Нюйва — китайская богиня брака. Богиня нюйва лепит людей из глины
Нюйва — китайская богиня брака. Богиня нюйва лепит людей из глины
- ЖАНРЫ
- АВТОРЫ
- КНИГИ 589 562
- СЕРИИ
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 548 321
В. В. Ежов, И. О. Родин
Мифы Древнего Китая
© ООО «Родин и К», 2003
Пожалуй, нет ни одной древней цивилизации, которая бы вызывала столь пристальный интерес, как цивилизация Древнего Китая. Причем интерес этот особенный, отличающийся от того, который проявляют исследователи и все, кто интересуется вопросами происхождения культуры, к, скажем, Древнеегипетской цивилизации или к цивилизациям Месоамерики. Древнекитайская цивилизация уникальна тем, что дошла до нас в непрерывной традиции, что она не является результатом только археологических и антропологических разысканий на руинах погибшей культуры, но познается как органический, живущий и поныне феномен, входящий составной частью в культуру нынешнего Китая.
Это указывает на своего рода уникальную живучесть мировосприятия китайцев, дает пример культурного развития без радикальной ломки устоев прошлого во имя утверждения настоящего, пример относительно мирного сосуществования и ассимиляции не только различных религий – даосизм, буддизм, конфуцианство – но и мировоззренческих систем различных этапов развития общества (тотемизм, шаманизм). Для мировосприятия китайцев вообще всегда была чужда религиозная нетерпимость (исключая, пожалуй, лишь XX век, ознаменовавшийся «культурной революцией»). В отличие от хритианства и ислама, считающих своим долгом навязывать свои религиозные догмы остальному миру (идея мессианства), китайцы (как и большинство народов Востока) никогда не боролись с чужими богами. Они скорее были готовы включить их в свой и без того крайне многочисленный пантеон, лишь бы не нарушать общественного равновесия. Вероятно, это происходило из-за того, что религиозным системам, бытовавшим в Китае, во все времена был чужд жесткий монотеизм (т. е. признание единого верховного божества), свойственный христианству и исламу. Верховное космическое божество у китайцев никогда не было персонифицировано. Скорее, это было некое высшее начало, источник всего, которое не может быть познано (то, что у даосов, например, называлось «уцзи»). Так что китайцы поклонялись, можно сказать, даже не самому божеству, а его различным проявлениям в окружающем мире. Это могло быть что угодно – от грозного явления природы и болезни до странно ведущей себя бытовой утвари или рождения близнецов. Если некоторому количеству людей это высшее начало являлось в каком-то неведомом ранее виде, это было достаточным основанием для «канонизации» данного явления, возведения кумирни и основания соответствующего культа. Отсюда – своего рода беспрецендентный религиозный демократизм, столь чуждый западному миру. Божества были для китайцев своего рода каналами, связывающими миры, при помощи которых вышее начало могло проявляться в нашем мире и по которым, соответственно, можно было возносить молитвы, приносить жертвы, уведомлять о тех или иных своих пожеланиях – одним словом, общаться с высшим началом. В соответствии с этим, божества могли иметь множество имен, так как проявления высшего начала могли быть самыми различными. «Какая разница кому поклоняться – имена могут быть самыми различными, ведь важно не имя, а то, что за ним стоит», – вполне мог бы сказать каждый из китайцев. В соответствии с этой логикой, идея единобожества (и уж тем более мессианства) показалась бы китайцам чистешей воды нелепостью, или – в лучшем случае – какой-то разновидностью идолопоклонства. Именно поэтому основные коллизии в религиозных системах Китая разворачивались не вокруг вопроса кому поклоняться и как, но в вопросах проведения божественной воли в земной жизни. Как придать миру вокруг и, соответственно, обществу, вид божественной красоты и совершенства? Как уподобить мир Великому Творению, в котором царят гармония и равновесие? С теми или иными поправками все религиозные системы Китая отвечали на этот вопрос одинаково: при помощи самосовершенствования. Для даосов это был путь постижения Дао, для буддистов – постепенное слияние с изначальной сущностью мира (достижение состояния будды) и погружение в нирвану, для конфуцианцев – путь «идеального мужа», свято соблюдающего установления (правила) ли. Примечательно, что во всех этих случаях человек не был рабом бога, но всегда занимал позицию волящего субъекта – от выбора самого пути самосовершенствования до скорости передвижения по нему. Замечательно также и то, что человек изначально наделялся возможностью стать одним из «мест» проявления высшего божества, т. е. он вполне мог достичь «божественности» благодаря самосовершенствованию, и в том случае, если он делал это успешно, его вполне могли причислить к «лику святых». У даосов такой человек становился бессмертным, у буддистов – буддой, у конфуцианцев – «идеальным мужем» (правителем, чиновником и проч.) и вполне заслуженно занимал свое место в пантеоне. Идея изначальной греховности (первородного греха) человека, свойственная западным религиозным системам, никогда не была на Востоке среди определяющих. Соответственно, не было идеи изначальной вины и, как следствие, – идеи искупления. Даосские аскеты не умерщвляли плоть во имя искупления мнимых грехов, а наоборот – укрепляли ее путем пробуждения духа. Так, даосы верили, что существует возможность обрести бессмертие на уровне физического тела, полностью подчинив его укрепленному духу, они считали, что тело в этом случае приобретает совершенную пластичность, т. е. возможность трансформироваться во что угодно на материальном уровне. Другими словами, это была лишь техника самосовершенствования, а не добровольное принятие на себя наказания во искупление изначальной греховности человеческого существования. Аналогично самоистязания у индуистов никогда не были самоцелью (т. е. способом искупления грехов), но лишь методикой достижения экстаза и вхождения в состояние измененного сознания для приобретения и демонстрации сверхвозможностей. Правда, идею мироотрицания, хотя и в существенно ином виде, мы находим в буддизме, который считал существование, т. е. проявленность в материальном мире, изначальным злом. Однако если мы внимательно посмотрим на систему основополагающих ценностей буддистов, мы увидим, что существенно они отличаются лишь в одном пункте: буддисты вводят в свою систему понятий идею высшего божества, т. е. дают ему определение (давать определение – не значит персонифицировать), что всегда оставалось за скобками в даосизме (непостижимое Дао), а тем паче в конфуцианстве и более ранних религиозных системах. Основой материального мира, самого его существования, издревле считался дуализм, т. е. наличие во вселенной противоположных начал (инь и ян). Согласно космогоническим представлениям, до них существовало единое, нерасчлененное состояние бытия (у даосов именуемое «тайцзи»), из которого путем изначальной вибрации возникли противоположности (инь и ян), в свою очередь породившие весь материальный мир. Если в остальных религиозных системах верховное, изначальное божество оставалось «за скобками» и речь шла лишь о «земных» небесах, о гармонизации взаимодействия инь и ян и, соответственно, приведении в равновесие человеческого бытия, то буддизм в качестве своих небес признает уже не земные небеса, а находящиеся неизмеримо выше, и божеством, которому следует уподобляться, избирается уже не «небожитель», а «начало мира», первопричина и источник всего. Далее следует довольно простое умозаключение. Если уподобиться богу – значит стать Единым (т. е. вернуться в первоначальное состояние), то следует прекратить в себе борьбу противоположностей и остановить непрерывную цепь воплощений в материальном мире (инкарнаций). Но поскольку мир – есть воплощение единства и борьбы этих начал, то следует максимально ограничить свое взаимодействие с этим миром, так как он поселяет эту борьбу и внутри человека (проявлениями этой борьбы буддисты считали эмоции, чувства, желания, называя их «волнениями дхарм»). Отсюда – идея отрешенности от мира, молчания сознания и проч., а в конечном итоге – слияние с Единым, т. е. преодоление дуализма (проявленности), обретение изначальной цельности. Таким образом, вектор устремлений буддистов оказывается направлен лишь на иные «небеса», в то время как суть мировоззрения у них остается прежней – в их системе человек тоже является волящим субъектом, цель которого состоит в воплощении в себе божества, в максимально возможном уподоблении ему. Как видим, к теме «искупления» и «мироотрицания» в христианско-иудейском понимании все вышеизложенное не имеет ни малейшего отношения. Если совсем кратко формулировать разницу между западным и восточным религиозным мироощущением, то это можно было бы сделать так: восток – жить во имя того, чтобы воплотить в себе бога (стать богом), запад – жить во имя того, чтобы бог тебя простил. Не составляет труда подметить, что разница в этих двух положениях заключается в смещении субъектно-объектных отношений. В первом варианте человек является в гораздо большей степени субъектом, чем во втором. Во втором случае волящим субъектом мыслится лишь бог (который волен прощать или нет), в то время как человек – безусловный объект его волений. Свобода человека здесь ограничена произволом верховного божества, и воля человека направляется лишь на выбор способа и поддержание большей или меньшей интенсивности вымаливания прощения. Выражаясь в понятиях китайской философии, подобная расстановка сил свидетельствует о том, что в востоке в большей степени выразилось начало «ян», а в западе (стороне света, где заходит солнце) – соответственно, «инь» (что, к слову сказать, неоднократно упоминается в древних китайских источниках).
Немножко мифологии. Нюйва.
Приветствую! Т.к. у меня с каждым постом прибавляются подписчики, то считаю своим долгом им (и просто зрителям “свежего”) ещё что-нибудь поведать. Например, с детства я очень любила мифологию. Первой моей книгой в начальных классах была “Мифы и Легенды Древней Греции и Рима”. И вот, спустя годы, любовь к мифологии так и не утихла. Изучала Японию, теперь вот Китайскую изучаю. Одно время хотела на ютубе рассказывать, что вычитала из этого интересного, но оборудования нет, да и контент мало кому зайдёт, полагаю. Но не пропадать же тексту зря? А вдруг зайдёт такое? Вот и проверим 🙂
Сегодня я хочу рассказать вам об одной из моих любимых богинь Китайского пантеона – Нюй-ва.
Нюйва одна из великих богинь китайского (даосского) пантеона. Считается создательницей человечества, спасительницей мира от потопа, богиня сватовства и брака. В китайской транскрипции имя читается как Нюгуа, где Ню – женщина, а Гуа – обозначает улиткооборазное существо (не спешите засыпать). Согласно древнекитайским воззрениям, некоторые моллюски, рептилии и насекомые способны менять свою кожу (чешую, панцирь), что ведёт к омоложению или даже бессмертию. Оттуда и произносится Нюйва как Нюгуа. Нюйва изображается, обычно так:
Немножко встратенько, но я нашла версию симпатичнее:
Другое дело. Продолжим.
Считается, что Нюйва переродившись 70 раз, преобразовывала , ни много ни мало, Вселенную, а образы, которые она принимала давали начало живущим ныне существам на земле. Но это не значит, что Нюйва сотворила Вселенную. Она создала все вещи на земле и стала прародительнецей людей, которых слепила из глины и дерева, но! Никак не Вселенную.
Ещё один интересный факт – так как её создания из дерева и глины умирают, не оставив потомства, что не давало никакого профита Вселенной, она научила их соитию и различным брачным ритуалам, вероятно, предварительно натренировавшись с братом. Да-да, то самое семейное дело, о котором позже расскажу.
Нюйва настолько мощная богиня, что из своих внутренностей (а если быть точнее – кишечника) она сумела породить ещё 10 божеств. Но, это хоть и интересная заслуга, но не такая важная, как создание человечества. За ней так же закреплена заслуга разделения людей на высших и низших. Как это происходило? Из жёлтой глины аккуратно и кропотливо она лепила высших людей. Жёлтый цвет в Китае считается цветом небесных и земных императоров. Соответственно, правящие верхушки Китайской империи были вылеплены именно из жёлтой глины руками самой богини. Но, так как работа была весьма трудоёмкой и сложной, богиня психанула и начала в глиняную жижу опускать верёвку, а затем просто стряхивать её, и из получившихся комочков глины появились предки бедных и низкородных. За что ей бедные и низкородные, сомневаюсь, что сказали бы спасибо. Ну да ладно.
Богиня Нюйва и её брат Фуси считаются первой божественной супружеской парой. Именно её брат Фуси отождествляется с одним из первых императоров. Их часто изображают вместе с переплетёнными змеиными хвостами, либо лицом к друг другу, либо отвернувшихся.
В её честь строились храмы, где во втором месяце весны приносились обильные жертвы и устраивались праздники бракосочетания. В позднем Китае уже изображения Нюйвы и Фуси высекались на надгробных плитах для защиты могил. Так же упоминается предположение, что Фуси и Нюйва стали относительно поздней парой. Возможно к рубежу нашей эры. Согласно «Ду и чжи» («Описание неповторимого и странного») Ли Жуна (примерно 9 в. н.э.), когда вселенная была только что создана, Нюй-ва жила со своим братом (подразумевается Фу-си) в горах Куньлунь. На тот момент людей ещё не было. Они решили стать мужем и женой, но устыдились. Тогда брат привёл Нюй-ву на вершину Куньлуня и произнёс заклинание: «Если небу угодно, чтобы мы поженились, пусть дым устремится столбом ввысь; если нет, — пусть дым рассеется». Дым поднялся столбом (шишка встала.джпг). Тогда Нюйва приблизилась к брату, умудрившись при этом сплести из травы веер, чтобы прикрыть смущённое лицо. Обычай держать на свадьбе веер, как раз отсюда и произошёл.
По другим мифам Нюйва является спасительницей земли от катастрофы, когда небесный огонь и потоп могли уничтожить всё живое. В книге Ле-цзи, которая буквально переводится как трактат учителя Ле, было написано, что когда четыре опоры, на которых, собственно, держалось небо, были сломаны (по одной из версий – эпичная битва, богов), так вот! Нюйва не расстерялась! Собрала камни пяти разных цветов, расплавила их и залатала дыры в небосводе, откуда валился огонь. Но на этом беды нашей планеты не закончились. Опор ведь под небосводом нет. Сломаны. И тогда Нюйва обрубила НОГИ ГИГАНТСКОЙ ЧЕРЕПАХЕ АО (имя такое, а не Акционерное общество) Черепаха, которая мирно плавала в море, у которой на спине три священные горы – Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан, где живут бессмертные. И этими ногами бедной черепашки укрепила небосвод. Однако, несмотря на всю её мощь и дар к аккуратной работе руками, она умудрилась кривовастенько укрепить небосвод, из-за чего он собственно покосился и земля уехала вправо, а небо влево. Именно поэтому реки в поднебесной текут на Юго-Восток. Маленькое последствие ремонта небосвода.
Итак, почему мне нравится эта богиня? На счету Нюйвы не мало важных для нашей Вселенной заслуг. Она породила множество существ, в том числе и людей, научила их соитию (низкий поклон госпоже), спасла Землю от последствий битвы богов, и не застремалась стать супругой своего брата. Хотя последнее, такая себе заслуга. Но, опять же, если бы они не стали, кхэм кхэм, супругами, да? Как бы она научила людей делать потомство там и всё такое. М? Опыты и наблюдения – один из главных, по-моему, источник знаний.
На этом всё. Спасибо за внимание, если дочитали. Если зайдёт, то продолжу свою деятельность.
LiveInternetLiveInternet
–Приложения
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- Онлайн-игра “Большая ферма”Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
- Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
- Я – фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
- Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
–Рубрики
- АВТО (5)
- АВАТАРЫ (1)
- ЖИЗНЕННОЕ (1)
- АНИМАЦИЯ (22)
- АРХИТЕКТУРА (2)
- БИБЛИОТЕКИ (12)
- ВИДЕО (16)
- ВСЕ ДЛЯ ДНЕВНИКА (80)
- коллаж (8)
- скриншот (1)
- ВЯЖЕМ КРЮЧКОМ (84)
- ВЯЖЕМ НА СПИЦАХ (84)
- ГЕНЕРАТОРЫ ТЕКСТА И КАРТИНОК (41)
- ГОРОСКОПЫ (6)
- ГРАФИКА (1)
- ДЕЛАЕМ РАМОЧКИ (10)
- ДЕМОТИВАТОРЫ (10)
- ДИЗАЙН (33)
- ЖЕНСКИЕ ШТУЧКИ (21)
- худеем вместе (3)
- ЖИВОПИСЬ (330)
- готика (3)
- жанровое (3)
- женский образ (52)
- иллюстрации (157)
- коты (16)
- натюрморт (4)
- пейзаж (18)
- портрет (6)
- сюр (18)
- фентези (62)
- ЖИВОТНЫЕ (25)
- ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ (14)
- ЗДОРОВЬЕ (63)
- ЗНАМЕНИТОСТИ (1)
- ЗОДИАК (2)
- ИГРЫ (22)
- ИНДИЯ (6)
- ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ LIVEINTERNET (26)
- ИНТЕРЕСНОЕ (25)
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ (16)
- ИНТЕРЬЕР (33)
- ИРЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО (1)
- ИСКУССТВО (17)
- ИТАЛИЯ (3)
- КИТАЙ (5)
- КЛИПАРТ (51)
- КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ (1)
- КОМПЬЮТЕР (75)
- КОНСЕРВАЦИЯ (14)
- варенье (6)
- КОТОМАТРИЦЫ (29)
- КРАСОТА (41)
- КРЕАТИВ (5)
- КРОЙКА И ШИТЬЕ (3)
- КУКОЛЬНОЕ (12)
- КУЛИНАРИЯ (405)
- десерты (12)
- пироги (39)
- сало (3)
- рулеты (9)
- торты (30)
- блюда из картофеля (9)
- блюда из овощей (26)
- булочки (47)
- запеканки (11)
- пельмени,вареники (1)
- блюда из курицы (40)
- мяско (32)
- на первое (4)
- печенье (3)
- рыбка (64)
- салаты (64)
- соусы (1)
- холодные закуски (46)
- ЛЮБИМЫЕ БЛОГИ И САЙТЫ (4)
- МАКРО (52)
- цветы (44)
- МОИ СХЕМЫ (131)
- девушки (5)
- новогодние (17)
- праздничные (10)
- с цветами (51)
- сказочные (6)
- фракталы (25)
- МОЛИТВЫ (3)
- МОРЕ (36)
- подводный мир (25)
- МОТИВАТОРЫ (3)
- МУЗЕИ (1)
- МУЗЫКА (79)
- МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОТКРЫТКИ (20)
- МУЛЬТИКИ (31)
- МЫСЛИ,ВЫСКАЗЫВАНИЯ,АФОРИЗМЫ,ЦИТАТЫ,ПРИТЧИ (32)
- НАПИТКИ (3)
- НАСЕКОМЫЕ (1)
- НАСТРОЕНИЕ (16)
- НАТЮРМОРТЫ (33)
- НОВИЧКАМ О ЛИРУ (19)
- НОВЫЙ ГОД И РОЖДЕСТВО (41)
- НУМЕРОЛОГИЯ (8)
- ОБОИ (19)
- зимние (10)
- осенние (1)
- ОТКРЫТКИ (6)
- ПЕРЕВОДЧИКИ (1)
- ПЛЕЕР (10)
- ПЛЕТЕНИЕ (1)
- ПОЗДРАВЛЯЛКИ (18)
- ПОЗИТИВ (55)
- дети (7)
- животные (45)
- картинки (2)
- ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ (19)
- ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ (15)
- ПРИВЛЕКАЕМ ДЕНЕЖКИ (4)
- ПРИРОДА (3)
- ПРИТЧИ (15)
- ПСИХОЛОГИЯ (39)
- ПТИЦЫ (2)
- ПУТЕШЕСТВИЯ (24)
- РАЗДЕЛИТЕЛИ (11)
- РАЙСКИЕ УГОЛКИ ЗЕМЛИ (13)
- РАМОЧКИ (12)
- рамочки простые (2)
- РЕЗЬБА по ДЕРЕВУ,по КАМНЮ (3)
- РЕТРО (2)
- РИСУНКИ КАРАНДАШОМ (7)
- СВОИМИ РУКАМИ (21)
- ганутель (3)
- СЛОВАРИ (3)
- СПОРТ (1)
- СТИХИ (393)
- детям (1)
- о женщине (13)
- о жизни (38)
- о любви (95)
- о маме (4)
- от Лучик_света (141)
- проза (2)
- юмор (1)
- СХЕМЫ (32)
- ТЕСТЫ (27)
- ТРАНСЕРФИНГ РЕАЛЬНОСТИ (1)
- УЧИМ АНГЛИЙСКИЙ (18)
- УЧИМСЯ РИСОВАТЬ (9)
- УЧИМСЯ ТАНЦЕВАТЬ (1)
- ФЕНТЕЗИ (25)
- ФИЛЬМЫ (19)
- ФЛЕШ КАРТИНКИ, ОТКРЫТКИ (4)
- ФОНЫ (60)
- прозрачные фоны (8)
- ФОТОАРТ, ФОТОМАНИПУЛЯЦИИ (7)
- ФОТОГРАФИЯ (51)
- ФОТОШОП (109)
- gimp (3)
- кисти (5)
- фотоэффекты (8)
- эдитор (13)
- ФРАКТАЛЫ (9)
- ФРАНЦИЯ (1)
- ШКОЛА (3)
- математика (2)
- ЭЗОТЕРИКА (36)
- ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ (4)
- ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ (2)
- ЮМОР (50)
- ЯПОНИЯ (2)
–Метки
–Поиск по дневнику
–Статистика
КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Богини Древнего Китая
КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Богини Древнего Китая
Гуаньинь
Гуаньинь, в китайском буддизме богиня милосердия и сострадания, ипостась мужского образа бодхисатвы Авалокитешвары, известного в Японии как Каннон; она помогала всем земным существам достичь духовного озарения. Гуаньинь — родовспомогательница; иногда ее изображали с ребенком на руках. Однако встречаются ее изображения в виде тысячерукого и тысячеглазого бодхисатвы или девушки с корзиной, наполненной рыбой, верхом на облаке или драконе.
Гуаньинь научила людей выращивать рис, который стал питательным, потому что каждое зернышко она наполняла своим молоком. Богиня приходила на помощь, если угроза исходила от воды, демонов, огня или меча. Она, как символ сансары, нескончаемого круга земного существования, стояла на скале посреди бушующих волн и спасала потерпевших кораблекрушение.
Согласно другому преданию, Гуаньинь — третья дочь царя Мао Чжума. Она отдалась служению богам вопреки воле отца, который пытался сделать все, чтобы удержать дочь в земном мире. Царь решил убить ослушницу. Однако властитель мертных Яньван увел Гуаньинь в свое подземное царство, где она утешала проклятых и превратила ад в рай. Яньван отпустил Гуаньинь, и она возродилась. Когда отец Гуаньинь заболел, она исцелила его, приготовив пищу из собственной плоти. В благодарность царь приказал изваять статую дочери, и скульптор создал статую тысячерукой и тысячеглазой Гуаньинь.
Гуаньинь приписывали способность освобождать заключенных от цепей, лишать змей их яда, а молнию — силы, а также исцелять все болезни. Люди часто помещают изображения популярной богини в своих домах. Праздникам в честь ее рождения и озарения придается большое значение в буддизме.
Си Ванму
Си Ванму (“владычица Запада”), в китайской мифологии чудовище с человеческим лицом, зубами тигра и хвостом леопарда, которое правит демонами болезней и известно как божество эпидемий; однако позже Си Ванму предстает как прекрасное воплощение женского начала, обладательница снадобья бессмертия, правительница западного рая бессмертных в горах Куньлунь.
Си Ванму изображалась красивой женщиной в придворном одеянии, иногда верхом на журавле. Она обитала в девятиэтажном дворце из жадеита, окруженном золотой стеной более двух тысяч километров длиной. Бессмертные мужчины жили в правом крыле ее дворца, женщины — в левом. В саду богини росли персики бессмертия. Дерево плодоносило один раз в 3000 лет. Когда персики созревали, Си Ванму приглашала всех бессмертных и они лакомились чудесными плодами.
Считалось, что благодетельная богиня дарила персики бессмертия некоторым правителям Древнего Китая. Си Ванму известна как супруга Югуана, повелителя востока. Существует предание, что она встречалась с ним один раз в год на крыле гигантской птицы, что символизирует союз инь и ян.
Чан Э
Чан Э, в китайской мифологии богиня луны, жена стрелка И. Согласно мифу, она тайком от мужа приняла снадобье бессмертия, которое он получил от “владычицы запада” Си Ванму, и унеслась на луну, оставив на земле мужа ожидать неминуемой смерти.
На луне Чан Э превратилась в жабу-чань (которую обычно изображали трехлапой), по некоторым источникам, толкущую в ступе снадобье бессмертия. Считалось, что на луне вместе с богиней живет и Юэту, “лунный заяц”. Вероятно, образ Чан Э связан с образом древней богини луны по имени Чанси.
Нюйва
Нюйва, в древнекитайской мифологии женское божество, “сотворившее все вещи в мире”, в облике полуженщины-полузмеи. Согласно мифам, Нюйва лепила людей из глины, но так как работа была весьма сложна и трудоемка, богиня стала опускать в глиняную жижу веревку и, выдергивая, стряхивать ее. Из летевших на землю комочков получались предки людей бедных и низкородных. Знатные и богатые произошли от тех глиняных фигурок, которые Нюйва вылепила своими руками.
Нюйва также является героиней мифа о починке небосвода. Богиня расплавила разноцветные камни и укрепила ими небо, затем отрезала ноги у гигантской черепахи и подперла ими небеса с четырех сторон, установив космическое равновесие и всеобщую гармонию. В паре с Нюйвой фигурирует Фуси, оба — в облике человекозмеев, причем хвосты их переплетены, что символизирует супружескую близость.
(Фуси, Шэньнун и Хуанди
Миниатюра, XVIII век.)
Согласно мифам, соединение спасшихся от всемирного потопа брата и сестры — Фуси и Нюйвы — в супружескую пару произошло для возрождения погибшего при катастрофе человечества. В одном из популярных мифов говорится о том, как в давние времена крестьянин засадил в клетку бога грозы Лэйгуна, и на земле тотчас прекратились дожди. Когда на следующее утро человек отправился на базар за приправами, чтобы приготовить блюдо из бога грозы, его дети, девочка и мальчик, нарушили строжайший отцовский запрет, дали пленнику воды. Он снова стал могучим и вырвался из клетки. В благодарность бог оставил детям свой зуб и велел посадить его в землю. Через несколько часов из зуба выросла огромная тыква. Начался сильный дождь, и вся земля скрылась под водой. Дети спаслись в тыкве, а отец построил лодку. В ней он вместе с водой поднялся до небес и попросил властителя неба прекратить потоп.
Бог внял его мольбам; вода исчезла, лодка разбилась о землю и человек погиб. Дети остались живы, так как тыква смягчила их падение. Их, единственных переживших страшный потоп, называли Фуси. Повзрослевший юноша предложил сестре стать его женой и родить детей. Сначала она решительно отказывалась, но затем уступила при условии, что он сумеет догнать ее. Так возник древний китайский брачный обычай: жених должен догнать невесту. Впоследствии эта женщина приняла имя Нюйва. Согласно другой версии предания, и мужчина и женщина хотели пожениться и иметь детей, но должны были получить разрешение богов, так как брак брата и сестры является кровосмешением. На вершине горы каждый из них разжег костер и дым костров соединился; Фуси и Нюйва посчитали это добрым знаком, и вскоре Нюйва родила кусок плоти. Фуси топором разрубил его на множество маленьких кусков и по лестнице взобрался с ними на небо. Однако резкий порыв ветра разнес куски плоти по всей земле. Упав, они превратились в людей. Таким образом на земле появился человеческий род.
Чжи Нюй
Чжи Нюй (буквально, ткачиха), в древнекитайской мифологии дочь небесного правителя Тяньди, ассоциировавшаяся со звездой Ткачихи из созвездия Лиры. Первое упоминание о ней содержится в оде “Великий Восток” из “Шицзина” (“Книги песен”, XI-VII столетия до нашей эры). Предания о Чжи Нюй, впервые зафиксированные в сочинениях третьего столетия нашей эры, бытуют в народе и по сей день. Основное содержание древнейших версий сводится к следующему: Чжи Нюй трудилась круглый год в небесном дворце и ткала из облаков небесную парчу. Отец пожалел ее и выдал замуж за Ню Лана (Волопаса), который ассоциировался со звездой Пастуха из созвездия Орла.
После замужества Чжи Нюй перестала ткать. Тяньди рассердился, приказал ей вернуться в отчий дом и впредь разрешал видеться с мужем лишь раз в году – седьмого числа седьмой луны. Мужа ее он поселил на звездном небосводе на другом берегу Небесной реки (Тяньхэ), известной европейцам как Млечный Путь. В назначенный день со всего света слетались сороки и образовывали мост через Небесную реку из своих хвостов, где и встречались Чжи Нюй и Ню Лан. С древних времен седьмой день седьмой луны считался в Китае днем встречи влюбленных. В других версиях мифа этот сюжет разрабатывался в духе волшебной сказки. В поздней народной мифологии Чжи Нюй почиталась как богиня ткацкого искусства и покровительница ткачей. Образ Чжи Нюй чрезвычайно популярен в китайской литературе, особенно в поэзии.
(из Китайской Мифологии)
МОННА
Источники:
https://www.litmir.me/br/?b=627096&p=12
https://pikabu.ru/story/nemnozhko_mifologii_nyuyva_6669216
https://www.liveinternet.ru/users/4783240/post256472637/