4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Культура различных социальных групп и личности. Структура и функции культуры

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

В соответствии с современными представлениями можно обрисовать следующую структуру культуры. Базисные элементы культуры существуют в двух видах — материальном и духовном. Но такое подразделение достаточно условно, т.к. два элемента культуры часто пересекаются, являются взаимосвязанными и взаимопроникающими.

Материальная культура характеризует преобразующую деятельность человека с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскрывает, в какой мере она дает возможность применить его способности и творческие возможности. В материальную культуру входят: культура труда, материального производства, быта, жилища, физическая культура. Духовная культура включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, религиозную и др. культуры. По мнению многих культурологов, существуют смежные виды культур, проникающие во всю систему культуры. Это такие виды культуры, как экономические, политическая, экологическая, эстетическая.

Если разделить культуру по ее носителю, то можно выделить культуру мировую и национальную . Первая — это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Вторая — синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры проявляется как в материальной, так и в духовной сфере жизни общества. В каждом обществе существует своя совокупность ценностей, которым руководствуется большинство. Данная совокупность называется доминирующей культурой . Но поскольку каждое общество неоднородно, в его слоях существуют собственные, частные системы ценностей и поведенческие нормы, такие культурные миры принято называть субкультурами. От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, нормами поведения и т.д. Субкультура является частью доминирующей культуры и не противоречит ей. Это молодежная субкультура, профессиональная субкультура, субкультура национальных меньшинств и т.д. Противоречащая доминирующей культуре субкультура называется контркультурой. Ценности контркультуры противостоят общей системе ценностей.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, можно выделить три формы — элитарная, народная и массовая культуры.

Элитарная культура включает в себя искусство , классическую музыку, классическую литературу. Как правило, элитарная культура опережает возможность восприятия ее среднестатистическим человеком.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими зачастую специальной профессиональной подготовки. Часто синонимом народной культуры выступает любительская (по происхождению). Это мифы, легенды, сказания эпос, сказки, народные песни и танцы. Еще одно название народной культуры — фольклор, всегда локализованный, связанный с особенностями данной местности.

Массовая, общедоступная культура не выражает высоких требований духовной элиты творческих поисков народа. Механизм распространение массовой культуры связан со средствами массовой информации, поэтому явление массовой культуры — детище ХХ века. Это искусство для всех и каждого, это культура большой аудитории. Удовлетворяет сиюминутные запросы людей, связана с модой. Основная угроза, содержащаяся в массовой культуре, — одинаковость людей и их мировосприятия. Человеку-творцу, гению нет места в массовой культуре. Основными признаками продукции массовой культуры являются следующие:

1. упрощение отношений между людьми, сведение их к примитивному уровню;

2. развлекательный характер;

3. натуралистическое смакование насилия;

4. культ успеха, сильной личности, жажда обладания;

5. культ посредственности.

Массовая культура — это часть культуры. Основное достоинство ее произведений заключается в том, что они базируются на архетипах. К таким архетипам относятся, например, бессознательный интерес человека к эротике и насилию. Вместе с тем, массовая культура таит в себе ряд опасностей. Катастрофическим последствием массовой культуры является низведение творческих способностей человека, развитие невежества и бескультурья в обществе. На протяжении всего существования человечество проходит испытание невежеством. Лучшие умы предупреждали об опасности, исходящей от него. В нашем обществе невежество проявляется как многогранный социальный феномен, который выражается прежде всего в процессе тотального подавления интеллекта, культуры, творчества; неспособности охватить все многообразие общественных, естественных, научных связей; массовой мифологизации и фетишизации сознания целых социальных групп; массовом уничтожении собственной истории и культуры. Невежество опасно всякое, но особенно политическое (так как это борьба за власть и управление), экономическое (так как подрывает материальную основу жизни общества), культурное (так как растлевает корни и душу общества и человека). Справиться с невежеством под силу образованию, но необходима и собственная заинтересованность человека.

Читать еще:  Рианна о своих отношениях с мужчинами. Семейное положение: неинтересно

Наиболее подробно проблемы массовой культуры рассматривались в работах О. Шпенглера «Закат Европы», А. Швейцера «Культура и этика», Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс».

Культура является многоуровневой и многофункциональной системой. Мы рассмотрели основные уровни культуры, обратимся к ее функциям.

Главная функция феномена культура — гуманистическая, человеко-творческая, все остальные функции из нее вытекают.

Одной из основных функций культуры является функция трансляции, передачи социального опыта, информативная функция. Эта функция обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического процесса. Эта функция проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и передачи информации, ведь не случайно культура считается коллективной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах (памятников литературы, искусства, религии и т.п.)

Познавательная (гносеологическая) функция культуры связана с возможностью человека освоить накопленный социальный опыт множества поколений людей. Потребность этой функции заключается в стремлении человека создать собственную картину мира. Познание является необходимым элементом жизнедеятельности человека. «Она (культура) осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах: добро — в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту — в книгах, стихах и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях.

Знаковая, или семиотическая, функция культуры представляет собой определенную знаковую систему культуры, предполагает ее знание. Без знания определенных знаковых систем невозможно постичь все многообразие культуры.

Нормативная (регулятивная) функция культуры связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности человека. Обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в обществе, приводить в соответствие с общественными интересами и нормами действие отдельных социальных групп и индивидуумов. Эта функция предназначена для обеспечения определенности, понятности, предсказуемости поведения. Это — технические, юридические, этические и др. нормы, которые так или иначе заложены в культуре общества.

Защитная функция культуры является следствием необходимости сбалансированного отношения человека и окружающей его среды (в том числе и природной). Расширение поля деятельности человека влечет за собой все новые и новые опасности, что требует создания культурой неких защитных механизмов (медицина, экологические службы, технические и технологические достижения и т.д.).

Коммуникативная функция культуры способствует общению людей друг с другом, обмену достижениями культуры. Основные каналы коммуникации — зрительный, осязательный, речевой.

Ценностная (аксиологическая) функция культуры отражает качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству, как правило, судят об уровне развития человека и общества.

Функции и структура культуры неразрывно связаны. Для каждого уровня культуры, несмотря на их различия, свойственны все функции, но каждый человек в своей жизни так или иначе сталкивается с проблемой ценностной ориентации и отношения к культурному наследию. Иногда эти проблемы решаются быстро, иногда приводят к мучительным раздумьям о смысле своего существования. Как же в этом случае может помочь культура?

Культура: понятие, структура и функции

Краткий конспект по культурологии

2.1. Понятие «Культура», его эволюция. Сущность культуры

Культура -это связующее звено между обществом и природой. Основой этой связи выступает человек, как субъект деятельности, познания, общения, переживания и т.д.

Человек — это биосоциальное существо. Как социальное существо, человек в значительной мере преодолел свою зависимость от природы. Поэтому культура выступает, как способ и метод овладения человеком естественным и социальным мирами. Создавая культурные ценности, человек является творцом и даёт новые формы развития природы и общества.

В культуре и благодаря культуре, человеку удаётся преодолеть рамки своего временного биологического существования.

В культуре раскрываются человеческие способности, его духовный мир. Культура выступает, как «мера человека».

Культура служит благу человека, его физическому и духовному здоровью, т.е. это деятельность, отмеченная знаком «+».

Читать еще:  Архитектурный памятник творение м казакова. Казаков, Матвей Фёдорович

Культура всегда существует в конкретных национальных формах, но по словам Н.Бердяева «существующие культуры в форме национального бытия её частей, совсем не означает непременного зоологического и низменного состояния взаимной вражды и истребления.» «Всякая национальность — есть богатство единого и братски объединённого чел., а не препятствие на его пути.»

Достоевский: «Путь к великому лежит через малое, ко всечеловеческому через национальное.» Общечеловеческое не иначе достигается, как упором в свою национальность. Таким образом культура — это единство общечеловеческого и национального. Высшие достижения национальной культуры становятся достижениями всего человечества. Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур.

Национальная культура в свою очередь — синтез народной и учённой культуры, культуры различных классов и слоёв. Но не всё в культуре классово (язык, культура труда, экономическая культура, наука и т.д.). Поэтому классовое в культуре нельзя противопоставлять общенациональному, а классовый подход к оценке деятельности людей, поступков. нельзя преувеличивать, что может привести к самоизоляции данной культуры от общего развития мировой культуры.

Связь с прошлым, традиция — одна из фундаментальных характеристик культуры. Вопрос о соотношении традиции и новаторства — одна из вечных проблем культуры.

Традиции — формы сохранения ранее достигнутого. Между традицией и новаторством всегда должно сохраняться определённое равновесие. Преобладание традиций ведёт к консервативному застою, а увлечение всем новым — к разрушительному нигилизму. Резкое нарушение традиций, не всегда оправданное, происходит в периоды революционных обновлений общества или отдельных его сфер.

Для современной культуры существенным является соотношение массовой и элитарной культуры.

Массовая культура — коммерческий характер, серийность примитивизация отношений между людьми, развлекательность, сентиментальность, культ личности, условность примитивной символики, натуралистическое смакование насилия и секса, жажда обладания вещами.

2.2. Структура культуры

Фундаментальные элементы культуры

· Познавательный знаково-символический элемент — знания, представления, образцы, находят своё запечатление в знаках и символах, т.е. языке. Язык — это форма накопления, хранения и передачи предметов, явлений, идей, мыслей. В процессе воспитания (образования) происходит освоение знаков и символов культуры, что даёт возможность понимать сказанное, услышанное, изображённое.

  • Ценностная система. Ценность — свойство вещей, явлений, удовлетворять потребности и интересы человека (Аксиология — наука о ценностях).
  • Образцы поведения — традиции, обычаи, обряды.

2.3. Функции культуры

Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях.

  • Основная функция — человекотворческая (гуманистическая).

· Главная функция культуры состоит в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой

· Функция передачи социального опыта: каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли «отцы и деды», следовательно происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между различными культурами настоящего. Вне этого невозможно нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно культура диалогична в своей основе — коммуникативная функция.

  • Информационная функция
  • Знаково-символическая (семиотическая) функция

· Ценностная функция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности.

· Специализирующая функция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.

· Индивидуализирующая функция: многогранность и богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.

Интегрирующая и дезинтегративная функции

Культура, ее строение и социальные функции;

Термин «культура» (латвозделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) и указывает на то, что первоначально под культурой понималось целенаправленное воздействие на природу: возделывание (культивирование) почвы, а потом стали относить к культуре воспитание и обучение человека.

В эпоху средневековья понятие культуры ассоциируется с город. укладом жизни и связ. с ним благами цивилизации. В эпоху Возрождения культура определялась как признак личного совершенства: возникает тенденция отождествления культуры с различными областями духовной деятельности: зарождающейся наукой, моралью, искусством, философией, религией. В этом значении понятие культуры просуществовало вплоть до XVIII века, когда оно вошло в обиход социальной мысли. Философы Просвещения рассматривают культуру как некую ограниченную и весьма специфическую автономную и самоценную сферу человеческой деятельности. Важнейший аспект культуры в понимании деятелей Просвещения – стремление воздвигнуть здание Разума на развалинах мнений. Чтобы быть причисленной к высокой культуре, деятельность должна быть интеллектуальной, творческой, продуктивной, новаторской, т.е. не просто воспроизводить, но постоянно расширять сферу человеческих возможностей.

Читать еще:  Как читать года, написанные славянскими буками. Буквенные славянские числа

В XIX веке в культуре стали прежде всего видеть систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и самоорганизации общества того или иного типа. Гегель рассматривает культуру как начальное и завершающее (философия) звено самопознания абсолютной идеи.

Марксизм определяет культуру как продукт истории. Она обусловлена потребностью общества в закреплении и трансляции совокупного общественного опыта и проявляет себя как в продуктах духовного, так и материального производства, в системе норм и учреждений их поддержки. Таким образом марксизм включает в понятие культурыне только духовную, но и материальную культуру. Культура зависима, производна отэкономического базиса общества.

Это небольшая часть концепций культуры.

Итак, К – это способ жизнедеятельности человека, обусловленный цивилизацией и представленный в материальных и духовных ценностях, создаваемых в сфере отношений человека к природе, самому себе, другим людям и обществу в целом.

Культура неотделима от человеческой деятельности, ее прогресс обусловлен участием индивидов и социальных групп в культурно-историческом творчестве.

Структура:

Культура имеет сложное строение. Она включает в себя устойчивые элементы, т.е. культурные универсалии, и, во-вторых, элементы преходящие, возникающие и исчезающие в конкретных исторических условиях. К культурным универсалиям относятся все родовые, общечеловеческие формы общественной жизни: общественное производство, труд, общение, общественный порядок и управление, образование и воспитание, духовная жизнь, досуг, право, мораль, искусство и т.д.

Исторические преходящие элементы культуры существуют лишь в конкретный период истории общества, что выражается в существовании исторических типов культуры. Тип культуры характеризуется особыми способами жизнедеятельности общества. Присущие типу культуры образ жизни, ценностные ориентации поддерживаются преемственностью традиций.

В культуре можно выделить следующие компоненты:

Субъект культуры – индивид (личность), социальная группа или общество в целом.

Человеческая деятельность характеризует меру развития его познавательных способностей, наличные знания и эмоциональную отзывчивость, способность понимания и эстетический вкус и др. Но главным, стержневым началом культурного человека является нравственность. Человеческая деятельность – необходимейшее условие бытия культуры, которая представляет ее как процесс производства ценностей.

Культурная предметность – предельно широкое понятие, в котором мыслится все то, в чем воплощается опыт общества, его нормы и ценности. Она включается в себя материальную культуру и духовную культуру. Они неразрывно связаны между собою.

Формы и способы коммуникации – средства культурной коммуникации включают в себя не только словесный язык, но и язык науки, политики, пропаганды, управления, религии, сюда также входят – обычаи, обряды, жесты, мимика и т.д.

Функции культуры:

1) Адаптационная. Культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде.

2) Познавательная. Культура обеспечивает получение новых знаний о мире. Эту функцию выполняют разные виды духовной культуры: мифология, религия, философия, наука, искусство.

3) Функция трансляция (передачи) социального опыта. Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.

4) Коммуникативная. Культура формирует условия и средства человеческого общения.

5) Интегративная. Культура является важным фактором, обеспечивающим устойчивость и целостность общества. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой.

6) Функция социализации. Культура является важнейшим средством включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе и социальной роли.

7) Компенсаторная. Позволяет человеку отвлекаться от производственной деятельности, отдыхать от жизненных проблем, получать эмоциональную разрядку. Другое название этой функции — рекреативная — отражает частное совпадение этой функции с периодом досуга и отдыха, т. е. временем, формально свободным от производственной деятельности.

Источники:

http://helpiks.org/9-40479.html
http://gumfak.ru/kult_html/lecture2/lect02.shtml
http://studopedia.su/15_88282_kultura-ee-stroenie-i-sotsialnie-funktsii.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector