Либретто – опера “евгений онегин”. П.Чайковский «Евгений Онегин
Diafon.ru
О музыке и музыкальном образовании
Главная – Произведения – «Евгений Онегин»: либретто оперы П.И. Чайковского и роман А.С. Пушкина
«Евгений Онегин»: либретто оперы П.И. Чайковского и роман А.С. Пушкина
Опера «Евгений Онегин» была написана Чайковским в 1878 году по совету известной певицы Е.А. Лавровской. Вначале эта мысль показалась композитору, по его словам, дикой, но вскоре он увлёкся ею, за одну ночь написал сценарий и принялся за музыку. Чайковский очень любил творчество Пушкина. Его знание жизни, любовь к русской природе, музыкальность стиха вызывали у композитора восхищение.
Чайковский написал либретто вместе с К.С. Шиловским. Из пушкинского романа в стихах – «энциклопедии русской жизни», как назвал его В.Г. Белинский, – он взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими сценами».
В письме С.И. Танееву Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». «Евгений Онегин» был для композитора идеалом такой драмы. Чайковский сосредоточился на любовной линии романа Пушкина, главный герой для него – Татьяна. Краткое оркестровое вступление к опере Чайковский посвятил миру поэтических грёз и душевных порывов Татьяны. Также в опере Чайковского произошло смещение акцентов сюжета на лирическую и бытовую стороны, психологию героев.
Перед Чайковским стояла ответственная задача: великий поэт, произведение прекрасное, объёмное. Как ввести зрителя в мир героев? Пушкин делает это путём повествования от своего лица, постепенно раскрывая перед нами образы героев романа. Здесь мы читаем большое количество лирических описаний природы, быта и нравов того времени, рассуждений автора о тех или иных поступках героев.
Чайковский начинает оперу с экспозиции главных героев в первой картине в саду Лариных. В ней обрисованы образы Ольги, Татьяны, матери и няни Лариных, они говорят о себе сами. Здесь происходит и первая встреча Татьяны с Онегиным.
Должно быть, трудно написать сцену, которой нет в романе Пушкина. Картина начинается с дуэта Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы?», в котором Чайковский использовал часть стихотворения Пушкина «Певец», написанного задолго до появления в свет романа «Евгений Онегин» (1815 г.).
Затем звучит квартет, в котором Ларина и няня вспоминают молодость. В квартете текст либретто уже соответствует тексту романа.
Пушкин в пятой главе показывает нам близость Татьяны к обычаям русской старины (Татьяна (русская душою…)), а Чайковский раскрывает это своим способом – хором крестьян, где использует русские народные песни («Болят мои скоры ноженьки» и «Уж как по мосту, мосточку»).
После этого следует ария Ольги. Ольга – типичный представитель провинциальной, легкомысленной девушки того времени, и её образ является контрастным образу Татьяны.
Чайковский взял в основу либретто части романа Пушкина, которые необходимо было слить в единое целое. Сделать это было непросто, и композитор добавляет своё видение сюжетной линии, чтобы создать плавное и цельное развитие действия.
Приезжают Ленский с Онегиным. Квартет, ария Ленского и ариозо Онегина полностью взяты из романа.
Вторая картина – сцена письма – передает первое пылкое чувство Татьяны, это одна из ключевых сцен оперы, и Чайковский понимал, что лучше Пушкина никто не мог передать всю выразительность этой сцены. Здесь Чайковский кладёт в основу музыки текст великого поэта.
Хор девушек обрамляет третью картину первого действия. В центре картины – сцена объяснения Татьяны с Онегиным, где звучит его ария. И здесь либретто не отступает от Пушкина – весь текст вместе с хором девушек полностью соответствует тексту романа.
Второе действие открывает бал у Лариных – именины Татьяны (первая картина). Сюжет бала взят из романа, но события, происходящие на балу, за исключением ссоры Онегина и Ленского, придуманы авторами либретто.
Чайковский был сам представителем того времени и хорошо знал быт и нравы дворянского общества, поэтому его сцены, добавленные в либретто (сцена в саду, бал и др.), реально отражают эпоху.
Пушкин показывает бал у Лариных повествовательно, блестяще изображая типичных представителей дворянского общества того времени. Это общество мы уже встречали на страницах произведений А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, и Чайковский знал его и отразил в либретто. Тут и ротный, и Трике: композитор взял персонажи Пушкина, но вложил в их уста свои слова. Про «мосье Трике» у Пушкина читаем:
«С семьёй Панфила Харликова
Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова,
В очках и в рыжем парике.
Как истинный француз, в кармане
Трике привёз куплет Татьяне
На голос, знаемый детьми:
Reveillez vous, belle endormie.
Меж ветхих песен альманаха
Был напечатан сей куплет;
Трике, догадливый поэт,
Его на свет явил из праха
И смело вместо belle Nina
Поставил belle Tatiana».
А в либретто видим следующее:
«Ага! Voila царица этот день!
Mesdames! Я буду начинайт!
Прошу теперь мне не мешайт!
Какой прекрасный этот день,
Когда в сей деревенский сень
Просыпалься belle Tatiana. »
Простодушные куплеты Трике с комичным акцентом в его речи создают настроение весёлой непринуждённости и отвлекают нас от основного действия. Затем резким контрастом следует сцена ссоры Онегина и Ленского, которая благодаря противопоставлению показана более трагично. Такой приём контрастного противопоставления бытового/комичного или лирического глубоко трагическому свойственны Чайковскому, они прослеживаются как в балетной и оперной музыке (например, «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Пиковая дама»), так и в симфоническом творчестве (например, 5, 6 симфонии).
Вторая картина второго действия – дуэль Ленского и Онегина – за исключением нескольких фраз, целиком взята из романа. Отдельные реплики введены либреттистами для более динамичного развития действия.
Ария Ленского – светлые воспоминания о прошлом – полна печали и тягостных предчувствий. Дуэт Онегина и Ленского «Враги» передаёт состояние мрачного раздумья. Лучше автора романа нарисовать это было невозможно, и Чайковский берёт для дуэта текст из романа.
Третье действие сразу после дуэли переносит нас в Петербург. Большая часть диалогов на балу придумана либреттистами, чтобы придать действию более динамичный характер. Ария Гремина, за исключением двух строк («Любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны»), целиком написана Чайковским и Шиловским. У Пушкина сцена разговора Онегина с Греминым короткая, ограничивается несколькими фразами, а Чайковский хотел ярче подчеркнуть трагедию Онегина, включив в либретто текст арии Гремина. Ничего нет тяжелее для Онегина услышать от соперника о том, что он счастлив с Татьяной.
Завершает картину ариозо Онегина, которое снова взято из текста Пушкина.
Последняя картина оперы в доме у Татьяны. Либреттисты использовали текст романа, за исключением финала картины. Чайковскому была нужна театральная законченность оперы.
Роман Пушкина объёмен и отражает жизнь героев в развитии, изобилует прекрасными описаниями русской природы, размышлениями автора, различными отступлениями. В либретто использовать весь текст Пушкина было, конечно же, невозможно и не нужно. Чайковский оперировал средствами музыкальной выразительности, что позволило ему очень органично опустить некоторые части романа и сконцентрироваться на главных событиях сюжета.
«Евгений Онегин» — непревзойдённый образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонично сливается с прекрасной, задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма.
Два гениальных человека создали одно из замечательнейших произведений: слияние высочайшей поэзии с непревзойденной музыкой. Эта опера – часть русской музыкальной культуры, известной во всём мире.
Эмоциональная сила музыки, её искренность и человечность, правдивость и глубина характеристики действующих лиц, отсутствие сценической «эффектности» сделали оперу украшением репертуара многих театров мира.
Список используемой литературы:
- Пушкин А.С. «Евгений Онегин». — М., 1976. – с.53-230.
- Чайковский П.И. Опера «Евгений Онегин». Клавир. – М., «Музыка», 1959.
- Сто опер. История создания. Сюжет. Музыка. – Л., 1987. – с.312-315.
- Блучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – Л., 1975. – с.63.
Чайковский
Жизнь и творчество русского композитора
Опера «Евгений Онегин»
Лирические сцены в 3 действиях. Либретто по одноименному роману в стихах А. С. Пушкина написано композитором в сотрудничестве с К. Шиловским.
Первое представление состоялось 17 марта 1879 года в Москве на сцене Малого театра. Исполнителями были ученики Московской консерватории.
Билеты на оперу «Евгений Онегин» в Большом театре на сайте Bolshoy-Teatr.com →
Действующие лица:
Ларина, помещица, меццо-сопрано
Её дочери:
Татьяна, сопрано
Ольга, меццо-сопрано
Филипьевна, няня, меццо-сопрано
Евгений Онегин, баритон
Ленский, тенор
Князь Гремин, бас
Ротный, бас
Зарецкий, бас
Трике, француз, тенор
Гильо, камердинер, без слов
Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и помещицы, офицеры
Первое действие. Первая картина. Старый, густо разросшийся сад. Ларина и няня варят варенье. Из раскрытых окон барского дома доносятся девичьи голоса. Это поют дочери Лариной — Татьяна и Ольга. Их пенье рождает у матери воспоминания о давно минувших днях, об ушедших в прошлое годах, об увлечениях молодости. Вдали зазвенела песня. Она все ближе и ближе, ширится, растет. Крестьяне пришли поздравить барыню с урожаем. Протяжная песня сменяется быстрой пляской. Мечтательно-задумчивая Татьяна с книгой в руке рассеянно следит за танцующими Шаловливая хохотушка Ольга весело пляшет вместе с крестьянами.
Приезжает сосед Лариных по именью — Владимир Ленский, юный поэт, с пылкой нежностью влюбленный в подругу своих детских лет Ольгу. На этот раз он привез с собой приятеля Онегина, холодного, чопорного петербуржца. По смущенью Татьяны, по той робости, с какой она беседует с Онегиным, прозорливая старушка- няня замечает, что ее любимице приглянулся новый барин.
Вторая картина. Спальня Татьяны. Девушка, взволнованная встречей с Онегиным, не может уснуть. Она просит няню рассказать о старине. Старушка вспоминает прожитое, но Татьяна не слушает. Ее думами безраздельно завладел Онегин. В искренних и безискусственных словах Татьяна изливает в письме к Евгению свои чувства.
Минула бессонная ночь. Пастушья свирель возвещает приход утра. Татьяна зовет няню и просит отправить письмо Онегину.
Третья картина. Уединенный уголок сада. Вбегает Татьяна и в изнеможении опускается на скамью. С трепетным волнением ожидает она Евгения, его ответа на свое признанье.
Входит Онегин. Холодно и рассудочно звучит его отповедь: он не может ответить взаимностью на любовь Татьяны и покровительственно советует девушке учиться властвовать собой.
Второе действие. Первая картина. Зал в доме Лариных. Бал в честь именин Татьяны. В быстром вальсе кружатся пары. Среди гостей и Онегин с Ленским. Евгений досадует на приятеля за то, что тот привез его на этот глупый бал, где надо выслушивать сплетни провинциальных кумушек. В отместку он начинает ухаживать за Ольгой. Кокетство Ольги оскорбляет, а поведение Онегина возмущает Ленского. Между друзьями вспыхивает ссора. Ленский вызывает Онегина на дуэль.
Вторая картина. Раннее морозное утро. У оледенелой мельничной плотины Ленский и его секундант Зарецкий поджидают запаздывающего Онегина. Ленский в глубоком раздумье: что ждет его в грядущем, что несет ему наступающий день?
Приходит Онегин со своим секундантом. Перед тем как начать дуэль, противники вспоминают былую дружбу. Они колеблются — не пожать ли друг другу руки, не разойтись ли полюбовно? Но отступать поздно — дуэль должна состояться, и каждый решительно отвергает мысль о примирении. Зарецкий отмеряет дистанцию. Противники становятся к барьеру. Выстрел. Ленский убит.
Третье действие. Первая картина. Прошло несколько лет. Вернувшись из заграничных странствий, Онегин попадает в Петербурге на бал. Здесь знатный вельможа князь Гремин представляет его своей жене. В блистательной светской красавице Евгений узнает Татьяну Ларину и с безудержной страстью влюбляется в нее.
Вторая картина. На пути Татьяны вновь, как призрак беспощадный, встал Онегин. Он повсюду неотступно преследует ее. Вот и сейчас, вбежав в гостиную, Онегин застает Татьяну за чтением своего письма. Татьяна в смятении, на глазах ее — слезы. Для Онегина они дороже всех сокровищ мира. Значит, он не безразличен Татьяне, значит, у него есть надежда на взаимность. Взволнованно и страстно объясняется Онегин Татьяне в любви:
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть. вот блаженство!
На пылкое признание Онегина Татьяна отвечает таким же откровенным признанием. К чему скрывать, к чему лукавить? Она до сих пор любит Онегина. С горечью и печалью вспоминает Татьяна встречу с Онегиным в деревенской глуши, те блаженные времена, когда счастье было так возможно, так близко. Но судьба Татьяны решена. Она отдана другому и будет верна ему всю жизнь. В порыве отчаяния, покинутый Татьяной, Онегин восклицает: — Позор! Тоска! О жалкий жребий мой!
Действие происходит в деревне и Петербурге в 20-х годах.
Создавалась: Москва – май 1877, Сан-Ремо – февр. 1878. Датируется на основании писем Ч. (т. VI, № 565; т. VII, № 735).
Первое исполнение. Дек. 1878, Московская консерватория. Отрывки: 1-4 карт. 17 марта 1879, Москва, Малый театр. Ученический спектакль Московской консерватории. Дирижер Н.Г.Рубинштейн. Режиссер И.В.Самарин. Художник К.Ф.Вальц.
1877 год, май, Москва. П.И.Чайковскому только что исполнилось 37 лет. Если посмотреть на весь творческий путь Чайковского – композитора, то к этому моменту он прошел, практически, его половину. Он уже стал известен в России. Его музыка уже начала распространяться в Европе. Чайковский был тогда автором трех симфоний, четырех опер. Им были написаны такие всемирно известные его шедевры, как балет “Лебединое озеро”, Первый фортепианный концерт, фортепианный цикл “Времена года” и многое,многое другое.
О том, как среди других, в поиске сюжета для оперы Чайковский вдруг неожиданно для себя и других, выбрал столь любимый в России роман в стихах А.С.Пушкина “Евгений Онегин”, он рассказал сам, во всех подробностях в письме к брату М.И.Чайковскому 18 мая 1877 года: “На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы. Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: “А что бы взять “Евгения Онегина”? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об “Онегине”, задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к обеду решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. Ты не поверишь как я рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности. Какая бездна поэзии в “Онегине”. Я не заблуждаюсь: я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки.”
Драматические инсценировки гениального романа А.С.Пушкина на русской сцене были и до Чайковского. Одна из них была предпринята в Москве в 1846 году с музыкой выдающегося русского композитора А.С.Верстовского. Другая инсценировка романа Пушкина довольно долго шла на Петербургской сцене с музыкой знаменитого А.Ф.Львова, известного как автора российского национального гимна “Боже, царя храни!”. Чайковский, по всей вероятности, мог знать либо обе постановки, либо, скорее всего, петербургскую. Любопытно, что обе инсценировки были сделаны известным литератором Г.В.Кугушевым и содержали лишь избранные сцены из романа: 1. Письмо. 2. Проповедь и дуэль. 3. Встреча.
Сценарий своей новой оперы “Евгений Онегин” Чайковский сообщил своему брату М.И.Чайковскому в том же письме, в котором он рассказал об истории возникновения замысла этой оперы. Строение сценария напоминает драматическую инсценировку романа Пушкина, но с некоторыми дополнениями. В нем три действия. В последнем предполагалась картина, рисующая бал в Москве (таким образом, в опере должно было быть три бала!), на котором Татьяна знакомится со своим будущим мужем, Генералом, рассказывая ему свою историю и соглашаясь выйти за него замуж. В конечном итоге, Чайковский опустил сцену московского бала, тем самым еще больше приблизившись к своим предшественникам, инсценировавшим “Евгения Онегина” в драматическом театре. Очень возможно, что подзаголовок, который Чайковский даст своей опере – “Лирические сцены” – пришел к нему именно от драматического спектакля на этот же сюжет. Тем более, что в разработке сценария принимал участие друг Чайковского К.С.Шиловский, который был и музыкантом, и художником, и актером. Причем он сотрудничал с Малым театром в Москве, на сцене которого шла инсценировка с музыкой Верстовского. Чайковский приступил к сочинению оперы немедленно. Освободившись от занятий в Московской консерватории, в которой он преподавал, он уехал в усадьбу К.С.Шиловского Глебово. Поселился там в отдельном флигеле и работал с огромным наслаждением: ” я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, что меня тянет. Опера продвигается быстро”,- писал он брату.
Живя в Глебово и работая над “Евгением Онегиным”, Чайковский сообщил своим родным, что намерен жениться. Сообщил он и имя своей избранницы: “Женюсь я на девице Антонине Ивановне Милюковой. Она бедная, но хорошая и честная девушка, очень меня любящая”, – писал композитор своему отцу в июне 1877 года из Глебово. Факт обращения к сюжету “Онегина” принято связывать и с личными обстоятельствами Чайковского, когда, почти как в романе Пушкина, он получил письмо от девушки с признанием в любви. После непродолжительного общения, он решает на ней жениться. Что было в этой истории первично: обращение к Пушкину и затем решение жениться, как бы стремясь не повторить онегинской ошибки, или собственный роман с А.И.Милюковой, который натолкнул на сюжет из Пушкина? Так или иначе, но личная судьба композитора развивалась на фоне сочинения оперы “Евгений Онегин”.
Эскизы оперы были завершены осенью 1877 года. За это время Чайковский пережил большие потрясения в личной жизни, скорая женитьба невероятно быстро завершилась разрывом с женой. Чайковский оставил службу в консерватории, покинул Москву, Россию и в Европе окончил эскизы и инструментовал свою новую оперу.
Оперы, которые предшествовали “Онегину”, Чайковский отдавал для исполнения в Императорские театры Москвы и Петербурга. Он стремился попасть на эти сцены, очень горевал, когда постановки задерживались или откладывались. И вдруг он переменил свои прежние взгляды и обратился с просьбой к директору Московской консерватории Н.Г.Рубинштейну: “Постановка же ее именно в Консерватории есть моя лучшая мечта. Она рассчитана на скромные средства и небольшую сцену.” А несколько позже он писал своему другу К.К.Альбрехту, который был хормейстером в первой постановке Онегина: “Я никогда не отдам этой оперы в Дирекцию театров прежде, чем она не пойдет в консерватории. Я ее писал для консерватории, потому что мне нужна здесь небольшая сцена.” Далее композитор перечислил, что необходимо ему для постановки “Онегина”, добавив при этом, что если опера не будет поставлена в Консерватории, то она не будет поставлена нигде: “Я готов ждать сколько угодно.”
Осенью вышел из печати клавир оперы, в котором был напечатан авторский подзаголовок оперы: “Лирические сцены”. Чуть позже в ученическом концерте были исполнены отрывки из оперы, на которые рецензент отреагировал так: “Никогда еще композитор не был в такой мере самим собою как в этих лирических сценах г.Чайковский – несравненный элегический поэт в звуках.”
В начале 1879 года началась подготовка к премьере оперы силами учеников и педагогов консерватории на сцене Малого театра в Москве. Поскольку это была сцена небольшая, на ней шли драматические спектакли, то и состав исполнителей, хора, оркестра мог быть только небольшим. Для примера, можно привести случай, когда пятью годами раньше ставилась сказка А.Н.Островского “Снегурочка” с музыкой Чайковского, но в ней был большой оркестр, хор, и тогда этот драматический спектакль с большим количеством исполнителей, хором и оркестром шел на сцене Большого театра. На сцене Малого театра хор и оркестр не могли быть большими.
Итак, в марте 1879 года состоялась премьера “Евгения Онегина” на сцене Малого театра в Москве в исполнении учащихся Московской консерватории. Согласно списку исполнителей, объявленных в программе и отчета о премьере в спектакле участвовали: хор из 28 учениц и 20 учеников, оркестра из 32 человек (в их число входили четыре профессора консерватории и два музыканта из оркестра Большого театра). Дирижировал Н.Г.Рубинштейн. Режиссером был актер Малого театра И.В.Самарин. Исполнялся в этой постановке первоначальный финал оперы, в котором появлялся муж Татьяны и указывал Онегину на дверь.
Пресса на спектакль была разная. Преимущественно, опера не была оценена по достоинству. Судьба “Евгения Онегина” сложилась так, что еще при жизни автора эта опера постепенно, от постановки к постановке превратилась в спектакль большой сцены, изменился и ее финал, который взял за основу развитие сюжета у Пушкина. И сам композитор для постановок на сцене Императорской оперы внес множество изменений, введя новые сцены, изменив темпы, что уже делало невозможным камерное ее исполнение. Однако в XX веке великим реформатором сцены К.С.Станиславским была сделана попытка воссоздать облик камерного “Онегина”, лирических сцен. Так или иначе, но в наши дни продолжают жить и имеют равное право на существование две исполнительских версии оперы “Евгений Онегин”. Каждая из них имеет свои достоинства и права на исполнительскую жизнь. “Евгений Онегин” до конца жизни Чайковского оставался одним из любимейших его сочинений. Он был счастлив, видя успех своего детища не только на сценах оперных театров России, но и Европы. Объяснялось это теми чувствами, которые он вложил в эту оперу: “Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в “Онегине” просится на музыку. Я это и сделал как мог.”
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». Запись в mp3
Действующие лица и исполнители:
Евгений Онегин — Пантелеймон Норцов (баритон), Татьяна Ларина — Глафира Жуковская (сопрано), Владимир Ленский — Сергей Лемешев (тенор), Ольга — Бронислава Златогорова (контральто), Ларина — Мария Бутенина (меццо-сопрано), Филипьевна — Конкордия Антарова (контральто), Князь Гремин — Александр Пирогов (бас), Трике — Иван Коваленко (тенор), Зарецкий — Анатолий Яхонтов (бас), Ротный — Игорь Мантчавин (бас).
Хор и оркестр Большого театра СССР. Дирижёр Василий Небольсин. Запись 1936 года.
Евгений Онегин (опера)
Евгений Онегин (1877—1878) — опера Петра Ильича Чайковского в трёх действиях, на либретто Константина Шиловского, по одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина.
Содержание
История создания
Опера написана в мае 1877 (Москва) — феврале 1878 в Сан-Ремо. Композитор работал над ней также и в Каменке. В мае 1877 года певица Е. А. Лавровская предложила композитору написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Вскоре Чайковский увлекся этим предложением и за одну ночь написал сценарий и принялся за музыку.
В письме к композитору С. И. Танееву Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое».
Первая постановка 17 (29) марта 1879 на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории, дирижёр Н. Г. Рубинштейн, партия Ленского — М. Е. Медведев. Постановка в московском Большом театре 11 (23) января 1881 (дирижёр Э.М.Бевиньяни). Первое исполнение в Санкт-Петербурге 22 апреля (4 мая) 1883 кружком любителей (дирижёр К. К. Зике, солисты — ученики консерватории). Постановка в Мариинском театре 19 (31) октября 1884, дирижёр Э. Ф. Направник. В 1895 — вторая постановка на сцене Большого театра, дирижёр С. В. Рахманинов.
Первая зарубежная постановка 6 (18) декабря 1888 в Праге, дирижёр — автор. 19 (31) января 1892 постановка в Гамбургской опере, дирижёр Густав Малер.
Первая постановка на советской сцене 14 сентября 1918 в Петрограде в Малом оперном театре. В 1921 постановка в Большом театре.
Опера была изначально задумана как камерная, но позже специально для постановок на сцене Императорской оперы Чайковский создал новую редакцию. Уже в советское время первоначальный вариант, «лирические сцены», был воссоздан усилиями К. С. Станиславского. В настоящее время используются обе редакции оперы.
Первая студийная запись «Онегина» состоялась в 1936. В ней принимали участие оркестр, хор и солисты Большого театра: П. Норцов, Г. Жуковская, С. Лемешев, А. Пирогов. Через год была записана ещё одна версия, на сей раз с И. Козловским в роли Ленского [1] .
Действующие лица
Краткое содержание
Опера состоит из семи картин. Действие происходит в деревне и в Петербурге в 20-х годах XIX столетия.
Картина первая. Летний вечер, сад в усадьбе Лариных. Татьяна и Ольга поют романс. Их мать — Ларина и няня Филиппьевна вспоминают о временах своей молодости. Появляются крестьяне. Их песни занимают девушек — задумчивую, мечтательную Татьяну и беззаботную, шаловливую Ольгу. Приезжает жених Ольги — помещик-сосед Владимир Ленский в сопровождении Онегина, недавно прибывшего из Петербурга молодого дворянина. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным.
Картина вторая. Комната Татьяны, поздний вечер. Девушка во власти тревожных дум. Она не может уснуть и просит няню рассказать о своей молодости. Татьяна едва слушает: её мысли поглощены Онегиным. Охваченная новым неведомым ей чувством, она пишет Онегину письмо, признаваясь в любви. В нём она видит своего избранника… Светает. Няня по просьбе Татьяны посылает внука с письмом к Онегину.
Картина третья. В саду Лариных девушки с песнями собирают ягоды. В смятении вбегает Татьяна: приехал Онегин, сейчас он будет здесь. Что он ответит на её письмо? Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на её любовь не может. Потрясенная девушка с горечью выслушивает нравоучения.
Картина четвёртая. Бал в доме Лариных. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Гости танцуют, играют в карты и в зале очень душно. Провинциальный бал с пересудами и сплетнями наводят на Онегина жестокую скуку. Чтобы отомстить Ленскому, который привез его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Ленский возмущен поведением друга и легкомыслием невесты. Он вызывает Онегина на дуэль. Гости и хозяева безуспешно пытаются примирить друзей.
Картина пятая. Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина у места дуэли. Мысли молодого поэта обращены к Ольге и собственной судьбе. Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, вспоминают былую дружбу. Но все пути к отступлению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.
Картина шестая. В богатом особняке собралась петербургская знать. Среди гостей Онегин, недавно возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляются князь Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну. Князь Гремин говорит, что жена составила счастье его жизни. Охваченный внезапной любовью к Татьяне, Онегин решает добиться свидания.
Картина седьмая. У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было ещё возможно. Но прошедшего не восстановить. Взывая к чести и гордости Онегина, Татьяна просит оставить её. Она непоколебима в сознании долга и супружеской верности. Онегин остается один.
Музыкальные номера
- Вступление
- «Слыхали ль вы за рощей глас ночной… Они поют…» — Татьяна, Ольга, Ларина, няня.
- «Болят мои ноженьки… Уж как по мосту-мосточку… » — хор крестьян, Ларина.
- Ария Ольги «Как я люблю под звуки песен этих… Уж как по мосту-мосточку…» — Татьяна, Ольга.
- «Ну ты, моя вострушка…» — Ларина, няня, Татьяна, Ольга, хор.
- «Mesdames! Я на себя взял смелость привесть приятеля…» — Ленский, Онегин, Ларина, Татьяна, Ольга.
- Ариозо Ленского «Как счастлив, как счастлив я. Я люблю Вас. » — Ленский, Ольга, Онегин, Татьяна.
- «А, вот и вы!…Мой дядя самых честных правил…Моя голубка. » — Ларина, няня, Ленский, Онегин.
- «Ну, заболталась я. Не спится, няня…» — няня, Татьяна.
- Ариетта Татьяны «Пускай погибну я, но прежде…» — Татьяна («Сцена письма»).
- «Ах, ночь минула…» — Татьяна, няня.
- «Девицы-красавицы…» — хор крестьян.
- «Здесь он, здесь он, Евгений. Вы мне писали…» — Татьяна, Онегин.
- «Вот так сюрприз. » — хор гостей, ротный, Онегин, Ленский.
- «Ужель я заслужил от вас насмешку эту. » — Ленский, Ольга, Онегин, хор, Трике.
- «Messieurs, mesdames, места занять извольте. Ты не танцуешь, Ленский. » — ротный, Онегин, Ленский, хор, Ларина.
- «В вашем доме! В вашем доме. » — Ленский, Онегин, Татьяна, хор, Ларина, Ольга.
- Ария Ленского «Ну что же. Куда, куда, куда вы удалились…» — Зарецкий, Ленский.
- «А, вот они. » — Зарецкий, Онегин, Ленский.
- «Враги. Давно ли друг от друга…» — Онегин, Ленский («Дуэт-канон»).
- Полонез
- Ария Онегина «И здесь мне скучно. Княгина Гремина! Смотрите. » — Онегин, хор, Татьяна, Гремин.
- Ария Гремина «Любви все возрасты покорны…» — Гремин.
- Ариозо Онегина «Итак, пойдём… Ужель та самая Татьяна. » — Гремин, Татьяна, Онегин.
- «О! как мне тяжело. Онегин! Я тогда моложе…» — Татьяна, Онегин.
- «Позор… тоска… О, жалкий жребий мой!» — финал
Источники текста
- Помимо самого текста романа, либреттист привлек другие стихотворения Пушкина: «Певец» (№ 1)
- Народные песни: “Болят мои ноженьки… Уж как по мосту-мосточку… ” (№ 2)
Некоторые исполнители
Партии из оперы вошли в золотой репертуар лучших певцов мира.
Известные аудиозаписи
- 1936 — дирижёр Василий Небольсин, Хор и оркестр Большого театра, СССР.
Исполнители: Татьяна — Глафира Жуковская, Онегин — Пантелеймон Норцов, Ленский — Сергей Лемешев, Ольга — Бронислава Златогорова, Гремин — Александр Пирогов, Ларина — Маргарита Бутенина, няня — Конкордия Антарова, Трике — Илларион Коваленко.
- 1937 — дирижёр Александр Орлов, Хор и оркестр Большого театра, СССР.
Исполнители: Татьяна — Елена Кругликова, Онегин — Пантелеймон Норцов, Ленский — Иван Козловский, Ольга – Елизавета Антонова, Гремин — Максим Михайлов.
- 1948 — дирижёр Александр Орлов, Хор и оркестр Большого театра, СССР.
Исполнители: Ларина — Бася Амборская, Татьяна — Елена Кругликова, Ольга — Мария Максакова, няня — Фаина Петрова, Онегин — Андрей Иванов, Ленский — Иван Козловский, Гремин — Марк Рейзен, Трике — Василий Якушенко.
- 1956 — дирижёр Борис Хайкин, Хор и оркестр Большого театра, СССР.
Исполнители: Татьяна — Галина Вишневская, Онегин — Евгений Белов, Ленский — Сергей Лемешев, Ольга – Лариса Авдеева, Гремин — Иван Петров.
- 1979 — дирижёр Марк Эрмлер, Хор и оркестр Большого театра, СССР.
Исполнители: Татьяна — Тамара Милашкина, Онегин — Юрий Мазурок, Ленский — Владимир Атлантов, Ольга – Тамара Синявская, Гремин — Евгений Нестеренко.
Музыкальный критик Виктор Коршиков о записи: «Во многом это самый необычный „Онегин“. Эрмлер дирижирует ровно и четко, не давая „итальянскому“ сентиментализму проникнуть в его запись. Безусловно, звезда всего спектакля Юрий Мазурок. Его Онегин агрессивен, но и снисходителен. Вся роль обдумана и все действия объяснимы. Про него можно смело сказать, что лучшего Онегина ещё не было. Милашкина в роли Татьяны похожа на свою Лизу из „Пиковой дамы“, что, безусловно, хорошо. В ней нет того порыва „сумасшедшей страсти“. Перед нами самая обыкновенная деревенская девушка. Атлантов, единственный Ленский, который поет „мужским“ голосом (очень редким „героическим тенором“, а не обычным сладковатым „лирическим“). Нестеренко и Синявская (будущие звезды первой величины) с блеском исполняют свои небольшие, но крайне сложные партии.» [3]
- 1986 — дирижёр Владимир Федосеев, Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, СССР.
Исполнители: Татьяна — Лидия Бычкова, Ольга — Тамара Синявская, няня — Раиса Котова, Онегин — Юрий Мазурок, Ленский — Александр Федин, Гремин — Александр Ведерников, Зарецкий — Владимир Маторин.
- 1989 — дирижёр Юрий Темирканов, хор и оркестр Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, СССР.
Исполнители: Татьяна — Татьяна Новикова, Ольга — Лариса Дядькова, Онегин — Сергей Лейферкус, Ленский — Юрий Марусин, Гремин — Николай Охотников
- 1992 — дирижёр Семён Бычков, Санкт-Петербургский камерный хор, «Парижский оркестр», Франция.
Исполнители: Ларина — Сара Уокер, Татьяна — Нучча Фочиле, Ольга — Ольга Бородина, няня — Ирина Архипова, Онегин — Дмитрий Хворостовский, Ленский — Нил Шикофф, Гремин — Александр Анисимов.
- 1997 — дирижёр Антонио Паппано, хор и оркестр театра «Метрополитен Опера», США.
Исполнители: Татьяна — Галина Горчакова, Ольга — Марианна Тарасова, няня — Ирина Архипова, Онегин — Владимир Чернов, Гремин — Владимир Огновенко.
- 2000 — дирижёр — Евгений Колобов, хор и оркестр московского театра «Новая опера», Россия.
Исполнители: Ларина — Елена Свечникова, Татьяна — Лидия Бычкова, Ольга — Ирина Ромишевская, няня — Эмма Саркисян, Онегин — Андрей Бреус, Ленский — Марат Гареев, Гремин — Владимир Кудашев, Зарецкий — А.Фетисов, Трике — Дмитрий Пьянов.
- 2005 — дирижёр Александр Анисимов, хор и оркестр Челябинского театра оперы и балета им. М. И. Глинки, Россия.
Исполнители: Татьяна — Лидия Бычкова, Ольга — Анна Викторова, няня — Людмила Семёнова, Онегин — Сергей Гордеев, Ленский — Максим Пастер, Гремин — Паата Бурчуладзе.
- 2005 — дирижёр Феликс Коробов, хор и оркестр Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Россия.
Исполнители: Ларина — Наталья Владимирская, Татьяна — Наталья Петрожицкая, Ольга — Елена Максимова, няня — Элла Фейгинова, Онегин — Анатолий Лошак, Ленский — Алексей Долгов, Гремин — Дмитрий Ульянов, Ротный — Денис Макаров, Зарецкий — Роман Улыбин, Трике — Вячеслав Осипов.
Источники:
https://diafon.ru/evgenij-onegin-libretto-roman/
https://www.tchaikov.ru/onegin.html
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/105989