88 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Музыкальные инструменты славян. Древесина для музыкальных инструментов

Породы дерева для изготовления музыкальных инструментов

По традиции музыкальные инструменты производятся из материалов с резонирующими свойствами высокого качества, выдерживающихся в природной среде в течение многих лет для сохранения акустических качеств и стабильной структуры. Резонансное дерево заготавливается исключительно в холодное время года. Ель и пихта уникальны по своим музыкальным свойствам.

Для создания деки практически в каждом музыкальном инструменте берется ель или пихта. Специалисты с особенно внимательно выбирают так называемую резонансную древесину. Ствол дерева не должен иметь изъянов и быть с одинаково широкими годичными кольцами. Дерево сушится естественным образом от десяти лет или больше. При изготовлении музыкальных инструментов исключительное значение имеют резонансные свойства древесной породы. В этом случае больше других подходит ствол ели, пихты кавказской и сибирского кедра, так как их сила излучения является наибольшей. По этой причине данные виды дерева включены в ГОСТ.

Одним из необходимых требований при создании музыкальных инструментов является в выбор дерева. Наибольший интерес для мастеров в течение многих веков представляли резонансные породы ели. Приобретать сырье нужного качества было трудно, поэтому мастерам приходилось самостоятельно заниматься заготовкой дерева при изготовлении инструментов.

Достаточно давно стали известны места произрастания ели с нужными свойствами. Главный скрипичных дел мастер российского направления ХХ века Е.Ф.Витачек, помечал в своих трудах территории, на которых произрастала ель. В саксонской и богемской видах ели большое количество смол, она не может использоваться при изготовлении инструментов высшего класса. Наилучшим сырьем считалась ель из Италии и Тироля. Изготовители лютен выписывали тирольскую древесину из города Фюссен, что между Баварией и Тиролем, а итальянский вид из порта Фьюме на Адриатике.

В горах возле Фьюме в Италии леса практически не растут. Поэтому можно предположит, что ель была не из Италии, а из Хорватии или Боснии. Также была дополнительная территория, откуда привозилась ель для мастеров из Италии – это были черноморские портовые города – ель из России, Кавказа и с Карпат. Как писал Витачек, с тех пор как работал Н.Амати, на крайних деках инструментов чаще используется ель тяжелее, плотнее и грубее, а клен наоборот имеет невысокую плотность. Это очень хорошее сочетание: звук становится похож на звук человеческий голос. Итальянские мастера всегда использовали именно такое сочетание кленовой и елейной древесины.

Однако подобные свойства ель может иметь исключительно, если произрастает на нужном уровне относительно морской поверхности, то есть в Альпах или на Кавказе. Разновидность породы «Picea orientalis» произрастающая в высокогорьях Кавказа и Малой Азии на высоте от километра до двух с половиной, по своим качествам похожа на наилучшие виды ели европейского высокогорья. Как правило она растет по соседству с пихтой Нордмана или кавказской (Abies nord-manniana), которая тоже обладает отличными акустическими характеристиками. Знаменитые российские производители скрипок начала ХХ века в большинстве случаев брали для создания инструменты как раз ель с Кавказа.

Породы древесины, применяющиеся при изготовлении музыкальных инструментов

При создании щипковых инструментов невысокой стоимости возможно использование отходов от заводов по деревообработке, брусья и доски домов, предназначенных под снос, части мебелировки и отработанной тары. Но данные материалы нуждаются в особой сушке и селекции. При создании высококлассных инструментов требуется использовать нераспространенные виды деревьев.

Инструментальные деки и иные части изготавливают из ели с резонансными свойствами. Разные подвиды ели растут почти повсеместно в России. В качестве резонансной берут ель, преимущественно в центральной части России. Ели севера России более популярны и лучше по своим физико-механическими качествам. Одним из наилучших достоинств является наличие маленьких годичных колец, делающих дерево упругим и подходящим как резонансное.

Резонансные деревья отбираются из основного количества подготовленных пиломатериалов на складах лесных хозяйств. Эти бревна идут на лесопилки, там они распиливаются на 16-миллиметровые доски. С целью приобретения большего количества древесины бревна пилят в шесть приемов.

На древесине для музыкальных инструментов не должно быть сучков, кармашков со смолой, свилеватости и прочих изъянов. Это является жестким требованием качества. Еловая древесина имеет белый цвет и слабый желтый оттенок, а при соприкосновении с открытым воздухом со временем становиться довольно желтой. Послоевое строгание и циклевка ели происходит без проблем с чистым и глянцевитым срезом. Шлифовка придает поверхности древесины бархатистость и слабый матовый блеск.

Пихта

Помимо ели для получения резонансной древесины можно брать пихту, произрастающую на Кавказе. Она не имеет много отличий от ели как внешне, так и при проверке физико-механических параметров.

Береза

Березовые леса составляют две трети общего количества лесов России В промышленном производстве используется береза бородавчатая и береза пушистая. По цвету березовая древесина белая, иногда имеет желтоватый или красноватый оттенок, легко поддается обработке. Во время тонировки краситель впитывается равномерно, и тон получается ровным. Если березовую древесину просушить равномерно и выдержать достаточное количество времени, то ее можно использовать при производстве таких частей музыкальных инструментов, как грифы и клепки. Помимо этого, из березы делают фанеру, которая служит для производства корпусов гитары. Отделывают инструменты чистым или крашеным шпоном березы.

Бук часто используется при изготовлении музыкальных инструментов. Части грифов, подставок и корпусов гуслей и других частей щипковых в музыкальной промышленности делают из букового дерева. Бук растет в юго-восточной части России. Цвет буковой древесины розоватый с крапчатым рисунком. Хорошие резонансные свойства бука делают его подходящим для создания инструментов. Буковую древесину обрабатывают и шлифуют вручную. При окрашивании на поверхности сохраняются полосы, которые видны при отделке прозрачным лаком.

Для имитирования черного дерева прокрашенный граб используют при производстве грифов и корпусов. Также грабовая древесина имеет твердую и прочную структуру. Граб растет на Крымском полуострове и в горах Кавказа. Грабовая древесина белая с серым оттенком. Древесина неплохо строгается, но полировке поддается с трудом.

Клен является столь же востребованным при создании дорогих музыкальных инструментов, как и резонансная ель. Корпуса струнных инструментов из кленового дерева придают хорошее звучание. Виды клена явор и остролистный применяются наиболее широко. Данные виды растут на Крымском полуострове, в предгорьях Кавказа, и в Украине. Кленовое дерево отлично гнется, а его древесная масса обладает существенной плотностью и вязкостью. По текстуре это полоски темного цвета на розово-сером фоне. При нанесении лака на клен явор получается красивая перламутровая поверхность. Если окрашивание выполнено правильно, данное свойство клена усиливается.

Красное дерево

Данное имя носит несколько видов дерева, обладающих различными оттенками красного цвета. В основном так называют махагон, который растет в Центральной Америке. Этот вид дерева используется и для производства грифов, так как обладает хорошими механическими свойствами. Если распилить ствол поперек, и сделать прозрачную отделку, то выглядеть это будет очень красиво, хотя и неудобно для обработки.

Читать еще:  Классный час ко Дню Знаний «Наш классный класс. Подготовка к занятию

Палисандр

Это несколько пород, которые растут в Южной Америки. Древесина палисандра хорошо поддается резке и полировке, но в данном случае необходимо заполнение пор и полировке. Во время обработки появляется особый сладковатый запах. Палисандр обладает очень твердыми и прочными волокнами, цвет от фиолетового до шоколадного, его используют при создании струнных инструментов.

Черное дерево

Вид эбенового дерева, которое растет в Южной Индии. Из эбеновой древесины производят наилучшие грифы и корпуса. Высочайшие механические качества дерева обеспечивают инструментам нужную прочность, твердость. При большем весе грифа при использовании эбеновой древесины смещается центр тяжести инструмента в сторону грифа, это очень ценится профессиональными исполнителями. Панцирь эбеновой древесины при соответствующем полировании позволяет избежать призвуков если медиатор соскакивает со струны. Накладки грифов из эбеновой древесины устойчивы к истиранию и отлично держат лады.

Мусикийские орудия славян

С незапамятных времен Масленица слыла на Руси самым разгульным и веселым народным праздником. Неотъемлемой частью широкого празднества была музыка. В книге пророка Даниила сказано, что в Храме, построенном Соломоном, употреблялись сопели, гусли, кимвалы, трубы, органы, свирели, самвики и псалтири и всякого рода мусикийска. Какими музыкальными инструментами пользовались в дни веселья и праздников наши предки? Об этом читаем в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» русского историка и этнографа второй половины XIX века М. Забылина.

Выражение удовольствия и радости высказывалось у наших предков пением, музыкою и пляскою и еще задолго до времени политической жизни Руси. Византийские историки повествуют, что славяне, жившие по берегам Балтийского моря, не знали войны, или если и знали, то всегда предпочитали мир войне, лю­били удовольствия и мирные занятия. Трудно решить, какие музыкальные инструменты прежде всего существовали у славян. Можно было догады­ваться, что прежде всего употребляли деревянные трости и также рога домашних животных. Поэтому можно полагать наверное, что дудка и рожок были у славян самым первым инструментом. Потом появилась жалейка, рог и свирель: наконец, волынка, гудок, балалайка, ложки и гусли.

Дудка — самый простой пастушеский инструмент, существующий и посейчас в Малороссии; он называется сопелкою. Но дудку или сопелку нельзя смешивать со свирелью, потому что в книге пророка Даниила сказано, что в Храме, построенном Соломоном, употреблялись сопели, гусли, кимвалы, трубы, органы, свирели, самвики и псалтири и всякого рода мусикийска [1].

Рожок. В руках хорошего музыканта может заменить кларнет в заунывных песнях. Тоже принадлежат к древним пастушеским инструментам.

Жалейка, или сиповка, образует двойную дудку, издает сиповатый голос.

Рог делается из двух деревянных согнутых стволов, похожих на военные трубы; употреблялся на охоте. Музыка роговая была в употреблении при Екатерине II. И любителем этой музыки был обер-егермейстер Нарышкин. Музыка эта была им введена за обильными пирами.

Свирель. Самый древний инструмент. Он состоял из семи вместе сложенных рядов створов, длина каждого из них различна, притом так срезан каждый из них, что первый длиною более вдвое сравнительно с последним. Изобретателем этого инструмента был бог Пан. Этот инструмент употреблялся долгое время пастухами в Украйне и в Малороссии. В России их также употребляли на пирушках и в хороводах.

Волынка. Представляет весьма своеобразный по характеру инструмент, напоминающий собою гармонику или мех в валах; здесь действует воздух, заключенный в бараний мех, к которому приложены три дудки и трубочка. В трубочку, прикрепленную кверху, напускается воздух с двух противоположных сторон, определены две разной величины трубки, чрез которые воздух, проходя, дает басистые голоса, а третья небольшая трубочка имеет несколько отверстий сбоку, дает возможность играющему производить пальцами разные голоса и звуки.

Гудок. Этот инструмент струнный, походит на скрипку, на котором находится три струны; играют посредством смычка. Рукоятка ее вверху загнута, как у баса, — с тремя колышками; по струнам водят смычком, и гудок производит гудение.

Балалайка. Всем известный трехструнный инструмент, высоко настраиваемый, служил для плясовых песен.

Ложки. Это два деревянные инструмента, напоминающие две сложенные вместе ложки. Рукоятки их унизывают сквозными бубенчиками и оставляют их висячими, подобно виноградным кистям; во время музыки трясут ложками, которые от движения шариков издают многообразные звуки. Тоны их многим нравятся лучше бубен.

Гусли. Они имеют вид легкой ручной арфы с медными струнами; строй их свободный, можно настраивать то очень высоко, то очень низко. Этот инструмент был известен в глубокой древности евреям. Еще Давид, будучи оруженосцем у царя Саула, часто усыплял его гнев кифарами и воспевал славу Божию [2]. В Малороссии долгое время играли на гуслях, но ныне они выводятся. Но у сербов этот инструмент существует и посейчас.

Трубная музыка. О трубной музыке впервые упоминается в Киевской летописи, именно в Слове о полку Игореве (Карамзин. История государства Российского. Часть III. Пр. 165), что при осаде Киева в 1151 г. князьями Георгием Суздальским и Владимиром Галицким осажденные и осаждаемые трубили в трубы и били в бубны. Во время междоусобия новгородцев с владимирцами (в 1216 г.) первые имели 60, а последние 40 труб и 40 бубен. Во время похода русских против волжских булгар (в 1220 г.) в нашем стану были трубы, бубны, сурны, сопели. В это время были известны флейты. В XVI веке они делаются повсеместны, как то видно из песни того же века:

То ляхи в бубны вдаряют
У свистинска да у трубы выгрывают,
Усе войско свое до купы у громаду скликают.

В том же столетии появляются набаты, литавры (накры), флейты и сиповки.

Первоначальный вид труб нам не известен, но должно думать, что они были прямые, как у древних народов, и состояли из одного колена, и потом, изменяясь в устройстве, они получили ныне существующий вид, то есть трехколенные и прямые. К трубам привешивали кисти на шнурах и завесы четырехугольные: из парчи, камки, тафты с серебряной и золотой бахромой [3].

Бубнами или накрами называется подобие наших литавр. Это была небольшая медная чаша с натянутою поверх нее кожею. Конные привязывали ее к седлу, а пешие держали левою рукою и били восчагою из толстого ремня с прикрепленным на конце ее ременным шаром. У каждого воеводы был привешен к седлу тулумбас или жулумбас, поменьше описанных бубен, в который он сам бил во время надобности.

Читать еще:  Рассказ как жили наши предки. Как жили наши предки: взгляд в историю

Сурни. Так называлась длинная узкая труба и прямая с закрытым нижним отверстием.

Набат. Так назывался большой медный барабан, который укреплялся на деревянном щите с помощью цепей: его утверждали на четырех рядом поставленных лошадях. Для ударения в него употребляли восемь человек [4].

Каждый воевода имел свой набат, в который по его распоряжению били тревогу в войске, отчего произошло слово «бить в набат», то есть делать тревогу; но ныне эта тревога производится церковными колоколами.

Кроме музыки военной да музыки на свадьбах, духовенство запрещало ее вводить во всегдашнее употребление на пирах, кроме живших в Москве немцев. Олеарий говорит, что однажды патриарх приказал собрать все музыкальные инструменты у частных лиц, нагрузивши ими пять возов, за рекой Москвой сожгли.

Простой народ бегал от музыки, боясь нечистой силы, будто бы кружившейся во время игры. Веселившихся считали погибшими на том свете; раскаявшихся не допускали к причастию. Так было до Петра Великого, который успел рассеять мрак невежества убеждением, что музыка возвышает чувство, смягчает грубость нравов, доставляя самое невинное удовольствие.

Впродолжение XVII столетия появились в России многие музыкальные инструменты, из которых перечислим:

Барабан. Был известен у римлян. Его употребляли для собирания воинов для войны. Приписывают сарацинам его изобретение. Эдуард III, король Английский, в первый раз услышал его при въезде в Кале в 1347 г. [5].

Первоначальная наружность барабана была та же, что и ныне: деревянное лукошко, вызолоченное или выкрашенное, два вокруг его обруча и две натянутые кожи составляли все его устройство. В полках носили барабан на широкой тесьме или на кожаном ремне, повешенном через правое плечо; хранили в суконных чехлах, называвшихся нагалищем и чемоданом.

Литавры были то же самое, что бубны, но больше видом, медные, а часто серебряные. К ним привешивали для украшения завесы камчатные, суконные из ярких цветов и обшивали шнурами и кистями. В литавры били небольшими палочками, с закругленным на конце шариком.

Варган тоже музыкальный инструмент, зашедший к нам из Польши, а Польша получила его из Германии, представляет небольшое металлическое орудие с язычком в средине. Приложив его на зубы и вдыхая в себя воздух, бьют пальцем по языку, который при этом производит довольно приятные звуки по мере движения вдыхаемого воздуха.

Орган, от него испорченное слово варган, введен католическим духовенством при богослужении не ранее IV столетия; употребляется ныне почти во всех христианских церквах, кроме греко-российской. Органы из духовного преобразовались в танцевальные и застольные, а эти послужили к устройству клавиров, роялей, клавесин и шарманок.

Во времена Екатерины II существовала кавалергардская музыка, или трубачи; однако она не простиралась далее гвардии. Император Павел I начал вводить музыку во всех полках, отчего она и стала называться военною. Александр I позаботился окончить намерение своего отца, и теперь она неразлучна с потребностью вкуса.

Бандура, кобза. Бандура — род арфы с 12, а иногда 28 металлическими струнами; их вешали на шею и ходили с ними из деревни в деревню слепцы или старики. Этот инструмент преимущественно известен в Малороссии.

Цимбалы, или кимвалы. Род фортепиано с металлическими струнами. Струны эти натянуты на рамке; по этим струнам ударяют стальною палочкой или надетым на палец стальным наперстком. Игра на цимбалах сопровождается или пением, или каким-либо духовым инструментом. Звук ее громкий и приятный.

[1] Кн. прор. Даниила, гл. 3, с. 5-15. Паралипомен. гл. 5, с. 12-14. Кн. 3. Царств, гл. 40, с. 12.
[2] Исповедатися Господеви в гуслях, во псалтыри десятиструнном, пойте Ему. Каф. 5, с. 2. Потом ап. Каф. 8, ст. 9. Каф. 10, ст. 22 и пр. См. Псалтирь с толкованием. Изд. Киев. Печ. Лав. 1814 г.
[3] В рис. к путешествию бар. Маиерберга. Изд. гос. канцл. гр. П. Румянце­вым в 1827, изобр. трубачи, играющие на трубах с завесами.
[4] Некоторые думают, что набат перешел к нам от татар. См. Историю одежд и вооружений. Ч. 1. С. 10.
[5] Барабан — древнее название франконских славян. Baraban

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Традиционные славянские музыкальные инструменты

Домра – старинный народный струнный щипковый музыкальный инструмент, издревле известный на Руси.

В своем обычном виде, у домры присутствует три струны, на которых играют с помощью медиатора.

Считается, что домра является прообразом или потомком первой Русской балалайки.
В принципе, никаких различий между домрой и балалайкой не существует.
Отличия можно обнаружить только во внешнем виде того или иного музыкального инструмента.
В первую очередь, любому зрителю сразу бросается в глаза разная форма корпуса у домры и балалайки (треугольная и овальная).

Музыкант, играющий на домре, носит название домрачея.

Трехструнная домра встречается в нескольких видах: пикколо (самая маленькая), малая, альтовая и басовая.

Корпус домры и ее гриф сделаны из древесины.
Гриф, как и у всех струнных инструментах, состоит из двух частей: головки и шейки.
Иногда, правда, гриф выполняется цельным, в виде одной детали.
Колки-валики домры, служащие для настройки инструмента, следует прокручивать вручную.
Корпус домры предпочтительно изготавливается из клена или палисандра.
Понятно, что для изготовления грифа, берутся твердые породы дерева.
Колки в современное время изготавливаются из металла, а в прежние время их тоже изготавливали из твердых пород дерева.
Струны изготавливаются из стальной проволоки, имеющей различную толщину.

Все детали домры следует подгонять с высокой тщательностью и ответственностью, поскольку от этого зависит качество и чистота звучания домры.

Гудок (другое название – Смык) принадлежит к старинным струнным Русским народным музыкальным инструментам.

По всей Руси, в прежние времена, гудок использовался музыкантами вместе с другими музыкальными инструментами (бубен, гусли, жалейка).

Деревянный корпус гудка выдолблен мастерами, для придания ему овальной или грушевидной формы.
Гриф гудка относительно короткий, без ладов и с прямой или изогнутой головкой.
На грифе устанавливаются и закрепляются три струны.
На плоской деке гудка проделано резонаторное отверстие.
Длина этого музыкального инструмента не превышает одного метра.
Его предельные размеры – 30-80 сантиметров.

Дугообразная форма смычка у гудка по форме напоминает лук.
Музыкант при игре на гудке касается смычком сразу всех струн.

Однако, для извлечения основной мелодии используется только одна (первая) струна.
Остальные две струны называются бурдонными и звучат они в одной тональности, не изменяя своего звучания.

Читать еще:  Сообщение о картине крымова зимний вечер. Художественное описание картины Н.П

Постоянное, безостановочное гудение нижних струн является характерной особенностью гудка, да и всех остальных старинных щипковых музыкальных инструментов.

Играя на гудке, музыкант старается удерживать свой музыкальный инструмент на колене, придавая ему вертикальное положение.

Сегодня никто не может достоверно утверждать о точном времени возникновения гудка: история его происхождения скрыта от нас в бездонных глубинах прошлого.

Свистулька – старинный духовой Русский народный музыкальный инструмент.

Свистулька может быть простой, геометрической формы, а иногда ей придают фигурную форму в виде какого-либо зверька или птички.

Широкое распространение получила свистулька, изготовленная из обожженной глины.
Поверхность такой свистульки покрывается богатой художественной росписью, выполненной цветными органическими красителями.

Установить точный возраст свистульки не представляется возможным, поскольку глиняные предметы не подлежат длительномуиспользованию и хранению. Наверняка, первая свистулька давно превратилась в простой комочек глины.

Тем не менее, в обозримом прошлом, мы легко можем встретить остатки свистульки.

Устройство этого музыкального инструмента-игрушки до гениального просто:
в небольшой глиняной камере, путем ее продувания, создаются завихрения и колебания воздуха, издающие свистящие и тонкие звуки.

Наибольшее распространение получила свистулька-птичка, у которой отверстие для воздуха проделано в хвостике, а туловище представляет из себя своеобразный резонатор.

В прежние времена, наши Предки пользовались свистулькой, как магическим инструментом, предназначенным для общения с Богами Стрибогом и Перуном.

В настоящее время, свистулька из магического инструмента превратилась в оригинальный музыкальный инструмент или в обыкновенную детскую игрушку.

Варган – древнейший музыкальный инструмент, широко распространенный на территории Древней Руси и современной России.

За многие тысячелетия своей истории, варган существенно не изменил ни своего звучания, ни своей формы.

Варган – язычковый самозвучащий музыкальный инструмент.

Игра на нем способствует гармонизации всех функций организма, прочищению сознания и укреплению жизненных сил.

Время возникновения варгана укрыто за глубокими завесами минувших тысячелетий.
Тем не менее, некоторые энтузиасты-исследователи прошлого предполагают, что прямым предшественником, родоначальником варгана является обыкновенный охотничий или военный лук.
Человеку достаточно было закрепить один конец лука в земле, а другой конец упереть в свое небо или зубы, как смертельное оружие сразу же преображалось, превращаясь в музыкальный инструмент самобытного вида и звучания.

С течением времени, появился пластинчатый, деревянный или костяной, варган, который много позже начали изготавливать из металла. В таком виде варган существует и поныне.

Игра на варгане осуществляется следующим образом:

  • · металлическая рамочка-дуга прикладывается к губам;
  • · через нее музыкант проталкивает и втягивает воздух;
  • · одновременно с этим, музыкант пальцем приводит в движение небольшую стальную полосочку-язычок.

В ХХ веке варган был запрещен, как «вредный пережиток прошлого», однако, людская память сохранила и донесла до нас сведения об этом экзотическом и ярком музыкальном инструменте.

Сегодня звуки варгана радуют своих приверженцев таинственными и загадочными звуками музыкального инструмента наших далеких Предков.

Бубен известен на Руси с незапамятных времен.
Установить его точный возраст сегодня не представляется возможным.

Из себя бубен представляет круглую деревянную основу-обечайку, с одной стороны у которой натягивается прочная кожаная мембрана, являющаяся основным источником звука.
По желанию музыканта, к обечайке могут подвешиваться бубенчики или колокольчики.
Боковые стенки обечайки могут быть прорезаны, и там устанавливаются звенящие и бряцающие пластинки из металла.

Существуют разновидности бубна, созданные специально для жрецов, волхвов и шаманов.
Глухие, низкие звуки, издаваемые этим бубном, извлекаются при помощи специальной длинной колотушки-палочки, которая ранее называлась вощага (разновидность кнута с заплетенным круглым концом).

В прежние времена бубном на Руси были названы любые музыкальные ударные инструменты, которые, много позже, начали получать новые, свои собственные названия: литавры; ксилофон; барабан и так далее.

Не меньшей известностью в древности пользовались так называемые ратные бубны: тулумбас; набат.
Их размеры были настолько велики, что для их перевозки требовалось не менее четырех коней.

Ратные (военные) бубны использовались в Русском Войске (в пехоте и в коннице).

Гром ратных бубнов, вместе с пронзительными звуками труб и дудок, был настолько страшен, что войска противника обращались в бегство, так и не приступив к сражению.

Звуки современных бубнов извлекаются пальцами руки или ладонью. Сам бубен при этом слегка встряхивается и постукивается.

Жалейка

Возраст жалейки затерялся в бездонных глубинах тысячелетий.

Русский народный духовой музыкальный инструмент совсем не случайно назван жалейкой.
Ведь в корне названия этого инструмента содержатся такие слова, как «жалеть», «жалость». При звуках жалейки человеку слышится явная жалость к кому-то.

Резкий, плачущий звук жалейки возникает, благодаря уникальным способностям этого инструмента.

Обычный материал для изготовления жалейки – тростник и древесина (ива, бузина).
Однако, в сегодняшнее время, трубка жалейки все чаще изготавливается из пластика или металла, что, конечно, упрощает процедуру производства, но и способствует заметному, болезненному выкорчевыванию нашего культурного Древнего Прошлого.

Характерное звучание жалейке придает специальный пищик (язычок).
Роль раструба-резонатора выполняет или натуральный воловий (коровий) рог, или деревянная (берестяная) воронка.
Благодаря таким насадкам, жалейка в некоторых областях современной России ошибочно называется рожком.

Размеры жалейки (обычно, около пятнадцати сантиметров) напрямую влияют на высоту ее строя.

Специальный мундштучок, в котором находится пищик, вставляется в трубку, что позволяет его очень легко, при необходимости, заменять на новый.

На поверхности трубки, для расширения звукового диапазона, проделано несколько отверстий.
Эти отверстия располагаются по такому же принципу и в точно таком же порядке, как на свирели.

Старинный, экзотический Русский народный ударный музыкальный инструмент Дрова возник в глубокой, седой древности.
Он сделан из древесины которая является характерным материалом для изготовления множества других музыкальных инструментов.

Люди давно знают, что древесина издает звучание при физическом контакте с ней.
Для этого достаточно сконструировать музыкальный инструмент, издающий звучание по принципу обыкновенного ксилофона.
Именно по этому пути решили пойти наши древние и мудрые выдумщики-Предки.
Они изобрели прообраз современного концертного ксилофона, только при этом он был намного более интересным и любопытным.

Ксилофон-дрова, в своем изначальном исполнении, был обыкновенной вязанкой дров, однако, музыкальные способности этого инструмента превышали уровень, достигнутый его современным собратом.

Особенно замечательного звучания добивается коллектив музыкантов, играющий одновременно на нескольких подобных инструментах.
Зрители приходят в неописуемый восторг и погружаются в гром неистовых аплодисментов, при виде такой музыкальной экзотики.

Ксилофон-дрова настраивается по такому же принципу, как и его современный собрат: для понижения или повышения тональности звучания, требуется увеличить или уменьшить объем (длину, толщину) клавиши этого музыкального инструмента.

Источники:

https://wood-prom.ru/analitika/13932_porody-dereva-dlya-izgotovleniya-muzykalnykh-instr
https://ruvera.ru/articles/musikiiyskie_orudiya
https://www.liveinternet.ru/users/zhiva_devica/post402372020

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]