6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Музей андрея рублева режим работы. Музей древнерусской культуры им

Музей андрея рублева режим работы. Музей древнерусской культуры им

Музей имени Андрея Рублева

Информация

Другое

Действия

3 976 записей Показать все записи

В Музее имени Андрея Рублёва 14 февраля открывается выставка «Дорогами Святой Руси. Иконы русских святых из собрания Николая Паниткова». На ней вы сможете увидеть, в частности, икону преподобного Феодосия Тотемского, Показать полностью… чей день памяти отмечается сегодня.

ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ ТОТЕМСКИЙ
Конец XVIII – начало XIX века. Тотьма
Дерево, темпера; 33,3 × 29,5 см
Собрание Н.С. Паниткова

Преподобный Феодосий Тотемский († 1568) происходил из вологодского рода Сумориных. После смерти жены принял постриг в Спасо-Прилуцком монастыре, наблюдал за монастырскими соляными варницами в Тотьме, где в 1554 году основал Спасо-Преображенский монастырь. Носил под одеждой власяницу, вериги и железную шапку. Местное почитание преподобного началось в монастыре сразу после кончины. В 1626 году местным тотемским иконописцем Яковом была написана первая икона святого со слов знавшего его при жизни старца Космы Любевцова. На протяжении XVII века сложились две редакции его жития. В 1729 году было установлено местное празднование святому.
В 1796 году при перестройке храмов обители были обретены нетленные мощи святого, после чего начался процесс его общерусской канонизвции, завершившийся в 1799 году.
На иконе преподобного Феодосия Тотемского из собрания Н.С. Паниткова совмещены два основных типа изображения святого: лежащим во гробе и стоящим на фоне основанного им монастыря в молении иконе Богоматери Одигитрии Суморинской-Тотемской, с которой, по преданию, он пришел в Тотьму из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. Стилистическое решение памятника в духе барокко характерно для иконописания вологодских земель на рубеже XVIII-XIX веков.

Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ
XVI век. Север (?)
Дерево, темпера; 87 × 36 см Показать полностью…
КП 3721

Святитель Иоанн Златоуст, один из Отцов Церкви, родился в Антиохии, где его крестил архиепископ Мелетий, также прославленный в лике святителей. Приняв монашество, Иоанн некоторое время вел отшельнический образ жизни, а после возвращения в Антиохию был поставлен в диаконы и затем в священники. С 397 по 404 год он занимал архиепископскую кафедру в Константинополе, но из-за конфликта с императрицей был изгнан со своего поста и отправлен в ссылку. Умер в ссылке в Команах в Абхазии. Тридцать лет спустя его останки перевезли в в Константинополь. 27 января (9 февраля) 438 года корабль, на котором их перевозили, был торжественно встречен в гавани византийской столицы. Это событие отмечается как день Перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста.
Златоустом Иоанна называли за дар красноречия. Его литературное наследие самое обширное из всех Отцов Церкви и включает более 900 сочинений, среди которых Литургия, 7-ая молитва вечернего правила, проповеди, беседы и наставления.
Изображения Иоанна Златоуста традиционно входили в деисусные ряды иконостасов. Образ из собрания Музея имени Андрея Рублёва относится именно к деисусным иконам. Колорит ее строится на благородном сочетании нежно розовых, вишнево-красных и серо-голубых оттенков и дополнен яркими красными акцентами. Графичность и уплощенное решение фигуры позволяют отнести памятник к произведениям северной художественной традиции, стилистически связанных с Ростовом.

Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва

ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР СТУДИТ
(копия росписи северной грани северо-восточного столпа церкви Спаса на Ковалеве в Новгороде 1380 года)
1977 год. Копиист А.П. Греков Показать полностью…
Бумага, темпера; 150 × 80 см
НВФ 230

Преподобный Феодор Студит (759-826) – византийский церковный деятель и писатель. Происходил из семьи константинопольского чиновника, уже в юности участвовал в богословских спорах, демонстрируя мастерство ритора. В 22 года Феодор удалился из Константинополя в монастырь, где игуменом был его дядя – святой Платон. Затем стал настоятелем монастыря Саккудион, а через некоторое время перебрался с братией в Студийский монастырь Константинополя, который при его игуменстве получил строгий общежительный устав. Феодор осудил императора Константина VI за его второй брак при жизни первой жены, за что его подвергли истязаниям и ссылке. В 798 году он вернулся, но с 809 по 811 год снова оказался в ссылке из-за разногласий с императором и патриархом. Поскольку святой жил в эпоху, когда на византийском престоле часто находились императоры иконоборцы, то святой постоянно подвергался гонениям от них и оказывался в ссылке. Несмотря на реабилитацию при императоре Михаиле II Травле, он не вернулся в столицу и поселился в Вифинии, где в скончался, в окружении учеников. На соборе 842 года был причислен к лику святых, 26 января/ 8 февраля 845 года его мощи были перенесены в Константинополь.
Изображения преподобного Феодора Студита традиционно входили в программу монументального убранства храмов. Его образ был помещен северо-восточном столпе церкви Спаса-Преображения на Ковалеве близ Новгорода, расписанной южнославянскими мастерами в 1380 году. В годы Второй мировой войны храм был разрушен. Александром Петровичем Грековым (1910-2000) была разработана технология восстановления стенописей из разбитых на множество мелких частей фрагментов. В связи с этой работой выполнял копии росписей, среди которых хранящийся в Музее имени Андрея Рублёва образ преподобного Феодора Студита.

Читать еще:  Видит девица что тут люди добрые живут. Сказка о мертвой царевне

Музей в Москве Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

адрес

Андроньевская пл., 10

метро

цена билета

режим работы

телефон

Рецензия «Афиши»

Музей расположен в Спасо-Андрониковом монастыре (основанном митрополитом Алексием в 60-е годы XIV века), где в разное время подвизался святой Андрей Рублев. В древнейшем архитектурном памятнике Москвы, Спасском соборе (1420-е), до 1950 года находился архив Министерства государственной безопасности. Когда Рублева официально признали великим русским художником, лучшего места для его музея было не найти. Первоначально в музее находились только копии и фотографии. Потом сюда стали поступать иконы, списанные по ветхости из провинциальных фондов, снятые со стен фрески. Сейчас в музее 5 тысяч икон, и среди них — работы Дионисия. Кроме иконного фонда, музей владеет собранием иконных окладов, литургических предметов, рукописных и печатных книг (в том числе — богослужебных и певческих старого обряда). Где-то рядом с собором, расписанным Рублевым (фрески сохранились лишь в оконных проемах алтаря), находится его могила.

Лучшие отзывы

Провела на выставке больше двух часов – сначала слушала экскурсию (стоит недорого и можно заранее не заказывать), потом не могла уйти всё ходила смотрела и думала – Господи, вот куда нужно обязательно водить детей (внуков), показывать, что мы потеряли, какой великой была Россия

В чудесный, июльский, дождливый день, сходила на открытие выставки “Иконы эпохи Николая II”, приуроченная к 100-летию со дня мученической кончины императора Николая II и его семьи. Выставка открылась в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева,который расположен в стенах знаменитого Спасо-Андроникова монастыря, где великий иконописец Андрей Рублев расписал Спасский собор – ныне древнейший храм Москвы.,

У меня было немного приподнятое настроение от предвкушения встречи с прекрасным, и немного грустное от осознания,того что уже 100 лет прошло, cо дня, когда последнего русского императора Николая II вместе с его семьей и слугами, расстреляли. Сейчас мы все осознаем всю жестокость того времени.
«На экспозиции представлены высококлассные произведения иконописцев и ювелиров – поставщиков императорского и великокняжеских дворов, таких как В.П.Гурьянов, И.С.Чириков, М.И. Дикарев, Д.Л. Смирнов, О.Ф.Курлюков, Карл Фаберже, И.П.Хлебников.»
В первом разделе выставки размещены мемориальные иконы, связанные с важными событиями в жизни императорской семьи.
Во втором зале представлены произведения, отражающие историю прославления русских святых – Серафима Саровского, Феодосия Черниговского,Иоасафа Белгородского и др., происходившего при личном участии императора, а также иконы, предоставленные Русской Православной Старообрядческой церковью. Ведь подлинный расцвет старообрядческой иконописи произошел после обнародования в 1905г. Императорского Манифеста о веротерпимости, который даровал ревнителям старой веры возможность открыто ее исповедовать, служить в старых храмах и строить новые.
В последнем разделе выставки- в иконописи отражены трагические события Первой мировой войны и революции. В годы первой мировой войны складывается и получает широкое распространение иконография Богоматери Августовской («Явление Богоматери русским воинам в «Августовских лесах»). Её композиция основывалась на свидетельствах очевидцев, видевших накануне сражения под местечком Августов в сентябре 1914 года образ Богоматери в ночном небе.
Во многих иконах использованы темперные краски, на основе измельченных минералов, такие же краски применялись издревле, а техника темперной живописи по праву считается одной из самых древнейших и сложных в освоении, поскольку темперные краски ведут себя при высыхании иначе, нежели более привычные масляные.
Специалисты утверждают, что при благоприятных условиях, без перепадов температур и влажности, иконы, написанные этими красками будут в хорошем состоянии не менее 200-300 лет, то есть не одно человеческое поколение.
На выставке также представлены особо ценные ювелирные изделия. “Уникальным экспонатом является последнее пасхальное яйцо Фаберже для Императорского дома, работа над которым осталась незавершенной, так как Пасху 1917 года царственная семья встречала в заточении в Александровском дворце Царского Села. На этом пасхальном яйце, получившем название “Созвездие Цесаревича”, представлена точная карта созвездий, находившихся над горизонтом в секунду рождения цесаревича”
Иконы, представленные на выставке – красивые и живописные, от них как будто исходит невидимый, божественный свет . Слов нет, чтобы передать всю гамму чувств и ощущений, которые я испытала, от грусти до полного восхищения, постоять перед иконами и подумать о вечном затруднительно, так как на выставке очень много посетителей. Выставка продлится до 23 октября 2018 года.

Открытие выставки “Северные экспедиции” в музее Андрея Рублёва было приурочена к Ночи музеев, которая проходила под девизом “Шедевры из запасников”. Не секрет, что фонды музеев гораздо больше того объёма экспонатов, что выставляется на экспозиции. И вовсе не значит, что в запасниках лежат неценные или неинтересные широкой публике вещи. Возможно, просто нет места, или нет возможности привести в состояние для выставления – нужно отреставрировать, например.
А это ночь музеев повод, чтобы такие экспонаты показать посетителям музеев.
И вот выставка “Северные экспедиции” в музее Андрея Рублёва представляет иконы, которые так и не выставлялись. Для икон реставрация очень важна. И часть икон, тут представленных, начали реставрировать только к этой выставке. Хоть и были привезены в музей уже с полвека назад!
Непосредственно открытие выставки предваряла презентация книги-каталога этой выставки, в котором помимо перечня икон напечатаны и воспоминания участников экспедиций.
На выставке представлены иконы, привезённые в музей как результат экспедиций, проводившихся с 1963 по 1971 год.
И на презентации каталога выступали участники тех экспедиций!! Геннадий Викторович Попов, Лилия Михайловна Евсеева, Игорь Александрович Кочетков, Александр Александрович Салтыков. Истории были разные, но пронизаны гремучей смесью авантюризма и чистоты намерений. Думаете, найти и выявить ценную икону – в этом работа экспедиций? Иконы надо ещё в Москву доставить!
Списанная мешковина – прекрасный материал для упаковки ценных икон. Как раздобыть яиц для укрепления живописи на иконах, общим весом в 600 кг, перед отправкой в Москву?
И вот перед нами на выставке итог – коллекция икон. Часть из которых выставлена наполовину отреставрированными – но зато можно увидеть реальный результат работы реставраторов.
Представлены иконы XVI – XIX вв.

Читать еще:  Советы — если твой начальник — твой друг. Если друг оказался вдруг… начальником

Шестого марта в нем открылась однокомнатная выставка, целиком посвященная памятнику старообрядческой книжной культуры — иллюстрированной Книге Откровения (Апокалипсису). Одновременно это памятник книжности Поморья.
Называется выставка «Апокалипсис дивный», хотя такой эпитет скорее подошел бы конкретно Новому Иерусалиму, в пояснении не нуждается. А вот подзаголовок «лицевая рукопись» надо пояснять. «Лицевая» — значит книжка с картинками, с лицами героев.
В основе иллюстративного цикла рукописи лежит Апокалипсис из так называемого Сборника Чудова монастыря, созданного при Иване Грозном анонимным мастером. Иллюстрации передают текст очень точно. Но именно этот художник в качестве личной «изюминки» использует тюльпан, который ненавязчиво добавляет в изображения то здесь, то там.
В основе декора сохранен старопечатный стиль XVI века (говоря упрощенно стиль книг первопечатника Ивана Федорова).
Перед нами Апокалипсис Трехтолковый. То есть по каждому фрагменту приводятся три толкования.
В своем Толковании Андрей Кесарийский разбил текст Откровения на 72 главы (прежде я о таком факте не слышал). Ну во всяком случае, это — один из трех толкователей. Кто же остальные — пока не установлено, потому что просто руки не дошли.

Старообрядцы придавали Книге Откровения такое значение, словно она описывает события их времени. Они ждали близкого прихода Антихриста, искали признаки Лаодикийской Церкви (Откр. 3,14–22) в тогдашней Русской Православной Церкви. И поэтому, думаю, вкладывались в изготовление таких ресурсоемких книг, вероятно, выполняемых на заказ.

Выставка будет работать до 10 апреля.

“Открылась бездна, звезд полна” – именно так можно коротко описать мои впечатления от посещения музея Андрея Рублева, официально именуемого Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Начнем с того, что сам музей расположен на территории Спасо-Андронникова монастыря (основанного на этом месте в 14 веке), причем сама экспозиция занимает помещение церкви Михаила Архангела (1691-1739). Это очень удачно, на мой взгляд, т.к. основную часть коллекции музея составляют иконы и иные предметы, связанные с религией.В этом месте меня ждало сразу несколько удивительных открытий, попробую рассказать о них по порядку.

Мы пришли сюда на открытие выставки “Апокалипсис дивный“, которая посвящена замечательному памятнику поморской старообрядческой книжной культуры конца XVII – начала XVIII вв.– иллюстрированной рукописи Книги Откровения Иоанна Богослова. Но первым, что мы увидели (и поразились производимому впечатлению), был зал икон 16 века.

Обратите внимание на фон, на котором расположены иконы. Мне кажется, это совершенно прекрасная находка. Свежий цвет молодой листвы невероятно идет иконам 16 века, в которых много такой же нежности, силы и свежести. Чуть позже сотрудники музея рассказали нам, что цветовое пространство – это идея, лежащая в основе нового дизайна музея. Каждый зал посвящен иконам определенного периода. И цвет фона не только упрощает для зрителя отнесение живописных работ к тому или иному веку, но и выбран в соответствии с цветовыми предпочтениями иконописцев. Например, для 18 века выбран благородный темно-зеленый, для 19 века – насыщенный синий.

Здесь меня заинтересовала необычная икона Богоматери, вокруг образа которой множество символов. Вот тут-то и осознаешь, насколько средний человек 19 века был более сведущ в символизме, чем такой же человек века 21. Было бы очень интересно расшифровать все эти небольшие изображения в кругах.

Все упомянутые залы (зеленые и синий) находятся на втором этаже, но не думайте, что это все. Первый этаж посвящен самые древним и ценным иконам ( они на красном фоне), а если подняться выше, то можно увидеть редкую деревянную скульптуру (на мой взгляд – очаровательную и очень интересную), а еще выше – фрески алтаря, перенесенного сюда из разрушенных храмов (фотография совершенно не передает атмосферы, так что приходите смотреть своими глазами).

Но вернемся к предмету нашего первоначального любопытства. Т.е. к старообрядческой рукописи. Стоит отметить, что данная выставка уникальна – на ней представлен всего один экспонат, но зато можно рассмотреть в деталях почти все страницы. Конечно, никто не разрешит листать старинный экземпляр, но зато миниатюры и тексты можно сколько угодно разглядывать на большом экране рядом.

Читать еще:  Выпускной в студии раннего развития. Выпускной в школе раннего развития "филиппок"

Начальная миниатюра показывает Иоанна Богослова со спустившимся к нему ангелом, посланным Господом, чтобы показать Откровение о том, “чему надлежит быть вскоре”. И именно это будущее мы видим далее глазами Иоанна. Между прочим, рассматривать миниатюры оказалось очень увлекательно. Рукопись изготовлена с большой любовью, каждый лист обрамлен, заставки впечатляют пышным узором, заголовки аккуратно выведены киноварью.

Миниатюры “Апокалипсиса” последовательно раскрывают содержание книги Откровение Иоанна Богослова. Основной цикл Апокалипсиса составляют 72 миниатюры, сопровождающие каждую главу. Так что даже неграмотный человек, листая книгу, многое бы для себя понял. Кстати, обратите внимание на изображения тюльпанов. Тюльпаны – это что-то вроде знака художника. Их встречается довольно много по всей рукописи.

Загадочное содержание, яркие образы, числовая символика Апокалипсиса привели к тому, чт появилась обширная толковательная литература. Самым известным и популярным стало толкование Андрея Кесарийского (6-7 век). Он разбил текст на 72 главы, поясняя это следующим образом: настоящее сочинение мы разделили на двадцать четыре слова и семьдесят две главы по троечастности существа – телу, душе и духу, двадцати четырех старцев, которыми, как подтвердится ниже, обозначается полнота благоугодивших Богу от начала до скончания века. Дальнейшие же рассуждения о сей Богодохновенной книге считаем совершенно излишними. Однако, такое заявление совершенно не помешало дальнейшим толкователям предлагать и свои версии. Данный “Апокалипсис”, например, трехтолковый – т.е. у него кроме канонического еще два (анонимных) толкователя.

В общем, чем дальше забираешься в эту тему, тем интереснее становится. Вот уж поистине бездна, звезд полна. Не могу не сказать, что данная книга написана на амстердамской бумаге. Т.е. связи поморских старообрядцев с Европой – это еще одна любопытная тема.

Выставка продлится всего 1 месяц – до 10 апреля 2018 года (затем книгу сменит что-то еще, наверняка тоже любопытное), так что спешите увидеть.

На этом пора было бы и заканчивать, но я хочу сказать про еще один зал, который произвел на меня самое яркое впечатление. Иконостас (привезенный из Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря) здесь опущен вниз, на уровень пола. За счет этого человек, войдя в зал, внезапно оказывается среди святых. За счет близких уровней (иконы как раз в рост человека) возникает удивительное чувство настоящести изображений. В самом человеческом смысле. И это совершенно потрясающее ощущение! Очень сложно объяснить, но словно к тебе спустилось небо. Вот уже только ради этого стоит сюда прийти.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева — единственный государственный специализированный музей русского церковного искусства Средневековья и Нового времени.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Музей расположен в стенах знаменитого Спасо-Андроникова монастыря, где великий иконописец Андрей Рублев расписал Спасский собор — ныне древнейший храм Москвы. Музей имеет богатую коллекцию иконописи XII — начала XX веков. В 2017 году музей отмечает 70-летие со дня своего основания.

В 1947 году, на волне послевоенного патриотического подъема, в год празднования 800-летия Москвы, на территории монастыря был образован Музей им. Андрея Рублева. Его первым директором стал крупный организатор музейного строительства Д.И. Арсенишвили (1905–1963), первым научным сотрудником — выдающийся знаток творчества прп. Андрея Рублева Н.А. Демина (1904–1990).

К моменту основания Музея монастырь был полностью разорен, музейная коллекция собиралась буквально по крохам, в обстановке крайне негативного отношения государства к отечественному религиозному наследию. Собранные произведения зачастую требовали тщательной и многолетней реставрации.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Тем не менее через 13 лет, 21 сентября 1960 года, Музей был открыт и представлен на суд посетителей залы с десятками раскрытых от поздних записей и грязи икон, снятых со стен разрушенных храмов росписей и произведений декоративно-прикладного искусства. Собирательская деятельность и реставрационные работы продолжаются до настоящего времени и являются неотъемлемой частью повседневной музейной жизни.

Ныне экспозиция занимает все отреставрированные и доступные для осмотра помещения трапезной палаты и церкви Архангела Михаила. В Настоятельском корпусе размещается выставочный зал.

Режим работы:

  • понедельник, вторник и четверг с 14:00 до 21:00;
  • пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 18:00;
  • среда — выходной.

Территория Музея открыта ежедневно с 9:00 до 21:00.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Стоимость билетов:

Постоянная экспозиция

  • для иностранных граждан — 400 рублей;
  • для граждан Российской Федерации и стран СНГ — 299 рублей;
  • льготный билет — 150 рублей.

Временные выставки

На временные выставки билеты продаются отдельно, стоимость может меняться в зависимости от выставки.

Источники:

https://vk.com/museum_andrey_rublev
https://www.afisha.ru/msk/museum/7367/
https://kudamoscow.ru/place/tsentralnyj-muzej-drevnerusskoj-kultury-i-iskusstva-im-andreja-rubleva/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]