Литературный род и жанр. Роды и жанры литературы чем они отличаются друг от друга
Роды и жанры литературы
Литературой называют произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном слове и обладающие обшественным значением. Всякое литературное произведение в зависимости от того, КАК писатель изображает в нём действительность, относят к одному из трёх литературных родов: эпосу, лирике или драме.
Эпос (от греч. “повествование”) – обобщённое название произведений, в которых изображаются внешние по отношению к автору события.
Лирика (от греч. “исполняемое под лиру”) – обобщённое название произведений – как правило, поэтических, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания автора (лирического героя).
Драма (от греч. “действие”) – обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев. Драматические произведения предназначены не столько для чтения, сколько для инсценироваия. В драме важно не внешнее действие, а переживание конфликтной ситуации. В драме эпос (повествование) и лирика слиты воедино.
В пределах каждого рода литературы выделяют жанры – исторически сложившиеся виды произведений, характеризующиеся определёнными структурными и содержательными признаками (см таблицу жанров).
Трагедия (с греч. «козлиная песня») – драматическое произведение с непреодолимым конфликтом, где изображается напряжённая борьба сильных характеров и страстей, завершающаяся гибелью героя.
Комедия (с греч. «весёлая песня») – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
Драма – это литературное произведение в форме диалога с серьёзным сюжетом, изображающее личность в её драматических отношениях с обществом.
Водевиль – лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.
Фарс – театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.
Ода (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня, произведение, воспевающее, восхваляющее какое-либо значительное событие или героическую личность.
Гимн (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера. Первоначально гимны посвящались богам. В настоящее время гимн является одним из национальных символов государства.
Эпиграмма (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.
Элегия – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.
Послание – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание.
Сонет (от прованс. «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).
Поэма (с греч. «делаю, творю») – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.
Баллада – лиро-эпический жанр, сюжетная песня драматического содержания.
Эпопея – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.
Роман – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.
Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.
Рассказ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.
Сказка – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.
Басня – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.
Литературный род и жанр. Роды и жанры литературы чем они отличаются друг от друга
Роды литературы – это общность словесно-художественных произведений по типу отношения автора к художественному целому.
В литературе определяют три рода: драма, эпос, лирика.
Эпос – (в переводе с древне-греческого – слово, повествование) – объективное изображение действительности, рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего. Текст имеет в основном описательно-повествовательную структуру. Автор прямо выражает свое отношение к изображаемым событиям.
Драма – (от древне-греческого – действие) – изображение событий и отношений между героями на сцене в действиях, столкновениях, конфликтах; особенностями являются: выражение авторской позиции через ремарки (пояснения), характеры создаются за счёт реплик героев, монологической и диалогической речи.
Лирика (от древне-греческого «исполняемый под звуки лиры, чувствительный») переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием; внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя. Лирика имеет особую языковую организацию (ритм, рифма, размер).
Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.
Жанр – свойственный определённому роду. Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. Литературные жанры подразделяются на эпические, драматические и лирические.
Эпические жанры:
- роман-эпопея – всестороннее изображение народной жизни в переломную историческую эпоху;
- роман – изображение жизни во всей её полноте и многообразии;
- повесть – изображение событий в их естественной последовательности;
- очерк – документальное изображение событий жизни одного человека;
- новелла – остросюжетный рассказ с неожиданным финалом;
- рассказ – небольшое произведение с ограниченным количеством действующих лиц;
- притча – нравственное поучение в аллегорической форме.
Драматические жанры:
- трагедия – буквальный перевод – козлиная песнь, неразрешимый конфликт, вызывающий страдание и гибель героев в финале;
- драма – соединяет трагическое и комическое. В основе лежит острый, но разрешимый конфликт.
Лирические жанры:
- ода – (жанр классицизма) стихотворение, хвалебная песнь, воспевающая достижения, достоинства выдающегося человека, героя;
- элегия – грустное, печальное стихотворение, содержащее философские размышления о смысле жизни;
- сонет – лирическое стихотворение строгой формы (14 строк);
- песня – стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева;
- послание – стихотворное письмо, обращенное к одному лицу;
- эпиграмма, эпиталама, мадригал, эпитафия и проч., – малые формы меткие короткие стихи, посвященные определённым целям сочинителя.
Лиро-эпические жанры: произведения, сочетающие в себе элементы лирики и эпоса:
- баллада – сюжетное стихотворение на легендарную, историческую тему;
- поэма – объёмное стихотворение с развёрнутым сюжетом, с большим количеством действующих лиц, имеющее лирические отступления;
- роман в стихах – роман в стихотворной форме.
Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем «уходят» из «активного запаса» художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.
Читаемое в разделе:
- Аргументы по теме «Дружба и вражда». К итоговому сочинению
Пять аргументов для подготовки школьников к итоговому сочинению по блоку тем: «Дружба и вражда». Включены произведения: «Горе от ума», «Герой нашего времени», «Война и мир».
Пять аргументов для подготовки школьников к итоговому сочинению по блоку тем: «Честь и бесчестие». Включены произведения: «Капитанская дочка», «Песня про ….
Пять аргументов для подготовки школьников к итоговому сочинению по блоку тем: «Победа и поражение». Включены произведения: «Песня про … купца Калашникова».
Пять аргументов для подготовки школьников к итоговому сочинению по блоку тем: «разум и чувство». Включены произведения: «Слово о полку Игореве», «Недоросль».
Пять аргументов для подготовки школьников к итоговому сочинению по блоку тем: «Опыт и ошибки». Включены произведения: «Обломов», «Тихий Дон», «Мы», «Хлеб для.
Тоническое стихосложение в нашей стране предшествовало появлению силлабо-тонического. Его особенность состоит в том, что ритмообразующим фактором является.
“>Тоническая система стихосложения
Перечень произведений для подготовки к итоговому сочинению 2016-2017 уч. год
Перечень художственных произведений (с указанием ключевых характеров) для подготовительной работы над итоговым сочинением 2016-2017 учебного года по пяти.
Ранее опубликованные в разделе:
- План анализа стихотворения
План анализа поэтического текста: 1. Название произведения, год, история создания. 2. Жанр произведения. 3. Тематика: исповедально-личная; гражданско-политическая; философская (философско-политическая;.
Новые материалы раздела:
- Система стихосложения. Основные виды
Система стихосложения складывается на основе определенных факторов, характерных для каждого языка. В их роли могут выступать ударения, интонация.
1. Эпизод именин входит в пятую главу романа «Евгений Онегин» наряду с другим эпизодом – сном Татьяны. В чем смысл такого соседства?– Такое.
1. Эта сцена как экспозиция этапа жизни Обломова, связанного с Ольгой, любовью, болезнью. Жизни, в которую его вытаскивает Штольц. 2. Сцена – один.
“>Встреча Обломова со Штольцем. План к сочинению
Перечень произведений для подготовки к итоговому сочинению 2016-2017 уч. год
Перечень художственных произведений (с указанием ключевых характеров) для подготовительной работы над итоговым сочинением 2016-2017 учебного года по пяти.
Гипербола как поэтический прием обозначает избыток, чрезмерность и преувеличение. Используется она в поэзии, прозе и просто в разговорной речи для.
Роды и жанры литературы
Жанр – вид литературного текста. Классифицируя по родам, теоретики литературы выделяют эпические, лирические, драматические, лироэпические жанры.
Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:
- крупные (роман, роман-эпопея),
- средние (повести, поэмы),
- малые (рассказ, очерк, новелла).
Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам. Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.
Роды литературы
- Объективное сюжетное описание характеров и событий.
- Текст имеет четкую привязку ко времени и пространству.
И. С. Тургенев «Отцы и дети», И.А. Гончаров «Обрыв», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М. Шолохов «Тихий Дон»
- Концентрация внимания на внутреннем мире, мыслях, чувствах героя.
- Особая организация (рифму, ритм, размер).
- Внешняя жизнь преподносится субъективно, глазами героя.
М.Ю. Лермонтов «Парус», А. Ахматова «Мужество»
- Произведение написано для театральной сцены.
- Текст состоит из диалогов, монологов, небольших авторских ремарок.
- Герои показаны в действиях, конфликтах.
А.П. Чехов «Вишневый сад», М. Горький «На дне»
- Текст в стихотворной форме.
- Сочетание эпического и лирического изображения жизни героя
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
Эпические жанры литературы
- Рассказ – сравнительно небольшое произведение с малым числом персонажей. Как правило, автор решает одну проблему и выделяет одно событие (А. И. Куприн «Чудесный доктор»)
- Притча – малый жанр дидактической литературы, тождественный с басней, однако, отличающийся более высоким стилем. В притче наблюдаются аллегорические элементы повествования, порой сводящегося только к развернутому сравнению.
- Очерк – один из видов малой формы среди эпических жанров. Похож на рассказ за исключением того, что в тексте нет единого, острого и относительно быстро разрешающегося конфликта, повествование плавное и по большей части описательное. (В. Песков «Окно в природу»
- Новелла – один из основных жанров малой эпической прозы, более краткое произведение, чем повесть или роман. Хотя, авторов рассказов принято называть новеллистами, а совокупность рассказов – новеллистикой. (А. Грин «Сила непостижимого»)
- Повесть – нечто среднее между рассказом и романом по объему и числу действующих лиц и событий. События представлены логично и последовательно (В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»)
- Роман характеризуется многослойностью сюжета, есть несколько линий повествования, многопроблемность. Велико разнообразие внутренних и внешних конфликтов. Характеры показаны в развитии на протяжении достаточно длительного времени (Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»)
- Роман-эпопея – это широкомасштабное произведение, часто включающее исторические и военные события, общественно-политическую жизнь страны (Л.Н. Толстой «Война и мир»)
Лирические жанры литературы
- Лирическое стихотворение (Н. Рубцов «В осеннем лесу»)
- Ода – ведущий жанр в направлении классицизма. Произведение воспевает важные государственные или исторические события и национальных героев. Главная черта – торжественность стиля и высокий стиль. (М.В. Ломоносов «Ода на рождение Государя Великого)
- Элегия – грустное стихотворение, выражающее глубинные философские размышления о жизни и человеке на фоне природы. Личные переживания преобладают в повествовании. (Е.А. Баратынский «Элегия (Ужели близок час свиданья!)»)
- Сонет – лирическое стихотворение из 14 строк в форме сложной строфы: 2 четверостишия и 2 трёхстишия. (У. Шекспир «Сонеты о любви»)
- Послание – письмо в стихах, обращённое к одному лицу или группе лиц. По содержанию различают лирические, любовные, дружеские, сатирические и т. д. (А.С.Пушкин «Графу Воронцову»)
- Эпиграмма – краткое иронично-сатирическое стихотворение, остроумно высмеивающее определенного человека или явление. (В.А. Жуковский ««Ты драму, Фефил, написал?»)
Драматические жанры литературы
- Комедия – вид драмы, в котором сюжет, персонажи и события комичны. Задача – осмеять отрицательные явления действительности и развлечь зрителя. Комедия может быть высокой (А.С. Грибоедов «Горе от ума»), лирической (А.П. Чехов «Вишнёвый сад»), сатирической (Н.В. Гоголь «Ревизор»)
- Трагедия – вид драмы, основывающийся на неразрешимом конфликте, который вызывает страдания, а иногда и гибель героя (А. С. Пушкин «Борис Годунов»)
- Драма – смесь трагического и комического. Конфликт хоть острый поначалу, но разрешимый к концу. Судьба главного героя и развязка представляют собой разные формы. Драма не стремится высмеять людей, но показывает их на фоне общества. (А. Островский «Гроза»).
Лиро-эпические жанры литературы
- Поэма – многоплановое произведение с подробным изображением событий, продолжительное по времени действия, включающее лирические отступления. (А.С. Пушкин «Медный всадник»)
- Роман в стихах – синтез характеристик романа и лирические отступления образуют фигуру лирического героя (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
- Легенда – это текст-воспоминание о чем-либо чудесном, важных событиях прошлого. Литературная легенда обычно концептуальна, материал строго подчинен авторской идее. (М. Горький «Старуха Изергиль»)
- Сказ – вид литературного повествования, часто в форме несобственно-прямой речи или даже от первого лица. В произведении хорошо заметна разговорно-бытовая стилизация. ( Н.С. Лесков «Левша»)
- Баллада – стихотворный рассказ на историческую тему с плотным сюжетом. (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)
Источники:
https://mosliter.ru/teoriya/zhanry/
https://litera.su/learner/training/literature-ways-and-genres
https://bingoschool.ru/manual/40/