Надгробные памятники: от древности до наших дней. Храмы Портуна и Геркулеса
Храм Геркулеса Победителя – самое древнее здание Рима
Декабрь 11, 2018
Посещая Вечный город, обязательно стоит увидеть один из наиболее старых храмов Рима, находящийся на Piazza Bocca della Veritá и дошедший до наших дней практически в первозданном виде. Храм Геркулеса Победителя (Tempio di Ercole Vincitore) был возведен полностью из мрамора около 120 года до н.э. в самом сердце Древнего Рима — на Бычьем форуме. Здесь, на левом берегу Тибра между Авентинским и Капитолийским холмом, где сходились торговые пути из Этрурии и Кампании, находился древний рынок по продаже крупного рогатого скота.
Храм Геркулеса на площади Piazza Bocca della Veritá
Легенда о Геркулесе и Какусе
Сын Везувия Какус (Cacus) жил в пещере у подножия Авентина и к ужасу жителей округи питался человеческой плотью, а его жилище было украшено головами своих жертв. Геркулес, держа долгий путь из Эритеи, где он заполучил стадо Гериона (описанное в Десятом Подвиге Геракла), остановился на ночлег недалеко от логова Какуса. Когда Геркулес уснул, монстр украл у него четыре быка и четыре коровы, хитро утащив их за хвосты, чтобы оставить ложные следы в неправильном направлении. Услышав жалобные звуки похищенного скота, доносившиеся из пещеры Какуса, разгневанный странник пришел в ярость.
Геркулес убивает Какуса
Храм Геркулеса на Бычьем Форуме
Популярные гиды в Риме:
Кто построил Храм Геркулеса
Из трудов римского философа Амборджо Теодозио Макробия (390-430гг.н.э.) известно, что строительство древнего Храма Геркулеса связано с историей, однажды приключившейся с богатым римским торговцем Марко Оттавио Еренио (Marcus Octavius Herennius). Купец, будучи в одной из поездок, подвергся нападению морских разбойников. Их удалось победить только после взывания помощи к Геркулесу – покровителя пастухов, полубогу победы и коммерческого успеха. По возвращению в Рим, чтобы воздать дань защитившим его Богам, Еренио заказал строительство храма греческому архитектору Ермодоросу (Ermodoros). Отсюда и взялась столь нехарактерная для римской архитектуры его округлая греческая форма.
Храм Геркулеса Победителя был возведен из дорогого белоснежного пентеликского мрамора, добытого на северных склонах горы Пентеликус, которая находится примерно в 16км к северо-востоку от Афин. Стиль постройки полностью соответствовал архитектурной модели великих греческих святилищ – круговая колоннада удерживала богато украшенный антаблемент из отдельных блоков мрамора (ныне не существующий), покрытый низкой конической крышей. 20 колонн высотой более 10 метров, окружали цилиндрической формы внутреннее помещение, где размещалась позолоченная статуя Геркулеса, отлитая из бронзы, и жертвенный алтарь. Позади него, в фундаменте из туфа, находился глубокий куполообразный колодец, где собирались обугленные останки животных, принесенных в жертву языческим богам.
Как и некоторые другие храмы древнего Рима, языческий Храм Геркулеса на Бычьем форуме сохранился лишь благодаря преобразованию его в христианскую церковь. В 1132 году древний храм был освящен в честь Святого Стефана (Santo Stefano delle Carrozze).
Храм Геркулеса. Гравюра Пиранези. (1773)
Чтобы соответствовать новым требованиям, в 1475 году по указанию Сикста IV промежутки внешней круговой колоннады были заложены кирпичной кладкой, а интерьер внутреннего помещения украшен фресками. Одна из них хорошо сохранилась над алтарем.
Фреска Святой Марии Солнца в Храме Геркулеса
Однако некоторые историки склоняются к более поздней реализации фрески, когда в XVII веке церковь была перепосвящена Святой Марии и стала называться Santa Maria del Sole.
Это интересно!
Изменение посвящения связывают с удивительным случаем, который произошел с одинокой женщиной весьма преклонного возраста. Некая 115-летняя девственница, выйдя однажды из церкви Святого Стефана на берег Тибра, случайно нашла в водах реки образ Пресвятой Богородицы, брошенный кем-то во время одного из многочисленных нашествий завоевателей. Когда икону извлекли из пучины, лик Святой Девы Марии просиял сильнее Солнца, осветив на время всю округу. Чудотворный образ поместили в древний храм, который с тех пор стал именоваться как Санта Мария дель Соле.
Храм Древнего Рима сегодня
Одним из первых правильно идентифицировал храм префект Рима Камилла де Турнон-Симиан (1778-1833), назначенный императором Наполеоном Бонапартом руководителем для проведения работ по раскопкам города и консервации найденных античных артефактов. Для этих целей по указу французского императора из казны был предоставлен один миллион франков. После удаления четырехметрового слоя земли и ила, вынесенного при многократных разливах Тибра, на Римском форуме обнаружили полуразрушенный истинный храм богини Весты. А в окрестностях Бычьего форума был найден постамент с высеченной на нем надписью греческого скульптора Скопаса, которая дала основание предполагать, что ранее на нем стояла бронзовая скульптура Геркулеса. Само изваяние было найдено ранее, при реставрации храма проводившегося еще при Сиксте IV (Франческо делла Ровере,1414-1484). Сегодня эта скульптура хранится в Капитолийских музеях.
Статуя Геркулеса, найденная на Бычьем форуме
Воспользовавшись присутствием французского правительства в Риме (1809-1814гг) и финансами, выделенными им для восстановления древних памятников, итальянский архитектор Джузеппе Валадье (1762-1839) предложил свои услуги по реставрации Храма Геркулеса. К тому времени от подлинного старого здания осталась лишь центральная часть в окружении 19 колонн, четыре из которых были наполовину разрушены, а от двадцатой сохранилось лишь основание. В записках, сделанных Валадье, архитектор отмечал, что хотел воссоздать здание в своей прежней форме, однако, так и не найденные при раскопках фрагменты не дали осуществить задуманное в полном объеме. На выделенные скудные средства удалось лишь демонтировать кирпичную кладку между колонн, восстановить крышу и обнести здание забором по периметру, чтобы защитить храм от вандализма.
Фрагмент верхней части колоннады Храма Геркулеса
Храм на карте Рима
Храм Геркулеса на Бычьем форуме в Риме находится по адресу Piazza della Bocca della Verita
Когда появилась традиция устанавливать надгробные памятники, и как они изменялись на протяжении веков
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Традиция устанавливать на могилах усопших надгробные памятники зародилась очень давно. Люди всегда свято верили, что если делать подношения к захоронениям старейшин рода, духи предков будут благосклонны к ним, и племя будет процветать. Поэтому из века в век надгробные памятники являются ещё и свидетельством непрерывного движения поколений.
Самые древние надгробные камни
Многие думают, что первые монументы, гробницы и надгробия появились в эпоху раннего Возрождения. Однако традиция установления этих сооружений корнями глубоко уходит в каменный век, когда древние люди, столкнувшись с проблемами погребения умерших соплеменников, искали способы для сохранности тел от посягательств хищников. Стоит вспомнить самые первые известные погребения неандертальцев в хорватском городе Крапина, уже имеющие признаки надмогильных конструкций. А их исторический возраст достигает 130 тысяч лет.
Первым что появилось на могильных сооружениях так это массивные камни – менгиры, в высоту доходящие 20 метров, а по весу до 300 тонн.
Мегалитические сооружения
Первые мегалиты на территории Западной Европы появились в 3-4 тысячелетиях до новой эры. Они имели вид неотесанных каменных глыб, сложенных в определенное архитектурное сооружение. Иногда эти мегалиты имели не только значение, связанное с погребением, а и становилось местом паломничества для различных обрядов.
Дольмены
В то время как египтяне сооружали гигантские пирамиды, древние народы от Британии до Индии возводили из огромных каменных глыб не менее потрясающие сооружения – дольмены, в которых хоронили знатных членов общества. Эти надгробия считались обителью для душ жрецов и вождей.
Дольмены, относящиеся к виду древних мегалитов, в Западной Европе собирались из необработанных камней, а в России – из отшлифованных и тщательно подогнанных друг к другу. В дольменах высекались отверстия, закрывающиеся специальными пробками.
Курганы
Наши предки сооружали земляные насыпи над могилами, называющиеся курганами, которые датируются 4 тысячелетием до нашей эры. И что интересно, эти сооружения найдены те только в восточной Европе, как ошибочно принято считать, а и на четырех континентах земного шара. Их нет только в Австралии и Антарктиде. «Маунды» – так называют их в Северной Америке, «каирны» – Западной Европе, а в Беларуси – «туры».
Египетские пирамиды
Гигантские египетские пирамиды над усыпальницами фараонов можно считать одними из самых ранних сооружений, подобных курганам. В те времена свято верили, будто душа умершего не может упокоиться и обречена скитаться целую вечность без надгробия.
Великая китайская стена
Великая китайская стена – самое большое и длинное кладбище в мире. По подсчетам историков, ее строительство стоило жизней более одного миллиона человек. Захороненные в утрамбованном грунте наполнителя стены эти безымянные строители “встали на вечную стражу рубежей Поднебесной”. Их тела были погребены именно в вертикальном положении. При том на каждые 10 метров сооружения приходилось по 10-15 усопших.
Мемориальные памятники Античности
В древние времена античности широко начали использовать мемориальные памятники в виде стел, которые проходили обработку каменетесным инструментом. Гораздо позже на стелах начали изображать барельефы усопших, а со временем стелы начали заменяться скульптурными композициями, роль которых была передать всю горечь утраты и скорби об умершем.
И конечно же социальный статус накладывал определенный отпечаток на внешний вид античных надгробий. Это хорошо просматривается на примере Античного Рима или Древней Греции, где погребальные надгробия правителей, полководцев и знати имели вид шедевров каменного искусства. Некоторые из них, сохранившиеся до нашего времени, стали символическими памятниками той далекой эпохи.
История христианских памятников.Средневековье
В средние века в Европу пришло Христианство, а вместе с ним и традиции погребения и почитания памяти. На Руси впервые надгробные кресты стали устанавливать во время правления княжны Ольги. Изготовленные из дерева их накрывали двумя досками, создававшими своего рода крышу, которая предохраняла деревянную конструкцию от осадков. Позже стали наносить на каменную стелу изображения распятия Христа с помощью резьбы и гравировки.
Христиане католического вероисповедания выбрали для себя классический вариант креста, состоящий из двух перекладин, тогда как православные кресты имели восьмиконечную форму.
Гробницы для захоронения знатных и богатых со временем приобрели вид мавзолеев и усыпальниц. А еще позже стали сооружаться храмовые комплексы, в которые входили собор и часовня.
Эпоха Возрождения
К началу XIV столетия на смену средневековью пришла эпоха Возрождения, вернувшая в Европу интерес к античной культуре. Примером тому являются триумфальные арки, вновь возводившиеся в стиле римского искусства. Их возводили в честь прославившихся государственных, религиозных и политических деятелей, а также в ознаменование память о военных доблестных победах.
Античная тематика практически полностью вытеснила из надгробных сооружений эпитафии и надписи, так как высокая художественность образов и украшений совершенно не требовала словесных пояснений.
Стоит только вспомнить гениальных скульпторов, творивших в Высокую эпоху Возрождения, а именно Микеланджело Буонарроти, Филиппо Бренеллески и Андреа Палладио, на века вошедших в плеяду величайших мастеров ваяния скульптур на религиозные сюжеты.
Викторианская эпоха и традиции тех времен, перешедшие в наше время
Рубеж 18-19 столетия ознаменовался расцветом викторианской эпохи, заложившей основные традиции современной мемориальной культуры. В то время на окраинах крупных городов разбивались мемориальные парки и кладбища, на которых возводились множество великолепных надгробий из мрамора и гранита. Кладбища очень быстро получили свое распространение по всему миру и стали упорядоченной системой захоронения, применяемой и до сегодняшнего дня.
Надгробные памятники прошли через всю историю человечества от плохо отесанных камней – менгиров и до современных шаблонных надгробий. Однако, как и десятки тысяч лет тому назад, они остаются главным символом для увековечения памяти уходящих из жизни людей.
В наши дни надгробным памятником принято считать стелу, камень, крест, плиту, часовню или скульптуру, расположенную на могиле и несущую мемориальную информацию о погребенном человеке.
Если у мусульман принято устанавливать памятники из гранита белого и бежевого цвета, то на православных кладбищах широко распространены черные стелы. В странах Западной Европы и Америке традиционные надмогильные сооружения обычно просты и лаконичны: это совсем небольшой крест либо стела в окружении зеленого газона.
В средневековье в Европе устанавливали жуткие надгробья транзи, изображавшие разлагающиеся трупы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Бычий форум — место, где Геракл совершил один из своих подвигов
В прошлых статьях я вам рассказывала про Римский форум и форум Траяна и сама удивлялась зачем столько разных названий для одного и того же места. Ведь Форум он и есть форум, а на две части его делит лишь проложенная по велению Муссолини Виа Империале и несколько сотен лет, но если не знать про разные года постройки ландшафт идентичный, что по одну сторону от Виа Империале, что по другую. Но в последний день нашего пребывания в Риме мы нашли еще один форум — Бычий. Так что оказалось, что так много названий все таки имеют под собой основание.
Бычий форум менее романтичный по содержанию, чем первые два, ведь это был просто скотный рынок на берегу Тибра. Добавляет пафоса этому месту лишь тот факт, что рынок образовался здесь гораздо раньше того момента, когда Рим стал столицей империи и приобрел могущество, роскошь и блеск. До наших дней на Бычьем форуме сохранилось два античных храма, раннехристианская церковь Санта-Мария-ин-Космедин гораздо более известная в народе укрепленными на ее стене Устами Истины, чем старинными фресками на мой взгляд тоже достойными всяческого внимания.
Бычий форум прославился первым, зафиксированным документально гладиаторским боем. Официальная наука относит это событие к 264 году до н.э. Знатные граждане Рима -Марк и Децим Юний Брут Скаева решили этим событием отметить день похорон своего отца, возможно именно благодаря этим похоронам состязание вошло в историю.
Считается, что совсем неподалеку от Бычьего форума Геракл совершил один из своих подвигов, убив уродливое огнедышащее чудовище Какуса (сына Гефеста), в свою очередь укравшее коров у Геракла. По другой версии считается, что Какус был царем варваров, и на Палантине даже стоял его дом, и до сих пор сохранилась Какиева лестница. В этой версии эллины под предводительством Геракла победили варварское племя под предводительством Какуса. Единственно общий штрих — битва состоялась из-за скота, который кто-то у кого-то украл. История явно достойная Бычьего форума.
Все эти остатки былых времен я и предлагаю вам осмотреть а этой статье.
Как добраться
От Капитолийского холма можно дойти пешком не более чем за 10 минут, поэтому предлагаю всем просто немного прогуляться.
Ближайшая станция метро Большой Цирк (Circo Massimo). Большой цирк в настоящее время представляет собой просто большое поле рядом с Палантином, до меня не сразу это дошло, разуму хотелось увидеть хотя бы какие-то материальные остатки, но их нет.
Бычий форум находится в естественной низменности между Капитолийским, Палантинским и Авентийским холмами на берегу Тибра. Во времена античности рядом с форумом располагался речной порт, сейчас от него ничего не осталось. Тибр же по сравнению с Невой река довольно малая и мелкая, серьезное судоходство на ней сейчас не возможно. Но так же, как и Нева, Тибр может выйти из берегов и устроить наводнение.
Храм Геркулеса Победителя на Бычьем форуме
Более всего привлекает к себе внимание круглый храм Геркулеса Победителя. Благодаря его форме долгие годы думали, что это храм Весты, на каком основании в конце концов решили, что главной почитаемой фигурой был все таки Геркулес Победитель мне не известно, считается что к этому приложил руку наполеоновский префект Рима Камилл де Турнон Симиа в 1811 году. По совместительству префект занимался археологическими изысканиями в пользу парижских музеев разумеется.
Из внутреннего убранства сохранилась только фреска, относящаяся уже ко временам христианства, сейчас строение огорожено декоративным заборчиком от посягательств туристов. Из 20 первоначальных колонн до нашего времени дошли 19, некоторые из них укреплены железными хомутами.
Храм Геркулеса Победителя
Фонтан Тритонов установлен по приказанию Папы Климента XI в XVIII веке.
Фонтан Тритонов
Храм Геркулеса Победителя на Бычьем форуме упоминается у античных классиков, а именно в комментариях Сервия к Энеиде. Насколько точно можно идентифицировать описанное у классиков и в реальности стоящее в городе опять же большой вопрос. Официально Храм Геркулеса Победителя на Бычьем форуме был признан античным памятником только в 1935 году, а отреставрирован в 1991. Во время реставрации демонтировали все, что напоминало о долгом сосуществовании в нем церкви Святой Девы Марии и накрыли его новой крышей.
Храм Геркулеса Победителя
Круглые храмы вообще не характерны для Рима, эта греческая форма. Единственным еще одним круглым храмом являлся храм Весты на Римском форуме, но до наших дней от него осталось только три колонны. Считалось, что такая форма храма Весты сохранилась еще с времен, когда в каждом селении был дом, где непрерывно поддерживали огонь, ибо его добыча на заре человечества была сопряжена с определенными трудностями. Потом дома, где непрерывно поддерживали горение постепенно стали храмами, элемент почитания и обожествления превзошел ставшие уже не актуальными практические соображения, а форма первобытной круглой «юрты» или «вигвама» осталась.
Храм Портуна на Бычьем Форуме
Храм Портуна или храм Фортуны это маленький Парфенон. На самом деле точно не установлено какому именно божеству был посвящен именно этот храм изначально. Он был назван храмом Фортуны Вирилис в эпоху Возрождения, и остается известным под этим именем. Портун — бог ключей, дверей и домашнего скота, а так зернохранилищ, это главный храм , посвященный богу в городе. Надо ли говорить, что и в храме Портуна долгие столетия существовала церковь Святой Марии Египетской.
Храм Портуна на Бычьем Форуме
Странная получается история:
- Никаких материальных следов существования в этом здании языческого храма не сохранилось.
- Сохранились следы, говорящие о том, что там была церковь Святой Марии Египетской (это не мать Христа, просто кающаяся грешница Мария, проживавшая одно время в Египте).
- Языческий храм Фортуны Вирилис материализовался в этом здании в эпоху Возрождения, как и многочисленные статуи древних языческих божеств. По каким причинам было решено, что в этом здании был именно храм Портуна не ясно.
Возникает справедливый вопрос: «Откуда эти выводы о существовании в этом здании в очень далеком прошлом языческого храма?».
Может было все наоборот: была церковь Марии Египетской, потом в эпоху Возрождения народ и церковь впали в ересь, называемую сейчас язычеством, а переставив факты местами нас убеждают в том, что никакой ереси не было, это было давно и не правда, а мы белые и пушистые. Такое у меня складывается впечатление, всё вывернуто. Причем не только на Бычьем форуме, весь Рим так устроен.
В 18 веке в графстве Соммерсет (Великобритания) была построена почти полная копия храма Портуна на Бычьем Форуме.
Санта-Мария-ин-Космедин
По другую сторону от античных храмов стоит Санта-Мария-ин-Космедин, еще одна титульная церковь Рима со своим кардиналом. Считается, что она построена в VI веке нашей эры греческими монахами во времена византийского папства (т.е. Папу одобрял Византийский император). Церковь построена на фундаментах бывшего храма Геркулесу. На Бычьем форуме был центр поклонения именно Геркулесу. Колокольня построена намного позже — в XII веке. Здание красного кирпича, такого же, как и кирпич Колизея и Пантеона и многих других древних и не очень зданий Рима.
Санта-Мария-ин-Космедин
Главным сокровищем церкви Санта-Мария-ин-Космедин является древняя мозаика ранее украшавшая старый собор Святого Петра в Ватикане и несколько старинных фресок, выполненных в духе «Христос — добрый пастырь». Роспись под потолком уже практически не видно, она очень блеклая и освещение не очень хорошее.
Полы в технике в технике Косматеско
Главным же аттракционом этого места является фотографирование у античного люка, сейчас укрепленного вертикально. После выхода в свет фильма «Римские каникулы» в 1953 году церковь Санта-Мария-ин-Космедин стала одной из самых посещаемых церквей столицы Италии. Все хотят увезти из Рима фотку с собой на фоне Уст Истины.
Уста истинны в Санта-Мария-ин-Космедин
С утра до вечера перед церковью стоит очередь жаждущих сделать фотографии. Мы не стали стоять, сфотографировали Уста сквозь прутья решетки, улучив короткий момент , когда рядом не было китайца. Странно, что фильм «Римские каникулы» так популярен в Азии.
Санта-Мария-ин-Космедин и очередь к Устам Истины
Я уже упоминала, что весь ансамбль площади находится на берегу Тибра, рядом расположен и бывший выход в реку старинной канализационной системы — Большой Клоаки, якобы построенной в V веке до нашей эры. Сейчас античная канализационная система работает, как ливневый сток.
Мост Эмилио тоже очень древний, его якобы построили в III веке до нашей эры и он благополучно простоял 17 веков, перед тем, как его разрушило наводнением.
Остров Тиберина и развалины моста Эмилио
За мостом начинается очень живописный средневековый квартал Рима Трастевере. Мы прошлись по нему совсем чуть-чуть, поэтому про Трастевере я вам рассказывать не буду. В следующей статье я расскажу вам про виллу Боргезе. Это будет уже не про средневековый или античный Рим, а про Рим эпохи Возрождения.
Возможно вам будет интересно почитать статью-обзор районов Рима для проживания — Как выбрать отель в Риме или где лучше жить в Риме. Там я даю краткое описание районов Рима и ориентирую по ценам на отели в каждом районе.
Рим | 2 | 1 775, сегодня 9 | (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка.
Как сэкономить на отеле до 20%
Подбирайте себе отель на привычном сайте Booking.com, внимательно читая отзывы. Букинг собрал с клиентов самую большую базу отзывов. Потом проверяйте этот же отель на сайте roomguru.com, быстрее всего найдутся места, где этот же отель можно забронировать дешевле.
Оставить комментарий Отменить
2 комментария к “Бычий форум — место, где Геракл совершил один из своих подвигов”
Интересно. А последнее фото вообще покорило. Такие арки мостов и золотая осень. Удивительно, что много из таких древних построек сохранились практически в первозданном виде.
Золотая осень в Риме была сфотографирована в начале декабря. А насчет древности построек закрадываются большие сомнения. Вот стояла у них церковь 1000 лет, в те далекие времена не было документооборота, почти не было летописания, зато были войны, пожары, оккупации. А в эпоху возрождения через 1000 лет внезапно вдруг вспомнили, что до церкви в здании был храм Геракла. Как эти сведения могли сохранится 1000 лет? Память человеческая не долговечна. У античных классиков сказано, что стоял на берегу Тибра храм Геракла и не один, но никаких подтверждений тому, что это именно тот храм нет.
Привет!
Меня зовут Елена Шикова.
Рассказываю, как вы можете поехать туда, где была я. От получения визы до где покушать, чем заняться. Путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 страны, 119 города, многие не по одному разу. Отвечаю на вопросы в комментариях к записям. Все фотографии мои, без фотошопа.
Нидерланды: Бовенкаспел, Амстердам, Алкмар, Заансе Сханс, Лейден, Кёкенхоф, Хук-ван-Холланд, Роттердам, Гаага, Делфт, Утрехт, Гауда, Гитхорн. Германия: Гамбург. Хорватия: Ровинь, Пула, Умаг, Новиград, Мотовун, Медулин, Пазин, мыс Каменяк, Бале, Воднян, Светвинченат, Фунтана и Врсар. Венгрия: Будапешт. Польша: Ченстохова. Литва: Каунас. Чехия: Прага, Карлштейн, Кутна Гора, Чески-Крумлов.
Собираюсь в автопутешествие по Венгрии.
Свежие фото и путевые заметки в соц. сетях.
Источники:
https://39rim.ru/hram-gerkulesa-pobeditelya-samoe-drevnee-zdanie-rima.html
https://kulturologia.ru/blogs/060218/37717/
https://trip-together.ru/bychij-forum/