2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Метафора моей жизни. Вы никогда не задумывались, в какой метафоре жизни вы живете

МЕТАФОРА МОЕЙ ЖИЗНИ

Психологическая игра для старшеклассников

Цель описываемой ниже игры — развитие креативности и эмпатии. Эта двойная цель достигается за счет того, что на разных этапах игры реализуются разные стратегии: на первом этапе в фокусе работы психолога — метафорическое мышление и творческие способности каждого участника в отдельности, на втором — процесс совместного творчества.

Примерное время на игру — два с половиной часа.

Необходимое оборудование: листы бумаги формата А4 и авторучки по числу участников.

Первый этап. «Жизнь — это. »

Ведущий. Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора. А ведь красивые метафоры — это не только атрибут художественного произведения, но и постоянный спутник почти любого нашего высказывания. Сколько выражений мы произносим, даже не задумываясь о том, что это метафоры! «Поговорить с глазу на глаз», «начать с чистого листа», «столкнулся с преградой», «витала в облаках», «вилами по воде писано», «искать общий язык» — как часто это звучит в наших разговорах. Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «расцвечивают» нашу речь, помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей.

А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир. Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим мироощущением и пониманием собственной жизни. Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое.

Ведущий раздает участникам листы бумаги и авторучки. Желательно, чтобы на этом этапе игры участники группы сидели за индивидуальными столиками.

Ведущий. Поставьте на листе цифру «один» и напишите: «Жизнь — это. » Я прошу вас закончить это предложение какой-либо метафорой, связанной. с питанием. Не удивляйтесь! Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие жизни через метафору из области питания.

На выполнение этого задания (как и на последующие аналогичные) необходимо дать 3–4 минуты. Участники пишут, после чего ведущий предлагает желающим озвучить свои определения. Если группа не слишком велика — в пределах двенадцати человек — то есть смысл дать слово всем.

Примеры метафор, придуманных участниками:

Жизнь — это винегрет эмоций, мыслей и поступков.

Жизнь — это орех с очень прочной скорлупой и неизвестной сердцевиной.

Жизнь — это вино: пока пьешь — приятно, а потом, когда болит голова, жалеешь.

Жизнь — это волшебное блюдо, которым — сколько ни ешь — насытиться невозможно.

Жизнь — это большая сладкая калорийная булочка, от которой растет живот и портится здоровье.

Ведущему следует положительно отозваться обо всех определениях и не допускать критических или насмешливых замечаний. Это позволит участникам группы почувствовать атмосферу психологической безопасности и проявить свои творческие способности, не опасаясь неудачи и осуждения.

Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «два» и снова написать: «Жизнь — это. » Но теперь нужно закончить это предложение метафорой какой-либо геометрической фигуры.

Определения снова озвучиваются всеми желающими.

Примеры метафор, придуманных участниками в результате выполнения этого задания:

Жизнь — это бесформенный кусок глины, из которого каждый лепит свою, ни на что не похожую фигуру.

Жизнь — это ломаная, проведенная нами на полотне реальности.

Жизнь — это многоугольник, углами которого человек затачивает самого себя.

Жизнь — это кристалл, в каждой грани которого человек видит свои разные отражения.

Жизнь — это пирамида: взбираясь к вершине, человек радуется, не думая, что потом сразу придется спускаться.

Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «три» и снова написать: «Жизнь — это. » Третьим заданием будет завершение этого предложения метафорой из области человеческих отношений.

Определения также снова озвучиваются.

Примеры метафор, придуманных участниками в результате выполнения этого задания:

Жизнь — это длинный извилистый путь, на котором происходит множество встреч и даже бывают попутчики, но финиша человек достигает всегда в одиночестве.

Жизнь — это налаживание связей с другими; чем их больше, тем прочнее человек держится.

Жизнь — это множество ниток между человеком и другими; нитки бывают тонкими и толстыми и иногда рвутся, но если ниток нет, то нет и жизни.

Жизнь — это черточка между датами, которая служит мостиком огромному количеству людей.

Жизнь — это прокладывание маршрута в человеческом море.

Ведущий. Следующее задание будет отличаться от предыдущих. Прочтите еще раз те три определения жизни, которые вы придумали, и подчеркните ключевые слова или словосочетания в каждом из них. Например, во фразе «Жизнь — это ломаная, проведенная нами на полотне реальности», очевидно, что ключевое слово «ломаная». Таким образом, у вас получится три слова или словосочетания. А теперь придумайте метафорическое определение жизни, в котором использовались бы все три слова или словосочетания.

После выполнения задания участники также озвучивают свои метафоры. Например, у одного из членов тренинговой группы получились такие ключевые слова: «орех», «ломаная», «путь». Итоговым метафорическим определением жизни у него стало следующее: «Жизнь — это огромный шар, похожий на грецкий орех, который приходится катить по ломаному пути, а узнать, что у него внутри, удается только в самом конце — и то не всегда».

Читать еще:  Пожелания художнику творческих успехов. Стихи с днем рождения художнику

Ведущий. В последнем созданном вами определении жизни подчеркните, пожалуйста, ключевое слово или словосочетание. Поверните лист бумаги другой стороной. В верхней части листа в середине строки напишите это слово или словосочетание. На что это похоже? Правильно, на заголовок. Потому что это название сказки или истории, которую я вас прошу придумать и записать. Время на эту работу — 20 минут.

Второй этап. «Я понял это так. »

Выполнение заданий по созданию метафор, будучи ценным само по себе, является еще и очень хорошей креативной разминкой, позволяющей настроиться на серьезную творческую работу. Когда участники группы завершат написание сказок и историй, ведущий предлагает желающим прочесть свои творения. Обычно далеко не все стремятся предать огласке результаты своей работы. Достаточно выслушать четыре-пять сказок.

Ведущий. Я прошу авторов, прочитавших свои сказки, встать. Остальные участники должны сделать выбор и определиться, какая из сказок оказалась для вас особенно привлекательной. К сожалению, выбрать можно только одну. Подойдите, пожалуйста, к автору выбранной вами сказки и встаньте рядом.

Число участников, собравшихся возле каждого из авторов, определяет рейтинг сказки. Если окажется, что какую-то сказку выбрал только один человек или не выбрал никто, то ведущий предлагает автору и выбравшему его сказку человеку сделать выбор из других сказок. Таким образом, образуется несколько групп.

Ведущий. Дорогие создатели сказок, прошу вас передать листочки с текстами ваших сказок кому-нибудь из стоящих рядом с вами людей. А теперь сами определитесь, какая из сказок (помимо вашей собственной) кажется вам наиболее привлекательной. Подойдите к той группе, у которой находится листочек с текстом этой сказки.

Итак, теперь у нас есть группы, в каждой из которых собрались люди, выбравшие ту или иную сказку. При этом авторы сказок находятся в других группах. Послушайте задание: каждой группе необходимо через тридцать минут средствами спектакля, пантомимы, живой скульптуры или любого другого жанра искусства отразить важнейшую идею выбранной вами сказки. Важно осознать глубинный смысл авторской метафоры и найти адекватную форму ее выражения. Приступайте!

Спустя полчаса каждая из групп представляет созданный ею продукт. Ведущий заботится о том, чтобы автор сказки, послужившей основой для группового творчества, оказался в первых рядах зрителей, чтобы ему было все хорошо видно и слышно. Следует подчеркнуть уникальность момента: меньше часа назад никакой сказки еще не было и в помине, даже замысла еще не было, и вот теперь рожденная творческим воображением конкретного человека метафора жизни нашла свое воплощение в сценическом действии, ожила, одухотворенная творчеством многих людей.

Ведущий обязательно задает автору сказки следующие вопросы:

– Что ты чувствуешь, видя «ожившей» свою сказку?

– Какие мысли породило в тебе увиденное?

– Удалось ли ребятам понять важнейшую идею твоей сказки, «расшифровать» твою метафору?

– Есть ли что-то замеченное ребятами в твоей сказке, что ты сам в ней не увидел?

Подведение итогов

По завершении обоих этапов игры необходимо провести ее обсуждение. Важнейшие вопросы:

– Какой из моментов этой игры оказался для вас самым трудным? Самым интересным?

– Что вас удивило? Огорчило? Обрадовало?

– Что нового вы узнали о себе? О других?

– Какие метафорические представления о жизни показались вам самыми точными и глубокими?

– Удалось ли вам почувствовать другого человека, присоединиться к его метафорическому взгляду на жизнь?

– Что этому помогло или помешало?

– Какой опыт вы приобрели в результате этой игры?

Метафора жизни

Метафора жизни — образное, художественное представление картинкой видения своей жизни, своего ощущения от происходящих в жизни событий. Внутренняя картинка жизни, выраженная внешними средствами — рисунком, движением или звуками. В данной статье мы использовали в первую очередь рисунки, с помощью которых люди отражают свои жизненные метафоры.

Каков смысл поиска метафоры жизни? Поняв, почувствовав, нарисовав и сформулировав свою метафору жизни, легче осознать, насколько наша или чья-то жизнь осмысленна, сильна, качественна и т.д.

Например, если человек говорит: «Моя жизнь напоминает мне ослика, который день ото дня уныло ходит по кругу и вращает колесо для перекачки воды», то не сложно понять и почувствовать его внутреннее состояние: серость и скука от однообразия вроде бы нужных дел. То, что делает ослик — нужно людям, с другой стороны — однообразно и скучно↑.

Какие люди — такие и метафоры. Какие метафоры — такая и жизнь. Метафора — точный датчик того, что происходит в вашей в жизни. Это важно.

Если машинист ведет паровоз, но у него нет датчика, показывающего давление в котлах — это рискованное путешествие. Если вы едете в автомобиле и не заглядываете на датчик, показывающий есть ли бензин в баке — это спорное путешествие.

Метафора — это тот внутренний чувствительный датчик, который очень точно расскажет вам о вас, есть ли у вас запас сил или вы работаете на пределе, вы на подъеме или в упадке, в борьбе или защите, что вы хотите и чего боитесь, ваша жизнь осмысленна или смысл потерян…

На что похожа ваша жизнь? Какой картинкой, какой метафорой вы могли бы описать свою жизнь, свои ощущения от того, как вы живете? Что это: восхождение на трудную вершину? Белка в колесе, бег по кругу со все увеличивающейся скоростью? Прогулка в тумане?↑

Если вы знакомы с расшифровкой метафор жизни, вы быстрее и глубже поймете свое состояние. Кроме того, если вы понимаете смысл всех деталей своей метафоры, вы можете ее использовать для формирования желаемого образа жизни.

Например, представляю свою жизнь, как большой межконтинентальный морской лайнер, который на полных парах плывет от одного континента к другому. Современное и прочное судно, которому не страшны бури и штили, туманы и льды. Белый лайнер, оснащенный современным оборудованием и богато отделанный, на котором много жизнерадостных людей. Корабль, которым управляет слаженная и профессиональная команда, который приятно удивляет и впечатляет.

Читать еще:  Роман «Война и мир». История создания, проблематика, жанр и композиция

Какой метафорой вы опишете свою жизнь? Внимание: 1) Не путайте метафору с мечтой: мечта — это реалистичное изображение жизни, о которой вы мечтаете, а метафора — это образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы. Зарисовка какой-то конкретной жизненной ситуации, которая вам например нравится — не метафора. «Хочу девушку — умную, красивую и порядочную» — это мечта, а «Девушка — это прекрасный цветок, ради которого восходит солнце» — это метафора. 2) Жизнь — это движение, поэтому метафора ЖИЗНИ — это отражение вашего движения, вашего пути. Какой метафорой вы отразите именно ДВИЖЕНИЕ вас по жизни: вы идете, летите, плывете, бежите, падаете, взбираетесь.

Будет интересно, если вы вначале опишите то, что родилось само по себе, как отражение сегодняшней реальности, а что вы решили доработать, чтобы новая метафора стала богаче и эффективнее организовывать вашу жизнь. Работа с метафорой жизни — один из самых простых, глубоких и эффективных способов работы с внутренней структурой личности. Это не только экспресс-способ видения своего сегодняшнего дня, это еще доступный и интуитивно понятный способ формирования своего будущего, своих ценностей и целей.

Рубрики

Свой край для жизни и отношений

Психолог Людмила Чередниченко

Сборник метафор о жизни

Решила собрать свои любимые цитаты-метафоры о всякой всячине. Хотелось собрать в одном месте размышления о жизни, об отношениях, о доверии.

Жизнь как сад. Цитата из книги Джулии Кэмерон «Путь художника»

«Представьте себе сад, в котором каждое растение имеет свое имя и место. Ни один цветок не теряет своей ценности, оттого что рядом с ним цветет другой. Каждый лепесток по-своему прекрасен и незаменим.
Давайте бережно относиться к этому саду. Не будем выдергивать с корнем идеи друг друга, так и не позволив им расцвести. Проявим терпение во время созревания, плодоношения и появления новых всходов. Давайте не спешить с осуждением кого-либо в бездумном стремлении искусственно ускорить его развитие. Пусть даже у художника, который делает первые шаги, всегда будет возможность попробовать, споткнуться, упасть и начать все снова. Не будем забывать, что в природе каждая потеря имеет свой смысл. В человеческой жизни то же самое. Обратив собственный провал себе на пользу, можно превратить его в компост, который удобрит нашу работу в следующем сезоне. Помните: перед нами долгий период посадки и сбора урожая, а не успех на скорую руку.»

Рассуждения о важных вещах из книг Макса Фрая

«Кстати, если ты полагаешь, будто «осознать призвание» — это просто высокопарный оборот речи, имей в виду, все гораздо хуже. Это скорее похоже на настоятельную потребность гусеницы свить кокон: невозможно противостоять зову собственной природы.»

«У меня иногда бывали трудные времена. Скажем так: порой у меня был всего один пирожок, в то время как мне хотелось съесть целый десяток. Но я никогда не выбрасывал этот единственный пирожок под тем предлогом, что хочу гораздо больше…»

«Имейте в виду: всякая хорошая история хочет стать рассказанной, как всякое семечко хочет прорости. когда человек носит в себе слишком много нерассказанных историй, он начинает сутулиться, голова ноет по утрам, а сны начинают повторяться — одно и то же, из ночи в ночь, сущий кошмар!»

«Время – страшная штука. Его нельзя отменит, правда? Даже если очень хочется… Оно идет, и все тут, убаюкивает нас своим ритмичным ходом, и мы начинаем думать, что так будет всегда… но однажды непременно наступает момент, когда выясняется, что его больше не осталось, и все закончилось – именно для меня, а не для кого-то другого.»

Немного моих метафор из личного опыта

Жизнь как книга.

Закончилась одна глава – обязательно начнется следующая.
Не вырывайте страницы после прочтения – это Ваш опыт.
Не устраивает сюжет — пишите свою историю.

Круговорот жизни в природе

В нашей жизни все идет по кругу: бурная весна дарит кучу энергии и сил для роста. Летом продолжается подпитка в нежных лучах, копятся ресурсы для будущих побед. После наступает осень — пора зрелости, сбора урожая и наконец, приходит зима — период покоя, сна — так необходимого для восстановления сил.

Природа циклична, наша жизнь тоже подчинена этим законам. Иногда это нужно просто принять как данность и подчинится требованиям ситуации. Действовать, когда это необходимо, и давать себе отдых после плодотворной работы.

Глубина моря и чувств

Не зря вода является символом эмоций.
Пусть на поверхности бушуют волны, на глубине звуки приглушаются, остается лишь легкое движение похожее на убаюкивающую колыбель.

Остается лишь наблюдать все разнообразие чувств: тут в виде рака-отшельника притаился страх, целой стайкой серебристых мальков промелькнули яркие воспоминания детства, На самое дно опустилась тяжелая и не поворотливая обида на родителей, царственно приплыла и захватила все внимание страсть.

Проходит мгновение и картинка меняется. Вдруг ты понимаешь, что вокруг тебя постоянное движение, ритм соответствующий дыханию самой жизни.
Движение не прекращается никогда. Оно завораживает, притягивает и манит к себе. Сначала погружение происходит на малую глубину, затем все глубже, глубже… Куда почти не проникает свет. Мир становится совсем незнакомым, непривычным, даже пугающим.

Для полноценной жизни нам как воздух необходим контакт с реальностью. Соприкоснувшись со скрытым миром чувств нужно обязательно всплыть на поверхность. Нужен проводник, который вернет нас в реальность и позволит вдохнуть свежий воздух.

Читать еще:  На всякого довольно простоты. На всякого мудреца довольно простоты (премьера)

ВНИМАНИЕ. Однажды нырнув в море чувств — ты уже не будешь прежним. Бездна, в которую удалось посмотреть, навсегда оставит в твоей душе свой след.

Сила жизни

Иногда желанная цель сильно отличается от реальности, но наша жизненная сила подобно ростку, не смотря на сопротивление, ищет путь к свету. Порой этот путь прямой и легкий, зачастую тернист и извилист, но главное не сдавайтесь — продолжайте движение.

В беседе об обидах

О том, что память и шрамы от нанесенных обид остаются и невозможно простить.

— Возьми стакан.
— Взял.
— Урони его и посмотри, что с ним случиться.
— Он разбился.
— А теперь проси прощения и посмотри, станет ли он опять целым.

Известная притча наталкивает на вопросы: Возможно ли простить обидчика? Возможно ли чтобы стакан стал снова целым?
После долгих размышлений клиентку озарило: «Может! Только для этого нужен мастер, умеющий обращаться со стеклом». А потом тихонько добавила: «И много-много тепла…»

Полноводная река отношений

Река и два берега как метафора полноценных и глубоких отношений между мужчиной и женщиной.
Итак, если представить что река – это отношения, эмоции, чувства, а берега – это два человека. При этом каждый из них может быть абсолютно разным, свободным в самовыражении, но в то же время все вместе они создают единый пейзаж.

Река находится в непрерывном движении, что символизирует саму жизнь, а также все эмоции, которые мы способны испытывать по отношению к другому. Река может быть спокойной, но глубокой, а может быть бурной с частыми порогами и поворотами. Порой из-за избытка влаги она выходит из своих берегов, смывая все на своем пути. Но проходят дни, вода спадает, а на разрушенных берегах остается плодородный слой ила. Иногда ее сковывает льдом от сильных морозов, но с первым теплом реки вскрываются, вновь продолжая движение.

Может наступить период засухи, когда река мелеет, теряет свою силу, еле движется, но после дождя уровень воды поднимается. Если же возникает запруда и наступает период застоя – вязкое болото, то самое время расчистить дно русла от всего лишнего, что преграждает путь течению.

У любой реки есть начало – исток, он чист, прохладен и приятен на вкус. Чем дальше по течению, тем выше вероятность замутить воду, но регулярная чистка русла – обеспечивает постоянное течение, а значит и чистоту потока. У каждой реки есть логичное завершение – озеро мечтаний, море эмоций, океан любви.

Берег левый и берег правый – они могут быть подобны друг другу, повторять каждый изгиб. Но вероятнее всего они будут абсолютно разными: один более крутой, другой пологий, на одном заросли кустарников, а на другом приятный песок. Русло также может менять свое направление, оно то разливается, то наоборот сужается, превращаясь в едва заметный ручеек. Иногда через реку перекинут мостик, появляется возможность встречи. Местами река так глубока и широка, что встреча как будто невозможна, но на самом деле у любой реки есть дно и общение происходит на самом глубоком уровне. Временами для встречи нужен паромщик.

Самое захватывающее во всей этой картине лично для меня в том, что отношения между людьми переменчивы, порой непредсказуемы, но в то же время так же прекрасны как и долина реки. И хороши они, лишь при целостном взгляде, когда учитывается все что происходит, легко воспринимаются любые перемены, одинаково ценятся все составляющие.

Доверяя потоку жизни

Отношения с водой для меня подобны отношению к жизни в целом. Я всегда любила воду, наверное, как и все дети. При этом не умела плавать, просто не получалось слаженно действовать руками и ногами. Приходилось барахтаться на мелководье.
Иногда чтобы пощекотать нервы я заходила на глубину по шею и чувствовала как меня вода начинает затягивать. Позже я все-таки научилась кое-как держаться на воде, но при мысли, что подо мной нет дна — начиналась паника. Так же я пыталась контролировать все происходящее в жизни.

Доверять воде и собственным силам я научилась в бассейне. Оказалось, что бассейн глубокий, но плыть все-таки нужно. Страшно, но пересилила себя и спустилась по лестнице. Сначала держалась ближе к бортику, часто делала перерывы. Потом все-таки стала двигаться уверено и могла проплывать от стенки до стенки. Ура. Больше похоже на внутренние изменения после тренинга или личной терапии, появилась уверенность, но нет опыта реальной жизни.

На море я уже окончательно поверила — вода меня держит. Какие я только кульбиты не вытворяла, наслаждалась движением тела, то ловила волну, то переворачивалась на спину, то усиленно плыла к какой-то цели. Полный восторг, период острой влюбленности в жизнь, состояние близкое к эйфории.

Чем дальше я продвигалась в отношениях с водой, тем лучше понимала, она бывает разной: холодной или теплой, соленой или пресной, мутной или прозрачной, спокойной или бурной — и мне нравилось пробовать свои силы в разной воде.

Но опять вступает «но…», как же без этого. Прыгнуть с вышки для меня было жутко страшно. Стою на краю, смотрю в пустоту. Умом понимаю это безопасно и не могу сделать шаг. Не могу отпустить контроль, не могу довериться жизни. Рядом со мной с визгом и восторгом прыгает народ. После длительной борьбы между страхом и желанием новых ощущений наконец-то решаюсь. Лечу. Вода меня принимает ласково, мягко погружаюсь, ноги касаются дна и я медленно всплываю на поверхность. Я все могу, главное не бояться и идти навстречу своим желаниям.

Научилась ли я жить в близком контакте с собой и другими?
Я все еще в бассейне! Умею, но мне страшно.

Источники:

http://psy.1sept.ru/article.php?ID=200700810
http://www.psychologos.ru/articles/view/metafora-zhizni
http://svojkraj.ru/sbornik-metafor-o-zhizni

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×