7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Народ Калмыкии: культура, традиции и обычаи. Золотая обитель Будды Шакьямуни

Калмыцкие традиции и обычаи: культура степного народа

Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении «Памятник» не зря назвал представителя народа калмыков «другом степей», ведь они являются кочевым народом, пришедшим из Центральной Азии, а предками калмыков считаются западные монголы. Поэтому калмыцкие традиции очень своеобразны. Они вобрали в себя духовную основу буддизма с его философским и глубоким отношением к бытию, что также наложило свой отпечаток на традиции народов Калмыкии.

Калмыцкие традиции: история возникновения

Калмыки – потомки западномонгольских ойратов. Привело их в низовья Волги то обстоятельство, что возникли у них споры и разногласия непреодолимые с другими племенами Джунгарского ханства, и в 17 веке этот степной народ перемещается на свою нынешнюю территорию. Эти великолепные наездники и прекрасные воины сначала организовывают собственное ханство, но затем входят в состав Российской империи.

Уже в начале 18 века появляется эпос «Джангар» о событиях битвы ойратских племенн с монгольским ханом, который во-многом определил культурное направление развитие калмыков. Да и «Сказание о Гесере» тоже стоит в ряду памятников культуры и традиций Калмыкии.

Сами же эти традиции появились под общемонгольским и ойратским влиянием, а затем еще обогащались другими народами России, с которыми «друзья степей» живут бок о бок вот уже четыре века. Была в истории калмыцкого народа и очень трагическая страница в советское время, когда народ этот был насильственно депортирован из мест своего проживания.

А вы представляете, что значит для наездника лишиться родной степи? Вот калмыки и потеряли почти половину своей численности. Лишь в 60-е годы прошлого века к ним вернулась автономия. Сегодня же калмыки проживают на территории автономной республики, и их численность составляет порядка 200 000 человек.

Традиции калмыцкого народа: основные праздники

Калмыки сохранили свою неординарную самобытность и народные традиции, которые прекрасно дошли до наших дней, несмотря на все трудности прошлого века. Начнем с того, что на гербе и флаге Калмыкии изображен лотос, и это единственный такой случай во всем мире.

Таким образом, калмыки выражают верность буддизму, а мистическое растение – индийский лотос как раз и произрастает на этих берегах Волги, и место это – чуть ли не единственное во всей Европе. Этим фактом калмыки страшно гордятся, считая, что место их проживания – особенное.

Немудрено, что одним из главных праздников в Калмыкии является Зул, в прямом переводе это значит «Лампада». Речь идет о неугасимой лампаде жизни, и посвящен этот праздник рождению Вселенной.

Сейчас он является своеобразным «счетчиком» или национальным днем рождения, ведь прошел Зул, и каждый калмык стал на год старше. Происходит это торжество в месяц Коровы на 25-й его день, когда в Калмыкии очень много красок, огня, ведь Вселенная родилась не из пены, как у греков Афродита, а из самого что ни на есть мощного взрыва.

Так что Новый год в Калмыкии или по-другому праздник Зул отмечается здесь 22 декабря в день зимнего солнцестояния. Это какая-то феерия огней, ведь чем больше их будет, тем больше энергии придет солнцу, и тем больше светило будет отдавать своих жаркиех лучей калмыкам. Такие огни зажигаются всюду – в храмах и домах, на улицах и в степи, и это просто потрясающе красиво и очень и очень празднично.

В начале марта в Калмыкии отмечается наступление весны или белый месяц Цаган Сар. Раньше в это время люди окружали тесным кольцом храмы и ждали зарю. Вот так очень романтично калмыки приветствовали возрождение природной жизни после зимней спячки.

В полнолуние июня наступает черед еще одного обряда из калмыцких традиций и обычаев. На скот брызгают молоком и кумысом, приносят подношения в храмах, чтобы изобилие пришло в дома.

Еще же одним самым молодым праздником калмыков является фестиваль тюльпанов, который приходится на апрель и появился лишь в середине 90-х годов прошлого века. Тюльпаны в Калмыкии цветут обычно в эту вторую неделю апреля. И это просто потрясающе красиво! Если же к этому добавить еще и выступления национальных фольклорных коллективов, то получается очень впечатляющее зрелище.

Калмыцкая свадьба

Традиции калмыцкой свадьбы идут тоже из древних времен, когда даже сватовство проходило аж в три этапа. Сначала все участники торжества должны были познакомиться в семейном кругу в доме невесты.

Потом проходил сам процесс сватовства, где обсуждались нюансы церемонии, подарков, как будет выглядеть старинный свадебный «кортеж», и уж на третьем этапе договаривались о дне церемонии. Сейчас, конечно, попроще, и вообще дни сватовства и церемонии определяет буддийский монах.

Но дальше начинается самое интересное! Например, невесте отрезают ногти и прядку волос. Это символизирует запрет на то, чтобы она унесла с собой счастье своей семьи. Жених в это время в поте лица собирает «компоненты» своего свадебного поезда, в котором должно быть 9 или 11 мужчин, но обязательно неженатых.

Читать еще:  Конрад герой поэмы дж г байрона. Но ровный голос и бесстрастный вид

Так что калмыки наперегонки женятся. Где же найти столько неженатых джигитов среди друзей, если затянешь с этим важным делом?

Но это шутка, конечно, а вот то, что перед торжеством проводится омывание рук, рта, моление перед бурханом – это часть очень серьезной церемонии, и тут совсем не до шуток, ведь свадьба по калмыцким традициям – это настоящее таинство, открывающее путь в новую, неизведанную жизнь.

Само празднование идет недолго. Оно тут не главное, ведь к обеду невеста надевает платок, совершает молитву, пьет молоко и уходит из отчего дома в дом жениха. Так что такая красивая калмыцкая свадьба может быть и не так зрелищна, как это бывает на церемониях других народов, но наполнена огромным духовным содержанием и смыслом.

Калмыкия: степи, Будда и музей кочевой культуры

В течение всего 2019 года «Самарская газета» вместе с национально-культурными центрами,
Домом дружбы народов ведет проект «Карта народов».

Рассказываем о национальных республиках, выходцы из которых живут на Самарской земле. Посыл такой: если хотите лучше понять народ — отправляйтесь в путешествие на его историческую родину. Проект вызвал отклик читателей. Его отметило и профессиональное сообщество: «Карта народов» стала одним из победителей конкурса «СМИротворец». Сегодня публикуем заключительный материал года.

С корабля — к Будде Шакьямуни

Калмыкия вызывает неизменное удивление путешественников: как остался, не растворился
на территории европейской части страны этот кусочек типично азиатской самобытности и буддизма? Поэтому туда отправляются с каждым годом все больше и больше экскурсантов. Они хотят прикоснуться к совершенно иной культуре и архитектуре, к особому национальному колориту и обычаям.

— Однодневная автобусная экскурсия по степям Калмыкии в Элисту пользуется неизменным спросом вот уже несколько лет, — сообщила менеджер круизной компании Татьяна Белкова. — Туристы с корабля пересаживаются на автобус и отправляются в путь по республике, в ее столицу. Там есть несколько часов на осмотр очень интересных достопримечательностей и обед с национальными блюдами.

Разговорник путешественника

Собираясь в Калмыкию, постарайтесь выучить несколько приветствий на калмыцком. Местным будет очень приятно такое уважение к их языку.

Мендвт! — Здравствуйте!
Сянбяятн! — До свидания!
(счастливо оставаться)
Ханджанав — Спасибо
Аршанболтха — благодарность после приема пищи («да будет пища
нектаром»)

Путь до столицы — это бескрайние степи. Обычай кочевников-скотоводов жив до сих пор: они не занимались землепашеством, потому что передвигались со всем своим скарбом от пастбища к пастбищу. Какой смысл сеять хлеб, если двинешься дальше и урожай все равно вряд ли уберешь? И даже став оседлыми, нынешние потомки кочевников зерноводством почти не занимаются. Так что будете ехать три часа от донских станиц до Элисты по нетронутым землям, на которых пасутся отары овец. Лучшее время для такого путешествия — конец апреля и начало мая. Вся степь покрыта сначала дикими тюльпанами, а позже, в мае, алыми маками. Картина удивительная.

Элиста встречает гостей совершенно «другим миром», будто вы выехали далеко за пределы России. На вашем маршруте — буддийский храм Золотая обитель Будды Шакьямуни, Золотые ворота Алтн Босх, монумент Золотой всадник, пагода Семи Дней, фонтан «Три лотоса», Ступа Просветления, конные барельефы на входе в театр юного зрителя, музей «Уникальная Калмыкия», музей ойратмонгольской кочевой культуры и, конечно, шахматный городок Сити-Чесс. Колорит особый. В Европе подобного не найдете.

Любовь Четырова, доктор философских наук, профессор Самарского национального исследовательского университета:

— Я много лет занимаюсь изучением калмыцкой культуры, религии — буддизма — и истории. Участвовала во многих российских и зарубежных конференциях, конгрессах, симпозиумах. Тема очень интересная. Калмыки — это выходцы из Азии, но живущие на территории Европы, в междуречье Волги и Дона. В чем выражается их особый характер? В терпимости, умении интегрироваться в европейскую культуру. В то же время калмыки чтут и сохраняют традиционную культуру и свою религию — тибетский буддизм. Калмыкия — единственная республика в Европе, большинство населения которой исповедует эту древнюю религию. В Элисте находится самый большой буддийский храм в Европе — Золотая обитель Будды Шакьямуни. Недавно в городе Лагань на каспийском взморье установили самую крупную в Старом Свете статую Будды Майтрейи.

Кстати, помимо Элисты советую путешественникам побывать именно в Лагани. Если вы окажетесь там в августе, сможете увидеть водные поля цветущих лотосов. Этот цветок — один из восьми символов буддизма. Вырастая из грязевой тины, он становится прекрасным благоухающим цветком. Так и человек, пребывающий в мутных водах жизни, способен и должен раскрыть чистоту своего сознания. Такова символика. Добраться до Лагани из Элисты можно рейсовыми автобусами за пять часов. Альтернативный путь — из Астрахани, за три часа.

Советую побывать еще в одном замечательном месте. В поселке Комсомольский по дороге в Лагань находится администрация заповедника «Черные земли». Заповедник предлагает три экологических маршрута: «Птицы озера Маныч-Гудило», «Тропой сайгака», «Тюльпаны Маныча». Все три маршрута очень интересные. Получите информацию о сайгаках, почти утраченная популяция которых сейчас восстанавливается. И о разноцветных тюльпанах, которые покрывают степь начиная с середины апреля.

Читать еще:  Легковесное отношение к глубинным вопросам человеческого бытия. Брак и любовь

Еще один удивительный маршрут. В Калмыкии есть поселок Утта — самое жаркое место в России. Температурный рекорд — плюс 70 градусов по Цельсию. Удавалось даже поджарить яичницу в сковородке на песке. В этих местах, бывших дном древнего моря, есть соленые озера с водой розового оттенка. Такой цвет ей придают рачки. Грязь этих озер целебная.

Калмыки — скотоводы, и основной вид скота сегодня — овцы. Местная баранина очень вкусная. Калмыки считают, что растительность степей насыщена жгучей энергией солнца, а значит, овцы вбирают в себя эту энергию. Из баранины готовят множество блюд: берики (род пельменей), маханщелтаган (суп), хурсн махан (острое мясо с домашней лапшой). Самое знаменитое — кюр. Есть даже легенда о происхождении этого блюда. Однажды пастухи решили обмануть хозяина, плохо их кормившего. Зарезали барашка, засунули его части в желудок, завернули в шкуру, вырыли яму, положили туда, зарыли, развели на этом месте костер. Через сутки желудок с мясом достали, а хозяин так и не понял, что же едят пастухи. Те, кто пробовал это блюдо, утверждают, что ничего вкуснее они не ели.

В Калмыкии обязательно надо попробовать местную экзотику. Это джомба — калмыцкий чай. Джомбу варят из плиточного чая, добавляя молоко, соль, сливочное масло или муку, обжаренную на курдючьем жире. Любители ароматизируют джомбу мускатным орехом. Александр Сергеевич Пушкин, испробовав джомбу в оренбургских степях, отозвался о напитке нелестно. Действительно, с непривычки пить его непросто. Но для калмыков джомба всегда была главной пищей. Кстати, для русских жителей пограничных с Калмыкией регионов джомба тоже стала привычным напитком на столе.

Калмыки — народ с развитым чувством собственного достоинства, представлениями о чести и бесчестии. Это надо учитывать приезжающим гостям. Некоторое время назад житель одной из соседних республик по глупости осквернил культовое сооружение в Элисте. Мгновенно вспыхнул конфликт, его пришлось улаживать главам республик.

Калмыки — монгольский народ ойратской группы. Являются потомками ойратских племен, которые мигрировали в конце XVI — начале XVII века из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий. Основная религия среди верующих калмыков — буддизм тибетской школы Гелуг. Есть и калмыки, исповедующие православие, мусульманство. Согласно Всероссийской переписи населения, в 2010 году численность калмыков в стране составляла более 183 тысяч человек. В Самарской области в графе «национальность» калмыками себя записали 68 человек. Кстати, основанную в 1737 году крепость Ставропольна-Волге (ныне город Тольятти Самарской области) заселяли крещеными калмыками, находившимися на государственной службе. Крепость охраняла восточные рубежи от кочевников.

Традиции Калмыкии

Духовная культура калмыцкого народа всегда подпитывалась этическими нормами, национальными (монголо-ойратскими) традициями, образовывавшимися в результате многовекового исторического развития.

Со временем, в процессе укрепления политических, культурных и экономических связей с русскими и другими народами РФ, в культуре калмыков стали проявляться новые очертания. Это веяния дополнили и преобразовали унаследованные традиции и обычаи народов Калмыкии, создав тем самым основу самобытной культуры региона, сложившейся в условиях новой истории.

История народа

Калмыки — потомки ойрат-монголов, единственный народ в европейской части РФ, говорящий на одном из монгольских языков. В конце 16 века перебрались из Центральной Азии в низовья Волги по причине внутренних разногласий с другими обитателями Джунгарии. В процессе заселения новой территории было образовано Калмыцкое ханство. Впоследствии оно было упразднено российскими государями.

В период существования в составе СССР калмыкам пришлось пережить череду тяжелых несчастий. Гражданская война, голод, Великая Отечественная Война, депортация в Сибирь и Среднюю Азию – все эти события привели к массовому сокращению численности населения. Реабилитировать калмыцкий народ удалось лишь в 1957 году. Сейчас их государство входит в состав России как Республика Калмыкия.

Численность населения

Сегодня в Калмыкии проживает свыше 278 тысяч жителей. По национальному составу 57,4% населения – калмыки, 30,2% — русские, 7,6% — даргинцы, 1,7% — казахи, 1,3% — турки, 1,2% — чеченцы. Численность горожан составляет 45% всех жителей региона.

По результатам масштабной переписи в 2010 году на территории республики проживало более 289 тысяч жителей. Таким образом, численность населения сократилась примерно на 11 тысяч граждан, что объясняется внутренней миграцией. Однако в последние годы данный отток заметно снизился. Республика перестает быть депрессивным регионом.

Древние традиции

Уклад общественной жизни калмыков формировался веками. У местных жителей существовали свои нравы и правила культурного поведения – народная этика. К примеру:

  • Если молодой человек позволял себе грубость по отношению к старшему по возрасту, то считалось, что он нагрубил собственным родителям.
  • Поведение, когда посторонний вмешивался или подслушивал чужой разговор, считалось неприличным.
  • Позорным считалось и то, когда кто-то поднимал шум либо скандалил на территории людей, с которыми произошло горе или несчастье.
  • Прохожий, который игнорировал приветствия и делал вид, будто не замечает своего знакомого, подвергался осуждению.
  • Крайне неприличным считалось и то, когда гость опрокидывал чашку вверх дном после чаепития. Его считали неблагодарным и больше никогда не приглашали в свой дом. Такое же отношение было и к людям, которые переночевав, уходили, не попрощавшись с хозяевами, да еще и хлопали дверью.
  • Когда в дом входил пожилой человек, молодые должны были поддержать его и помочь открыть дверь.
Читать еще:  Ватто картины с названиями. Ватто Антуан: биография, карьера, личная жизнь

Традиционные обычаи и обряды

У калмыцких народов было много традиционных обычаев и обрядов. Некоторые из них совсем не изменились и дошли до наших дней, а другие со временем устарели, забылись и вовсе исчезли. Большинство обычаев и традиций калмыцкого народа были заимствованы с древних веков, в них прослеживалось стремление украсить свое жилище, нравственно-эстетические идеалы, старинные народные приметы и суеверия.

К примеру, было заведено следующее:

  • утром хозяюшки открывали дымоходы слева направо;
  • калмык, уходя по рабочим и прочим делам, обходил домашний очаг слева направо;
  • при встрече с посторонним проходили по левую сторону от него;
  • у места назначения останавливались с левой стороны.

То есть все действия традиционно осуществлялись по направлению движения жизненного источника – солнца – слева направо.

Большинство обычаев имели религиозный характер. Для калмыков, не владеющих грамотой, служители религиозного культа приравнивались к святым. Им доверяли и относились к ним с большим уважением. Жрецы и религиозные учителя были грамотными. Лучших посылали в Тибет и Монголию для изучения буддизма. Проучившись в тех краях, они возвращались на родину глубоко уважаемыми людьми, имеющими духовное звание.

Верующие регулярно молились богам, 4-5 раз в год посещали монастырь, совершали подношения: одни жертвовали скот, другие — деньги. И в любых случаях обращались за советом к священнослужителям.

Очищение огнем

Огонь для калмыцкого народа – великое божество, поэтому с ним связано много традиций, обрядов и суеверий. Нельзя переступать через огонь, плевать в него либо тушить водой. Разрешается засыпать землей или песком.

В древние времена, когда потомки монгольских ойратов вели кочевой образ жизни, прежде чем поставить кибитку на новое место, люди обрабатывали его огнем. Подобный обряд очищения жив и сегодня. По калмыцким традициям, заезжая в новую квартиру, хозяева проносят по комнатам небольшую чашу с огнем.

Чайная церемония

Если калмыку посчастливилось попасть в гости на утренний чай, это считалось хорошей приметой. Хозяева дома обязательно приглашают вошедшего присоединиться к утреннему чаепитию. Местные жители никогда не отказываются от подобных приглашений.

Предложить гостю несвежий чай считалось сверх неприличия, несмотря на всю стесненность обстоятельств. Поэтому чай готовили в присутствии приглашенного. Если в процессе приготовления и подношения напитка хозяйка допускала ошибку, к примеру, кипятила воду без заварки, то гость принимал это на свой счет, как неуважение.

Ритуализованная форма чаепития – это лишь один из многочисленных обрядов калмыцкого народа. Однако он отражает сущность национального характера, религиозную приверженность калмыков и их преданность традициям предков.

Современные традиции

Сегодняшняя молодежь с гордостью называет себя ойратами, изучает калмыцкий язык и культуру. Яркий тому пример – народный ансамбль песни и танца «Тюльпан» в Элисте.

Современная республика держится на двух столпах – буддизме и шахматах. На территории всей Калмыкии находятся хурулы, святыни, развиваются центры восточной и тибетской медицины. Главное светское занятие — шахматная игра. Ей учатся в школах, а играют на улицах и в скверах. Бывший глава республики К. Илюмжинов основал в Элисте Сити-Чесс – шахматный городок со своим музеем и зданием для проведения игр и соревнований.

Сегодня в Элисте ведутся работы по созданию организационных, правовых и экономических условий для функционирования культурных учреждений, развития традиционного творчества, сохранения самобытной культуры народностей, проживающих в пределах республики.

Обычаи и праздники калмыков

Один из главных праздников в калмыцкой культуре — Зул (Новый год). Ему более шестисот лет. Отмечают праздник в 25-й день месяца Коровы по калмыцкому календарю. В Новый год не принято пить спиртное, вместо него гостям подают джомбу (национальный молочный чай), борцоки и другие сладости. Зул переводится как «лампада». В этот день огни зажигаются повсюду – в домах, хурулах, на улицах. Существует поверье: если пламя будет сильным, то солнцу зарядится большей энергией, а, значит и греть оно будет лучше.

С приходом весны в Калмыкии отмечают Цаган сар (праздник Белого месяца). Жители городов и селений поздравляют друг друга с окончанием холодного и голодного времени. Местные считают, что с наступлением весны в мире просыпается новая жизнь, на пороге которой нет препятствий для добродетели. Накануне праздника женщины пекут борцоки, делают подношение на алтарь, зажигают лампаду и перебирают четки. Обязанность детей в этот день – посетить родительский дом.

Урюс – главный летний праздник. Его отмечают в первое полнолуние июня. В этот день принято задабривать богов обильными подношениями, чтобы они даровали сочную и богатую траву на пастбищах. Если скот будет накормлен, то в кратчайшие сроки принесет потомство, а значит скотоводы будут жить в достатке. В ходе обряда хозяин опрыскивает головы овец, коров и прочих домашних животных молоком и кумысом.

Праздник тюльпанов является самым молодым. Отмечают его обычно во второй половине апреля, когда на калмыцких степях распускаются тюльпаны – одни из главных достопримечательностей региона. В этот день проходят народные гуляния, выступают танцевальные коллективы, съезжаются туристы, чтобы своими глазами увидеть это уникальное зрелище.

Заключение

Калмыки – удивительный народ с богатым культурным и духовным наследием. Эти люди отличаются простотой, мудростью и высокими нравственными ценностями. Культура и традиции Калмыкии – это яркие праздники, народные гуляния и удивительные истории.

Источники:

http://world-of-adventures.ru/world-of-adventures/kalmytskie-traditsii-i-obychai-kultura-stepnogo-naroda/
http://sgpress.ru/news/176197
http://parusvlg.ru/tradicii-kalmykii/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector