1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Льюис кэрролл с каких слов начинаются произведения. От Алисы к Алисе

Извращенец или гений? Льюис Кэрролл, автор «Алисы в стране чудес»

Человек, чей внутренний мир содержал такой объем фантазийных спецэффектов, что его мозг дал бы фору любому человеку 21ого века, избалованному современными медиа. Для кого-то он фокусник и фантазер, для кого-то математический гений, чьи работы по логике опередили время, для кого-то шарлатан и извращенец, фотографировавший обнаженных девочек, а для кого-то волшебник, произведения которого вот уже 150 лет радуют миллионы читателей.

Чарльз Лютвидж Доджсон, больше известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, родился в небольшой деревушке под названием Дарсбери в 1832 году. Он был сыном скромного приходского священника и домохозяйки. С самого детства Льюис присматривал за маленькими детьми. И это неудивительно, ведь уже в 7 лет под его присмотром были пять сестер и три брата, а к девяти годам у него появились еще 2 сестренки. Развлекал он такую большую компанию, смастерив первый в своей жизни театр марионеток, в котором играл собственные пьески. Там деревянные солдатики, коварные короли и капризные принцессы говорили его голосом на разные лады. Также примечательно, что с пяти лет Льюис «издавал» в своей семье маленький рукописный журнал, для которого самостоятельно рисовал иллюстрации, сочинял тексты, забавные заметки и стихи.

В свои пятнадцать он был весьма одаренным юношей, но имел изъян во внешности – асимметричное лицо: один глаз был несколько выше другого, как и уголки губ. Кроме того, с рождения Льюис Кэрролл был глухим на одно ухо. Но самое страшное заключалось в том, что он очень сильно заикался, особенно когда волновался.

Но все это не помешало Кэрроллу в 1855 году окончить Оксфордский университет сразу по двум направлениям: математике и классическим языкам. После этого ему предложили пост профессора в оксфордском колледже Крайст-Чёрч, что в те времена означало принятие сана и обет безбрачия. Но самым страшным для Льюиса в этом было прощание с обожаемым им театром. К тридцати годам Кэрролл достиг особой виртуозности в нескольких видах искусства, прежде всего в математике, литературе и фотографии. Последняя, кстати, только начинает свое триумфальное шествие по миру.

Взрослый, лаконичный и изящный, Кэрролл был всегда одет в темный костюм, застегнутый на все пуговицы по самый подбородок, с цилиндром на голове и перчатках на руках даже летом. В обществе он считался весьма странным и предельно сдержанным, вел очень упорядоченный и одинокий образ жизни. Страдая от многочисленных комплексов и чрезмерной робости, он избегал близких знакомств, за что имел славу хмурого затворника. Лекции Кэрролл читал монотонным и даже заунывным голосом, но как только этот черный человек-футляр оказывался в компании детей, он мгновенно преображался и на сцену выходил совершенно другой мужчина, остроумный, подвижный, жизнерадостный, и феерически артистичный.

И вот в 1856 году в колледже появляется новый декан, Генри Лиддел, и они начинают дружить. Кэрролл становится частым гостем в доме Генри, отца пятерых детей, и имеет великое счастье играть с ними. В 1864 году он отправился с тремя его дочерями на лодочную прогулку. И не успели они отойти от берега, как девочки наперебой стали требовать сказку. Кэрролл оглянулся вокруг в поисках темы для истории и, внимая требованиям юных дам, сочинил историю, которая впоследствии разрастется в целую книгу – «Алиса в стране чудес». В ней будет столько глупостей и странностей, что хватит на все времена. Это и море слез, и говорящие цветы, и заикающаяся птица (автошарж Кэрролла), и печальные рыцари, и исчезающие коты, и, конечно же, главная героиня, четырехлетняя Алиса Лидделл, которой в последствии предстояло стать его драгоценной музой.

Музой в фотоэкспериментах Кэрролла, в которых он был одним из пионеров. И стоит заметить, что эти фотографии не всегда были безобидным, даже по современным меркам. Особенно это стало заметно на фото позже 1979 года. Надо оговориться, что все фотографии, даже самые откровенные, делались с разрешения, а то и в присутствии родителей. И это не вызывало в викторианской Англии каких-либо негативных последствий, ведь дети до 14 лет считались абсолютно асексуальны. Сейчас же очевидно, что у Кэрролла была не совсем здоровая тяга к детям, но выливалась она исключительно в творчество, а именно фотографии и книги.

Человек строжайших правил, известный викторианский церковник, находил в образе Алисы удивительную и сводящую с ума чистоту. Кэрроллу эта маленькая девочка нравилась до такой степени, что он просил ее руки у родителей. Но, разумеется, не в возрасте 11 лет, а через шесть-восемь лет. Но по мере взросления, к 13 годам, она уже перестает быть тем невинным созданием, которое нравилось Кэрроллу. Еще же через пять лет, когда ей стукнет 18, Кэрролл сделает уже последний снимок своей музы. Тогда она, уже молодая женщина, пришла к нему в сопровождении своего будущего мужа и заявила, что каждый раз после фотосессии она желала содрать с себя кожу, запятнанную следами его вожделеющих глаз.

Читать еще:  Кем работал в зоопарке крокодил Гена? Характеристика персонажа.

После этого Кэрролл уже не смог долго оставаться на одном месте, и отправился в путешествие. Даже побывал в России, ведь уже тогда было известно, что умом эту страну не понять. После поездки он начал писать вторую часть «Алисы в стране чудес» и продолжил лекции и семинары.

Надеюсь, вы не забыли, что Кэрролл был профессиональным математиком. В своих научных трудах он затрагивал такие темы как теория вероятности, евклидовой геометрией, логикой. Но этого сегодня, конечно же, никто не помнит, все только и знают его «Алису», от первого до последнего слова искрящуюся каким-то непостижимым светом. К концу жизни, устав от славы сказочника, а не серьезного ученого, он даже заявлял, что не имеет отношения к этим книгам. Он умер от пневмонии в 1898 году в Гилфорде, куда он отправился на рождественские каникулы к своим сестрам, таким же одиноким, как и он сам.

Человек, чьим хлебом были цифры, чьим богом была логика. В сердечных глубинах у него жила страсть, которую большинство из вас назовут извращением. Один из самых печальных весельчаков на земле, забавный заика. Гений математики, который остался в памяти людей как создатель самых прелестных сказок.

Также почитайте статью про гения мировой музыки, также страдавшего особого рода особенностями, а именно нетрадиционной сексуальной ориентацией, Петра Чайковского

С тавьте лайки и комментируйте, а лучше подписывайтесь и читайте про действительно интересных и выдающихся людей!

7 зашифрованных посланий из «Алисы в Стране чудес», которые предназначены совсем не детям

Сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» удивительным образом повлияла на кинематограф, литературу и даже психологию: по ней сняты фильмы, поставлены балеты, написаны сиквелы и ремейки. Существует психическое расстройство, названное в честь героини: синдром Алисы. Казалось бы, невинный, детский текст стал предметом жарких споров между серьезными учеными XX века, и даже Фрейду удалось вставить свои 5 копеек. Тема дискуссий проста: сказка написана для взрослых или все же для детей?

AdMe.ru внимательно ознакомился с книгой «Алиса в Стране чудес. Расшифровка» и попробовал разобраться, какие же места в сказке могут интерпретировать только взрослые.

1. Уменьшение и увеличение Алисы — это признак полового созревания

Съедая пирожок или выпивая некую микстуру, Алиса то уменьшалась, то увеличивалась, боясь вовсе исчезнуть. При этом никаких резонных оснований для изменения ее тела, как указано в тексте, нет. Ученые выдвигают целых 3 версии того, что может быть зашифровано в этом эпизоде:

  • Тело Алисы меняется примерно так, как оно менялось бы у подростка во время пубертата. Многие считают, что так автор показал половое созревание персонажа. Мнение против аргументировано тем, что Алисе лишь 7 с небольшим лет и до юношества ей еще расти и расти.
  • Космологи сравнивают персонажа с расширяющейся Вселенной. Согласно одной из теорий, количество материи во Вселенной постоянно уменьшается, что в итоге приведет к ее исчезновению. Очевидно, поэтому в уста героини вложена эта реплика: «А то вдруг я буду делаться все меньше, меньше, как свечка, а потом совсем исчезну!»
  • Третьи видят здесь намек на галлюциногенные вещества, после принятия которых человек полностью дезориентирован — как и героиня.

2. Поросенок, которого держит героиня, — настоящий английский король

Предполагается, что сказка — это аллюзия на Войну Алой и Белой розы, которая бушевала в Англии XV века. Для этого времени были характерны подковерные интриги, предательства, да и головы летели с плеч — прямо как в тексте.

Если считать, что эта догадка правдива, то поросенок, в которого превратился по тексту младенец, — это представитель Белой розы. А именно Ричард Третий, на гербе которого был изображен белый кабан. Шекспир о нем даже пьесу написал, в которой выставил Ричарда в очень невыгодном свете. И фраза «голову долой!» тогда тоже может быть родом из текста великого английского писателя.

3. Запах перца в доме герцогини маскирует аромат протухшей еды

В сказке упоминается мимоходом, что в доме герцогини сильно пахнет перцем, потому что кухарка перчит суп. Считается, что это намек на злободневную тему: еду в то время активно перчили, чтобы заглушить душок начавших портиться продуктов.

4. Алиса — это Ева, которая становится грешницей

Приключения Алисы начинаются с тихого сада. Место идиллическое, зеленое и тихое, а поэтому наводит некоторых на мысль о райском саде. Только Алиса не рвет яблоко, а лезет в кроличью нору и попадает в мир, где с ней происходят невероятные изменения. Если вспомнить о грехопадении и аксиоме, что дети невинны, то теория кажется вполне логичной: упав в нору (сорвав яблоко), Алиса попадает в мир полового созревания, то есть вступает во взрослую жизнь и становится грешной.

5. Ключи, двери и гусеница — это фрейдистские символы

Когда учение Фрейда в буквальном смысле охватило весь мир, сказка о приключениях Алисы в мгновение ока оказалась напичкана гинекологическими символами. Адептам психоанализа удалось отыскать их в дверях, скрытых за занавесками, и ключах, которыми открываются эти двери. Конечно, они не могли пройти и мимо Абсалема — гигантской гусеницы, имеющей форму сами знаете чего.

Такая точка зрения хотя и имеет право на жизнь, но подлежит сомнению, поскольку подобную символику можно отыскать где угодно. Было бы желание.

6. Морж и Плотник из стишка — на самом деле Иисус и Будда

Так называется стихотворение, которое два брата-близнеца Труляля и Траляля читают Алисе. Стишок повествует о Плотнике и Морже, которые гуляют по песчаному берегу и зовут устриц на прогулку под луной. Устрицы выползают на берег, и герои их съедают. Морж в финале «роняет две горючие слезы».

Интерпретаций у этого текста несколько:

  • Морж — это карикатура на Будду, а Плотник — соответственно, на Иисуса. Например, такой позиции придерживается известный киношный персонаж Локи из фильма «Догма». Логика персонажа проста: Морж толстый и жизнелюбивый, поэтому похож или на Будду, или же на индуистского слона Ганешу, а Плотник — прямая отсылка к профессии отца Иисуса.
  • Дж. Пристли уверен, что в стихах зашифрована мысль о колонизации Англией (образ Моржа) американского континента (облик Плотника).
  • Существует и более злободневная трактовка стишка. Считается, что Плотник и Морж — это политики, уничтожающие простой народ — устриц.
Читать еще:  Соня мармеладова гнойный. Кто такой рэпер Гнойный: биография, факты, подробности

7. Стихотворение Белого Кролика в 12-й главе приоткрывает тайну любви самого Кэрролла

Некоторые исследователи видят в стихах намек на необычайную платоническую связь между Льюисом Кэрроллом и Алисой Лиделл, которая стала прототипом главной героини. Вот эти строки:

Там побывали та и тот

(Что знают все на свете),

Но, если б делу дали ход,

Вы были бы в ответе.

Это один из наиболее щепетильных моментов в интерпретации сказки. Считается, что по достижении девочкой совершеннолетия писатель планировал на ней жениться, однако по какой-то причине рассорился с миссис Лиделл и больше с членами семьи не встречался.

У вас возникло желание освежить в памяти сказку, вооружившись новыми знаниями, чтобы найти в ней другие скрытые смыслы? Если да, то здесь вы сможете прочитать оригинал — книгу, написанную рукой самого автора.

5 настоящих чудес мозга, описанных в книге «Алиса в стране чудес»

К настоящему времени скромная сказка Кэрролла легла в основу множества фильмов, картин и даже балетов.

Но немногие знают, что в книге отражены способы, с помощью которых мозг формирует представление о реальности. Память, язык и сознание… Задолго до того как у нас появились технологии для отображения страны чудес нашего мозга, Кэрролл уже очертил контуры этой страны с помощью своих шуточных мысленных экспериментов.

Каждый из нас может узнать что-то новое о себе из «Алисы в стране чудес», но для этого надо знать, куда смотреть. Фактрум подскажет вам направление.

«Выпей меня»

Ладно, я съем его, — сказала Алиса, — и если он позволит мне подрасти, я смогу дотянуться до ключа; если же он сделает меня меньше, я смогу проползти под дверью; так или иначе я попаду в сад, и плевать, что случится!
В своём первом приключении Алиса находит пузырёк с надписью «Выпей меня» на этикетке, который уменьшает её до 10 дюймов. Эффект от волшебного пирожка противоположен — она стала настолько большой, что головой упёрлась в потолок. Эти сцены — самые запоминающиеся, как в книге, так и в последующих диснеевских экранизациях. А ещё эти сцены привлекли пристальное внимание учёных.

В 1995 году психиатр по имени Джон Тодд обнаружил, что некоторые из его пациентов сообщают о похожем чувстве, «открывающемся словно телескоп».

Расстройство, известное как «синдром Алисы в стране чудес», чаще всего встречается у детей.

«Я слышал, как дети говорили, что вещи кажутся им перевёрнутыми вверх ногами, и даже если их мама находилась на другом конце комнаты, им казалось, что она рядом», — говорит Грант Лью, невропатолог из Пенсильванского университета в Филадельфии, изучавший это явление.

Дневники Кэрролла показывают, что он страдал от мигрени, которая способна вызвать этот синдром. Так что некоторые полагают, что при написании книги он вдохновлялся собственным опытом. Лью считает, что синдром может быть связан с аномальной активностью теменных долей мозга, которые как раз и отвечают за пространственное восприятие и за ощущение расстояния и перспективы.

Но, несмотря на то что всё это выглядит пугающе, все эти иллюзии, как правило, безвредны.

«Большинство иллюзий безопасны, и мы таким образом просто получаем гарантию, что наш пациент не сумасшедший, так как другие люди тоже испытывают подобные вещи», — говорит Лью.

Сегодня неврологи пытаются вызвать подобные иллюзии у здоровых людей. Это, по их мнению, может пролить свет на то, как мы создаём наше ощущение происходящего здесь и сейчас.

Герцогиня и Чеширский Кот

В этот раз ошибки быть не могло: это была свинья, ни больше ни меньше, и она почувствовала, что это довольно абсурдно — продолжать держать её.
В Стране чудес масса персонажей самого причудливого вида, есть там и гротескная Герцогиня со своим плачущим ребёнком. Как только Алиса берёт его на руки, нос ребёнка задирается вверх, глаза сдвигаются к переносице, а потом он начинает хрюкать. И прежде чем Алиса поняла, что к чему, ребёнок окончательно превратился в свинью.

В другом месте книги Алиса играет в крокет, используя фламинго в качестве клюшки, и встречает улыбающегося Чеширского Кота, улыбка которого остаётся даже после того, как сам кот исчезает.

В снах часто встречаются объекты, превращающиеся в другие объекты, и этот процесс есть не что иное как сон нашего разума, который очень точно показан в приключениях Алисы.

Неврологи считают, что перечисленные выше явления — это попытки спящего мозга объединить воспоминания.

Чтобы сделать воспоминания крепче, мозг выстраивает связи между различными событиями и создаёт большие истории нашей жизни. Так, воспоминания о свинье, к примеру, могут пересечься с воспоминаниями о ребёнке, а потом всё это сливается в один сюрреалистический эффект на фоне фантастического ландшафта.

Шалтай-Болтай и Бармаглот

— Меня зовут Алиса, но…
— Это довольно глупое имя, — нетерпеливо перебил Шалтай-Болтай, — что оно означает?
— А должно ли имя что-то означать? — с сомнением спросила Алиса.
— Разумеется, должно, — сказал Шалтай-Болтай, усмехнувшись, — моё имя означает мою форму, а также то, что эта форма хорошая и красивая. А с именем как у тебя ты можешь быть почти любой формы.

В приключениях Алисы в Зазеркалье эти изыскания продолжаются, в том числе там есть и несколько шутливых нападок на природу речи.

Это начинается в первой главе, когда Алиса читает стихотворение под названием «Бармаглот». «Варкалось. Хливкие шорьки / пырялись по наве…» — так начинается это стихотворение.

Читать еще:  Передвижники и другие: крестьяне в русской живописи. Русская живопись XIXв

«Кажется, это очень красиво, — говорит Алиса, закончив читать, — но понять это довольно трудно»! И Алиса попадает в самую точку: стишок слегка щекочет наше чувство грамматической правильности, хотя сами слова в нём — просто чушь.

Неврологи, исследующие механику речи, сегодня регулярно используют так называемые «предложения Бармаглота» в процессе сканирования мозга, чтобы показать, что за обработку смысла и за обработку грамматики отвечают совершенно разные области мозга.

А затем Алиса знакомится с Шалтаем-Болтаем, и их разговор исследует природу самих слов.

Может ли фраза из двух слов, которая, по словам Шалтая-Болтая, показывает его «красивый вид», быть лучше, чем ряд каких-то других случайных звуков?

Это очень древний философский вопрос, возникший ещё во времена Платона. Ранее специалисты полагали, что это невозможно: ведь слова совершенно произвольны, и в звуках не может быть никакого «врождённого» смысла. Однако сегодня кажется, что Шалтай-Болтай был прав.

Возьмём слова «кики» и «буба». Если людям поставить задачу связать эти слова с какими-то предметами, то большинство людей выберет «кики» для обозначения острых предметов, а «бубу» для обозначения предметов округлой формы. Этот «звуковой символизм» сегодня является популярной областью исследований, хотя его причина так до конца и неясна. Есть одна теория, которая гласит, что указанные выше ассоциации возникают из-за формы, которую образуют губы в момент произнесения этих слов.

Как бы там ни было, это означает, что иногда вы можете с высокой долей вероятности угадывать значения иностранных слов. А ещё это может влиять на прозвища, которые дают людям, чтобы прозвища, как в случае с Шалтаем-Болтаем, отражали внешность.

Белая Королева и ментальное путешествие во времени

— Это неважная память, она работает только в обратную сторону, — заметила Королева.
— А что вы помните лучше всего? — рискнула спросить Алиса.
— То, что случилось через две недели, — небрежно ответила Королева.

Позднее в ходе своего путешествия Алиса вела продолжительные беседы с Белой Королевой. Эта Королева — самое загадочное из творений Кэрролла, она утверждала, что у неё есть странный дар предвидения. А её комментарии по поводу памяти стали пророческими.

«Примерно с середины двухтысячных годов неврологи начали понимать, что память на самом деле связана не с прошлым. Её назначение — помочь нам соответствующим образом действовать в будущем», — говорит Элеанор Магуайр из Лондонского университетского колледжа, которая часто использует Белую Королеву, чтобы проиллюстрировать свою идею: «Вам следует спроецировать себя в будущее, чтобы определиться с наилучшим планом действий».

Одна из возможностей сделать это выглядит так: мы представляем себе будущее, разделяя наши воспоминания, а затем монтируем их таким образом, чтобы возник единый новый сценарий.

Таким образом, память и предвидение используют одно и то же «ментальное путешествие во времени» в одни и те же области мозга. Магуайр, к примеру, изучала людей с повреждённым гиппокампом. Такое повреждение означает, что люди не в состоянии помнить своё прошлое, но ещё она обнаружила, что такие люди очень недальновидны.

«Мы попросили их представить себе, что они встретят друга в ближайшие выходные, и они просто не смогли это сделать», — говорит она. Примерно то же самое происходило, когда их просили представить себе будущее посещение побережья: «Они знали, что там будет песок и море, однако перед их мысленным взором картинки побережья просто не возникали».

Другими словами, эти люди, в отличие от Белой Королевы, навсегда застряли в настоящем.

Можно ли думать о невозможных вещах?

— Нет смысла пытаться, — сказала Алиса, — Нельзя поверить в невозможные вещи.
— Осмелюсь сказать, у тебя просто было мало практики, — сказала Королева. — Когда я была в твоём возрасте, я постоянно это делала, по полчаса в день. А иногда, перед завтраком, я верила сразу в шесть невозможных вещей.

Продолжая свои исследования человеческого воображения, Королева расхваливает достоинства размышлений о невозможном.

Мы поговорили с Элисон Гопник из Калифорнийского университета, которая прочитала «Алису», когда ей было три года, а теперь с её помощью пытается понять, как работает наше воображение.

Она, к примеру, обнаружила, что у детей, которые играют и притворяются, практикуя тем самым «веру в невозможное», впоследствии развиваются отличные познавательные способности.

Они лучше понимают гипотетические предположения, и у них определённо есть тенденция к развитию более продвинутой «теории ума», которая даёт им более глубокое понимание побуждений и намерений других людей.

«Многое из того, что они делают, притворяясь в ходе игры, — это, по сути, выдвижение гипотезы и приведение этой гипотезы к логическому выводу. Что интересно, Кэрролл тоже делал нечто подобное, у него вы можете увидеть ту же самую способность взять какую-то предпосылку и привести её к безумному выводу», — говорит она.

Приключения Алисы полны всевозможных сюрреалистических встреч. Трэвис Пру из Тилбургского университета в Нидерландах исследовал способ, с помощью которого сюрреалистическая и абсурдистская литература, вроде произведений Кэрролла, влияет на наше сознание.

Он обнаружил, что если истории, происходящие в странном, абсурдном мире, не оправдывают наших ожиданий, они тем самым делают наш мозг более гибким и более быстрым. У нас повышаются творческие способности, и мы быстрее принимаем новые идеи.

Таким образом, если вам нужно чем-то подстегнуть свой ум, наилучшим решением для этого может стать вечер с «Алисой».

«Я не сомневаюсь, что это стимулирует психические состояния, увеличивающие познавательные способности, и они заставляют нас создавать новые связи», — говорит Пру.

Элисон Гопник отмечает, что некоторые галлюциногены тоже могут помочь вам добраться до царства свободных ассоциаций, однако чтение, безусловно, более безопасный способ повернуть время вспять и взглянуть на мир под другим углом.

Как пишет Кэрролл: «В последнее время произошло столько странных вещей, что Алиса начала думать, что очень немногие вещи были действительно невозможны».

Его читатели, разумеется, с этим согласятся.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5ca1efcf7201b500b2fbce88/5d43463892414d00adc62f6b
http://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/7-zashifrovannyh-poslanij-iz-alisy-v-strane-chudes-kotorye-prednaznacheny-sovsem-ne-detyam-2142715/
http://www.factroom.ru/kultura/secrets-of-alice-in-wonderland

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector