13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лабораторная работа «Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1.2. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Упражнение 46. Выделите грамматические основы предложений. В каких случаях сочинительные союзы связывают однородные члены, а в каких – части сложносочинённого предложения? Определите значение союза. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Всё живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь (Песков). 2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки (Песков). 3. Верблюжье молоко непривычно сладкое но пришлось выпить (Песков). 4. Барсук пытался уплыть но был водворен на пятачок земли возле пня (Песков). 5. Умер от болезни отец а мать после него от горя умерла (Песков). 6. Я тогда не здесь а у бабушки жил (Песков). 7. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени (Пушкин). 8. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт в те самые места (Пушкин). 9. Парнишка упал однако не был убит (Фадеев). 10. Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще (Л. Толстой). 11. Пусть он перебирается в деревню во флигель или я переберусь отсюда (Чехов). 12. Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи (Есенин).

Упражнение 47. Выделите грамматические основы предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Обоснуйте расстановку знаков препинания в сложносочинённых предложениях. Разберите сложносочинённые предложения по плану.

1. Страшно выли провода на столбах да громыхали от ветра вывески (А.Н. Толстой). 2. Прошло полгода и книга «Трагедия Согдианы» вышла в свет (Каверин). 3. Я напишу Ивану Ивановичу и завтра же всё отменится (Тынянов). 4. Этим предпочтением он мог нанести укол властным монархам и от этого у него прошла хандра зато она слишком резко уступила место нетерпению составлявшему самую сильную черту характера герцога (Лесков). 5. Словом картина была самая мирная а между тем в двух шагах отсюда был базар и притом базар очень завозной и дешёвый (Лесков). 6. В начале тридцатых годов Арише удалось устроиться в кордебалет Большого театра и молодые переехали в Москву (Каверин). 7. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Гоголь). 8. Это все ожидали однако настроение было испорчено (Симонов). 9. Мы с сестрой плакали мать также плакала (Аксаков). 10. Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму (Гончаров). 11. Не только не видно нигде следов роскоши но и самые комнаты были пусты (Тынянов). 12. У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку (Аксаков). 13. Иль чума меня подцепит иль мороз окостенит иль шлагбаум в лоб мне влепит непроворный инвалид (Пушкин). 14. Степан Степанович не то не доволен чем-то не то он чем-то обижен (Чехов). 15. Губы Кати не улыбались и тёмные глаза выражали недоумение (Тургенев). 16. Она обещала зайти ещё раз и стала приходить всё чаще но адреса она им не дала да у неё и не было настоящего адреса (Берберова). 17. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Толстой). 18. Это была слава но всё это было опасно утомительно а для него самого по его мнению всё это было не нужно и вредно (Тынянов). 19. Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем сиренью и розами (Чехов). 20. Отец не хотел его брать с собой да Надежда Осиповна навязывала (Тынянов). 21. Доктор Браун явно не в духе и даже не слишком любезен однако он замечательный человек (Алданов). 22. Он бы, конечно, возмутился однако на его возмущение никто бы не откликнулся (Тендряков). 23. Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт (Чехов). 24. У Гаврилы смешно надулись щеки. и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали (М. Горький). 25. Река давно замёрзла а снега всё не было и люди замучились без дороги (Чехов). 26. У него осунулось лицо и отяжелели веки опустившись на выпуклые глаза полузакрывая их (М. Горький). 27. Сын «бывшего» Пушкина рассказывал басню для смеха Сергей же Львович более хладный и жестокий негодовал (Тынянов). 28. Ни она никого не тронет ни её никто не тронет (Салтыков-Щедрин). 29. Небо ли такое белое или солью выцвела вода? (Есенин) 30. Ни минуты времени не терялось даром ни малейшей неисправности не случалось у поселянина (Гоголь). 31. На воде гладкой как зеркало изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии потревоженные весёлой рыбой (Чехов). 32. И перья страуса склонённые в моём качаются мозгу и очи синие бездонные цветут на дальнем берегу (Блок). 33. То длинный сук её за шею зацепит вдруг то из ушей златые серьги вырвет силой то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок то выронит она платок. (Пушкин) 34. Искусство ноша на плечах зато как мы поэты ценим жизнь в мимолётных мелочах! (Блок) 35. Она мне нравилась всё больше и больше я тоже по-видимому был симпатичен ей (Чехов). 36. Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это утро казался таким молодым нарядным (Чехов). 37. Я спешу туда ж а там уже весь город (Пушкин). 38. Аккорд и песня бросается вниз головой, в тишину (Гусев). 39. Вздох всего и в грудь вольётся столько сил! (Григорьев) 40. Уйдёшь ты и станет темно (Шефнер).

Читать еще:  Почему обломов ушел с работы. Обломов и Штольц – образы-антиподы

Лабораторная работа «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Лабораторная работа по русскому языку в 9 классе

по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

Цель: выработка практических умений постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении

Общее задание для текстов

1. Выразительно прочитайте текст.

2.Определите тему и основную мысль текста.

3.Дайте определение ССП, назовите основные признаки ССП ( простые предложения, входящие в его состав, по смыслу равноправны, связываются сочинительными союзами).

4.Найдите сложносочиненные предложения в тексте(ССП), выделите при этом грамматическую основу и докажите, что это ССП.

5.Укажите смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного.

6.Сделайте синтаксический разбор одного ССП, постройте схему.

Первая послевоенная весна на Дону была на редкость дружная. В конце марта подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья. В степи, взломав лед, бешено взыграли речки, и дороги стали почти непроездны. В эту недобрую пору бездорожья пришлось мне ехать в соседнюю станицу. Пара лошадей еле-еле тащила тяжелую бричку. Колеса проваливались в перемешанный со снегом песок, и там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком, с трудом вытаскивая ноги из наезженной колеи. По обочинам дороги еще держался блестевший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Наконец-то мы добрались до переправы через речку. Хутор раскинулся в стороне, и возле причала стояла тишина. От воды тянуло сыростью, а из степей, потонувших в сиренево-сизой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный аромат недавно освободившейся из-под снега земли. (М. Шолохов.)

В конце марта подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья -это ССП, так как первая грамматическая основа-ветры подули, вторая -пески оголились. Связаны части соединительным союзом и;смысловые отношения последовательности.

Повествовательное, невосклицательное, состоящее из двух частей, связанных союзом и.1 часть-двусоставная, распространённая,полная, неосложненная;2 часть-двусоставная, распространённая,полная, неосложненная.

Задания для группы

1.Используя ССП, дополните описание внешности героя.

2.Объясните постановку знаков препинания при деепричастных оборотах.

3.Определите виды простых предложений по полноте грамматической основы, входящих в состав ССП.

Текст 2 (без знаков препинания) (для группы)

Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи зима не уступала но один теплый денек пересилил наконец и потекли ручьи запели птицы .Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах и между Жуковым и тою стороною все пространство сплошь было затоплено громадным заливом на котором там и сям вспархивали дикие утки. Весенний закат пламенный с пышными облаками каждый день давал что-нибудь необыкновенное новое невероятное. (А.П.Чехов)

Задания для группы

1.Найдите сначала осложненные простые предложения . ( Весенний закат, пламенный, с пышными облаками, каждый день давал что-нибудь необыкновенное, новое, невероятное)

2.Замените сложные предложения простыми, изменился ли текст?

Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи. Зима не уступала. Но один теплый денек пересилил, наконец. Потекли ручьи. Запели птицы .Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах. Текст упрощается и обедняется, теряется образность.

3.Переделайте простые предложения в ССП. Считаете ли вы это целесообразным?1 -Но вскоре зима кончилась, и потянуло теплом. Считаю, что безличное предложение удачно вписывается в смысловую и синтаксическую структуру текста, чего нельзя будет сказать об осложненном простом предложении в случае переработки его в ССП, так как употребление только сложных конструкций «загромождает» текст.

4.Подчеркните трудные для вас орфограммы.

5.Расставьте знаки препинания, обосновывая свой выбор.

Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи, зима не уступала, но один теплый денек пересилил, наконец, — и потекли ручьи, запели птицы ставлю запятые ,т.к. это сложное предложение, состоящее из 5 простых, равноправных по смыслу. Вводное слово наконец также выделяю запятой. Тире указывает на быструю смену действия. Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах, и между Жуковым и тою стороною все пространство сплошь было затоплено громадным заливом, на котором там и сям вспархивали дикие утки.ССП. СПП.Весенний закат, пламенный, с пышными облаками, каждый день давал что-нибудь необыкновенное, новое, невероятное. Обособленные определения, стоящие после определяемого слова, требуют запятых точно так, как и однородные определения необыкновенное, новое, невероятное

6.Составьте ССП предложение по данной теме, простые в котором не будут разделены пунктуационными знаками.

Читать еще:  Кладовая солнца пришвин читать полное. Кладовая солнца сказка-быль

По утрам кусты и прошлогодняя трава еще серебрились инеем и лужи затягивало тонким, как стекло, льдом.

В зарослях малинника на опушке леса слышалось пение птиц и громкое ауканье детей.

Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края.

Работа с классом

1.Выразительное чтение текста

2.Прослушивание ответов по группам

3.Заполнение листов самооценки

1 . Конспет лекции.

2.Хабарова А.С. « Проведение лабораторных работ на уроках русского языка в 11-м классе».

3. Хамраева Е.А. «Русский язык для детей-билингвов:теория и практика».

4. Бураева Н.Н. «Роль лабораторных работ по русскому языку в формировании у учащихся старших классов лингвистического мышления».

Методическая разработка урока по теме: „Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

Содержание:

1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.

2. Контрольно – измерительные материалы.

3. Список литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 п. Спирово Выдропужская ОШ

Методическая разработка урока по теме:

„Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”.

автор: учитель русского языка и

литературы Голубева Елена Евгеньевна

1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.

2. Контрольно – измерительные материалы.

3. Список литературы.

Тема: Сложносочиненные предложения.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Цель: научить определять смысловые отношения в сложносочинённом предложении и ставить в нём знаки препинания; рассмотреть сложносочинённые предложения с разными структурными элементами.

формирование общеучебной компетенции: умения определять виды сложносочинённых предложений по союзам и значению, расставлять знаки препинания в ССП;

формирование коммуникативной компетенции: повышение уровня речевой культуры;

развитие компетенции личностного самосовершенствования, направленные на интеллектуальное развитие.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

а) Графический диктант.

— Прослушайте предложения, и, не записывая их, составьте схемы. Предложения могут быть любого типа.

Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.

Была осень. Берёзки и осинки начали сыпать на молодые ёлочки золотые и красные пятачки. День был тёплый и даже паркий.

Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку — здравствуйте!

Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине её две берёзы. Под берёзами – пень. Рядом с пнём в зелёном брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я ещё не видел. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик – маленький, сухой, жёлтый.

— Какие типы предложений встретились в этом тексте?

— Какие пунктограммы вы вспомнили?

б) Самостоятельная работа

1) Составьте сложные предложения с разделительными союзами по данному началу: То завыл ветер,…………

Или надо было ехать на юг,………

2) Придумайте три предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами;

3) Сделайте синтаксический разбор этих предложений.

  1. Знакомство с темой урока.

Группы союзов по значению

Явления происходят одновременно или следуют одно за другим

И, да (=и), ни-ни, тоже, также

Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных

Или (иль), либо, то-то, не то – не то, то ли – то ли

А, но, да (=но), однако, зато, же

— Части сложносочинённого предложения, соединённые союзами соединительными (и, да, ни… ни), противительными (а, но, да, однако, же, зато, а то), разделительными (или, либо, ли….ли, то….то, не то…не то) разделяются запятыми:

Я упал на подушку, и песня ребятишек стала уплывать куда-то всё дальше и дальше.

Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело, но на Буруна обрушились дружно и страстно.

Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.

Он [лейтенант] знал много разных историй и иногда рассказывал о жизни учёных и полководцев, а Мамочкин был любознателен.

— Но в некоторых предложениях между частями сложносочинённого предложения запятая отсутствует:

а) если части ССП имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение:

Уже совсем рассвело и народ, стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).

Около высоких свежих скирд копошились бабы с граблями и двигались арбы (А. Чехов).

б) если части ССП выражены двумя номинативными или безличными предложениями со сказуемыми однородного состава:

Светит догорающая лампа, выстрелы да снега синева (К. Симонов).

в) Если части ССП выражены двумя вопросительными или двумя восклицательными предложениями, объединёнными общей интонацией:

Когда приедет делегация и кто будет её встречать?

На поручни не облокачиваться и чемоданов на ступени не ставить!

г) если части ССП включены в бессоюзное сложное предложение и поясняют общую для них часть предложения:

Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (К. Паустовский).

  1. Синтаксический разбор ССП.

— Давайте с вами вспомним, как разбирается ССП.

— На доске записаны основные пункты схемы разбора предложения. Разберём два предложения по этой схеме.

а) Потёмки между тем всё более сгущались, и предметы потеряли свои контуры.

б ) Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настаёт.

Схема синтаксического разбора предложения.

  1. Найти грамматические основы предложения, прочитать простые предложения.
  2. Указать какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные.
  3. Определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование).
  4. Объяснить расстановку знаков препинания.
  5. Разобрать каждое простое предложение, входящее в состав ССП.
Читать еще:  Официальная группа битвы экстрасенсов в контакте. Битва экстрасенсов

— На доске в произвольном порядке нарисованы схемы. Ваша задача – прослушать предложение и указать, какой схеме оно соответствует, записать, расставляя знаки препинания и делая обозначения.

  1. Крепко деды землю защищали, сберегли и честь свою, и речь и навек потомкам завещали золотую родину беречь.
  2. Все жители были одеты по-праздничному, и, говорят, это было одно из красивейших зрелищ на всём побережье.
  3. Сегодня целый день играет во дворе последний мотылёк и, точно белый лепесток на паутине замарает.
  4. Порывами метался по полю и шумел ветер, да в лицо хлестал не то дождь, не то снег.
  5. Кувшины, звуча, налилися водою, и, гордо кивая махровой главою, приветствуют пальмы нежданных гостей, и щедро поит их студёный ручей.
  1. Закрепление новых знаний на практике.

А) Добавьте подходящее по смыслу простое предложение и запишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1) Рассветало и ……. 2) … и в старом саду стало тихо, грустно.

3) …. и нигде ни души.

Б) Поставьте номер продиктованного предложения и рядом начертите его схему.

1) Морозка вышел на прогалину и, заложив два пальца в рот, свистнул три раза пронзительным разбойным свистом.

2) Ночью было похолодание, и, может быть, на болотах на восходе на невидимой солнцу северной стороне кочки побелели.

— Расскажите о постановке запятой в ССП.

— Приведите пример ССП, где запятая ставится, и может не ставиться.

8. Домашнее задание.

Цель: Проверка знаний и умений учащихся по теме „Сложносочинённое предложение”.

Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.

  1. Сорока прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать.
  2. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, и по земле неслись вперемежку то холодные тени, то солнечные пятна.
  3. Конь помотал головой, подумал, потом вытянул шею, и взял наконец хлеб мягкими губами.
  4. Старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, хвасталась.

а) 1,2 б) 2,3 в) 2 г) 1,3

  1. Укажите предложение, соответствующее схеме.

[двусоставное], союз [двусоставное, осложнено однородными членами].

  1. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

а) 1,2 б) 3 в) 1,3 г) 4

  1. В каком предложении есть вводное слово?

а) 1,2 б) 4 в) 1,3 г) 2

  1. Укажите сочинительный соединительный союз.

а) то….то б) и в) но г) будто

  1. Как расставить запятые в предложении?

Он очнулся 1 перестал шуметь 2 но 3 по-видимому 4 никого 5 и ничего не было.

а) 1, 3, 4, 5 б) 1, 2, 4 в) 1, 2, 4 г) 1, 2, 3, 4

  1. Какое из утверждений неверно?

а) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные, разделительные.

б) Если есть общий второстепенный член предложения, запятая отсутствует

в) Простые предложения в составе сложносочинённого связаны только интонацией.

г) Части сложносочинённого предложения равноправны.

  1. Какой схеме соответствует предложение из стихотворения Б. Пастернака?

Орешник тебя отрешает от дня

И мшистые солнца ложатся с опушки

То решкой на плотное тление пня

То мутно-зелёным орлом на лягушке.

  1. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания, сделайте полный синтаксический разбор последнего предложения (разберите по членам, укажите, какими частями речи они выражены, составьте схему, дайте характеристику).

Над Москвой было ещё светло и небо чистое и прозрачное зеленело к западу.

За мною жадно бушевало море а над нами высились и гудели тополи.

Дождь перестал но отец ушедший в море ещё утром всё не возвращался.

Ночью шёл тихий дождь но утром погода разгулялась.

Отец курил откинувшись в кресло рассеянно глядя на висевшую над столом жаркую лампу а мама в очках старательно зашивала под её светом маленький шелковый мешочек.

Список используемой литературы.

  1. Бабайцева В.В. Обучение русскому языку. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации (8-11 классы). – М.:Дрофа, 2000.
  4. Галлингер И.В., Львова С.И. Работа над умениями и навыками по русскому языку. – М.: Просвещение, 1999.
  5. Никеров А.И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся. – Просвещение, 1999.
  6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку. – М.: Издательство „Астра”, 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и обобщения материала по теме: «Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП», разбор заданий ЕГЭ.

Данный конспект урока поможет учащимся повторить тему » Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП» и подготовиться к ЕГЭ.

Урок представляет собой модуль — цикл по представленной теме.

Методическая разработка модульного урока — цикла.

Урок русского языка в 11 классе по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении». На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани.

Предложенная презентация напоминает о необходимости различать простое предложение с однородными членами, соединёнными одиночным союзом и, и сложносочинённое предложение с союзом и. В материале расстав.

Данная разработка поможет учителю подготовиться к уроку по заявленной теме: Виды предложений по цели высказывания и знаки препинания в конце предложений. Урок получится интересным и полезным для учащи.

Источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42-kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stages/910-12_znaki_prepinaniya_v_slozhnosochinennyh_predlozheniyah.html
http://infourok.ru/laboratornaya-rabota-znaki-prepinaniya-v-slozhnosochinennom-predlozhenii-884356.html
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/06/18/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-teme-slozhnosochinyonnoe

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×