Культурологический словарь. Словарь основных культурологических терминов
Культурология
четверг, 22 сентября 2016 г.
Культурология Терминологический словарь
средоточие) — воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания; принцип культурного творчества.
сделанный) – процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования.
букв, лакировка) – торжественное открытие художественной выставки (первоначально – день покры тия картин лаком перед открытием выставки).
упадок) – общее наименование кризисных, упадочных явлений в культуре конца XIX – начала XX вв. Возникновение Д. связано с крушением традиционных ценностей культуры. С Д. может быть свя зан и подъем художественной культуры (напр., «серебряный век» рус ской культуры).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО воздействует на человека визуально, т.е. через зрительное восприятие. Произведения изобразительных искусств, как правило, имеют предметную (материальную) форму и не изменяются во времени и пространстве, за исключением случаев естественной порчи и гибели. К ним относятся: живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, а также (в значительной мере благодаря своей чисто изобразительной стороне) декоративно-прикладное искусство. Художники и скульпторы воспроизводят в статике людей, ситуации, природу и отдельные предметы окружающего мира, применяя определенные материалы (холст, бумагу, краски, глину, мрамор, бронзу, цемент и т.п.), инструменты (кисть, карандаш, резец и т.д.) и широко используя такие свойства материи, как линия, объем, цвет, свет, фактура и др. Относясь к пространственному искусству, этот вид творчества тем не менее способен даже в фиксированных образах передавать не только внутренний духовный мир человека, как это делают великие портретисты, но и само движение, развитие жизни во времени и пространстве, социальные, политические, философские и этические идеи. Одним из нагляднейших примеров этого является известная картина Ильи Сергеевича Глазунова (р. 1930) “Вечная Россия” (1988) – живая энциклопедия русской истории, представленная в непрерывном движении, во всем богатстве ее событий, проблем и выдающихся человеческих типов.
понимающий, знающий, разумный) – общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, творческим трудом, развитием и распростране нием культуры. Различают творческую и научно-техническую И. Тер мин «И.», был введен в XIX в. П.Д. Боборыкиным и из русского пере шел в другие языки. Вначале под И. понимались вообще образованные люди.
подобный, сходный) – социально-психологическая ориентация личности, складывающаяся не в результате самостоятельного выбора культурных ценностей, а лишь как пассивное, приспособительное принятие существующего порядка вещей.
1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.gif” /> КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ – персонаж мифических повествований, действия которого связаны с созданием или добыванием для людей различных культурных ценностей (огонь, орудия труда, культурные растения и т. п.). К. г. является своеобразным посредником между бо гом и людьми. В роли демиурга (божественного творца мира, созидаю щего начала) К. г. участвует в создании мира, в борьбе с силами хаоса. К. г. обучает людей приемам добычи пищи, ремеслам. Демиург (бук вально — свободный ремесленник, мастер, художник) в древнегречес кой мифологии строит первый дом, лодку, формирует правила социальной организации. С образом К. г. связано выделение культуры как сферы вторичного, искусственно созданного на фоне естественного, природного. Отрицательным антиподом К. г. в этих мифах выступает так называемый трикстер – плут-озорник, развратник, обжора.
1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.gif” /> МОДЕРНИЗМ (от фр. modernisme – современность) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-е гг. XX в., объеди няющая множество идейно-художественных направлений (экспрессионизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм и др.), отошедших от традиций внешнего подобия и утвер ждающих новый подход к изображению социального бытия. М. от крыл и освоил многие новые художественные средства (поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж и др.), оказавшие сущест венное влияние на последующее развитие эстетики.
храм муз) – научно-исследовательское или научно-просветительное учреждение, собирающее, хранящее и экспонирующее произведения искусства, предметы быта, промышлен ности и сельского хозяйства и др. предметы, характеризующие творче скую деятельность человека.
шар) – новое эво люционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. В. И. Вернадский разработал учение о Н. как качественно новой форме организо ванности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для Н. характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Эти законы воплощаются в че ловеческой деятельности как определяющем факторе ее развития, сопоставимом по силе воздействия на природные процессы с геологи ческими катаклизмами. Близкие по содержанию понятия – техносфера, антропосфера, социосфера.
готовый, неоригинальный, букв, «готовое изделие») – понятие, характеризующее использование художником подлинных предметов в качестве материала для произведения искусства. Применение в изобразительном искусстве Р.-М. яви лось одним из «технологических» источников инвайронмента, инстал ляции, поп-арта
1) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы; 2) предмет, действие и т. п., служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею; 4) С. веры – краткое изложение основных догматов христианства.
возносить) – процесс пре образования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и художественного творчества.
человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятель ности. В постструктурализме (Ж. Лакан) человек («истинное Я» и «воображаемое Я») есть «децентрированный С.» постольку, поскольку он вовлечен в игру символов, в символический мир языка и теряет свое центральное положение в мире культуры. В художественной практике постмодернизма «децентрированный С.» характеризуется девальва цией, а затем и полной деструкцией личности персонажа.
страх, боязнь) – страх человека перед отчужденным от него миром техники и технологии, таящим угрозу его бытию.
не, нет, topos – место, букв, место, которо го нет, «Нигдейя»; от названия страны, описанной Т. Мором в его кни ге «Утопия» (1516 г.)) –
пишу, logos – учение) – наука, изучающая народы (этносы) и другие этнические общности, их генезис, быт, культурно-исторические отношения. Основным предметом Э. являются характерные черты традиционной повседневности (бытовой) культуры этносов, т. е. обычаи, обряды, народное искусство, а также поселения, жилища, одежда, ору дия, промыслы и др. в их этнической специфике. Однако Э. изучает не только особенное, но и общее в образе жизни, культуре и психологии народов, принадлежащих к.-л. хозяйственно-культурному типу или ис торико-культурной области. Э. традиционных обществ отличается от этнографического описания развитых обществ. В первом случае в сфере интересов Э. находятся все стороны жизни этноса, включая мате риальную и соционормативную культуру. Во втором – этнические особенности в сфере духовной культуры, этническое самосознание.
Культурология. Краткий тематический словарь. Под ред. Драч Г.В., Матяш Т.П.
Ростов н / Д: 2001 — 192 с.
«Культурология: краткий тематический словарь» предназначен для студентов высших учебных учреждений, а также всех посетителей, интересующихся историей и теорией культуры, занимающихся их изучением. Составленный в соответствии с народным просветительским стандартом, активный словарь призван ознакомить читателя с широким кругом культурологических вопросов. Книга состоит из десяти актуальных разделов, последовательно раскрывающих базовые темы теории и истории культуры, основные идеи, представления.
Формат: pdf + doc / zip
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Тема 1. Структура и состав современного культурологического знания
История культурологии как науки
Культурология и история культуры
Культурология и культурная антропология
Культурология и психология культуры
Культурология и социология культуры
Культурология и философия культуры
Культурология как наука
Культурология как учебная дисциплина
Культурология теоретическая и прикладная
Тема 2. Культурологические теории и методы
Раздел 1. Западные культурологические теории
Антиэволюционизм
Игровая теория культуры
Культурантропологические теории (американские) неклассические
Культурантропологические теорий (американские) неоклассические
Культуры идеалистические концепции
Культуры иррационалистические концепции
Культуры марксистская концепция
Культуры натуралистические концепции
Культуры нерационалистические теории
Культуры постструктуралистские концепции
Культуры рационалистические теории
Культуры структуралистские концепции
Культуры экзистенциальные концепции .
Метод культурологического анализа
Психоаналитический метод в культурологии
Теория символического интеракционизма
Раздел 2. Культурологическая мысль в России
Деятельностная концепция культуры
Культурологии в России генезис
Культурологическая концепция Н. Я. Данилевского
Культурологические теории и идеология
Культурологические теории и цивилизационное самосознание
Культурологический спор о России
Культурологическое россиеведение в России
Культурология в России
Культурология в России и цивилизационные теории
Современные культурологические теории в научно-исследовательском контексте
Тема 3. Основные понятия культурологии
Динамика и статика культуры
Культура
Культурная идентификация
Культурная картина мира
Культурная коммуникация
Культурная модернизация
Культурная самобытность
Культурная самоидентичность
Культурное наследие
Культурное разнообразие
Культурное самосознание
Культурные нормы
Культурные традиции
Культурные универсалии
Культурные ценности
Культурный миф
Культурный плюрализм
Культурный синкретизм
Культурный шок
Культурогенез
Культуры архетип
Культуры образ
Культуры объект
Культуры символ
Культуры субъект
Менталитет
Морфология культуры
Цивилизация
Тема 4. Типология культур
Контркультура
Культура буддистская
Культура восточная
Культура духовная
Культура западная
Культура массовая
Культура материальная
Культура национальная
Культура обыденная
Культура региональная
Культура специфическая
Культура срединная
Культура христианская
Культура элитарная
Культура этническая
Культурный ареал
Локальные культуры
Культур типы
Субкультура
Типология культур
Тема 5. Формы культуры
Идеология
Искусство
Культурные формы
Мифология
Мораль
Наука
Право
Религия как форма культуры
Философия
Экономика.
Тема 6. Культура и природа
Вторая природа
Географический детерминизм
Культура и природа.
Культура и расстояние
Культура национальная и природная среда
Культура физическая
Культурная деятельность
Культурный ландшафт
КУЛЬТУРЫ география.
Труд
Тема 7. Культура, общество, история
Культура античная.
Культура Возрождения .
Культура общества демократического
Культура общества индустриального
Культура общества тоталитарного
Культура общества традиционного.
Культура Просвещения.
Культура социальных групп
Культура социальных общностей.
Культура средневековья
Культурная политика
Культуры история
Общество индустриальное .
Общество постиндустриальное .
Общество традиционное
Тема 8. Культура и личность
Культура и личность
Культура макросреды.
Культура микросреды
Культура мышления
Культура поведения
Культура речи
Культура человеческих отношений.
Личности инкультурация.
Личности социализация
Личность
Микросреда культурная.
Тема 9. Культура и глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы
Кризис образования глобальный
Культурное запаздывание
Проблема демографическая
Проблема экологическая
Проблема энергосырьевая
Цивилизаций столкновение
Тема 10. Тенденции культурной универсализации в современном мире. Место и роль России в мировой культуре
Культура России
Культура России в диалоге культур.
Культура России в ее становлении и развитии
Культура России в современной культуре
Культура России и православие
Культур диалог
Культурная интеграция
Культурного опыта каналы массовой трансляции
Культурное взаимодействие
Культурный опыт
Культурный процесс мировой
Культуры России влияние на мировую культуру
Культуры России место в мировой культуре
О том, как читать книги в форматах pdf , djvu – см. раздел ” Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. “
словарь культурологический
Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во “Пилигрим” . Т.В. Жеребило . 2010 .
Смотреть что такое “словарь культурологический” в других словарях:
словарь культурологический — Лексикографическое издание, посвященное специфическим явлениям материальной и духовной культуры определенной эпохи, соответствующим реалиям и концептам, рассмотренным в их развитии, изменении. Словарь данного типа может быть как синхронным,… … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография
культурологический — культурфилософский Словарь русских синонимов. культурологический прил., кол во синонимов: 2 • дансологический (1) • … Словарь синонимов
культурологический — КУЛЬТУРОЛОГИЯ, и, ж. Наука о духовной культуре народа. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
словарь энциклопедический — Лексикографическое издание, представленное разными жанрами: 1) общая энциклопедия; 2) лингвистическая энциклопедия; 3) словарь лингвистических терминов; 4) культурологический словарь … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография
словарь энциклопедический — Лексикографическое издание, представленное разными жанрами: 1) общая энциклопедия; 2) лингвистическая энциклопедия; 3) словарь лингвистических терминов; 4) культурологический словарь … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Берестень (философско-культурологический альманах) — Берестень философско культурологический альманах философского факультета Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого[1]. Издается с мая 2008 года по инициативе учебно методической лаборатории философского факультета НовГУ… … Википедия
философско-культурологический — прил., кол во синонимов: 1 • культурфилософский (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
СЛОВА НЕ ИДУТ С ЯЗЫКА — у кого, чьего Не хватает решимости, смелости сказать что л. Имеется в виду, что лицо (Х) по причине волнения, страха, боязни, растерянности, стеснения и т. п. теряет способность говорить. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Слова не идут с … Фразеологический словарь русского языка
СЛОВА НЕ ШЛИ С ЯЗЫКА — у кого, чьего Не хватает решимости, смелости сказать что л. Имеется в виду, что лицо (Х) по причине волнения, страха, боязни, растерянности, стеснения и т. п. теряет способность говорить. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Слова не идут с … Фразеологический словарь русского языка
ВАЛЯТЬ ВАНЬКУ — 1. ВАЛЯ/ТЬ <ЛОМА/ТЬ [ИЗ СЕБЯ/]> ДУРАКА/ <ДУ/РОЧКУ, ВА/НЬКУ> кто Кривляться, паясничать. Имеется в виду, что лицо (Х) ведёт себя вызывающе глупо, часто досаждая своими выходками окружающим. Говорится с неодобрением. фам. ✦ Х валяет д … Фразеологический словарь русского языка
Источники:
https://etnokultura.blogspot.com/2015/05/blog-post_62.html
https://alleng.org/d/cult/cult051.htm
https://lingvistics_dictionary.academic.ru/3670/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9