3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Н в гоголь драматург новатор комедия ревизор. В помощь школьнику

Художественные особенности комедии Гоголя «Ревизор»

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь выступает как драматург-новатор. Он преодолевает традиционные приемы поэтики классицизма, приемы водевилей, отходит от традиционной любовной интриги, обращаясь к сатирическому изображению общества, города, вырастающего в грандиозный символ Российского государства. «Я хотел собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом… посмеяться надо всем», – писал Н.В. Гоголь[1]. Попробуем проанализировать сюжетно-композиционную структуру произведения.

Оригинальность автора состояла уже в том, что экспозиция в комедии следует после завязки. Завязкой пьесы является первая фраза Городничего: «…к нам едет ревизор». И только после этого мы окунаемся в атмосферу жизни уездного города, узнаем, какие там заведены порядки, чем занимаются местные чиновники. Мы узнаем здесь и некоторые подробности: о том, как содержатся постояльцы богоугодных заведений, какие порядки заведены судьей «в присутственных местах», что происходит в учебных заведениях..

Завязкой реальной интриги комедии, как мы уже отмечали выше, становится первая реплика Городничего. В.И. Немирович-Данченко в статье «Тайны сценического обаяния Гоголя» отмечал необыкновенную смелость и новаторство Гоголя в создании завязки. «Самые замечательные мастера театра, – говорит он, – не могли завязать пьесу иначе, как в нескольких первых сценах. В «Ревизоре» же одна фраза, одна первая фраза: «Я пригласил вас, господа, для того, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор», – и пьеса уже начата. Дана фабула, и дан главнейший ее импульс – страх»[2]. Однако стоит отметить, что страха здесь еще нет. Завязка в пьесе отличается и комедийностью, и сатиричностью, и психологизмом. Приезд ревизора – безусловно, неприятное известие, но ситуация традиционна. У Городничего имеется большой опыт в подобных делах (двух губернаторов обманул). Ревизор едет, но его пока не боятся. Инициативу город пока еще держит в своих руках. Однако город уже приведен в движение. Городничий энергично раздает указания чиновникам. Гоголь проявил себя как талантливый драматург, придумав такую завязку, благодаря которой в движение пришли сразу все действующие лица комедии. Каждый из них действует в соответствии со своим характером и своими преступлениями. Также отметим, что ни в экспозиции, ни в завязке пьесы не присутствует сам главный герой.

Далее в комедии появляются Бобчинский и Добчинский и приносят весть о загадочном постояльце трактира. Здесь Гоголь использует традиционный для комедий образ героев-вестников. Нетрадиционно лишь известие, которое они приносят. Из ничего они творят образ ревизора. Приезд незнакомца кажется им неожиданным, поведение его таинственным (живет, наблюдает, о себе не заявляет). И вот тут-то среди чиновников и начинается смятение, возникает страх. Сцена, изображающая героев-вестников, необычайно важна в художественной ткани пьесы. Часть исследователей считают, что она является своеобразным завершением завязки в реальном конфликте пьесы. Другие критики (обозначившие наличие двух интриг в сюжете – реальной и «миражной») видят в ней завязку «миражной» интриги. Думается, мы можем рассматривать эту сцену как развитие действия после завязки (сообщения Городничего) в реальном конфликте пьесы.

На очень сложном комизме построена сцена первого знакомства Городничего с Хлестаковым. Сцена эта также является развитием действия и в реальном, и в «миражном» конфликте. Хлестаков чувствует страх, считая что его собираются препроводить в долговую яму. Городничий же считает, что собеседник его отличается хитростью и коварством: «какого туману напустил!». Герои не понимают друг друга, находясь как бы на разных волнах. Но Городничий расценивает все поведение Хлестакова как некую тонкую игру, условия которой он быстро принимает. И начинается соблазнение мнимого ревизора. Для начала Антон Антонович дает ему взятку. Это переломный момент в поведении Городничего. Он преодолевает робость и чувствует себя уже более уверенно. Ситуация несомненно ему знакома и привычна. Затем приглашает пожить в своем доме, посетить богоугодные заведения, уездное училище, острог. Словом, активно действует. Отметим здесь комедийность в развитии конфликта. «С точки зрения здравого смысла героем, ведущим действие, нападающим, атакующим, должен быть ревизор, поскольку он государственный чиновник, который приехал в город с ревизией, с проверкой, а Хлестаков никого не атакует, так как не является ревизором. Он оказывается объектом нападения, его по нелепому стечению обстоятельств приняли за ревизора, и он как может отражает это нападение. Героем, ведущим действие, оказывается Городничий. В основе всех его действий одно стремление: обмануть ревизора, создать видимость благополучия, не дать возможности ни одному человеку в городе сказать ревизору о должностных преступлениях. Все это «наоборот» пройдет через все наиболее важные моменты в развитии конфликта»[3].

Читать еще:  Музей изящных искусств мск. История создания музея изобразительных искусств им

События третьего действия представляют собой также очень этап в развитии конфликта. Хлестаков, вероятно, начинает догадываться, что его принимают за важную государственную персону, и начинает играть эту роль, очень непринужденно. Он рассказывает о своей столичной жизни и завирается до такой степени, что полностью разоблачает себя. Сцена вранья является кульминацией в саморазоблачении героя. Однако Городничий и остальные чиновники принимают ложь героя как должное. В чем же причина подобного поведения? Как отмечают исследователи, «страх подготовил почву для обмана. Но обмануло чистосердечие Хлестакова. Опытный плут навряд ли бы провел Городничего, но непреднамеренность поступков Хлестакова сбила его с толку. …Во всех случаях – даже в минуту самого невероятного вранья – Хлестаков искренен. Выдумывает Хлестаков с тем же чистосердечием, с каким ранее говорил правду, и это опять обманывает чиновников»[4]. Далее следуют сцена посещения мнимого ревизора местными чиновниками – у всех он берет деньги. Сцена взяток содержит грубо комический ход. Первый посетитель, судья, еще стесняется предлагать Хлестакову деньги: он делает это неумело, с боязнью. Однако Хлестаков разрешает напряженную ситуацию, попросив взаймы. И далее он берет в долг у каждого из чиновников, причем суммы от визита к визиту возрастают. Потом следует сцена ухаживания Хлестакова за дочерью и женой Городничего. Он сватается к Марье Антоновне. Сцена эта содержит пародию на любовную интригу. Как отмечает В. Гиппиус, «единство времени требовало быстрого темпа, но все же давало простор в пределах пяти актов и двадцати четырех реальных часов. Как бы издеваясь над этим правилом, Гоголь вмещает два объяснения, недоразумение с соперничеством, предложение и помолвку в пределы полуакта и нескольких минут, чтобы в последнем акте посмеяться и над этим «фантомом». Таким образом, сцены вранья, взяток и сватовства – это развитие действия в реальном конфликте пьесы и одновременно кульминационные эпизоды в «миражном» конфликте.

В пятом акте мы имеем кульминацию в развитии реальной интриги – это сцена разоблачения Хлестакова. Городничий торжествует: он не только сумел скрыть свои дела от ревизора, но и почти породнился с ним (эта сцена также является кульминационной в развитии «миражной» интриги). Однако торжество его омрачается приходом Почтмейстера с письмом, которое открывает истинное положение дел. Сцена чтения письма Хлестакова – это кульминация в реальном конфликте и одновременно развязка «миражной» интриги. Однако комедия не заканчивается этим эпизодом. Далее следует появление жандарма, который сообщает о приезде настоящего ревизора. Эта сцена представляет собой развязку в реальном конфликте пьесы. Таким образом, сюжетное действие возвращается к тому, откуда оно началось. «Немая сцена» у Гоголя обрела различные интерпретации критиков. Одно из ее толкований: прибыл наконец настоящий ревизор и город ждет реальное справедливое наказание. Другая версия: прибывший чиновник ассоциируется с небесной карой, которой страшатся все действующие лица комедии.

Таким образом, Н.В. Гоголь выступает новатором в развитии драматургических приемов, в обрисовке конфликта. В своей комедии он практически полностью отказался от любовной интриги. Любовный треугольник Марья Антоновна – Хлестаков – Анна Андреевна демонстративно пародиен. В основе сюжета лежит необычный случай, «анекдот», однако позволяющий глубоко раскрыть общественные отношения и связи. Главный герой не присутствует ни в первом, ни в последнем действии «Ревизора»: его нет как в завязке, так и в развязке. Кульминация в развитии реального конфликта также происходит без Хлестакова. Динамика «Ревизора» следует определенному правилу – «уже хочет достигнуть, схватить рукою, как вдруг помешательство»[5]. Это в равной степени относится и к Городничему, к его честолюбивым надеждам, и к Марье Антоновне, к ее любовным устремлениям. Основой действия пьесы становятся не личные столкновения, а общее, социальное начало. У Гоголя нет в пьесе положительных героев. Идеальное уходит у писателя в подтекст. Это идея, нравственный критерий, с позиций которого автор оценивает общественные пороки. По замечанию Гоголя, смех является единственным положительным лицом комедии. Таковы основные черты поэтики Гоголя-драматурга.

Читать еще:  Сценарий театральная ночь. Детский сценарий «Волшебный мир театра

4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»

Видеоурок: “Ревизор”(Н.В. Гоголь)

Лекция: Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор» (1835)

Как создавался «Ревизор»?

Однажды Пушкин рассказал Гоголю анекдот, как его однажды в небольшом городишке приняли за важного петербургского чиновника, приехавшего с проверкой. Писатель решил использовать сюжет для своего произведения и показать типичность подобной ситуации для бюрократического аппарата в целом.

В комедии рассказывается о жизни городского населения, типичной для всех провинциальных уездных городов России. То, как живут люди в этом городе, условия их жизни – это жизнь всей страны. Недаром после премьеры Николай I все происходящее воспринял как персональный упрек своей персоне. Небольшой городок вместил в себя все социальные пороки России, самые яркие черты общественных отношений.

Автора интересуют не только и не столько общественные пороки в социальном плане, сколько нравственное состояние общества. В «Ревизоре» люди способны объединиться только из-за общего страха перед столичным чиновником. Для городских чинуш истинные ценности перестали существовать, их заменила тяга к чинам. Только почтение к высокому чину заставляет чиновников проявлять полнейшее почтение к Хлестакову, хотя они прекрасно видят его натуру.

Основной, центральный конфликт пьесы –

между деятельностью чиновников города и их представлениями о благе общества. В городе процветают взяточничество, казнокрадство, закон бездействует – и все это считается нормой жизни.

Комедийность ситуации придает сражение Городничего и всей его компании с призраком, созданным силой их же воображения. Открыть глаза и увидеть правду чиновникам мешает страх перед «мундиром».

Действие начинается с завязки, со слов Городничего о приехавшем из Петербурга чиновнике. Действие раскручивается стремительно, ложь расцветает пышным цветов, градус чиновничьего трепета повышается, страх не отпускает, и – нарыв лопается: прибегает почтмейстер с распечатанным письмом Хлестакова, из которого выясняется правда. Финал пьесы необычен (здесь Гоголь проявил себя новатором) – появляется офицер с известием о приехавшем из Петербурга чиновнике для ревизии. Ремарка автора: «Немая сцена».

В маленьком городишке ждут петербургского ревизора с проверкой. Сказано, что тот приедет «инкогнито». Бобчинский и Добчинский рассказывают о молодом человеке, прибывшем и поселившемся в трактире, высказывая мнение, что это и есть ревизор. Городничий отправляется к Хлестакову, знакомится с ним, приглашает в дом, представляет жене и дочери. Перед всеми Хлестаков строит из себя важного человека. Решив как-то расположить к себе Хлестакова, все чиновники по очереди дают ему взятки. Молодой человек сообщает о своей удаче приятелю в Петербург, подробно давая характеристики своим местным друзьям. Собираясь уезжать Хлестаков делает предложение сначала дочери Городничего, затем его жене – Городничий благословляет молодых и Хлестаков уезжает. Обман вскрывается, чиновники в смятении, Городничий в ярости. Сцену прерывает появление офицера – приехал чиновник и Петербурга с проверкой. Все застывают на месте. Занавес.

Лекция: Н. В. Гоголь как драматург – новатор. Особенности жанра и композиции в его комедиях («Ревизор»). Образ «сборного города».

Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным. Предполагается, что он восходит к рассказам о командировке П. П. Свиньина в Бессарабию в 1815. Также известно, что во время работы над пье-сой Гоголь неоднократно писал А. С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бро-сить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу над «Ревизором». В январе 1836 Гоголь читал комедию на вечере у В. А. Жуковского в присутствии А. С. Пушкина, П. А. Вяземского и других. Премьера комедии состоялась 19 апреля (1 мая) 1836 в Алек-сандринском театре в Санкт-Петербурге. Почти одновременно пьеса вышла в печати (Санкт-Петербург, 1836). 25 мая того же года состоялась премьера в Москве — в Малом театре.

Читать еще:  Сказочные викторины для дошкольников. Сказочный гномик просит вас

«Ревизор» — комедия «натуральной школы». Реалист Гоголь исследует взаимоотношения личности и общества: через изображение своих героев дает всестороннюю картину русской действительности.

Композиция:

1. Любовная интрига-треугольник – то, что традиционно считалось завязкой, не существенна. Г.обращается к общей завязке. В комедии отсутствует экспозиция (пролог), пьеса сразу начинается с завязки

2. В основе – «миражная интрига»: в Хлестакове увидели чиновника из Петербурга.

3. Кольцевая композиция – начинается и заканчивается письмом.

4. В пьесе дублируются истинная и мнимая кульминация, истинная и мнимая развязка. Можно подумать, что кульминация – сцена бала, развязка – чтение письма, однако настоящая кульминация и развяка совмещаются, это – приезд настоящего ревизора.

5. Нет стремительного развития действий. Кажется, в действии ничего не происходит, но в жизни героев многое меняется.

Образ сборного города:

Город – «Это сборное место: отвсюду, из разных уголков России, стеклись сюда исключе-ния из правды, заблуждения и злоупотребления, чтобы послужить одной идее — произве-сти в зрителе яркое, благородное отвращение от многого кое-чего низкого». (Театральный разъезд)

Гоголевский город последовательно иерархичен. Его структура строго пира-мидальна: «гражданство», «купечество», выше — чиновники, городские помещики и, наконец, во. главе всего городничий. Не забыта и женская половина, тоже подразде-ляющаяся по рангам: выше всех семья городничего, затем — жены и дочери чиновников, вроде, дочерей Ляпкина-Тяпкина, с которых дочери городничего пример брать не подобает; наконец, внизу: высеченная по ошибке унтер-офицерша, слесарша Пошлепкина… Вне города стоят только два человека: Хлестаков и его слуга Осип. Такой расстановки персонажей не было до Г. Тут — стремление охватить макси-мально все стороны общественной жизни и управления: судопроизводство (Ляпкин-Тяпкин), и просвещение (Хлопов), и здравоохранение (Гибнер), и почта (Шпекин), и своего рода социальное обеспечение <(Земляника), и, конечно, полиция. При этом Гоголь берет различные стороны и явления жизни без излишней детализации, без чисто административных подробностей,— в их цельном «общечеловеческом» облике (поэтому нет «лишних» представителей иерархии (секретарей и т.д.), их и так представляют обобщенные типажи).

В «Ревизоре», строго говоря, нет никаких обличительных инвектив. Только реплика Городничего — «Чему смеетесь? над собой смеетесь!» — могла напомнить такие инвективы. Кроме того, как уже отмечалось в литературе о Гоголе, должностные пре-ступления, совершаемые героями «Ревизора», сравнительно невелики. Взимаемые Ляпкиным-Тяпкиньш борзые щепки — мелочь по сравнению с поборами, которые учи-няют, судейские из «Ябеды» Капниста. Но как говорил Гоголь, по другому поводу, «пошлость всего вместе испугала читателей». Испугало не нагнетание «деталей» пошлости, а, используя выражение Гоголя, «округление» художественного образа. «Округленный», то есть суверенный город из «Ревизора» становился эквивалентом более широких явлений, чем его предметное, номинальное содержание.

От города в «Ревизоре» до границы — «хоть три года скачи» и не доедешь,— но есть ли на всем этом пространстве хоть одно место, где бы жизнь протекала по иным нормам? Все нормы общежития, обращения людей друг к другу выглядят в пьесе как повсеместные. Они действуют и во время пребывания в городе необычного лица — «ревизора». Ни у кого из героев пьесы не появляется потребности в иных нормах или хотя бы в частичном видоизменении старых. С первых же минут открытия «ревизора» к нему почти рефлек-торпо потянулась длинная цепь взяткодателей, от городничего и чиновников до купцов. Они знают, что их нормы и обычаи будут близки и понятны другим, как язык, на котором они говорят, хотя, вероятно, большинство из них пе бывало дальше уезда или, в крайнем случае, губернии. У Гоголя есть конкретная «единица» обобщения — его город. Опыт новейшего искусства, и в частности классицизма и Просвещения, пе прошел для Гоголя бесследно. Его город локально ограничен, и вместе с тем он «сборный». Это конкретно оформленный, осязаемый город, но бездонно-глубокий по своему значению.

Источники:

https://studopedia.ru/11_246734_hudozhestvennie-osobennosti-komedii-gogolya-revizor.html
https://cknow.ru/knowbase/401-412-nv-gogol-revizor.html
https://ronl.org/lektsii/istoriya/915045/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]