394 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Легион и гадаринские свиньи. Почему бесы просились войти в свиней

Почему Иисус разрешил бесам вселиться в свиней и они бросились в море?

Конечно можно рассуждать о здоровом образе жизни и запрете на вкушение свиного мяса:

Лев.11:7 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;

Втор.14:8 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь.

Но не это главная цель этого повествования. Нужно увидеть две причины:

Первая — Так как для психических заболеваний характерна прерывистость проявления, Господь желал заверить исцелённых им, что болезнь не повторится. Так, Господь говорит духу, мучающему больного ребёнка [по убеждению окружающих]: «Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Марка 9:25). Это в том же духе, что и сбрасывание свиней в море в знак того, что болезнь не повторится. Я хочу сказать, что это своего рода наглядный памятный знак, какие часто применяются в Библии для доведения некой мысли до сознания неграмотного народа. Я думаю, что по этой же причине в День Очищения козёл отпущения убегает в пустыню, неся на себе все грехи Израиля. По мере того как тысячи людей провожали взглядами подпрыгивающим бегом удалявшегося козла, в сознании их возникала картина изгнания их грехов. Таким образом, Иисус на доступном языке показывает полное изгнание бесов и навсегда из этого человека.

Вторая – ее нужно рассматривать в контексте великой борьбы между Богом и сатаной.

Из повествования мы видим, что бесы сами просились войти в свиней. Согласно словам Иисуса в Мф. 12:43, нечистый дух, выйдя их человека не знает покоя, блуждая по пустынным местам.
Эти нечистые духи, видимо, попросили Иисуса сжалиться над ними и отправить их хотя бы в нечистых свиней. Однако получив разрешение на это, они попытались скомпрометировать Иисуса, тем осложнив Его проповедь в том городе. И именно они ввергнули животных в морскую пучину.

Хитрые бесы намеревались перекрыть Иисусу путь спасения людей, живших в Гадаринской стране, зная как эти люди алчны. Жителям Гергесинской страны эта потеря показалась настолько великой (2000 свиней х 50кг. втуше х 350 руб. за 1 кг. = 35 миллионов рублей), что они отказались от благословений Христа, и Он был вынужден удалиться. Этого и добивался сатана. Обвинив в гибели стада Иисуса, он пробудил в людях чувство эгоистичного страха, и они отказались выслушать Его слова. Сатана всегда обвиняет христиан во всех потерях, несчастьях и страданиях, не допуская, чтобы обвинения обрушились на тех, кто действительно виноват – на него самого и его пособников.Уничтожив стадо свиней, сатана хотел отвратить народ от Спасителя и помешать проповеди Евангелия в этой местности. Он думал перехитрить Спасителя,но ведь сатана никогда не может видеть всю картину. А Иисус может и разрушает дьявольские планы!Даже бесы повинуются нашему Спасителю, и злые замыслы обращаются в добро. Именно гибель свиней взволновала всю страну больше, чем исцеление людей и привлекло всеобщее внимание ко Христу. Хотя Сам Спаситель удалился, но люди, которых Он исцелил, остались свидетелями Его силы. Те, кто являлся орудием князя тьмы, стали светоносцами и вестниками Сына Божьего. Весь этот край был открыт для Евангелия. Когда Иисус возвратился в Десятиградие, люди толпились вокруг Него в течение трех днейи он накормил там хлебом и рыбой 4000 мужчин, не считая женщин и детей.

Но есть и третья более важная причина!

Люди видят могущество Иисуса и некоторые даже думают пойти за Ним, но возникает вопрос – сколько это стоит. Другими словами люди говорят Иисусу – реши мои проблемы, но только не трогай моих свиней!

Да, у каждого из нас своё стадо «свиней», нечистых животных, которых мы сами кушаем и другим продаём. Что это за свиньи? Курение, алкоголь, любая пища или напиток, наносящие хоть и незначительной, но урон нашему здровью, мода полна «свиней», калечащих наше сознание и наши финансы, желание комфорта и спокойствия до упора набито «свиньями», жрущими наши семьи и взаимоотношения с людьми… Это только начало списка. Понимаете теперь, почему немногие принимают Иисуса в свои жилища, почему мы все так или иначе просим Его удалиться от нас? Мы объяты «великим страхом» — ведь можем потерять всех «свиней»!

Беседа на Евангелие пятой недели по Пятидесятнице

Исцеление двух бесноватых (Наша привязанность к земному и телесному вместо небесного и духовного)

Что читалось сегодня из Евангелия?

О чуде изгнания бесов из двух бесноватых Иисус Христом ( Мф. 8:28–34, 9:1 . Зач. 28).

“Когда Иисус прибыл в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, вышедши, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, пришедши в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город».

В Евангелии говорится, что когда однажды Иисус Христос прибыл в Гергесинскую страну, то там встретили Его два бесноватые, исшедшие из гробов. Увидев Иисуса, эти бесноватые начали кричать: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Ты пришел сюда мучить нас прежде времени».

Кто такие были бесноватые? Что значит, что бесноватые вышли из гробов? И что такое бесы называют преждевременным мучением для себя со стороны Иисуса Христа?

“Бесноватые» – это люди, одержимые злыми духами или бесами. Бесы, входя в людей, овладевали их душевными и телесными силами. Так, например, как видно из истории исцеления Иисусом Христом бесноватого, бесы могли говорить от себя, употребляя язык того человека, в котором они находились. Известно, что со времени греха Адама бесы получили некоторую силу и власть над людьми как бы над своими пленниками и рабами ( Еф. 2:2 ) и поэтому они свободно могли входить в людей, жить в них и мучить их, повергая, например, в разные болезни глухоты, немоты и др. Бесноватых было особенно много до Христа, так как дьявол еще не был поражён Его крестною смертью. Со смертью же Иисуса Христа бесы потеряли эту свою силу. Но есть и могут быть бесноватые и теперь, по воле и попущению Божию.

Читать еще:  Говорящая фамилия в кавычках. Говорящие фамилии в творчестве писателей XIX века

Бесноватые «вышли из гробов», потому что там жили. «Гробы» – это погребальные пещеры у Иудеев. Известно, мы уже это говорили, у них погребали умерших не так, как у нас – не в могилах, а в горных пещерах, так как место, где жили Евреи, было гористое и каменистое, и потому неудобно было хоронить умерших по-нашему, в могилах. В эти-то погребальные пещеры обыкновенно и укрывались бесноватые, убегая человеческого общества.

Бесы называют мучением для себя со стороны Иисуса Христа прежде времени непозволение им мучить людей, так как мучить для них – радость и удовольствие. «Прежде времени» значит то, что демоны думали, что Иисус Христос не станет ждать конца мира и Страшного всеобщего Суда, чтобы уже тогда осудить их на вечные мучения, а сделает это прежде того времени. Свящ. Писание учит, что в настоящем веке, до времени Страшного Суда попущено злым духам искушать и иногда мучить людей, в день же Суда они окончательно будут осуждены на вечные мучения с злыми людьми ( 2Пет. 2:4 ; Иуд. 1:6 ). Духи знают это и как бы жалуются, что Иисус Христос преждевременно пришел мучить их, а потому в повествовании о сем же чуде евангелистом Лукою ( Лк. 8:31 ) и просят не посылать их в бездну, т. е. в ад.

Далее в Евангелии говорится, что бесы, зная, что Иисус Христос выгонит их из людей, просили Его «послать их в стадо свиней», и Иисус Христос так и сделал. Тогда бесы, вошед в свиней, утопили всех их в море, а народ так был устрашен этим погублением свиней, что все просили Иисуса Христа удалиться из их страны, что Он и сделал.

Почему бесы просили Иисуса Христа послать их в стадо свиней? И почему Господь позволил бесам войти в свиней? Не повредило ли это проповеди Иисус Христа, так как устрашенные сим жители не приняли Его?

Бесы просили Иисус Христа послать их в свиней для того: чтобы погублением свиней огорчить хозяев их и, с другой стороны, навести на народ страх; чтобы Иисус Христос не сделал для них (бесов) еще чего, более страшного и гибельного. Иисус же Христос допустил погубить свиней в наказание их хозяев за привязанность к земным предметам и удовольствиям и нерадение о душах. Хотя жители Гергесинской страны и не приняли Иисуса Христа, потому что боялись, чтобы от Него не потерпеть еще больших потерь, но для проповеди Христовой не было вреда от сего, так как огорченные потерею свиней они не способны были внимать проповеди Христовой теперь. Евангелист Лука, повествуя о сем же чуде, прибавляет, что Иисус Христос вместо себя повелел самому исцеленному проповедывать о чуде. И это было так успешно, что когда Иисус Христос пришел в Гергесинскую страну в другой раз, то был принят охотно ( Лк. 8:40 ) и многие уверовали в Него.

Что особенно поучительного в нынешнем евангельском чтении?

Мы, братие, конечно, удивляемся жителям Гергесинской страны и жалеем их, что они из-за привязанности своей к земному удалили от себя Спасителя душ Иисуса Христа. Но обратимся от этих жителей к самим себе и посмотрим, не привязаны ли и мы чрезвычайно к земному, мы – которые уже веруем во Христа Спасителя?

К стыду своему, должны сказать: «И мы в этом случае не лучше Гадаринцев». Конечно, мы, как жители земли носящие плоть, не можем жить подобно бесплотным Ангелам, не можем не нуждаться в земном и потому не можем не иметь привязанности к земному, но вместе с тем: мы – не то, что бессловесные животные, имеем душу; и наша жизнь – не то, что сих животных, не на земле только, но и на небе, вместе с Богом и св. Ангелами. Земная жизнь временна, много если длится она у нас 6 – 7 десятков лет, а небесная – бесконечна.

После сего кажется, о какой бы жизни нам больше всего заботиться, о какой думать и к какой стремиться, как не о небесной и к небесной? Но, увы! У нас по большей части бывает наоборот.

У нас с самого детства мало обращается внимания на духовную небесную жизнь. Малым детям совсем не говорят или мало говорят о небесной жизни: иные матери хорошо не могут, а другие – не хотят делать этого. Детей у нас больше забавляют сказочными рассказами и рассказами о животных, чем о Боге и небесной жизни. И привыкают они больше думать и потом читать все о земном и о земном, а о духовном, небесном – скучное для них чтение!

Когда дети учатся, учатся и закону Божию, но почему и как? Потому, что без него обойтись нельзя – он в числе других предметов. И учатся-то как-то не все охотно. Это доказывает, что и взрослых-то детей тоже мало приучают заниматься духовным, небесным, а больше земным вместе с земными науками.

А люди, уже начавшие жизнь, люди служащие, должностные, рабочие? О, как тоже мало думают о духовном и небесном и они! Например, что такое значит, что люди служащие, рабочие очень преданы службе и работе так, что и праздников-то не оставляют без службы и работы, думают о наживах, о богатстве так или иначе, и потому не думают и не заботятся в эти дни послужить Богу и спасению своей души? Люди же более свободные, как более обеспеченные, чрезвычайно привязаны к увеселениям и удовольствиям так, что тоже не думают и не заботятся о том, чтобы хотя под праздники оставить увеселения и послужить в эти дни Богу и спасению своей души. Что это значит? Не совершенное ли забвение о Боге, а полную привязанность к земле? Да, это верно!

Читать еще:  Милий балакирев композитор произведения. Краткая биография балакирева

Братие, рано ли, поздно ли, но придется нам умирать, придется оставить все земное и явиться в духовный мир и начать там жизнь вечную. Понятно, каково будет там тому, кто забывал о духовном, вечном мире, а был крепко привязан к земному, телесному.

Почему бесы просились войти в свиней?

Почему бесы просились войти в свиней?

Как это ни странно, но до сих пор еще существуют люди, которые сомневаются в реальном бытии темной бесовской силы, способной вселяться в людей и делать их своими послушными орудиями. В особенности, непростительно это для православных русских людей, переживших весь позор нашей несчастной Родины за последнее пятидесятилетие.

А между тем, Святое Евангелие ясно нас учит, что бесы действительно существуют и могут вселяться в людей, которые и становятся «бесноватыми», потерявшими контроль над собой и сделавшимися жалкой игрушкой в руках бесов.

Как раз в 5-ую неделю после Пятидесятницы читается за Литургией Евангелие, которое повествует об одном таком разительном случае.
Христос приходит в страну Гергесинскую и исцеляет там двух страшных бесноватых, которые были так люты, что никому не давали пройти тем путем, вблизи коего они жили. Но что же гергесинцы?

Вместо того, чтобы с благодарностью припасть к ногам Иисусовым и просить Его остаться у них, они вдруг просят Его всем городом уйти от них вон.

Что же это за страшное ослепление? Что за непонятное омрачение умов и сердец? Облагодетельствованные гонят вон своего Благодетеля, не желая даже воспользоваться дальнейшими благодеяниями, которые несомненно в изобилии полились бы на них, если бы Христос-Спаситель у них остался. Но в чем же дело? Им жалко стало свиней.

Вопреки ясному запрещению закона Моисеева, они разводили свиней, а Господь, изгнав бесов из несчастных бесноватых, повелел бесам войти в свиней, после чего взбесившееся свиное стадо бросилось с крутизны в озеро и утонуло.

И это сделал Господь, конечно, не без умысла, уничтожив таким образом для их вразумления плоды их беззаконного занятия! Но им все – нипочем. И совесть их от этого не пробудилась, и то, что двое их сограждан, избавившись от мучения, перестали быть страшилищами и стали нормальными людьми, им не дорого, и того, что Сам Господь пришел к ним просветить их светом Своего Божественного учения, они не ценят. Все их существо объяла жалость к погибшим свиньям и опасение, как бы дальнейшее пребывание у них Господа не принесло им новых материальных ущербов и не нарушило бы излюбленного ими и давно заведенного греховного образа жизни, к коему они все привыкли.

Какая это жизненная картина и поныне постоянно встречающаяся!
И не есть ли такое настроение гергесинцев – то же самое беснование, только в менее заметных для внешнего взора формах?
Ведь в чем сущность беснования – разве не в противлении Богу и Его Божественному Закону?

А виды и внешние формы беснования могут быть многоразличны: от самых страшных и буйных – до самых малозаметных и искусно укрывающихся, иногда даже разными благовидностями, от невнимательного взора.

«Бесы, вселяясь в человека», говорит наставник духовной жизни святитель Феофан Вышенский: «не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, изподтишка научая своего хозяина всякому злу, и отклоняя от всякого добра: так, что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего» («Мысли на каждый день года (СКАЧАТЬ)» стр. 245).

Как передают все три евангелиста-синоптика, повествующие о чудесном исцелении гадаринских бесноватых, бесноватые, при виде Господа Иисуса Христа, стали кричать «гласом велиим»: «Что нам и Тебе, Иисусе Сыне Божий? Пришел еси прежде времене мучити нас» (Мф. 8:29).

Но разве Христос-Спаситель пришел мучить этих несчастных, а не спасти их от мучивших их бесов?

В этом-то и состоит разгадка ужасной тайны вселения бесов в человеческую душу. Коль скоро человек, по неосмотрительности, допустил в свою душу беса, бес, вселившись в него, поглощает собою его личность, пленяет его «я», овладевает его волею и делает человека послушным орудием своей злой воли. Такой человек думает, что он самостоятелен в своем поведении, что он «сам все делает», а в действительности всеми его поступками руководит поселившийся в нем бес, или даже целый легион бесов, как в этом несчастном бесноватом. Поскольку воля его в плену у беса, то он и начинает отождествлять себя с живущим в нем бесом: все, что приятно бесу, ему приятно; все, что враждебно и мучительно бесу, и ему враждебно и мучительно. Вот почему, увидев своего Спасителя, этот несчастный человек, вместо того, чтобы радоваться, отчаянно кричит: «Что Тебе до меня? Умоляю Тебя, не мучь меня!» (Лк. 8:28).

Каким же образом можно дойти до такого ужасного состояния? Как бес может получить доступ в душу человека?

На это мы находим много указаний и в Слове Божием и в писаниях святых отцов Церкви и великих христианских подвижников благочестия. Каждое забвение Бога, в чем бы оно ни проявлялось, каждое произвольное нарушение заповедей Божиих, сколь бы маловажным оно ни казалось, всякий проступок против совести, этого голоса Божия в душе человека, уже открывает бесу доступ в его душу. Особенно же любезны бесу греховные страсти, то есть часто-повторяющиеся грехопадения, которые вошли у человека в привычку, стали как бы его второй природой.

«Гордость – демон», говорит наш великий праведник святой Иоанн Кронштадтский: «злоба – тот же демон; зависть – тот же демон; мерзость блудная – тот же демон; насильная хула – тот же демон; насильное сомнение в истине – тот же демон; уныние – демон; различны страсти, а действует во всех один сатана; различны страсти, а вместе – лай сатанинский на различные лады, и человек бывает одно – один дух с сатаной» (Моя Жизнь во Христе» т. 2, стр.6).

Читать еще:  Известные цитаты хемингуэя и даже. Эрнест Хемингуэй: цитаты, афоризмы, высказывания

И весьма характерно: каждый, одержимый какой-либо страстью, как бы эта страсть его ни мучила и не терзала, с самой крайней враждебностью относится ко всему, что противится его страсти. Так: гордый ненавидит смиренных, злобный и гневливый не выносит кротких и тихих, блудник пылает крайним раздражением на целомудренных, и т.д. и т.п.

И самыми большими врагами своими одержимые страстями считают тех людей, которые обличают их или как-то стараются помочь им освободиться от той или иной страсти, указывая на нее, уговаривая и вразумляя их или принимая какие-либо решительные меры к их отрезвлению и возвращению на путь нормальной, здоровой, духовно-трезвой жизни. Совершенно точно так, как враждебно встретили Христа-Спасителя гадаринские бесноватые или жители той страны, не пожелавшие, чтобы Господь у них остался: ведь и они были в сущности тоже бесноватыми, хотя и в менее заметной форме. Сжившись вполне с своими любимыми страстями, или, что тоже, с обитавшими в них бесами, они не желали исцеления от Господа-Чудотворца, а потому и не приняли Его.

Как убеждает нас повседневный жизненный опыт, а особенно в страшное, как никогда прежде, переживаемое нами время, одержимость страстями и есть беснование.
Посмотрите, как преданный греховным страстям и сам внутренне терзается и других мучит. Страсти, как учат наставники духовной жизни, это – тайные змеи, которые постоянно грызут сердце человека и никогда не дают ему покоя. Одержимый страстями не знает душевного мира, да и не может приобрести его, пока не преодолеет своих страстей. Мало того: он способен разрушать душевный мир и всех тех людей, с которыми приходит в соприкосновение.
Искоренить страсть – это и значит изгнать мучающего беса.
Чтобы убедиться в истине всего вышесказанного, надо только хорошо понаблюдать окружающую нас современную жизнь и углубиться в собственную душу.

Все то, что произошло на нашей несчастной родине, да и теперь еще не изжито, – разве это не подлинное беснование и притом в самых ярко-выраженных формах?

А то, что происходит сейчас в так называемом «свободном мире» и что в начале лишь тайно, изподтишка подготовлялось; разве это не то же самое беснование? На наших глазах и оно начинает принимать те же самые грубые формы, что и у нас на родине, ибо источник всего этого ведь один и тот же – все та же темная злая бесовская сила, жаждущая гибели человека!
Страшно сказать, но и то, что творится сейчас во всех поместных православных церквах и в так называемом «христианском мире» – мире «инославном» – со всем этим подрывом всех вековечных устоев, с этой беспощадной ломкой древних установлений Церкви, ведущих свое начало от апостольских времен, порою грубым, а иногда хитро-лукавым ниспровержением всех исконных верований и благочестивых традиций, завещанных нам первохристианством, – кто, положа руку на сердце, по чистой совести, осмелится возразить, что все это не самое настоящее беснование – попытка диавола через верных слуг своих искоренить истинную веру и Церковь?
Сатана, нагло подняв голову, триумфальным маршем шествует уже по всему миру, пожиная себе обильные плоды.

Жутко становится, когда подумаешь, как мало сейчас осталось людей, трезво смотрящих на все в мире происходящее, людей честных и искренних, не продавших душу свою сатане за те или иные земные блага, не работающих всецело своим греховным страстям и не беснующихся, подобно огромному большинству.

Весь мир сейчас становится похожим на страну Гадаринскую, не желающую исцеления от Господа-Исцелителя и изгоняющую Его прочь от себя.

Пусть даже слышим мы иногда лицемерно произносимые слова правды, но самые дела произносящих ясно показывают, что это – только одни слова: на словах – одно, а на деле совсем другое! А ведь Господь понятно и вразумительно сказал: по плодам их узнаете их (Мф. 7:16-20).

Сколько красивых слов нередко произносится сейчас о мире и любви, но где этот «мир» и «любовь» видны в делах? А если и показывается иной раз видимость таких «добрых» дел, то за ней ясно скрывается грубый расчет и то или иное своекорыстие, совершенно обесценивающее их.
Фальшь и ложь воцарились в мире, как это и предрекал святой Апостол Павел в своем Втором Послании к Солунянам, говоря, что наступит время, когда люди «будут верить лжи» (2Фес. 2:11), «да будут осуждены все, не веровавшие Истине, но возлюбившие неправду» (там же, ст. 12).

Надо знать, что об этом опасно сейчас открыто говорить вслух перед всеми: возненавидят и заклюют, не дадут жить на этом свете, или объявят сумасшедшим, как это и в действительности нередко теперь практикуется в отношении неприятных и нежелательных людей, которых нужно куда-то запрятать подальше, чтобы они не беспокоили и не мешали. Поистине мы дожили уже до того времени о котором предрекали древние отцы-подвижники, говорившие: Наступит время, когда люди будут безумствовать, а тому, кто не безумствует, станут говорить: «Ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас».
Но не думают, не помышляют эти безумцы-бесноватые мира сего, во зле лежащего, о том, какая участь их ожидает.

Бесы, изгнанные Господом из Гадаринских бесноватых, вошли в свиней, а свиньи, взбесившись, бросились в Генисаретское озеро и утонули. Подобная же участь ожидает и этих людей, одержимых бесами, но с тою разницею, что ввержены они будут в «озеро огненное, горящее огнем и серою», где будут мучиться «во веки веков» (Апок. 21, 8; 20, 10), вместе с диаволом, зверем-антихристом и лжепророком, которым они верно служили на земле, ведя борьбу с Господом Иисусом Христом и Его истинными и искренними последователями.
А нам, которые хотят работать Господу нашему Иисусу Христу и только Ему Одному, необходимо вооружиться в переживаемые нами страшные времена терпением, памятуя Его наставление: «В терпении вашем стяжите души ваши!» (Лк. 21:19) и другое: «Претерпевый до конца той спасен будет» (Мк. 13:13).
Пусть другие беснуются – пусть даже все беснуются вокруг нас – не будем принимать никакого участия в этом всеобщем бесновании, чего бы нам это ни стоило! Аминь.

Источники:

https://apologetica.ru/otvet/iisus-besy-svini.html
https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/besedy-pastyrja-na-voskresnye-liturgijnye-evangelskie-chtenija/13
https://dishupravoslaviem.ru/pochemu-besy-prosilis-vojti-v-svinej/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]