Место мистики в мире художественной литературы. Мистика в жизни известных писателей
Культура / Литература :
10 марта 1940 года не стало русского и советского писателя Михаила Булгакова.
Человек со сложной судьбой, имевший непростые отношения с властью, он писал довольно едкую сатиру на общественный строй, а его пьеса о “белых” с большим успехом шла на сцене МХТ. Но благодаря самому знаменитому роману – “Мастер и Маргарита” – Михаила Афанасьевича причисляют к писателям-мистикам. Сегодня мы решили вспомнить русских писателей, которые увлекались мистицизмом, что и нашло отражение в их произведениях.
Николай Гоголь (1821-1852)
Николай Васильевич немало сделал для развития русского языка, кроме того ему удалось оказать влияние на писателей-современников и потомков. Творчество Гоголя пронизано мистикой, религиозностью, фантастикой и мифологией и народным фольклором.
Мистическое у Николая Васильевича появилось в первых же книгах. “Вечера на хуторе близ Диканьки” просто наполнены потусторонними силами. Но все же более всего нечисти и мрака – на страницах повести “Вий”, в которой Хома Брут пытается противостоять ведьме, вурдалакам и оборотням. Однако борьба бурсака, три ночи отпевающего паночку, идет прахом, когда он глядит в глаза Вию – чудовищу из преисподней с тяжелыми веками, скрывающими смертельный взгляд.
Гоголь в своей повести использует мотивы славянской мифологии, поверья и фольклор о страшном демоне. Писателю удалось создать из сказочного сюжета произведение, считающееся эталоном мистической литературы. Этот опыт спустя сто лет будет использовать Булгаков.
Федор Достоевский (1821-1881)
Федор Михайлович наряду с Гоголем считается одним из крупнейших писателей-мистиков XIX века. Однако основа его мистицизма совершенно иной природы и носит другой характер – в творчестве Достоевского есть противостояние добра и зла, Христа и антихриста, божественного и демонического начал, поиск и раскрытие мистической природы русского народа и православия. Ряд исследователей связывает наличие “потустороннего” в творчестве писателя с эпилепсией, считавшейся у древних “священной болезнью”. Вероятно, именно припадки могли служить “окном” в иную реальность, где Достоевский и черпал свои откровения.
Некоторые герои Достоевского также “одержимы” – они страдают от схожих болезней; таковыми можно назвать и князя Мышкина, и Алешу Карамазова. Но и персонажи другие произведений терзаются внутренними противоречиями и поиском в себе божественного начала. Разговор Ивана Карамазова с чертом, кошмары Свидригайлова о вечной жизни в комнате с пауками. Вершиной же религиозно-философского антропологического откровения Достоевский достигает в “Легенде о Великом Инквизиторе”, рассказанной Иваном Карамазовым. Эта история, по мнению Бердяева, является своеобразной квинтэссенцией путей, пройденных человеком в “Преступлении и наказании”, “Идиоте”, “Бесах” и “Подростке”. Достоевский соединяет тайну человека с тайной Христа.
Леонид Андреев (1871-1919)
Андреев творил на рубеже XIX-XX веков, в период Серебряного века. Его произведения близки по духу символистам, а его самого часто называют родоначальником русского экспрессионизма, однако сам писатель не принадлежал к какому-либо кружку писателей и поэтов.
Формирование Андреева как писателя несомненно проходило под влиянием модных модернистских веяний (и социальных тенденций – революционных настроений и жажды перемен), однако у него сложился свой собственный стиль. Творчество Андреева сочетает в себе черты скептицизма, религиозности и мистики (писатель серьезно увлекался спиритуализмом), все это находит отражение в его романах, повестях и рассказах – “Жизнь Василия Фивейского”, “Иуда Искариот”, “Воскресение всех мертвых”, “Дневник Сатаны”.
Так в “Жизни Василия Фивейского” сельский поп пытается воскресить мертвеца – в безумие героя Андреев вкладывает стремление стать сверхчеловеком, получить энергию Христа. Акт воскрешения необходим для перехода из смерти в творчество, в бесконечное бессмертие. Другая сторона мистики Андреева заметна в “Рассказе о семерых повешенных” – начиная от символического числа казненных и заканчивая страшным финалом, где жизнь продолжается несмотря на смерть.
Кстати, по стопам отца пошли и дети – трое из его сыновей и дочь стали литераторами. Причем Даниил Леонидович Андреев стал писателем-мистиком уже в годы СССР, самым значительным произведением его стал роман “Роза мира”, который он сам называл религиозно-философским учением. Андрееву удалось в одной книге объединить искусство и религию, объяснить существование нескольких земных измерений, метаистории России и значения ее для творчества, а также дать прогнозы на историческую перспективу.
Михаил Булгаков (1891-1940)
В творчестве Михаила Афансьевича оккультного не меньше, чем фантастического и мифологического. Исследователь В.И. Лосев назвал Булгакова самым загадочным писателем XX века, который был способен “проникать в сущность происходящих событий и предвидеть будущее. Его персонажи вынуждены существовать на стыке двух миров, иногда пересекая разделяющую их грань. Подобно Гоголю Михаил Афансьевич соединил в своих книгах невидимую жизнь с жизнью действительной.
Религиозно-философский подтекст у Булгакова прослеживается уже в 1920-х годах, когда герои его повестей открывают условный ящик Пандоры, выпуская в реальность неведомые силы. Персонажи “Дьяволиады”, “Роковых яиц”, “Собачьего сердца” примеряют роли богов, открывая в мир двери для потустороннего – изобретают волшебный луч, влияющий на эволюцию, или создают человека из собаки.
Но более всего религиозной философией и мистикой пронизан центральный роман Булагоква – “Мастер и Маргарита”. Стоит ли пересказывать сюжет о пришествии в Москву Сатаны со своей удивительной свитой и о том, что произошло дальше? Миры как будто смещаются, реальности меняются местами и по улицам разгуливает кот с примусом, по небу летают ведьмы, в столице хозяйничают демоны… Кроме того, в книге есть и библейский и исторический подтексты (роман Мастера о Иешуа и Понтии Пилате) и серьезная сатира на советское общество, обличающая его пороки (за что и караются представители этого общества, хоть и не Богом).
Борис Пастернак (1890-1960)
Пастернака обычно не причисляют к какому-либо течению Серебряного века, хотя он дружил с символистами и одно время общался с футуристами. Все же Пастернак, как и Андреев, стоит особняком. Первые поэтические опыты Бориса Леонидовича относятся к 1913 году, когда вышла первая книга его стихов. Только после публикации сборника “Близнец в тучах” Пастернак назвал себя “профессиональным литератором”.
Апофеозом творчества Пастернака стал роман “Доктор Живаго” – грандиозный по своему замыслу. Книга охватывает период русско-советской истории на протяжении почти 50-ти лет, рассказанной через жизнь Юрия Живаго, врача и поэта. Дмитрий Быков в биографии писателя отмечает, что в многослойном повествовании романа, который довольно реалистичен, можно отыскать и символическое начало – в основе произведения лежит собственная жизнь Пастернака, но только та, которую он хотел бы прожить.
Несмотря на весь реализм, “Доктор Живаго” пронизан религиозной мистикой и христианской философией – и ярче всего это раскрывается в тетрадке стихов Юрия Живаго. Мистицизм Пастернака не похож на гоголевский или булгаковский, поскольку в романе нет нечистой силы как таковой (есть лишь аналогии или метафоры), скорее он перекликается с тем, что можно увидеть у Андреева – человек и его судьба, сверхчеловек или песчинка в потоке истории. А вот стихи – совсем иное, в их лирике много христианской и библейской мифологии, жизни Марии Магдалины и Христа находят отражение в реальности, наполненной символами и знаками.
Владимир Орлов (р. 1936 г.)
Орлов пришел в литературу из журналистики. Считается, что в большинстве случаев подобные переходы более удачны, чем обратные. Владимир Викторович всем своим творчеством подтверждает эту гипотезу.
Если говорить о мистике в его произведениях, то наиболее ярко она выражена в романе, положившем начало цикла “Останкинские истории”, “Альтист Данилов”. Книга вышла в начале 80-х годов прошлого века и рассказывает о демоне на договоре. Владимир Данилов успевает в перерывах между работой в оркестре посещать потусторонние миры, путешествовать во времени и космосе, общаться с различной нечистью. Мистика сплетается с фантастическим и музыкальным, причем музыке в романе уделяется очень много внимания – и порой создается ощущение, что она звучит на страницах книги.
Виктор Пелевин (р. 1962 г.)
Жизнь и творчество Виктора Пелевина окутаны мистикой, или мистификацией, если угодно. Он ведет жизнь затворника и редко появляется на публике, и еще реже дает интервью. Но в любом случае, даже эти редкие и скупые слова, записанные журналистами, не уступают по силе и глубине романам писателя.
Восточным мистицизмом и дзен-буддизмом Виктор Олегович увлекся будучи сотрудником журнала “Наука и религия”. Эзотерической литературой Пелевин проникся, занимаясь переводами текстов Карлоса Кастанеды. Поиск Тайны, потусторонних символов в реальном мире, теоретическая и практическая магия являлись на рубеже 80-90-х годов прошлого века частью повседневности.
Увлечения писателя нашли отражение в его работах – яркие тому примеры “Омон Ра”, “Колдун Игнат и люди”, “Чапаев и Пустота”, “Священная книга оборотня”, “Нижняя тундра” и другие. Реальность в книгах Пелевина ускользает от читателя, миры меняются местами, и не понятно, в каком измерении сейчас находится персонаж, рассказчик, читатель. При этом часто Пелевину приписывали создание собственной религии, однако еще в 1997 году он пресек пересуды на эту тему.
10 отличных хорроров от российских писателей
Подборка интересных книг в жанре ужасов и мистики, написанных отечественными авторами. Произведения погружают читателей в реалии современной России и внезапно оскверняют привычную реальность поразительными кошмарами рационального и иррационального характера. Также отдельные произведения посвящены ужасам в антураже СССР и еще более ранних эпох.
Практические все произведения литературы, приведенные в списке, вы можете найти на сайте ЛитРес , предлагающем библиотеку из почти 1 000 000 электронных книг и аудиокниг (включая бесплатные книги), которые можно скачать во всех популярных форматах: FB2, EPUB, RTF, MOBI, PDF и прочие.
1. Александр Щеголев – «Как закалялась жесть»
Один из самых шокирующих романов в современной российской литературе, написанный в 2007 году эксцентричным фантазером Александром Щеголевым, не боящимся касаться самых темных и запретных явлений современной жизни. Конкретно это произведение посвящено подпольной торговле человеческими частями тела, которые омерзительные эскулапы берут у еще живых «доноров» против их воли. Настоящая медицинская мясорубка и чистый саспенс, вписанные в антураж антиутопического социалистического прошлого нашей страны. Советский сплаттерпанк, если можно так выразиться.
2. Олег Дивов – «Ночной смотрящий»
Книга, стоящая на стыке темного городского фэнтези и мистического хоррора, освещающая жизнь и взаимоотношения между вампирами, оборотнями и прочими представителями осовремененной нечисти, а также о вполне обычных людях, которые порой оказываются страшнее и омерзительнее всяких чудовищ. Забавно, что это произведение пугает не столько мистическими сценами и присутствием зловещих сверхъестественных созданий, сколько натуралистичной демонстрацией всяких отрицательных явлений из жизни современного общество, на которые мы закрываем глаза и дистанцируемся, тем самым занимаясь жестоким самообманом.
3. Шамиль Идиатуллин – «Убыр»
Дилогия Шамиля Идиатуллина, написанная им под псевдонимом Наиль Измайлов и состоящая из 2-х книг: «Убыр» (2012) и «Убыр. Никто не умрет» (2013). Обе книги создают единую очень страшную и уникальную историю на основе татарского фольклора, способную заинтересовать и напугать как подростков, так и взрослого читателя. Главные герои – брат и сестра, которые находятся в беспрерывном бегстве от чего-то зловещего и могущественного.
4. Константин Образцов – цикл «Красные цепи»
Цикл хорроров отличного российского писателя Константина Образцова, знакомство с которым можно порекомендовать исключительно совершеннолетним читателям с крепкой психикой. Действие происходит в атмосфере мрачного «нуарного» Петербурга (а также других реальных и выдуманных мест), где, оказывается, существует тайная «изнанка» жизни общества. Дождливые вечера, грязные подворотни, одинокие набережные стали идеальным пристанищем для темных и извращенных душ, одержимых ужасными желаниями и фантазиями. Кроме психически нездоровых маньяков и других тошнотворных личностей в цикле нашлось место для мистики, магии, хтонизма и прочей зловещей оккультики. Идеальный баланс между мясным сплаттерпанком и мистическим триллером.
5. Алексей Иванов – «Псоглавцы»
Великолепный, мистический и запутанный роман, входящий в цикл «Дэнжерологи» Алексея Иванова. История посвящена злоключениям группы молодых москвичей, которые прибывают в отдаленную глухую деревеньку Поволжья с важной целью – заполучить старинную и очень ценную фреску святого Христофора. В итоге парни оказываются не просто в новом для себя мире суеверий и странностей, но посреди чего-то кошмарного, что с каждым часом их пребывания в этом богом забытом месте становится все более зловещим и неотвратимым.
6. Михаил Елизаров – «Библиотекарь»
Михаил Елизаров – культовый российский писатель, работающий в жанре ужасов и мистики, чьи произведения определенно входят в золотой отечественный фонд мистической литературы. Его перу принадлежат такие шедевры, как «Мультики», «Ногти» и, конечно, восхитительный роман «Библиотекарь». Описать это произведение в рамках жанра ужасов и мистики довольно сложно – настолько оно уникально и самобытно. Ближайший литературный аналог – наполненный темным сюрреализмом и волнующими фантазиями цикл «Искусство» от британского писателя Клайва Баркера. Вот только в «Библиотекаре» фоном для жутких событий выступает сюрреалистично-модернистские 90-е годы России, все еще переживающие отголоски советской эпохи, которые здесь подаются в виде кровавого треша.
7. Александр Варго – «Молитва отверженного»
Александр Варго – это даже не псевдоним, а скорее невероятно раскрученный бренд в современной российской литературе, олицетворяющий собой самые лучшие и жесткие произведения в стиле сплаттерпанк. Под этим именем написано невероятно большое количество произведений, причем совершенно разными авторами. В их числе – роман 2015 года «Молитва отверженного», настоящим автором которого является Сергей Давиденко. Это самый экстремальный хоррор в русскоязычной литературе с обилием не просто жутких и шокирующих сцен, а по-настоящему безумными фантазиями, которые не позволил осилить это произведения большинству читателей.
8. Виктор Точинов – цикл «Тварь»
Отличная серия ужастиков о зловещих силах, обитающих в самых тихих и малоприметных уголках нашей необъятной родины. Стоит сделать один неверный шаг и потревожить это первобытное зло – и жизнь неосторожно несчастливца уже никогда не будет прежней, превратившись в настоящий хоровод бесовщины и жести. Среди достоинств серии стоит отметить очень сложный для восприятия сюжет, закрученный и изобилующий полунемеками, отсылками, символизмом. Чтобы понять многие вещи из книг цикла «Тварь» придется задействовать весь потенциал своего интеллекта и быть максимально внимательным. В общем, все в лучших традициях Кинга, но с русским колоритом.
9. Алексей Атеев – «Солнце мертвых»
Алексей Атеев – один из старейших и лучших представителей хоррора в отечественной литературе, начавший писать в этом жанре еще в начале 90-х. Венец его творчества – цикл «Старое кладбище», первый роман которого носит название «Солнце мертвых». Впрочем, другие, вне цикловые романы и рассказы Атеева также очень хороши и заслуживают внимания любителей мистики и хорроров.
10. Дмитрий Сафонов – «Шериф»
Еще один писатель, претендующий на лавры отечественного Стивена Кинга, произведения которого имеют массу характерных особенностей, явно позаимствованных из творчества знаменитого американского мастера ужасов. Лучшим, по нашему скромному мнению, среди них является роман ««Шериф»», входящий в цикл «Оскар Пинт» о мистических приключениях доктора-авантюриста.
Мистика в жизни знаменитых людей
Мистика в жизни знаменитых людей
Многие известные деятели литературы и искусства в своей жизни сталкивались с мистическими феноменами.
Так, если перелистать страницы жизни Пушкина, то окажется, что суеверия играли в ней немалую роль и в значительной степени определяли само ее течение.
Один из таких случаев описал Владимир Даль, довольно близко знавший великого поэта. Произошло это в 1825 году. В этот период Пушкин жил в псковской деревне и ему запрещено было из нее выезжать. Вдруг до него стали доходить странные слухи о кончине императора, потом об отречении от престола цесаревича. Чтобы выяснить, насколько эти разговоры правдивы, Пушкин решает тайно выехать из деревни, рассчитав время так, чтобы прибыть в Петербург поздно вечером, а потом через сутки воротиться.
Уже на самом выезде из деревни была замечена кучером какая-то примета, явно тому не понравившаяся. А когда отъехали от села, сам Пушкин тоже стал раскаиваться в этом своем предприятии. Но, чтобы не показаться малодушным, он решил продолжить это путешествие.
И вдруг кучер с отчаянным возгласом указал на зайца, который перебежал впереди коляски дорогу. И Пушкин с большим удовольствием уступает убедительным просьбам кучера, сказав при этом, что, кроме того, позабыл дома что-то очень важное и нужное. Путешествие пришлось прервать.
А если бы поэт пренебрег приметой и отправился в Петербург? Скорее всего, он, как и рассчитывал, прибыл бы в столицу вечером 13 декабря и, вероятно, остановился бы у своего лицейского товарища Рылеева. Это значит, что поэт попал бы в самую гущу мятежа в ночь с 13 на 14 декабря. Безусловно, впоследствии Пушкину трудно было бы отказаться от слишком уж естественного обвинения, что он не намеренно приехал в Петербург для участия в выступлении декабристов.
Но еще более удивительное и одновременно трагическое предсказание услышал поэт в 1817 году из уст знаменитой в то время петербургской гадалки Александры Филипповны Кирхгоф, благодаря своему имени и отчеству у молодых повес известной как Александр Македонский. Она и в самом деле имела громадную популярность в фешенебельном Петербурге. Любопытно, что уже после смерти Пушкина у нее в клиентах побывал и юный Лермонтов, которому ворожея также очень точно указала год смерти.
Так вот в один из дней 1817 года Пушкин встретился с одним из своих приятелей. После прогулки по Невскому проспекту товарищ предложил поэту зайти к знаменитой гадалке, умевшей по линиям руки предсказывать судьбу.
«Вы, – сказала она Пушкину, – на этих днях встретитесь с вашим давнишним знакомым, который вам будет предлагать хорошее место по службе; потом, в скором времени, получите через письмо неожиданные деньги; а третье я должна вам сказать, что вы кончите вашу жизнь неестественною смертью. И убьет вас из-за женщины белокурый молодой мужчина…»
Взглянув затем на ладонь капитана, «ворожея» с ужасом объявила, что офицер также погибнет насильственной смертью, но погибнет намного раньше его приятеля, возможно, даже на днях.
Молодые люди вышли смущенные. А на другой день Пушкин узнал, что утром в казармах его капитана заколол штыком чем-то разгневанный солдат. И хотя исполнившееся предсказание коснулось приятеля поэта, однако суеверный Пушкин тоже был немало встревожен.
За тридцать лет до того, как Огюст Ренуар встретил юную портниху Алин Шариго, он стал рисовать ее портреты
А вскоре начали сбываться предсказания и в отношении самого поэта. Спустя две недели на Невском проспекте поэт действительно встретился со своим давним приятелем, который до этого служил в Варшаве при великом князе Константине Павловиче, а недавно был переведен в Петербург. Приятель предлагал и советовал занять его место, уверяя, что этого желает и цесаревич.
А еще через несколько дней после встречи со знакомым поэт получил по почте письмо с деньгами: эти деньги прислал ему лицейский товарищ, который когда-то проиграл их в карты Пушкину.
Третье, самое ужасное, предсказание сбылось спустя двадцать лет. Когда трижды белый Дантес – беловолосый, носивший белый мундир кавалергарда и белую кокарду – смертельно ранил поэта, всем, знавшим о предсказании, стало жутко от того, насколько точно оно исполнилось.
И, словно предчувствуя свою гибель от белокурого мужчины, Пушкин почти всегда старался избегать конфликтов со светловолосыми людьми…
А эту мистическую тайну, соединившую узами брака Огюста Ренуара и Алин Шариго, поведал миру их сын, известный кинорежиссер Жан Ренуар.
За тридцать лет до того, как Огюст Ренуар встретил юную портниху Алин Шариго, он стал рисовать ее портреты. На фарфоровой вазе, разрисованной художником в юности, Венера Милосская – это точная копия Алин. На фарфоровых тарелках он изображал профиль Марии-Антуанетты – и это все та же Алин с ее коротеньким носиком. Хозяин мастерской требовал, чтобы Ренуар «удлинил» носик королеве, иначе покупатели тарелок не узнают свою любимицу. Но художник категорически отказывался это сделать.
Более того, он рисовал много раз портреты своих детей задолго до того, как они появились на свет! Он рисовал разных детей, и много лет спустя родители «всамделишных» детишек говорили: «Не правда ли, вылитый Ренуар?»
Огюст Ренуар создавал свои миры, населяя их рожденными его творческой фантазией женщинами, детьми, мужчинами. Проходили годы, и они вдруг встречались в его земной жизни.
Именно так случилось и с Шариго, которую художник однажды встретил в своей жизни…
Странный, если не сказать, мистический случай произошел в отрочестве с известным советским фантастом Александром Беляевым. Как-то в компании друзей он отправился на речку. Был в этом обществе и брат Александра.
Сначала все купались возле одного берега. Но потом часть ребят решила переплыть на лодке на противоположную сторону реки. С ними отправился и Александр. Брат же его от переправы отказался.
Сидя на песке, Александр неожиданно для себя поднял валявшийся рядом кусок глины и стал лепить человеческую голову. К его немалому изумлению, на глиняной фигурке явственно проступили черты лица его брата. Пораженный Александр, недолго думая, швырнул лепнину в реку. Как выяснилось позже, в этот же самый момент утонул его брат.
Безусловно, скептик назовет происшедшее чистейшей воды совпадением. Только ответит ли он на вопрос: почему именно в этот момент пальцы Беляева, действуя машинально, вылепили лицо брата? И почему, когда глиняная маска упала в воду, следом за ней утонул брат? Не слишком ли много трагических совпадений для одного случая.
Писатель Евгений Петрович Катаев, печатавшийся под литературным псевдонимом Петров, собирал конверты от писем, которые он сам же и отправлял в наугад выбранную страну. При этом писатель выдумывал город, улицу, номер дома и даже имя адресата. Естественно, через какое-то время письмо возвращалось обратно к Петрову, правда, в конверте, украшенном иностранным штемпелем «Адресат неверен».
В апреле 1939-го Евгений Петрович очередное письмо отправил в Новую Зеландию по придуманному им адресу: город Хайдбердвилл, улица Райтбич, дом 7, Мериллу Уэйзли. В конверт он вложил письмо следующего содержания: «Дорогой Мерилл! Прими искренние соболезнования в связи с кончиной дяди Пита. Крепись, старина. Прости, что долго не писал. Надеюсь, что с Ингрид все в порядке. Целуй дочку от меня. Она, наверное, уже совсем большая. Твой Евгений».
Через четыре месяца, в августе, пришел ответ с фотографией в конверте и с адресом отправителя: «Новая Зеландия, Хайдбердвилл, Райтбич, 7, Мерилл Оджин Уэйзли». Письмо было следующего содержания: «Дорогой Евгений! Спасибо за соболезнования. Нелепая смерть дяди Пита выбила нас из колеи на полгода. Надеюсь, ты простишь за задержку письма. Мы с Ингрид часто вспоминаем те два дня, что ты был с нами. Глория совсем большая и осенью пойдет во 2-й класс. Она до сих пор хранит мишку, которого ты ей привез из России».
Петров никогда не посещал Новую Зеландию, поэтому был невероятно удивлен, когда увидел на фотоснимке высокого мужчину, который обнимал… его самого, Петрова. На обратной стороне фотографии была надпись: «9 октября 1938 года». А ведь как раз в тот день он находился в больнице в бессознательном состоянии. При этом врачи не скрывали от близких родственников, что шансов остаться в живых у писателя почти нет.
Чтобы до конца разобраться в этой необычной ситуации, писатель отправил на известный адрес в Новую Зеландию еще одно письмо. Но ответа Петров не дождался: началась Великая Отечественная война. Петрова призвали на фронт в качестве военного корреспондента «Правды» и Информбюро. В 1942 году самолет, на котором он добирался в район боевых действий, пропал.
А в день исчезновения самолета на московский адрес писателя пришло послание от Мерилла Уэйзли. Он писал: «Я испугался, когда ты стал купаться в озере. Вода была очень холодной. Но ты сказал, что тебе суждено разбиться в самолете, а не утонуть. Прошу тебя, будь аккуратнее – летай по возможности меньше…»
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источники:
https://yarcenter.ru/articles/culture/literature/bulgakov-i-eshche-6-russkikh-pisateley-mistikov-72399/
https://zen.yandex.ru/media/id/5a835edc79885e5f3a920fd6/5d4ee01246f4ff00ac9483c0
https://esoterics.wikireading.ru/100069