Почему доктор шепард не убивал роджера экройда. Убийца — писатель
Убийство Роджера Экройда
Повествование ведётся от лица доктора Шеппарда. Он проживает в небольшой английской деревушке с незамужней сестрой Каролиной, большой любительницей новостей. Доктора вызывают к живущей по соседству миссис Феррар, но женщина уже мертва, так как приняла слишком большую дозу снотворного. Её муж, злоупотреблявший алкоголем, умер год назад от гастрита, но Каролина считает, что жена отравила его мышьяком.
В той же деревушке проживает фабрикант мистер Роджер Экройд. Он рано овдовел и воспитывал, как родного, сына жены от первого брака Ральфа Пентейна, довольно легкомысленного молодого человека. Мистер Экройд оказывал знаки внимания своим экономкам, особенно последней, мисс Рассел, но появление в деревушке миссис Феррар всё изменило. Недавно к мистеру Экройду приехала вдова его родного брата, миссис Сессил Экройд, с дочерью Флорой, которая не заинтересована в женитьбе своего деверя.
Каролину интересует их новый сосед, который выращивает тыквы и скрывает свою профессию. Доктор Шеппард знакомится с ним и узнаёт, что, по настоянию мистера Экройда, Ральф помолвлен с Флорой.
Каролина рассказывает брату, что Ральф уезжал в Лондон, но вернувшись, остановился в гостинице, что вызвало удивление у мистера Экройда. Она предполагает, что у Ральфа тайное свидание с какой-то девушкой. Каролина слышала, как Ральф жаловался какой-то женщине, что отчим оставит его без денег.
Мисс Рассел приходит к доктору Шеппарду с просьбой осмотреть её больное колено. В разговоре она спрашивает о редких ядах и наркотиках.
Доктор Шеппард приходит к мистеру Экройду без вызова со своим чемоданчиком, так как должен идти к больной пациентке. Мистер Экройд обеспокоен: он просил миссис Феррар выйти за него замуж. Сначала женщина отказала, так как соблюдала траур, но когда срок траура истёк, она призналась, что отравила своего мужа. Мистера Феррара она ненавидела и убила его из-за любви к мистеру Экройду. Кто-то узнал об этом и вымогал у миссис Феррар крупные суммы. Не выдержав, она покончила с собой. Разговор прерывает дворецкий Паркер, принёсший письмо от миссис Феррар. Мистер Экройд хочет прочесть его сам, понимая, что в письме сообщается имя шантажиста.
Без десяти девять вечера доктор Шеппард уходит. Выйдя из кабинета мистера Экройда, он видит Паркера и передаёт ему просьбу хоозяина не беспокоить. Шеппарду кажется, что Паркер подслушивал за дверью. По дороге домой Шеппарда останавливает незнакомец, который интересуется, где находится дом мистера Экройда.
В четверть одиннадцатого вечера в доме доктора Шеппарда раздаётся звонок: ему сообщают, что мистер Экройд убит. Схватив свой чемоданчик, доктор идёт на вызов.
Дверь открывает удивлённый Паркер, который ничего не знает. Они вместе с Шеппардом пытаются открыть дверь в кабинет, но дверь заперта изнутри. Взломав дверь, они видят мистера Экройда, убитого кинжалом в шею. Осмотр комнаты показывает, что ничего ценного не пропало, но Шеппард не находит письма миссис Феррар.
На место происшествия прибывает инспектор полиции. Он замечает следы на подоконнике. Инспектор предполагает, что убийца влез через окно, убил и убежал. Секретарь мистера Экройда Реймонд показывает, что в полдесятого слышал, как хозяин с кем-то разговаривал. Паркер сообщает, что без четверти десять Флора выходила из комнаты дяди.
Чтобы не пугать девушку, инспектор говорит ей, что произошла кража. Флора сообщает, что пожелала дяде спокойной ночи, и он попросил её передать, чтоб его не беспокоили. Узнав правду, Флора падает в обморок.
Кинжал, которым был убит мистер Экройд, лежал в витрине в гостиной. Никто не помнил, был ли кинжал в витрине в день убийства.
Флора просит Шеппарда представить её их соседу. Удивлённому доктору девушка объясняет, что это — знаменитый детектив Эркюль Пуаро. Флора была в гостинице, где остановился Ральф, но ей сообщили, что в девять часов вечера он ушёл, и больше его никто не видел. Также ей сказали, что Ральфа искал доктор Шеппард. Доктор недоволен — он не хочет, чтоб кто-то знал об его приходе. Теперь полиция подозревает Ральфа в убийстве отчима, и Флора хочет обратиться за помощью к Пуаро.
Знаменитый детектив согласен взяться за расследование, но предупреждает, что доведёт дело до конца. Пуаро обследует комнату, в которой произошло убийство. Взяв ботинки Ральфа, он видит, что следы на окне совпадают с их подошвами. Также Пуаро замечает кресло, стоящее в углу и странным образом поставленное у стола. Полиция устанавливает, что доктору Шеппарду звонили с железнодорожной станции, а через несколько минут ушёл поезд на Ливерпуль.
Полиция заинтересовывается неизвестным, который спрашивал у доктора Шеппарда адрес мистера Экройда. Реймонд сообщает, что его хозяин хотел приобрести диктофон, и приходил представитель фирмы по продаже диктофонов.
Пуаро изучает ситуацию: Флора видела дядю без четверти десять, а по свидетельству врача убийство было совершено примерно в десять вечера. Но у всех из окружения мистера Экройда на это время твёрдое алиби. В беседке, расположенной возле окна, Пуаро находит кусочек батистового полотна и гусиное перо. В пруду он находит обручальное кольцо с подписью «от Р.».
Адвокат открывает завещание. Основной капитал получает Ральф. Флора также получает приличную сумму, и теперь девушке не нужно просить деньги на новые наряды.
Из ящика, где мистер Экройд держал наличные деньги, исчезает крупная сумма. Горничные ничего об этом не знают. Одну из горничных, Урсулу Борн, мистер Экройд накануне уволил за то, что она перепутала бумаги на его столе. Ранее девушка работала у некой миссис Фоллиот и предоставила прекрасные рекомендации. Пуаро кажется странным, что девушку уволили из-за такого пустяка. Также знаменитый детектив не понимает, почему мистер Экройд так долго разговаривал с ней об увольнении. Пуаро решает выяснить всё об Урсуле, тем более, что у неё нет алиби. Своими наблюдениями он делится с доктором Шеппардом и просит расспросить о девушке её бывшую хозяйку.
Миссис Фоллиот приветливо встречает доктора, но услышав об Урсуле Борн ледяным тоном заявляет, что ничего о ней не знает.
Полицию интересуют отпечатки пальцев на кинжале. Поскольку никому из обитателей дома они не принадлежат, инспектор решает, что отпечатки либо Ральфа, либо таинственного незнакомца. Пуаро гораздо сильнее интересует непонятный звонок. Разгадав его, он разгадает убийство. А отпечатки он советует снять и у убитого.
Пуаро делится своими рассуждениями с доктором Шеппардом. Таинственный незнакомец приходил в дом мистера Экройда, видела его и служанка. Потом он заходил в бар гостиницы, где посетители обратили внимание на его американский акцент, да и сам он признался, что американец. Найденное гусиное перо сильно пахнет наркотиком, распространённым в Америке. Доктор подозревает незнакомца, хотя всё оборачивается против Ральфа. Пуаро считает, что Ральф невиновен.
Миссис Экройд обеспокоена происходящим и жалуется доктору Шеппарду. Она обращает внимание на странное поведение Урсулы Борн. Эта девушка ей никогда не нравилась и казалась слишком образованной для прислуги. Доктор Шеппард замечает, что Урсула переживает за Ральфа.
Пуаро просит Каролину узнать, какого цвета обувь была в день убийства на Ральфе, что вызывает удивление доктора. Использовав все свои связи, Каролина выполняет задание. Цвет обуви оказывается не тот, о котором думал знаменитый детектив.
Пуаро советуется с доктором Шеппардом о том, кто мог шантажировать миссис Феррар. Их подозрение падает на Паркера, который подслушивал разговоры.
Каролина с подругами обсуждают подробности происшедшего. Они уверены, что Ральф и Флора ничего друг к другу не испытывают. Скорее всего, Флора неравнодушна к другу мистера Экройда, майору Бленту.
Пуаро просит доктора Шеппарда присутствовать на допросе Паркера. Знаменитый детектив обвиняет дворецкого в шантаже. Он наводил о нём справки и узнал, что Паркер шантажировал своего прежнего хозяина. Паркер сознаётся в этом. Подслушав разговор между мистером Экройдом и доктором, он хотел поживиться, но не успел.
Пуаро вместе с доктором Шеппардом посещают поверенного миссис Феррар. Адвокат подтверждает, что в последнее время женщина выплачивала крупные суммы.
Доктора Шеппарда вызывают в Ливерпуль. Полиция задержала некоего Чарльза Кента, и доктора просят опознать, является ли он тем таинственным незнакомцем.
Чарльз признаёт, что был возле дома мистера Экройда, но причину назвать отказывается и причастность к убийству отрицает. Пуаро считает, что он невиновен.
Пуаро беседует с Флорой. Он знает, что это именно она взяла деньги, а обставила всё так, как будто выходила из кабинета дяди. Поэтому девушка и упала в обморок от страха из-за ответственности за дачу ложных показаний. Флора всё подтверждает, майор Блент пытается её защитить, и Пуаро советует ему признаться девушке в любви.
Инспектор полиции заходит в тупик: Чарльз Кент не виновен, полиция установила, что отпечатки на кинжале принадлежат убитому.
Пуаро беседует с мисс Рассел. Женщина признаётся, что Чарльз — её внебрачный сын. Парень сбился с пути, стал наркоманом и пришёл к ней за деньгами. Пуаро заметил их сходство, сопоставил интерес мисс Рассел к наркотикам и ядам и пришёл к выводу, что между ними есть родственная связь.
Пуаро помещает в газете заметку о том, что Ральф задержан в Ливерпуле. К нему приходит Урсула Борн, которая на самом деле оказывается женой Ральфа. Будучи девушкой из бедной семьи, она устроилась горничной. Её сестра вышла замуж за капитана Фоллиота и дала ей рекомендацию. Урсула с Ральфом полюбили друг друга, решили тайно обвенчаться, так как Ральф был уверен, что отчим не даст согласие на этот брак. Мистер Экройд настаивал на браке Ральфа с Флорой, и Ральф просил Урсулу подождать. Именно этот разговор и слышала Каролина. Урсула рассказала всё мистеру Экройду, потом встретилась в беседке с Ральфом. Они поссорились и больше не виделись. Пуаро успокаивает девушку, что с Ральфом всё в порядке.
Доктор Шеппард говорит, что ведёт дневник, и Пуаро просит посмотреть его записи об убийстве.
Пуаро собирает всех обитателей дома мистера Экройда. Начав расследование, он нашёл в беседке обрывок батиста и перо. Раскрыв эти загадки, Пуаро подошёл к следующей: с кем разговаривал мистер Экройд в кабинете в полдесятого? Мистер Экройд был один, он наговаривал текст в диктофон.
В этот момент в комнату входит Ральф, которого доктор Шеппард прятал в больнице, так как был его другом. Прочитав дневник доктора, Пуаро понял, к кому молодой человек обратится за помощью и где доктор может его спрятать. Но кто же убийца? Пуаро знает, кто это, и предупреждает, что утром об этом узнает полиция. Знаменитому детективу приносят телеграмму с борта парохода, плывущего в Америку.
Пуаро остаётся наедине с доктором Шеппардом. Знаменитый детектив излагает цепь рассуждений. С самого начала ему не давал покоя странный звонок. Звонил сообщник убийцы, желая, чтоб убийство было обнаружено немедленно. Убийце нужно было проникнуть в кабинет в момент обнаружения тела. Войдя в кабинет, Пуаро увидел, как странно стоит кресло. Изучив этот факт, он пришёл к выводу, что оно скрывало какой-то предмет. Убийца не мог унести его сразу после убийства и проник в кабинет, чтоб его забрать. Предметом этим был диктофон, ведь его в кабинете не было. В полдесятого мистер Экройд был уже мёртв, а голос был записан. Также у убийцы должна была быть обувь Ральфа, чтоб оставить с её помощью следы на окне, и возможность взять кинжал. Человек, который это сделал, мог быть только доктором Шеппардом. Он специально пришёл к мистеру Экройду с чемоданом, чтобы забрать диктофон. Совершив убийство, он вышел из дома, в обуви Ральфа влез в открытое окно, поставил часы диктофона на нужное время и запер дверь изнутри. Как лечащий врач, доктор Шеппард знал, отчего умер мистер Феррар, и шантажировал вдову. Если бы мистер Экройд узнал об этом, он бы не пощадил своего друга. А позвонил доктору его пациент, который уехал в Ливерпуль, чтоб оттуда отплыть в Америку.
Пуаро даёт убийце возможность принять большую дозу снотворного.
Доктор Шеппард оставляет после себя рукопись. Его беспокоит, каким ударом для Каролины будет его смерть. Также он не понимает, зачем Эркюль Пуаро поселился здесь выращивать тыквы?
Убийца — писатель
За что «Убийство Роджера Экройда» назвали лучшим детективом всех времен
Кадр из телесериала «Пуаро Агаты Кристи»
Роман Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда» — это лучший детектив всех времен и народов. Таков результат опроса, который Британская Ассоциация писателей криминального жанра (CWA) провела среди 600 коллег по цеху. Помимо этого детективщики признали лучшим автором романов саму Агату Кристи, а лучшей серией произведений — рассказы о Шерлоке Холмсе. Если два последних титула как вполне заслуженны, так и столь же предсказуемы, то вот к «Экройду» стоит присмотреться. Парадоксальным образом каноническим детективом была названа книга, поразившая первых читателей именно своей неканоничностью — тем, как она сломала детективный канон. «Лента.ру» рассказывает, почему «Экройд» достоин всех лестных слов в свой адрес. Как в таких случаях обычно говорят: осторожно, спойлеры!
«Убийство Роджера Экройда» вышло в 1926 году. Это был шестой роман Агаты Кристи, шестью годами ранее блестяще дебютировавшей «Таинственным происшествием в Стайлз»; всего детективных романов у нее будет 66. Именно в «Таинственном происшествии» впервые появился немолодой и чудаковатый бельгийский детектив Эркюль Пуаро — «Экройд» стал третьим «его» романом; всего их будет 33. Может быть, именно из-за этой магии чисел «Экройд» стал вехой в истории жанра. Однако скорее всего дело в том, что он появился, когда жанр детективного романа уже как следует выкристаллизовался. 36-летняя Кристи, освоившись в первых книгах, взялась за потрясение основ — и преуспела.
Завязка романа такова: в английской деревне Кингс Эббот умирает состоятельная вдова. Вскоре местный богач по имени Роджер Экройд, собиравшийся жениться на ней, сообщает своему другу доктору Шепарду, что она призналась ему в убийстве своего бывшего мужа, а затем покончила с собой. Вскоре самого Экройда находят убитым, и подозрение падает на всех вокруг. Одновременно доктор Шепард выясняет, что по соседству поселился знаменитый детектив, удалившийся от дел, чтобы жить в глубинке и выращивать тыквы (помните, Холмс на пенсии занялся пчеловодством?). Эркюль Пуаро берется-таки за расследование загадочного убийства, а доктор Шепард ходит за ним, словно доктор Ватсон (точнее, капитан Гастингс) и ведет дневник происходящего расследования — собственно, его отчет о расследовании мы и читаем.
Невозможно подробно рассказывать об «Убийстве Роджера Экройда», не раскрыв его тайны, она же основной литературный прием. Итак, в конце выясняется, что убийцей Роджера Экройда оказывается его друг доктор Шепард. Таким образом, начинающая британская детективщица Агата Кристи в одном романе нарушила сразу несколько важнейших жанровых табу, а именно:
- повествование не может идти от лица убийцы;
- убийцей не может быть помощник сыщика — функциональный аналог доктора Ватсона;
- убийство не должно оставаться нераскрытым, а убийца — безнаказанным.
Убийство именно что остается нераскрытым — по крайней мере формально. Эркюль Пуаро не объявляет вслух, что разоблачил доктора, но дает понять, что все про него знает. Это дает Шепарду возможность совершить самоубийство под видом несчастного случая (Пуаро решил поступиться своей профессиональной гордостью, потому что очень не хотел расстраивать сестру доктора — еще одного удивительного персонажа книги, из которого впоследствии «выросла» мисс Марпл, другая любимица Агаты Кристи). Таким образом, дело об убийстве Роджера Экройда, раз уж преступник не предан суду, оказывается неудачей Пуаро — именно так собирался подать свой дневник доктор Шепард: «Неожиданный конец для моей рукописи. Я думал опубликовать ее как историю одной из неудач Пуаро. Странный оборот принимают иногда обстоятельства». (И именно так назвал свою телевизионную экранизацию «Экройда» Сергей Урсуляк: его «Неудача Пуаро» с Константином Райкиным и Сергеем Маковецким вышла в 2002 году).
Кадр из фильма «Неудача Пуаро»
Как это обычно бывает с нарушением любых табу, они оказываются табу только до самого момента нарушения: а после уже непонятно, как мы могли слепо им следовать. Совмещение функций повествователя и убийцы в классическом whodunit Кристи объясняет литературными и личностными амбициями Шепарда: преступник собирался обставить великого сыщика, а заодно и стать романистом — и как минимум второе удалось: это его «роман» мы читаем. Поэтому, ведя свое повествование, преступник и не раскрывает всей правды (чтобы не «спалиться»), но и не врет особенно — чтобы не уронить свое достоинство, нарушив чистоту поединка.
Что очень важно, «Убийство Роджера Экройда» — это еще и неидеальный детектив. В нем много фантастических допущений и невероятных совпадений. Так, чтобы скрыть свое идеальное убийство, талантливому Шепарду приходится внезапно изобрести некий механизм, включающий диктофон в определенное время, а алиби ему помогает обеспечить случайно оказавшийся рядом стюард, который тут же отправляется в трансатлантический рейс. Эти недостатки, как очевидно, только подчеркивают достоинства — лучшим детективом всех времен был признан не роман безукоризненный, идеально соответствующий схеме, — а именно детектив революционный.
Детектив — жанр-расследование, и неудивительно, что он первым стал исследовать границы дозволенного несерьезным жанром. Он родился из умственного эксперимента — желания разрешить кажущуюся неразрешимой задачу, придав ей форму рассказа. Как совершить убийство в запертой изнутри комнате? Из ответа на этот вопрос родилось произведение, давшее толчок всему детективному жанру, — «Убийство на улице Морг» Эдгара По. Как сделать убийцу из детективного романа повествователем? — это такой же сложности вопрос, только уже не к реальному миру, а к миру литературному; не к физике, а к поэзии, выражаясь пушкинскими словами.
Фото: Planet News Ltd / AFP
Объяснение того, почему убийца — рассказчик, у Кристи феноменальное: потому что он писатель! История убийства оборачивается историей письма, и детективный роман выходит на металитературный уровень. За личиной внешне нормального деревенского обывателя кроется творческая личность — и это творческие амбиции «срывают резьбу» доктора Шепарда, погружают его в раж противостояния Пуаро (и — в раскольниковском духе — самому себе!). Шепард принадлежит не только Агате Кристи; он одновременно и собственный автор, и собственный персонаж. В этом смысле он предвосхищает ненадежного рассказчика литературы постмодернизма — и тут уместно вспомнить, что «Экройд» вышел в 1926 году, когда еще не кончился модернизм: в том же году, например, посмертно выходит «Замок» Кафки, а Набоков, сам предтеча постмодерна, только дебютирует в романистике с «Машенькой». Конечно, у Агаты Кристи ненадежный повествователь — это еще немного жанровый эксперимент, однако уже совсем скоро он оторвется от своей литературной функции и заживет яркой и самостоятельной жизнью в Гумберте Гумберте и героях Фаулза.
К 1926 году малая детективная форма процветала — были и По, и Конан Дойль, и Честертон. «Экройдом» Кристи доказала, что и детективные романы могут быть шедеврами, — что ей 13 лет спустя доведется повторить «Десятью негритятами». В сущности, она (вместе с Честертоном) вывела детектив в большую литературу.
Конечно, Агате Кристи не чужда была игра: через три года после «Экройда» она выпустила сборник детективных пародий «Партнеры по преступлению», а в 1947-м скрестила Эркюля Пуаро с персонажами античной мифологии в сборнике «Подвиги Геракла». Однако до конца неясно, понимала ли она сама, что натворила, написав роман про доктора Шепарда. «Убийство Роджера Экройда» начинается с посвящения сестре писательницы: «Панки, любительнице традиционного детектива, где расследуется убийство, а подозрение падает на всех по очереди!» Ради самой госпожи Кристи договоримся считать слово «традиционный» иронией.
Рецензии на книгу Убийство Роджера Экройда
Наверное, это самая таинственная история из серии Эркюля Пуаро. Здесь нет уже привычного капитана Гастингса, вместо него играет роль напарника доктор Шеппард. Соответственно от его лица и ведётся повествование. Нет и других привычных персонажей, как инспектор Джепп.
Пуаро, как и собирался, отдалился от дел и выращивает тыквы на соседнем от доктора Шеппарда участке. А чтобы его не беспокоили назойливые поклонники, он использует псевдоним. Естественно происходит убийство и Пуаро берётся за расследование. Но манера повествования такова, что отгадать убийцу очень непросто.
В очередной раз поражаюсь дарованиям Агаты Кристи: сколько литературных приёмов она, если не придумала, то красиво обработала и использовала в своих произведениях. Вот уж мастер своего дела! Посмотрим, что нас ждёт в следующих книгах.
#книжный_марафон
О, первый и, видимо, единственный детектив у Агаты Кристи, в котором я попала в яблочко с убийцей! Ещё ближе к финалу задумалась, что было бы здорово написать такую книгу, где убийца [спойлер]… А, оказывается, она уже была у меня в руках.
В городке Кингс Эббот происходит череда ужасных событий – внезапно умирает вдова, о которой ходили слухи о помолвке с Роджером Экройдом, а спустя короткий промежуток времени убивают и его самого. Жители городка, которые и так постоянно сплетничают и обожают покопаться в чужом белье, дружно оказываются под подозрением. Обо всём этом рассказывает местный доктор Шеппард. Он живёт вместе со своей упрямой и везде сующей нос сестрой. К счастью (не к общему, увы), странный сосед, о котором сестрица Керолайн никак не может ничего толком разузнать, не только выращивает кабачки (и иногда даже кидается ими в своих соседей) и почему – то напоминает бывшего парикмахера, но и оказывается вовсе не мистером Порроттом. Именно этот странный «парикмахер» и доктор Шепард попытаются разгадать тайну, которая для всех остальных кажется очевидной и решённой.
Я, как обычно, подозревала с самого начала не того, кого нужно, но на середине озарение и «гениальная идея» меня всё-таки посетили. Сама история – интересная и совершенно не скучная, герои здесь имеют каждый свой характер и, конечно же, свои тайны, о которых предпочитают молчать. Хоть с детективами я на Вы, небольшое расследование и напряжение своих «серых клеточек» мне безумно понравилось.
Пуаро отошел от дел, поселился в глухой деревне, где начал разводить тыквы, и … заскучал. Серые клеточки без работы заныли от тоски по былым временам, но на их счастье, в деревеньке произошло убийство! Да какое – не простое! Роджера Экройда нашли заколотым в запертой на ключ комнате, подозреваемых море и каждый что-то скрывает. Самый главный так вообще сбежал. Вот это загадка, самое то для знаменитого сыщика Эркюля Пуаро!
Агата Кристи в своем репертуаре. Роман замечателен своими хитросплетениями. Тут действительно почти каждый персонаж со своим скелетом в шкафу. Для меня самое интересное в романах Агаты – это концовка, когда картина становится полностью ясна, когда гениальный сыщик распутывает сложную паутину тайн.
Стоит ли говорить, что Агата Кристи опять меня провела, и я даже не подозревала преступника. Но тут, скажу я вам, она очень хитро поступила, даже немножечко нечестно :))
@psymag, а у меня это первое, в котором я отгадал убийцу. )) Так что тоже знаковое
@dpakoshka, я как сейчас помню эти заманчивые книги стройным рядом, стоящие на полке. 10 книг в черной обложке и тонком переплете. И вот, наконец я доросла и мама вручила мне заветный томик, а там. )))
Удивительное дело: я уже практически сбилась со счёта, какой роман Агаты Кристи прочитала, а она, как и прежде, умудряется поражать меня! Детективы, бесспорно, являются моим излюбленным жанром. Но это, напротив, накладывает на следующую прочтённую книгу более высокие требования. Каждый раз на страницах хочется найти что-то новое, будь то загадочное убийство или характер персонажа, неожиданный ход расследования или душещипательная история из прошлого. Словом нечто такое, после чего хочется воскликнуть: «Вау! Такого я ещё не читала!»
И старушке Агате удаётся проделывать подобный фокус практически каждый раз. Этому я нахожу только одно логическое объяснение: ей известен рецепт идеального детектива. И, как мне кажется, этот рецепт должен выглядеть приблизительно так:
Ингредиент первый: место действия. Здесь, пожалуй, Агата не балует своего читателя разнообразием. Как правило, все события разворачиваются на фоне милого английского пейзажа: уютные домики, аккуратные кусты, зелёные лужайки, роскошные поместья. Если и приходится уезжать за пределы Туманного Альбиона, то обычно дело ограничивается бывшими британскими колониями. На таком фоне убийство всегда выглядит неожиданностью. Ведь такие места созданы для жизни, а не для смерти.
Ингредиент второй: жертва. Перед тем, как расправиться с несчастным, его непременно нужно познакомить с читателем. Ведь жертва, прежде всего, должна оставаться человеком со своим характером, привычками, статусом и кругом общения, а не уже остывшим куском плоти. Тогда ещё больше тянет вывести злодея на чистую воду, чтобы он понёс справедливое наказание. Возможно, Роджер Экройд не самый приятный субъект, зато его образ жизни и положение в обществе просто обязаны породить целую свору недоброжелателей.
Ингредиент третий: подозреваемые. Конечно, их должно быть много и у каждого из них должен быть весомый мотив, а ещё возможность для совершения преступления. Племянник, приёмная дочь, секретарь, служанка, дворецкий (куда же без него!) – с каждой новой уликой подозрение падает на новое лицо. И от этого читать становится всё интереснее и интереснее.
Ингредиент четвёртый: само преступление. Желательно, потаинственнее и позагадочнее, чтобы на преступника указывало одновременно всё и абсолютно ничего. И чтобы поиск истины заставлял шевелиться серые клеточки как можно интенсивнее.
Ингредиент пятый: убийца. Он должен скрываться под маской приличного человека, находиться в центре событий или хотя бы где-то недалеко от него. Он непременно должен присутствовать в числе подозреваемых, но в тот момент, когда расставляются все точки и срываются все маски, без эффекта неожиданности никак не обойтись.
И, наконец, последний, шестой ингредиент: сыщик, ведущий расследование. Кажется, достаточно сказать, что это Эркюль Пуаро и всё уже будет понятно. Острый ум, прекрасное чувство юмора, умение находить правду в самых неожиданных местах и с помощью самых элементарных вопросов – вот то, что делает его просто неподражаемым!
В этой книге всё было соблюдено в идеальных пропорциях, и мне оставалось лишь наслаждаться каждым мгновением. Но больше всего меня поразил тот факт, что это убийство так и осталось бы нераскрытым, если бы однажды Эркюль Пуаро не решил завязать с карьерой сыщика и отправиться выращивать тыквы.
Источники:
https://briefly.ru/kristi/ubiystvo_rodzhera_ekroyda/
https://lenta.ru/articles/2013/11/07/ackroyd/
https://readly.ru/book/57743/reviews/