85 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лодка (русская народная драма). Лодка (народная героико-романтическая драма)

Лодка (русская народная драма). Лодка (народная героико-романтическая драма)

ЛОДКА

(Народный театр / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А. Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной. – М.: Сов. Россия, 1991. – (Б-ка русского фольклора; Т. 10). – стр. 65-72, комментарии с. 502)

Атаман, грозного вида, в красной рубашке, черной поддевке, черной шляпе, с ружьем и саблей, с пистолетами за поясом; поддевка и шляпа богато украшены золотой бумагой.
Эсаул, одет почти так же, как и Атаман; украшения из серебряной бумаги.
Раз6ойники, одеты в красные рубахи, на головах меховые шапки с значками из разноцветной бумаги, за поясом различное оружие.
Неизвестный (он же Безобразов), одет в солдатский мундир, с ружьем в руках и кинжалом за поясом.
Богатый помещик, пожилой, иногда седой, в туфлях, пиджаке или халате, на голове котелок, в руках трубка с длинным чубуком.

Действие происходит на широком раздолье матушки-Волги, на косной лодке; последняя сцена на берегу, в доме Богатого помещика. Ни декораций, ни кулис, ни суфлера, ни вообще каких-либо сценических приспособлений не полагается.

Все участвующие в представлении входят в определенную заранее избу с пением какой-либо песни. Чаще всего исполняется следующая:

Ты дозволь, дозволь, хозяин,
В нову горенку, войти!

Припев:
Ой, калина! Ой, малина!
Черная смородина (дважды).

В нову горенку войти.
Вдоль по горенке пройти, (дважды).
Слово вымолвить.
У тебя в дому, хозяин,
Нет ли лишнего бревна?
Если лишнее бревно,
Давай вырубим его!

По окончании песни выступает вперед Эсаул и, обращаясь к хозяину, говорит: “Не угодно ли вам, хозяин, представленье посмотреть?”
Хозяин обыкновенно отвечает: “Милости просим!”, “Добро пожаловать!” или что-нибудь в этом роде.
Все участники представления выходят на середину избы и образуют круг, в середине которого становятся друг против друга Атаман и Эсаул.

Атаман (топает ногою и кричит грозно). Эсаул!
Эсаул (точно так же топает ногою и кричит в ответ). Атаман!
Атаман. Подходи ко мне скорей,
Говори со мной смелей!
Не подойдешь скоро,
Не выговоришь смело –
Велю тебе вкатить сто,
Пропадет твоя эсаульская служба ни за что!
Эсаул. Вот я перед тобой,
Как лист перед травой!
Что прикажешь, Атаман?
Aтаман. Что-то скучно. Спойте мне любимую мою песню.
Эсаул. Слушаю. Атаман! (Запевает песню, ко подхватывает. Начало каждой строки запевает Эсаул.)
Ах, вы, горы мои, горы, горы Воробьевские!
Ничего-то вы, ах, да горы, не спородили.
Спородили вы только, горы, бел горюч камень.
Из-под камешка бежит быстра реченька.

Атаман во время пения песни в глубокой задумчивости ходит взад и вперед со скрещенными на груди руками. По окончании песни останавливается, топает ногою и кричит.

Атаман. Эсаул!
Подходи ко мне скорей,
Говори со мной смелей!
Не подойдешь скоро,
Не выговоришь смело –
Велю тебе вкатить сто,
Пропадет твоя эсаульская служба ни за что!
Эсаул. Что прикажешь, могучий Атаман?
Атаман. Будет нам здесь болтаться,
Поедем вниз по матушке но Волге разгуляться.
Мигоментально сострой мне косную лодку!
Эсаул. Готова, Атаман:
Гребцы по местам,
Весла по бортам!
Все в полной исправности.

В это время все разбойники садятся на пол, образуя между собою пустое пространство (лодка), в котором расхаживают Атаман и Эсаул.

Атаман (обращаясь к Эсаулу) Молодец! Скоро потрафил! (Обращаясь к гребцам.) Молись, ребята, богу! Отваливай.

Гребцы снимают шапки и крестятся; затем начинают раскачиваться взад и вперед, хлопая рукою об руку (изображается гребля и плеск весел).

Атаман. Эсаул! Спой любимую мою песню!

Эсаул вместе со всеми разбойниками поют.

Вниз по матушке по Волге.
Атаман (перебивая песню). Эсаул!
Подходи ко мне скорей,
Говори со мной смелей!
Не подойдешь скоро,
Не выговоришь смело –
Велю тебе вкатить сто,
Пропадет твоя эсаульская служба ни за что!
Эсаул. Что прикажешь, могучий Атаман?
Атаман. Возьми подозрительную трубку,
Поди на атаманскую рубку,
Смотри во все стороны:
Нет ли где пеньев, кореньев, мелких мест?
Чтобы нашей лодке на мель не сесть!

Эсаул берет картонную трубку и осматривает кругом.

Атаман (кричит). Зри верней, сказывай скорей!
Эсаул. Смотрю, гляжу и вижу!
Атаман. Сказывай, что видишь?
Эсаул. Вижу: на воде колода!
Атаман (как бы не расслышав).
Какой там черт – воевода!
Будь их там сто или двести –
Всех их положим вместе!
Я их знаю и не боюсь,
А если разгорюсь,
Еще ближе к ним подберусь.
Эсаул-молодец!
Возьми мою подозрительную трубку,
Поди на атаманскую рубку,
Посмотри на все четыре стороны,
Нет ли где пеньев, кореньев, мелких мест,
Чтобы нашей лодке на мель не сесть!
Гляди верней,
Сказывай скорей!

Эсаул снова начинает оглядывать окрестности. В это время издали слышно пение песни.

Среди лесов дремучих
Разбойнички идут.
Атаман (сердито топает и кричит).
Кто это в моих заповедных лесах гуляет
И так громко песни распевает?
Взять и привести сюда немедленно!
Эсаул (выскакивает из лодки, но сейчас же возвращается).
Дерзкий пришлец в ваших заповедных лесах гуляет
И дерзкие песни распевает,
А взять его нельзя,
Грозится убить из ружья!
Атаман. Ты не Эсаул, а баба,
У тебя кишки слабы!
Сколько хошь казаков возьми,
А дерзкого пришельца приведи!

Эсаул берет несколько человек и вместе с ними выскакивает из лодки.

Эсаул с разбойниками возвращаются и приводят с собою связанного Незнакомца.

Атаман (грозно). Кто ты есть таков?
Незнакомец. Фельдфебель Иван Пятаков!
Атаман. Как ты смеешь в моих заповедных лесах гулять
И дерзкие песни распевать?
Незнакомец. Я знать никого не знаю;
Где хочу, там и гуляю
И дерзкие песни распеваю!
Атаман. Расскажи нам, чьего ты роду-племени?
Незнакомец. Роду-племени своего я не знаю,
А по воле недавно гуляю.
Нас было двое – брат и я,
Вскормила, вспоила чужая семья.
Житье было не сладость
И взяла нас завидость;
Наскучила горькая доля,
Захотелось погулять по воле.
Взяли мы с братом вострый нож
И пустились на промысел опасный,
Взойдет ли месяц среди небес,
Мы из подполья – в темный лес,
Притаимся и сидим
И на дорогу все глядим:
Кто ни идет по дороге –
Жид богатый
Или барин брюхатый, –
Всех бьем,
Все себе берем!
А не то в полночь глухую
Заложим тройку удалую,
К харчевне подъезжаем,
Все даром пьем и подъедаем.
Но не долго молодцы гуляли,
Нас скоро поймали
И с братом вместе кузнецы сковали,
И стражи отвели в острог,
Я там жил, а брат не мог:
Он скоро захворал
И меня не узнавал,
А все за какого-то старика признавал.
Брат скоро помер, я его зарыл.
А часового убил.
Сам побежал в дремучий лес
Под покров небес;
По чащам и трущобам скитался
И к вам попался.
Ежели хочешь, буду служить вам,
Никому спуску не дам!
Атаман (обращаясь к Эсаулу). Запиши его! Это будет у нас первый воин.
Эсаул. Слушаю, могучий Атаман! (Обращаясь к Незнакомцу) Как тебя зовут?
Незнакомец. Пиши – Безобразов!

Атаман снова приказывает Эсаулу взять подзорную трубку и посмотреть, нет ли какой-нибудь опасности.

Эсаул (заявляет). На море чернедь.
Атаман (как бы не расслышав).
Что за черти?
Это – в горах черви,
В воде – черти,
В лесу – сучки,
В городах – судейские крючки –
Хотят нас изловить
Да по острогам рассадить.
Только я их не боюсь.
А сам поближе к ним подберусь.
Смотри верней,
Сказывай скорей,
А не то велю вкатить разиков сто –
Пропадет вся твоя эсаульская служба ни за что!
Эсаул (посмотрев снова в трубу). Смотрю, гляжу и вижу!
Атаман. А что ты видишь?
Эсаул. Вижу на берегу большое, село!
Атаман. Вот давно бы так, а то у нас давно брюхо подвело. (Обращаясь к гребцам.) Проворачивай, ребята!

Все разбойники хором подхватывают и весело ноют песню:

Проворачивай, ребята,
Ко крутому бережочку.

Лодка пристает к берегу. Атаман приказывает Эсаулу узнать, кто в этом селе живет.

Эсаул (кричит, обращаясь к публике). Эй, полупочтенные, кто в этом селе живет?

Кто-нибудь из публики отвечает: “Богатый помещик!”

Атаман (посылает Эсаула к Богатому помещику узнать).
Рад ли он нам,
Дорогим гостям?

Эсаул (выходит из лодки и, подойдя к одному из участников представления, спрашивает). Дома ли хозяин? Кто здесь живет?
Помещик. Богатый помещик.
Эсаул. Тебя-то нам и надо!
Рад ли ты нам,
Дорогим гостям?
Помещик. Рад!
Эсаул. А как рад?
Помещик. Как чертям!
Эсаул (грозно). Ка-ак? Повтори!
Помещик (дрожащим голосом). Как милым друзьям.
Эсаул. Ну, то-то же!

Эсаул возвращается назад и докладывает обо всем Атаману. Атаман велит разбойникам идти в гости к Богатому помещику. Шайка подымается и несколько раз обходит вокруг избы с пением “залихватской” песни: “Эй, усы! Вот усы! Атаманские усы. ” Кончивши песню, шайка подходит к Богатому помещику. Атаманом и Помещиком повторяется почти буквально диалог с Эсаулом.

Атаман. Деньги есть?
Помещик. Нет!
Атаман. Врешь, есть!
Помещик. Тебе говорю – нет!
Атаман (обращаясь к шайке, кричит). Эй, молодцы, жги, пали Богатого помещика!

Происходит свалка, и представление кончается.

Комментарии

Впервые опубл. в кн.: Сиповский В. В. Историческая хрестоматия по истории русской словесности, т. 1, вып. 1, 5-е изд. Спб., 1911, с. 239-242. См. также: Берков П. Н. Русская народная драма XVII-XX веков: Тексты пьес и описания представлений / Ред., вступ. ст. и коммент. П. Н. Беркова. – М., 1953, с. 143-149.

Вниз по матушке по Волге — песня неизвестного автора XVIII—начала XIX века.

Среди лесов дремучих — песенный вариант стихотворения Ф. Б. Миллера «Погребение разбойника (из Фрейлиграта)».

Нас было двое — брат и я — в основе монолога — фрагмент поэмы А. С. Пушкина «Братья-разбойники».

Эй, усы! Вот усы! Атаманские усы! — удалая или разбойничья песня, героем которой считают разбойника Ивана Уса, действовавшего в XVII веке в Воронежской губернии.

Народные героико-романтические драмы. «Лодка»

Драма «Лодка» получила широкое распространение. В. Ю. Крупянская, исследовавшая эту драму, писала, что старейшими очагами ее бытования были Петербург с его округой, а также центральные районы России, откуда пьеса перекочевала на Север, Урал, в Астраханскую губ., в донские станицы. «Лодка» бытовала в крестьянской и казачьей среде, у солдат, рабочих, ремесленников.

Известно несколько десятков вариантов «Лодки». В народном обиходе эта пьеса носила разные названия: «Шлюпка», «Шайка разбойников», «Черный ворон», «Степан

Иногда народ видел в разбойниках борцов против крепостного гнета. Одна из редакций драмы имела антибарскую направленность. Но далеко не все варианты оканчивались подобным образом. Н. И. Савушкина, изучившая драму, писала, что призыв жечь-палить богатого помещика встречается лишь в нескольких вариантах, причем преимущественно в донских поздней записи. Большинство же вариантов оканчивалось угощением разбойников, пением, пляской.

Подобная игровая концовка более органична для драмы.

Происхождение «разбойничьих драм» имело свою историю. Крупянская писала, что наличие

Возникновение этой песни исследователи относят ко второй половине XVIII в. Ее творческое переосмысление произошло под влиянием сюжетов и образов традиционных разбойничьих песен, в частности песенного творчества о Степане Разине. Как тип представления «Лодка» в ее первичной основе является песенной инсценировкой, где мимическое воспроизведение общего содержания и драматургия сюжета близки традиционным народным представлениям типа игрищ.

В процессе исполнения в «Лодку» вносились разные песни о разбойниках, литературные лирические произведения, сатирические сценки: «Мнимый барин», «Барин и Афонька», «Доктор» — в «Шайку разбойников»; «Барин и Афонька», «Барин и староста», «Доктор» — в «Ермака» и т. д.

Органической частью драмы стал отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Братья-разбойники».

Незнакомец, назвавший себя фельдфебелем Иваном Пятаковым, рассказывает, почему и как они с братом стали разбойниками, как их поймали, отвели в острог и т. д. При этом он говорит словами поэмы Пушкина — не дословно, с изменениями.

Можно предположить, что драма испытывала также влияние исторических преданий разинского цикла.

В одном из вариантов «Шлюпки» Атаман рассказывает о смерти брата и своем освобождении из тюрьмы:

— Но меня, доброго молодца, Не могли удержать за каменными стенами. За железными замками. Я на стене лодку написал и оттуда убежал. В этом варианте и Егерь, рассказывая, как они с братом спаслись из тюрьмы, говорит: — В тюрьме, на стене лодку написали И оттуда убежали.

В народных преданиях подобным образом убегал из тюрьмы Степан Разин.

С разинским циклом фольклорных произведений эту драму сближает и то, что одним из ее персонажей является сам Стенька Разин — правда, здесь он не атаман. В развитии драмы большую роль сыграли литературные источники, главным образом массовая литература о разбойниках. Это сказалось в сюжете, в разработке характеров действующих лиц, в общем стиле драмы.

Дайджест:

Древнерусский эпос: былина-песнь «Лодка» Действие драмы происходит на раздолье Волги, по которому гуляют лихие разбойники под водительством своего Атамана. Все участники представления выходят с пением какой-нибудь песни. Чаще всего они поют: «Ты дозволь, дозволь. .

Романтические поэмы Пушкина По возвращении из путешествия Пушкин оканчивает начатую еще на Кавказе поэму «Кавказский пленник» . Он стремился воссоздать в ней характер молодого человека своего времени, уставшего от жизни, разочарованного, презирающего свет. .

Романтические герои Дж. Г. Байрона 1. Романтизм как литературное направление, 2. Главный герой поэмы Байрона «Корсар». 3. Герой поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда В любом наряде буду я по праву Тоску существованья сознавать. Что даст мне свет. .

Героико-романтический жанр новелл «Мать» и «Я « Оба произведения трагедийного звучания. Для новеллы «Мать» писатель выбирает другую форму выражения. В ней имеется мифологическая струя. Даже само начало произведения напоминает развесистый зачин народной сказки: «Отец этих боевых ребят. .

На тему: РОЛАНД — ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ФРАНЦУЗСКОГО НАРОДА «Песнь о Роланде» — древнейший памятник французского народного эпоса. Ученым не удалось точно определить время создания поэмы, однако есть предположение, что сначала это было устное сказание, переходившее с изменениями и. .

Романтические произведения Мигая Верешмарти Верешмарти был сыном обедневшего шляхтича. Несмотря на бедность, а после смерти отца в 1811 г. еще большую бедность, которая пришла в многочисленную семью будущего поэта, Верешмарти умудрился получить образование в. .

Сенковский пародия, романтические поэмы В конце 1820 года известный критик Н. И. Надеждин писал о романтических поэмах: «Нет ни одной из них, которая бы не гремела проклятиями, не корчилась судорогами, не заговаривалась во сне. .

На тему: Романтические произведения М. Горького Ранняя романтика Горького проникнута поисками активно­го героя-борца за свободу, за человеческое достоинство. Эпи­графом к жизни такого героя могли бы стать слова из «Песни о Соколе»: «… безумству храбрых поем мы. .

«Тарас Бульба» — героико-романтическая повесть В повести «Тарас Бульба» Гоголь обратился к эпохе героиче­ской борьбы украинского народа за национальное освобожде­ние, к событиям XVI-XVII вв. Но «Тарас Бульба» — не истори­ческое произведение. Гоголя не интересует бытовая. .

Героико-фантастическая сказка «Красный Иванко и заклятый город». Героическое и фантастическое в сказке Цель: углубить знание учеников о героико-фантастических сказках; учить учеников оценивать поступки сказочных героев; совершенствовать навыки выразительного чтения сказки; воспитывать черты мужества и готовность к самопожертвованию. Оборудование: Иллюстрации к сказкам из. .

На тему: Романтические баллады Левна Боровиновского Романтизм как литературное течение в XVIII столетии зародился в Германии и мало-помалу захватил литературу Европы. Романтики, в отличие от классиков, воспринимали человека не как какой-либо простой механизм, который состоит из. .

Михаил Аркадьевич Светлов представитель героико-романтической поэзии М. А. Светлов. Михаил Аркадьевич Светлов — один из представителей героико-романтической поэзии, зародившейся в 1920-е годы. Как и Э. Багрицкий, Н. Тихонов и другие поэты, Светлов был участником гражданской войны. .

«Мария Стюарт» и теория аналитической драмы В «Валленштейне» наглядно обнаружилось основное противоречие творческого метода Шиллера в драматургии классического периода. С одной стороны, ) поэт с большой реалистической силой изображал объективную сущность социально-исторического конфликта, но с другой. .

Романтические идеалы Тургенева и их выражение в повести «Ася» Еще в октябре 1855 г. в некрологе «Два слова о Грановском» Тургенев дал отчасти верную, но одностороннюю оценку личности умершего ученого в свете своей гражданской романтики. «Мы нуждаемся теперь, —. .

Психологизм драмы А. Н. Островского «Бесприданница» Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается » Бесприданница «. Ее нередко сопоставляют с «Грозой», и в известной мере это справедливо. » Гроза » — главное произведение дореформенной. .

Романтические поэмы А. С. Пушкина 1. Цикл южных поэм А. С. Пушкина. 2. Жанр романтической поэмы и образ романтического героя. 3. «Кавказский пленник». 4. «Цыганы». 5. Общее значение романтического периода. Где бурной жизнью погубил Надежду. .

Пересказ последнего действия драмы «Вильгельм Телль» Явление 1. Восточный берег Фирвальдштетского озера. Вокруг возвышаются скалы. На озере разгулялось ненастье. На березе рыбак и Кунц обсуждают ужасное наказание Телля ландфохтом Геслером. Крестьяне теряют надежду на победу. Мальчик. .

Романтические ситуации и коллизии в цикле «Повести Белкина» Широкое вступление Пушкина в прозу начинается с «Повестей Белкина». Они написаны одна за другой Болдинской осенью 1830 г. Пушкин опубликовал их без своей подписи, не надеясь на успех, настолько они. .

Древнегреческий театр предпосылки возникновения драмы История античного театра содержит немало разногласий, определенных неточностей. Не удивительно, что некоторые ее вопросы вызывают и в школьников, и даже в студентов филологов трудности при изучении. Поэтому не будет лишним. .

Романтические герои Горького Максим Горький известен нам как классик пролетарской литературы. В его творчестве нашли отражение реальные события начала XX века, которые потрясли Россию и весь мир. Певец революции, М. Горький вошел в. .

Народные традиции и фольклор в лирике А. С. Пушкина 1. Пушкин,- новатор литературной системы. 2. Близость Пушкина к русским народным произведением. 3. «Казак» — стихотворение, основанное на русской народной песне. 4. Органичность произведений писателя. Там русский дух! Там Русью. .

Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного стихотворения Лирика М. И. Цветаевой многопланова и тематически разнообразна, но общую тональность поэзии все же можно определить как романтическую, с неотъемлемым для роман­тизма ощущением трагичности бытия. Романтическое несоответствие между идеалом и. .

Народные обряды в повести Г. Квитки-Основьяненко «Маруся» Григорий Федорович Квитка-Основьяненко — основатель новой украинской прозы — стремился правдиво отражать действительность, стремился к народности в своих произведениях, к национальной самобытности. Его заслуженно называют знатоком народных обычаев и обрядов. .

Романтические поэмы и лирика Пушкина в период ссылки Вся жизнь А. С. Пушкина резко изменилась. Поэт был вырван из привычного круга друзей и знакомых, из столичной обстановки, попал в совершенно иную среду, в новые условия существования. Вместо петербургских. .

Ятгейр герой исторической драмы Г. Ибсена «Борьба за престол» Главные лица драмы — два претендента на норвежский престол: избранный прогрессивным дворянством Хокон Хоконссен и консерватор ярл Скуле, а также никакого отношения к власти не имеющий молодой бродячий певец-скальд по. .

Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н. э Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы римские сюжеты и некоторые римские формы. .

«Народные заступники»: Яким Нагой и Ермил Гирин Николай Алексеевич Некрасов вошел в русскую поэзию как «народный печальник». Народная поэма стала одной из центральных в его творчестве. Но поэт никогда не был простым бытописателем, его как художника прежде. .

Народные художники-самоучки …Почти в каждом нашем захолустном городке, да и нередко в безвестных деревнях можно встретить хороших, но никому не известных художников-самоучек. О них никогда не писали. Земляки таких художников, считая их. .

Мысль Пушкина о «правдоподобии» и «неправдоподобии» драмы как жанра Единство места, обусловленное стремлением обеспечить правдоподобие сценического зрелища, заставляет драматурга показывать всех лиц и все события в одном месте на протяжении всей трагедии. Но в этом содержится и самоотрицание, ибо. .

Потешки и Народные сказки Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками, В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей. .

Японские народные сказки Японские народные сказки обладают особой грустной лиричностью. Традиционные жанры сказок: волшебные, бытовые, о животных, все они необычайно поэтичны, колоритны и образны. В большинстве случаев ситуации жизненные, отображающие быт простых людей. .

К уроку по теме: «Русские народные сказки: сказка «Царевна-лягушка» Анализируя вместе с учениками сказку, будет интересно остановиться на эпизоде, когда три брата-царевича стреляют из лука. Учитель может дать учащимся информацию о стрельбе из лука, которая была популярна на Руси. .

Соединение в пьесе Островского «Гроза» жанров драмы и трагедии В развитии драмы должно быть соблюдаемое строгое единство и последовательность; развязка должна естественно и необходимо вытекать из завязки; каждая сцена должна непременно способствовать движению действия и подвигать его к развязке;. .

Замысел драмы «Донья Росита, девица, или Язык цветов» Он родился у Лорки еще в 1924 г., когда один из друзей рассказал ему легенду о розе, якобы меняющей окраску и отцветающей в течение одного дия. Осуществил свой план драматург. .

Занятие на тему «Народные сезонные праздники» из цикла «Любимые праздники в России и Англии» Игра поможет систематизировать и расширить знания о народных сезонных праздниках, о фольклорных играх, песнях и танцах, особенностях проведения весенних праздников в России и Англии. Главная дидактическая цель занятия: Познакомить детей. .

Народные предания о недоступности Казбека Казбек в «Споре» — поэтический образ, под «Казбеком» разумеется вообще Кавказ. Народные легенды дают возможность еще яснее определить символику «Спора». Силы, которым окончательно покорится Казбек, которые заставят его «навек затихнуть». .

Народные герои в романе «Война и мир» Одним из первых партизанских отрядов в тылу врага командовали Денис Давыдов и Долохов. Толстой показывает, что среди партизан самым незаменимым и необходимым человеком был Тихон Щербатый, который оказался мастером на. .

Краткое содержание драмы Бродского «Мрамор» Во втором веке после нашей эры в камере тюрьмы сидят два человека — Туллий Варрон и Публий Марцелл. Тюрьма располагается в огромной стальной башне, около километра высотой, и камера Публия. .

Краткое содержание «Осень» Бальмонта Бальмонт Константин Дмитриевич Произведение «Осень» I Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу. .

«Русские народные сказки» или «Русская сказка» Сочинение «Русские народные сказки» или «Русская сказка» Сколько бы я не становился старше, русские сказки не перестают радовать и привлекать меня. Ведь сказка — кладезь мудрости многих поколений людей и. .

Народные героико-романтические драмы. «Лодка»

Драма «Лодка» получила широкое распространение. В. Ю. Крупянская, исследовавшая эту драму, писала, что старейшими очагами ее бытования были Петербург с его округой, а также центральные районы России, откуда пьеса перекочевала на Север, Урал, в Астраханскую губ., в донские станицы. «Лодка» бытовала в крестьянской и казачьей среде, у солдат, рабочих, ремесленников.

Известно несколько десятков вариантов «Лодки». В народном обиходе эта пьеса носила разные названия: «Шлюпка», «Шайка разбойников», «Черный ворон», «Степан

Иногда народ видел в разбойниках борцов против крепостного гнета. Одна из редакций драмы имела антибарскую направленность. Но далеко не все варианты оканчивались подобным образом. Н. И. Савушкина, изучившая драму, писала, что призыв жечь-палить богатого помещика встречается лишь в нескольких вариантах, причем преимущественно в донских поздней записи. Большинство же вариантов оканчивалось угощением разбойников, пением, пляской.

Подобная игровая концовка более органична для драмы.

Происхождение «разбойничьих драм» имело свою историю. Крупянская писала, что наличие

Возникновение этой песни исследователи относят ко второй половине XVIII в. Ее творческое переосмысление произошло под влиянием сюжетов и образов традиционных разбойничьих песен, в частности песенного творчества о Степане Разине. Как тип представления «Лодка» в ее первичной основе является песенной инсценировкой, где мимическое воспроизведение общего содержания и драматургия сюжета близки традиционным народным представлениям типа игрищ.

В процессе исполнения в «Лодку» вносились разные песни о разбойниках, литературные лирические произведения, сатирические сценки: «Мнимый барин», «Барин и Афонька», «Доктор» — в «Шайку разбойников»; «Барин и Афонька», «Барин и староста», «Доктор» — в «Ермака» и т. д.

Органической частью драмы стал отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Братья-разбойники».

Незнакомец, назвавший себя фельдфебелем Иваном Пятаковым, рассказывает, почему и как они с братом стали разбойниками, как их поймали, отвели в острог и т. д. При этом он говорит словами поэмы Пушкина — не дословно, с изменениями.

Можно предположить, что драма испытывала также влияние исторических преданий разинского цикла.

В одном из вариантов «Шлюпки» Атаман рассказывает о смерти брата и своем освобождении из тюрьмы:

— Но меня, доброго молодца, Не могли удержать за каменными стенами. За железными замками. Я на стене лодку написал и оттуда убежал. В этом варианте и Егерь, рассказывая, как они с братом спаслись из тюрьмы, говорит: — В тюрьме, на стене лодку написали И оттуда убежали.

В народных преданиях подобным образом убегал из тюрьмы Степан Разин.

С разинским циклом фольклорных произведений эту драму сближает и то, что одним из ее персонажей является сам Стенька Разин — правда, здесь он не атаман. В развитии драмы большую роль сыграли литературные источники, главным образом массовая литература о разбойниках. Это сказалось в сюжете, в разработке характеров действующих лиц, в общем стиле драмы.

Дайджест:

Древнерусский эпос: былина-песнь «Лодка» Действие драмы происходит на раздолье Волги, по которому гуляют лихие разбойники под водительством своего Атамана. Все участники представления выходят с пением какой-нибудь песни. Чаще всего они поют: «Ты дозволь, дозволь. .

Романтические поэмы Пушкина По возвращении из путешествия Пушкин оканчивает начатую еще на Кавказе поэму «Кавказский пленник» . Он стремился воссоздать в ней характер молодого человека своего времени, уставшего от жизни, разочарованного, презирающего свет. .

Романтические герои Дж. Г. Байрона 1. Романтизм как литературное направление, 2. Главный герой поэмы Байрона «Корсар». 3. Герой поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда В любом наряде буду я по праву Тоску существованья сознавать. Что даст мне свет. .

Героико-романтический жанр новелл «Мать» и «Я « Оба произведения трагедийного звучания. Для новеллы «Мать» писатель выбирает другую форму выражения. В ней имеется мифологическая струя. Даже само начало произведения напоминает развесистый зачин народной сказки: «Отец этих боевых ребят. .

На тему: РОЛАНД — ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ФРАНЦУЗСКОГО НАРОДА «Песнь о Роланде» — древнейший памятник французского народного эпоса. Ученым не удалось точно определить время создания поэмы, однако есть предположение, что сначала это было устное сказание, переходившее с изменениями и. .

Романтические произведения Мигая Верешмарти Верешмарти был сыном обедневшего шляхтича. Несмотря на бедность, а после смерти отца в 1811 г. еще большую бедность, которая пришла в многочисленную семью будущего поэта, Верешмарти умудрился получить образование в. .

Сенковский пародия, романтические поэмы В конце 1820 года известный критик Н. И. Надеждин писал о романтических поэмах: «Нет ни одной из них, которая бы не гремела проклятиями, не корчилась судорогами, не заговаривалась во сне. .

На тему: Романтические произведения М. Горького Ранняя романтика Горького проникнута поисками активно­го героя-борца за свободу, за человеческое достоинство. Эпи­графом к жизни такого героя могли бы стать слова из «Песни о Соколе»: «… безумству храбрых поем мы. .

«Тарас Бульба» — героико-романтическая повесть В повести «Тарас Бульба» Гоголь обратился к эпохе героиче­ской борьбы украинского народа за национальное освобожде­ние, к событиям XVI-XVII вв. Но «Тарас Бульба» — не истори­ческое произведение. Гоголя не интересует бытовая. .

Героико-фантастическая сказка «Красный Иванко и заклятый город». Героическое и фантастическое в сказке Цель: углубить знание учеников о героико-фантастических сказках; учить учеников оценивать поступки сказочных героев; совершенствовать навыки выразительного чтения сказки; воспитывать черты мужества и готовность к самопожертвованию. Оборудование: Иллюстрации к сказкам из. .

На тему: Романтические баллады Левна Боровиновского Романтизм как литературное течение в XVIII столетии зародился в Германии и мало-помалу захватил литературу Европы. Романтики, в отличие от классиков, воспринимали человека не как какой-либо простой механизм, который состоит из. .

Михаил Аркадьевич Светлов представитель героико-романтической поэзии М. А. Светлов. Михаил Аркадьевич Светлов — один из представителей героико-романтической поэзии, зародившейся в 1920-е годы. Как и Э. Багрицкий, Н. Тихонов и другие поэты, Светлов был участником гражданской войны. .

«Мария Стюарт» и теория аналитической драмы В «Валленштейне» наглядно обнаружилось основное противоречие творческого метода Шиллера в драматургии классического периода. С одной стороны, ) поэт с большой реалистической силой изображал объективную сущность социально-исторического конфликта, но с другой. .

Романтические идеалы Тургенева и их выражение в повести «Ася» Еще в октябре 1855 г. в некрологе «Два слова о Грановском» Тургенев дал отчасти верную, но одностороннюю оценку личности умершего ученого в свете своей гражданской романтики. «Мы нуждаемся теперь, —. .

Психологизм драмы А. Н. Островского «Бесприданница» Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается » Бесприданница «. Ее нередко сопоставляют с «Грозой», и в известной мере это справедливо. » Гроза » — главное произведение дореформенной. .

Романтические поэмы А. С. Пушкина 1. Цикл южных поэм А. С. Пушкина. 2. Жанр романтической поэмы и образ романтического героя. 3. «Кавказский пленник». 4. «Цыганы». 5. Общее значение романтического периода. Где бурной жизнью погубил Надежду. .

Пересказ последнего действия драмы «Вильгельм Телль» Явление 1. Восточный берег Фирвальдштетского озера. Вокруг возвышаются скалы. На озере разгулялось ненастье. На березе рыбак и Кунц обсуждают ужасное наказание Телля ландфохтом Геслером. Крестьяне теряют надежду на победу. Мальчик. .

Романтические ситуации и коллизии в цикле «Повести Белкина» Широкое вступление Пушкина в прозу начинается с «Повестей Белкина». Они написаны одна за другой Болдинской осенью 1830 г. Пушкин опубликовал их без своей подписи, не надеясь на успех, настолько они. .

Древнегреческий театр предпосылки возникновения драмы История античного театра содержит немало разногласий, определенных неточностей. Не удивительно, что некоторые ее вопросы вызывают и в школьников, и даже в студентов филологов трудности при изучении. Поэтому не будет лишним. .

Романтические герои Горького Максим Горький известен нам как классик пролетарской литературы. В его творчестве нашли отражение реальные события начала XX века, которые потрясли Россию и весь мир. Певец революции, М. Горький вошел в. .

Народные традиции и фольклор в лирике А. С. Пушкина 1. Пушкин,- новатор литературной системы. 2. Близость Пушкина к русским народным произведением. 3. «Казак» — стихотворение, основанное на русской народной песне. 4. Органичность произведений писателя. Там русский дух! Там Русью. .

Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного стихотворения Лирика М. И. Цветаевой многопланова и тематически разнообразна, но общую тональность поэзии все же можно определить как романтическую, с неотъемлемым для роман­тизма ощущением трагичности бытия. Романтическое несоответствие между идеалом и. .

Народные обряды в повести Г. Квитки-Основьяненко «Маруся» Григорий Федорович Квитка-Основьяненко — основатель новой украинской прозы — стремился правдиво отражать действительность, стремился к народности в своих произведениях, к национальной самобытности. Его заслуженно называют знатоком народных обычаев и обрядов. .

Романтические поэмы и лирика Пушкина в период ссылки Вся жизнь А. С. Пушкина резко изменилась. Поэт был вырван из привычного круга друзей и знакомых, из столичной обстановки, попал в совершенно иную среду, в новые условия существования. Вместо петербургских. .

Ятгейр герой исторической драмы Г. Ибсена «Борьба за престол» Главные лица драмы — два претендента на норвежский престол: избранный прогрессивным дворянством Хокон Хоконссен и консерватор ярл Скуле, а также никакого отношения к власти не имеющий молодой бродячий певец-скальд по. .

Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н. э Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы римские сюжеты и некоторые римские формы. .

«Народные заступники»: Яким Нагой и Ермил Гирин Николай Алексеевич Некрасов вошел в русскую поэзию как «народный печальник». Народная поэма стала одной из центральных в его творчестве. Но поэт никогда не был простым бытописателем, его как художника прежде. .

Народные художники-самоучки …Почти в каждом нашем захолустном городке, да и нередко в безвестных деревнях можно встретить хороших, но никому не известных художников-самоучек. О них никогда не писали. Земляки таких художников, считая их. .

Мысль Пушкина о «правдоподобии» и «неправдоподобии» драмы как жанра Единство места, обусловленное стремлением обеспечить правдоподобие сценического зрелища, заставляет драматурга показывать всех лиц и все события в одном месте на протяжении всей трагедии. Но в этом содержится и самоотрицание, ибо. .

Потешки и Народные сказки Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками, В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей. .

Японские народные сказки Японские народные сказки обладают особой грустной лиричностью. Традиционные жанры сказок: волшебные, бытовые, о животных, все они необычайно поэтичны, колоритны и образны. В большинстве случаев ситуации жизненные, отображающие быт простых людей. .

К уроку по теме: «Русские народные сказки: сказка «Царевна-лягушка» Анализируя вместе с учениками сказку, будет интересно остановиться на эпизоде, когда три брата-царевича стреляют из лука. Учитель может дать учащимся информацию о стрельбе из лука, которая была популярна на Руси. .

Соединение в пьесе Островского «Гроза» жанров драмы и трагедии В развитии драмы должно быть соблюдаемое строгое единство и последовательность; развязка должна естественно и необходимо вытекать из завязки; каждая сцена должна непременно способствовать движению действия и подвигать его к развязке;. .

Замысел драмы «Донья Росита, девица, или Язык цветов» Он родился у Лорки еще в 1924 г., когда один из друзей рассказал ему легенду о розе, якобы меняющей окраску и отцветающей в течение одного дия. Осуществил свой план драматург. .

Занятие на тему «Народные сезонные праздники» из цикла «Любимые праздники в России и Англии» Игра поможет систематизировать и расширить знания о народных сезонных праздниках, о фольклорных играх, песнях и танцах, особенностях проведения весенних праздников в России и Англии. Главная дидактическая цель занятия: Познакомить детей. .

Народные предания о недоступности Казбека Казбек в «Споре» — поэтический образ, под «Казбеком» разумеется вообще Кавказ. Народные легенды дают возможность еще яснее определить символику «Спора». Силы, которым окончательно покорится Казбек, которые заставят его «навек затихнуть». .

Народные герои в романе «Война и мир» Одним из первых партизанских отрядов в тылу врага командовали Денис Давыдов и Долохов. Толстой показывает, что среди партизан самым незаменимым и необходимым человеком был Тихон Щербатый, который оказался мастером на. .

Краткое содержание драмы Бродского «Мрамор» Во втором веке после нашей эры в камере тюрьмы сидят два человека — Туллий Варрон и Публий Марцелл. Тюрьма располагается в огромной стальной башне, около километра высотой, и камера Публия. .

Краткое содержание «Осень» Бальмонта Бальмонт Константин Дмитриевич Произведение «Осень» I Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу. .

«Русские народные сказки» или «Русская сказка» Сочинение «Русские народные сказки» или «Русская сказка» Сколько бы я не становился старше, русские сказки не перестают радовать и привлекать меня. Ведь сказка — кладезь мудрости многих поколений людей и. .

Источники:

https://a-pesni.org/teatr/rusnarod/lodka.htm
https://essay.englishtopic.ru/narodnye-geroiko-romanticheskie-dramy-lodka/
https://essay.englishtopic.ru/narodnye-geroiko-romanticheskie-dramy-lodka/

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Что такое фабула в литературе. Фабула и сюжет: что это и чем они отличаются
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]