Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А
Вершиной творчества русского поэта Н. А. Некрасова становится поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”, в которой автор с яркой образностью и достоверностью хотел показать и показал взаимоотношения господствующего класса и крестьянства в 20-70-е годы XIX в.
Уже в начале произведения автором ставится проблема, которая найдет свое разрешение на страницах поэмы: в чем состоит счастье и кто по-настоящему счастлив? “Кому живется весело, Вольготно на Руси?”
Заметим, что первым кандидатом на счастливого является именно один из главных героев поэмы – помещик. Представители крестьянства, находящиеся всегда в услужении у него, до сих пор, после отмены крепостного права, считают его жизнь вольготной и счастливой.
Но на этом Некрасов не останавливается. Он расширяет сюжетные рамки, раскрывает полностью свою идею и дает дальнейшее развитие образа помещика в пятой главе, которая так и называется “Помещик”. В этой главе мы знакомимся с неким представителем помещичьего класса Оболт-Оболдуевым (обратим внимание на фамилию, в некотором роде помогающую Некрасову еще ярче показать свою насмешку над изображаемым классом), описание которого дается сначала крестьянами:
Какой-то барин кругленький,
с сигарою во рту.
Насмешка, ирония звучат в этих словах. Когда-то важный, степенный барин превращается в мишень для издевательств и насмешек. Эта же интонация продолжает звучать и в последующем описании помещика уже устами самого автора: “румяненький, осанистый, присадистый”, “ухватки молодецкие”. Вот такого помещика “троечка везла”.
Герой представляется нам “шутом гороховым”, над которым смеются даже бывшие крепостные. А он строит из себя важного господина и с горечью и обидой говорит о былых временах:
Как у Христа за пазухой,
И знали мы почет.
Он говорит о благородстве и древности своего рода похваляется этим, а сам является предметом насмешек и крестьян, и автора. Лёгкий смех в некоторых моментах сопровождается открытым сарказмом:
Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!
Но я карал – любя!
Помещик считает себя вправе обижать и унижать крестьян, ибо они – его собственность. Но то время прошло, и уж звонят колокола по помещичьей жизни. Русь ему не матушка, а мачеха теперь. И вот трудиться пора, а помещик этого не умеет. Всю жизнь он жил не тужил, “коптил небо божие”. Но теперь все изменилось, и так не хочется примириться с этими порядками, но надо:
Прорвалась цепь великая!
Одним концом по барину,
Другим по мужику.
Эти слова в большей степени можно отнести к помещику из главы “Последыш”: “Помещик наш: Утятин князь!”
Символично название главы “Последыш”. Ее герой несколько гиперболизирован и, в то же время, аллегоричен: не хочет помещик расставаться с прежними порядками, с прежней властью, вот и живет пережитками прошлого.
В отличие от Оболт-Оболдуева, князь Утятин не смог примириться с отменой крепостного права:
Помещик наш особенный,
Чин важный, род вельможеский,
Весь век чудил, дурил
Да вдруг гроза и грянула.
Парализовало с горя князя Утятина после страшного известия – тут его “наследники” и съехались к нему. Рвет герой и мечет, не хочет признать очевидное. Испугались “наследнички”, что пропадет их наследство, да уговорили крестьян притвориться, будто князь Утятин по-прежнему их хозяин. Абсурдно и смешно:
Поверил: проще малого
Ребенка стал старинушка!
Заплакал! Пред иконами
Со всей семьею молится.
Насколько же сильно в помещике это желание управлять крестьянами, делать их жизнь несчастнее! Ведь как очнулся князь от страшного “сна”, пуще прежнего стал с крестьянином обращаться, за свое опять взялся: судить, карать народ. И не имеет воли и силы крестьянин, чтобы противиться этому. Искони это заложено в русском народе – почитание своего барина и служение ему.
Ловко обманули “наследнички” бывших крепостных. Ведь они после смерти князя начали судиться с крестьянами, чтобы доказать, что земля эта им принадлежит. Горькую правду выводит писатель из описания этого помещика и его последних дней жизни: пусть помещики и перестали быть крепостниками, но они имеют свою власть над крестьянами. Не освободился еще по-настоящему русский народ. Да, князь Утятин умер, а кто знает, сколько еще таких “последышей” по всей Руси-матушке.
Еще одного помещика показывает Некрасов в главе “Савелий – богатырь Святорусский”. Это Шалашников, выколачивающий с помощью жестокой порки и угнетения оброк из крестьян. С одной стороны, по сравнению с ежедневными издевательствами оболдуевых и утятиных, отношения Шалашникова с крепостными мужиками могут показаться простыми и естественными. Но, с другой стороны, всех помещиков роднит их паразитизм, жестокость, глубокая враждебность к народу
Заметим, что всех помещиков Некрасов показал неслучайно: первый примирился с неизбежностью, но решает жить дальше за чужой труд; второй чуть не умер после того, как узнал о реформе; а третий тип помещика – это постоянно издевающийся над крестьянином, крепостным или нет, барин. И их еще много осталось на Руси. Но, тем не менее, Некрасов пишет, что самодержавному строю приходит конец, и помещики уже не смогут с величием сказать:
Я божию милостью,
И с древней царской грамотой,
И родом и заслугами
Над вами господин.
Прошло время господина и раба, и хотя крестьяне еще не освободились полностью из-под помещичьего гнета, Оболт-Оболдуевы, Утятины и Шалашниковы уже доживают свой век. “Последыши” скоро совсем уйдут с земли русской, и народ вздохнет свободно. Символичны в этом плане картина опустевшего барского дома, растаскиваемого по кирпичику дворней (глава “Крестьянка”).
Своей поэмой, думается, Некрасов хотел показать, что ушло время помещичьей Руси. Изображая сатирические образы помещиков, автор смело и безбоязненно утверждает: возможно счастье народа и без помещиков, но лишь после того, как сам народ себя освободит и станет хозяином собственной жизни.
Отношение автора к помещикам в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является итогом всего творчества Н.А. Некрасова. Она была задумана «о народе и для народа» и писалась с 1863 по 1876 год.
Автор считал свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни». В ней Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Чтобы найти ответ, поэт отправляет семерых мужиков в долгое путешествие по России в поисках хотя бы одного счастливого.
Изображение жизни на Руси ведется Некрасовым с помощью многих красок и интонаций: от нежных, лирических до сатирических и гневных. Сатиру поэт использует в основном при описании класса власть имущих и , в первую очередь, при создании портретов помещиков.
Первый из них появляется в главе «Помещик». Мужики-правдоискатели окружают тройку барина в надежде узнать про его счастье. Интересно, что такую «вольность» – говорить с самим барином – крестьяне могли позволить себе только после отмены крепостного права.
Все описание помещика (детали, авторская интонация) говорят о негативном отношении к нему автора. Этот герой обладает «говорящей» фамилией – Оболт-Оболдуев. Его внешность резко контрастирует с внутренними качествами. Гаврила Афанасьевич – этакий бравый молодец лет шестидесяти, энергичный и веселый. Однако, увидев семерых мужиков, окруживших его, помещик не на шутку пугается и достает пистолет: он принимает крестьян за разбойников.
Передавая рассказ Гаврилы Афанасьевича, Некрасов иронизирует не только над этим героем, но и над всем дворянским сословием. Он высмеивает то, как люди становились дворянами, и показывает, что в этом не было заслуг их предков. У Оболта один из родственников был татарином (тоже ирония Некрасова), который отличился тем, что развлекал императрицу дрессированными зверями. По материнской же линии родственники этого помещика и вовсе пытались поджечь Москву и разграбить казну. Тем и «прославились».
Ирония автора «просвечивает» и в комментариях мужиков, слушающих рассказ помещика о его предках. Они задают герою «невинный вопрос»:
А ты, примерно, яблочко
С того выходишь дерева?
И сам Оболт-Оболдуев соглашается с ними.
Но по мере рассказа помещика о его послереформенном «житье-бытье» интонация автора, как мне кажется, меняется. В заключении мужики делают такой, во многом даже сочувственный, вывод: «Порвалась цепь великая, … Одним концом по барину, Другим по мужику. »
В главе «Последыш» образ русского помещика развивается и углубляется. Здесь изображен старый князь Утятин, жизнь которого, во всех смыслах этого слова, связана с крепостным правом. Рабовладельческая психология наложила отпечаток даже на внешность этого человека, сделала ее немного дьявольской: «Один здоровый – светится, А левый – мутный, пасмурный, Как оловянный грош».
Старый князь по привычке придирается к «своим» мужикам, грозит им всеми возможными наказаниями, но не знает того, что не владеет теперь ни одной человеческой душой. Крестьяне, по просьбе детей Утятина, изображают перед ним «старые времена», ведь если их «родитель» узнает о том, что крепостного права больше нет, то умрет в ту же минуту.
Утятин продолжает вести себя как полновластный хозяин и господин. Он милует и наказывает, осматривает свои владения и наслаждается жизнью, пока, наконец, не умирает от «второго удара».
В главе «Про холопа примерного – Якова верного» тоже появляется описание, а, скорее, зарисовка помещика, у которого к старости отказали ноги:
Пухлые руки как сахар белы,
Да на ногах – кандалы!
Этого барина Некрасов изображает также резко отрицательно. К общему сатирическому портрету он добавляет такие черты, как сладострастие и безнравственность. Этот старик «имеет виды» на крепостную девушку Аришу и поэтому не разрешает ей выходить замуж.
Завершается галерея помещиков в поэме образом пана Глуховского – страшного и жестокого человека, который гордится своими злодеяниями:
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Это образ дан в главе «О двух великих грешниках». Здесь Некрасов высказывает свою революционную позицию, согласно которой бороться с помещиками можно и нужно силой.
Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить» дан обобщенный сатирический портрет помещика. Он изображен Некрасовым резко отрицательно как развращенный легкой и беззаботной жизнью человек, часто получивший такие привилегии не за собственные заслуги, а случайно. Писатель показывает, что крепостное право развратило дворян, сделало их беспомощными, жестокими, немощными физически и духовно.
Выход один – меняться в новых условиях, соответствовать новому времени. Но помещики всеми силами сопротивляются этому – они не могут расстаться со своими барскими привычками. Поэтому бороться с ними, утверждает Некрасов, можно только одним методом – силой.
Сочинение Некрасов Н.А. – Кому на Руси жить хорошо?
Тема: – Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» перед нами проходит целая галерея образов помещиков, на которых автор смотрит глазами крестьян. Поэт создает этих персонажей без всякой идеализации и вместе с тем с некоторой долей сочувствия. Сатирически-гневно рассказывает Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Они распоряжались своими крепостными, как им заблагорассудится. Барин, владевший «крещеной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему «покорствовало»:
Ни в ком противоречия,
Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню…
Но времена меняются, в народных массах се больше возрастает недовольство и гнев. Поэтому вся поэма проникнута ощущением неизбежной и скорой гибели той жизни, которая основана на рабской покорности и людском унижении. Символический характер имеет картина опустевшей барской усадьбы из главы «Крестьянка», которую по кирпичику растаскивает дворня.
С острой иронией и злым сарказмом Некрасов создает образ князя Утятина. В крестьянской речи часто звучит издевка над своим барином: «Мы барщинные, выросли под рылом у помещика». Словечко «рыло» ясно говорит об отношении крепостных к своему господину. Мужицкая точка зрения нам понятна: князь Утятин – закоренелый крепостник, которого крестьяне язвительно и пророчески назвали последышем.
Перед нами выживший из ума «душевладелец», и мало человеческого осталось даже в его внешнем облике:
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И – разные глаза:
Один здоровый – светится,
А левый – мутный, пасмурный
Как оловянный грош!
Используя поистине народные сравнения в создании образа, Некрасов добивается правдивости изображения и звучания острой сатиры. Поначалу кажется, что последыш скорее смешон, чем страшен. Ведь он уже лишен былой власти над крестьянскими душами. Крепостные крестьяне лишь согласились «поиграть в крепостных», пока не умрет «последыш» – ради обещанных им за это наследниками князя заливных лугов. Приговором всей крепостнической системе звучат слова, которые строптивый мужик Агап Петров бросает в лицо князю Утятину:
…Последыш ты! По милости
Мужицкой нашей глупости
Сегодня ты начальствуешь,
А завтра мы последышу
Пинка – и кончен бал!
Однако автор поэмы не позволяет читателям слишком легко относится пережиткам крепостничества. Даже игра в рабов оказывается опасной: жертвой ее гибнет как раз свободолюбивый Агап. Да и его односельчане были бессовестно обмануты: наследники князя не отдали им обещанные луга.
Вслед за князем Утятиным идет образ Оболт-Оболдуева, продолжающего ряд помещиков-паразитов. И на него мы смотрим сквозь призму крестьянского мнения. Вот что мы видим:
Какой-то барин кругленький,
Усатенький, пузатенький,
С сигарочкой во рту…
Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкательные формы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество «кругленького» человечка.
Помещики, которые должны были заботиться о своей стране, о своем народе, живут в свое удовольствие, унижая и обкрадывая крепостных. Конечно же, большая часть крестьян не желает мириться с подлобным положением вещей. Поэма рисует трудный, полный заблуждений и внутренних конфликтов, но все же неизбежный путь крестьянства к освобождению от рабского сознания.
Не верят крестьяне своим помещикам, пошатнулось их доверие и к религии, к ее служителям – проповедникам покорности и смирения. Поп, который первым отвечал странникам на их вопросы, и сам спрашивает у странников:
… Скажите, православные,
Кого вы называете
Породой жеребячьею?
Крестьяне подзамялися,
Молчат – и поп молчит.
Он видит, что «все в мире переменчиво», что рушатся привычные норма жизни и счастье – «покой, богатство, честь» – недостижимо. В душе попа борются противоположные чувства. Он тоскует о том, что «перевелись помещики»: от них зависело его благополучие. Но и крестьянам поп сочувствует вполне искренне. Иным предстает перед нами священник Иван из главы «Демушка», который ненавидит крестьян: «у нас народ все голь да пьянь…». Это подлый и злой человек. Мы отчетливо чувствуем негативное авторское отношение к этому персонажу. А поп – собеседник странников – с болью говорит о народной бедности:
Крестьянин сам нуждается
И рад бы дать, да нечего…
И все-таки, по мнению автора, народ не может быть сломлен ни произволом помещиков, ни поборами церкви. Некрасов говорит, что:
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.
Цветы с доставкой купить. Заказать и купить с доставкой живые цветы klumba55.ru.
Решить химию
Если Вам нужно решить задачи по химии, выполнить контрольную работу, написать реферат и т. д., то Вам сюда
Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0
Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач
Источники:
https://www.referat.hhos.ru/2013-04-07-08-34-57/2017-07-07-17-37-46/2483-fjy654.html
https://1soch.ru/nekrasov-na/komu-na-rusi-jit-horosho/otnoshenie-avtora-k-pomeshhikam-v-poeme-komu
https://www.xenoid.ru/soch/nekrasov/komu_na_rusi_zhit_khorosho_85.php