Лабораторная работа «Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
1.2. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях
Упражнение 46. Выделите грамматические основы предложений. В каких случаях сочинительные союзы связывают однородные члены, а в каких – части сложносочинённого предложения? Определите значение союза. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Всё живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь (Песков). 2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки (Песков). 3. Верблюжье молоко непривычно сладкое но пришлось выпить (Песков). 4. Барсук пытался уплыть но был водворен на пятачок земли возле пня (Песков). 5. Умер от болезни отец а мать после него от горя умерла (Песков). 6. Я тогда не здесь а у бабушки жил (Песков). 7. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени (Пушкин). 8. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт в те самые места (Пушкин). 9. Парнишка упал однако не был убит (Фадеев). 10. Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще (Л. Толстой). 11. Пусть он перебирается в деревню во флигель или я переберусь отсюда (Чехов). 12. Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи (Есенин).
Упражнение 47. Выделите грамматические основы предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Обоснуйте расстановку знаков препинания в сложносочинённых предложениях. Разберите сложносочинённые предложения по плану.
1. Страшно выли провода на столбах да громыхали от ветра вывески (А.Н. Толстой). 2. Прошло полгода и книга «Трагедия Согдианы» вышла в свет (Каверин). 3. Я напишу Ивану Ивановичу и завтра же всё отменится (Тынянов). 4. Этим предпочтением он мог нанести укол властным монархам и от этого у него прошла хандра зато она слишком резко уступила место нетерпению составлявшему самую сильную черту характера герцога (Лесков). 5. Словом картина была самая мирная а между тем в двух шагах отсюда был базар и притом базар очень завозной и дешёвый (Лесков). 6. В начале тридцатых годов Арише удалось устроиться в кордебалет Большого театра и молодые переехали в Москву (Каверин). 7. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Гоголь). 8. Это все ожидали однако настроение было испорчено (Симонов). 9. Мы с сестрой плакали мать также плакала (Аксаков). 10. Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму (Гончаров). 11. Не только не видно нигде следов роскоши но и самые комнаты были пусты (Тынянов). 12. У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку (Аксаков). 13. Иль чума меня подцепит иль мороз окостенит иль шлагбаум в лоб мне влепит непроворный инвалид (Пушкин). 14. Степан Степанович не то не доволен чем-то не то он чем-то обижен (Чехов). 15. Губы Кати не улыбались и тёмные глаза выражали недоумение (Тургенев). 16. Она обещала зайти ещё раз и стала приходить всё чаще но адреса она им не дала да у неё и не было настоящего адреса (Берберова). 17. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Толстой). 18. Это была слава но всё это было опасно утомительно а для него самого по его мнению всё это было не нужно и вредно (Тынянов). 19. Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем сиренью и розами (Чехов). 20. Отец не хотел его брать с собой да Надежда Осиповна навязывала (Тынянов). 21. Доктор Браун явно не в духе и даже не слишком любезен однако он замечательный человек (Алданов). 22. Он бы, конечно, возмутился однако на его возмущение никто бы не откликнулся (Тендряков). 23. Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт (Чехов). 24. У Гаврилы смешно надулись щеки. и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали (М. Горький). 25. Река давно замёрзла а снега всё не было и люди замучились без дороги (Чехов). 26. У него осунулось лицо и отяжелели веки опустившись на выпуклые глаза полузакрывая их (М. Горький). 27. Сын «бывшего» Пушкина рассказывал басню для смеха Сергей же Львович более хладный и жестокий негодовал (Тынянов). 28. Ни она никого не тронет ни её никто не тронет (Салтыков-Щедрин). 29. Небо ли такое белое или солью выцвела вода? (Есенин) 30. Ни минуты времени не терялось даром ни малейшей неисправности не случалось у поселянина (Гоголь). 31. На воде гладкой как зеркало изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии потревоженные весёлой рыбой (Чехов). 32. И перья страуса склонённые в моём качаются мозгу и очи синие бездонные цветут на дальнем берегу (Блок). 33. То длинный сук её за шею зацепит вдруг то из ушей златые серьги вырвет силой то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок то выронит она платок. (Пушкин) 34. Искусство ноша на плечах зато как мы поэты ценим жизнь в мимолётных мелочах! (Блок) 35. Она мне нравилась всё больше и больше я тоже по-видимому был симпатичен ей (Чехов). 36. Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это утро казался таким молодым нарядным (Чехов). 37. Я спешу туда ж а там уже весь город (Пушкин). 38. Аккорд и песня бросается вниз головой, в тишину (Гусев). 39. Вздох всего и в грудь вольётся столько сил! (Григорьев) 40. Уйдёшь ты и станет темно (Шефнер).
Лабораторная работа «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Лабораторная работа по русскому языку в 9 классе
по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Цель: выработка практических умений постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении
Общее задание для текстов
1. Выразительно прочитайте текст.
2.Определите тему и основную мысль текста.
3.Дайте определение ССП, назовите основные признаки ССП ( простые предложения, входящие в его состав, по смыслу равноправны, связываются сочинительными союзами).
4.Найдите сложносочиненные предложения в тексте(ССП), выделите при этом грамматическую основу и докажите, что это ССП.
5.Укажите смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного.
6.Сделайте синтаксический разбор одного ССП, постройте схему.
Первая послевоенная весна на Дону была на редкость дружная. В конце марта подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья. В степи, взломав лед, бешено взыграли речки, и дороги стали почти непроездны. В эту недобрую пору бездорожья пришлось мне ехать в соседнюю станицу. Пара лошадей еле-еле тащила тяжелую бричку. Колеса проваливались в перемешанный со снегом песок, и там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком, с трудом вытаскивая ноги из наезженной колеи. По обочинам дороги еще держался блестевший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Наконец-то мы добрались до переправы через речку. Хутор раскинулся в стороне, и возле причала стояла тишина. От воды тянуло сыростью, а из степей, потонувших в сиренево-сизой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный аромат недавно освободившейся из-под снега земли. (М. Шолохов.)
В конце марта подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья -это ССП, так как первая грамматическая основа-ветры подули, вторая -пески оголились. Связаны части соединительным союзом и;смысловые отношения последовательности.
Повествовательное, невосклицательное, состоящее из двух частей, связанных союзом и.1 часть-двусоставная, распространённая,полная, неосложненная;2 часть-двусоставная, распространённая,полная, неосложненная.
Задания для группы
1.Используя ССП, дополните описание внешности героя.
2.Объясните постановку знаков препинания при деепричастных оборотах.
3.Определите виды простых предложений по полноте грамматической основы, входящих в состав ССП.
Текст 2 (без знаков препинания) (для группы)
Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи зима не уступала но один теплый денек пересилил наконец и потекли ручьи запели птицы .Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах и между Жуковым и тою стороною все пространство сплошь было затоплено громадным заливом на котором там и сям вспархивали дикие утки. Весенний закат пламенный с пышными облаками каждый день давал что-нибудь необыкновенное новое невероятное. (А.П.Чехов)
Задания для группы
1.Найдите сначала осложненные простые предложения . ( Весенний закат, пламенный, с пышными облаками, каждый день давал что-нибудь необыкновенное, новое, невероятное)
2.Замените сложные предложения простыми, изменился ли текст?
Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи. Зима не уступала. Но один теплый денек пересилил, наконец. Потекли ручьи. Запели птицы .Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах. Текст упрощается и обедняется, теряется образность.
3.Переделайте простые предложения в ССП. Считаете ли вы это целесообразным?1 -Но вскоре зима кончилась, и потянуло теплом. Считаю, что безличное предложение удачно вписывается в смысловую и синтаксическую структуру текста, чего нельзя будет сказать об осложненном простом предложении в случае переработки его в ССП, так как употребление только сложных конструкций «загромождает» текст.
4.Подчеркните трудные для вас орфограммы.
5.Расставьте знаки препинания, обосновывая свой выбор.
Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи, зима не уступала, но один теплый денек пересилил, наконец, – и потекли ручьи, запели птицы ставлю запятые ,т.к. это сложное предложение, состоящее из 5 простых, равноправных по смыслу. Вводное слово наконец также выделяю запятой. Тире указывает на быструю смену действия. Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах, и между Жуковым и тою стороною все пространство сплошь было затоплено громадным заливом, на котором там и сям вспархивали дикие утки.ССП. СПП.Весенний закат, пламенный, с пышными облаками, каждый день давал что-нибудь необыкновенное, новое, невероятное. Обособленные определения, стоящие после определяемого слова, требуют запятых точно так, как и однородные определения необыкновенное, новое, невероятное
6.Составьте ССП предложение по данной теме, простые в котором не будут разделены пунктуационными знаками.
По утрам кусты и прошлогодняя трава еще серебрились инеем и лужи затягивало тонким, как стекло, льдом.
В зарослях малинника на опушке леса слышалось пение птиц и громкое ауканье детей.
Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края.
Работа с классом
1.Выразительное чтение текста
2.Прослушивание ответов по группам
3.Заполнение листов самооценки
1 . Конспет лекции.
2.Хабарова А.С. « Проведение лабораторных работ на уроках русского языка в 11-м классе».
3. Хамраева Е.А. «Русский язык для детей-билингвов:теория и практика».
4. Бураева Н.Н. «Роль лабораторных работ по русскому языку в формировании у учащихся старших классов лингвистического мышления».
Методическая разработка урока по теме: „Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме
Содержание:
1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.
2. Контрольно – измерительные материалы.
3. Список литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 п. Спирово Выдропужская ОШ
Методическая разработка урока по теме:
„Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”.
автор: учитель русского языка и
литературы Голубева Елена Евгеньевна
1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.
2. Контрольно – измерительные материалы.
3. Список литературы.
Тема: Сложносочиненные предложения.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Цель: научить определять смысловые отношения в сложносочинённом предложении и ставить в нём знаки препинания; рассмотреть сложносочинённые предложения с разными структурными элементами.
формирование общеучебной компетенции: умения определять виды сложносочинённых предложений по союзам и значению, расставлять знаки препинания в ССП;
формирование коммуникативной компетенции: повышение уровня речевой культуры;
развитие компетенции личностного самосовершенствования, направленные на интеллектуальное развитие.
- Организационный момент.
- Повторение.
а) Графический диктант.
– Прослушайте предложения, и, не записывая их, составьте схемы. Предложения могут быть любого типа.
Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.
Была осень. Берёзки и осинки начали сыпать на молодые ёлочки золотые и красные пятачки. День был тёплый и даже паркий.
Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку – здравствуйте!
Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине её две берёзы. Под берёзами – пень. Рядом с пнём в зелёном брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я ещё не видел. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик – маленький, сухой, жёлтый.
– Какие типы предложений встретились в этом тексте?
– Какие пунктограммы вы вспомнили?
б) Самостоятельная работа
1) Составьте сложные предложения с разделительными союзами по данному началу: То завыл ветер,…………
Или надо было ехать на юг,………
2) Придумайте три предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами;
3) Сделайте синтаксический разбор этих предложений.
- Знакомство с темой урока.
Группы союзов по значению
Явления происходят одновременно или следуют одно за другим
И, да (=и), ни-ни, тоже, также
Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных
Или (иль), либо, то-то, не то – не то, то ли – то ли
А, но, да (=но), однако, зато, же
– Части сложносочинённого предложения, соединённые союзами соединительными (и, да, ни… ни), противительными (а, но, да, однако, же, зато, а то), разделительными (или, либо, ли….ли, то….то, не то…не то) разделяются запятыми:
Я упал на подушку, и песня ребятишек стала уплывать куда-то всё дальше и дальше.
Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело, но на Буруна обрушились дружно и страстно.
Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.
Он [лейтенант] знал много разных историй и иногда рассказывал о жизни учёных и полководцев, а Мамочкин был любознателен.
– Но в некоторых предложениях между частями сложносочинённого предложения запятая отсутствует:
а) если части ССП имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение:
Уже совсем рассвело и народ, стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).
Около высоких свежих скирд копошились бабы с граблями и двигались арбы (А. Чехов).
б) если части ССП выражены двумя номинативными или безличными предложениями со сказуемыми однородного состава:
Светит догорающая лампа, выстрелы да снега синева (К. Симонов).
в) Если части ССП выражены двумя вопросительными или двумя восклицательными предложениями, объединёнными общей интонацией:
Когда приедет делегация и кто будет её встречать?
На поручни не облокачиваться и чемоданов на ступени не ставить!
г) если части ССП включены в бессоюзное сложное предложение и поясняют общую для них часть предложения:
Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (К. Паустовский).
- Синтаксический разбор ССП.
– Давайте с вами вспомним, как разбирается ССП.
– На доске записаны основные пункты схемы разбора предложения. Разберём два предложения по этой схеме.
а) Потёмки между тем всё более сгущались, и предметы потеряли свои контуры.
б ) Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настаёт.
Схема синтаксического разбора предложения.
- Найти грамматические основы предложения, прочитать простые предложения.
- Указать какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные.
- Определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование).
- Объяснить расстановку знаков препинания.
- Разобрать каждое простое предложение, входящее в состав ССП.
– На доске в произвольном порядке нарисованы схемы. Ваша задача – прослушать предложение и указать, какой схеме оно соответствует, записать, расставляя знаки препинания и делая обозначения.
- Крепко деды землю защищали, сберегли и честь свою, и речь и навек потомкам завещали золотую родину беречь.
- Все жители были одеты по-праздничному, и, говорят, это было одно из красивейших зрелищ на всём побережье.
- Сегодня целый день играет во дворе последний мотылёк и, точно белый лепесток на паутине замарает.
- Порывами метался по полю и шумел ветер, да в лицо хлестал не то дождь, не то снег.
- Кувшины, звуча, налилися водою, и, гордо кивая махровой главою, приветствуют пальмы нежданных гостей, и щедро поит их студёный ручей.
- Закрепление новых знаний на практике.
А) Добавьте подходящее по смыслу простое предложение и запишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1) Рассветало и ……. 2) … и в старом саду стало тихо, грустно.
3) …. и нигде ни души.
Б) Поставьте номер продиктованного предложения и рядом начертите его схему.
1) Морозка вышел на прогалину и, заложив два пальца в рот, свистнул три раза пронзительным разбойным свистом.
2) Ночью было похолодание, и, может быть, на болотах на восходе на невидимой солнцу северной стороне кочки побелели.
– Расскажите о постановке запятой в ССП.
– Приведите пример ССП, где запятая ставится, и может не ставиться.
8. Домашнее задание.
Цель: Проверка знаний и умений учащихся по теме „Сложносочинённое предложение”.
Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.
- Сорока прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать.
- Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, и по земле неслись вперемежку то холодные тени, то солнечные пятна.
- Конь помотал головой, подумал, потом вытянул шею, и взял наконец хлеб мягкими губами.
- Старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, хвасталась.
а) 1,2 б) 2,3 в) 2 г) 1,3
- Укажите предложение, соответствующее схеме.
[двусоставное], союз [двусоставное, осложнено однородными членами].
- Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
а) 1,2 б) 3 в) 1,3 г) 4
- В каком предложении есть вводное слово?
а) 1,2 б) 4 в) 1,3 г) 2
- Укажите сочинительный соединительный союз.
а) то….то б) и в) но г) будто
- Как расставить запятые в предложении?
Он очнулся 1 перестал шуметь 2 но 3 по-видимому 4 никого 5 и ничего не было.
а) 1, 3, 4, 5 б) 1, 2, 4 в) 1, 2, 4 г) 1, 2, 3, 4
- Какое из утверждений неверно?
а) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные, разделительные.
б) Если есть общий второстепенный член предложения, запятая отсутствует
в) Простые предложения в составе сложносочинённого связаны только интонацией.
г) Части сложносочинённого предложения равноправны.
- Какой схеме соответствует предложение из стихотворения Б. Пастернака?
Орешник тебя отрешает от дня
И мшистые солнца ложатся с опушки
То решкой на плотное тление пня
То мутно-зелёным орлом на лягушке.
- Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания, сделайте полный синтаксический разбор последнего предложения (разберите по членам, укажите, какими частями речи они выражены, составьте схему, дайте характеристику).
Над Москвой было ещё светло и небо чистое и прозрачное зеленело к западу.
За мною жадно бушевало море а над нами высились и гудели тополи.
Дождь перестал но отец ушедший в море ещё утром всё не возвращался.
Ночью шёл тихий дождь но утром погода разгулялась.
Отец курил откинувшись в кресло рассеянно глядя на висевшую над столом жаркую лампу а мама в очках старательно зашивала под её светом маленький шелковый мешочек.
Список используемой литературы.
- Бабайцева В.В. Обучение русскому языку. – М.: Просвещение, 2007.
- Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. – М.: Просвещение, 2001.
- Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации (8-11 классы). – М.:Дрофа, 2000.
- Галлингер И.В., Львова С.И. Работа над умениями и навыками по русскому языку. – М.: Просвещение, 1999.
- Никеров А.И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся. – Просвещение, 1999.
- Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку. – М.: Издательство „Астра”, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторения и обобщения материала по теме: “Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП”, разбор заданий ЕГЭ.
Данный конспект урока поможет учащимся повторить тему ” Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП” и подготовиться к ЕГЭ.
Урок представляет собой модуль – цикл по представленной теме.
Методическая разработка модульного урока – цикла.
Урок русского языка в 11 классе по теме “Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении”. На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани.
Предложенная презентация напоминает о необходимости различать простое предложение с однородными членами, соединёнными одиночным союзом и, и сложносочинённое предложение с союзом и. В материале расстав.
Данная разработка поможет учителю подготовиться к уроку по заявленной теме: Виды предложений по цели высказывания и знаки препинания в конце предложений. Урок получится интересным и полезным для учащи.
Источники:
https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42-kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stages/910-12_znaki_prepinaniya_v_slozhnosochinennyh_predlozheniyah.html
https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-znaki-prepinaniya-v-slozhnosochinennom-predlozhenii-884356.html
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/06/18/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-teme-slozhnosochinyonnoe