0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Объяснение Чацкого с Софьей. Анализ эпизода комедии А.Грибоедова «Горе от ума»

Объяснение Чацкого с Софьей (анализ 1-го явления III действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — одно из лучших произведений русской литературы. Герой комедии – молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий – всего за сутки испытывает крушение всех своих планов и надежд. Можно сказать, что его жизнь меняется в одночасье. Герой возвращался домой, к любимой девушке, к счастливой жизни, а нашел там лишь холодность, разочарование и гонение.

Приехав в дом к другу своего отца Фамусову, Чацкий в первые же секунды стремится увидеться с его дочерью – Софьей. Герой влюблен в нее с детства и ждет ответного чувства от девушки. Но Софья очень холодно встречает Александра Андреевича. На протяжении всей пьесы Чацкий пытается выяснить причину охлаждения Софьи, найти своего, более счастливого, соперника.

В 1-ом явлении III действия комедии между героями происходит объяснение. Чацкий хочет «выудить признание» у Софьи: «Кто, наконец, ей мил? Молчалин? Скалозуб?» Герой не верит, что одного из этих людей девушка могла полюбить — ведь один ничтожнее другого. Чацкий дает емкие характеристики обоим кандидатам:

Молчалин прежде был так глуп.

Уж разве поумнел. А тот –

Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие маневров и мазурки!

Но Софья, обдавая героя холодностью, утверждает, что любит многих гораздо более, чем Чацкого. Александр Андреич, по ее словам, очень «невоздержан на язык» и жесток к людям: «Малейшая в ком странность чуть видна, Веселость ваша не скромна, У вас тотчас уж острота готова… » Лучше бы Чацкий обратил взгляд на себя, на свои недостатки. Ведь, ругая всех и вся, он выглядит смешным:

Да! Грозный взгляд, и резкий тон,

И этих в вас особенностей бездна;

А над собой гроза куда не бесполезна.

Софья не желает больше говорить с героем и порывается уйти. Чацкий, чтобы все же узнать ее «зазнобу», решает притвориться (единственный раз в жизни!) и признать, что Молчалин мог измениться. Герой соглашается: хорошо, может быть, Алексей Степаныч — достойный человек, но любит ли он Софью так, как любит ее Чацкий?

Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,

Но есть ли в нем та страсть? То чувство?

Чтоб, кроме вас, ему мир целый

Казался прах и суета?

Чацкий то пытается убедить Софью, что она во многом выдумала себе Молчалина: «Бог знает, в нем какая тайна скрыта; Бог знает, за него что выдумали вы, Чем голова его ввек не была набита. Быть может, качеств ваших тьму, Любуясь им, вы придали ему… » То, боясь гнева девушки, признает за Молчалиным ум. Он умоляет Софью дать ему возможность убедиться самому, что его соперник – достойный человек: «Как человеку вы, который с вами взрос, Как другу вашему, как брату, Мне дайте убедиться в том…» Тогда Чацкий сможет успокоиться («от сумасшествия могу я остеречься») и забыться.

Но Софью вовсе не трогают пылкие слова Александра Андреевича. Ее очень обидели нелестные отзывы Чацкого о Молчалине. Любит она секретаря отца или нет, «зачем же быть…так невоздержну на язык?» Софья обвиняет героя в том, что в жизни он способен только шутить: «Шутить! И век шутить! Как вас на это станет!» Однако, если бы он узнал Молчалина поближе, то оценил бы его по достоинству.

Чацкий уязвлен ревностью: откуда Софья так хорошо знает Алексея Степановича? А девушка продолжает убеждать Чацкого в несомненных «достоинствах» Молчалина: безмолвии, общении со старичками, небольшом, но крепком уме, уступчивости, скромности, спокойствии и т.д.
Чацкий не верит своим ушам:

Целый день играет!

Молчит, когда его бранят!

Она его не уважает! …Она не ставит в грош его.

В итоге герой делает вывод: «Шалит, она его не любит». Успокоившись по поводу Молчалина, он хочет выяснить отношение Софьи к Скалозубу. Чацкий начинает расхваливать его, но Софья тут же прерывает Александра Андреевича: Скалозуб – герой не ее романа. Чацкий недоумевает: девушка не может любить ничтожного Молчалина, к Скалозубу она равнодушна. Кто же завладел ее сердцем? Сцена завершается вопросом героя: «Кто разгадает вас?»

Читать еще:  Плюсы и минусы работы в крупных компаниях. Какое значение в нашей жизни имеет работа

Таким образом, намерения Чацкого не увенчались успехом. Он так и не выяснил, кто же является его соперником. Герой не имеет возможности успокоиться, он будет находиться в напряженном волнении до самого конца пьесы.

Данный эпизод окончательно проясняет отношение Софьи к Чацкому, причины ее недовольства героем. Также читатель убеждается, что девушка любит Молчалина, не видит его недостатков, таких очевидных для Чацкого. Софья придумала себе романтического героя, не видя истинного лица своего избранника. Но Чацкий убежден, что неглупая Софья выбрала кого-то гораздо более достойного. Эта мысль не дает покоя герою, усиливает его сомнения и терзания.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Объяснение Чацкого с Софьей (анализ 1-го явления III действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Смотрите также по произведению «Горе от ума»:

Чацкий в доме Фамусова (анализ эпизода комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — произ­ведение, роль которого в русской литературе трудно переоценить. В небольшой пьесе, где показан всего один день в доме московского барина Фамусова, дра­матург поднимает многие важнейшие проблемы сво­его времени. Он затрагивает темы крепостного права, образования и воспитания, гражданского долга, нравственности, культуры и многие другие. История любви Чацкого и Софьи и история конфликта героя с московским дворянством переплетаются и соединя­ются в единую сюжетную линию.

Итак, читателю открываются первые сцены в доме Фамусова. Он видит быт дворянской семьи. Автор приот­крывает и завесу взаимоотношений персонажей пьесы.

Софья, молодая привлекательная девица, закры­лась в своей комнате с неким Молчалиным и не обра­щает внимания на напоминания служанки Лизы о на­ступлении утра. Даже риск быть застигнутой отцом ее не пугает. Она вполне счастлива, а оттого и «часов не наблюдает». Влюбленная особа готова предаваться романтическим беседам ночи напролет, не замечая ничего вокруг.

Появляется «достопочтенный» отец, который «монашеским известен поведеньем». Не стыдясь своего возраста и положения, он откровенно заигрывает с Лизой, ведет себя, словно молодой повеса. Однако, столкнувшись с Молчалиным, этот «ветреник» и «ба­ловник» быстро натягивает маску добропорядочного главы семьи и как истинный хозяин своего дома пы­тается разобраться, что происходит и что, собственно, его секретарь ищет в столь ранний час там, где нахо­дится его дочь.

Лиза уверяет барина, что ее хозяйка только что «започивала», а «ночь целую читала». У Фамусова же всему есть своя оценка: «в чтеньи прок-та невелик». Да и в образовании он не видит большого смысла: Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему — И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам.

Однако такие, как Молчалин, для его дочери гораз­до более страшная угроза, чем просвещение, потому что «кто беден», тот ей «не пара».

Кажется, вот-вот — и амурная интрига будет разо­блачена. Но Софье это нипочем. Оставшись наедине с Лизой, с которой у нее сложились доверительные от­ношения, она говорит только лишь о своей любви к Молчалину. Ведь тот «за других себя забыть готов», всю ночь держит ее, Софию, за руку и глаз с нее не сво­дит. Он «и вкрадчив, и умен».

Эту почти идиллическую картину нарушает вне­запное появление Чацкого, отсутствовавшего и не да­вавшего о себе весточки три года. С его визита и начи­нается активное развитие сюжета.

Соскучившись и настрадавшись в разлуке, Чацкий спешит увидеть Софью, которую давно любит и ради встречи с которой, собственно, «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, Верст больше седьмисот про­несся. ».

«Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног»,— вос­клицает Чацкий, еще ничего не подозревая, и стреми­тельно бросается к своей возлюбленной. Он говорит с неподдельным чувством, искренно. С этой девочкой он вместе рос и воспитывался, с ней долгие годы был неразлучен.

А что же София? «Ни на волос любви!» София — чего никак не ожидал Александр Андреевич — холод­на. Наделенный тонким умом и проницательностью, Чацкий сразу чувствует перемену в ней, но пока еще толком не может понять, в чем дело, да и верить в пло­хое ему, наверное, не хочется.

Читать еще:  Мысли об искусстве известных людей. Архитектура - музыка, застывшая в камне

Он говорлив, оживлен, интересуется новостями и, кроме того, по привычке, посмеивается над старыми знакомыми и над старыми порядками, которые он на­ходит неизменными: «Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался — успел, а тот дал промах, Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах». Здесь по-прежнему «хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле» и по-прежнему «господствует. смешенье языков».

Если раньше Софию подобные комментарии забав­ляли, то теперь она ведет себя весьма сдержанно. Справедливые, хотя и резкие высказывания Чацкого о некоторых персонажах больше не веселят ее. А ко­гда он с насмешкой, едкой и язвительной, упоминает о Молчалине («Еще ли не сломил безмолвия печати?»), Софья и вовсе загорается гневом: «Не человек, змея!».

Она по-прежнему умна, воспитана, но окруже­ние, в котором ей пришлось жить во время разлуки с Чацким, уже успело наложить свой отпечаток на ее суждения, мысли, чувства, поступки.

Чацкий же помнит ее той, прежней, совсем другой, а потому любовь Софии к Молчалину кажется ему па­радоксом. Тем не менее все мысли Софии о нем, о Мол­чалине. Конечно, это еще не любовь, а всего-навсего влюбленность, так свойственная молодости. София влюблена не в настоящего Молчалина, а в выдуман­ный ею самой идеал. В ее воображении, пожалуй, жи­вет образ почти святого человека, с которым, на сча­стье, ее свела судьба, который смиренен, добр, душев­но чист, благороден и наделен целым рядом других не менее ценных добродетелей. Очарованная этим псев­дообразом, Софья не видит подлинной сущности сво­его нового избранника, имеющего свои виды на нее, свои планы, ради осуществления которых он и наде­вает на себя маску праведника. Его главная задача — скрыть свое подлинное лицо, и молчалив он отнюдь не из природной скромности. Молчалин успешно играет роль и идеального секретаря, и окрыленного чувст­вом влюбленного. Ф. М. Достоевский писал о нем в своем дневнике: «Особый цинизм, особое дьявольство Молчалина в его умении безукоризненно притворять­ся святым». Только лишь Чацкому удается разгля­деть в нем низкопоклонника, и, зная московские по­рядки, Чацкий легко предсказывает дальнейшую судьбу безродного нищего из Твери: «. дойдет до сте­пеней известных, Ведь нынче любят бессловесных».

Неопытная Софья легко попадает в молчалинскую ловушку, а Чацкий остается с безответной любовью и с «горем от ума». «Как хороша!» — бросает он, поки­дая дом Фамусова в финале первого действия. По мнению И. А. Гончарова, в этом состоянии Чацкий был лишен здравого смысла. «Таких пустяков наделал он!» — с горечью восклицает критик.

Любовная драма Чацкого, раскрытая читателю уже в первом действии, ожесточает героя против фамусов­ского общества, усугубляет конфликт с ним. Все, что происходит с Чацким в первых сценах, получает в пье­се дальнейшее развитие: любовь к Софье заканчивается полным разочарованием, насмешливое отношение к нравам и порядкам барской Москвы выливается в ост­рый неразрешимый конфликт. «Карету мне, карету!» — восклицает доведенный до отчаяния герой в фи­нале пьесы, и душа его горит так же, как еще совсем не­давно горела в предвкушении встречи с Софьей.

Объяснение Чацкого с Софьей. Анализ эпизода комедии А.Грибоедова «Горе от ума»

1. Где в доме Фамусова происходит диалог героев? В чем драматизм положения для них?

– Судя по ремаркам финала предыдущего действия, Софья направляется в свою комнату, где её перехватывает Чацкий. За несколько часов пребывания в доме Фамусова Чацкий успел вызвать не только раздражение и досаду у Софьи, но и ярость («не человек, змея»). Можно себе представить, что чувствует Софья, увидев Чацкого у дверей своей комнаты, куда сейчас должен прийти Молчалин.

Что касается Чацкого, ему уже не раз дали понять, что он лишний, что его не любят, уже косвенно приводили в пример Молчалина. Но именно потому, что ему говорили правду, он не в состоянии был в неё поверить. Его высокий, благородный ум не приемлет такой глупой правды. Он не способен понять, что Софья может любить Молчалина, что тот не так уж глуп. И в первой же своей реплике Чацкий вновь презрительно отзывается о Молчалине:

Читать еще:  Мертвые души кто. В каком году была написана поэма Мертвые души

Уж разве поумнел?

2. Как ведут себя герои в начале диалога?
– Чацкий – напористо: «Дознаться мне нельзя ли…кого вы любите?», «Кто более вам мил?». Софья – уклончиво, пытаясь поскорее отделаться от Чацкого, но и не в силах скрыть раздражение.

3. В какой момент происходит перелом в диалоге?
– Горестный порыв Чацкого «Мне в петлю лезть, а ей смешно» подействовал на Софью, и она решается на полуправду. Она пытается объяснить Чацкому, за что не любит его и не сможет полюбить.

4. Как характеризуют её эти признания? Что открывают в ней?
– Она не доверяет человеку слишком яркому и самостоятельному. К тому же она слишком умна и проницательна, чтобы не заметить, что Чацкий занят собой, а её плохо слышит и понимает. Но почему же умная Софья полюбила Молчалина? Софья в сущности очень одинокий человек: рано лишилась матери, отец занят собой, мадам Розье – «вторую мать» перекупили за пятьсот рублей, да и Чацкий её тоже бросил. Ей хочется чего-то надежного, своего, и ум диктует ей искать человека зависимого, покорного, который всегда находился бы под рукой. Потому и восхищает её робость Молчалина, скромность, сговорчивость, умение ладить со всеми. Но она, конечно, идеализирует Молчалина, и об этом ей говорит Чацкий. Софья отчасти даже согласна с ним:

Конечно, нет в нем этого ума…

Но ей кажется, что именно отсутствие ума есть залог чистосердечия: «В лице ни тени беспокойства..»

5. Как характеризует эта сцена Чацкого?
– Он по-прежнему проявляет трагическую невосприимчивость, нечуткость к собеседнику. Он умен и абсолютно прав почти во всем, но в идеале. А в реальности со своими идеалами он выглядит глупо, нелепо и смешно. Не умея слышать других, он убежден, что его идеи разделяют все умные люди. Поэтому, слушая, как Софья хвалит Молчалина, подозревает её в лукавстве.

6. Чем заканчивается диалог?
– Чацкий, не желая видеть очевидного, остается со своей загадкой. Но еще более драматично, что, не желая понять чужую правду, он ощущает себя на грани сумасшествия.

Читаемое в разделе:

  • Сочинение на тему: Чем опасны Молчалины

Чтобы ответить на поставленный вопрос, сначала необходимо определить, что такое опасность. По Википедии опасность – это возможность возникновения.

Грибоедовская комедия «Горе от ума» — произведение поистине гениальное. Иначе не стала бы она столь знаменитой, не оставалась бы актуальной уже почти два.

«>Сочинение на тему: Образы комедии «Горе от ума»
Эпилог к комедии «Горе от ума» (в стихотворной форме)

Ι Настало утро, всё в доме улеглось, Все успокоились Ни Фамусов, ни Софья, ни Молчалин не знали, Как им дальше быть, что делать Все у себя по комнатам сидели, О жизни.

Москва начала XIX века. На дворе тихий вечер. Вечер, каких много. К дому Фамусовых, одна за другой, съезжаются кареты, из которых выходят разодетые, очень.

1. Сквозная тема эпизода, как и всей комедии – ум. Об уме постоянно вспоминают самые, казалось бы, далекие от мудрости персонажи.2. Данный эпизод – диалог.

Ранее опубликованные в разделе:

  • Диалог Фамусова с Чацким. Анализ эпизода комедии «Горе от ума»

1. Сквозная тема эпизода, как и всей комедии – ум. Об уме постоянно вспоминают самые, казалось бы, далекие от мудрости персонажи.2. Данный эпизод – диалог.

Москва начала XIX века. На дворе тихий вечер. Вечер, каких много. К дому Фамусовых, одна за другой, съезжаются кареты, из которых выходят разодетые, очень.

Грибоедовская комедия «Горе от ума» — произведение поистине гениальное. Иначе не стала бы она столь знаменитой, не оставалась бы актуальной уже почти два.

«>Сочинение на тему: Образы комедии «Горе от ума»
Эпилог к комедии «Горе от ума» (в стихотворной форме)

Ι Настало утро, всё в доме улеглось, Все успокоились Ни Фамусов, ни Софья, ни Молчалин не знали, Как им дальше быть, что делать Все у себя по комнатам сидели, О жизни.

Новые материалы раздела:

  • Сочинение на тему: Чем опасны Молчалины

Чтобы ответить на поставленный вопрос, сначала необходимо определить, что такое опасность. По Википедии опасность – это возможность возникновения.

Источники:

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00074401184864240496
http://5litra.ru/soch/46-chackij-v-dome-famusova-analiz-yepizoda-komedii-a.html
http://litera.su/learner/all-works/griboyedov-a-s/explanation-chatsky-sophia-analysis-of-episode

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector