Лэпбук обычаи традиции народов поволжья. Конспект занятия «народы поволжья
Лэпбук обычаи традиции народов поволжья. Конспект занятия «народы поволжья
Кривошеева Елена Юрьевна – Воспитатель МДОУ «Детский сад №195» г. Саратов
Дата поступления работы на конкурс: 30.04.2017г.
«Традиции чаепития народов Поволжья»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
Обобщить и систематизировать знания детей о чае, его происхождении, истории его распространения по всему миру, о традициях употребления чая в России, Узбекистане и в Татарстане; об истории самовара. Закреплять знания о родном крае, о понятии «традиций»; воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине. Воспитывать уважение и интерес к людям разных национальностей, их культуре.
Активизировать познавательный интерес, внимание и память детей. Развивать связанную речь.
Словарная работа : традиция, чаепитие, тульский самовар, пиала, национальность, легенда.
Предварительная работа: чтение художественной литературы (К.Чуковский «Федорино горе», «Муха — цокотуха»). Подготовка костюмов. Заучивание стихов, пословиц, поговорок о чае. Рассматривание открыток, картин художников с изображением чаепития.
Материал: карта стран; предметы посуды из России, Узбекистана, Татарстана; Угощение для чаепития; различные сорта чая; костюмы для детей (русский, узбекский, татарский).
Занятие начинаются в группе, дети сидят полукругом, воспитатель сидит за столом перед детьми, в руках у него карта стран.
Воспитатель: Ребята, перед вами карта. Это изображение всех стран, которые есть на земле.
Воспитатель показывает страны на карте.
Воспитатель: В какой стране живём мы? (Ответы). В каждой стране люди разговаривают на своём родном языке. На каком языке разговариваем мы с вами? (Ответы). Какие ещё вы знаете языки? (Ответы). Молодцы ребята, а теперь мы с вами поиграем. Я начну — вы продолжите.
– В России разговаривают на русском языке. В Узбекистане. в Грузии. в Казахстане. в Татарстане.
Воспитатель: У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете слово «традиция» (Ответы). Правильно! «Традиция» – то, что передаётся от одного поколения к другому. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои. Ребята, давайте послушаем рассказ от куда появился чай.
Воспитатель 2: Родина чая — Китай, а в переводе это слово означает «Молодой листочек». Чайный куст известен в мире уже почти 4700 лет. Существует такая легенда — один китайский император любил совершать поездки по стране. Однажды во время путешествия он решил отдохнуть возле густого кустарника. Лежал он и ждал, пока закипит вода в котле над костром. Император следил за своим здоровьем и пил только кипячённую воду. Внезапный порыв ветра занёс в котёл несколько листьев с кустарника, который позже назвали чайным. Когда император попробовал воду, ему очень понравился её необычный вкус. Он почувствовал прилив сил и отправился в путь раньше намеченного срока.
С тех пор стал ценится чай очень высоко. Его пили при дворе во время торжественных придворных церемоний. Чай поэты воспевали в стихах. Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретом, как производство шёлка, фарфора, бумаги. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. Хотя чай позже и стал любимым напитком в большинстве стран мира, выращивать его долгое время не умели и привозили его из Китая. Трудным был путь китайского чая к русскому столу. Его везли 11 тыс. километров на верблюдах, тележках, санях, переправляли на паромах через реки. Целый год караван с чаем добирался до Москвы.
Пили чай по большим праздникам. Поэтому — то и возникло выражение «чайком побаловаться». Стоил чай очень дорого, поэтому долгое время чай был доступен только богатым и знатным людям. Для крестьян же чай был практически не доступен. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай и поэтому случались разные смешные истории.
1.Английский моряк привёз в подарок своей матери фунт чая. Она решила угостить соседей заморским блюдом, сварила в кастрюльке весь чай, потом слила горькую темно-коричневую воду, а листья разложила по тарелкам и полила растительным маслом.
2.Один русский барин поручил своему слуге приготовить чай, тот сварил его, заправил перцем, луком и петрушкой. Гости с барином плевались, а слугу барин приказал выпороть. Долго думал слуга, чем же он барину не угодил.
Непременным атрибутом русского чаепития был самовар. Послушаем историю этого удивительного предмета. Самовар -исконно русское изобретение. Почему его так назвали? Да потому, что он сам варит, т.е. кипятит воду. Вода в нем быстро закипает и долго не остывает. Первые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Первая самоварная фабрика открылась в Туле в 1778 году, а в 1880 году их было уже 74. Выпускали около 150 фасонов самоваров: «шары», «бочонки», «рюмки», «Яйца» и прочее. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные и богато украшенные. Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар — символ семейного очага, уюта, дружеского общения — занимал почётное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Стоили самовары довольно дорого — ведь их делали мастера высокой квалификации. Недаром говорили в народе – «печка матушка», да самовар «батюшка. Как же пользовались таким самоваром. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом. Наверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. Русские самовары были известны и любимы не только у нас на родине, но и в других странах мира. Они награждались медалями и призами на различных международных выставках. Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрёшка, балалайка, хохлома, гжель. Сейчас на смену старинным самоварам пришли электрические чайники. Но традиция собираться всей семьёй за чаем сохранилась до наших дней.
Воспитатель: Ребята, как же правильно нужно пить чай, знаете? (Ответы детей). -давайте мы посмотрим, как же чай пили у нас на Руси.
Дети одетые в национальные костюмы русских «хозяин» и «хозяюшка», рассказывают о чаепитии в России. Они заходят под музыку «Русский самовар».
Хоз-ка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим. Если величать, так на пороге встречать.
Хоз-ин: Просим вас к столу!
Хоз-ка: Мы гостей встречаем. Дети: Чаем, чаем, чаем.
Хоз-ин: Первым делом угощаем. Дети: Чаем, чаем, чаем.
Хоз-ка: Приглашаем к самовару. Дети: С чаем, с чаем, с чаем.
Хоз-ка: И в накладу, и в прикуску. Дети: Чай, чай, чай.
Хоз-ка: Пейте чай, друзья, по-русски! Дети: Чай, чай, чай.
Хоз-ка: Любим мы гостей встречать,
Сладким чаем угощать,
Пирогами да блинами,
Чай с вареньем, чай с печеньем,
Чай с хорошим настроением,
Чай с малиновым листом
Соберёт всех за столом.
Славится везде недаром
Русский чай из самовара.
Крепкий чая аромат
Восхищает всех подряд.
На Руси чай заваривал хозяин — глава семьи, в специальной заварочном чайнике и пожалуйста: никаких чайных пакетиков, а разливала хозяйка, традиционно, заварка разбавляется кипятком уже чашке. Пили чай в больших количествах, на свежем воздухе, кто-то любил пить чай их блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, чтобы остудить. Сахар обычно в чай не клали, а пили в прикуску, а потом запивали чаем. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, комковой сахар, разные варенья. Напившись чаю переворачивали чашку вверх дном и ставили на блюдце.
Воспитатель: Спасибо, хозяева за приглашение! Посмотрите какой богатый стол накрыли для гостей хозяева. Обратите внимание на посуду для чаепития, главное правило — она должна принадлежать одному сервизу. А чашка должна быть белой изнутри, позволяя оценить красоту настоящего чёрного чая.
(Звучит узбекская народная мелодия, в группу входит девочка в национальном узбекском костюме).
Девочка в узб.костюме: Здравствуйте ребята. Я приехала к вам из Узбекистана. У нас тоже очень любят пить чай. Предпочтение отдают зелёному чаю. Пьют его из пиалы. (показывает) У пиалы нет ручки, потому держать её в руках полностью наполненной кипятком неудобно. Чем более уважаемый гость, тем меньше чая в пиале. А заботу о госте проявляют постоянно, подливая ему чаю. К чаю подают угощения — засахаренные фрукты (ставит на стол угощение).
(Звучит татарская народная мелодия, входит мальчик в татарском национальном костюме).
Мальчик в татар.костюме: Здравствуйте ребята. Я приехал к вам из татарстана. Мы татары тоже очень любим пить чай. Но чай мы пьём с молоком и так-же из пиалы, поворачивая пиалу после каждого глотка, сидя на коврах (садится на ковёр и показывает). К кому бы вы не пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказываться от пиалы чая не вежливо, можно обидеть хозяев дома. Я принёс вам чак-чак — татарское национальное сладкое блюдо. Не стесняйтесь, угощайтесь!
Хоз-ка: Чай не зря в таком почёте.
Вам хотим секрет открыть,
Если с другом чай вы пьёте,
Вас вовек не разлучить.
Во многих странах любят пить чай. А сейчас давайте вспомним пословицы о чае и самоваре.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
1.Чай пьёшь — здоровье бережёшь.
2.Пей чай — беды не знай.
3.С чая лиха не бывает, он здоровья прибавляет.
4.Чай не пьёшь, откуда силы возьмёшь?
5.Чай пить — славно жить.
6.Выпьешь чайку — забудешь тоску.
7.Чай пить — не дрова рубить.
8.Самовар кипит — уходить не велит.
9.Чай пьёшь — до ста лет проживёшь.
10.За чаем не скучаем.
11.Печка — матушка, а самовар — батюшка.
12.Где есть чай, там и под елью рай.
Многим отличаются народы друг от друга, но у всех у нас есть общее — мы живём в России.
Россия — любимая наша страна,
Очень и очень большая она.
Россия — родина, наш дом,
Где вместе дружно мы живём!
Мы приглашаем всех за широкий и богатый русский стол на традиционное чаепитие.
Хозяин: Наливайте, не стесняйтесь, сладким чаем забавляйтесь!
Конспект мероприятия “Народы Поволжья ”
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Закрепить знание детей о Родине – России, ее столице.
Расширить знание о государственной символике (флаг, герб, гимн).
Формировать представление о дружбе народов разной национальности, о костюмах народов Поволжья .
Закреплять знания о народных играх.
Воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель : воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважение к своей Родине.
Закрепить знание детей о Родине – России, ее столице.
Расширить знание о государственной символике (флаг, герб, гимн).
Формировать представление о дружбе народов разной национальности, о костюмах народов Поволжья .
Закреплять знания о народных играх.
Воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну .
Разучивание стихов о Родине, хороводов, народных игр.
Прослушивание музыкальных произведений патриотического характера:
Гимн, Родина моя, С чего начинается Родина, Шире круг, Я,ты , он, она – вместе дружная семья.
Рассматривание иллюстраций книг, атласов, картин, открыток, флагов, гербов страны.
Чтение произведения В.Степанова «Моя родина – Россия ».
Оборудование и материалы.
Герб, флаг, гимн – (картинки) Российской Федерации.
Костюмы народов Поволжья: русский ,мордовский ,татарский, чувашский.
Куклы в народных костюмах ,Папка народов Поволжья, Альбомы: Самара, Курумоч.
Мячи, покрывала, стульчики.
Аудиозапись с песнями о России и дружбе.
У нашей страны удивительное имя Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная необыкновенная страна- потому что она родина.
А сейчас ребята нам расскажут, что такое Родина.
Родина! Это страна, в которой мы родились и живем. Это поля, леса и реки.
– это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка, сестренки и братишки.
это место, где стоит наш детсад.
это место, по которому люди скучают находясь в далеком краю.
– это самое дорогое, что есть у человека.
А сейчас мы послушаем стихи о Родине.
Старый двор, березки молодые
Хоровод кудрявых тополей.
Это все страна моя родная
Милый образ Родины моей.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем.
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем.
И под небом синим – синим
Флаг России над Кремлем.
Мы живем в России. Значит, называют нас?
Россия большая страна. В ней много городов, рек, лесов. Но главный город нашей страны?
– Москва – столица нашей Родины.
Москва-это Красная площадь
Москва- это башни Кремля
Москва-это сердце России
Которое любит тебя.
На земле живут много народов. У каждого народа свой язык, своя культура, свои обычай.
И в каждой стране имеются свои символы: флаг, герб, и гимн. Сейчас нам ребята расскажут с чем мы сравниваем его цвета.
Белый цвет – цвет чистоты,
Красный цвет – цвет храбрости,
Синий цвет – цвет неба.
Что за радуга на небе?
Красный, синий, белый цвет.
Это флаг моей России.
Красивее флага нет.
Флаг бывает разный
Но мне всего милей
Бело – сине – красный
Флаг Родины моей.
Теперь послушаем, что означает герб России.
Много символов на свете
Есть у стран и государств
Но для нас всего дороже
Герб России – символ наш
Герб России самый важный
Знак отличие страны.
Есть на нем орел двуглавый
Символ Власти и борьбы.
А теперь послушаем , что такое гимн?
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране
В гимне Российском есть такие слова
Россия – любимая наша страна.
Россией гордимся. России верны.
Гимн слушается стоя и молча всегда
Его нам включают в момент торжества.
В нашей стране живут люди разных национальностей.
Русский, башкир и якут.
И чуваши и мордвин
И калмык и осетин
Все они дружить хотят
И родина Россия у нас на всех одна
Давайте ребята покажем, как дружат люди разных народов .
Давайте дружить друг с другом, как птица с небом, как трава с лугом, как поле с дождями, как дружит солнце со всеми нами.
Вот так народы подружились (поздороваться за руки)
Вот так народы соединились (взялись за руки)
Вот так народы обьединились ( обняли друг друга)
С тех пор наши народы живут в мире и согласии
Как хорошо, что дружба есть на свете, она как воздух нам нужна.
И сейчас мы хотим вас познакомить с подвижными национальными играми
народная игра юрта:
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
- Мы, веселые ребята,
- Соберемся все в кружок.
- Поиграем, и попляшем,
- И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Башкирская игра стрелок
Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10–15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Правила игры . В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попадание
ДЕТИ САДЯТЬСЯ НА СТУЛЬЧИКИ
Дети выходят парами в национальных костюмах.
Сейчас хотим вас познакомить с костюмами народов Поволжья
Россия! Как из песни слов
Березок юная листва.
Кругом поля, леса и реки
Раздолье – русская душа.
На Руси мужчины носили косоворотки и штаны – порты. Ворот косоворотки, рукава и низ украшали вышивкой. На голове мужчины носили картуз, а на ногах лапти.
Женщины носили рубахи, а поверх рубах одевали сарафаны. Украшали его вышивкой и лентами. На голове носили кокошник, тоже украшенный лентами, бусами.
Проходят под музыку показывая костюмы
Татарская земля – леса и пашни
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края
Где так же почитали их
Основными элементами татарской одежды была рубаха украшена растительным орнаментом-вышивкой и носили штаны .
На голове носили тюбетейку.
Женщины носили платье с длинными рукавами и носили длинные шаровары. Поверх платья носили жилет украшенный растительным орнаментом на голове носили платок и калфар .На ноги одевали сапоги – ичиги.
Дети проходят под музыку показывая национальный костюм
Мордовия – мои леса и пашни
Цветов и птиц привольная страна.
Нет на земле стороны родимей нашей.
Чем сторона Мордовия моя.
Мордовский костюм состоит из платья сорочки оно украшается вышивкой на платье одевается фартук он обшивается тесьмой , на ногах носили лапти .А головной убор назывался сорока , Потому что украшали тесьмой и бисером.
Мужчины носили белые рубахи и штаны Рубаха украшена тесьмой: красным желтым и зеленым цветом .Подвязана поясом. На ногах носили лапти или сапоги.
Чувашская земля, родимый край.
Ты всех похвал и почестей достоин.
Здесь солнце словно пышный каравай.
Тут воздух, будто мед настоян.
Мужчины в качестве одежды носили халаты кафтаны. На голове носили суконные шляпы или меховые шапки. Обувью были лапти или сапоги.
Женщины чуваши носили головные уборы: покрывала или шапки, украшенные бисером и серебряными монетами. Костюмы их обшиты монетами, как воинские доспехи.
Мужчины в качестве одежды носили халаты кафтаны. На голове носили суконные шляпы или меховые шапки. Обувью были лапти или сапоги.
Дети проходят по кругу показывая национальный костюм.
У нас и реки и поля.
Холмы, леса и горы.
Народы как одна семья.
Хотя язык их разный,
Но дружбой мы своей сильны
И мы живем прекрасно.
Под песню дружат дети всей земли
Но в России есть особый танец : Калинка- где танец этот приветствуется. везде и всегда.
Поезжай за моря – океаны,
Над всею землей пролети:
Есть на свете различные страны
Но такой как у нас не найти.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная разработка ориентирована на детей подготовительной группы с целью знакомства их с народами Поовлжья, их культурой, национальными особенностями, а аткже воспитание толерантности у детей дошкольн.
Развлечение – Фестиваль детской культуры “Народов Поволжья – дружная семья” проводиться с целью обобщить представления дошкольников о Поволжском национальном крае; воспитывать интерес к культуре своег.
Конспект направлен на формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора детей через ознакомление с национальностями народов Поволжья, воспитание толерантного отношени.
В этом занятии представлена новая технология – редакция.
Цель: Приобщать детей к традициям народов Поволжья.Задачи: Расширять знания детей о традициях народов Поволжья; развивать желание участвовать в исполнении песен, игр, танцев; приобщать детей к творчес.
laquo;Знакомство со сказками народов Поволжья»Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное разв.
Источники:
https://labirintznaniy.ru/konspekt-nod/konspekt-nod/konspekt-nod-traditsii-chaepitiya-narodov-povolzhya.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2015/09/08/konspekt-meropriyatiya-narody-povolzhya