Несвоевременные мысли горький краткое статьи. Несвоевременные мысли
Несвоевременные мысли
Очень кратко
В переломный исторический этап 1917−1918 гг. автор в газетных заметках высказывается о войне, революции, судьбе русского народа, духовное спасение которого полностью зависит от культуры и знания.
Книга состоит из коротких заметок М. Горького, печатавшихся в петроградской газете «Новая жизнь» с 1 мая 1917 по 16 июня 1918 г.
«Русский народ обвенчался со Свободой». Но этот народ должен скинуть многовековой гнёт полицейского режима. Автор отмечает, что политическая победа — только начало. Только всенародное и демократизированное знание как орудие межклассовой борьбы и развитие культуры поможет россиянам одержать полную победу. Многомиллионный обыватель же, политически безграмотный и социально невоспитанный, опасен. «Организация творческих сил страны необходима для нас, как хлеб и воздух». Творческая сила — человек, его оружие — духовность и культурность.
Угасание духа обнаружила война: Россия немощна перед лицом культурного и организованного врага. Люди, кричавшие о спасении Европы от ложных оков цивилизации духом истинной культуры, быстро смолкли:
«Дух истинной культуры» оказался смрадом всяческого невежества, отвратительного эгоизма, гнилой лени и беззаботности.
«Если русский народ не способен отказаться от грубейших насилий над человеком — у него нет свободы». Коренными врагами россиян автор считает глупость и жестокость. Нужно воспитать в себе чувство брезгливости к убийству:
Убийство и насилие — аргументы деспотизма, … убить человека не значит… убить идею.
Говорить правду — искусство труднейшее из всех. Она неудобна для обывателя и неприемлема для него. Горький рассуждает о зверствах войны. Война — бессмысленное истребление людей и плодородных земель. Искусство и наука изнасилованы милитаризмом. Несмотря на разговоры о братстве и единстве интересов человечества, мир погрузился в кровавый хаос. Автор отмечает, что в этом виновны все и каждый. Сколько полезного для развития государства смогли бы сделать убитые на войне, работая на благо страны.
Но мы истребляем миллионы жизней и огромные запасы трудовой энергии на убийство и разрушение.
Только культура, по мнению Горького, спасёт россиян от их главного врага — глупости. После революции пролетариат получил возможность творчества, но пока оно ограничивается «водяными» фельетонами декретных комиссаров. Именно в пролетариате автор видит мечту о торжестве справедливости, разума, красоты, «о победе человека над зверем и скотом».
Главнейшим проводником культуры является книга. Однако ценнейшие библиотеки уничтожаются, книгопечатание почти прекращено.
От одного из поборников монархизма автор узнаёт, что и после революции царит бесправие: аресты совершаются по щучьему велению, к заключённым относятся жестоко. Чиновник старого режима, кадет или октябрист, становится для нынешнего режима врагом, и отношение «по человечеству» к нему самое гнусное.
После революции стало много мародёрства: толпы опустошают целые погреба, вино из которых можно было продать в Швецию и обеспечить страну необходимым — мануфактурой, машинами, лекарствами. «Это русский бунт без социалистов по духу, без участия социалистической психологии».
По мнению автора, большевизм не осуществит чаяний некультурных масс, пролетариат не победил. Захват банков не даёт людям хлеба — лютует голод. В тюрьмах вновь сидят невиновные, «революция не несёт признаков духовного возрождения человека». Говорят, что сначала надо взять в свои руки власть. Но автор возражает:
Нет яда более подлого, чем власть над людьми, мы должны помнить это, дабы власть не отравила нас…
Культура, в первую очередь европейская, может помочь ошалевшему россиянину сделаться человечнее, научить мыслить, ведь даже для многих грамотных людей не видно разницы между критикой и клеветой.
Свобода слова, дорогу которой проложила революция, пока что становится свободой клеветы. В прессе поднят вопрос: «Кто виноват в разрухе России?» Каждый из спорщиков искренне убеждён, что виноваты его противники. Именно теперь, в эти трагически дни, следует помнить о том, как слабо развито в русском народе чувство личной ответственности и как «привыкли мы карать за свои грехи наших соседей».
В крови русского народа до сих пор жива рабская кровь татаро-монгольского ига и крепостничества. Но теперь «болезнь вышла наружу», и россияне будут расплачиваться за свою пассивность и азиатскую косность. Только культура и духовное очищение помогут им излечиться.
Самый грешный и грязный народ на земле, бестолковый в добре и зле, опоённый водкой, изуродованный цинизмом насилия… и, в то же время, непонятно добродушный, — в конце всего — это талантливый народ.
Нужно научить людей любить Родину, пробудить в мужике желание учиться. Истинная суть культуры — в отвращении ко всему грязному, лживому, что «унижает человека и заставляет его страдать».
Горький осуждает деспотизм Ленина и Троцкого: они прогнили от власти. При них нет свободы слова, как и при Столыпине. Народ для Ленина как руда, из которой есть шанс «отлить социализм». Он узнал по книжкам, чем можно поднять народ, хотя и не знал народа никогда. Вождь вёл к гибели и революцию, и рабочих. Революция же должна открыть для России демократию, должно уйти насилие — дух и приём касты.
Для раба наибольшая радость видеть своего владыку поверженным, т.к. он не знает радости, более достойной человека — радости «быть свободным от чувства вражды к ближнему». Она будет познана — не стоит жить, если нет веры в братство людей и уверенности в победе любви. В качестве примера автор приводит Христа — бессмертную идею милосердия и человечности.
Правительство может поставить себе в заслугу то, что самооценка русского человека повышается: моряки кричат, что за каждую их голову они будут снимать не сотни, а тысячи голов богачей. Для Горького это крик трусливых и разнузданных зверей:
Разумеется, убить проще, чем убедить.
О том, чтобы русский народ стал лучше, заботились мало. Горло печати зажато «новой властью», но пресса в состоянии сделать озлобление не столь отвратительным, ведь «народ учится у нас злобе и ненависти».
Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения.
В мире оценка человеку даётся просто: любит ли, умеет ли он работать? «Если так — вы человек, необходимый миру». А так как россияне работать не любят и не умеют, и западноевропейский мир это знает, «то — нам будет очень худо, хуже, чем мы ожидаем…» Революция дала простор дурным инстинктам, и, в то же время, отбросила от себя «все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны».
Автор считает, что женщина обаянием любви может превратить мужчин в людей, в детей. Для Горького дикость, что женщина-мать, источник всего хорошего вопреки разрушению, требует перевешать всех большевиков и мужиков. Женщина — мать Христа и Иуды, Ивана Грозного и Макиавелли, гениев и преступников. Русь не погибнет, если женщина вольёт свет в этот кровавый хаос этих дней.
Сажают людей, принёсших много пользы обществу. Сажают кадетов, а ведь их партия представляет интересы значительной части людей. Комиссарам из Смольного нет дела до судьбы русского народа: «В глазах своих вождей ты всё ещё не человек». Фраза «Мы выражаем волю народа» — украшение речи правительства, которое всегда стремится овладеть волею масс хоть штыком.
Равноправие евреев — одно из лучших достижений революции: наконец дали возможность работать людям, которые умеют это делать лучше. Евреи, к изумлению автора, обнаруживают больше любви к России, чем многие русские. И нападки на евреев из-за того, что единицы из них оказались большевиками, автор считает неразумными. Честному русскому человеку приходиться чувствовать стыд «за русского головотяпа, который в трудный день жизни непременно ищет врага своего где-то вне себя, а не в бездне своей глупости».
Горький возмущён долей солдат на войне: они гибнут, а офицеры получают ордена. Солдат — подстилка. Известны случаи братания русских и немецких солдат на фронте: видимо, здравый смысл подтолкнул их к этому.
Автор пишет, что в Обуховской больнице находятся более ста голодающих, 59 из них — моложе 30-ти лет. От голода умирают и выдающиеся люди России, которые много сделали для родины.
Для социально-эстетического воспитания масс Горький в сравнении с русской литературой считает более полезной европейскую — Ростана, Диккенса, Шекспира, а также греческих трагиков и французские комедии: «Я стою за этот репертуар потому, что — смею сказать — я знаю запросы духа рабочей массы».
Автор говорит о необходимости объединения интеллектуальных сил опытной интеллигенции с силами молодой рабоче-крестьянской интеллигенции. Тогда возможно возродить духовные силы страны и оздоровить её. Это путь к культуре и свободе, которые должны встать над политикой:
Политика, кто бы её ни делал, всегда отвратительна. Ей всегда сопутствует ложь, клевета и насилие.
Ужас, глупость, безумие — от человека, как и сотворённое им прекрасное на земле. Горький взывает к человеку, к его вере в победу добрых начал над злыми. Человек грешен, но он искупает свои грехи и грязь невыносимыми страданиями.
Максим Горький, “Несвоевременные мысли”: краткое содержание
Он действительно чувствовал больше, чем показывал. В те страшные дни революции, когда Россия была охвачена хаосом, Максим Горький хотел сказать миру, что так жить нельзя. Говорят, если человек думает, о том, что нужно что-то менять, то он превращается в монстра, отбросившего свое отчаяние и стремящегося к переменам. Таким был и Горький. «Несвоевременные мысли» так и не стали гимном новому, послереволюционному миру, но каждый, кто читал эти публикации, чувствует – они написаны неравнодушным человеком. Человеком, который понимал, что происходит, но у него не было никакого оружия, кроме слов.
Создание
В литературоведении советской эпохи Горький представал перед общественностью непогрешимым и монументальным, его образ стал легендой. Но в период 1917-1918 гг. ему пришлось обнажить свое перо и написать ряд публицистических статей под названием «Несвоевременные мысли».М. Горький в них яро отстаивает свою точку зрения.
Публиковать статьи автор начинает в издании «Новая жизнь» с апреля 1917 года – после Февральской революции. Для писателя внешний мир был неразрывно связан с миром внутренним. Его братья по перу радостно приветствовали революцию. Горький же верил, что новый политический порядок потребует и нового состояния души. До революции только немногих можно было считать духовно-свободными людьми, и когда начались перемены, пришло время показать свои лучшие моральные качества.
До Октябрьской революции Горький всеми силами пытался найти оправдания для пробудившихся в человеке разрушительных сил. Это было время надежд и переживаний, период скорби и бессилия. Благодаря кровавой революции мы имеем возможность прочитать «Несвоевременные мысли» Горького, где автор радеет за свой народ и проклинает бессмысленную власть.
Структура
Статьи Горького «Несвоевременные мысли» сегодня объединены в одну книгу, что состоит из 66 глав. Печатаясь в газете, автор отказывался группировать их в хронологическом порядке. Он объединял публикации в соответствии с рассматриваемой проблемой. Так можно выделить основные темы, затронутые Горьким: проблемы революции, исторического развития России и культуры. В книге статьи идут не в том порядке, в котором печатались в газете, но все же составляют единое целое. Даже если подготовить краткое содержание «Несвоевременных мыслей» Горького по главам, то в конечном итоге получится обширная статья, где смешаны отрывки из разных разделов.
Во время написания автор часто ссылался в одной публикации на другую. Таким образом он усиливал свои аргументы и объединял в единое целое разбросанные фрагменты мыслей. К примеру, в 38 главе книги (в газете это была 16-я статья) он пишет о разрушительных характеристиках революции и, говоря, что не хочет их перечислять, ссылается на уже вышедшие публикации, в которых было о них упомянуто не раз. Что ж, теперь можно приступать к краткому содержанию «Несвоевременных мыслей» Горького.
Народ русский
В своих заметках Горький высказывает личное мнение о войне, революции, судьбах людей, которые целиком и полностью зависят от культуры и знаний. Его смелые высказывания, полемика, противоречащая государственному аппарату правления, стали причинами того, что газету закрыли. Но слова Горького уже были написаны, пускай и не в полном объеме, но они прозвучали и продолжают звучать.
Первое, что отмечает автор – свержение романовской династии. Это было началом, первым шагом на пути к полной победе. И эту победу можно было достичь, если развивать культуру и демократизированные знания. Силой страны должен стать человек, а его оружием – культурность и духовность. В кратком содержании «Несвоевременных мыслей» Горького стоит отметить, что он считал опасными людей безграмотных и социально невоспитанных. Для страны, для русского народа нужны творческие силы, что необходимы в период трансформации, как хлеб и воздух.
Лютые враги
Перед лицом культурного и организованного врага Россия беспомощна. И война обнаружила это угасание духа. Те, кто говорил о спасении Европы от оков цивилизации культурой, быстро умолкали. Как пишет Горький: «Дух истинной культуры оказался невежественным смрадом из эгоизма, лени и беззаботности». Если народ не может отказаться от насилия над человеком он никогда не станет свободным. Неважно, сколько раз будет меняться власть, практикующие насилие навсегда останутся его заложниками.
Нужно воспитывать в себе отвращение к убийству и бороться, ежедневно бороться с лютыми врагами – глупостью и жестокостью.
Правда и зверства
Также в статьях Горького «Несвоевременные мысли» есть размышления о правде. Автор считает ее самым настоящим искусством, которое так трудно постичь. Для обычного обывателя правда неудобна и неприемлема. Он согласится с ложью, которая ему подходит, и никогда от нее не откажется.
Особое внимание в кратком содержании «Несвоевременных мыслей» Горького стоит уделить зверствам войны. В частности, вспомнить о том, что автор писал, когда на поле битвы забирали талантливую молодежь. Эти люди не знали воинской службы и не умели стрелять. В понедельник они впервые посетили стрельбища, а уже в среду их отправляли на фронт. Эти люди не умели защищать себя, они шли не воевать, а отправлялись на бойню. Горький сокрушается о глупом решении царской власти. Посылать на войну художников, писателей или музыкантов все равно, что сделать подковы из золота для ломовой лошади.
Война – это бессмысленное истребление людей, уничтожение плодородной почвы и время кровавого хаоса. И в этом виновны все. Стоит только представить сколько полезного могли бы сделать для страны убитые солдаты. Но как пишет автор: «Мы истребляем миллионы жизней и колоссальные запасы трудовой энергии на убийство и разрушение».
Культура
Дальше в кратком содержании статей Горького «Несвоевременные мысли» отмечается польза культурного развития. По мнению писателя, именно культура спасет русского человека от глупости. После революции у пролетариата появилась возможность заниматься творчеством. Но пока этот сегмент населения еще ограничен пережитками прошлого. Именно в пролетариате автор видит свою мечту – торжество справедливости и становление культурного человека.
Основным источником культуры Горький считает книгу. Она – чистый родник духовной пищи и знаний. Но в стране уничтожаются ценные библиотеки, а книгопечатание почти прекратилось. Автор пишет, что старая власть была бездарной, но инстинкт самосохранения подсказал ей, что ее злейший враг – это человеческий мозг. Поэтому она всеми средствами пыталась затруднить интеллектуальное развитие страны. Максим Горький активно призывает своих читателей возродить интеллектуальное, культурное и духовное наследие страны.
Разочарование
Позже Горький узнает, что даже после свержения монархизма в стране царит полное бесправие. Для новой власти представители старого режима были врагами, которых ожидали беспочвенные аресты и жестокое обращение. Едва закончилась революция, как люди начали проводить акты мародерства. Они опустошали винные погреба, а ведь запасы этого напитка можно было продать за границу, чтобы обеспечить страну необходимыми лекарствами, техникой и мануфактурой. Даже в кратком содержании «Несвоевременных мыслей» Максима Горького остро ощущается сильная обида на своих соотечественников, и все же автор ищет им оправдания.
Горький пишет, что большевизм не оправдал надежды некультурных масс и пролетариат не смог победить. Захват банков, лютый голод, невиновные люди заперты в тюрьмах. Революция не смогла принести духовное возрождение. «Нет яда более коварного, чем власть над людьми, это нужно помнить, чтобы власть не отравила нас».
Совет
В кратком содержании «Несвоевременных мыслей» Горького стоит упомянуть о совете автора, который он дает своим соотечественникам. Писатель говорит, что нужно пристраститься к изучению европейской культуры. Она поможет ошалевшему обывателю стать человечнее и научит самостоятельно мыслить. Анализируя революционные реалии, автор отмечает, что люди перестали видеть разницу между критикой и клеветой.
Революция дала «зеленый свет» свободе слова, которая невероятным образом превратилась в свободу клеветы. Не раз в прессе поднимался вопрос о том, кто виноват в разрухе России, и каждый публицист был уверен, что виновен его противник. Горький подчеркивает, что у людей совершенно неразвито чувство личной ответственности, каждый винит в своих бедах соседа. Только в культуре видит автор путь к спасению. Он презирает глупое невежество и все же любит своих соотечественников: «Самый грешный и грязный народ на земле, бестолковый как в Добре, так и во Зле. Опоенный водкой, изуродованный насилием. Но все же добродушный и, в конце концов, талантливый».
Осуждение
Даже в кратком содержании «Несвоевременных мыслей» М. Горького видно, как автор призывает людей любить свою родину. Призывает учиться, ведь истинная суть культуры заключается в отвращении ко всему грязному, порочному и лживому, что заставляет человека страдать и принижает его достоинство.
Горький осуждает деспотичные методы Троцкого и Ленина, что полностью прогнили от власти. При них нет свободы слова, а народ – это лишь механизм, что позволяет строить социализм. Вожди вели к гибели и революцию, и людей. По книжкам они знали, как можно поднять народ, но самого народа не знали никогда. Революция должна была принести демократию, а на деле стала эпицентром насилия.
Раб и вождь
В содержании «Несвоевременных мыслей» Горького говорится, что нет для раба большей радости, чем видеть своего владыку поверженным. Ему неизвестна та радость, что доступна человеку смышленому – быть свободным от чувства вражды. Словно из последних сил автор утверждает, что нет смысла жить, если нет веры в людское братство и уверенности в победе любви. Власть гнет свою линию и гордится тем, что повышается самооценка русского обывателя. Моряки гордо заявляют, будто за каждую их жизнь они станут отнимать тысячи жизней богачей. Естественно, убить проще, чем убедить. Никто не заботится о том, чтобы народ стал лучше, свободная печать находится под каблуком у власти и должна делать из озлобленного, звериного насилия не такую отвратительную реальность.
Тот, кто нужен миру
Только тот человек, что умеет любить и работать, нужен миру. Русские люди не любят работать, да и любить не умеют. Революция отбросила мораль и интеллектуальную энергию страны. Тех, кто принес много пользы для общества, сажают. В глазах вождей каждый россиянин «еще не человек», зато как красиво правительство украшает свои речи – «мы выражаем волю народа».
Единственное хорошее, что принесла революция – это равноправие евреев. Наконец люди, которые могут работать лучше, будут это делать. Горький изумляется тому, что евреи больше любят Россию, чем многие русские.
Выводы
Максим Горький считает, что для социально-эстетического воспитания народа этому самому народу нужно читать европейскую литературу, французские комедии и греческие трагедии. Он знает потребности рабочего класса, поэтому предлагает именно то, что они поймут и усвоят.
Горький уверен – нужно объединить интеллектуальные силы интеллигенции с силами молодых крестьян, только тогда можно будет возродить духовное богатство страны. Это есть истинный путь к свободе и культуре, над которыми политика не должна иметь власти. Ведь политика всегда отвратительна. Кто бы ее ни делал, ей всегда будут сопутствовать ложь, насилие, клевета. Автор взывает к каждому читателю, к его добрым началам, которые должны победить тьму. Только тогда возможна в стране демократия и свобода.
Вот такие они, “Несвоевременные мысли” Максима Горького. Он не до конца уверен в своей концепции и не раз пытался найти компромисс, на который согласятся даже власти. И все же о многих моментах он не смог умалчивать. Его страна и народ страдали, и он страдал вместе с ними, пытаясь достучаться до каждого своим единственным оружием – словом.
Анализ произведения Максима Горького «Несвоевременные мысли»
В России в 1917—1918 годах царила беспокойная атмосфера, ведь именно тогда начинался новый период в жизни страны. Русский писатель Максим Горький возлагал на революцию большие надежды, но в то же время боялся, как бы она не ожесточила людей и не уничтожила их. Свои рассуждения он излагал в издаваемых очерках, которые потом вошли в отдельный цикл статей. Анализ произведения «Несвоевременные мысли» Горького описывает взгляды автора на происходящие в России события.
История создания
Максим Горький признавался, что с осени 1916 года по зиму 1922 не написал ни одной строчки художественных произведений. В этот тяжелый период все его мысли занимали события, происходившие в стране. Октябрьская революция и ее последствия полностью поглотили автора. Вся энергия Горького была направлена на участие в общественной жизни:
- он вмешивался в политическую борьбу;
- добивался выдачи пайков для голодающих деятелей культуры и науки;
- пытался выручать невиновных из стен ЧК;
- способствовал дешевому и доступному простым гражданам изданию шедевров мировой литературы.
При этом публицистика была для писателя одной из ключевых форм общественного воздействия.
«Несвоевременные мысли» представляют собой серию из 58 статей, опубликованных Горьким в газете «Новая жизнь». В Википедии сказано, что эта газета издавалась группой социал-демократических активистов с апреля 1917 года по июль 1918. Затем власти закрыли ее, признав оппозиционным органом печати.
Работа Максима Горького «Несвоевременные мысли» была впервые опубликована в Берлине в 1918 г. и включала в себя 33 статьи. В том же году в Петрограде вышло в свет дополненное издание, содержащее 48 статей.
Статьи Горького оказались противоположны «Апрельским тезисам» Владимира Ленина, поэтому попали в закрытый фонд литературы. Книга была под запретом до перестройки, пока ее не переиздали в 1988 году.
Основная идея
Главная идея очерка «Несвоевременные мысли» Горького заключается в убеждениях автора в том, что народ сумеет стать творцом своей истории, только если научится работать с любовью и осознает весь первостепенный смысл труда для развития культуры.
В своих статьях Максим Горький призывает уничтожить невежество и злобу, ведь на прогнившей почве невозможно будет зародиться новой культуре. Писатель замечает, что для русского человека работа — проклятие его жизни, а потому он не понимает ее великого смысла. Улучшить условия труда, сделать его легким и приятным можно при помощи науки. Только в любви к деятельности человек сможет достигнуть великой жизненной цели.
Выход из кризиса автор видит в бережном отношении к культурной собственности народа и в объединении работников науки и искусства для духовного воспитания масс и развития страны. Заметки Горького являются по жанру философско-публицистическими эссе.
Проблематика произведения
Проводя анализ поэмы «Несвоевременные мысли» Горького, стоит рассмотреть проблемы, которые в своем произведении поднимает автор, и занести в конспект рассуждения о том, что он пытался осмыслить и решить.
Одной из наиболее значимых тем в произведении является судьба русского народа. Ссылаясь на свой жизненный опыт и годы, посвященные защите порабощенных граждан, автор уверяет, что имеет полное право говорить горькую правду о народе. Ведь, по мнению писателя, людям так будет лучше, чем если им истину скажут враги, которые только и могут, что копить по отношению к ним злобу.
Другая проблема, привлекшая внимание Горького, — это то, что пролетариат выступает творцом культуры и революции. Автор с первых страниц начинает кратко предупреждать, что граждан не ждет ничего хорошего, и пытается объяснить, почему нельзя в один миг сделать социалистическим 85% населения страны, которое было крестьянским.
Рабочий класс должен с осторожностью относиться к правительству и его действиям. Когда оппонент возразил Горькому, что простые люди теперь стали частью власти, писатель с ним не согласился. Он заявил: если рабочий класс занимает основную нишу в правительстве, то это не значит, что он знает и понимает, что в нем происходит. Единственное спасение для народа автор видит в объединении с классом трудовой интеллигенции. Культурная работа должна идти отдельно от партии, ведь одной лишь политикой невозможно воспитать «нового человека».
Третьей проблемой, поднятой в «Несвоевременных мыслях», стала взаимосвязь между революцией и культурой. Эта тема легла в основу статей Горького в 1917—1918 годах. Писатель поддерживал идею революцию, поскольку надеялся, что она даст людям возможность свободной работы и всестороннего творчества. Ради этого он готов был вытерпеть жестокие и кровавые дни 1917 года. Автор считал, что тогда в России родился новый человек, способный сбросить с себя копившуюся веками грязь и лень. Он войдет в новую эпоху талантливым и умным работником.
Расхождение взглядов с большевиками
Отношение к культуре и ее предназначению в новом государстве было одним из принципиальных расхождений Горького с идеологией большевиков. Вопрос просвещения стал ключевой проблемой публицистики писателя тех лет. Очерки, собранные в отдельную книгу, были названы «Заметками о революции и культуре».
В этом заключается парадоксальность, «несвоевременность» горьковской позиции в контексте времени. Приоритетное значение, которое он придаёт культуре в революционном преображении России, могло показаться многим его современникам чрезмерно преувеличенным.
В стране, отягощённой национальным и религиозным гнётом, только что пережившей войну и государственный переворот, первоочередными были задачи, представленные лозунгами:
- «Хлеб голодным»;
- «Землю крестьянам»;
- «Заводы и фабрики рабочим».
Горький же, напротив, считал, что одна из первостепенных миссий революции — очищение человеческой души, избавление ее от гнета ненависти, уничтожение жестокости и полное пересоздание нравов. К реализации этой задачи есть только один путь — культурное воспитание народа. Но вместо этого автор видел нечто абсолютно противоположное своим идеям, что лучше всего выражается цитатой «хаос возбужденных инстинктов». Вокруг то и дело уничтожали шедевры искусства и покушались на человеческое достоинство. Все больше ожесточалось политическое противостояние.
Во всем происходящем писатель обвиняет новую власть, которая не только не останавливала беспорядки, но и провоцировала их. Максим Горький считал, что революция бесплодна, если она не способствует развитию напряженного культурного строительства. Этим он словно предупреждает Россию. Против распространненого лозунга «Отечество в опасности» писатель выдвигает собственный: «Граждане! Культура в опасности!». В своих работах Горький резко критикует главных вождей революции:
- Владимира Ленина;
- Льва Троцкого;
- Анатолия Луначарского;
- Григория Зиновьева.
Писатель, упоминая своих оппонентов, стоящих у власти, обращается к пролетариату с предупреждением, что его ведут на гибель и используют как материал, ведь в глазах вождей рабочий — это не человек.
Значение работы
Годы показали, что предостережения писателя не были замечены. С Россией и ее народом произошло то, о чем он предупреждал. Но стоит отметить, что и сам Горький не был однозначен в своих высказываниях, его взгляды на революцию менялись с течением времени.
Свои статьи автор назвал «несвоевременными», поскольку страну и саму власть в те годы интересовали другие вопросы. Но его борьба за становление истинной демократии была начата в нужное время. Новую власть не устраивали люди с противоположным мнением. После закрытия газеты Горькому, как и другим представителям интеллигенции, разрешили уехать из советской России. Писателя надолго лишили возможности открыто выражаться, но факт того, что он успел опубликовать свой сборник, — пример истинного мужества.
В работах Горького раскрывается его истинная тревога за свой народ и стыд за все, что творится в России. При этом автора не покидала надежда на светлое будущее, несмотря на кровавые дни и темные инстинкты масс. Анализ «Несвоевременных мыслей» упростит школьникам составление сочинения, презентации и других работ.
Источники:
https://briefly.ru/gorkii/nesvoevremennye_mysli/
https://www.syl.ru/article/363707/maksim-gorkiy-nesvoevremennyie-myisli-kratkoe-soderjanie
https://1001student.ru/literatura/sochineniya/analiz-proizvedeniya-maksima-gorkogo-nesvoevremennye-mysli.html