Мысли об искусстве известных людей. Архитектура – музыка, застывшая в камне
Конспект урока по теме: «Архитектура – музыка застывшая в камне»
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
Саенко Ирина Ивановна
Тема: «Архитектура – музыка застывшая в камне»
История и культура Санкт-Петербурга
Цель урока: дать понятие о классическом архитектурном стиле, об античном наследии в облике Санкт-Петербурга.
Познакомить с особенностями классического стиля архитектуры, названия частей декора зданий.
Учить самостоятельно анализировать архитектурный памятник, работать с иллюстрацией, схемой.
Продолжать учить работать в группах.
Изображения колонн различных ордеров в папках на ноутбуках для групп, изображения зданий различных архитектурных стилей, тетрадь «Краеведение», презентация, «Город открываемый заново»
Дети садятся по группам(6-7 чел.)
Заставка урока( презентация)
Город вырос, окреп, повзрослел
Каждый метр его строг и осмыслен
Вот бы Петр сейчас посмотрел
На прорыв человеческой мысли
Он увидел бы то, что создал
Петропавловки статные стены,
А Исакий ему б рассказал
То, о чем мы слагаем поэмы.
Он представил бы мой Петербург,
Тот, который так часто мне снится
Грозный лев ест печенье из рук,
И грифон над Невою кружится.
Объявление темы урока.
Архитектуру называют музыкой, застывшей в камне. Вы видели сейчас петербургские здания. Величественный гимн красоте. Эту «музыку» первыми создали античные мастера.
Архитектура – в переводе с греческого означает искусство проектировать и строить здания.
Греческие художники утверждали, что в мире царит всеобщая закономерность, а сущность прекрасного заключается в строгом порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических отношениях. Мы находим их в пропорциях архитектуры и скульптуры, в расположении предметов и фигур, сочетании красок в живописи, в чередовании рифм и мерности ритма в поэзии, в последовательности музыкальных звуков. Эти свойства не выдуманы людьми. Они отражают свойства самой природы. Одна из пропорций чаще других встречается в искусстве. Она получила название «золотое сечение». Откройте тетрадь краеведение на стр. 34. Более подробно о золотом сечении с математической точки зрения вы узнаете в старших классах на уроках геометрии. Это только один секрет античной архитектуры – музыки застывшей в камне.
Еще один секрет – это колонны. Мы уже говорили о том, что греки многое взяли у древних египтян. Только греки, придуманным египтянами колоннам дали несколько другую жизнь. Колонны у них несут на себе верхнюю часть здания «антаблемент». (На стр. 35 рис.64.) Но мы с вами видим красоту и легкость здания, хотя колонны обеспечивают надежность и долговечность.
Архитектурный ордер – порядок в расположении частей здания. В древнегреческом ордере существует ясный стройный порядок, согласно которому сочетаются друг с другом три основные части постройки – основание, колонны и перекрытия.
У древних греков было три вида ордера колонн.
1. Посмотрите, это колонны дорического ордера. Они как строгий, сильный воин.
2. А вот стройная женщина с довольно замысловатой, но элегантной прической – ионический ордер.
3. А здесь как будто лилия или лотос распустил свои лепестки. Об этом ордере я расскажу вам легенду. Вы же знаете что древние греки сочинили множество мифов и легенд, в том числе и о различных архитектурных деталях.(миф о коринфском ордере).
Это коринфский ордер.
Ваше задание на дом: найдите легенды и мифы связанные с двумя другими ордерами.
У вас на ноутбуках в папке №1 изображения различных колонн, вы должны определить, какому ордеру они принадлежат.
И еще один секрет древних зодчих. Они украшали здания скульптурой, которая и рассказывала о назначении здания. Но не прямо, а аллегориями.
Секреты древних греков использовали зодчие Рима, а спустя целые столетия и Европа взяла античную архитектуру как образец. И теперь во многих городах Европы можно увидеть отголоски творений античных мастеров.
Рабочая тетрадь «Краеведение» стр. 35.
Из каких частей состоит здание, которое строили по образцу греческих зодчих.
Конечно, каждое поколение зодчих вносило свой вклад в развитие архитектуры. Их творения не были повторением предыдущих. Они были созданы по образцу.
На стрелке острова, где белые колонны
Возносит над Невой российский Парфенон,
Остановись нам миг, мечтатель вдохновенный
Сравнение Парфенона и Биржи (арх.Тома де Томон построили в 1805 – 1810 гг.)
В папке №2 изображения нескольких зданий. Определите, которое из них построено в классическом стиле и докажите.
Творческое задание: нарисуйте здание в классическом стиле и украсьте скульптурами.
(назначение зданий вытягивают из конверта каждая команда)
Архитектура — застывшая музыка
Архитектура — застывшая музыка
Из сочинения «Лекции по философии искусства» (1842) немецкого теоретика искусства Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775—1854).
Шеллингу принадлежит сама эта формула, ныне широко известная, но мысль уподобить архитектуру музыке встречается и раньше. Так, французская писательница Жермена де Сталь (мадам де Сталь) в своем романе «Коринна» (1807) пишет, что архитектура собора святого Петра в Риме подобна «непрерывной и закрепившейся музыке». Схожая мысль есть и у И. В. Гете в его «Изречениях в прозе», где он говорит, что «архитектура — это онемевшая музыка».
Видимо, афоризм Шеллинга есть парафраз двух последних, одинаковых по смыслу высказываний.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое “Архитектура — застывшая музыка” в других словарях:
Архитектура – застывшая музыка — Выражение Гете (беседа с Эккерманом 23 марта 1829 г.), являющееся парафразой изречения греческого поэта Симонида Кеосского (556 469 гг. до н.э.): Живопись – немая музыка, а поэзия – говорящая живопись . В Изречениях в прозе Гете говорит:… … Словарь крылатых слов и выражений
застывшая музыка — архитектура, зодчество Словарь русских синонимов. застывшая музыка сущ., кол во синонимов: 2 • архитектура (6) • … Словарь синонимов
Архитектура — застывшая музыка — крыл. сл. Выражение Гете (беседа с Эккерманом 23 марта 1829 г.), являющееся парафразой изречения греческого поэта Симонида Кеосского (556 469 гг. до н. э.): «Живопись немая музыка, а поэзия говорящая живопись». В «Изречениях в прозе» Гете говорит … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Застывшая музыка — Архитектура (лат. architectura строительство, зодчество, от греч. αρχι старший, главный и греч. τέκτων строитель, плотник) одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и решающая… … Википедия
Архитектура — (от греч. architekton строитель) синтетическое пространственное искусство, заключающееся в планировании и строительстве отдельных зданий и складывающихся из них разномасштабных ансамблей, в формировании ландшафтов, создании локальных… … Эстетика. Энциклопедический словарь
архитектура — См … Словарь синонимов
АРХИТЕКТУРА — Живопись искусство, на которое можно смотреть; скульптура искусство, вокруг которого можно обойти; архитектура искусство, сквозь которое можно пройти. Дэн Райс Архитектура это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка. Фридрих Шеллинг Дом… … Сводная энциклопедия афоризмов
Архитектура — У этого термина существуют и другие значения, см. Архитектура (значения) … Википедия
Информационная архитектура — (англ. Information architecture, часто сокращается до «ИА») сочетание схем организации, предметизации и навигации, реализованных в информационной системе. Информационная архитектура занимается принципами систематизации информации и навигации … Википедия
зодчество — См … Словарь синонимов
Музыка и архитектура Неожиданные параллели
Есть расхожая фраза о том, что архитектура это застывшая музыка. Отчасти это верно, исключая тот факт, что архитектура совсем не застывшая. Как раз наши глаза скользят по ней в движении и мы от этого получаем удовольствие. А ухо как раз находится неподвижно, но скользят звуки, воздействуя на барабанную перепонку – и мы опять же получаем удовольствие, если музыка хороша.
Зато подтверждение этому тезису про застывшую музыку можно неожиданно и просто найти сопоставив архитектуру определённого периода и музыку, созданную в этот период. Это удивительно, но одно полностью соответствует другому.
Взять например Готику – это XV-XVI век. В это время в Европе расцвет церковной музыки – другой, более менее систематизированной попросту ещё не было. Как раз готике соответствует органная музыка. Устремлённые вверх архитектурные формы с узкими вертикалями соответствуют полётам звуков органных труб снизу вверх, когда они заостряются на верхних нотах, подобно готическим вертикалям. Высокие и узкие внутренние своды строений сами по себе похожи на органные трубы. Всё узкое и высокое – и трубы, и звуки, и архитектурные детали, всё устремлено прямо в небо.
Готику меняет Барокко , это XVI-XVII век. В архитектуре барокко, вырвавшись из церковной тесноты, принялось накручивать на себя всевозможные излишества и финтифлюшки, фрагменты отличались вычурностью и отсутствием прямых линий. Точно так же и музыка, вырвавшись из тесных церковных канонов обрела ажурное звучание, появились новые инструменты. Бах и Гайдн принялись писать не только для органа, но также и для струнных инструментов, а Вивальди вообще писал только для струнных. Барокко в архитектуре свойственны контрастность, динамичность, стремление к пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию. Всё перечисленное в полной мере подходит к музыке барокко. Основные носители её идей – Бах, Гайдн, Гендель, Вивальди
Затем в архитектуре начинает преобладать Классицизм , завершившийся стилем Ампир . Для “королевского стиля” характерно наличие античных монументальных форм – арок, колонн, пилястров, резных карнизов и обязательное участие античных сюжетов. Точно так же к монументальным формам обращается и классическая музыка (название даже такое же, как и классицизм). Произведения становятся зарегламентированными, отдельные элементы структуры обязательны, сюжеты больших форм большей частью берутся из античной мифологии – всё один к одному. Это – Моцарт, Бетховен, Глюк, Брамс, Вагнер, Глинка, Римский-Корсаков – XVIII – XIX век
Ампир в архитектуре на короткое время сменяет Модерн (или арт-нуво, или югендстиль) . Для модерна характерен отказ от прямых углов в пользу плавных линий, подражающих листьям и стеблям растений, использование окружностей и овалов. Кроме того, в стратегии модерна отказ от традиционных форм для восприимчивости к новым течениям. В архитектуре это Гауди , а в музыке всю классическую традицию ломает поздний Малер, Морис Равель, Клод Дебюсси, Александр Скрябин, Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский. Особенно для Стравинского характерны позывы к природе в его Весне Священной и многих других произведениях. Не даром он писал даже для джаза.
Ну и наконец в начале XX века появились сорванцы футуристы, которые особенно в СССР стали движущей силой искусств в 20-е и 30-е годы. Для футуризма в архитектуре характерны длинные динамические ряды, символизирующими скорость, движение и лиризм. Плавность линий в сочетании со стремительностью углов. Как частный, но очень распространённый случай футуризма можно назвать конструктивизм с его простотой форм и примитивностью модулей. В отношении к музыке это легко приравнять к формализму, в коем упрекали Шостаковича . Простота форм Эрика Сера и его последователей минималистов вплоть до наших современников – Карлхайнца Штокхаузена, Филиппа Гласса и Владимира Мартынова с Алексеем Айги.
Конструктивистских же зданий по Москве полным полно. Надо просто их разглядеть
Источники:
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-arhitektura-muzika-zastivshaya-v-kamne-3228676.html
https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/105/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
https://zen.yandex.ru/media/id/5af02e209b403c6169f85374/5b3d1902f7b77500a9d5b425