Население кандагара. Отличия между реальными событиями и фильмом
Ложь в фильме “Кандагар”
Героическая драма Андрея Кавуна “Кандагар” с полным основанием может называться блокбастером – за первые четыре дня фильм собрал 6 миллионов долларов и обогнал картину Кэмерона “Аватар” (которая, правда, вышла в российский прокат на вдвое меньшем числе копий).
Но значение “Кандагара” далеко не исчерпывается кассой. Вокруг него создана определенная общественная атмосфера. Фильм, что называется, “взят на вооружение”.
Авторы, возможно, и сами не рады трескучему агитпропу, сопровождавшему премьеру. Все-таки они старались избегать прямолинейности, лобовых решений, громких фраз. Чем, между прочим, даже навлекли на себя упрек со стороны неких безымянных ветеранов Великой Отечественной – мол, летчики ведут себя в своем узилище “недостойно”: “Расплясались в плену!” В нем даже нет мачизма, хотя и собраны чуть ли не все мачо российского кинематографа. Наоборот: наши летчики выглядят вяло и уныло по сравнению с пассионарными, вечно возбужденными афганцами. Режиссер говорит даже о “конфликте цивилизаций”, который он стремился отразить. Намерение похвальное.
Как бы аполитичной была и предыдущая лента Кавуна, “Охота на пиранью”, хотя сам факт творческого содружества с таким одиозным и уж никак не свободным от идеологии литератором, как Александр Бушков, не может не настораживать. Нет, авторы определенно рассчитывали вписаться в русофильско-патриотическую линию государственной пропагандистской машины. Об этом говорит и их собственная аннотация, написанная суконным языком газетных передовиц времен первых пятилеток:
Как не предать Родину, если за это тебе обещают свободу? Как не отказаться от своей веры, если за это тебе гарантируют жизнь? Как остаться собой – если за это тебе грозит смерть? Ответ один – бежать.
Читая рецензии и интервью, в изобилии опубликованные по случаю выхода картины на экран, я ощущал себя “вернувшимся с Луны” Мюнхгаузеном: “Присоединяйтесь, барон, присоединяйтесь!” Да не могу я присоединиться. Не было никакого побега из Кандагара.
15 лет назад я очень внимательно следил за всеми перипетиями этой истории, был вхож на седьмой этаж МИДа, где располагаются кабинеты министра и его замов и куда везет особый лифт. С самого начала в принудительной посадке самолета было нечто подозрительное и неудобное: зафрахтованный частной компанией борт татарского авиаперевозчика вез оружие и военное снаряжение режиму Бурхануддина Раббани. Оружейного эмбарго тогда еще не было; тем не менее снабжение одной из сторон афганского гражданского конфликта противоречило позиции невмешательства, официально провозглашенной Москвой. И уж совсем неловко делается, когда в фильме командир экипажа на голубом глазу заявляет, что “по всем международным правилам это приравнивается к гуманитарной помощи”.
О том, что “Россия твердо следует линии на невовлеченность во внутриафганское противоборство”, говорил, в частности, на заседании Совета Безопасности 9 апреля 1996 года тогдашний постпред РФ в ООН Сергей Лавров. В этом же выступлении, требуя от “Талибана” освобождения пилотов без каких бы то ни было условий, он утверждал, что их задержание “используется как средство давления на Россию”, и заверял: “Эти расчеты не имеют никаких перспектив”.
Отправителем груза был не кто иной, как Виктор Бут: именно тогда в западной прессе впервые всплыло имя “оружейного барона”. Он участвовал в переговорах с муллой Омаром, которые от имени правительства России вел советник президента Татарии Тимур Акулов. Ход и содержание этих контактов были окутаны тайной. Постепенно российская публика стала забывать о плененных пилотах. И вдруг – сенсация! Летчики совершили дерзкий побег!
Не я один тогда сомневался. Вот что писал в свое время Аркадий Дубнов, побывавший в Кандагаре с командой МЧС России и встречавшийся с пленниками:
“Подробности той истории до сих пор загадочны. Летчики, без преувеличения, совершили подвиг. Однако ни книги, ни фильма про это так и не появилось. Наверное, потому, что история эта не всем казалась безупречно “чистой”, рассеянность талибов, “проспавших” беглецов, вызывала подозрения в какой-то тайной сделке с Москвой, о которой экипаж, впрочем, мог ничего не знать”.
Теперь уже есть и книга, и фильм – память у нас короткая. Осторожно пишет “Коммерсант”:
“Существуют версии, что спасение было инсценировано после уплаты Москвой (или Казанью) выкупа или организовано подкупленными афганцами”.
Прозрачный намек на некие закулисные договоренности делает в недавнем интервью и непосредственный участник событий Тимур Акулов:
– Так все-таки это был побег или освобождение за выкуп?
– Любой человек понимает, что без определенных договоренностей никакую границу нельзя пересечь. И то, что, когда они прилетели в Эмираты, то вместо тюрьмы попали в пятизвездочную гостиницу (для них сняли целый этаж), говорит само за себя. Но ребята совершили настоящий подвиг, подняв в воздух самолет, который простоял год в жутких условиях.
По сведениям западных источников, ценой освобождения пилотов стали поставки оружия “Талибану”. Виктор Бут, утверждают эти источники, продолжал такие взаимовыгодные операции и после 11 сентября. Бут категорически отрицает эти обвинения. В августе 2003 года он дал в Москве интервью корреспонденту New York Times, в котором сделал сенсационное признание:
“Вы правда думаете, что можно запрыгнуть в самолет, который год стоял на летном поле без всякого обслуживания, просто завести мотор и взлететь? Они не совершали побег. Их оттуда вытащили”.
На вопрос журналиста, кто именно – какое-то из западных правительств, Россия? – Бут отвечает метафорой: “До сих пор вы вычерпывали озеро маленькой ложкой. Существуют могучие силы. ” И многозначительно умолкает. А в другом месте интервью на настойчивые вопросы говорит: “Если я расскажу вам все, я получу дырку вот сюда”. И показывает пальцем себе на лоб.
Итак, мы имеем дело с экранизацией легенды, пропагандистского мифа, которых так много в российской истории – от Ледового побоища, Ивана Сусанина и старостихи Василисы Кожиной до “Молодой гвардии”, Александра Матросова и 28 панфиловцев. Миф неуязвим для критики с фактами в руках. Миф можно вытеснить только другим мифом. Даже к сообщению “Фильм основан на реальных событиях” не придерешься – действительно основан. Снят “по мотивам”.
MariUver
Страница, посвященная марийцам, Республике Марий Эл, финно-угорским народам
Шарпатов: Фильм «Кандагар» сильно отличается от реальных событий
Героем нельзя родиться, но им можно стать, если ты веришь в себя. Это подтвердил своей судьбой легендарный российский летчик, Герой России Владимир Шарпатов, уроженец Марийской республики.
О нем и всей отважной пятерке летчиков мир снова узнал в прошлом году из фильма «Кандагар». Ил-76 Шарпатова летом 1995 года был принудительно посажен на аэродром близ афганского города Кандагар. Это была территория войны и человеческих страданий. Спустя год, 16 августа, экипаж самолёта совершил побег из плена. Они выжили, не предали и возвратились на родину, которая всегда единственная.
Накануне памятной даты — 15-летия побега из плена талибов, Шарпатов вспоминает в интервью ИТАР-ТАСС:
«Фильм сильно отличается от реальных событий, в нем много не документального, а художественного. Но я благодарен, что авторы подняли эту тему».
«В плену с первых минут я думал, как выходить из ситуации, самое тяжелое — неизвестность, каждый из нас не знал, что ждет сегодня, завтра, ночью, в каждую минуту, — вспоминает летчик. — Особой эйфории экипаж, как показано в фильме, после взлета не чувствовал — мы ведь не знали еще, чем все закончится, примет ли нас Иран. Когда делегации переговорщиков о нашем освобождении летали через Афганистан, мы у них спрашивали пароли для самолетов и сумели воспользоваться тем, который действовал до конца августа. Но никакой договоренности о пролете, как придумало потом телевидение, не было, это — полная чушь. Готовились мы с самого начала — сушили лепешки, раздобыли карты местности, растили бороды, чтобы «замаскироваться» под афганцев».
«Но решились бежать сначала не все, — рассказывает командир экипажа Ил-76. — Мое предложение захватить самолет ребята даже приняли в штыки, но когда пришла полная безнадега, все стали делать вместе».
«Мы убеждали захвативших нас, что самолет должен летать, иначе он технически станет непригоден и никому не нужен, но учить афганских летчиков летать я категорически отказался. За несколько дней до побега нам дали порулить по аэродрому, взлетать не стал — было слишком много охраны, не до конца все было договорено и между нами».
Дальше, как говорится, несчастье помогло — у самолета лопнуло колесо — появился повод поработать на борту. «Но воздушного коридора нам никто не готовил, все это вранье, до самого приземления не знали, чем закончится», — вспоминает Шарпатов.
Он с детства предан небу. «Мне было года три, когда в поселок Красногорский /Марийская республика/, в гарнизонный госпиталь прилетел маленький ПО-2, весь поселок сбежался поглазеть, но никого не пускали, а меня с мамой пустили, наверное, мама понравилась, — шутит Шарпатов. — Летчик посадил меня в кабину, дал потрогать рули и спросил: «Летчиком будешь?». Я — «буду». Позднее прочитал книгу Кожедуба «Служу Родине» и «Повесть о настоящем человеке», и тогда окончательно заболел авиацией, начал читать и собирать книги — исторические, технические, еще школьником изучал штурманское дело».
Затем — институт, Краснокутское летное училище, академия. «Я — фанат авиации, у меня огромная библиотека дома. Если собрать все книги по авиации в Тюменской области, где я теперь живу, то моя библиотека будет богаче. И я по-прежнему иногда летаю. Недавно был в Екатеринбурге, где в свердловской авиакомпании «служит» самолет, который был с нами в плену, сел в командирское кресло, все помнится, готов к взлету».
«Я очень доволен своей жизнью, в Тюмени мне живется хорошо, спасибо всем, — говорит ветеран. — В современной России меня, как верного авиации человека, больше всего беспокоит положение дел в гражданской и военной авиации, неразвитость авиационной промышленности. Пенсия летчиков не соответствует тем заслугам, которые они заработали, стало мало летных училищ, очень многое стало только за деньги…».
В заключение беседы Шарпатов попросил через ИТАР-ТАСС поздравить всех летчиков страны с наступающим Днем Воздушного флота /21 августа/.
«Кандагар»: история одного побега
Чтобы снять этот фильм, телеканалу Россия пришлось выписать аж из Америки самого Владимира Машкова.
4 ноября на канале Россия — премьера фильма «Кандагар».
Чтобы снять этот фильм, телеканалу Россия пришлось выписать аж из Америки самого Владимира Машкова. Звезда давно живет в Лос-Анджелесе. Но на просьбу телеканала актер отозвался: а как же — с «Россией» Машков сделал лучшие свои работы — «Ликвидацию» и «Идиот». Удастся ли «Кандагару» повторить феноменальный телеуспех этих проектов?
Кинопремьера «Кандагара» проходила в феврале и вызвала ажиотаж. Еще бы: когда в последний раз мы видели «живого» Машкова? Он прибыл со своей молодой и пятой по счету женой Оксаной Шелест, с которой все последнее время живет в роскошном особняке в Лос-Анджелесе.
Кинотеатр «Октябрь» едва смог вместить всех желающих. Вестибюль оформили под взлетную полосу. Поддержать съемочную группу приехали как друзья-актеры — Константин Хабенский, Михаил Пореченков, так и представители силовых структур (замечены были лица из Следственного комитета), присутствовали на первом показе картины и прототипы.
Правда
В основе сюжета «Кандагара» — реальная история, случившаяся 15 лет назад. Тогда, в 1995–м, если кто помнит, великая страна уже развалилась, общество было на грани гражданской войны. На улицах то и дело раздавались выстрелы – так братки разбирались друг с другом. Президент Ельцин между приступами тяжелого алкогольного забытья устраивал выборные кампании под затейливым лозунгом «Голосуй – а то проиграешь!». А простым людям реально было нечего жрать. Кандидаты наук шли устраиваться в «Макдоналдсы», учительницы мыли полы. А летчики подрабатывали «частным извозом» — осуществляли так называемые коммерческие рейсы, не сильно вникая, что грузят на их борт. Однажды на борт самолета Ил-76 казанской авикомпании «Аэростан» в Албании погрузили ящики с патронами – по международным нормам они соответствовали понятию «гуманитарная помощь». Экипаж взял курс на Кабул – патроны необходимо было доставить официальному правительству Афганистана.
Однако долететь до точки назначения не удалось — в небе лайнер был атакован самолетом МиГ-21, приказавшим русскому экипажу сесть на землю под угрозой ракетного обстрела. А далее…
Экстремальная ситуация не сплотила экипаж. Летчики дрались друг с другом, постоянно выясняли отношения и обвиняли в происшедшем командира Александра Шарпатова. Лишь совершая побег, они на несколько минут сплотились — и обманули судьбу. Но вернувшись на родину, не стали родными людьми – сегодня они даже не перезваниваются. Всю эту историю командир доверил своему дневнику, который вел даже в плену – чтобы не сойти с ума. Записки и легли в основу сценария фильма «Кандагар».
ИЗ ДНЕВНИКА КОМАНДИРА ШАРПАТОВА
«Стены белые, крутые,
А в зените солнца диск.
Здесь законы все иные:
Ходят рядом смерть и риск.
Гул родного самолета
Снится, снится по ночам. »
«Экипаж пал духом. Клянут всех и за все. Неужели наша великая Родина не в силах хотя бы договориться с этим немытым-нечесаным воинством? Я уже не говорю — справиться. Слушали радио, снятое с борта. Говорят о выборах. Разборках. Олигархах. О нас — ни слова».
«На обед сегодня один тростник. Обещали подвезти воду».
«Утром на полу поймали скорпиона. Черт возьми, у нас «из мебели» — одни тюфяки».
«Приснилось, что лежу в гробу. Покойница тетя Нюра обила его темно-синим бархатом. Не заколочена только доска у головы. Мимо проходят какие-то люди, одни с безразличием, другие неодобрительно покачивают головами. Я прикинулся мертвым и думаю: «Хорошо, что сделал гроб про запас…» Проснулся. У нас все беспросветно. Хочется однажды не проснуться.
«Которое утро начинается с визита главных мулл. Во всем обвиняют Россию. Говорят: у вас один выход. Хотите уцелеть — принимайте ислам».
«В 4 ночи стало плохо Саше Здору. Боль в животе. Всего трясет. Я — часовому: «Быстро доктора!» Тот не пошевельнулся. Да и какой тут доктор? Вообще все сильно сдали. У Рязанова — сердце. У меня началась желтуха. Бессонница. Пытаюсь не показывать вида. Но как?»
«Вечером радио нас ошарашило. Президент заявил «о личном контроле» за освобождением французских летчиков. Их сбили над Югославией во время бомбежки мирных жителей. Мы никого не сбивали, ни в кого не стреляли. Взялись за рейс из-за нужды: семьи-то надо кормить. Кто же вспомнит о нас?»
«По радио передали, что французских летчиков уже освободили. Все благодарят Россию. Что ж, порадуемся за везунчиков-месье. Париж! Как много в этом звуке для сердца русского слилось. »
Вымысел
Эту историю 15-летней давности режиссер Андрей Кавун («Охотники за пираньями») вспомнил случайно, а вспомнив, вылетел к командиру того самого экипажа – Шарпатов сейчас живет в Тюмени. Сегодня существуют разные версии чудесного побега российского экипажа из плена. Американцы рассказывают, что это они спасли в Афганистане русских — целую, мол, миротворческую операцию провели. Приписывает себе лавры в деле освобождения летчиков и Виктор Бут (бизнесмен, по свидетельствам СМИ, нелегально поставлявший оружие Афганистану, Анголе, Того, Руанде, движениям «Талибан» и «Аль-Каида». Ныне оружейный барон сидит в тайской тюрьме).
— Пусть каждый верит, во что хочет. Виктор Бут появился перед плененным экипажем дважды, наобещал с три короба и бесследно исчез. Мы же записывали эту историю со слов командира – и проверяли обстоятельства побега чуть ли не с хронометром в руках, — говорит автор сценария Олег Кавун.
Актеры
В фильме Кандагар блистательный актерский состав. Кстати, режиссером монтажа выступила оскароносная (за фильм «Последний император» Бернарда Бертолуччи) Габриэлла Кристиани. Так вот, по ее уверениям, российские актеры продемонстрировали просто выдающуюся игру.
Роль командира воплотил Александр Балуев. Носить погоны ему, конечно, не впервой, но сыграть такую амплитуду переживаний – от отчаяния, деморализованности до дерзкой отваги, эйфории, – такого ему еще не удавалось. Второго пилота сыграл Владимир Машков. После сокрушительного успеха «Папы», «Идиота» и «Ликвидации» в энергетической мощи этого актера уже никто не сомневается. Вот и здесь он сыграл неформального лидера — бесшабашно смелого, отчаянно веселого — антагониста сдержанному командиру.
Роль штурмана досталась Андрею Панину.
— А я просто не хочу попадать в такую ситуацию, – говорит самый молодой актер Александр Голубев.
Жанр
Продюсер фильма Валерий Тодоровский считает, что его компания «Рекун» сняла настоящий боевик. Режиссер «Кандагара» Андрей Кавун утверждает, что эта история «весит побольше».
— Это остросюжетная драма – о человеческих отношениях.
И вправду, в «Кандагаре» много эпизодов, где экипаж выясняет отношения. Подчас их ненависть друг к другу достигает апогея. Персонаж Александра Голубева проигрывает талибам в карты фотоальбом командира со снимками его жены и детей. За это командир готов придушить напарника. Потом молодой член экипажа принимает решение стать мусульманином и бежать в Пакистан – в одиночку.
Выводы
Если относиться к этому фильму просто как к боевику, то, возможно, кому-то не хватит экшена – драк, перестрелок, погонь. Если же как к «умному патриотическому кино»…
Есть некие этические вопросы. Почему Героями России, обладателями ордена Мужества стали люди, которые просто сначала зарабатывали на жизнь коммерческими рейсами, а потом спасали собственные жизни в плену? Что они совершили для Родины? Вернули домой самолет – дорогостоящую машину? Но вернули не Родине, а частной компании…
Единственное, что они сделали, – победили самих себя.
Когда командира экипажа в фильме «экзаменует» западная корреспондентка: «Вы тоскуете по России?», герой Балуева устало пожимает плечами:” Мы и есть Россия”.
– Героизм, если вдуматься, входит в противоречие с либеральными идеями, — говорит еще один продюсер фильма Илья Неретин, – ведь в основе либерализма — мысль, что жизнь — это главное достояние человека, а для героя важнее оказывается идея: Родина, свобода, вера…
Преодолев все разногласия, летчики сумели на несколько минут объединиться, превратиться в команду и угнать собственный самолет. Они не изменили вере. И это важно.
В фильме звучат слова «самого великого мусульманина» (видимо, бен Ладена или его заместителя):
К фильму «Канадагар» проявили интерес несколько западных телеканалов, французы уже приобрели на него права. Любопытно, что в каких-то странах фильм будет идти под названием «Экипаж». Не путать с советским фильмом Александра Митты.
Илона Егиазарова
Фото с презентации фильма сделаны Романом Щербенковым.
Источники:
https://www.ansar.ru/analytics/lozh-v-filme-kandagar
https://mariuver.com/2011/08/15/sharpatov-kandagar/
https://www.vokrug.tv/article/show/kandagar/