Не хочу учиться, хочу жениться, или как менялось образование в россии.
Не хочу жениться, хочу учиться!
Правильный выбор профессии и поступление в соответствующий вуз – одно из главных условий успеха молодого человека нашего времени. Неудивительно, что большинство современных выпускников школ стремятся в престижные вузы. На абитуриента обрушиваются непомерные физические, а главное моральные нагрузки.
Бесплатное образование – миф или реальность Лет тридцать – сорок назад успех на экзаменах полностью зависел от прилежания и способностей вчерашнего школьника. Теперь все изменилось. С одной стороны, высшее образование стало доступнее. В СССР произошло два бэби-бума: послевоенный (1947 – 1957 гг.) и брежневский (1970-е годы и начало 80-х). Старые профессора помнят времена, когда на конкурс на место в престижном вузе составлял 20 – 30 абитуриентов; даже в начале и середине 90-х, когда упал интерес к высшей школе, редкий вуз не мог выбрать студента из 2 – 5 претендентов. Сейчас же количество выпускников школ, рожденных в самом конце восьмидесятых, уменьшилось, а количество университетов – возросло. И все же можно сказать, что в университеты с именем и репутацией поступить “с улицы”, без подготовительных курсов и репетиторов, стало гораздо сложнее. Даже если не принимать в расчет банальную коррупцию, когда имена зачисленных на бюджетные места известны заранее, очень часто знаний, полученных в школе, недостаточно, чтобы сдать вступительные экзамены.
Явка провалена, что же дальше? В случае неуспеха при поступлении абитуриент оказывается перед выбором: пытаться продолжать “штурм” выбранного вуза или согласиться поступить в менее известный на ту же самую специальность? По данным социологического опроса, подавляющее большинство старшеклассников поступают одновременно в несколько вузов (69% респондентов), 19% планируют поступать сначала в один вуз, а в случае неудачи – в другой, и только 12% выбрали для себя единственное учебное заведение, в которое они будут подавать документы. В случае провала на вступительных экзаменах более половины абитуриентов (56%) попробуют поступить в другой вуз, 19% подадут документы на другой факультет выбранного вуза, 9% никуда не будут поступать, а повторят попытку через год.
Клятва преподавателя Не рекомендуем всерьез воспринимать обещания преподавателей приемной или апелляционной комиссии “запомнить вас”, “помочь в следующем году”, “порекомендовать коллегам из другого вуза” и т. п. Проблему вам надо решать сейчас, а не в будущем году.
Разумеется, человека, который не обнаружил свою фамилию в заветных списках зачисленных на факультет, мало утешит любая статистика. Каждому придется самому решать, что делать дальше, но все же некоторые закономерности следует учитывать.
В нашей стране жаловаться на должностное лицо – неблагодарное занятие. И особенно бесправна у нас молодежь – какие бы нарушения ни были бы выявлены в работе приемной комиссии, перед абитуриентами едва ли кто-нибудь даже извинится, а уж прецедентов судебных разбирательств очень немного. Нарушение закона двумя запятыми Может быть, стоит задуматься над тем, что за нарушение закона виновных следует наказывать? Даже если это нарушение – в оценке экзаменационной работы абитуриента, оно может повлечь за собой серьезные последствия…
Вот одна весьма поучительная историю, случившаяся год назад
Молодой человек – назовем его Васей – довольно прилично закончил школу и подал документы на PR-факультет одного из вузов. К его удивлению, на первом же экзамене он получил неудовлетворительную оценку. Во время апелляции выяснилось, что за две лишние запятые оценку снизили на три балла – таких требований к вступительным испытаниям не предъявляют даже на филологическом факультете СПбГУ!
Тогда в приемную комиссию обратилась мать несовершеннолетнего абитуриента. Очень приятный председатель, вежливо улыбаясь, объяснил, что обязательным условием для абитуриентов было сочинение в жанре журналистского репортажа(!), и писать так соискателей учили на подготовительных курсах, которые Вася не посещал. Подобная подготовка, между прочим, стоит более 1000$ – очень приличная сумма для Васиной семьи. В средней школе у нас еще пока не готовят журналистов. На вопрос, следует ли понимать это заявление как признание, что поступление на бюджетное место в государственный вуз – платное, присутствовавшие преподаватели наперебой стали убеждать женщину никуда не жаловаться, а поступить на подготовительный факультет бесплатно.
Вася согласился и очень старался.Не будем подробно излагать, через какую войну с военкоматом парню пришлось пройти: по уверению военных, учащийся подготовительных курсов не реализует свое право на получение высшего образования, и, следовательно, должен встать в строй за месяц до вступительных экзаменов (совершеннолетним Вася стал в конце апреля). Возможно, с юридической точки зрения государство в лице военкома совершенно право, но вот как оценивать ситуацию с позиций морали?
История закончилась хорошо – экзамены Вася сдал и стал студентом. Вот только писать сочинения, тем более в жанре журналистского репортажа, на курсах вообще не учили, а зачислили Васю на внебюджетное место.
Сегодня Васина мама думает, что именно продать для оплаты образования сына – машину или дачу?
Запасной аэродром Чтобы решить, стоит ли поступать на более доступный факультет выбранного вуза, нужно четко представлять себе, что вы ждете от высшего образования в целом. Если для вас важнее всего громкое имя вуза и вы еще точно не знаете, в какой области хотите построить карьеру, такой вариант вполне возможен. Фундаментальные знания и качественная подготовка позволят хорошо “распахать мозги”, а уж потом можно переучиться, получить второе высшее образование или закончить магистратуру в другом учебном заведении.
Другое дело, если абитуриент не мыслит своей жизни вне авиакомпании, мечтает о научной работе в области микобиологии или видит себя только в роли университетского преподавателя мировой истории. В первом случае ему больше поможет диплом Академии гражданской авиации, чем “универсального” СПбГУ – работодатели предпочтут специалиста, который обладает специальными знаниями. А вот необходимую базу знаний и возможность заниматься научной работой можно получить только в очень крупных, многопрофильных университетах. Именно они – alma mater наших ученых с мировым именем, там создан и работает уникальный коллектив преподавателей, оттуда выпускнику прямая дорога в аспирантуру, докторантуру, и для будущего микробиолога или профессора МГУ или СПбГУ, – единственный вариант образования.
Перевод как переход Суворова через Альпы Следует учесть, что перевестись с менее престижного факультета на более престижный не так-то просто. Придется минимум на полгода отказаться от личной жизни – студенту будет необходимо не только блестяще успевать на своем факультете, где он, возможно, вовсе не хотел учиться, но и, в случае перевода, догонять другую группу, что-то пересдавать. Словом, этот вариант – не для ленивых, да и вуз вовсе не всегда идет навстречу – юридически переводить вас никто не обязан, и часто все зависит от личных взаимоотношений деканов факультетов.
Кстати, менее престижные государственные вузы с жесткой специализацией часто готовят лучших специалистов, чем вузы, известные на всю страну. Высшее образование в России уж слишком общее, и иной раз выпускник престижного вуза знает два иностранных языка, прекрасно разбирается в философии или в теоретической физике, но плохо умеет чертить или слабо представляет себе производство. Так что не поленитесь узнать, какой репутацией пользуется учебное заведение в кругу профессионалов.
Платить привыкают…
Постепенно россияне привыкают к мысли, что образование вполне может быть платным. Поступить на платное отделение вуза обычно гораздо проще, чем на бесплатное. Социологический опрос показал, что 89% абитуриентов согласны учиться за деньги, и более половины родителей (59%) готовы платить за обучение сына или дочери из своих средств. Если же их не хватает, 7% семей готовы взять кредит на образование, еще 11% займут недостающую сумму у родных и знакомых.
За рубежом уже более сорока лет действует хорошо отлаженная система поддержки способных абитуриентов из небогатых слоев общества. Самым талантливым и целеустремленным вручают гранты – крупную сумму в качестве единовременного пособия, которое можно потратить только на обучение или на научную деятельность. Большинство молодых граждан могут получить в банке долгосрочный образовательный кредит. При этом школьные достижения, выигранные олимпиады, опыт работы в кружках и секциях, связанных с развитием необходимых для будущей профессии качеств характера или нужных навыков, имеет для банкиров гораздо большее значение, чем материальное положение семьи выпускника.
Срок погашения кредита – 20 -30 лет. В США, Канаде, Англии, если выпускник университета объявляет себя банкротом, задолженность погашает государство. Когда проблемы гражданина будут решены, он вернет долг Родине.
Мировой опыт показывает, что случаи невозврата кредитов в разных странах – от 5 до 80% (во время экономических кризисов в странах Латинской Америки).
В России все больше банков тоже предлагают клиентам кредиты на получение образования. Но нельзя забывать, что задача любого банка – получение прибыли, а вовсе не поддержка системы образования и уже тем более не благотворительность. Занять деньги под собственные способности и трудолюбие в нашей стране не получится. Слишком нестабильна наша экономика, и никто не рискнет инвестировать деньги на четверть века.
Можно смело утверждать, что сегодня большинство банков готовы предложить кредит на образования только взрослым, работающим людям. Кредит на образование у нас фактически ничем не отличается от обычного потребительского. Разница в том, что, купив в кредит автомобиль или компьютер, вы уже сегодня можете его использовать, а вот окупить свои знания можно не ранее 4 – 5 курса.
Срок погашения обычно не превышает 3 – 4 года, и возвращать долг, выплачивать проценты нужно уже в студенческие годы. Услуга рассчитана на тех, кто учится в магистратуре или аспирантуре, получает второе высшее, или на тех, кто начал работать сразу после школы, и для продвижения по служебной лестнице ему необходимы знания и диплом. Случается, что в вуз ему советует поступить работодатель и он же оплачивает учебу. Но даже в этом случае получить кредит непросто: обычно банки требуют справки о “белой” зарплате заемщика, требуют залог в виде ценного имущества, наличия двух-трех поручителей, чья зарплата выше средней. Словом, среднеобеспеченной семье гораздо проще оплатить обучение дочери или сына наличными.
Какой должна быть государственная поддержка образования?
Н ескольким сотням гениев – новым Ломоносовым – государство вполне может выделить приличные гранты. И не разориться на этом!.
Российские эксперты считают, что помощь государства в образовательном кредитовании необходима. Так, может быть, не стоит финансировать бюджетные места в вузах, исходя из принципа “Икс мест на Игрек населения”, а принять, наконец, необходимый пакет законов о государственной поддержке образовательных кредитов? При этом хорошие вузы могут и дальше получать часть финансирования из госбюджета.
Не хочу учиться, хочу жениться
Звонок взволнованной мамы на детский телефон доверия: “Моя дочь ушла из дома к своему молодому человеку. Теперь она живёт у него. Что мне делать? Ей всего 16 лет и ещё целый год учиться в школе, сдавать ЕГЭ“.
Конечно, ситуация, прозвучавшая в этом звонке — это самый крайний вариант конфликтных отношений между детьми и родителями. Уход сына или дочери из родительского дома говорит о сильном неблагополучии в семье. Но этот пример ярко показывает, до чего можно дойти, если конфликт с подростком пустить на самотёк и не пытаться решать его. Чаще всего к психологу обращаются с жалобами на то, что дети перестали слушаться, приходят домой слишком поздно, прогуливают школу или перестали учиться, гуляют допоздна с друзьями или всю ночь напролёт играют на компьютере. Есть небольшая разница между подростками-девочками и подростками-мальчиками. Девочки, чаще всего, вступая в конфликт с родителями, говорят, что для них будущая семья на первом месте, а учёба на втором. Мальчики же оправдываются тем, что в школе уже делать нечего, они всё знают и не нужно их постоянно учить жизни. И вместо учёбы, они уходят в компьютерные игры. Сама по себе школа не является причиной конфликта, скорее, поводом для него.
Нет, наверное, такого человека, который не знал бы, что подростковый период — это один из самых сильных кризисов в жизни человека. Возраст примерно с 12 до 18 лет является переходным этапом от детской к взрослой жизни. Это период, когда семейные ценности проверяются на прочность. Уже недостаточно сказать своей дочери или сыну, что это плохо или хорошо, уже нужно объяснить, почему это так. И не факт, что ваше объяснение быстро примется подростком. Он может захотеть проверить — правда ли это. Обесценивание родителей — нормальный процесс, необходимый подростку для того, чтобы начать путь поиска собственной идентичности, собственной жизни. Это нужно ему для того, чтобы научиться жить во взрослой жизни без помощи родителей.
На пути поиска собственной идентичности, совершенно естественно, подросток совершает много ошибок. Он действует жёстко, непримиримо, зачастую не думая о последствиях. В своём поиске он идёт напролом, не думая о тех, кто его вырастил и воспитал. Чаще всего ребёнок забывает, что родители продолжают его кормить, одевать, платить за обучение, покупать компьютерные игрушки, оплачивать походы на вечеринки. Он принимает это за должное, считает, что это прямая обязанность взрослых по отношению к нему. Выражение: “За всё нужно платить” — пока не входит в его ценности. Он — потребитель!
В ответ родители также начинают ошибаться. Они продолжают действовать так, как будто их сын или дочь ещё маленькие и не способны к самостоятельным поступкам. От своих выросших детей взрослые требуют лишь послушания и прилежания. При этом игнорируется факт взросления подростка, его стремление к независимости. Очень часто родители считают, что лучше знают, кем нужно стать их ребёнку, каким ему нужно быть. Здесь и происходит столкновение интересов, конфликт взрослых и детей, который может вырасти в кризис семейной системы.
Типичные признаки кризиса в семье:
- конфликты;
- рост взаимных обид, претензий и упрёков;
- проблемное, иногда девиантное поведение подростка;
- резкое падение школьной успеваемости, отказ от учёбы в школе;
- подростковая депрессия и т.д.
Возникает вопрос: что же с этим делать? Как защитить своего ребёнка, не навредив ему? На самом деле, это очень сложный вопрос, и невозможно дать однозначный ответ. Миновать подростковый кризис невозможно, но его можно смягчить, сделать не таким разрушительным:
- Первое, что нужно сделать — это принять своего ребёнка таким, какой он есть, с его недостатками. Если он себя сейчас ведёт не очень адекватно, это не значит, что он всю жизнь будет таким. Это кризис, и ему сейчас также тяжело, как и вам, но от того, как вы будете принимать его в этот период, находить компромиссы с ним, будет зависеть в чью сторону он развернётся при выходе из него.
- Второе, что можно сделать — это выработать новые правила и законы, которые будут действовать в семье по отношению к подростку. Лучше всего это сделать на семейном совете, в котором участвуют все члены семьи. Каждое правило, каждый запрет, обсуждается, когда они возникли и для чего. Например, запрет гулять после 22:00 объясняется не только беспокойством родителей за здоровье и жизнь ребёнка, но и законом страны. А поскольку ответственность за детей до 18 лет лежит на родителях, то и наказание будут нести они. Соответственно, нарушая это правило, подросток подводит не только себя, но и своих родителей, тем самым показывая свою безответственность и неготовность к взрослой жизни. И так по каждому правилу. Какие-то запреты уже можно снять и не контролировать их. Какие это будут запреты или правила, каждая семья решает сама. Здесь всё зависит от степени готовности к новой жизни вашего ребёнка, от ценностей семьи, но в любом случае родители должны доверять ему. Во всех странах мира действует презумпция невиновности — человек не виноват, пока не доказано обратное. Т.е. пока ваш сын или дочь не сделали, что-либо плохое, не стоит думать, что они могут это сделать.
- В-третьих, если вы уже выработали все правила, то необходимо строго придерживаться их. Любое нарушение в ту или иную сторону, покажет вашему ребёнку всю несерьёзность ваших намерений и позволит ему действовать по своему желанию. Причём, это не зависит от того, разрешите ли вы ему что-то по доброте душевной или, наоборот, запретите то, что раньше разрешали. В любом случае, доверие своего ребёнка вы уже потеряли и, вернуть его будет сложно, если не сказать невозможно. Кроме того, выполнять эти правила должны члены всей семьи. Если кто-то из взрослых будет нарушать их, ребёнок быстро научится манипулировать вами.
- И последнее. Разговаривайте со своим сыном или дочерью, как со взрослым человеком, учитывайте его мнение, рассуждайте, философствуйте, спрашивайте его совета. Не игнорируйте его. Объясняйте ему свои поступки, говорите о своих страхах за него и выслушивайте его ответ. Поощряйте, хвалите его. Не дожидайтесь великих достижений для того чтобы похвалить. Каждый его позитивный поступок заслуживает вашего одобрения. Только так ваш ребёнок сможет стать полноценным членом семьи, который будет защищать её ценности, а не идти вразрез с ними.
Но, что же делать, если вы всё упустили, и подросток уже игнорирует ваши требования?
- Вернитесь к пункту №1, т.е. принимать и любить его таким, какой он есть. Только безусловная любовь может вернуть доверие подростка. К сведению, безусловная любовь — это любовь не за какие-то заслуги, а просто так, безо всяких условий.
- Попробуйте научиться доверять ему. Кризис пройдёт и он поймёт, что ваши поступки были заботой о нём.
- Никакого насилия, ни эмоционального, ни физического. Если же вы начнёте применять насилие, ваш ребёнок закроется от вас, вы никогда не сможете вернуть его доверие, и ещё он решит, что именно с помощью таких методов лучше всего добиваться успеха в жизни. Но как вы сами понимаете, у этих методов есть и обратная сторона, которая может больно ударить по вам и вашему ребёнку. Например, физическое насилие может привести к юридической ответственности.
- Поговорите с ребёнком. Выберите время для этого, когда вы оба готовы выслушивать. Во время острого конфликта это бесполезно делать, никто из вас не услышит доводы другой стороны. А вашей задачей является донести те переживания, которые у вас есть, и услышать ответную реакцию на них.
Если ничего не выходит и конфликт только нарастает, то, возможно, стоит записаться на приём к психологу. Причиной проблемного поведения подростка может быть не только семья, но и какие-то внешние события (друзья, школа, наркотики, преступления, любовь). Либо, другой вариант, вы принимаете его поведение слишком близко к сердцу, и, успокоившись, вы по-другому посмотрите на ситуацию внутри семьи.
Удачи Вам! Надеюсь, в вашей семье не дойдёт до таких крайностей, после которых не будет дороги назад!
Не хочу учиться — хочу жениться. Как Указ Петра I родил Митрофана
20 января 1714 года Правительствующий Сенат был немало озадачен распоряжением Петра I. Было оно, как и многие другие решения царя-плотника, довольно-таки своевременным и разумным. Но в силу ряда причин превратилось в своего рода анекдот, тот потом вошёл в классику отечественной литературы, а уже оттуда — в реальный обиходный язык, приобретя чеканную форму. «Не хочу учиться — хочу жениться!»
Разумеется, стоит лишь произнести эти слова, как возникает моментальный эффект узнавания. Да-да, это тот самый Митрофан Простаков, герой комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Учителя литературы, как правило, размахивают удачной хлёсткой фразой с целью показать всю глубину морального падения конкретной дворянской семьи Простаковых, которые совсем уже оскотинились и дошли почти до животной жизни. Очень кстати всплывает и старая фамилия матери Митрофана, госпожи Простаковой. Оказывается, в девичестве она Скотинина. Словом, пасьянс простенький и для средней школы более-менее годится.
В реальности же данная конкретная семья здесь совершенно ни при чём. И уж точно ни при чём личные качества Простакова-младшего, который обладает и природным умом, и смекалкой, да и от службы на благо царя и отечества, как показывает самый финал комедии, не отказывается. Митрофан просто транслирует отношение благородного сословия к давнишнему январскому распоряжению Петра.
Было оно немногословным и чисто служебным. «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится. И для того о том к архиереям послать, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны».
В переводе с канцелярита XVIII столетия на современный язык, выйдет следующее. Дворянским отпрыскам полагалось овладеть хотя бы основами точных наук. Кто того не желает, не сможет создать семью. Во всяком случае, законную — присланные из математических школ учителя-надзиратели получали власть даже над Церковью. Если кто вдруг захочет венчаться, изволь сдать экзамен, а без того и архиерей не повенчает. Короче, хочешь жениться — изволь учиться.
Причины, которые побудили Петра I пойти на такой рискованный шаг, способный вызвать массовый ропот, а то и протест среди благородного сословия, были довольно весомы. Вот уже пятнадцатый год идёт Северная война. Конечно, после победы при Лесной, и тем более после триумфа Полтавы, дела у России вроде бы неплохи. Но именно что «вроде бы». Начала сказываться усталость бегуна, не вполне привыкшего к длинным дистанциям. Да, раньше России тоже приходилось вести длительные войны. Но, во-первых, та же Ливонская война 1558-1582 гг. окончилась для нас неудачей. Во-вторых, и в ней, и в Русско-польской войне 1654-1667 гг. действовали всё же другие силы и другие армии.
Северная война — первая для нас кампания мануфактурного периода. С армией нового образца, оснащенной оружием массового производства, и, главное, укомплектованной профессионалами.
А вот с этим у России были проблемы. Положим, к 1714 году производство чугуна, железа и своего огнестрельного армейского оружия худо-бедно наладили, и от заграничных поставок уже не зависели. Положим, рядовых, благодаря рекрутской системе, можно было набирать хоть каждый год, восполняя тем самым внушительные потери — и чисто военные, и медицинские. А как быть с младшим и средним командным составом? Требования к офицерству периода мануфактурных войн были заметно выше, чем в предыдущие периоды.
И этого самого младшего и среднего комсостава нужно было много. Государство и армию терзал ужасающий кадровый голод. Страна ввязалась в войну, будучи к ней абсолютно неподготовленной. Все механизмы ведения современной войны приходилось создавать с нуля. Это была чистая импровизация. Но импровизация по-петровски гениальная, парадоксальная и жёсткая. А, главное, продуманная как минимум на пару поколений вперёд. Разумеется, люди в этой импровизации рассматривались как расходный материал — здесь строго учитывалось, что возраст годности для несения «государевой службы» составляет для дворянских отпрысков 15 лет.
Спустя два месяца после знаменитой и позорной для русского оружия «конфузии» под Нарвой в ноябре 1700 г. Пётр предпринимает единственно разумный ход. В январе 1701 г. выходит его Указ: «Великий государь, Царь и Великий князь Пётр Алексеевич указал именным своим повелением быть математических и навигацких наук учению». С важным добавлением: «Сия навигацкая школа нужна не только к морскому ходу, но и к артиллерии, и инженерству».
Проходит тринадцать лет. Появляется тот самый Указ от 20 января 1714 г. С тем расчётом, что за пару годиков выпускники той самой Навигацкой школы сумеют поднатаскать дворянских детишек, которым скоро приходит пора вступать в «государеву службу». Всё логично и предельно понятно. А, главное, система сработала штатно. Тех, кто думал быстренько жениться, обзавестись хозяйством и получить отсрочку, царь-плотник вместо суженой повенчал с адицией, субстракцией, мультипликацией и дивизией. Именно так в те времена назывались основные правила арифметики — сложение, вычитание, умножение и деление.
Источники:
https://obrazovan.ru/page/128/
https://samopoznanie.ru/articles/ne_hochu_uchitsya_hochu_zhenitsya/
https://aif.ru/society/history/ne_hochu_uchitsya_hochu_zhenitsya_kak_ukaz_petra_i_rodil_mitrofana