Моленная особняка с п рябушинского. Музей Горького в особняке С
Роскошь и тайны особняка Рябушинского в Москве
Без сомнения, одно из самых красивых зданий Москвы — особняк известного промышленника, мецената, коллекционера Степана Павловича Рябушинского (1874-1942), построенный по проекту знаменитого русского архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля (1859-1926) в 1900-1903 годах. Он считается одним из лучших образцов русского модерна.
Особняк Рябушинского, фотография начала XX века
С 1931 по 1936 годы в этом доме жил Максим Горький (1868-1936), а после его смерти — невестка Надежда Алексеевна Пешкова с внучками писателя. В 1965 году здесь был открыт мемориальный музей-квартира Горького.
Особняк Рябушинского в Москве, ныне — музей Максима Горького, фасад со стороны Малой Никитской улицы
Дом необычайно красив. Здесь можно найти элементы английской готики и мавританского стиля, японские мотивы. Мягкие узоры ограждений балконов и ограды напоминают о море, подчеркивают текучесть жизни — излюбленный шехтелевский прием. Стены облицованы светлым глазурованным кирпичом. Широкий мозаичный фриз с изображением ирисов придает зданию особую нарядность. Цветочный мотив повторяется и в рисунке оконных рам.
Вход в особняк Рябушинского со стороны Малой Никитской улицы
Особняк Рябушинского, деталь
Разные объемы создают игру света и тени. Глядя на здание, трудно сказать, сколько в нем этажей. Этим в свое время воспользовался старообрядец Рябушинский, по распоряжению которого был сделан «невидимый» третий этаж, на котором находилась старообрядческая молельня — до 1905 года старая вера преследовалась.
Особняк Рябушинского в Москве, фасад со стороны Спиридоновки
Интересно сравнить особняк Рябушинского с другим творением Шехтеля — домом Смирнова на Тверском бульваре, построенном чуть раньше. На мой взгляд, Смирновский особняк тяжеловесен и несколько мрачен, а дом Рябушинского — легкий и воздушный, хотя временами некоторая мрачность в интерьерах проскальзывает.
Рядом с особняком расположен двухэтажный флигель, в котором с 1941 по 1945 год жил писатель Алексей Толстой. В 1987 году в его стенах открыт мемориальный музей.
Главный вход в дом Рябушинских со стороны Малой Никитской улицы закрыт, вход в музей находится со стороны двора с улицы Спиридоновка.
Когда попадаешь внутрь, первое, что поражает — это холл с необычной лестницей из эстонского вазалемского мрамора. Своей колористикой помещение уподобляется морской пучине, а лестница — волне, которая стремится ввысь. Приковывает внимание люстра, выполненная в форме медузы, которую сверху закрывает плафон, изображающий панцирь черепахи. Ручки дверей отлиты в форме морских коньков.
Холл с лестницей
Особняк Рябушинского украшают 9 витражей, созданных русским живописцем Сергеем Арсеньевичем Виноградовым по эскизам Шехтеля. Они создают иллюзию пространства. К интерьерам приложил свою руку Михаил Александрович Врубель. Чувствуется влияние и Антонио Гауди,с которым Шехтель состоял в переписке.
Витраж на первом этаже под лестницей
Прежде чем подняться по лестнице, давайте осмотрим комнаты первого этажа. Они интересны тем, что отразили два культурных пласта — затейливый дом начала XX века богатого промышленника и мецената Степана Павловича Рябушинского и массивную, несколько мрачную стилистику 1930-х годов.
После революции особняк Рябушинского национализировали. В 1920-е годы им по-очереди владели Наркомат по иностранным делам, Государственное издательство РСФСР, Государственный Психоаналитический институт, детский сад «Дошкольная коммуна при ВЦИКе», «Всесоюзное общество культурной связи с заграницей». В результате были утрачены некоторые детали интерьера и предметы мебели.
В октябре 1932 года Максим Горький окончательно вернулся в Москву. Особняк Рябушинского был передан ему в качестве квартиры. С ним проживали члены семьи — сын Максим Алексеевич Пешков с супругой Надеждой Алексеевной (по прозвищу Тимоша) и дочками Дарьей и Марфой. В целом, особняк Рябушинского не очень нравился Горькому — он казался ему слишком вычурным и сложным.
После смерти Горького (Максим Пешков скончался двумя годами ранее) Надежда Алексеевна осталась жить в этом доме, её стараниями в 1965 году был открыт мемориальный музей Максима Горького. Обстановка здесь сохранилась такой, как при жизни писателя.
Первая комната — Секретарская. Мебель здесь тяжелая, по моде 1930-х годов.
Корреспонденция Максима Горького
Спальня — самая тихая комната. Большое окно выходит в сад. Спальный гарнитур был приобретен для меблировки дома Горького довольно случайно. На угловой полке стояли книги для ежедневного вечернего чтения. На прикроватной тумбочке — фотография старшей внучки писателя Марфы, одна из последних фоторабот Максима Пешкова. Об Италии напоминает картина с изображением морского берега близ виллы «Иль Сорито» в Сорренто, где жил Горький.
Витрина с безделушками в спальне
Кабинет наиболее полно отражает вкусы писателя, напоминая другие кабинеты Горького в Сорренто (Италия), Тессели (Крым) и на подмосковной даче в Горках. Здесь Горький работал с корреспонденцией, писал свои произведения. Резной стол, два табурета и кресло перед письменным столом — китайские, купленные у антиквара семьей писателя и Алексеем Толстым.
Музей Горького в особняке С. Рябушинского на Малой Никитской
Прогуливаясь по центру города, я не раз обращала внимание на необычный особняк, украшенный цветным панно с орхидеями. Не смотря на то, что дом окружен деревьями, что-то в нем есть такое, что приковывает взгляд. Уже позже я узнала, что это здание было построено знаменитым архитектором Ф.О. Шехтелем для богатого промышленника С.П. Рябушинского в начале XX века. Главной изюминкой этого особняка является знаменитая лестница-волна, которую архитектор установил в холле и которая безумно похожа на творения испанского архитектора Гауди в Барселоне.
Известен этот дом также как последнее пристанище великого писателя М. Горького, в котором он прожил несколько лет после возвращения на родину. Сейчас внутри размещается дом-музей М. Горького, который относится к Литературному институту. В связи с этим плату за вход не берут. Говорят, что сам писатель завещал, чтобы трудовой народ пускали внутрь бесплатно. Пока этот завет выполняется. Особняк Рябушинского находится на Малой Никитской улице д.6, рядом с храмом «Большое Вознесение», в котором венчались А.С. Пушкин и Н. Гончарова.
Вход на территорию музея открыт со стороны улицы Спиридоновка. Как я уже говорила, самостоятельно можно осмотреть интерьеры особняка Рябушинского совершенно бесплатно, оплатить надо будет только фотосъемку или групповую экскурсию. В основном в музее работают уже пожилые люди, которые очень интересно рассказывают об этом удивительном доме. При входе надо будет либо надеть казенные тапочки, либо приобрести бахилы, чтобы не испортить паркет из ценных пород дерева.
Далее мы сразу попадаем в холл и видим то, ради чего сюда непременно стоит прийти – сказочную мраморную лестницу, спроектированную Ф.О. Шехтелем. Она символизирует вечное движение, без которого немыслима жизнь.
В особняке Рябушинского
Незадолго до начала работы над особняком Степана Павловича Рябушинского известный зодчий побывал в Париже и познакомился с работами французского архитектора Франсуа-Ксавье Шелкопфа. Именно он был основателем пластического направления модерна. Шелкопф заметил, что в природе практически не существует прямых линий: и черты человеческого лица, и ветви дерева изогнуты и закруглены. Шехтель воплотил эти идеи в оформлении дома Рябушинского. За основу он взял морскую тему.
И темно-зеленые стены холла, и обтекаемая форма лестницы, которая заканчивается светильником-медузой с одной стороны и изящной скамейкой с другой, и приглушенный свет, проникающий через витражи окна на втором этаже, все навевает мысли о водной стихии.
Витраж на лестнице
На втором этаже интересны фигуры на капители мраморной колонны. Лилии, символизирующие чистоту и саламандры, изображающие зло, говорят о бесконечной борьбе двух начал.
Даже эстонский сероватый мрамор с прожилками, из которого выполнена лестница, напоминает песок, от которого только что отхлынула волна. При Рябушинских холл и столовая представляли собой единое целое. Позднее арку заложили и заменили дверьми, сделав помещение изолированным и, тем самым, потеряв главный замысел архитектора.
Дверь в столовую
Многие предметы интерьера, созданные Шехтелем, были утрачены. Так в столовой разобрали уникальный белоснежный мраморный камин, украшенный женщиной-бабочкой, закрасили фриз из тюльпанов, которые были символом счастья, безвозвратно исчезла люстра в форме цветков подснежника. Связаны эти изменения и с опалой большевиков на Рябушинских, и с проживанием в особняке М.Горького. Когда в 1900 г. был одобрен проект строительства этого смелого по тем временам здания, владельцу имения Степану Павловичу Рябушинскому было всего 26 лет. Однако он был одним из восьми братьев Рябушинских, владельцев огромного состояния и нескольких предприятий, и был весьма уважаемым и известным человеком. В начале XX века именно промышленники формировали облик новой Москвы, делая выгодные заказы модным московским архитекторам. Модерн Шехтеля пришелся по вкусу Рябушинскому.
Кроме необычного интерьера в доме была создана одна из первых в Москве система кондиционирования воздуха, лифт в подвальном помещении, поднимающий блюда в столовую, было проведено электричество и телефон. Кроме того был построен гараж для одного из первых автомобилей в городе. Этот дом не мог не привлекать внимания, однако прожить Степану Павловичу в нем пришлось не долго. В 1917 г. вместе с семьей он спешно покинул Россию и переехал в Италию, где открыл магазин тканей. Его братья также разъехались по разным городам Европы. Имущество их было национализировано, а в особняке на Малой Никитской какое то время размещались иностранное представительство, институт психоанализа и детский сад.
Однако когда в 1931 г. из Италии на родину вернулся М. Горький, ему предоставили для проживания этот дом. Писателю он не особо нравился, ему было чуждо искусство, которое стремилось изобразить несуществующее, и многое внутри особняка Горький переделал под себя. Так по всему дому, в том числе на центральной лестнице появились книжные шкафы, в которых писатель разместил свою внушительную библиотеку. Горький занимал первый этаж, так как был уже серьезно болен, и ему тяжело было подниматься по лестнице. На втором этаже жил его сын с супругой и детьми.
Поговаривают, что у Горького с невесткой были особенные отношения, возможно даже любовная связь. Надежда Алексеевна Пешкова осталась жить в особняке Рябушинского после смерти мужа и свекра вплоть до 1965 г. По слухам, в нее был влюблен сам И.В. Сталин и именно по этой причине все ее возлюбленные через какое-то время попадали под арест и умирали в тюремных застенках. После 1965 г. в доме на Малой Никитской открыли музей М. Горького. Итак, первый этаж остался таким, каким он был при жизни писателя.
В столовой собирались драматурги и писатели, проводились заседания писательского совета, велись дискуссии о судьбе литературы в новом государстве рабочих.
Примыкает к столовой библиотека, на потолке которой сохранилась удивительная лепнина, изображающая бутоны цветов и изящные завитки.
Особняк Рябушинского
“Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна – всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бестыжее”, – так писал К. Чуковский в своем дневнике об этом здании.
В действительности же особняк Рябушинского является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. По законам стиля, пространство развивается изнутри наружу: планировка интерьеров обуславливает асимметрию внешних стен здания. Здесь преобладают массивный кубический объем, контраст изгибов и строгих линий.
Особняк был выстроен в 1900-1903 годах по заказу банкира и фабриканта С.П. Рябушинского. Степан Павлович был также большим любителем и знатоком искусства, поэтому строительство дома было поручено его близкому другу – архитектору Ф. Шехтелю, который полностью спроектировал интерьеры и внешний вид здания.
Фриз здания облицован глазурованным кирпичом и мозаикой. Оплывшие формы наружных порталов и крылец вместе с узорами оконных рам и ограды предвещают плавность форм внутреннего пространства.
Интерьеры дома спланированы рационально, внутреннее пространство используется с экономией и расширяется при помощи витражей. Композиция помещений группируется вокруг парадной 12-метровой лестницы-волны.
Ф. Шехтель был приверженцем архитектурного символизма. Сочетая специфику модерна и учитывая интересы хозяев, он создал мир образов с общей тематикой водной стихии: лестница-волна – символ вечного движения жизни, лилии и саламандры на капители колонны у тайной старообрядческой молельни – символ борьбы добра со злом и т.д.
В декоре использовано множество растительных узоров, изображений насекомых, животных надводного и подводного мира: черепахи, медузы, морские коньки, ракушки и др. Окна вестибюля украшены витражами в виде огромного крыла бабочки, мозаика пола изображает водную зыбь, рельеф лепнины напоминает подернутый ряской пруд с нерасторопной улиткой.
В этом доме С.П. Рябушинский держал знаменитую реставрационную мастерскую икон. В 1917 году Рябушинским пришлось эмигрировать, часть собрания икон была передана в Третьяковскую галерею.
С 1919 года здесь располагался Госиздат, с 1925 по 1931 — Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей. В 1931 году Сталин предоставил особняк в распоряжение Максима Горького, позднее, в 1965 году, здесь открылся посвященный писателю музей, который можно посетить и сегодня.
Фото Ивана Егорова.
Интересное рядом
Городская усадьба П.А. Новикова – Н.В. Смольянинова – Л.М. Савелова
Дом № 15 в Трубниковском переулке – образец хорошо сохранившейся исторической застройки первой трети XIX в., имеющий мемориальную ценность. Дом связан с именами видных общественных деятелей того времени: П.С. и Д.П. Руничей, П.А. и Е.П. Новиковыми, Л.М. Савеловым.
Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля
Государственный Литературный музей образован в 1934 году. На сегодняшний день коллекция музея составляет свыше полумиллиона единиц хранения, что позволило наполнить одиннадцать мемориальных экспозиций, ныне известных не только россиянам, но и далеко за пределами страны: «Музей-квартира Ф. М. Достоевского» (в составе ГЛМ с 1940), «Дом-музей А. П. Чехова» (1954), «Музей-квартира А. В. Луначарского» (1964), «Дом-музей А. И. Герцена» (1976), «Дом-музей М. Ю. Лермонтова» (1981), «Музей-квартира А. Н. Толстого» (1987), «Дом-музей М. М. Пришвина» в Дунине (1980), «Дом-музей Б. Л. Пастернака» в Переделкине (1990), «Дом-музей К. И. Чуковского» в Переделкине (1995), «Музей Серебряного века» (1999), «Информационно-культурный центр «Музей А. И. Солженицына» в г. Кисловодске» (2014). Все отделы Государственного литературного музея живут многогранной творческой жизнью. Почти каждый день в их стенах проходят разнообразные встречи – литературные и музыкальные вечера, театральные представления, научные заседания и конференции, детские праздники и олимпиады, интерактивные занятия и лекции. Научные сотрудники Государственного литературного музея активно общаются с коллегами из других учреждений культуры, они охотно делятся своими знаниями и опытом, помогают исследователям истории русской литературы и культуры, школьным педагогам, библиотечным работникам, журналистам, представителям творческих профессий.
Дом причта церкви Спаса на Песках
По адресу переулок Каменная Слобода, дом 2 расположены сразу три строения. Все они выходят на небольшую Спасопесковскую площадь, образуемую застройкой XVII – начала XX веков, и принадлежали когда-то причту церкви Спаса на Песках. Левое из трех строений (№1) – доходный дом церкви Спаса Преображения 1911 года. Справа в ряду стоит дом, также составлявший владения причта (стр. 2). Его первый этаж в конце XIX века занимала приходская школа. Но наиболее интересен центральный из трех домов, это одноэтажная деревянная постройка 1837 года, принадлежавшая причту.
Дом князя Гагарина
Разные хозяева были у владения, но почти все они хотели устроить здесь детскую больницу – что до сих пор не поменялось.
Усадьба М.П. Арбузовой
От некогда большой купеческой усадьбы сейчас уцелел только главный дом, выходящий на красную линию Знаменки
Особняк С.А.Тарасова – А.И.Бакакина
В интерьерах здания сохранились лепной потолочный декор, роскошные золоченые зеркала и изысканная старинная мебель с ножками-луковицами и шелковой обивкой.
Усадьба Засекиной
Старинный дом, похожий на «средневековый замок», принадлежал масонам?
Городская усадьба Н. Н. Монахова ‒ М. И. Стуловой, XIX ‒ начало ХХ в., архитекторы Талмер, Н. Г. Зеленин
История этого небольшого владения в Малом Знаменском переулке прослеживается с XVIII в. Но только в 1840 г. купец Нефед Никитич Монахов построил тут двухэтажный каменный дом по красной линии улицы и хозяйственный флигель во дворе.
Дом Заборовой -Трубецких – Уваровых
В тени деревьев, за забором, притаился симпатичный особнячок: судьба его и прежних обитателей была насыщена довольно громкими именами и событиями, о которых говорила вся Москва…
Гимназия Брюхоненко
Самые известные выпускницы этой гимназии – Вера Холодная, Марина и Анастасия Цветаевы, Наталья Сац и Елена Дьяконова, которую весь мир знает как Галу Дали
Дом И.С. Остроухова в Трубниках
В маленьком деревянном доме послепожарной постройки 20-х годов XIX века, когда-то располагался знаменитый на всю Москву частный «Музей личного вкуса», а сегодня – научно-экспозиционный отдел Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля. Деревянный дом с мезонином на каменном цоколе был построен в 1822 году для коллежской ассесорши Елизаветы Сонцевой. Особняк не раз менял своих хозяев: в разное время им владели архитектор Александр Мартынов, основатель знаменитой богадельни Иван Барыков. В конце позапрошлого века дом с мезонином принадлежал представителям большой купеческой фамилии братьям Дмитрию Петровичу и Петру Петровичу Боткиным. Музейную историю особняка можно вести с 1889 года, когда дочь миллионера-чаеторговца Надежда Петровна Боткина выходит замуж за художника-пейзажиста, друга Павла Михайловича Третьякова, коллекционера Илью Семеновича Остроухова. В качестве приданного Петр Петрович Боткин передает зятю дом в Трубниковском переулке, который тот в свою очередь превращает в знаменитый домашний музей. В собрании Остроухова – картины Левитана и Серова, Врубеля и Репина, Матисса и Дега, Ренуара и Мане. Отдельного упоминания заслуживает огромная коллекция русских икон. «Музей личного вкуса» – так Илья Семенович сам называет своей собрание. После революции, в 1818 году, «Музей личного вкуса» национализировали, а бывшего владельца коллекции назначили ее пожизненным хранителем. На протяжении 11 лет, вплоть до смерти Ильи Семеновича, особняк носил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова», став отделом Государственной Третьяковской галереи. Не прошло и месяца после похорон Ильи Семеновича, как «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова» был ликвидирован, а коллекция поделена между крупными галереями. В 1979 году особняк в Трубниковском переулке было решено передать Государственному музей истории российской литературы имени В. И. Даля. Реставраторы постарались восстановить здание в том виде, в каком оно существовало в конце XIX века. Во время ремонта были сохранены планировка и элементы декора. 1984 года по 1992 здесь располагалась экспозиция, посвященная истории отечественной литературы XX века. А в 2014 году музей получил очередное название – научно-экспозиционный отдел «Дом И. С. Остроухова в Трубниках». Здесь проходят крупные, в том числе международные, историко-литературные выставочные проекты. Проводятся творческие вечера современных писателей, музыкальные концерты, занятия для детей, лекции и дискуссии, а также научные конференции, посвященные истории литературы и современному литературному процессу. А на первом этаже особняка расположен музейный книжный магазин «Остроухов» с прекрасным выбором литература гуманитарной направленности.
Источники:
https://anashina.com/osobnyak-ryabushinskogo-v-moskve/
https://shagau.ru/2015/11/15/muzej-gorkogo-v-osobnyake-s-ryabushinskogo-na-maloj-nikitskoj
https://um.mos.ru/houses/4005/