его управлением, ведь он просто слуга, недотёпа. Но он умирает в запертом доме, оставаясь его вечным хранителем и преданным защитником.

Сочинение 2

В пьесе А.П. Чехова “Вишнёвый сад” присутствует огромное количество персонажей, разных по характеру и мировоззрению. Автор создавал это произведение во времена кардинальных изменений, происходивших после отмены крепостного права. Писатель хотел показать различия между приверженцами старых порядков и новым классом людей, которые смогли приспособиться к новому укладу жизни. Одним из ключевых персонажей произведения является Фирс. Он не только дополняет общую картину “Вишнёвого сада”, но и наглядно демонстрирует весь конфликт пьесы.

Фирс – мудрый старик, всю жизнь проработавший лакеем у помещицы Раневской. Ему уже давно исполнилось 87 лет, но уходить на покой он совсем не собирается. Внешне герой ничем не отличается от всех людей похожего статуса. Он одет в старую жилетку, рубашку и пиджак. На ногах у Фирса поношенные брюки и блестящие чёрные туфли. Лакей старается следить за собственным одеянием. Он аккуратен и чистоплотен. Несмотря на свой старческий возраст, Фирсу удаётся сохранять здравый рассудок. Его сообразительности и рациональности могут позавидовать даже его хозяева: Раневская и Гаев. Данный персонаж старается бережно обходиться с вещами, зная им цену. Зато он положительно относится к помещичьему землевладению. Старик считает, что такое устройство жизни гарантирует стабильное развитие государства. Его даже не смущают страдания крестьян и других представителей низших слоёв населения России.

Фирсу фигурирует в малом количестве явлений, поэтому проследить его взаимоотношения с другими протагонистами очень проблематично. Но можно выделить тот факт, что Фирс обходителен со своими хозяевами. Даже после отмены крепостного права он не ушёл от них и продолжал доблестно прислуживать. Лакей осознавал, что его помещики не смогут прожить и дня без его помощи. Например, Гаев в свои 50 лет не умеет надевать штаны. 87 летний старик продолжает обслуживать их. Он стал неким родителем, который растит чужих детей. Дворяне не замечают заботу и уход Фирса и относятся к нему, как к движимому имуществу. Они считают, что он не достоин их внимания.

Примечательна и трагична смерть Фирса в конце произведения. Остальные герои, продав имение и сад, уезжают из дома. Они забывают своего старого лакея. В итоге, несчастный старик остаётся в одиночестве и умирает. Эта сцена несёт в себе идейный смысл. Автор хотел подчеркнуть, что Фирс, как почитатель устоев и ценностей прошлого, забывается и увядает. Со смертью этого человека уходит целая эпоха крепостничества. А уехавшие персонажи смогли принять новый миропорядок и пошли навстречу успеху. Несмотря на доброжелательный характер Фирса, он не мог прижиться в новой России. Поэтому лакей и был оставлен всеми, как пережиток прошедшего времени.

Читать еще:  Без вести пропавший 1946 описание. Помню Андрея Горского, художника Памяти

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Фирса в пьесе Вишнёвый сад

Популярные сегодня темы

В произведении Платонова «На заре туманной юности», рассказывается об обычных людях, которые родились и живут в России. И как они жили после того как революция закончилась.

Произведение является составной частью авторского прозаического цикла под названием «Человеческая комедия», основной темой которого представляется изображение искренней отцовской любви, не нашедшей

Маша Троекурова родилась в старинной дворянской в семье. Она рано осталась без матери. Ее отец Кирила Петрович после службы вышел в отставку в чине генерал-аншефа.

Современный мир настолько сильно изменился, что многие даже и не знают о том, что такое благородство, и какой поступок можно назвать благородным?

Милон, сам по себе, человек храбрый и благородный, как и положено любому офицеру. Он никогда не боялся отдать жизнь за свою державу.

Образ и характеристика Фирса Вишнёвый сад Чехова сочинение

В пьесе Чехова «Вишнёвый сад» меня лично привлекает не так много персонажей, но один из них поразил меня своим здравомыслием по сравнению с другими героями — это Фирс.

Фирс — старый слуга, которому восемьдесят семь лет. Он очень рассудительный, тихий, спокойный и рациональный человек. Только вот пришлось ему жить в век, когда настигла его большая беда: отмена крепостного права. Да-да, для Фирса это настоящая беда, потому что он приверженец старых взглядов, он искренне верит в то, что для того, чтобы в стране и в обществе был порядок, этому самому обществу просто необходимы отношения «барин-слуга». Когда у каждого есть свои обязательства и за счёт этого складывается нормальный, упорядоченный государственный строй. Отмена же такого строя влечёт за собой ужасные последствия для людей, которые привыкли к старым законам: они попросту не знают, зачем они более нужны в этом мире. То же коснулось и Фирса, его душевная рана открылась потому, что он не знает, зачем он нужен, он чувствует себя лишним.

Тем не менее наш герой понимает, что о Раневской и Гаеве, которым он прислуживает, никто не позаботится, что они не приспособлены к жизни и эмоционально не повзрослели настолько, чтобы Фирс смог спокойно уйти на покой. Гаев даже не может сам надеть нужные штаны, хотя ему пятьдесят лет! Эти два «ребёнка» и держат ещё Фирса на плаву.

Что касается главного объекта пьесы — вишнёвого сада, то его образ тесно связан с Фирсом, потому что сама жизнь, старые устои и тот стабильный мир, который был у пожилого слуги, он и ассоциирует с вишнёвым садом, который вот-вот канет в Лету.

Фирса очень часто ассоциируют с духом усадьбы, потому что он впитал в себя очень много лет жизни в усадьбе, знавал многих предков, владевших ею и очень уважал господ, которым она принадлежит сейчас. Фирс — это символ преданности до последнего вздоха своим взглядам, а вместе с тем и своим господам: даже после их отъезда из усадьбы он продолжает там жить.

Смерть же Фирса для меня, как для читателя, означала и смерть всех старых порядков усадьбы, означала какой-то логичный, но очень тревожный и угнетающий конец целой эпохи таких верных и преданных слуг, каким был Фирс. На смену же ему приходят такие лакеи, как Яша. Я думаю, что Яша — яркий антагонист Фирса, нужный, чтобы ещё раз подчеркнуть читателю разница между миром прошлым и миром будущим после переломного момента — отмены крепостного права.

Вариант 2

Фирс в этом произведении относится скорее к положительным персонажам. На фоне других, он удивляет собственным здравым смыслом.

Он является пожилым слугой, которому уже минуло восемьдесят семь лет. В его характере можно выделить спокойствие, равномерность, рациональность и усердие. Он живёт в то время, когда было отменено крепостное право. Для Фирса это целая трагедия. Дело в том, что старый слуга очень преданно служит своим господам. Он не понимает нововведения. Для него было всегда понятно такое отношения, когда есть господа, которые отдают приказания, и слуги, выполняющие их. Если у всех есть собственные обязанности и правила поведения, значит в стране всегда будет порядок. Когда же подобная иерархия нарушается, то приверженцы старых традиций не поймут, что же им делать. Ведь они продолжительное время существовали вместе со старыми обычаями, к которым они вполне привыкли. Поэтому с недавнего времени, после крепостной реформы, Фирс чувствует себя угнетённым. Он не знает, что ему делать, ведь теперь он никому стал не нужен. Поэтому он сильно опечален.

Однако старый слуга прекрасно знает, что Гаеве и Раневская не смогут справиться без его помощи. Он всегда им прислуживал, они практически ничего не делали самостоятельно. Пока что они ещё стали настолько взрослыми в эмоциональном плане, чтобы Фирс ушёл с работы со спокойной душой. А Гаев не способен даже надеть необходимые ему штаны, несмотря на то, что ему уже есть полтинник! Только потому, что эти двое ещё не встали на путь самостоятельности, Фирс ещё работает слугой.

Также особое отношение имеет Фирс к вишнёвому саду – основному предмету в этом произведении. С ним пожилой человек ассоциирует свои самые лучшие годы, когда он был ещё молодым слугой. Там раньше был крепкий и дружный мир, с его обитателями и традиционными устоями. Этому саду осталось совсем немного времени и его больше не будет.

Фирс походит на усадебного духа, который очень стар и пережил нескольких владельцев вишнёвого сада. Да и нынешних господ преданный слуга всегда уважает. Фирс – единственный, кто нескольких владельцев усадьбы и им предан всей своей душой. По сути, он и является символом преданности и верности.

Читать еще:  Русская служба Би-би-си – Информационные услуги. Интервью с сергеем ильиным

Сочинение про Фирса

Произведения Гоголя всегда были наполнены темами, которые будоражили умы его современников, заставляя их размышлять над тем или иным вопросом, говоря иначе, он заставлял людей мыслить, пытаясь направить их на путь просветления и осознанности, и неважно кто эти люди.

Так в своём произведении “Вишнёвый сад” он обсуждает с читателем тему отмены крепостного права, возможных последствий данного события, и прочих вещей, насчёт которых неплохо было бы поразмышлять вместе. Собственно, он так и сделал в своём произведении. А именно в данном произведении он размышляет через образ Фирса.

Через его образ автор передаёт нам всю ту гамму эмоций, которую испытывало старое поколение, привыкшее к устоявшимся нормам и правам. Через образ Фирса также прослеживается проблема консерватизма, то есть отрицания всего нового и революционного, так как старое общество привыкло к устоявшимся правилам и не хотело их менять, именно этим и объясняется излишний консерватизм Фирса. Он попросту боится потерять ту жизнь, к которой о привык, и которую он полюбил всем сердцем. А в процессе повествования мы узнаём, что эту самую жизнь у него, можно сказать, отняли, из-за чего он очень сильно негодует, так как привык подчиняться, и быть подчиняемым. Единственным оплотом его старой жизни является вишнёвый сад, в котором он чувствует себя как бы в прошлом, переносясь в то время, которое является для него приятным и лучезарным. Исходя из всего этого, образ Фирса становится понятным и максимально ясным.

Фирс человек старой эпохи, не воспринимающий ничего нового, и не желающий перемен в своей жизни, по правде говоря, его с лёгкостью можно назвать человеком весьма консервативного характера и образа жизни. Так как он привык ко всему старому, отмена крепостного права, что само по себе весьма ново для России, заставляет его чувствовать себя очень неуютно даже дома, и только в своём вишнёвом саду он может ощущать полную безопасность и безмятежность.

Также через его образ, автор говорит с читателем, обсуждая вопрос правильности решения власти отмены крепостного права, так как его терзали подобные мысли, и он часто думал о том, что же может произойти в итого после данного события. Куда же повернет вектор развития его родины после отмены столь ужасной вещи как крепостное право.

Сочинение 4

Образ данного персонажа – слуги в поместье, олицетворяет старые времена, прежнюю жизнь, о разрушении которой скорбят герои произведения.

Фирс являет собой классический образ верного слуги. Он сжился со своей ролью, социальная роль давно поглотила в нем все остальное, поэтому Фирс даже в большей степени, чем хозяева, не может жить без поместья. Старый слуга просто не может даже представить, что жизнь может быть другой.

Старому слуге восемьдесят лет, однако, он слишком привязан к своему занятию и даже не помышляет о том, чтобы попытаться облегчить свои обязанности. Исполняемые им функции (в частности, помощь хозяину в одевании) не имеют принципиального значения. Хозяева имения вполне могли бы обойтись без того, что делает старый слуга. Однако он является для них просто осколком прошлого, таким же, как и сам вишневый сад, вокруг которго построен сюжет произведения.

При этом если хозяева, после продажи имения с торгов, все же смогли расстаться со своим вишневым садом и привычным домом и отправились в новую жизнь, то Фирс оказался привязан к прошлому гораздо сильнее. Чехов показывает смерть слуги в уже проданном поместье. Это символизирует то, что он не мыслит своей жизни без привычного ему места, где прошла вся его жизнь. Фирс является в данном произведении таким же олицетворением прежней жизни, рушащиеся на глазах, как и вишневый сад.

Показательно, что в отличие от других слуг, Фирс не ищет выгоды для сбея. Ему, по большому счету, не нужны деньги и материальные ценности. Его обязанности слуги, положение при хозяевах, а также уверенность (как выяснилась безосновательная, потому что он все же не уехал вместе с бывшими владельцами имения) давали ему единственный смысл жизни. В его привязанности к хозяевам чувствуется не столько раболепие, сколько настоящая забота.

В образе Фирса также можно видеть пример бессмысленно существования, образец подчинения своей жизни жалким и ничтожным целям. Фирс из малозначительных функций, которые выполнял, сотворил себе кумира, после разрушения которого ему стало незачем жить.

Как и его хозяева, Фирс показан слабым человеком. Изменения в жизни страны не просто смели их со своего пути, а самого Фирса, по сути, уничтожили. Ни старый слуга, ни разоренные помещики оказались неспособными даже попытаться сопротивляться течению времени. Они ограничились лишь пустыми разговорами, а также поучениями окружающих, как Фирс.

Фирс, вероятно, сознательно изображен старым и почти оглохшим. Физическая немощь и смерть в конце произведения олицетворяют смерть старого общества и его порядков.

Образ и характеристика Фирса Вишнёвый сад

Несколько интересных сочинений

Основным персонажем произведения является Гришка Челкаш, представленный в образе опытного, ловкого и смелого вора.

Русская крестьянская женщина является персонажем в разных произведениях Некрасова. Все они проникнуты сочувствием к ее судьбе.

Одним из интереснейших ранних рассказов Шукшина является произведение «Солнце, старик и девушка». Немного удивительно название произведения, но прочитав его понимаешь, что трудно более точно в трех словах описать

Одним из основных персонажей произведения является Карл Великий, представленный в образе французского короля, прототип реальной исторической личности.

С самого раннего детства каждого из нас учат, что природу необходимо беречь и относиться к ней бережно.

Источники:

https://obrazovaka.ru/sochinenie/vishnyovyj-sad/obraz-sada-v-pese.html
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/harakteristika-i-obraz-firsa-v-pese-vishnyovyj-sad
https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/chexov-a.p/obraz-i-harakteristika-firsa-vishnyovyj-sad

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]