50 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Описание картины лоренцо лото благовещение. Лотто лоренцокартины и биография

Лоренцо Лотто

В череде великих итальянских художников Возрождения особое место занимает Лоренцо Лотто. Еще совсем недавно этот живописец находился в тени своих знаменитых современников и земляков, столетиями оставаясь непризнанным даже на родине. А между тем, творческий и жизненный путь этого мизантропа и нонконформиста времен Тициана, как и судьба некоторых его полотен, заслуживают внимания, изучения, а часто – и восхищения.

Лотто и Италия эпохи Высокого Возрождения

Лоренцо Лотто родился в 1480 году. Итальянское искусство в те времена вступало в эпоху Высокого Возрождения. Основное направление в живописи определяли венецианские художники, а жители материковой Италии стремились в этот город, чтобы перенять манеру именитых мастеров и найти выражение и признание своему таланту.

Л. Лотто. “Мадонна с младенцем и двумя благотворителями”

Несмотря на то, что Лотто посчастливилось провести детство и юность в Венеции, получив там и художественное образование, венецианским художником он в некотором смысле так и не стал.

Л. Лотто. Автопортрет

Стиль живописи Лотто, уже в начале его карьеры отличавшийся самобытностью, формировался под влиянием уже признанных мастеров, таких как Беллини и позже – Джорджоне. Непосредственно учителем Лотто считается Альвизе Виварини, в истории живописи занимающий довольно скромное место. Но куда большее воздействие на творчество молодого художника оказали работы Альбрехта Дюрера, как и личное с ним знакомство.

Л. Лотто. “Портрет епископа Бернардо де Росси”

Первый большой заказ Лотто получил в возрасте двадцати трех лет в Тревизо, куда он отправился выполнить портрет епископа Бернардо ди Росси. К портрету художник создал второе полотно, «крышку», на котором изобразил «Аллегорию добродетели и порока». На первый взгляд содержащая отвлеченный сюжет, композиция имела прямое отношение к заказчику портрета: например, разрушенное дерево символизировало род де Росси, в то время находившийся на грани угасания и раздираемый противоречиями между отдельными его ветвями.

Л. Лотто. “Аллегория добродетели и порока”

Неподалеку от Тревизо, в Тивероне, Лотто создал алтарь небольшой церкви Св. Кристины. Самым успешным и плодотворным считается период жизни художника в области Марке в Центральной Италии – той, где расположены города Анкона, Реканати, Ези, Лорето. В настоящее время во многих храмах этой местности можно найти работы Лотто – в то время как в больших музеях мира их количество весьма невелико. Мастер побывал и в Риме, где в 1509 году по заказу папы Юлия II выполнял роспись интерьеров Ватиканского дворца. Много картин Лотто создал в Бергамо, где писал портреты состоятельных горожан.

Л. Лотто. “Портрет мужчины”

Продолжая путешествовать по разным провинциям Италии, Лотто часто брался за выполнение заказов – как украшение интерьеров храмов, так и создание портретов. Выбиваясь из привычных для того времени канонов живописи, Лоренцо Лотто не пользовался безоговорочным признанием, которое приобрели другие венецианцы, и в первую очередь Тициан. Кроме того, работа в Венеции требовала от художника качеств, которые противоречили натуре Лотто: умения добиться покровительства богатых меценатов, угождать именитым мастерам, соблюдать определенные стандарты живописи.

Л. Лотто “Джованни делла Вольта с семьей”

Уникальный стиль Лоренцо Лотто

Ориентируясь на философию и ориентиры античного искусства, венецианские живописцы создавали идеализированные, возвышенные образы. Лотто же, будучи человеком глубоко верующим, тревожным, эмоциональным, в своих работах подчеркивал человеческую сущность персонажей, вовлекал в происходящее на холсте и зрителя, порой вопреки канонам обращая на него взгляды святых, как на картине, носящей название «Мадонна с четырьмя святыми».

Л. Лотто “Мадонна с четырьмя святыми”

Портреты кисти Лоренцо Лотто отличаются особой глубиной, содержат отражение внутреннего мира персонажа. Мастер не льстит модели, а передает – с помощью выражения лица, взгляда, фона, атрибутов, к которым художник всегда подходил с большой тщательностью, – истинный психологический облик человека, а зачастую и личное свое отношение.

Л. Лотто “Портрет Лючины Брембати”

Почти на всех работах Лотто встречается пейзаж, которому уделял немалое внимание. На картине «Мистическое обручение Св. Екатерины» за изображением парапета с накинутым на него ковром большое прямоугольное пространство замазано темной краской. Это следы старинного вандализма. В 1527 году некий французский солдат, впечатленный красотой вида Синая на картине, вырезал кусок холста для своей личной коллекции. Ни имени этого человека, ни точных сведений о том, как выглядела утраченная часть картины, история не сохранила.

Л. Лотто “Мистическое обручение Св. Екатерины”

Лотто уделял много внимания деталям – такие предметы, как книги, цветы, раковины, украшения и аксессуары, помогали, по мнению художника, передать настроение и эмоциональный фон происходящего на полотне и точнее изобразить характер человека, изображенного на картине. Работы Лотто можно узнать по тщательной проработке складок тканей, драпировки, сочетанию насыщенного синего, красного, желтого и зеленого цветов.

Л. Лотто “Св. Иаков, странник”

Его художественный стиль настолько самобытен, что позволяет сделать выводы об авторстве даже при отсутствии подписи на картине, как это произошло с работой, которая носит сейчас название «Мадонна делле грацие». Картина попала в собрание Эрмитажа в двадцатые годы XX века из частной коллекции. Примерная датировка была установлена – XVI век, принадлежность одному из итальянских мастеров также не подлежала сомнению. Темный занавес, на фоне которого были изображены Мадонна с младенцем, оказался, после инфракрасного и рентгеновского исследования, позднейшим закрашиванием написанных ранее фигур трех ангелов. Заподозрив по высокому уровню мастерства принадлежность работы кисти Лоренцо Лотто, искусствоведы после изучения его записей сделали вывод, что картина была создана им в 1542 году.

Читать еще:  Почему печорина бросает его друг доктор вернер. Сочинение Печорин и доктор Вернер

Л. Лотто “Мадонна делле грацие”

Наследие Лоренцо Лотто и его место в истории искусства

Лотто оставил после себя не только более сотни живописных работ, но и личную корреспонденцию, а также так называемую «Книгу счетов», которую он вел с 1538 года и куда записывал все поступившие и потраченные деньги. Благодаря этой книге и стало возможным устанавливать авторство его картин, обнаруженных без подписи и других опознавательных знаков. Из записей известно, что на некоторые время художник пытался обосноваться в Венеции, снимая жилье у своего родственника Марио д’Армана и его дочери Лукреции.

Л. Лотто “Христос прощается с матерью”

Тем не менее с 70 лет Лоренцо Лотто стал послушником доминиканского монастыря Санта Каза в Лорето, для которого уже выполнял ряд заказов во время своих путешествий по Италии. До конца жизни Лотто отличался строгой самодисциплиной, набожностью, страдал от отсутствия признания и вообще с трудом находил общий язык с людьми. Художник умер в монастыре в возрасте около 77 лет. Вероятно, последней работой Лотто стало “Принесение во храм”.

Л. Лотто “Принесение во храм”

Особый стиль живописи Лотто и большая конкуренция со стороны художников-итальянцев на несколько веков сделали его практически неизвестным широкой публике. Славу творческому наследию Лоренцо Лотто принесли работы искусствоведа Бернарда Беренсона, который в конце XIX века заново открыл миру этого художника. В 1953 году в Италии состоялась крупная выставка его произведений.

Бернард Беренсон, искусствовед, открывший миру произведения Лоренцо Лотто

Описание картины лоренцо лото благовещение. Лотто лоренцокартины и биография

Лоренцо Лотто (итал. Lorenzo Lotto) — один из лучших венецианских живописцев, ученик, по-видимому, Джованни Беллини (по другому предположению — ученик Альвизе Виварини), развившийся впоследствии под влиянием Джорджоне и отчасти Корреджо. Род. около 1480 г. в Венеции; ум. около 1555 г., вероятно, в Лоретто. В своём таланте соединял колористические качества, свойственные венецианской школе, с исканием правды и красоты, с находчивостью в композиции и вообще с высоким поэтическим чувством. Писал преимущественно религиозные картины, но также и портреты. Произведения его встречаются во многих итальянских церквях и картинных галереях. Они не составляют редкости и в музеях Англии и Средней Европы. Замечательнейшие из них находятся в церквях: С.-Спирито («Обручение св. Екатерины»), С.-Бернардино («Мадонна на троне, с предстоящими святыми») и С.-Бартоломмео («Поклонение Богородицы Младенцу-Христу») в Бергамо и в црк. С.-Доминико («Взятие Богородицы на небо») в Анконе. В Императорском Эрмитаже имеются три картины Лоренцо Лотто: «Мадонна», «Сон Младенца-Христа» и «Мужской портрет».
В 1895-ом году Лоренцо Лотто извлёк из забвения критик Бернард Беренсон (Бернсон)

Преображение 1510-12 Сюжетно не отличается от византийских икон.
Христос дивно улыбается Моисею. Илия что-то считает, загибая пальцы.
Апостолы хотят видеть, но закрываются руками о сияния Христа.
Моисей оставил скрижали и просит Христа об апостолах.

Положение во гроб 1508
Самый сильный образ большого мертвого тела Христа.
И сильнейший образ Иосифа Аримафейского,
который задумчиво и горестно смотрит на нас и две его
огромных руки, обнимающие Христа на груди и под головой.

Положение во гроб 1516
Тянут во все стороны – сильнейшее динамическое движение:
Божью Матерь прочь,
Иосиф Аримафейский плащаницу,
двое – Христа (один, даже поставил на гроб ногу),
Магдалина тянется к руке.

Побиение св. Стефана
Первосвященник в белом. Демон – радующаяся собачка.
Спиной к нам стоит Савл, охраняющий одежду. Стефан молится в сторону Савла, молится о нем.

Сюжет, который никогда не знала восточная иконопись. Христос прощается со Своей Матерью. Это – один из шедевров Лоренсо Лотто, заказ семьи Тацци в Бергамо, и женщина стоящая на коленях справа была идентифицирована как Элизабета Рота, жена Доменико Тацци.

Мадонна с младенцем и святые.
Удивительная сень, натягиваемая ангелами. И еще боле удивительный ангел, пишущий в книгу.

Внизу удивительное изображение маленького Иоанна Предтечи, обнимающегося с агнцем. 1521

Рождество. наверху замечательные ангелы, читающие свиток, 1523

Мистический брак святой Екатерины 1524
Екатерину окружают святые Иероним, Георгий, Себастьян, справа Антоний Великий и Николай Угодник.
На коленях у нее путти, символизирующий ангела, в ногах – недоуменный демон.

История Святой Варвары (фрагмент)
Из каждого пальца варвары нити тянутся на небеса к известным святым.
Внизу – житие Варвары, написанное в разных плоскостях.

Несение Креста 1526
Христа схватил воин за волосы, из его головы три тоненьких луча света.

Благовещение.1527
От Бога в облаках через Ангела – к Богоматери и далее – к нам.
Демон бежит как гадливая кошка.

Николай Угодник, Креститель и св.Люсия в славе 1527-1529
Пейзайж внизу очень милый, но мрачноватый.

Иисус и женщина, взятая в прелюбодеянии 1529.

Читать еще:  Что такое свастика. Что означает символ свастики? История возникновения Свастики

Мадонна Розария.
Розарий в данном случае – иконы страстей Христовых и Его воскресения. 1539
А Христос – та роза, которую растил две тысячи лет Господь в народе Израильском.

chernov_vlad

www.halloART.ru

Лоренцо Лотто / Lorenzo Lotto (1480-1556). «Мистическое обручение св. Екатерины» (1523) из собрания Академии Каррара, Бергамо. Фрагмент

“…на выставке экспонируется картина «Мистическое обручение св. Екатерины» (1523), созданная мастером во время работы в Бергамо. Ее заказчиком был изображенный слева от Мадонны Никколо Бонги, в доме которого работа находилась довольно долго. Фигуры изображены на фоне парапета, через который перекинут ковер. За ним Лотто изобразил прекрасный, по описанию современников, пейзаж с видом на гору Синай. В 1527 году, когда французские войска находились в Бергамо, один солдат вырезал этот фрагмент композиции и увез с собой… “

Художественное путешествие дорогами Лоренцо Лотто
Преувеличение по-итальянски – перенесём Бергамо на полтысячи километров южнее.

Вряд ли имеет смысл пересказывать своими словами информацию о творчестве Лоренцо Лотто, полученную на пресс-конференции, посвященной открытию выставки “Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний” в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Оставим эту привилегию дипломированным искусствоведам. К чему изобретать велосипед, если можно повторить пресс-релиз, составленный музейными сотрудниками? Свой рассказ о впечатлениях, возникших после знакомства с творчеством талантливого итальянского художника 16 века, я посвящу Италии. Точнее, прекрасным итальянским городам и дорогам, сохранившим своё очарование со времен Лоренцо Лотто. Венеция, Бергамо, Урбино, Лорето, Монтефельтро.

Осень в Бергамо

В самом начале пресс-конференции я заподозрил итальянских устроителей выставки «Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке», нет, не в обмане!, но в легком преувеличении. Расстояние от города Урбино, старинной столицы Монтефельтро, до Бергамо составляет примерно 400-500 километров – трудно предположить, что регион Марке настолько велик. К тому же, перепутать невысокие горы Монтефельтро с предгорьями Альп довольно сложно. Несмотря на столь явные несоответствия, само название выставки выдвигает на первое место регион Марке в противовес региону Ломбардия, в котором находится хорошо известный русскому человеку город Бергамо – родина Труфальдино, Гаэтано Доницетти и Дж. Кваренги, автора многих построек в Санкт-Петербурге. Музей «Академия Каррара» из Бергамо представил на выставку три картины Лоренцо Лотто. Несмотря на столь значительное участие в выставке, на пресс-конференции с итальянской присутствовали лишь представители региона Марке, а также Посол итальянской Республики г-н Антонио Занарди Ланди (Antonio Zanardi Landi).
В чем же дело? Предполагаю, что ситуация объясняется достаточно просто. Стотысячный, но гордый Бергамо не может пожаловаться на отсутствие интереса со стороны российских туристов. Городок расположен неподалёку от Милана и озера Комо, и, несмотря на свои малые размеры, прямые авиарейсы связывают его с Москвой. В то время, как провинция Марке незаслуженно обделена вниманием русских путешественников. Как я уже писал, несмотря на расположение рядом с Флоренцией, Сан-Марино и Римини, кажущееся поначалу выгодным, живописный район Монтефельтро остается «терра инкогнита». Туристы обычно объезжают регион Марке по скоростным автострадам. А жаль, ведь помимо богатой истории и архитектуры, эта область способна привлечь любителей экологического туризма. И выставка Лоренцо Лотто может послужить хорошей рекламой для Марке, чем не преминула воспользоваться более заинтересованная сторона. Неоднократно в выступлениях итальянцев прозвучали фразы о том, что они благодарны ГМИИ им. А.С. Пушкина за предоставленную возможность показать широкой публике картины из небольших провинциальных галерей. Действительно, экспонирование произведений искусства в музее мирового уровня даёт отличные шансы попасть на глаза большому количеству зрителей, получить известность, подобающую имени художника. А там, глядишь, увеличится и поток туристов в Урбино, Анкону, Йези и Лорето.


В Верхнем Бергамо до сих пор можно увидеть то, что было построено ещё за несколько веков до Лоренцо Лотто

В экспозицию выставки вошли знаменитый «Портрет Лючины Брембати» (около 1518 г.), «Мистическое обручение св. Екатерины» (1523 г.) и «Св. Семейство со св. Екатериной Александрийской» (1533 г.). Все картины из собрания Академии Каррара (Бергамо). Увы, мне не довелось увидеть произведения Лотто в родных для них стенах. К сожалению, Академия Каррара во время моего визита в город была закрыта на длительную реконструкцию. Боттичелли, Рафаэль, Рубенс, Пизанелло, Карпаччо, Каналетто, Беллини, Мантенья – имена, сладкие для любого любителя искусства. Зато удалось увидеть циклопические стены Верхнего города, словно построенные древними великанами, и насладиться живописными пейзажами осенней Италии.
Лоренцо Лотто (1480-1556) родился в Венеции, но был вынужден покинуть этот город в достаточно юном возрасте. Его жизнь и творчество неразрывно связаны с городами таких регионов Северной Италии, как Ломбардия и Венето. За пределами Венеции, в провинции, Лотто получал заказы и работал, до конца своих дней обреченный на неустроенную жизнь. Жизнь художника была столь же беспокойной, как история самого Бергамо, пережившего после падения Римской империи нашествия варваров, борьбу против папской или императорской власти, а заодно и междоусобные споры между кланами гвельфов и гибеллинов. В конце концов, ослабленный бесчисленными конфликтами, город вошёл в состав светлейшей Венецианской республики (Серениссима), что обеспечило мир и процветание маленькому Бергамо как раз ко времени Лоренцо Лотто. Фасады многих зданий до сих пор украшают изображения крылатого льва, опирающегося лапой на открытую книгу – символ евангелиста Марка, покровителя Венеции.

Читать еще:  Лицо девушки боком карандашом. Как нарисовать лицо: основы и пропорции

Бергамо (Италия). Стены Верхнего города

Художник мог наблюдать, как власти Венеции возвели вокруг города новое кольцо укреплений, поражающее циклопическими масштабами и в наше время. Чтобы впечатления от Бергамо были понятны более четко, скажу, что рядом с темными стенами Верхнего Бергамо московский Кремль смотрелся бы подобно дачному забору на фоне настоящих крепостных стен. Увы, ни те, ни другие укрепления не сумели защитить свои города от врагов. Итальянские мастера были великими строителями, однако, их сооружения как будто несли на себе черную печать – враг без боя входил внутрь бесполезных крепостей. Когда-то Наполеон вторгся на Апеннинский полуостров и низложил Венецианскую республику. Чуть позже французы вошли в Московский Кремль, правда, итоги войны 1812 года отличались от итальянской кампании французского императора. Твердый камень оказался слабее в сравнении с людской отвагой и самоотверженностью русских патриотов, принесших свободу как своей стране, так и доброй половине Европы. В то время как борьба с нашествием Наполеона для бергамцев заключалась в основном в том, что самые храбрые жители города тщательно маскировали и сохраняли изображения главного символа Венецианской республики, крылатого льва, который был объявлен вне закона.

Ратуша Палаццо-делла-Раджоне (слева) и башня Кампаноне (справа)

Сердце Верхнего Бергамо – площадь Веккья (p. Vecchia) или Старая площадь. Архитектурный ансамбль площади сложился в эпоху Ренессанса, между 1440 и 1493 годами, после сноса некоторых старых зданий X-XI веков. Ратуша Палаццо-делла-Раджоне (Palazzo della Raggione) – символ средневекового города-республики – построена во второй половине XII века, но свой фасад получила лишь в 1453 году. Главное внутреннее помещение «Каприате» украшают фрески Браманте, собранные из различных церквей и дворцов Бергамо. Сегодня здание ратуши открыто для посетителей и используется для проведения выставок. С начала XIII века символом Бергамо становится его главная высотная доминанта на Старой площади – башня Кампаноне (Torre del Campanone), построенная еще в XI веке. Башню основательно перестроили после пожара 1486 года, и с тех пор она сохранила свой облик. Скорее всего, уже во времена Лоренцо Лотто площадь носила название Старой.
На другой стороне площади в наши дни располагается здание городской библиотеки Анджело Мея, строительство которой началось на полвека позже смерти художника. Зато церковь Сан-Микеле-аль-Арко (Chiese di San Michele all’Arco) известна с 897 года. По галерее ратуши можно пройти на маленькую площадь Дуомо (p. del Duomo), центральное место на которой занимает знаменитая базилика Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S. Maria Maggiore), главным украшением которой является великолепный разноцветный портал. Рядом с базиликой находится баптистерий, место для крещения, который был построен в 1340 году архитектором Кампионе. Восьмигранное сооружение по своим размерам значительно уступает аналогичным сооружениям во Флоренции или в Парме, но отлично гармонирует с порталом церкви Санта-Мария-Маджоре. Особое изящество ему придают стройные колонны второго яруса, выполненные из розового веронского мрамора.

Интерьеры базилики Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S. Maria Maggiore)

Как следует из названия, саму площадь планировали под строительство кафедрального собора Сант-Аллесандро (Duomo di Sant’Allessandro), посвященного святому покровителю Бергамо. Его возвели на месте прежнего храма, построенного в VI веке. Строительство велось долго : в середине XV века архитектор А. Аверулино (более известный как Филарете) построил неф и шесть капелл. Именно в таком состоянии собор видел Лоренцо Лотто, так как строительство продолжилось только в 1689 году, а купол появился лишь в XIX веке.
По лабиринтам узких улочек Верхнего города пять веков назад проходил Лоренцо Лотто. До наших времён сохранилось немало домов и сооружений, которые мог видеть великий художник. Туристам могут быть интересны особняки (палаццо) бергамской знати – семей Терци, Морони, Медолаго-Альбани и Альарди – теперь они открыты для посещения. Дома вельмож нетрудно узнать по обязательной башне, высота которой подчас символизировала размеры богатства и высоту положения в средневековом обществе. Я не зря столь тщательно привожу даты постройки той или иной церкви – скрупулезный читатель легко поймёт, что основные архитектурные доминанты Верхнего Бергамо не сильно изменились с XVI века, когда там жил Лоренцо Лотто.

Верхний Бергамо. Вид из замка на крыши Верхнего города

Лоренцо Лотто / Lorenzo Lotto (1480-1556). «Св. Семейство со св. Екатериной Александрийской» (1533) из собрания Академии Каррара, Бергамо

“. Менее драматична судьба другой картины, посвященной образу св. Екатерины – «Св. Семейство со св. Екатериной Александрийской». Картина подписана художником и датирована 1533 годом. В композиции, где центром притяжения служит фигурка спящего младенца Христа, заключена аллюзия на грядущую смерть Спасителя. Полотно давно признано одним из высших образцов колористического мастерства Лотто, сумевшего создать удивительную по красоте гармонию оттенков зеленого, красного и серого, переходящего от жемчужного до глубокого темного тона. Игру цвета художник обогащает вибрацией складок и светотени.”

Источники:

https://obiskusstve.com/1605821439761713517/lorentso-lotto/
https://zamorin.livejournal.com/349639.html
https://chernov-vlad.livejournal.com/137400.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]