Лион фейхтвангер. Лион фейхтвангер – биография, информация, личная жизнь
Фейхтвангер Лион
Краткие содержания
(1884-1958)
Лион Фейхтвнгер (нем. Lion Feuchtwanger) родился 7 июля 1884 года в Мюнхене, умер 21 декабря 1958 года в Лос-Анджелесе. Немецкий писатель с еврейскими корнями; один из самых читаемых в мире среди немецкоязычных авторов. Создатель множества исторических романов.
Лион Фейхтвангер родился в 1884 году в семье промышленника Зигмунда Фейхтвангера, ортодоксального еврея, унаследовавшего фабрику по производству маргарина от своего отца. Лион был самым старшим из девяти детей. В юношеском возрасте он поступил в Мюнхенский университет, где получил хорошее образование в области литературы и философии. Затем он продолжил обучение уже в Берлинском университете, где изучал немецкую филологию, философию и санскрит. Уважая семейные традиции, он занялся изучением еврейской истории, что определило тематику многих его произведений. Рано начал заниматься журналистикой и театром, обнаружил интерес к античности. Под его руководством в 1908 году начал выходить литературный журнал «Зеркало», однако вскоре был закрыт из-за денежных проблем.
С 1912 по 1914 годы путешествовал. После начала I мировой войны служил в германской армии, но по состоянию здоровья был демобилизован. Именно Фейхтвангер в 1918 году открыл выдающийся талант Бертольда Брехта, бывшего его другом. Когда в Германии к власти пришли нацисты, биография Фейхтвангера претерпела решительный поворот. В это время он находился за границей и, благодаря увещеваниям друзей, не стал спешить с возвращением на родину. В 1933 году писатель был лишён немецкого гражданства, а его имущество было конфисковано. При этом все его книги подлежали уничтожению.
Когда в 1940 году Франция была оккупирована фашистами, Фейхтвангер был интернирован в концентрационный лагерь во французском местечке Ле-Милль. Свои тяжёлые впечатления о периоде лагерной жизни он выразил на страницах книги «Чёрт во Франции». Чтобы лагерники, бывшие убеждёнными противниками гитлеровского режима, не попали в руки фашистов, их было решено переправить в другой лагерь на юге Франции. Фейхтвангеру удалось бежать оттуда и не без труда переправиться в США. Он поселился на вилле в штате Калифорния. Там он собрал огромную библиотеку из 20 тысяч томов на средства от кинопостановок своих произведений.
Во время II мировой войны писатель создал свои лучшие произведения, разоблачавшие фашистскую идеологию. Его великие заслуги, в том числе по защите идей гуманизма, были отмечены в 1953 году Государственной премией ГДР.
Лион Фейхтвангер скончался в 1958 году в результате тяжёлой болезни. Вилла Аврора, где он провёл свои последние годы, ныне является резиденцией для немецких деятелей искусства.
Основным мотивом творчества Фейхтвангера является размышление о социальных процессах, происходящих в обществе, их направлениях и причинах. Именно судьба человеческого общества является предметом, более всего вдохновлявшим его на духовный и творческий поиск.
Славу писателю принесли его исторические романы. Фейхтвангер не считал их просто описанием имевших место событий, он старался выразить в них борьбу идеологий, столкновение созидающих и разрушающих сил, которые стали корнем всех социальных противоречий современного ему общества. Его можно назвать родоначальником такого типа исторического романа, где за описанием событий ушедшей эпохи угадываются явления современности, словно проводится множество параллелей.
Ранним драматическим произведениям Фейхтвангера свойственна изысканность и преувеличенная утончённость – и в то же время скудность реального содержания. В них он восхищается красотой, личными качествами, при этом пренебрегая нравственностью и относясь к простым людям без особой симпатии. В дальнейшем писатель не слишком гордился этим периодом своего творчества, с иронией отзываясь о нём как не самом плодотворном в духовном плане.
В то же время Фейхтвангер занимался литературной критикой, написанием рецензий и статей на тему драматургии и театральной жизни. Эта составляющая дала гораздо больший толчок для его последующего творческого становления. Именно тогда его заинтересовал реалистический роман, а в особенности такие его представители, как Томас и Генрих Манн, сильно повлиявшие на творчество Фейхтвангера.
В годы I мировой войны писатель стал решительным её противником, не приняв ни идей, ни целей развязанного империалистами кровопролития. Свою антивоенную позицию писатель отразил в пьесе «Мир», вариации на тему древнегреческой комедии и стихотворении «Песнь павших». Во время войны он создал множество произведений. Это как оригинальные пьесы, так и переделки сочинений античных авторов – «Персов» Эсхила, драмы «Царь и танцовщица» Калидасы, «Васантасены» индийского поэта Шудраки. Помимо остросоциальных мотивов, в творчестве этого периода проявляются мрачные настроения обречённости. Лион Фейхтвангер пишет драмы «Еврей Зюсс» и «Голландский купец», драматический роман «Томас Вендт». А в более поздней книге «Англосаксонская трилогия» он с большим мастерством сатирика высмеивает буржуазных политиков.
Биография Фейхтвангера тесно переплетена с событиями двух мировых войн, революционных и контрреволюционных действий в Германии. После всего пережитого писателем, из его творчества исчезает эстетизм, новым художественным направлением его произведений становится реализм. Таковы написанные им роман «1918 год» и пьеса «Военнопленные», где социальная проблематика выходит на первый план.
В 1933 году рейхсканцлером Германии становится Гитлер. Фейхтвангер вынужден эмигрировать во Францию, и уже там, в 1936 году, выходит его роман «Лже-Нерон». В нём иносказательно, под видом лживого и жестокого императора, выводится образ германского фюрера.
Произведения Фейхтвангера приобретают успех у советских читателей, и его приглашают посетить Советский Союз. Там он провёл 2 месяца и смог лично встретиться со Сталиным. После поездки он издаёт книгу «Москва 1937», которая посвящена жизни в СССР и показательным судам, происходившим тогда в стране. У нас она была массово издана, а у мировой публики вызвала крайне неоднозначную реакцию. Популярность писателя в СССР заставляет издавать собрания его сочинений. Но после договора между СССР и Германией и вплоть до начала войны его произведения у нас не печатались.
«Безобразная герцогиня» (1923)
Роман о жизни германской герцогини XIV века Маргариты Тирольской. Это трагический роман, он рассказывает о неприятии жестоким окружением гуманистической личности. Но в нём есть и личная трагедия главной героини, талантливой и деятельной женщины, не находящей своего счастья из-за отталкивающей внешности. Этот роман стал первым в цикле исторических произведений Фейхтвангера.
«Еврей Зюсс» (1925)
Действие романа разворачивается в XVIII веке. Он повествует о судьбе еврейского финансиста, получившего большую власть при герцоге и проводившего разорительную, неприемлемую для народа политику. При этом рассказана история так, словно писатель приводит нравственное оправдание «исторического пессимизма». Этот роман принёс Фейхтвангеру первый широкий успех у публики.
Произведение «Успех», а также книги «Семья Опперман» и «Изгнание» посвящены событиям современности. Они в достаточно памфлетной форме говорят о событиях в Западной Европе, где на смену рассыпающейся буржуазной демократии стремительно приходит нацистская диктатура. События романа «Успех» происходят в Баварии после I мировой войны. Книга рассказывает о них в довольно сатирической форме. Вся тогдашняя жизнь пронизана упадком: финансовым, моральным, политическим. Главенствует в романе тема «возвышенной справедливости», выраженная в борьбе за освобождение Крюгера, брошенного в тюрьму по ложному обвинению и с явной политической целью.
«Иосиф Флавий» (1932-1945)Данная трилогия продолжает еврейский цикл произведений литератора. Эти книги посвящены жизнеописанию Иосифа Флавия, иудейско-римского историка.
«Испанская баллада» (1954)Эта книга была написана Фейхтвангером в семидесятилетнем возрасте, но её можно назвать самым молодым его произведением. Это поэтическая повесть о любви короля Испании Альфонса VIII к Ракели, красавице-дочери севильского купца.
Поздние годы творчества
В послевоенные годы стиль произведений Фейхтвангера изменяется. Теперь они ещё более пронизаны реализмом, но при этом в них выражены оптимистические настроения. Его поздние книги выражают новую, заключительную для творчества писателя мысль о том, что историю творят народные массы.
Если в начале творческого пути Фейхтвангеру представлялись наивными идеи прогресса в общественной жизни, то на новом этапе они его по-настоящему вдохновляют. Именно прогресс он называет «незримым кормчим истории», бывшим жестоко оклеветанным и отвергнутым двадцатым столетием. Прогресс является истинным героем его поздних произведений, таких как «Иеффай и его дочь» и «Испанская баллада».
Пропаганда холодной войны и процессы по расследованию антигосударственной деятельности («охота на ведьм») заставляют писателя занять жёсткую позицию. Он пишет «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне» пьесу, где разоблачает эти явления.
После окончания войны в течение 10 лет книги Фейхтвангера не выходили в советской печати. Он подвергался решительной и жёсткой критике. Лишь в 1955 году в СССР возобновилось массовое издание его произведений.
Журнал «ПАРТНЕР»
Лион Фейхтвангер. Жизнь и творчество
Григорий Калихман (Дортмунд)
Выдающийся немецкий писатель Лион Фейхтвангер, 125-летие со дня рождения которого в июле 2009 года прошло почти не замеченным как в русских, так и в немецких средствах массовой информации, интересен для нас не только как поэт, драматург и прозаик, но и как выразитель мыслей и чаяний европейской культурной элиты первой половины XX века.
Жизнеописание
Лион Фейхтвангер родился в 1884 году в баварской столице Мюнхене – городе, который он любил горькой и страстной любовью. Об этом он впоследствии напишет в романе «Изгнание». Этот город он сделает центральным местом действия своих романов «Успех» и «Семья Опперман». Этому же городу волей истории суждено было стать колыбелью германского фашизма, причем все этапы этого превращения Фейхтвангеру довелось наблюдать собственными глазами.
Впрочем, жизнь будущего писателя начиналась достаточно благополучно. Фейхтвангер происходил из семьи обеспеченного еврейского фабриканта и смог получить разностороннее и глубокое образование, соответствующее многообразию его юношеских увлечений (германистика, философия, антропология и даже астрология). Фейхтвангер учился сначала в Мюнхенском, затем в Берлинском университетах. Кроме нескольких европейских языков в совершенстве владел древнегреческим, латинским, древнееврейским и санскритом. Будущий писатель прочел уйму книг, знал бездну исторических фактов, разобрался во множестве гуманистических учений. В 1907 году он защитил диссертацию, темой которой стало одно из неоконченных произведений Генриха Гейне. Забегая вперед, следует сказать, что после прихода нацистов к власти он как еврей был лишен докторской степени.
В 1912 году Фейхтвангер женился на Марте Леффлер, с которой прожил всю жизнь. Вместе с женой совершил несколько путешествий за границу. Во время одного из путешествий, когда он находился в Тунисе, началась Первая мировая война. Фейхтвангер как германский подданный попал во французский лагерь для военнопленных, откуда бежал и вступил в ряды германской армии. В армии он пробыл недолго и был демобилизован по состоянию здоровья.
Первым серьезным литературным увлечением Фейхтвангера был театр. За свою жизнь он написал немало пьес, причем одну из них незадолго до смерти. Прошли годы, и стало ясно, что как деятель театра и драматург он не оставил глубокий след в искусстве. Кроме того, он написал множество стихов, которые тоже не пережили своего автора. Впрочем, с поэтической манерой Фейхтвангера можно познакомиться в романе «Гойя», по всему тексту которого имеются обширные стихотворные вставки. Русскоязычному читателю Фейхтвангер известен как автор исторических романов и романов о современной ему Германии. Следует отметить, что наибольшей известностью Фейхтвангер пользовался не у себя на родине, а в Англии и чуть позже в США. В этих странах, по свидетельству Томаса Манна, когда желали особо похвалить какую-нибудь книгу, говорили: «Почти как у Фейхтвангера».
Из всех немецких писателей недавнего прошлого Фейхтвангер, пожалуй, является самым плодовитым. Вот перечень основных произведений писателя, переведенных на русский язык: «Еврей Зюсс» (написан в 1922 году, опубликован в 1925), «Безобразная герцогиня» (1925), «Успех» (1930), «Иудейская война» (1932), «Семья Опперман» (1933), «Сыновья» (1935), «Лже-Нерон» (1936), «Москва 1937» (1937), «Изгнание» (1939), «Братья Лаутензак» (1943), «Симона» (1944), «Лисы в винограднике» (1947), «Гойя» (1951), «Мудрость чудака» (1952), «Настанет день» (1954), «Испанская баллада» (в оригинале «Еврейка из Толедо», 1957).
Большую часть жизни Фейхтвангер прожил в Мюнхене, но в 1925 году он переселяется в Берлин, который был не только политической, но и культурной столицей Германии. В 1933 году, во время прихода Гитлера к власти, Фейхтвангер находился в США, где презентировал свои книги и читал лекции в американских университетах. Его дом в Берлине был разграблен и конфискован, пропал драгоценный архив писателя и все его рукописи.
Но это было только начало. В стране раскручивался маховик антисемитской истерии. Через два года, в 1935 году, рейхстаг единогласно принимает т.н. «Нюрнбергские расовые законы»: «Закон о гражданстве рейха» и «Закон об охране германской крови и германской чести». Согласно первому закону, гражданином рейха может быть лишь тот, в чьих жилах течет германская или родственная ей кровь. Соответственно, еврей не мог быть гражданином рейха, не имел права голоса в политических вопросах и не мог быть государственным служащим. Все евреи-госслужащие должны были быть уволены до 31 декабря 1935 года.
В преамбуле второго закона говорилось о том, что чистота немецкой крови является залогом существования немецкого народа. Исходя из этого, запрещались браки и внебрачные половые связи между евреями и неевреями. Заключенные ранее смешанные браки не имеют юридической силы и должны быть расторгнуты. Нарушение карается тюремным заключением, исправительными работами, а также денежным штрафом. В этом же законе говорилось о том, кто относится к категории евреев и «полукровок». Даже в наши дни, по прошествии почти 75 лет с момента вступления в силу этих законов, жутко читать их пункты и параграфы. А ведь в то страшное время нужно было не только читать, но и жить по этим законам!
Нет ничего удивительного в том, что Фейхтвангер не вернулся в Германию, а поселился во Франции. Попробуем представить себе положение, в котором оказался писатель в 1933 году. Ему почти 50 лет, он в расцвете творческих сил и славы и вдруг сразу теряет всё: родину, дом, библиотеку, читателей. Слава богу, что удалось сохранить жизнь. После нападения Германии на Францию Фейхтвангер как германский подданный был интернирован в концлагерь, откуда ему с помощью жены удалось бежать. Он скрывается в Марселе, затем через Испанию и Португалию переправляется в Лос-Анджелес, где почти безвыездно прожил до конца своей жизни. Когда пришло время вершить суд над нацистскими преступниками, Фейхтвангеру – единственному немецкому писателю-эмигранту – предложили поехать в Нюрнберг, чтобы писать о процессе, но он отказался.
После войны, когда в США пресловутая Комиссия сенатора Маккарти занималась преследованием коммунистов, т.н. «охота на ведьм», Фейхтвангер был заподозрен в сочувствии коммунистам и ему было отказано в получении американского гражданства. Но это никак не отразилось на его финансовом положении. Он не испытывал тех унизительных, изнуряющих материальных лишений, которые выпали на долю многих немецких эмигрантов. Фейхтвангер был богат, имел счета в иностранных банках. Его книги продолжали выходить и раскупаться. Он жил в Калифорнии, на берегу океана, в прекрасном замке с роскошной библиотекой. Здесь он и умер в 1958 году в возрасте 74 лет.
Творчество
Творческое наследие писателя огромно: романы, драмы, сборники стихов. Многие его произведения не были переведены на русский язык. Фейхтвангер завоевал у нас известность как автор исторических романов. Им был создан новый тип исторического романа, в котором в описании отдаленной эпохи явственно видны параллели с событиями современности.
«Еврей Зюсс». Первым историческим романом, принесшим Фейхтвангеру широкую известность, был «Еврей Зюсс». В основу произведения писатель положил подлинную историю вюртембергского финансиста, сделавшегося первым министром одного из мелких германских самодержцев.
У книги была необычная судьба. Как и все прочие произведения писателя, после прихода фашистов к власти книга была запрещена и изъята из библиотек, но на основе романа по инициативе Геббельса была снята откровенно антисемитская кинокартина под тем же названием. После появления этой картины официоз нацистской Германии газета «Völkischer Beobachter» писала, что фильм раскрывает истинное лицо еврейства, его зловещие приемы и разрушительные цели. Следует упомянуть, что актеры, игравшие ведущие роли в этом фильме, после разгрома Германии получили т.н. «запрет на профессию» за разжигание антисемитизма.
«Иудейская война» и «Сыновья». В этих романах Фейхтвангер обращается к еврейской истории, а точнее к тому ее моменту, когда евреи восстали против римского господства. Несмотря на героическое сопротивление, они потерпели поражение, в результате чего Иерусалим и Храм были разрушены, а евреи в подавляющем большинстве были вынуждены покинуть Палестину. Основным действующим лицом в обоих романах является Иосиф Флавий (это подлинное историческое лицо) – сначала один из руководителей восстания, а впоследствии римский гражданин и историк, благодаря которому стали известны подробности этой войны. Герой романа ставит перед собой общечеловеческие цели: найти гармоничное сочетание всего лучшего, что несут в себе иудейская и греко-римская культуры, и уничтожить бессмысленную и преступную ненависть между людьми разной веры и разной национальности.
«Семья Опперман». В этом романе, написанном в 1933 году, Фейхтвангер прослеживает трагедию страны через трагедию одной еврейской семьи. В начале романа Опперманы и близкие к ним люди придают мало значения происходящему в стране. Фашизм представляется им лишь происками демагогов, спекулирующих на темных инстинктах мелких буржуа, лавочников и деклассированных элементов. Они считают, что большинство немцев на стороне правды и разума и что нацистам не удастся их одурачить своими обещаниями и своей риторикой. Захват фашистами власти ошеломляет Опперманов и не только их. Многие честные и добропорядочные немцы с ужасом видят, как наступающий широким фронтом национал-социализм быстро обволакивает туманом подрастающее поколение.
Особенно трагична судьба Бертольда, младшего представителя семьи Опперман. В начале романа семнадцатилетний юноша – любимец учителей и товарищей, капитан футбольной команды. Но с приходом в школу нового учителя, ярого нациста, всё меняется: Бертольд становится изгоем. Бывшие друзья от него отворачиваются, его исключают из футбольного клуба. В то же время он страстно любит Германию: ему близки ее сосны, ее ветер, ее слякоть, ее ум и безумие, ее Брамс, Бетховен и Гёте – он не мыслит себя вне своей родины. Юноша не видит выхода из создавшейся ситуации и принимает смертельную дозу снотворного.
«Лже-Нерон». Здесь под видом исторического романа Фейхтвангер иносказательно описывает приход нацистов к власти и предсказывает скорое падение режима. Главный герой романа – ничтожный и жестокий горшочник Теренций, который выдает себя за чудом спасшегося императора Нерона. Размышляя о природе власти, автор говорит, что властолюбие – надежнейшая из страстей, и при этом красноречиво демонстрирует, что даже лишенный собственных мыслей и собственной индивидуальности человек в ту самую минуту, когда его наделяют властью, приобретает сущность и содержание. Функция властвования меняет нутро носителя власти. Эта мысль и сегодня не потеряла своей актуальности.
«Москва 1937». В 1937 году Фейхтвангер написал самое спорное и неоднозначное из своих произведений «Москва 1937». В этой книге, которая поражает полнейшей заданностью, он прославлял политическую и социальную систему Советского Союза и его вождя Иосифа Сталина. Создается впечатление, что с первых же страниц автор стремится не столько разобраться во внутреннем положении СССР, сколько оправдать его. Доказать, что первая в мире страна социализма день ото дня становится всё крепче и сильнее, народ живет всё лучше и лучше, а ликвидация троцкистских заговорщиков сделала страну, руководимую простым и мудрым вождем, как никогда единой и могучей. Подобных утверждений в то время раздавалось немало, но это были голоса советских людей, лишенных прав на иные чувства, кроме «чувства глубокого удовлетворения». Но зачем было независимому иностранному литератору добровольно выслуживаться? Зачем он писал в январе 1937 года: «Весь громадный город Москва дышал удовлетворением, согласием и более того – счастьем»?
Совершенно очевидные просчеты писателя, предстающего на страницах своих романов выдающимся мастером психологического и социального анализа, могут быть объяснены только их преднамеренностью. В этой связи довольно правдоподобно выглядит версия о том, что писателя обольстили или даже подкупили. Но можно себе представить и другую версию. Верный друг СССР, он вербовал своей книгой друзей на Западе, отчетливо понимая, в преддверии каких событий стоит мир. Уже громыхала война в Испании, фашизм становился сильнее с каждым днем. Чутье художника проявлялось в том, что Фейхтвангер ясно представлял себе: гитлеровской силе должна быть противопоставлена другая сила. И ему важно было дать понять, что такая сила существует. Это – сталинская сила. И восславляя мудрость Сталина, он следовал принципу: цель оправдывает средства. Существует извечный вопрос о том, простительна ли ложь во спасение. И нет однозначного ответа на этот вопрос.
«Лисы в винограднике». Каждый большой писатель всегда пишет о том, что его волнует в первую очередь, т.е. о современности. Фейхтвангера всегда волновал вопрос о путях, перспективах и движущих силах социальных изменений, свидетелем которых он был. В разные периоды своего творчества писатель отвечал на этот вопрос по-разному, но всегда раздумья над судьбами человечества составляли основу его духовных и творческих исканий. Так, описывая эпоху Великой французской революции, Фейхтвангер размышлял о движущих силах истории, которые привели на эшафот Людовика XVI и его жену Марию-Антуанетту.
«Испанская баллада» Перешагнув семидесятилетний рубеж и приближаясь к концу жизни, Фейхтвангер написал одно из самых замечательных своих произведений, которое в русском переводе называется «Испанская баллада» (в подлиннике – «Еврейка из Толедо»). Этот роман – гимн любви и человеческой мудрости – Фейхтвангер написал за три года до смерти и посвятил жене и дочери. Можно только восхищаться тем, как писатель, отягченный возрастом и болезнями, смог так по-молодому написать о любви. Но не только о любви. Главный герой романа, действие которого происходит в XII веке в Испании, Иегуда Ибн Эзра становится министром финансов при дворе кастильского короля Альфонсо. Иегуда много хорошего сделал для христиан и для своих еврейских собратьев, но вместо любви и уважения вызывал только зависть и ненависть. Антиподом главному герою является осторожный старейшина еврейской общины дон Эфраим. Он размышляет: «Разве могут евреи привлекать к себе внимание? Нужно жить затаившись. Не принес бы Израилю этот Ибн Эзра бедствие вместо благословения!» Так оно и случилось. Очередной папа объявил Крестовый поход против неверных, а когда начинаются смуты и войны, всегда находят крайних – евреев.
В рамках журнальной статьи невозможно даже кратко остановиться на всех основных произведениях Фейхтвангера. Его творчеству посвящено множество серьезных и обстоятельных исследований, в которых дается высокая оценка его литературной и общественной деятельности. И в то же время сегодня трудно быть пророком и предсказать, станут ли читать Фейхтвангера будущие поколения. На меня и на моих сверстников его романы оказали огромное влияние и за это мы благодарны Леону Фейхтвангеру.
Биография Лиона Фейхтвангера
Лион Фейхтвангер – немецкий писатель еврейского происхождения – родился 7 июля 1884 года в Мюнхене в семье фабриканта Зигмунда (Арона-Меера) Фейхтвангера (1854-1916), унаследовавшего маргариновое производство от своего отца. Мать — Йоханна Боденхаймер (1864-1926).
Лион был старшим из девяти детей. В детстве проявил склонность к изучению языков: древнееврейскому и арамейскому. В 1894 изучает латынь в «Вильгельм-гимназиуме». Получил солидное образование в университете родного города Мюнхена (здесь он изучал литературу и философию), а затем Берлина, где изучал германскую филологию, философию, а также санскрит.
Занимался журналистикой и театром, рано проявил интерес к античности. Под влиянием семейных традиций заинтересовался еврейской историей, определившей тематику ряда его произведений.
В 1903-1907 отвергает материальную помощь родителей и зарабатывает частными уроками; создает общество литераторов «Феб», куда приходят некоторые писатели. В этот период пишет свои первые литературные произведения. Вынужден голодать. Но упрямо ищет себя в литературе, увлечён Золя, Толстым и Тургеневым. На последнем курсе Берлинского университета защищает диссертацию по произведению «Бахарахский раввин» Г. Гейне. К апрелю 1908 издает свой первый литературный журнал «Шпигель» о театре и музыке. На пятнадцатом номере издание прекращает работу, так как входит в состав более крупного еженедельника «Шаубюне». К ноябрю того же года является работником этого издания, пишет рецензии на театральные постановки, пробует себя в драматургии. В 1908 начал издавать литературный журнал «Зеркало», который вынужден был вскоре закрыть из-за финансовых проблем. В 1912-1914 путешествовал.
Проходил во время Первой мировой войны службу в германской армии, был демобилизован по состоянию здоровья. В 1918 Фейхтвангер открыл талант молодого Бертольта Брехта, с которым его связала многолетняя дружба.
В момент прихода Гитлера к власти Фейхтвангер находился за границей. Друзья убедили его повременить с возвращением в Германию. Фейхтвангер попал в число тех, чьи книги подлежали сожжению, а 25 августа 1933 был лишён немецкого гражданства. Его имущество было конфисковано.
В 1940, во время оккупации Германией Франции, писатель был интернирован во французский концентрационный лагерь в местечке Ле Милль. Воспоминания о своей лагерной жизни, полной всяческих унижений, невзгод, были отображены им в книге «Чёрт во Франции». Лагерникам, среди которых было много противников гитлеровского режима, грозила опасность попасть в руки нацистов, и тогда было решено перевести интернированных в другой лагерь, в Ним. Бежав оттуда и получив с большим трудом необходимые документы, Фейхтвангер вместе с женой перебрался в США с помощью американского священника Уайтстила Шарпа и его жены Марты. С ноября 1943 он жил на вилле Аврора в Калифорнии, где благодаря поступлениям от фильмов по его произведениям собрал библиотеку, состоящую из 20000 томов.
В годы Второй мировой войны Фейхтвангер создал лучшие свои произведения, в которых разоблачались нацизм и его идеология.
За выдающиеся заслуги как художника и защитника идей мира и прогресса Лион Фейхтвангер был отмечен Государственной премией ГДР в области искусства и литературы, присуждённой ему в 1953.
Лион Фейхтвангер умер 21 декабря 1958 года в Лос-Анджелесе от рака желудка.
В настоящее время вилла Аврора, где писатель провел свои последние годы, является творческой резиденцией для немецких писателей, художников и композиторов.
Главный вопрос творчества Фейхтвангера — о путях, перспективах и движущих силах социальных изменений, свидетелем которых он был. В разные периоды Фейхтвангер отвечал на него по-разному, но всегда раздумья над судьбами человечества составляли пафос его духовных и творческих исканий. Фейхтвангер завоевал известность, главным образом, как автор исторических романов.
Литературную деятельность Фейхтвангер начал с драматургии. Его ранним произведениям свойственны изысканная, болезненная утончённость формы и бедность жизненного содержания, восславление красоты и пренебрежение нравственными ценностями жизни, преклонение перед личностью и холодное отношение к рядовым людям. Впоследствии писатель не без иронии отзывался о своём раннем творчестве, рассматривая его лишь как не очень плодотворный этап собственного духовного развития.
Гораздо более важную роль в его дальнейшей творческой эволюции сыграла литературно-критическая деятельность. Он написал много статей и рецензий, посвящённых в основном театру и драматургии. В это же время его внимание приковал к себе реалистический роман, а такие немецкие писатели-реалисты, как братья Томас и Генрих Манн, оказали сильное влияние на творчество Фейхтвангера.
В годы Первой мировой войны Фейхтвангер решительно не принял ни её целей, ни националистической идеологии. Он занял антивоенную позицию и выступил против империалистической бойни. В годы войны Фейхтвангер много писал. В основном это были оригинальные пьесы и переделки произведений классической драматургии — «Персов» Эсхила, «Васантасены» древнеиндийского поэта Шудраки, драмы Калидасы «Царь и танцовщица». Наряду с мотивами социальной критики в его творчестве появляются пессимистические и фаталистические настроения. Фейхтвангер пишет драматический роман «Томас Вендт» (1920), драмы «Еврей Зюсс» (1917), «Голландский купец» (1921), охотно пользуется формой сатирического обозрения для высмеивания буржуазных политиков. Такова его «Англосаксонская трилогия» (1927).
Первый исторический роман Фейхтвангера — «Безобразная герцогиня» (1923). История Маргариты Тирольской, южногерманской герцогини XIV века, написана как роман о трагедии гуманистической личности в жестоком обществе.
Роман «Еврей Зюсс» (1925) посвящён Германии XVIII века. История еврейского финансиста, сделавшегося первым министром у герцога Вюртембергского и проводившего жестокую, разорительную для народа политику.
Фейхтвангер продолжил работу над еврейской темой в своей трилогии об иудейско-римском историке Иосифе Флавии; первая часть романа — «Иудейская война» — вышла в 1932, вторая — «Сыновья» — в 1935, заключительная часть — «Настанет день» — в 1945.
После прихода к власти в Германии Гитлера писатель эмигрирует во Францию, где в 1936 выходит его новый роман «Der falsche Nero» («Лже-Нерон»), в котором под маской жестокого и лживого римского императора выведен образ современного фюрера.
Фейхтвангер написал ряд романов о современности. Эти вещи глубоко злободневны. Им свойственны публицистичность и памфлетность. В романе «Успех» представлена жизнь Баварии 1919-1923 годов, послевоенный экономический, политический и моральный кризис, а также подготовка и проведение «пивного путча». Фейхтвангер дал сатирический портрет «фюрера» Руперта Кутцнера.
В последних своих романах, «Испанская баллада», и «Иеффай и его дочь», Фейхтвангер развивал идеи прогресса и гуманизма.
Произведения:
Романы:
«Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ» (Die häßliche Herzogin, 1923)
«Еврей Зюсс» (Jud Süß, 1925)
«Зал ожидания» (Wartesaal, 1930-1939)
«Успех» (Erfolg, 1930)
«Семья Опперман» (Die Geschwister Oppermann, 1933)
«Изгнание» (Exil, 1939)
«Иосиф Флавий» (Flavius Josephus, 1932-1945)
«Иудейская война» (Der jüdische Krieg, 1932)
«Сыновья» (Die Söhne, 1935)
«Настанет день» (Der Tag wird kommen, 1945)
«Лже-Нерон» (Der falsche Nero, 1936)
«Братья Лаутензак» (Die Brüder Lautensack, 1943)
«Симона» (Simone, 1943)
«Лисы в винограднике» (Die Füchse im Weinberg, 1946)
«Гойя, или Тяжкий путь познания» (Goya oder der arge Weg der Erkenntnis, 1951)
«Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (Narrenweisheit oder Tod und Verklärung des Jean-Jacques Rousseau, 1952)
«Испанская баллада (Еврейка из Толедо)» (Die Jüdin von Toledo, 1954)
«Иеффай и его дочь» (Jefta und seine Tochter, 1957)
Ключевые слова: Лион Фейхтвангер,Lion Feuchtwanger,исторические романы,биография Лиона Фейхтвангера,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,немецкая литература 20 в,жизнь и творчество Лиона Фейхтвангера
Источники:
https://biblioman.org/authors/feihtwanger-lion/
https://www.partner-inform.de/partner/detail/2009/12/233/3966/lion-fejhtvanger-zhizn-i-tvorchestvo?lang=ru
https://md-eksperiment.org/post/20190412-biografiya-liona-fejhtvangera