Моне бульвар капуцинок в париже описание. Бульвар Капуцинок Моне
История одного шедевра: «Бульвар Капуцинок» Моне
До середины XIX века идея пленэра была трудно осуществима с технической точки зрения. Художники готовили краски сами, это был долгий трудоемкий процесс. После появления масляной краски в тюбиках стало возможно работать на свежем воздухе. Учитель Клода Моне Эжен Буден говорил: «Три мазка кистью на природе стоят двух дней работы в студии». Когда Моне впервые услышал эти слова, то не поверил. Только из любопытства он купил коробку «портативных» красок и отправился на свой первый пленэр. Этот опыт стал откровением: «Вдруг словно пелена спала с моих глаз: я понял, почувствовал, что такое живопись; … я понял свое предназначение… мои глаза открылись, я по-настоящему понял природу, и в то же время научился любить ее».
«Бульвар Капуцинок» был написан незадолго до знаменитой выставки 1874 года, когда, собственно, появился термин «импрессионизм». Моне, находившийся в студии своего друга фотографа Надара, словно бы сделал кадр, остановив на мгновение суетливую жизнь бульвара.
Дом № 35 на Бульваре Капуцинок — студия Надара. Здесь проходила выставка 1874 года, и здесь же Моне писал «Бульвар Капуцинок». Источник: wikipedia.org
Моне обрывает композицию: фигуры мужчин справа обрезаны, из панорамы бульвара выхвачен, казалось бы, непримечательный фрагмент. Однако художник и не ставил целью выделить что-либо конкретное на улице, но постарался передать эффект беглого взгляда в окно. Солнечный свет, яркие краски в толпе усиливают ощущение темпа столичной жизни и атмосферы на улице.
«Бульвар Капуцинок», 1873. Источник: pushkinmuseum. art
Во второй половине XIX века Бульвар Капуцинок был одним из центров культурной жизни Парижа. Помимо первой выставки импрессионистов в фотостудии Надара, здесь прошел премьерный публичный кинопоказ братьев Люмьер и работал концертный зал «Олимпия», существующий до сих пор. Свое же название бульвар получил от женского монастыря капуцинок, который был создан по приказу Людовика XIV. В середине XIX века бульвар кардинально переделали, спилив часть деревьев и расчистив место под Площадь Оперы.
Источник: paris1900. lartnouveau.com
С 1858 года, когда Оскар-Клод Моне (кстати, до 22 лет Моне называли Оскаром, но затем он решил отказаться от этого имени, оставив Клод) впервые отправился на пленэр, и до смерти в 1926 году он не переставал писать. После того, как Буден, по признанию живописца, раскрыл ему глаза, он начал воспринимать мир в отражении солнечных лучей. Неизменным источником вдохновения была природа.
Клод Моне в своем саду. Источник: archive.ru
Уже в подростковом возрасте Моне показал семье и учителям, что не собирается следовать правилам. На уроках он откровенно скучал, сбегал из школы и справиться с ним было невозможно. «Когда поднималось солнце, море становилось прекрасным. Было так здорово бегать по высоким скалам на свежем воздухе или со всего разбегу бросаться в воду», — вспоминал Моне, сохранивший верность морю и любовь к нему на всю жизнь.
Скалы в Бель Иль (Пирамиды Порт-Котон. Бурное море), 1886. Источник: pushkinmuseum. art
После скоропостижной кончины матери образованием ребенка занялась его тетя Жанна Лекард. Она увлекалась живописью и, узнав о тяге мальчика к искусству, начала поддерживать его, в том числе, нашла ему учителей.
Весной 1861 года Моне призвали в армию. Семья предложил откупить его взамен на согласие оставить живопись. Но Моне не согласился и отправился служить в Алжир. Позже он признавался, что краски Африки повлияли на его стиль: «Я постоянно видел что-то новое. В моменты отдыха я пытался запечатлеть то, что видел. Вы не можете себе представить, насколько расширились мои познания и как изменилось мое восприятие. Сначала я не отдавал себе отчета в том, что впечатления от цвета и света, полученные там, со временем упорядочатся, но зерно моих будущих поисков было посажено именно там».
В 1865 году Париж заговорил об Эдуарде Мане. Его полотно «Завтрак на траве» заставило критиков понервничать. Моне же и другие молодые художники встретили полотно с восторгом, попытавшись создать свои интерпретации на ту же тему.
«Завтрак на траве», 1866. Полотно, написанное Моне под впечатлением от картины Эдуарда Мане. Источник: pushkinmuseum. art
Созвучие фамилий Моне и Мане крайне раздражало последнего. «Кто такой этот Моне? — вопрошал Эдуард. — Он позаимствовал мое имя, чтобы воспользоваться той шумихой, которая поднялась вокруг него». В свою очередь Моне уважал Мане и с восхищением отзывался о тех работах, которые хулили все.
Понятие «импрессионизм» родилось на выставке 15 апреля 1874 года. Один из журналистов, готовя разгромную рецензию, взял название картины Моне «Впечатление» и «обозвал» всех участников вернисажа впечатленцами, то есть импрессионистами. То, что должно было стать оскорблением, в итоге зазвучало гордо. И хотя само направление прожило около 15 лет — затем его вытеснили другие измы и прочие течения, — оно стало вехой в истории искусства.
«Впечатление. Восходящее солнце». Картина, давшая имя импрессионизму. Источник: wikipedia.org
Моне сетовал в одном из писем: «Нужно всего две руки и сотни холстов. Но погода меняется так быстро». В погоне за неуловимым светом, который менял все, Моне проводил часы. Он писал сериями одни и те же объекты (прибрежные скалы, стога сена, Руанский собор) в надежде остановить мгновение. Это была титаническая работа, требовавшая колоссального напряжение зрения. К сожалению, глаза художники с годами все хуже справлялись со столь интенсивной ежедневной работой — к 1912 году Моне оказался на грани полной потери зрения. Ему пришлось перенести несколько операций, которые, хотя и были в целом удачными, не смогли, конечно, восстановить главное, что было у Моне, — зрение. Несмотря на это, он продолжал работать до последних дней. Одно из самых грандиозных своих произведений — панно с водными лилиями — Моне создал незадолго до кончины.
Источники:
«Моне. Жизнь и творчество в 500 картинах» С. Ходж
«Чарующее безумие. Клод Моне и водяные лилии» Р. Кинг
«Клод Моне. Раннее творчество» Ю. Астахов
«Клод Моне. Позднее творчество» ред. Л. Жукова
Лид и анонс на главной странице: pushkinmuseum. art
Бульвар Капуцинок — картина Клода Моне
«Бульвар Капуцинок» или «Бульвар Капуцинок в Париже» — одна из самых известных работ великого французского художника-импрессиониста Клода Моне. Картина была написана в 1873 году. Холст, масло, 79,4 х 59 см. Находится в музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва.
Бульвар Капуцинок в творчестве Клода Моне занимает особое место. Он неоднократно изображал это многолюдное и выразительное место на своих картинах. Совершенствуя технику импрессионизма, Моне пытался не только поймать выхваченный из времени кадр, но также выразить своё впечатление от обширного бульвара, по которому снуют люди, от состояния атмосферы, характера света и цвета в определённое время года и дня. Как один из самых талантливых художников не только в среде французский импрессионистов XIX века, но и в истории живописи, Клод Моне творил совершенно фантастические произведения. Сиюминутное впечатление от увиденного при помощи особой палитры красок и особой техники написания передаётся на картине как волшебная фантазия, тем не менее очень реалистично изображающее городской пейзаж.
В этой работе мастер живописи не использует чётких линий. Люди выглядят лишь как силуэты, небрежные мазки. Главным здесь является атмосфера и цвет. Дома, деревья, люди — это всего лишь способы подчеркнуть состояние воздуха и красивое освещение, состояние души художника, настроение безудержного счастья и удовольствия. Импрессионизм, в частности, данную картину, стоит рассматривать не по частям и деталям, а в целом. Если рассматривать детали, то можно увидеть лишь разрозненные мазки и кривые линии, однако если отойти от картины на некоторое расстояние и попытаться увидеть бульвар Капуцинок глазами художника, то она буквально оживает. Яркое солнце освещает бульвар, здания возвышаются над площадью, внизу гуляют и шумят люди. В своём произведении Моне удалось достичь главной цели всех импрессионистов — показать состояние атмосферы, влияние света и цвета на окружающие вещи.
Картина «Бульвар Капуцинок», которая была выставлена в 1874 году, была воспринята зрителями не очень хорошо. Зрители и критики были возмущены тем, что люди и другие объекты на картине изображены столь пренебрежительно, при помощи простых мазков. Когда импрессионисты только начинали свой путь, общество относилось к ним с откровенным непониманием и даже насмехалось над их картинами и убеждениями. Сегодня «Бульвар Капуцинок» и другие картины импрессионистов считаются шедеврами мировой живописи, которые повлияли на развитие всей живописи в целом, изменили многие понятия и вековые устои, подарили новые техники изображения и способы передачи состояния атмосферы и настроения.
“Бульвар Капуцинок” Клода Моне
У Клода Моне есть две картины с видом на бульвар Капуцинок. Одна сейчас находится в коллекции музея им. Пушкина в Москве, а вторая – в музее Нельсона-Аткинса в Канзас-сити. И оба музея имеют право надеяться, что именно их «Бульвар» участвовал в самой первой выставке импрессионистов, которая проходила в Париже в 1874 году.
Сейчас уже невозможно разыскать доказательства в пользу одной из картин, но можно легко составить представление о том, как эту картину воспринимали современники. Тот самый арт-критик Луи Леруа из газеты Le Charivari, который смеха ради назвал молодых художников импрессионистами, безжалостно прошелся и по «Бульвару Капуцинок» Клода Моне. Он писал:
«Да вы знаете, в какой технике выполнены эти пятна? В той же самой, что используют маляры, когда подновляют облицовку фонтанов! Шлеп! Блям! Бум! Как легло, так и легло! Это неслыханно! Это ужасно! Меня сейчас удар хватит!»
Злосчастный критик не унимается, его возмущают неразборчивые черные пятна в нижней части картины: «Выходит дело, и я похож на такое же черное пятно, когда прогуливаюсь по бульвару Капуцинок? Гром и молния!» Справедливости ради, Моне действительно искажает перспективу бульвара и с помощью нескольких трюков создает ощущение быстрого, случайного взгляда, брошенного сверху на шумную, многолюдную улицу.
Картина написана с балкона студии фотографа Надара – той самой студии, где позже состоится первая выставка импрессионистов и где Луи Леруа придумает термин «импрессионизм». По сохранившимся фотографиям мы можем предположить, что фото-ателье занимало два верхних этажа 4-этажного здания. И если судить по перспективе, в которой написаны дома на противоположной стороне улицы, то Моне стоял с мольбертом на третьем этаже. Здесь все сходится. Но фиакры и прохожие написаны так, как будто художник как минимум влез на крышу. Если не выше.
Над картинами импрессионистов смеялись и критики, и зрители. Главный упрек и повод для насмешек – недоработанность, эскизность, которую художники-выскочки осмелились выдавать за новую ценность живописи. Достаточно посмотреть на несколько эталонных салонных полотен того времени и сравнить их с «Бульваром Капуцинок», чтобы понимать, в какую ярость приводили критиков новые живописные и композиционные решения молодых художников.
Моне не интересуют люди – он безжалостно обрезает фигуры двух мужчин, стоящих на балконе. От одного из них оставляет только шляпу. На каждого прохожего, гуляющего по бульвару, отводится в лучшем случае три-четыре мазка. Чаще – один. Фиакры тонут в густой золотой реке, которая изображает освещенную солнцем улицу. И один наглый золотой зигзагообразный росчерк брошен практически в центр картины.
Моне интересен только этот световой эффект – большая тень от здания, которая на закате перерезает широкий, залитый солнцем бульвар. И еще ощущение непрерывного движения, которое создается исключительно живописными средствами.
Источники:
https://diletant.media/articles/42889449/
https://art-assorty.ru/14562-bulvar-kapucinok-mone.html
https://zen.yandex.ru/media/id/595ca3dee86a9e3f7efbc39b/5cbd938a20749800b5aedd9f