Новые услуги для повышения продаж. Скорректируйте систему мотивации Ваших продавцов
Лучшие мотивационные схемы для менеджеров по продажам
Не будем открывать Америку и заявлять, что нашли волшебную формулу финансовой мотивации продавцов «оклад + процент с продаж». Она, конечно, работает, но, как всегда, всё дело в нюансах. Каким должно быть соотношение оклада и бонусов? По каким параметрам рассчитывается размер премии? От каких показателей считать процент? Что ещё нужно учесть? Универсальную схему создать невозможно, как невозможно одинаково мотивировать продавцов сотовых телефонов, элитных яхт и земельных участков под строительство заводов. Но некоторые правила всё-таки существуют. Давайте их обсудим.
Размер оклада
Чаще всего рекомендуют устанавливать оклад в размере 30% от общего заработка менеджера по продажам. В целом его размер варьируется от 20% до 50% в зависимости от отрасли. Можно ли вообще не платить оклад или сделать его минимальным? Теоретически да, и есть компании, которым это удается. Но это скорее исключения, которые подтверждают правило.
Зачем нужен базовый оклад? Во-первых, для ощущения стабильности и защищенных тылов. Менеджеры по продажам – обычные люди, которым нужно кормить детей и выплачивать кредиты, они хотят быть уверенными, что не останутся без «прожиточного минимума», как бы ни повернулось дело. Во-вторых, объём продаж практически никогда не зависит только от продавца, на него влияют множества факторов от отсутствия популярного товара (всё распродали, новую партию не подвезли) до количества и качества рекламы. В-третьих, для подтверждения надёжности компании. Работодателя, который держит продавцов на голых процентах, автоматически подозревают в нечестных намерениях или плохом финансовом состоянии.
От чего может зависеть размер оклада:
- От наличия/отсутствия колебаний в объёме продаж, связанных с сезонностью, регулярностью поставок и прочими факторами.
- От того, насколько от самого менеджера зависит количество потенциальных клиентов. Когда продавец занимается холодными продажами, всё в его руках. В других сферах можно наработать базу постоянных покупателей, и дальше процесс будет идти по накатанной. Но, например, в сфере жилой недвижимости продавцы завязаны на входящие обращения, на число которых они могут повлиять только очень косвенно.
- От длительности цикла сделки. Для продажи одного типа товара нужен один контакт с клиентом, для другого типа товара процесс растягивается на несколько недель, в иных случаях менеджер может проводить одну продажу в год, но на десятки и сотни миллионов рублей.
Чем нестабильнее доход продавца в силу внешних факторов, тем выше должен быть оклад.
Размер бонуса за продажи
Есть три подхода к определению размера бонусов:
- Фиксированный процент. Просто, всем понятно, легко считается, но плохо мотивирует менеджеров на «пробивку потолка» своих возможностей.
- Процент вознаграждения зависит от выполнения плана. Условно говоря, если план не выполнен, продавец получает 5%, если выполнен – 7%, перевыполнен – 10%. Можно определять различные градации: нулевые бонусы, если план выполнен менее чем на 50%, супер-бонус за перевыполнение плана на 120% и т.д. Вместо процентов могут быть определённые суммы премии. Естественно, подразумевается, что план продаж обязательно должен быть.
Эту схему очень любят деятельные, амбициозные продавцы. Она не позволяет «сидеть на попе ровно» тем, кто готов зарабатывать относительно небольшие деньги, лишь бы не напрягаться.
Для товаров с длинным циклом сделки (недели или месяцы) существует опасность, что продавец, понимая, что в этом периоде план ему никак не выполнить, начнёт перетаскивать последних клиентов в следующий месяц. Но этот риск не настолько значителен, чтобы отказываться от преимуществ данной схемы.
Вторая опасность совсем другого рода. Это пресловутая «жаба», которая может душить руководство, когда какой-нибудь продавец напряжется, перевыполнит план на 200%, и ему надо будет выплатить зарплату больше топ-менеджерской. Довольно часто на следующий месяц отдел продаж получает новый план – в 2 раза выше прежнего. Что уничтожает у менеджеров всякое желание его перевыполнять. Ещё хуже, когда начальство урезает супер-бонус под надуманными предлогами и не выплачивает вознаграждение в обещанном размере. Тогда у продавцов пропадает желание работать в этой компании в принципе.
- Процент вознаграждения зависит от выполнения не только личного плана, но и плана на отдел. Делается для того, чтобы менеджеры понимали, что вместе они могут больше, чем по-отдельности, и были готовы делиться клиентами и помогать друг другу, а не устраивали войну за покупателей и прочие козни. Такая схема нужна не всем компаниям, но если клиент в процессе покупки может контактировать с несколькими сотрудниками, очень желательна.
От какой суммы считать бонусы
- От общей суммы, на которую были совершены продажи (объём продаж). Опять же просто, всем понятно, легко посчитать.
- От суммы прибыли (выручка минус себестоимость продукции и все прочие затраты). Практикуется в тех компаниях, где продавцы имеют право сами определять продажную цену товара или размер скидки. Тогда у них пропадает стимул продать побольше за счёт более низкой цены.
- От суммы поступлений. Практикуется в тех компаниях, где оплата за товар поступает не одномоментно, а существуют предоплата или рассрочка платежей. Иногда это называют «бонусом за уменьшение дебиторской задолженности». Тогда в обязанности менеджера по продажам могут входить звонки клиентам с напоминанием, что подходит срок очередного платежа.
В чём выставлять план
Вроде бы всё просто – от какой суммы (объём продаж, прибыль, поступления) платим процент, так и план выставляем. Но иногда нужно стимулировать менеджеров не идти по пути наименьшего сопротивления: продавать не только самый ходовой товар, облизывать не только самых крупных клиентов и т.д. Для этого в план могут быть включены дополнительные показатели, например, точное количество единиц товара, товарной группы (или её доля), которое нужно реализовать, или количество сделок.
KPI менеджеров по продажам
Во многих случаях есть смысл разбить бонус, который получают продавцы, на две части: % с продаж и вознаграждение за достижение целевых показателей. Ключевыми показателями могут быть:
- Количество совершенных звонков (и потенциальным, и старым клиентам)
- Количество отосланных коммерческих предложений
- Количество проведённых встреч
- Количество привлеченных новых клиентов
- Соотношение обработанных обращений и сделок (конверсия из лида в клиента) – для компаний, где менеджеры отвечают на входящие звонки и письма
- Отсутствие жалоб и нареканий со стороны клиентов
- Отсутствие ошибок при формировании документов
- Полное и своевременное занесение данных в CRM
- Своевременная сдача отчетов
- Знание скриптов и их соблюдение в разговорах с клиентами
- Соблюдение трудовой дисциплины
Такая система помогает убить сразу двух зайцев:
- Не все продавцы достаточно опытны, дисциплинованы и неленивы, чтобы самим следить за воронкой продаж. У некоторых просто нет в голове понимания, что в среднем, чтобы заполучить одного покупателя, нужно принять/совершить 100 звонков и провести 10 встреч (цифры, естественно, условные, для каждой отрасли и компании они свои). А так отработал положенное количество обращений в нужные сроки, глядишь, и сделки пошли.
- Если менеджер получает только % с продаж, он стремится минимизировать время и силы, которые тратятся на действия, не приносящие соответствующего результата. В итоге CRM заполняется через пень-колоду, отчёты сдаются с опозданием и «на отвяжись», а ФРС отказывается регистрировать договор купли-продажи квартиры из-за допущенных ошибок.
Можно на основе этих показателей разработать систему штрафов, но концепция «не заработал» воспринимается всегда лучше, чем «отняли».
Отрицательная мотивация
Да, штрафовать продавцов иногда можно и нужно – за грубые нарушения. Например, менеджер наорал на клиента или нарушает дресс-код в недопустимой степени. Главное, чтобы принципы и размеры штрафов были заранее доведены до сведения всех сотрудников, а не возникали постфактум.
Вторая задача отрицательной мотивации – держать продавцов в тонусе и стимулировать конкуренцию между ними. Для этого чаще всего вводится правило – если менеджер 3-6 месяцев подряд не выполняет план, то с ним расстаются. Это имеет смысл, так как в продажи люди иногда попадают случайно и не хотят (или не могут в силу особенностей характера) эффективно работать на этой ниве. Результат их работы – не просто нулевой, а отрицательный, так как у других сотрудников потерянные клиенты (на привлечение которых был потрачен рекламный бюджет) превратились бы в покупателей.
Главное – не перегибать палку. В одной компании увольняли менеджеров, которые три месяца подряд показывали худший результат. При этом в отделе продаж работало всего три человека, план «худшим сотрудником месяца» мог быть выполнен, а сторонние факторы (например, больничный) не учитывались. В результате люди боялись уйти в отпуск, обстановка в отделе была крайне нервная, а отношения не дружеские, а по-настоящему волчьи.
Сцилла и Харибда систем мотивации продавцов
Если сделать систему мотивации менеджеров по продажам слишком простой, она может привести к перекосам, которые обсуждались выше. Если сделать её слишком сложной, то менеджеры перестают понимать, сколько они зарабатывают и почему, что их демотивирует.
Идеальной считается такая система мотивации, когда любой продавец, вооружившись калькулятором (а лучше без него) может за несколько минут в любой момент посчитать, сколько он получит в конце месяца. В реальности этого не всегда удаётся достичь, но нужно сосредоточиться на самых главных для вашей компании параметрах, отбросив всё второстепенное. Можно руководствоваться следующим правилом:
- План продаж выставляется не более чем по двум показателям.
- Прогрессирующая шкала процентов с продаж имеет не более 5 градаций, а лучше 3.
- Сотрудникам устанавливается не более 3-4 KPI.
Упростить восприятие могут таблицы зарплат на стене или в специализированной программе. Заодно и соревновательный эффект повысится.
Не только деньги
Среди руководителей бытует мнение, что продавцов интересуют только деньги. Отчасти оно верное, так как размер зарплаты в данном случае – мерило профессионализма и успеха сотрудника. Хороший менеджер по продажам азартен и ориентирован на результат.
Но это не должно отменять человеческого отношения к продавцам. А у нас любят под предлогом «это же ваши деньги» полностью лишить менеджеров выходных в выходные, так что они почти полностью теряют возможность проводить время с семьёй и друзьями. Или обяжут отвечать на звонки клиентов из дома даже в 12 часов ночи. А потом удивляются, почему на корабле возникает бунт.
На продавцов выливается много негатива со стороны клиентов. Если же и со стороны компании они видят в основном тоже только негатив («плющат» за невыполнение заведомо нереальных планов, штрафуют за малейшую оплошность, постоянно устраивают разносы), то профессиональное выгорание и текучка кадров неизбежны. Поддержание позитивного настроя своих сотрудников – прямая обязанность начальника отдела продаж, но остальные топ-менеджеры должны в этом участвовать и хотя бы иногда говорить «спасибо».
Последнее. Продавцы должны верить в товар, который они продают. Если у них есть сомнения в его качестве или в добросовестности компании (при продаже услуг, например), и они чувствуют себя «втюхивателями», то самая продуманная система мотивации не поможет.
А что думают по этому поводу сами менеджеры по продажам?
Екатерина, продажи коммерческой недвижимости и земельных участков на рынке В2В: «Стимулирует, когда бонусы реальны к получению. В моей сфере часто бывает, что сначала обещания работодателя выглядят красиво, но по факту получить их в полном объёме невозможно. Я ценю соблюдение договоренностей. Нужны ли премии за дополнительные показатели? Я считаю, что нет: если нет результата, какая разница, сколько я сделала звонков и провела встреч».
Эльвира, продажи текстиля для дома: «По моему мнению, обязательно должен быть минимальный оклад и фиксированный процент от выручки. Как только начинаются разные градации и дополнительные условия, я перестаю понимать, сколько получу в конце месяца. Меня это нервирует».
Татьяна, розничные продажи на выставках: «Меня мотивирует, когда чем больше товара продал, тем больший процент заработал. Дополнительные продажи требуют усилий: нужно активнее общаться с покупателями, предлагать им разные варианты, подробно рассказывать о нашей продукции. Это должно вознаграждаться».
Михаил, продажи загородных домов и участков: «Мотивирует возможность заработать больше денег. У нас размер бонуса зависит от выполнения и общего, и индивидуального плана продаж. Однако если общий план не выполнен, а твой вклад в него больше 50%, то ты, наоборот, получаешь повышенную премию. Ещё есть понижающие коэффициенты, если, например, продаёшь дома или участки только в одной локации.
Когда менеджеры видят, что общий план не выполняется, а личная доля менее 50%, они всеми правами и неправдами начинают затягивать сделки, чтобы перенести их на следующий месяц. На это тратится энергия, которую можно было бы направить в другое русло, если бы руководство было гибче».
Оксана, продажа квартир: «Меня стимулирует прогрессивная шкала. Если обычно за сделку получаешь 0,3-0,4% от стоимости квартиры, а за перевыполнение плана – 0,7%, то тогда начинается самый драйв».
Но не всё, что хорошо для менеджера, хорошо и для компании. На поиск золотой середины обычно уходит какое-то время, но оно того стоит. Не нужно бояться отказываться от решений, продемонстрировавших свою неэффективность, и пробовать что-то новое.
У вас есть незакрытая вакансия менеджера по продажам? Воспользуйтесь новой услугой кадрового агентства JobHelp «Целевые отклики». Мы разработали продукт, который поможет вам получить большее количество перспективных кандидатов и избавиться от нецелевых соискателей.
Преимущества «Целевых откликов»:
- Вам звонят только подходящие кандидаты, которым интересны ваша компания и ваша вакансия.
- Вы можете быть уверены, что мы не пропустили ни одного специалиста, который в данный момент находится в поисках работы и соответствует вашим ожиданиям.
- Вы экономите до 90% времени, которые обычно тратите на просмотр откликов на вакансию.
Стоимость услуги «Целевые отклики» – 7000 руб.
Кейс: увеличение продаж за счет внедрения дополнительной мотивации продавцам
В статье об основных принципах мотивации персонала, я упоминал, что очень хорошо работают дополнительные бонусы и розыгрыши. Сегодня хочу поделиться с вами опытом, и реальным кейсом дополнительной мотивации продавцов, которую я сам внедрял и которую в последующем внедряли несколько моих учеников. Во всех случаях результат был положительным. В своей практике, с каждым годом я все больше и больше убеждался в том, что жесткий контроль, планы продаж и штрафы за невыполнение планов – это очень неэффективно. Более того, это еще контрпродуктивно, т.к. вы в глазах многих сотрудников становитесь тираном, которой так и норовит поставить завышенный план или лишить премии. Но есть и более гуманный путь, заставить ваших сотрудников работать более продуктивно. О нем мы и поговорим.
Прежде всего, мне нужно описать вам первоначальные условия, которые были до введения мотивации. Выглядели они следующим образом:
- Отдел продаж работал, мягко говоря, не очень эффективно. За счет того, что была недостаточная мотивация. Я перепробовал огромное количество схем, но все они не давали серьезного эффекта или давали кратковременный эффект.
- На тот момент была схема «оклад + процент с продаж». Причем был небольшой оклад и большой процент, который себя проявил чуть лучше, чем большой оклад и маленький процент.
- Было большое количество косяков, которые продавцы совершали при обработке заказов. То выпишут аксессуар ни того цвета клиенту, то с адресом доставки напутают или вообще дату доставки перепутают, то в CRM что-то не так сделают и т.д., и т.п.
- Продавцы были неповоротливыми. Клиенты могли не дозвониться в магазин, т.к. продавцы, мягко скажем, не особо рвались брать новые заказы. Кто-то уставал, через несколько часов работы, кого-то не отпускал интернет, кто-то вышел покурить, кто-то пописать и т.д. Заходишь в кабинет к продавцам и видишь картину, что два человека общаются с клиентами по телефону, двух нет на месте, один что-то хавает сидит, другой просто сидит в носу ковыряет, третий и четвертый при видя меня в дверях начинают изображать, что они якобы какие-то документы готовят или в CRM что-то оформляют и т.п., и ни у кого не возникает желания взять трубку и сказать «алло».
- Наблюдалось сильное расслабление ближе к концу месяца. Т.к. продавцы понимали, что необходимый минимум они уже заработали и сильно рвать задницу особого смысла нет.
- Была проблема с дисциплиной. Было много опозданий сначала на 5 минут, потом на 10… потом у некоторых персонажей и 30-40 минут небыли пределом. Утром был наплыв звонков, плюс те что через сайт заказали надо обрабатывать, в общем работы много. А если опоздал чуток, то коллеги уже половину работы сделали, заказы между собой распределили, сиди наслаждайся чашечкой кофе. А там под шумок можно и на перекур убежать, в туалет заскочить. Глядишь, и час времени незаметно прошел. Штрафы и выговоры не давали большого результата.
- Но даже те, кто пытался делать свою работу качественно, далеко не всегда стремились сделать максимальный вклад в дело компании. Не предлагали клиентам аксессуары, увеличивая прибыль с продажи, не предлагали альтернативу, если не подходит клиенту по каким-то характеристикам или еще хуже, оказался уже зарезервированным другими клиентами.
Конечно, не все продавцы были такими, были и ответственные желающие приносить деньги компании. Но если усреднить картину по всем, то примерно получалось то, о чем я написал.
При разработке дополнительной мотивации, о которой сейчас пойдет речь, я преследовал сразу несколько задач:
- Увеличить прибыль, за счет лучшей работы продавцов на телефонах. Постараться сделать так, чтобы они стремились продавать, а не продавали только тем, кто и так купит.
- Уменьшить количество косяков. Т.к. они создавали неприятные инциденты с клиентами, добавляли работы отделу логистики, складу и т.д. В общем, уменьшить лишние, никому не нужные телодвижения.
- Постараться уменьшить опоздания на работу, попытаться создать такую ситуацию, чтобы продавцы стремились прийти на работу пораньше, чтобы обработать максимум утренних заказов, пришедших ночью через сайт или поступивших в самом начале рабочего дня.
По сути, получилось две мотивационные схемы. Одна направлена на борьбу с косяками, вторая на увеличение продуктивности продавцов.
Мотивация «уменьшение косяков»
Давайте начну с мотивации на уменьшение косяков. Смысл ее заключался в том, что была введена премия в размере 500 рублей в неделю, за отсутствие косяков свыше определенного лимита. Лимит составлял ровно две ошибки. Если продавец не совершал ошибок в оформлении заказов в CRM, не нарушал никакие правила оформления, либо совершал незначительные, но не более двух, то за прошедшую неделю он получал 500 рублей «премии». Иными словами, если продавец не совершал грубых ошибок в течении месяца, к его заработку прилипало +2000 рублей.
Эта премия выплачивалась налом, по прошествии недели в присутствии всех продавцов. Т.е. я приходил каждый понедельник в кабинет отдела продаж с 500 рублевыми купюрами и награждал всех, кто не косячил на прошлой неделе. Потом нарисовался один нюанс, что не все продавцы работают одинаковое количество дней в неделю. Кто-то мог заболеть, кто-то опрашивался по семейным обстоятельствам, кто-то кого-то подменял по договоренности и т.д. Получалось, что кто-то работал 4 дня в неделю, а кто-то и 6 дней. Один и тот же размер премии был не справедлив, и пришлось ввести уточнение, что если продавец, работает 5 дней в неделю, то премия 500 рублей, если 4 дня, то 400 рублей, если 6 дней, то 600 рублей. Иными словами, по 100 рублей за каждый отработанный день.
Эффект, скажу я вам, меня очень приятно удивил. Я много перепробовал штрафов и бонусов за косяки, и все они работали не очень хорошо или имели не продолжительный эффект. Но при такой денежной мотивации, количество ошибок резко сократилось в разы! И спустя несколько месяцев количество косяков не превышало 1-2 шт в неделю от всего отдела продаж. Чтобы вы понимали насколько сильно это было заметно, скажу, что до введения мотивации я считал их десятками. 10-15 ошибок в неделю тогда считалось просто подарком. Но как правило я отлавливал более 20 в неделю. В общем, сработало просто превосходно! Остались только небольшие недочеты, которые в основном возникали в часы пик.
Мотивация «увеличение продуктивности продавцов»
Эта мотивация была немного сложнее предыдущей, хотя и оставалась при этом достаточно простой для понимания. После успеха первой мотивации, я понял в каком ключе мне нужно делать мотивацию для увеличения продуктивности продавцов. Несколько вечеров раздумий, и я пришел к пониманию того, как это будет работать. Выглядела она вот так:
Суть ее такова, что у нас есть три основных отчетных периода: неделя, месяц и квартал (3 месяца). Она носила соревновательный характер и оценивала продажи каждого продавца. Каждую неделю, в понедельник я рассчитывал сколько прибыли принес тот или иной продавец (у них была оплата тогда «небольшой оклад + процент с прибыли от своих продаж»), и тот, кто зарабатывал больше всех, объявлялся победителем недели.
«П1», «П2», «П3», «П4», «П5» – это «Продавец 1», «Продавец 2», «Продавец 3», «Продавец 4», «Продавец 5», которые стали победителями в определенную неделю.
В году у нас 52 недели, т.е. один квартал – это 13 недель. Грубо говоря, в среднем, 2 месяца в квартале по 4 недели, а 1 по 5 недель (13 / 3 = 4,33). Но чтобы не усложнять, на схеме я изобразил 3 месяца по 4 недели в каждом.
И так, победитель недели получал наличкой 1500 рублей. Я каждый понедельник приходил с деньгами в отдел продаж, хвалил, жал руку продавцу-победителю, и вручал ему деньги. Так продолжалось до окончания месяца (4 недель), после чего, подводился первый итог – тот, кто победил в этом месяце.
Если был сразу понятен победитель, когда один из продавцов выиграл 2 недели, а его коллеги не повторили этого результата, то расчет был максимально простым – присуждали выигрыш тому, кто больше всех выиграл недель. Если не было продавца, который выиграл 2 или более недель, или же 2 продавца выиграли по 2 недели каждый, то тогда сравнивался результат прибыли, которую принесли продавцы. Кто больше прибыли принес, тот и победитель. Победитель получал еще 5000 рублей, также сразу, не дожидаясь дня выдачи зарплаты. Помимо похвалы, рукопожатия и денег, победитель получал символический «золотой» кубок, который напоминал его коллегам, кто тут лучший! Кубок, естественно был не настоящим, а его пластиковой копией, купленной в сувенирном магазине, толи за тысячу рублей, толи за полторы. Найти сегодня подобный кубок не проблема.
В следующих двух месяцах картина повторялась, и если вырисовывался новый победитель месяца, то кубок передавался ему.
Квартальная же премия была еще больше и составляла 15000 рублей. Т.е. тот, кто по сумме месяцев больше всех становился победителем, тот и получает эту премию. Если были спорные ситуации, то считали уже понедельно и смотрели на прибыль, которую принесли продавцы. В общем, выявляли лучшего в течении квартала.
Таким образом, победители в течении одного квартала получали очень существенный прирост к зарплате, порой сопоставимый с их месячной зарплатой. Тогда продавцы у меня получали в среднем 30 т.р. (от 25 до 35 тысяч). Кстати на дворе тогда был 2011 год.
Если посчитать сколько получит каждый продавец в течении квартала, в приведенной мной схеме, то получится следующее:
Продавец под номером один, выигравший два месяца, получает прибавку в размере 32500 рублей, а продавец под номером четыре, получает 9500 рублей. Остальные получают по 1500 и 3000 соответственно. Продавцы, не выигравшие ни одной недели, не получают ничего.
Данная мотивация начала давать результат сразу после первого квартала, когда продавцы поняли, что это не очередная завуалированная «обмануловка», а реальные деньги, которые можно получить чуть сильнее напрягаясь. В течении 5-6 месяцев стало предельно ясно, кто действительно готов продуктивно работать, а к то явный аутсайдер. Но стоит подчеркнуть, что «выстрелили» некоторые сотрудники, которых я до этого считал аутсайдерами. Т.е. при такой мотивации, реально стали продавать больше, чем без нее.
Среди шести продавцов, которые работали на тот момент, двое стали явными лидерами. Объем продаж их вырос вдвое (!)… просто представьте себе, что те же самые люди, буквально по щелчку пальцев стали приносить вдвое больше прибыли. Если один из лучших продавцов до введения мотивации получал зарплату равную примерно 35 т.р., то спустя некоторое время, его зарплата стала составлять 65-75 т.р. Это без мотивационных премий, только то, что он зарабатывал по общей схеме (оклад + процент с продаж). Теперь приплюсуйте сюда эти премии, и получается очень некислый результат. У других продавцов, в отличии от лидеров, результаты были скромнее, но нем ни менее тоже очень ощутимые. В зависимости от конкретного продавца, можно было увидеть увеличение продаж от 20 до 50%, что, согласитесь, тоже очень хороший результат. Квартальные премии, они не выигрывали, но мечтали о них. А вот месячные премии были им по силам, что добавляло им по 8000 рублей к зарплате и давало стимул еще немного поработать в таком режиме и выиграть еще один месяц, обеспечив себе и квартальную премию.
Мои же затраты в квартал составляли 49500 на все премии (13 недель по 1500 т.р., + 3 месяца по 5000 т.р., + 15000 квартальная премия). Но эти деньги с лихвой окупали себя, благодаря возросшим продажам!
Резюмирую
В общем, обе мотивации получились очень достойными и с поставленными задачами справились на отлично. Прибыльность магазина тоже выросла достаточно сильно, хотя при этом стало больше сотрудников и выросли прочие расходы.
Продавцы уже приходили на работу вовремя и пытались максимально выложиться в первые часы, чтобы обработать все поступающие заявки. Уже не так часто стали ходить на перекуры, да и время перекуров сократилось. Я уже не видел звонящие трубки, и чтобы никто к ним не подходил. Наоборот, продавцы стремились как можно быстрее ее поднять, чтобы застолбить за собой клиента и получить дополнительную прибыль. Рост продаж также был связан с тем, что, продавая сопутствующие товары и аксессуары клиентам, можно достаточно сильно повысить прибыль с чека. А это дает явное преимущество в отчетном периоде. Можно даже не количеством обходить своих коллег, а качеством работы с клиентом.
В отличии от штрафов или лишения премий за невыполнение планов, когда вы в глазах сотрудников тиран и негодяй, данная мотивация делает вас для них «другом», а не «врагом». Т.к. вы не отнимаете, а наоборот премируете. И вы показываете, как в моем случае, что 49500 рублей, будут в любом случае отданы сотрудникам, в том соотношении, в котором они этого заслужат своими продажами. И если продавец не получил этот кусок пирога, то в этом он виноват сам.
Но были и сложности у этой мотивации. При росте количества продаж, стало очевидно, что текущие бизнес-процессы магазина работают на пределе возможного и их необходимо сильно модернизировать. В частности, сам отдел продаж и отдел логистики.
Схема в таком виде просуществовала в районе года. После чего отдел продаж был модернизирован, взят новый руководитель отдела, набраны еще продавцы, ну и соответственно была разработана новая схема расчета зарплат продавцов и новая мотивационная схема. Короче говоря, мотивация претерпела серьезные изменения под новые бизнес-процессы. Но это уже другая «песня»…
Если вы считаете, что ваш отдел продаж работает недостаточно хорошо, попробуйте внедрить подобную схему мотивации. Но помните важные правила:
- Итоговые выплаты победителям (месяц, квартал) должны быть приличными по сравнению с их месячной зарплатой. Иначе, малюсенькая прибавка не будет стимулировать должным образом.
- Деньги должны выдаваться сразу по завершению отчетного периода и налом, чтобы продавец мог их ощутить в реале.
- Этот процесс вручения денег должен видеть весь отдел продаж, чтобы они осознавали, что это реально, и, если они напрягутся, они могут быть на месте «счастливчика».
Пробуйте, друзья, надеюсь мой опыт поможет вам разработать достойную мотивацию вашим продавцам. Буду рад, если в комментариях вы поделитесь своим опытом или наблюдениями! Удачи!
7 приемов мотивации менеджеров по продажам
Менеджеры по продажам — это не самые дисциплинированные и мотивированные сотрудники. И работу у них тяжелая, связанная с постоянными стрессами. Поэтому очень важно использовать разные методы мотивации менеджеров по продажам.
В этой статье мы с вами разберем семь самых сильных способов мотивации. При чем они будут как денежные, так и неденежные.
Содержание:
Предлагаю начать с самых простых приемов мотивации продавцов — рублем.
Денежные способы мотивации
Люди хотят зарабатывать деньги и это прекрасно. Мотивация деньгами — это одна из самых правильных мотиваций для наемного сотрудника. Однако не надо думать, что мы добьемся нужного нам уровня старательности и ответственности одним только повышением зарплаты.
Часто может быть даже наоборот. После ряда повышения зарплаты менеджер облениться и решит, что ему «достаточно». Либо же будет от вас постоянного увеличения «дозы», иначе у него начнется «ломка». Давайте рассмотрим, как правильно мотивировать менеджеров по продажам деньгами.
#1 — Простая формула зарплаты
Думаю, не надо объяснять, что у менеджера по продажам основная часть зарплаты должна набираться процентами от суммы заключенных сделок. А фиксированная часть должна составлять только самый минимум, необходимый для выживания и прохождения проверки госорганами.
При этом существуют самые разные варианты того, как назначать продавцам процент. Кто-то дает постоянный процент. То есть если клиент платит нам каждый месяц, то и менеджер получает с него процент каждый месяц. Но мне такой подход кажется неправильным, потому что опытный менеджер наберет себе пул клиентов за полгода — год и перестанет работать вообще.
Другой вариант — это плавающий процент, который зависит от суммы сделки. Еще можно повышать процент в зависимости от того, какое количество сделок менеджер успел заключить за отчетный период.
У всех этих способов есть свои минусы и плюсы, и только вы опытным путем сможете найти идеальную формулу. Но есть одно общее правило — эта формула должна быть простой.
То есть каждый менеджер должен быть в состоянии в уме быстро посчитать, сколько денег он уже заработал на сегодняшний день. Если ему придется брать для этого в руки калькулятор или поднимать какие-то отчетные бумаги — значит у вас плохая формула расчета процента.
Чем проще — тем лучше. К тому же, это повышает соревновательный дух. Если каждый продавец в вашей команде сможет высчитать, сколько заработал он, а сколько его коллега — это очень полезно. Когда все честно и прозрачно, почему-то очень хочется заработать больше, чем коллега.
#2 — Конкурсы
Вам надо постоянно проводить обучение для своих продавцов, чтобы поддерживать в них боевой настрой и оттачивать навыки продаж. Подробнее об этом мы говорим в статье «План обучения менеджеров по продажам». И будет очень полезно, если после каждого такого обучения вы будете проводить аттестации.
Те, кто будет хорошо проходить экзамены — будут получать небольшие денежные призы. Это мотивирует людей обучаться ответственнее и повторять весь пройденный материал перед экзаменами.
#3 — Дисциплина «рублем»
Самая важная часть рабочего дня менеджера по продажам — это утренняя планерка. Она проводится каждый рабочий день с 9:00 до 9:30. На планерке разбирается текущая ситуация с выполнением плана продаж, дается «заряд бодрости» на целый день.
И очень важно, чтобы на планерке всегда присутствовали все продавцы, и чтобы никто из них не опаздывал. Рабочий день должен начинаться дисциплинированно. А чтобы все приходили вовремя — введите штраф за опоздание. Скажем каждый, кто опаздывает на 5-10 минут кладет в общую копилку 50 рублей. Если опаздывает больше — то и штраф увеличивается.
В конце месяца вы можете взять деньги из копилки, чтобы всем отделом пойти попить пива. Так вы и дисциплину усилите, и командный дух не подорвете.
Неденежные способы мотивации
Давайте теперь рассмотрим, как правильно вдохновлять ваших продавцов на подвиги без денег. Может так оказаться, что неденежная мотивация будет работать даже лучше. В конце концов, для большинства из нас слова «престиж» и «гордость» — не пустой звук.
#4 — Свежая кровь
Это довольно жесткий способ «мотивации». Ваши менеджеры должны всегда ощущать, что им «дышат в затылок». Если они решат, что они — незаменимые сотрудники, то очень быстро обленятся и перестанут работать.
Чтобы создать нужный уровень «осознанности», очень полезно раз в два месяца проводить новые конкурсы по набору менеджеров по продажам. Как это правильно сделать мы подробно разобрали в статье «Как найти менеджера по продажам».
Так вот, такой конкурс надо проводить даже если у вас в данный момент отдел активых продаж полностью укомплектован, и новые сотрудники вам не нужны. И обязательно приглашайте на них своих продавцов.
Пусть они посмотрят на толпу кандидатов, которые очень хотят занять их место. После этого они поймут, что в вашей компании незаменимых нет. И ветеранам надо пахать ни чуть не меньше, чем новичкам.
#5 — Должность
Менеджер по продажам — это довольно интересная позиция в любой компании. С одной стороны они почт всегда приходят «с нуля» и не обладают никакой квалификацией. А с другой стороны — именно менеджер по продажам может дорасти практически до любой должности. В том числе и до совладельца фирмы.
Мотивировать продавцов далекими перспективами повышения в должности, конечно, можно. Но лучше все же показать им что-то более реальное. Например, возможность занять место коммерческого директора или РОПа (руководителя отдела продаж).
Да, это будет очень большой ошибкой нанимать коммерческого директора или РОПа со стороны — опытного, умелого, с отличным послужным списком. Вот он придет такой, сразу на высокую зарплату и с властью. А продавцы его не знают. Они с ним «пороха не нюхали».
Дальше добавляется еще одна ошибка — РОП сидит целый день в офисе и только покрикивает на обычных продавцов, чтобы те лучше старались. Если вы все организуете таким образом, то это станет начало конца вашего отдела продаж.
Продажники — это волки, и живут они по волчьим законам. Вы можете давать новому РОПу сколько угодно полномочий. Но уважать и слушаться они будут только самого зубастого «волчару» — то есть самого лучшего продавца.
Поэтому обязательно выбирайте коммерческого директора и РОПа из обычных продавцов. Кроме того, вы можете смещать их с должности и назначать других. Так вы будете постоянно мотивировать и тех и других.
#6 — Доска с планом продаж
У вас в кабинете должна висеть большая доска, на которой будут написаны имена всех менеджеров и уровень плана, который они выполнили на сегодняшний день. При этом план должен быть реальным и конкретным:
- Сколько надо сделать холодных звонков в день, чтобы назначить одну встречу?
- Сколько надо провести встреч, чтобы заключить одну сделку?
- Сколько надо заключить сделок, чтобы выполнить месячный план продаж?
Все эти показатели должны быть указаны напротив имен продавцов так, чтобы их все видели. Самый слабый продавец в конце месяца либо получает «желтую карточку» и месяц на исправление. Либо получает «красную» и увольняется.
При чем увольнять надо принародно, чтобы все это видели и слышали. Иначе потом этот менеджер от обиды такого наговорит про вас бывшим коллегам, что запросто может подорвать и ваш авторитет, и всю их мотивацию.
Поэтому увольнять надо быстро — это закон. И сразу же из кабинета «под конвоем» выводим его из офиса, чтобы не успел слить базы данных или еще как-то навредить. Я же говорю, волки.
#7 — Переходящий приз
Речь здесь идет вовсе не о какой-нибудь позолоченной жестянке в виде кубка, который вы будете ставить на стол лучшему менеджеру по продажам каждый месяц. Пару раз такой «приз» может и заставить менеджеров работать лучше из-за эффекта новизны. Но потом все равно все сойдет на нет. Приз должен вызывать желание за него бороться.
Если средства позволяют — купите корпоративный автомобиль какой-нибудь престижной марки. По результатам работы за месяц самый лучший менеджер будет получать этот автомобиль в личное пользование.
Так вы сможете их мотивировать очень долго, вообще практически без затрат. Только автомобиль должен быть действительно престижным, чтобы продавцы чувствовали на себе восхищенные и завистливые взгляды, когда выходят из него.
Резюме
Я постарался подобрать самые интересные варианты. без банальщины типа «фото лучшего сотрудника на стене». Но это не значит, что «банальщина» не работает.
Давайте теперь резюмируем все семь способов мотивации менеджеров по продажам.
- Простая формула зарплаты. Каждый менеджер должен иметь возможность быстро в уме посчитать, сколько заработал он, а сколько его коллега.
- Конкурсы. Проводите обучение и аттестации каждый месяц. По результатам прохождения экзаменов назначайте денежные призы.
- Дисциплина с «рублем». Штрафуйте тех, кто опаздывает на утренние планерки. Накопленные таким образом деньги в конце месяца можно вместе «пропить» для укрепления командного духа.
- Свежая кровь. Раз в два месяца проводите конкурсы по набору новых менеджеров по продажам, даже если вам они пока не нужны. Так сотрудники будут чувствовать, что им «дышат в затылок».
- Должность. Выбирайте РОПа и коммерческого директора из числа своих продавцов. Потом вы можете смещать тех, кто не справился и назначать новых.
- Доска с планом продаж.
- Переходящий приз. Придумайте какой-нибудь ценный приз, за который захотят бороться менеджеры по продажам. Например автомобиль престижной марки. По результатам работы за месяц давайте приз самому лучшему продавцу в личное пользование.
Надеюсь, эта статья была вам полезна. Не забудьте скачать мою книгу «Автостопом к миллиону». Там я показываю вам самый быстрый путь с нуля до первого миллиона в интернете (выжимка из личного опыта за 10 лет = )
Источники:
https://www.jobhelp.center/news/?id=278
https://sa1nikov.ru/uvelichenie-prodazh-dopolnitelnaya-motivaciya/
https://novoseloff.tv/7-priemov-motivatsii-menedzherov-po-prodazham/