Настоящая фамилия анатоля франса. Французская республика и зеленщик Кренкебиль
Настоящая фамилия анатоля франса. Французская республика и зеленщик Кренкебиль
- ЖАНРЫ
- АВТОРЫ
- КНИГИ 589 798
- СЕРИИ
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 548 423
Могущество правосудия полной мерой выражается в каждом приговоре, который от имени державного народа оглашает судья. Жером Кренкебиль, зеленщик, познал власть и силу закона, когда его за оскорбление представителя властей препроводили в исправительную полицию. Заняв место на скамье подсудимых в мрачном и великолепном зале, он увидел судей, секретарей суда, адвокатов, облаченных в мантии, судебного пристава с цепью на шее, жандармов и, за перегородкой, обнаженные головы молчаливых зрителей. Он увидел, что его собственное место находилось на возвышении, как будто предстать перед судом было для самого обвиняемого некоей мрачной почестью. В глубине зала между двумя членами суда восседал господин Буриш, председатель. На груди у него были прикреплены пальмовые веточки – академический значок. Бюст Республики и распятый Христос вздымались над судилищем, и в их лице над головой Кренкебиля нависали все законы божеские и человеческие. Все это внушило ему истинный ужас. Вовсе не обладая философическим умом, он не задавал себе вопроса, что значат этот бюст и это распятие, и не старался выяснить, согласны ли между собой в зале суда Иисус и Марианна! А это могло бы стать предметом размышлений, поскольку учение о папской власти и каноническое право во многом противоречат Конституции Республики и Гражданскому кодексу. Папские декреталии, как известно, не отменены. Церковь христова, как и прежде, учит, что законна только та власть, которой она пожаловала право быть властью. А Французская Республика пока не собирается признавать власть папы. Кренкебиль мог бы сказать с некоторым основанием:
– Господа судьи, так как президент Лубе не является помазанником, этот Христос, висящий над вашими головами, отвергает вас через посредство вселенских соборов и пап. Он здесь для того, чтобы напомнить вам о правах церкви, его присутствие не имело бы иначе никакого разумного смысла.
На это председатель суда Буриш мог бы ответить:
– Подсудимый Кренкебиль, короли Франции всегда ссорились с панами. Гийом де Ногарэ был отлучен от церкви, но не сложил с себя полномочий из-за такой малости. Христос, находящийся в этом судилище, не есть Христос Григория VII или Бонифация VIII. Это, если угодно, Христос евангельский, который не знал ни единого слова из канонического права и ничего не слышал о священных декреталиях.
Тогда Кренкебилю позволительно было бы ответить:
– Христос евангельский был мятежник. К тому же кару, которой подвергли его самого, все христианские народы в продолжении девятнадцати веков считают тяжкой судебной ошибкой. Вам, господин судья, не удастся от его имени присудить меня и к двум дням тюрьмы.
Но Кренкебиль не предавался никаким размышлениям исторического, политического или социального порядка. Он пребывал в изумлении. Все окружающее внушало ему высокое представление о правосудии. Проникнутый почтением, охваченный испугом, он готов был сам говорить перед судьями о собственной виновности. В Душе он не чувствовал себя преступником, но он понимал, как мало значит душа какого-нибудь зеленщика перед символами закона и вершителями общественного возмездия. К тому же адвокат уже наполовину разубедил его в его невиновности.
Краткое и скорое следствие подтвердило обвинения, тяготевшие над ним.
Жером Кренкебиль, зеленщик, ходил по городу, подталкивая перед собой свою тележку, и выкрикивал: «Капуста, репа, морковь!» А когда у него был лук-порей, он кричал: «Спаржа, спаржа!», потому что порей – это спаржа бедняков. И вот 20 октября в полдень, когда он спускался по улице Монмартр, г-жа Байар вышла из своей башмачной мастерской и подошла к тележке зеленщика. С презрительной миной она взяла пучок порея:
– Не больно-то хорош у вас порей. Сколько за пучок?
– 15 су, хозяйка. Лучше не бывает.
– 15 су за три дрянных луковки?
И с гримасой отвращения она бросила пучок назад в тележку.
Тут-то полицейский № 64 появился и сказал Кренкебилю:
Пятьдесят лет Кренкебиль ходил с утра до вечера. Приказ показался ему законным, вполне в порядке вещей. Готовый повиноваться, он стал торопить женщину, чтобы та взяла то, что ей нравится.
– Надо же мне сначала выбрать товар, – язвительно ответила башмачница.
И она снова перещупала все пучки порея, наконец взяла тот, который показался ей лучше всех; она прижала его к груди, как святые на иконах прижимают к груди пальмовую ветвь.
– Я дам за него четырнадцать су. Этого хватит. И мне еще надо за ними сходить в лавку, у меня с собой нет.
И держа порей в объятиях, она вошла в свою мастерскую, куда как раз прошла покупательница с маленьким ребенком на руках.
В этот момент полицейский № 64 во второй раз сказал Кренкебилю:
– Я дожидаюсь моих денег, – возразил Кренкебиль.
– Я не приказываю вам дожидаться ваших денег; я приказываю вам проходить, – строго ответил полицейский.
В это время башмачница в своей лавке примеряла синие башмачки полуторагодовалому ребенку, мать которого очень спешила. А зеленые головки порея покоились на прилавке.
За полвека, которые Кренкебиль провел на улицах со своей тележкой, он выучился подчиняться представителям власти. Но на этот раз он оказался в особом положении – между долгом и своим правом. Он не умел рассуждать юридически. Он не понимал, что если ты осуществляешь свое право, то это не освобождает тебя от выполнения общественного долга. Он считал, что получить свои четырнадцать су – вполне его право, и забыл о своем долге, который состоял в том, чтобы толкать тележку все вперед и вперед. Он остался на месте.
В третий раз полицейский № 64 спокойно и не сердясь приказал ему проходить. В противоположность бригадиру Монтосьель, который имеет привычку сыпать угрозами, но никогда не доходит до суровых мер, полицейский № 64 скуп на предупреждения и скор на составление протокола. Такой у него характер. Хоть он и мрачен немного, но отличный служака и честный солдат. У него храбрость льва и мягкость ребенка. Он знает только то, что ему приказано.
– Вы что, не слышите? Говорят вам, проходите!
Кренкебиль оставался на месте по причине, на его взгляд, вполне достаточной. Он изложил ее просто и безыскусственно:
– Тьфу! Я же говорю вам, что дожидаюсь своих денег. Полицейский № 64 ограничился следующим:
– Вы хотите, чтобы я вам записал нарушение правил? Если вы этого хотите, говорите сразу.
Услышав это, Кренкебиль медленно пожал плечами, обратил к полицейскому горестный взгляд и затем поднял его к небу. И этот взгляд говорил:
«Видит бог, разве я нарушитель законов? Разве я могу смеяться над постановлениями и указами, которые правят мной и моей тележкой? В пять часов утра я уже был на площади Центрального рынка, с семи часов утра я стираю себе руки об оглобли моей тележки и кричу: „Капуста, репа, морковь!“ Мне стукнуло уже шестьдесят лет. Я устал. А вы меня спрашиваете, не поднимаю ли я черное знамя восстания? Вы издеваетесь, и издеваетесь жестоко».
Ускользнуло ли значение этого взгляда от полицейского, или он ни в чем не находил оправдания неповиновению, но он только спросил Кренкебиля грубо и резко – понял ли тот его.
А как раз в эту минуту давка на улице Монмартр была чрезвычайная. Пролетки, дроги, фургоны, омнибусы, ломовые подводы, притиснутые друг к другу, соединились, казалось, в нечто целое. Над этим остановившимся дрожащим потоком взлетали крики и ругательства. Извозчики издали обменивались отчаянными ругательствами с мясниками, а кондуктора омнибусов обзывали Кренкебиля, считая его причиной затора, «поганым пореем».
Тем временем на тротуаре столпились любопытные, привлеченные спором. И полицейский, видя, что на него смотрят, думал только о том, чтобы показать свою власть.
– Ну, хорошо, – сказал он. И вытащил из кармана засаленную записную книжку и огрызок карандаша.
Анатоль Франс – биография, информация, личная жизнь
Анатоль Франс
Анатоль Франс (фр. Anatole France; настоящее имя – Франсуа Анатоль Тибо, François-Anatole Thibault). Родился 16 апреля 1844 года в Париже – умер 12 октября 1924 года в Сен-Сир-сюр-Луар. Французский писатель и литературный критик. Член Французской академии (1896). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1921), деньги которой он пожертвовал в пользу голодающих России.
Отец Анатоля Франса был владельцем книжного магазина, специализировавшегося на литературе, посвящённой истории Великой французской революции. Анатоль Франс с трудом закончил иезуитский коллеж, в котором учился крайне неохотно, и, провалившись несколько раз на выпускных экзаменах, сдал их только в возрасте 20 лет.
С 1866 года Анатоль Франс вынужден был сам зарабатывать на жизнь, и начал карьеру библиографом. Постепенно он знакомится с литературной жизнью того времени, и становится одним из заметных участников парнасской школы.
Во время Франко-прусской войны 1870-1871 Франс некоторое время служил в армии, а после демобилизации продолжал писать и выполнять различную редакторскую работу.
В 1875 году у него появляется первая настоящая возможность проявить себя в качестве журналиста, когда парижская газета «Время» («Le Temps») заказала ему серию критических статей о современных писателях. Уже в следующем году он становится ведущим литературным критиком этой газеты и ведёт свою собственную рубрику под названием «Литературная жизнь».
В 1876 году он также назначается заместителем директора библиотеки французского Сената и в течение последующих четырнадцати лет занимает этот пост, что давало ему возможность и средства заниматься литературой.
В 1913 году посетил Россию.
В 1922 году его сочинения были включены в католический «Индекс запрещённых книг».
Был членом Французского Географического общества.
В 1898 году Франс принял самое деятельное участие в деле Дрейфуса. Под влиянием Марселя Пруста Франс первым подписал знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя «Я обвиняю».
С этих времен Франс стал видным деятелем реформистского, а позже – социалистического лагеря, принимал участие в устройстве народных университетов, читал лекции рабочим, участвовал в митингах, организованных левыми силами. Франс становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.
Роман, принёсший ему известность, «Преступление Сильвестра Боннара», опубликованный в 1881 году – сатира, в которой легкомыслию и доброте отдаётся предпочтение перед суровой добродетелью.
В последующих повестях и рассказах Франса с огромной эрудицией и тонким психологическим чутьём воссоздан дух разных исторических эпох. «Харчевня королевы Гусиные лапки» (1893) – сатирическая повесть во вкусе XVIII века, с оригинальной центральной фигурой аббата Жерома Куаньяра: он благочестив, но ведёт греховную жизнь и оправдывает свои «падения» тем, что они усиливают в нём дух смирения. Того же аббата Франс выводит в «Суждения господина Жерома Куаньяра» («Les Opinions de Jérôme Coignard», 1893).
В целом ряде рассказов, в частности, в сборнике «Перламутровый ларец» (1892), Франс обнаруживает яркую фантазию; его любимая тема – сопоставление языческого и христианского миросозерцаний в рассказах из первых веков христианства или раннего Возрождения. Лучшие образцы в этом роде – «Святой сатир» («Saint Satyr»). В этом он оказал определённое влияние на Дмитрия Мережковского. Роман «Таис» (1890) – история знаменитой древней куртизанки, ставшей святой – написан в том же духе смеси эпикуреизма и христианского милосердия.
В романе «Красная лилия» (1894), на фоне изысканно художественных описаний Флоренции и живописи примитивов, представлена чисто парижская адюльтерная драма в духе Бурже (за исключением прекрасных описаний Флоренции и картин).
Затем Франс начал серию своеобразных острополитических по содержанию романов под общим заглавием: «Современная история» («Histoire Contemporaine»). Это – историческая хроника с философским освещением событий. Как историк современности, Франс обнаруживает проницательность и беспристрастие учёного изыскателя наряду с тонкой иронией скептика, знающего цену человеческим чувствам и начинаниям.
Вымышленная фабула переплетается в этих романах с действительными общественными событиями, с изображением избирательной агитации, интриг провинциальной бюрократии, инцидентов процесса Дрейфуса, уличных манифестаций. Наряду с этим описываются научные изыскания и отвлечённые теории кабинетного учёного, неурядицы в его домашней жизни, измена жены, психология озадаченного и несколько близорукого в жизненных делах мыслителя.
В центре событий, чередующихся в романах этой серии, стоит одно и то же лицо – учёный историк Бержере, воплощающий философский идеал автора: снисходительно-скептическое отношение к действительности, ироническую невозмутимость в суждениях о поступках окружающих лиц.
Следующее произведение писателя, двухтомный исторический труд «Жизнь Жанны д’Арк» («Vie de Jeanne d’Arc», 1908), написанный под влиянием историка Эрнеста Ренана, был плохо принят публикой. Клерикалы возражали против демистификации Жанны, а историкам книга показалась недостаточно верной первоисточникам.
Зато пародия на французскую историю «Остров пингвинов» , опубликованная также в 1908 году, была принята с большим энтузиазмом.
В «Острове пингвинов» близорукий аббат Маэль по ошибке принял пингвинов за людей и окрестил их, чем вызвал массу сложностей на небесах и на земле. В дальнейшем в своей непередаваемой сатирической манере Франс описывает возникновение частной собственности и государства, появление первой королевской династии, средние века и Возрождение. Большая часть книги посвящена современным Франсу событиям: попытке переворота Ж. Буланже, делу Дрейфуса, нравам кабинета Вальдека-Руссо. В конце дается мрачный прогноз будущего: власть финансовых монополий и атомный терроризм, разрушающий цивилизацию. После чего общество вновь возрождается и постепенно приходит к тому же концу, что намекает на тщету изменения пингвинской (человеческой) природы.
Следующее большое художественное произведение писателя, роман «Боги жаждут» (1912), посвящён французской революции.
Его роман «Восстание ангелов» (1914) – это социальная сатира, написанная с элементами игровой мистики. На Небесах царит не всеблагой Бог, а злой и несовершенный Демиург, и Сатана вынужден поднять против него восстание, которое есть своего рода зеркальное отражение социального революционного движения на Земле.
После этой книги Франс всецело обращается к автобиографической теме и пишет очерки о детстве и отрочестве, которые впоследствии вошли в романы «Маленький Пьер» («Le Petit Pierre», 1918) и «Жизнь в цвету» («La Vie en fleur», 1922).
Произведения Франса «Таис» и «Жонглёр Богоматери» послужили источником либретто опер композитора Жюля Массне.
Франс – философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному эпикурейству. Он самый острый из французских критиков современной действительности, безо всякой сентиментальности раскрывающий слабости и нравственные падения человеческой натуры, несовершенство и уродство общественной жизни, нравов, отношений между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность и безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству.
Он не судит и не морализирует, а только проникает в смысл отрицательных явлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественным пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную черту произведений Франса.
Юмор Франса заключается в том, что его герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он судит о событиях в древнем Египте, служит ему для суждении о дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический метод, с которым он приступает к отвлечённым научным вопросам, помогает ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти, не осуждая, но и не прощая.
Библиография Анатоля Франса:
Романы Анатоля Франса:
Иокаста (Jocaste, 1879)
«Тощий кот» (Le Chat maigre, 1879)
Преступление Сильвестра Боннара (Le Crime de Sylvestre Bonnard, 1881)
Страсть Жана Сервена (Les Désirs de Jean Servien, 1882)
Граф Абель (Abeille, conte, 1883)
Таис (Thaïs, 1890)
Харчевня королевы Гусиные Лапы (La Rôtisserie de la reine Pédauque, 1892)
Суждения господина Жерома Куаньяра (Les Opinions de Jérôme Coignard, 1893)
Красная лилия (Le Lys rouge, 1894)
Сад Эпикура (Le Jardin d’Épicure, 1895)
Театральная история (Histoires comiques, 1903)
На белом камне (Sur la pierre blanche, 1905)
Остров Пингвинов (L’Île des Pingouins, 1908)
Боги жаждут (Les dieux ont soif, 1912)
Восстание ангелов (La Révolte des anges, 1914).
Современная история (L’Histoire contemporaine) от Анатоля Франса:
Под городскими вязами (L’Orme du mail, 1897)
Ивовый манекен (Le Mannequin d’osier, 1897)
Аметистовый перстень (L’Anneau d’améthyste, 1899)
Господин Бержере в Париже (Monsieur Bergeret à Paris, 1901).
Автобиографический цикл:
Книга моего друга (Le Livre de mon ami, 1885)
Пьер Нозьер (Pierre Nozière, 1899)
Маленький Пьер (Le Petit Pierre, 1918)
Жизнь в цвету (La Vie en fleur, 1922).
Сборники новелл:
Валтасар (Balthasar, 1889)
Перламутровый ларец (L’Étui de nacre, 1892)
Колодезь Святой Клары (Le Puits de Sainte Claire, 1895)
Клио (Clio, 1900)
Прокуратор Иудеи (Le Procurateur de Judée, 1902)
Кренкебиль, Пютуа, Рике и много других полезных рассказов (L’Affaire Crainquebille, 1901)
Рассказы Жака Турнеброша (Les Contes de Jacques Tournebroche, 1908)
Семь жен Синей Бороды (Les Sept Femmes de Barbe bleue et autres contes merveilleux, 1909).
Драматургия Анатоля Франса:
Чем черт не шутит (Au petit bonheur, un acte, 1898)
Кренкебиль (Crainquebille, pièce, 1903)
Ивовый манекен (Le Mannequin d’osier, comédie, 1908)
Комедия о человеке, который женился на немой (La Comédie de celui qui épousa une femme muette, deux actes, 1908).
Эссе Анатоля Франса:
Жизнь Жанны д’Арк (Vie de Jeanne d’Arc, 1908)
Литературная жизнь (Critique littéraire)
Латинский гений (Le Génie latin, 1913).
Поэзия Анатоля Франса:
Золотые поэмы (Poèmes dorés, 1873)
Коринфская свадьба (Les Noces corinthiennes, 1876).
Анатоль Франс: биография, личная жизнь, творчество, фото
Анатоль Франс – известный французский писатель и литературный критик. В 1921 году получил Нобелевскую премию по литературе. Шведские академики отметили его изысканный стиль, гуманизм и классический галльский темперамент. Интересно, что все деньги он пожертвовал в пользу голодающих России, где в то время шла гражданская война. Среди его самых известных произведений романы “Таис”, “Остров пингвинов”, Боги жаждут”, “Восстание ангелов”.
Биография писателя
Анатоль Франс родился в Париже в 1844 году. Его настоящее имя иное. Франсуа Анатоли Тибо миру стал известен под своим литературным псевдонимом.
У его отца был собственный книжный магазин, который специализировался на литературе по истории Великой Французской революции. Герой нашей статьи в юности учился неважно, с трудом окончил иезуитский коллеж, несколько раз проваливаясь на выпускных экзаменах. Окончательно сдать их он смог только к 20 годам.
В 22 года Анатоль Франс начал сам зарабатывать себе на жизнь, устроившись на работу библиографом. Так он начал впервые знакомиться с литературным миром, вскоре оказался среди участников Парнасской школы. Это творческая группа, объединившаяся вокруг Теофиля Готье. В своем творчестве они стремились противостоять поэтике романтизма, которая, по их мнению, к тому времени устарела.
Когда в 1870 году началась франко-прусская война, Анатоль Франс отправился служить в армию. После демобилизации вернулся к редакторской деятельности.
Работа журналистом
В 1875 году Франс начинает работать журналистом в парижской газете Le Temps. От издания он получает заказ на серию критических статей, посвященных современным писателям. Уже через год он становится ведущим критиком этого издания, открывает собственную рубрику под названием “Литературная жизнь”.
В 1876 году герой нашей статьи получает место заместителя директора в библиотеке при французском Сенате. На этой должности он остается на протяжении следующих 14 лет. Эта работа позволяла уделять достаточно времени литературе.
В 1924 году Франс умер в возрасте 80 лет. Незадолго до этого он слег в постель с последней стадией склероза.
Интересный факт: его мозг был исследован анатомами, который установили, что масса органа превышает один килограмм, что невероятно много для обычного человека. Писателя похоронили на кладбище в небольшом городке Нейи-сюр-Сен. В этом местечке он и провел последние годы своей жизни.
Общественная позиция
В 1898 году Франс стал одним из самых активных участников дела Дрейфуса. Известно, что он в числе первых подписался под знаменитым письмом Эмиля Золя “Я обвиняю”.
После этого писатель становится сторонником сначала реформистского, а затем и социалистического лагеря. Во Франции он участвует в создании народных университетов, участвует в митингах, организованных левыми политическими силами, читает лекции рабочим.
Со временем он становится близким приятелем лидера французских социалистов Жана Жореса. В 1913 году посещает Россию.
Личная жизнь
У Франса была супруга Валери, но его личная жизнь складывалась совсем не безоблачно. После успеха его произведений “Парижская хроника” и “Преступление Сильвестра Боннара” герой нашей статьи оказывается вхож в высшее французское общество.
В 1883 году он знакомится с владелицей одного из самых влиятельных литературных салонов Леонтиной Арман де Кайаве. Это была властная и образованная аристократка, которая высоко ценила труды Франса.
На протяжении многих лет после этого ему приходилось жить между двумя женщинами, а его супруге постоянно выяснять отношения и сводить счеты со своей соперницей. Главным недостатком Валери было то, что она не понимала духовной составляющей жизни своего супруга, из-за этого обстановка дома постоянно накалялась. Со временем супруги вовсе перестали общаться, обмениваясь только записками.
В конце концов, он ушел из дома, причем сделал это демонстративно, выйдя на улицу в халате и с подносом в руках, на котором была чернильница и начатая статья. Он снял меблированную комнату на вымышленное имя, окончательно разорвав семейные отношения. До конца жизни общался только с любимой дочерью.
Раннее творчество
Первой книгой Анатоля Франса, которая принесла ему популярность, стал роман “Преступление Сильвестра Боннара”, изданный в 1881 году. Это было сатирическое произведение, в котором доброта и легкомыслие побеждали суровую добродетель.
К тому же периоду относится сказка Анатоля Франса “Пчелка”, которую он сам призывал не читать никому из серьезных людей. Это его единственное произведение для детей, в котором он рассказывает трогательную историю молодого графа Жоржа и его названной сестры Пчелки, которые убегают из дома, чтобы оказаться в царстве ундин и гномов.
В своих последующих произведениях писатель воссоздает дух различных исторических эпох, используя свою эрудицию и тонкое психологическое чутье. Например, в повести “Харчевня королевы “Гусиные лапки” он делает главным героем аббата Жерома Куаньяра, который постоянно грешит, находя оправдания в том, что нарушение заповедей усиливает в нем дух смирения.
Во многих рассказах автора проявляется яркая фантазия. Например, в сборнике под названием “Перламутровый ларец” на первый план выходит тема христианского и языческого мировосприятия. Стоит отметить, что в этом он оказал определенное влияние на известного русского писателя и прозаика Дмитрия Мережковского.
В романе “Таис” Анатоля Франса, вышедшем в 1890 году, рассказывается история знаменитой древней куртизанки, которая превратилась в святую. Книга написана в духе христианского милосердия и в то же время эпикуреизма.
Роман Анатоля Франса 1894 года под названием “Красная лилия” посвящен живописным описаниям Флоренции, на фоне которых разворачивается классическая французская адюльтерная драма в духе популярного в то время романиста Поля Бурже.
Социальные романы
Новый этап в творчестве Франса посвящен социальным романам. Он выпускает целую серию острополитических по своему содержанию произведений, которые имеют общий подзаголовок “Современная история”. Их появления совпадает по времени с его увлечением социалистическими идеями.
По сути, это разнообразная историческая хроника, в которой происходящие в мире события анализируются с философской точки зрения. Франс в данном случае выступает в качестве историка современности, который с беспристрастностью исследователя и иронией скептика оценивает происходящие вокруг события.
Часто в его романах этого периода можно встретить вымышленную фабулу, которая соединяется с общественными событиями, которые действительно происходили. Он уделяет внимание интригам провинциальных бюрократов, процессу Дрейфуса, уличным манифестациям, которые в то время стихийно возникают в разных уголках Европы.
Тут же Франс описывает теории кабинетных ученых, научные изыскания, неурядицы, которые происходят в его домашней жизни, например, измены жене. Перед нами предстает истинная психология близорукого в быте и озадаченного происходящим мыслителя.
Как правило, в центре повествования в романах из этой серии оказывается историк Бержере, который воплощает своеобразный философский идеал писателя. Это скептическое и немного снисходительное отношение к окружающей действительности, ироническая невозмутимость к поступкам, совершаемым окружающими лицами.
К этому периоду относятся романы, написанные с 1897 по 1901 годы: “Под городскими вязами”, “Ивовый манекен”, “Аметистовый перстень”, “Господин Бержере в Париже”.
Сатира Франса
Следующим этапом в творчестве Франса становится сатира. В 1908 году он завершает исторический труд “Жизнь Жанны д’Арк”, который выходит в двух томах. Его он пишет под влиянием историка Эрнеста Ренана, книга была откровенно плохо принята публикой, подвергнута серьезной критике. Историкам она показалась недостоверной, а клерикалы были недовольны демистификацией Жанны.
Зато популярным стал роман “Остров пингвинов” Анатоля Франса. Он также вышел в 1908 году. В нем рассказывается о слабовидящем аббате Маэле, который принимает за людей, встреченных им пингвинов, и решает их окрестить. В связи с этим возникают серьезные осложнения на земле и небесах. В свойственной ему сатирической манере Франс описывает возникновение среди пингвинов зачатков государства и частной собственности, появление первой в их истории королевской династии. Перед глазами читателей проходят эпохи Возрождения и Средневековья. Есть в романе аллюзии и на современные автору события. Упоминается дело Дрейфуса, попытка организации переворота генералом Буланже, нравы французского министра Вальдек-Руссо.
В финале автор дает невеселый прогноз на будущее, утверждая, что атомный терроризм и власть финансовых монополий окончательно уничтожат цивилизацию. Только после этого общества сможет вновь возродиться.
“Боги жаждут”
Анатоль Франс пишет свое следующее большое и значимое произведение в 1912 году. Он его посвящает событиям Великой Французской революции.
Книга Анатоля Франса “Боги жаждут” рассказывает о событиях французской истории конца XVIII века. Это период диктатуры мелкобуржуазной партии якобинцев, которую возглавляет Робеспьер.
“Восстание ангелов”
Роман 1914 года “Восстание ангелов” является социальной сатирой. Франс его пишет с элементами игровой мистики. В книге героя нашей статьи на небе царит не Бог, а несовершенный и злой Демиург. Потому Сатане приходится поднять против него восстание, которое становится своеобразным отражением социалистических революций, происходящих в это время на Земле.
В конце своей жизни Франс обращается к автобиографическим трудам. Он пишет несколько книг о своем детстве и юности. Это романы “Жизнь в цвету” и “Маленький Пьер”.
Источники:
https://www.litmir.me/br/?b=9126&p=1
https://stuki-druki.com/authors/France.php
https://fb.ru/article/423091/anatol-frans-biografiya-lichnaya-jizn-tvorchestvo-foto